система обучения грамоте детей с ффн разработана

Система обучения грамоте детей с ффн разработана

В 3 периоде обучения, когда осуществляется закрепление всех поставленных звуков, часть логопедических занятий отводится на обучение детей пересказу и составлению рассказа по картине или серии картин.

Обучение грамоте

Цель коррекционного обучения по данному разделу:

— сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте;

— научить детей чтению и письму.

Обучение грамоте проводится на материале звуков, предварительно отработанных в произношении. В системе обучения предусмотрено определенное соответствие между изучаемыми звуками, формами рече-звукового анализа и обучением чтению и письму.

Для того чтобы создать возможность успешного усвоения детьми навыков чтения и письма, предусматривается подготовительный период обучения, длительность которого два месяца. В течение этого времени специальных занятий по обучению грамоте не выделяется — подготовка к обучению грамоте осуществляется одновременно с формированием произносительных навыков.

В результате специальных упражнений у детей воспитывается направленность на звуковую сторону речи, они учатся четко произносить, различать и выделять отдельные звуки слова.

По отношению к грамоте в это время решаются две задачи:

— подготовить детей к анализу слов,

— научить слитно, без подбора букв читать простейшие прямые слоги типа СГ (С-согласный, Г-гласный).

«Букварный» период обучения длится 6 месяцев (ноябрь-апрель). В это время фронтальные занятия по грамоте проводятся два раза в неделю, подгрупповые — по мере надобности, кроме того, на каждом занятии по произношению выделяется около пяти минут на упражнения в чтении.

Несмотря на длительную подготовку, обучение грамоте протекает в условиях, отличающихся от нормальных тем, что система фонем у детей еще не полностью сформирована, еще низок уровень лексико-грамматического развития. Это заставляет не только растягивать во времени процесс овладения чтением и письмом, но и по иному располагать материал, пользоваться особыми методическими приемами.

Источник

Подготовка к обучению грамоте детей с ФФН 5-7 лет

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

система обучения грамоте детей с ффн разработана. Смотреть фото система обучения грамоте детей с ффн разработана. Смотреть картинку система обучения грамоте детей с ффн разработана. Картинка про система обучения грамоте детей с ффн разработана. Фото система обучения грамоте детей с ффн разработана

Описание презентации по отдельным слайдам:

Подготовка к обучению грамоте детей с ФФН в условиях группы компенсирующей направленности ДОУ

Методическое обоснование В педагогической и методической литературе есть немало указаний на то, что благодаря достаточному уровню общего и речевого развития дети 6-7 года жизни обладают определенной готовностью к обучению грамоте.

Готовность ребенка к обучению грамоте аналитико-синтетическим звуковым методом определяется возможностью осознания им звукового строя языка, то есть переключения внимания от семантики слова к его звуковому составу – к умению услышать в слове отдельные звуки, понять, что они расположены в определенной последовательности.

В ряде исследований Р.Е Левиной, Л.Ф. Спировой и других ученых АПН Российской Федерации показано, что учащиеся с несформировавшимся звукопроизношением на первых порах обучения чтению с применением общепринятых методик с трудом овладевают слиянием букв, а в дальнейшем читают медленно и с трудом понимают прочитанное.

Для детей с нарушением фонетико-фонематического развития речи разработана особая система подготовки их к обучению грамоте.

(Каше Т.А., Филичева Т. Б., Чиркина Т.В., Ткаченко Т.А.) разработали свои системы обучения грамоте детей с нарушениями речи, которые широко используются логопедами-практиками в коррекционной работе.

Основной особенностью этих систем является то, что как подготовка к обучению грамоте, так и обучение грамоте проводятся исключительно на материале звуков, правильно произносимых всеми детьми;

в системе обучения предусмотрено определённое соответствие между изучаемыми звуками, теми или иными формами фонемного анализа и обучением чтению и письму.

В связи с этим порядок изучения звуков и букв русского алфавита в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи ДОУ построен иначе, чем в 1 классе общеобразовательной школы

. Поэтому никакие учебные пособия, азбуки, буквари для 1 класса не могут быть привлечены к работе по обучению грамоте дошкольников, имеющих нарушения речи.

Большая или меньшая ограниченность изученных звуков и букв, слоговых структур слов на начальных этапах обучения лишает детей и логопеда возможности использовать для чтения различные детские книжки.

При её разработке мной учитывались следующие особенности: а) сформированность произносительных навыков у всех детей группы;

в) при знакомстве с буквой необходимо называть её «официальное» название (эм, бэ, ка), и тот звук, который эта буква обозначает [м], [б], [к];

г) графическое начертание букв изучается только в их печатном варианте;

д) для повышения эффективности формирования звукослогового и звукобуквенного анализа необходимо использовать символику (графические схемы слогов и слов);

е) материал по обучению грамоте предлагается в следующей последовательности:

Работа по обучению грамоте с использованием этой системы предусматривает разнообразные формы заданий:

— заучивание коротких стихотворений насыщенных изучаемым звуком;

В процессе обучения дети овладевают чтением в объёме букваря, правильным пониманием прочитанного, умением отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, пересказывать короткие тексты

выкладывать из букв разрезной буквы или писать печатными буквами отдельные слова различного звуко-слогового состава и короткие предложения

, практически овладевают правильным правописанием ( раздельное написание слов, употребление заглавной буквы в написании собственных имён существительных, обозначение мягкости согласных мягким знаком, использование разделительных ь и ъ, правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу и др.).

Данная система не претендует на идеальность. Это всего лишь попытка обобщить опыт практической работы учителя-логопеда по подготовке к обучению детей грамоте детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

система обучения грамоте детей с ффн разработана. Смотреть фото система обучения грамоте детей с ффн разработана. Смотреть картинку система обучения грамоте детей с ффн разработана. Картинка про система обучения грамоте детей с ффн разработана. Фото система обучения грамоте детей с ффн разработана

Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

система обучения грамоте детей с ффн разработана. Смотреть фото система обучения грамоте детей с ффн разработана. Смотреть картинку система обучения грамоте детей с ффн разработана. Картинка про система обучения грамоте детей с ффн разработана. Фото система обучения грамоте детей с ффн разработана

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

система обучения грамоте детей с ффн разработана. Смотреть фото система обучения грамоте детей с ффн разработана. Смотреть картинку система обучения грамоте детей с ффн разработана. Картинка про система обучения грамоте детей с ффн разработана. Фото система обучения грамоте детей с ффн разработана

Курс повышения квалификации

Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации

система обучения грамоте детей с ффн разработана. Смотреть фото система обучения грамоте детей с ффн разработана. Смотреть картинку система обучения грамоте детей с ффн разработана. Картинка про система обучения грамоте детей с ффн разработана. Фото система обучения грамоте детей с ффн разработана

Номер материала: ДБ-1027866

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

система обучения грамоте детей с ффн разработана. Смотреть фото система обучения грамоте детей с ффн разработана. Смотреть картинку система обучения грамоте детей с ффн разработана. Картинка про система обучения грамоте детей с ффн разработана. Фото система обучения грамоте детей с ффн разработана

система обучения грамоте детей с ффн разработана. Смотреть фото система обучения грамоте детей с ффн разработана. Смотреть картинку система обучения грамоте детей с ффн разработана. Картинка про система обучения грамоте детей с ффн разработана. Фото система обучения грамоте детей с ффн разработана

Технопарк универсальных педагогических компетенций откроют в Чечне

Время чтения: 1 минута

система обучения грамоте детей с ффн разработана. Смотреть фото система обучения грамоте детей с ффн разработана. Смотреть картинку система обучения грамоте детей с ффн разработана. Картинка про система обучения грамоте детей с ффн разработана. Фото система обучения грамоте детей с ффн разработана

Вузам Москвы и Подмосковья рекомендовали с 8 ноября ввести смешанный формат обучения

Время чтения: 1 минута

система обучения грамоте детей с ффн разработана. Смотреть фото система обучения грамоте детей с ффн разработана. Смотреть картинку система обучения грамоте детей с ффн разработана. Картинка про система обучения грамоте детей с ффн разработана. Фото система обучения грамоте детей с ффн разработана

Москалькова предложила создать рекомендации подросткам по использованию соцсетей

Время чтения: 1 минута

система обучения грамоте детей с ффн разработана. Смотреть фото система обучения грамоте детей с ффн разработана. Смотреть картинку система обучения грамоте детей с ффн разработана. Картинка про система обучения грамоте детей с ффн разработана. Фото система обучения грамоте детей с ффн разработана

Минобрнауки утвердило перечень вступительных экзаменов в вузы

Время чтения: 1 минута

система обучения грамоте детей с ффн разработана. Смотреть фото система обучения грамоте детей с ффн разработана. Смотреть картинку система обучения грамоте детей с ффн разработана. Картинка про система обучения грамоте детей с ффн разработана. Фото система обучения грамоте детей с ффн разработана

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

система обучения грамоте детей с ффн разработана. Смотреть фото система обучения грамоте детей с ффн разработана. Смотреть картинку система обучения грамоте детей с ффн разработана. Картинка про система обучения грамоте детей с ффн разработана. Фото система обучения грамоте детей с ффн разработана

Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Система обучения грамоте детей с ффн разработана

В процессе овладения фонетической стороной речи в занятия постепенно включаются упражнения по обучению детей осознанному анализу и синтезу звукового состава слова. Развитие умения выделить звуки из разных позиций в слове, в свою очередь, помогает восполнить пробелы фонематического развития. Система упражнений по подготовке детей к обучению грамоте начинается с выделения звука в слове и заканчивается анализом и синтезом односложных слов.

(сентябрь, октябрь, первые две недели ноября)

Индивидуальная и подгрупповая работа проводится ежедневно, фронтальные занятия по произношению — 2 раза в неделю.

На фронтальных занятиях изучаются гласные звуки, доступные по артикуляции согласные звуки: а, у, ау, и, о, э, ппь, т, ккь, птк, ауои, ы, йот, ль, йот — лъ. Такая последовательность отработки звуков обеспечивает поэтапную работу над фонемами, постепенный переход от более легких к сложным звукам. Это помогает, в свою очередь, постепенному усвоению детьми фонетической системы языка. В процессе обучения произношению следует воспитывать у детей стойкий познавательный интерес, активизировать мыслительную деятельность, постоянно ставить посильные и в то же время требующие определенного напряжения задачи. Работа по развитию произношения проводится одновременно с работой по развитию слухового восприятия.

В течение первого периода обучения детей учат четко, даже утрированно воспроизводить гласные звуки, угадывая, их по беззвучной артикуляции, слышать и выделять в ряду других звуков. Включаются упражнения по удерживанию в памяти ряда, состоящего из 3-4-х гласных звуков. Учитывая возрастные особенности детей, все задания предлагаются в игровой форме.

Например, по правилам игры в «Эхо» дети делятся на две команды: 1-я произносит звуки а, у, и — громко; 2-я — эти же звуки — тихо. Или другая игра: каждому ребенку раздаются длинные и короткие ленточки (полосы). В зависимости от их величины, одни дети произносят звуки длительно плавно, другие — отрывисто. Во время игры «Кто кого перетянет» детям раздаются цветные мелки. Они поочередно подходят к доске, протяжно произносят гласные звуки, рисуя при этом длинную линию. Выигрывает тот, у кого получилась длиннее «дорожка». Играя в игру «Убери лишний звук», дети получают от ведущего символы гласных звуков. Логопед произносит ряд из нескольких гласных звуков (ааау; иииои и т д.). Дети выстраиваются в определенной последовательности, а затем определяют, какой звук лишний и объясняют, почему. Можно предложить и более усложненный вариант, например, какие нужно назвать звуки, чтобы лишний был звук и и т.д. Или игра «Звуки и грибочки». Один ребенок отбирает несколько грибков, а другой называает такое же количество гласных. Все эти упражнения воспитывают у детей внимание к речи, к звукам, умение запоминать и воспроизводить нужное количество звуков.

Источник

Обучение грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием

система обучения грамоте детей с ффн разработана. Смотреть фото система обучения грамоте детей с ффн разработана. Смотреть картинку система обучения грамоте детей с ффн разработана. Картинка про система обучения грамоте детей с ффн разработана. Фото система обучения грамоте детей с ффн разработана

система обучения грамоте детей с ффн разработана. Смотреть фото система обучения грамоте детей с ффн разработана. Смотреть картинку система обучения грамоте детей с ффн разработана. Картинка про система обучения грамоте детей с ффн разработана. Фото система обучения грамоте детей с ффн разработана

Обучение грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

В связи с перестройкой школьных программ предъявляются новые, более высокие требования к обучению детей в школе. Создающиеся для массовых школ программы обучения грамоте предусматривают обучение детей шестилетнего возраста чтению, письму на основе знания всего алфавита. В связи с этим появилась необходимость пересмотреть «Программу обучения детей с недоразвитием фонетико-фонематического строя речи» и привести её содержание в соответствие с современными требованиями.

Диагноз Фонетико-фонематическое недоразвитие речи означает, что при нормальном слухе и интеллекте в картине развития речи ребёнка на первый план выступает несформированность её звуковой стороны. Характерным для этих детей является незаконченность процесса формирования фонематического восприятия. Недостаточность касается не только произношения, но и слуховой дифференциации звуков. При несформированности фонематических представлений готовность к звуковому анализу речи оказывается значительно слабее, чем у говорящих. Иногда наблюдается некоторое отставание лексико-грамматического развития. Следовательно, необходимо было проверить, насколько доступно детям шестилетнего возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи овладение грамотой на основе полного алфавита.

Для этого следовало решить ряд частных задач:

· создать систему обучения грамоте, обеспечивающую соответствие между коррекцией речевого дефекта и обучением чтению и письму;

· определить содержание знаний, умений и навыков на разных этапах обучения;

· определить максимальные сроки изучения букваря;

· выявить отдельные специфические особенности усвоения детьми, предлагаемого материала;

· разработать методические приёмы, обеспечивающие успешное овладение учащимися навыками чтения и письма наряду с коррекцией речевых дефектов;

· разработать учебно-наглядное пособие по обучению чтению, соответствующее созданной системе обучения.

В 2017-2018 и 2019-2020 учебном году проводилась проверка созданной системы обучения грамоте в группах учащихся 1 класса с фонетико-фонематическим недоразвитие речи.

Основной особенностью данной системы является то, что как подготовка к обучению грамоте, так и само обучение проводятся исключительно на материале звуков предварительно отработанных в произношении. Отмечу, что последовательность, в которой дети овладевают произношением звуков, зависит от их артикуляционной сложности, это обстоятельство учитывалось при создании системы обучения грамоте. Второй особенностью, предлагаемой системы, является выделение длительного периода, в течение которого проводится подготовка детей к обучению грамоте. Для рассматриваемой системы обучения характерна чрезвычайная расчленённость предлагаемого материала, позволяющая тщательно отрабатывать каждый новый этап обучения.

В ходе коррекционного обучения нашли широкое применение различные формы наглядности, игровые приёмы, упражнения в занимательной форме.

Основными пособиями, на всех этапах обучения, являлись разрезная азбука, специально созданные таблицы для чтения (с записанными слогами, словами, предложениями, текстами). В таблицы включено большое количество разнообразного материала, предназначенного для самостоятельной работы детей. Многие упражнения направлены на развитие понимания читаемого или на закрепление материала.

В течение всего букварного и послебукварного периодов обучения широко использую карточки, где под рисунками помещаются слова, в которых опущены некоторые элементы – буквы или слоги, иногда даётся только графическая схема слова. Применяется и вариант карточек только со словами, без рисунков.

Большое количество наглядных пособий позволяет широко использовать разнообразные формы работы.

Остановлюсь подробнее на содержании обучения.

В системе обучения выделяется 3 периода, каждый из которых имеет свои цели и задачи.

Первый период – подготовительный. Длительность 6 недель.

В подготовительный период логопед решает 2 задачи:

1) развивает готовность к анализу слов;

В это время наряду с уточнением произношения наиболее артикуляционно простых звуков проводятся упражнения в анализе и синтезе. Детей надо научить слышать отдельные звуки в составе слова и уметь определять их последовательность.

В подготовительном периоде дети овладевают следующими формами фонемного анализа: от умения выделить начальный гласный из состава слова они приходят к анализу ряда, состоящего из 2-3 гласных, анализу и синтезу обратных слогов типа ГС. Несколько позднее ученики упражняются в выделении последнего и первого согласного из состава слов; гласного из положения после согласного; в анализе и синтезе прямых слогов типа СГ, а затем слогов и слов типа СГС.

Надо сказать, что правильно произносимых звуков на каждом этапе обучения у детей больше, чем знакомых букв – это даёт возможность выкладывать из фишек различные слоги, проводить преобразование слогов, «читать» их синхронно водя указками.

На следующем этапе фишки заменяются буквами и ученики читают слоги. В это время широко применяется пособие «окошечки», которое даёт возможность за короткий промежуток времени провести большое количество упражнений. Некоторые слоги устно добавляются до слов, таким образом учащиеся постепенно подводятся к пониманию того, что слог является частью слова. Особенно важны такие упражнения при переходе к чтению слогов с гласной И.

Итогом подготовительного периода обучения является овладение детьми анализом и чтением обратных слогов типа ГС и прямых слогов типа СГ; создана база для чтения слов типа СГСГ и СГС. В это же время дети постепенно учатся понимать и правильно употреблять термины : звук, слово, слог, предложение, гласный звук, согласный звук, твёрдый звук, мягкий звук.

Второй период, букварный, длится 4, 5 месяца. Фронтальные занятия по обучению грамоте и коррекции речи проводятся 3 раза в неделю. На каждом занятии, в этот период, выделяется 4-5 минут для упражнений в чтении. Несмотря на длительную подготовку, обучение грамоте в коррекционных группах протекает в условиях отличающихся тем, что система фонем у детей ещё недостаточно сформирована, низок уровень лексико-грамматического развития. Это заставляет не только растягивать во времени процесс овладения чтением и письмом, но и по-иному располагать материал, пользоваться особыми методическими приёмами.

Характерными особенностями букварного периода являются следующие.

· На всех этапах букварного периода устные упражнения, направленные на анализ слов с постепенно усложняющимся звуко-слоговым составом, предваряют занятия, связанные с письмом.

· По возможности раздвигается по времени знакомство с буквами, обозначающими близкие по артикуляционным или акустическим признакам звуки (с-ш, с-з, п-б и др.).

Максимальное внимание уделяется пониманию детьми читаемых слов, предложений, текстов. С этой целью применяются специальные приёмы.

Упражнения со звуковыми схемами слов играют особенно важную роль на начальных этапах букварного периода обучения, когда первоочередными задачами являются следующие: воспитание у детей навыка различения согласных и гласных звуков, усвоение слогообразующей роли гласных звуков, а также постепенное овладение детьми особенностями обозначения буквами мягких звуков. Для составления схем подбираются слова со всеми правильно произносимыми согласными и гласными А,О,У,Ы,И.

Наряду со звуковыми схемами используются буквенные. Детям предлагается выкладывать из букв разрезной азбуки слова, пользуясь карточками (с рисунком и без рисунка), в которых пропущены отдельные буквы, слоги или дана схема слова. В буквенных схемах недостающие буквы обозначаются точками или клеточками.

При проведении некоторых упражнений, направленных на овладение учащимися звуко –слоговым составом слов и осознанным их чтением, использую таблицы. Опишу некоторые из них:

· Даны 2 столбика слогов. Дети должны к слогам из первого столбика подобрать слоги из второго так, чтобы получились слова. Вариант: слоги напечатаны на карточках, дети получают задание составить слова.

· Напротив слов, предназначенных для чтения, даются предметные рисунки, но в иной последовательности. По прочтении слова дети находят соответствующее изображение.

· Даны слова с пропущенными буквами или слогами. Надо добавить недостающие буквы.

· Даны слова-подлежащие, а сказуемые обозначены чертой. С помощью рисунка нужно составить предложение.

Одновременно с усвоением детьми звуко-слогового состава и чтения слов (не включающих йотированные гласные звуки), проводятся упражнения в выкладывании из букв разрезной азбуки и чтении слогов и слов с буквой Я, обозначающей мягкость предшествующего согласного. Продолжается воспитание навыка ориентировки на гласную букву при чтении прямых слогов. Упражнения в чтении слогов, включающих букву Я и все другие знакомые детям буквы, проводятся до тех пор, пока все дети не научатся слитно читать прямые слоги не только с твёрдыми, но и с мягкими согласными. Для этого используются таблицы слогов, пособие «окошечки», буквы разрезной азбуки.

При анализе и выкладывании слогов и слов, включающих букву Я, звуковые схемы не составляются, так как в этих случаях звуковой состав не соответствует буквенному. В процессе анализа того или иного слога или слова от звуков переходят к буквам, например, анализируя второй слог в слове Валя, логопед задаёт вопросы: « В слоге ля согласный твёрдый или мягкий? (мягкий) Какую букву надо положить? (Я). Звуковой анализ лишь вспомогательное средство для подготовки к письму и чтению, и использовать его следует лишь в тех случаях, когда он помогает овладеть буквенным составом слова, и в той мере, какой он этому служит.

На последующих этапах букварного периода дети переходят от чтения отдельных слов к чтению предложений и текстов, постепенно усложняется слоговой состав слов. В то же время постепенно усложняется слоговой состав слов. При этом устный анализ слов каждой новой структуры предварительно отрабатывается на занятиях по произношению. Например, во время тренировочных упражнений в правильном произношении звука л дети анализируют слоги и слова со стечением согласных (ла-ела-Слава; по-пло-плот и т.д.), затем слова такого типа включаются в письменные упражнения.

Много внимания, на всех этапах букварного периода, уделяется звуковому анализу слов и усвоению буквенного их состава. В занятия систематически включаются постепенно усложняющиеся упражнения в подборе слов с опорой на звуковую схему, в которой обозначены – каждый своим цветом – твёрдые и мягкие согласные звуки. Детям предлагается самостоятельно подбирать к данной схеме любые слова; слова с определённым звуком; отбирать слова нужной слоговой структуры с помощью картинок. Эти и подобные упражнения способствуют развитию навыка быстрой ориентировки в звуковом составе слов. Для работы со звуковой схемой подбираются только те слова. При написании которых не употребляются буквы я, е, ё, ю, ь, ъ. Наряду с указанными всё большее место занимают такие упражнения, цель которых привлечь внимание детей не только к звуковому, но и к буквенному составу слов. Так, дети упражняются в выкладывании слов и предложений из букв разрезной азбуки или в их написании; выполняются различные задания, связанные с преобразованием слов(полка – палка – балка – булка); с добавлением в слова пропущенных слогов или отдельных букв, например, детям предлагается с помощью рисунков вставить пропущенные буквы в слова:

Тел.нок – тел.та (телёнок – телята), гус.нок – гус.та (гусёнок – гусята) и т.п.

Особенно важны такого рода упражнения при усвоении детьми роли букв я, е, ё, ю, ъ,ь.

При работе с логопатами пользуюсь общепринятыми приёмами, т.е. слова, предложения, тексты читаются отдельными детьми, хором, по цепочке и т.д. При этом, учитывая особенности речевого развития детей данной группы, особое внимание уделяется правильности понимания предлагаемого для чтения материала. С этой целью логопед постоянно просит детей объяснить значение прочитанных слов или составить с ними предложения. Кроме того, подобран ряд специальных упражнений, для выполнения которых необходимо хорошо понимать читаемое; некоторые из таких упражнений одновременно направлены на закрепление того или иного грамматического материала.

· Предлагаются предложения, в которых есть подлежащее и дополнение. Между ними, на месте сказуемого находится прочерк (Катя _______ мишку.) Дети устно подбирают подходящее по смыслу слово, обозначающее действие. Чтобы найти пропущенное слово (катает, купает, возит, покупает и т. д.), нужно прочитать слова и понять отношения между ними.

· В одном столбике напечатаны отдельные слова, например: Галя, дети, Коля. В другом предложения, в которых отсутствует подлежащее : ______ пошли в лес. _____ увидел белку. ______ везла санки. Пользуясь словами из первого столбика, надо составить целое предложение.

· Детям предлагается прочитать незаконченные предложения и дополнить их с помощью сюжетной картинки, например: Наступила _____. Выпало много _____. Дети лепили _____. Им было ____.

· В первом столбике помещены незаконченные предложения, например: Около дома ____. У Жени ____. В лесу ____. В другом столбике даны слова: лыжи, ножи, ежи, лужи. Надо подобрать подходящие по смыслу слова.

· Для чтения предлагаются отдельные слова. Прочитав слово ребёнку предлагается образовать родительный падеж множественного числа (лента – много лент, лимон – много лимонов) и т.п.

· Даны 3-4 предлога, например: под, над, около и отдельно предложения с пропущенными предлогами (___ куста Ваня нашёл гриб. ___ кустом сидел ёжик.) Надо вставить в предложение подходящий предлог.

Перечисленные и подобные упражнения способствуют развитию навыка осознанного чтения.

По мере усложнения текстов, предназначенных для чтения, всё больше времени отводится на беседы по содержанию текстов; шире применяется приём выборочного чтения, чтения по ролям. Кроме того, чтение текстов используется для воспитания у детей навыка постановки вопросов. Вначале это вопросы к подлежащему (кто? что?) и сказуемому (что делает?). В дальнейшем дети постепенно учатся ставить вопросы и к другим членам предложения.

С начала букварного периода дети постепенно овладевают умением выделять в словах ударные гласные, а в связи с усвоением этого навыка учатся использовать проверочные слова (к-за – кОзы, г-ра – гОры и т.д.).

В процессе усвоения звонких звуков внимание детей привлекается к тому, что звонкие согласные хорошо слышны перед гласными, а в конце слов они произносятся как глухие. И ученики постепенно, по мере того как такие слова встречаются в предлагаемом для чтения и письма материале, учатся подбирать проверочные слова. Предлагаются специальные упражнения типа (зубы – зу.; морозы – моро.). Знакомясь с буквами ш, ж, ч, щ, учащиеся усваивают правило написания сочетаний ши, жи, ча, ща, чу, щу.

Постепенно усваивается и ряд других навыков: раздельное написание слов, правильное оформление предложений, употребление заглавной буквы и т.п.

Ряд упражнений, направленных на звуковой или буквенный анализ слов, а также на закрепление навыков правописания, даётся в занимательной, игровой форме. Особенно разнообразными и интересными могут быть такого рода упражнения на последних этапах обучения.

· Вводятся упражнения типа простейших кроссвордов. В пустые клеточки предлагается вписывать слова из прочитанного рассказа, сказки или любые слова, состоящие из нужного количества букв, названия животных, мебели, растений и т.д.

· Из ряда картинок дети выбирают такие, в названиях которых все звуки мягкие. Среди предложенных могут быть картинки: дети, мяч, цифра пять и др.

· С помощью картинок предлагается выбрать слова с ударением на определённом слоге.

Некоторые упражнения имеют форму загадок или шарад. Отмечу, что все упражнения, требующие активной мыслительной деятельности, выполняются учащимися с большой охотой. На всех занятиях я использую дидактические игры, инсценировки, кукольный и настольный театр, продуктивную деятельность (аппликации, штриховки, конструирование).

В апреле закрепляются все полученные детьми знания и навыки.

В результате обучения по данной системе ученики 1 класса овладевают чтением, умением понимать прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, пересказывать тексты, писать слова различного звуко-слогового состава и несложные предложения с применением всех усвоенных знаний и навыков.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *