система обучения для которой характерен предварительный отбор учащихся в классы по способностям

Развитие форм организации обучения в дидактике и прогрессивном педагогическом опыте

система обучения для которой характерен предварительный отбор учащихся в классы по способностям. Смотреть фото система обучения для которой характерен предварительный отбор учащихся в классы по способностям. Смотреть картинку система обучения для которой характерен предварительный отбор учащихся в классы по способностям. Картинка про система обучения для которой характерен предварительный отбор учащихся в классы по способностям. Фото система обучения для которой характерен предварительный отбор учащихся в классы по способностям система обучения для которой характерен предварительный отбор учащихся в классы по способностям. Смотреть фото система обучения для которой характерен предварительный отбор учащихся в классы по способностям. Смотреть картинку система обучения для которой характерен предварительный отбор учащихся в классы по способностям. Картинка про система обучения для которой характерен предварительный отбор учащихся в классы по способностям. Фото система обучения для которой характерен предварительный отбор учащихся в классы по способностям система обучения для которой характерен предварительный отбор учащихся в классы по способностям. Смотреть фото система обучения для которой характерен предварительный отбор учащихся в классы по способностям. Смотреть картинку система обучения для которой характерен предварительный отбор учащихся в классы по способностям. Картинка про система обучения для которой характерен предварительный отбор учащихся в классы по способностям. Фото система обучения для которой характерен предварительный отбор учащихся в классы по способностям система обучения для которой характерен предварительный отбор учащихся в классы по способностям. Смотреть фото система обучения для которой характерен предварительный отбор учащихся в классы по способностям. Смотреть картинку система обучения для которой характерен предварительный отбор учащихся в классы по способностям. Картинка про система обучения для которой характерен предварительный отбор учащихся в классы по способностям. Фото система обучения для которой характерен предварительный отбор учащихся в классы по способностям

система обучения для которой характерен предварительный отбор учащихся в классы по способностям. Смотреть фото система обучения для которой характерен предварительный отбор учащихся в классы по способностям. Смотреть картинку система обучения для которой характерен предварительный отбор учащихся в классы по способностям. Картинка про система обучения для которой характерен предварительный отбор учащихся в классы по способностям. Фото система обучения для которой характерен предварительный отбор учащихся в классы по способностям

система обучения для которой характерен предварительный отбор учащихся в классы по способностям. Смотреть фото система обучения для которой характерен предварительный отбор учащихся в классы по способностям. Смотреть картинку система обучения для которой характерен предварительный отбор учащихся в классы по способностям. Картинка про система обучения для которой характерен предварительный отбор учащихся в классы по способностям. Фото система обучения для которой характерен предварительный отбор учащихся в классы по способностям

В истории становления и развития школьной практики определились различные системы обучения, в которых преимущество отдавалось тем или иным формам организации массового обучения. Поэтому формы массового обучения часто называют системами.

Научное обоснование классно-урочная система получила в трудах Я.А.Коменского (XVII в.). В настоящее время классно-урочная форма обучения является преобладающей во всем мире несмотря на то, что основные ее положения разработаны и внедрены около 400 лет назад.

Для этой формы обучения характерны следующие элементы:

-​ объединение в классы учащихся одинакового уровня подготовки (распределение учащихся в классы по возрастам);

-​ постоянный состав класса на весь период школьного обучения;

-​ работа всех учащихся класса по одинаковым планам и программам одновременно;

-​ обязательность занятий для всех;

-​ основной единицей занятий является урок;

-​ наличие расписания занятий, перемен, единого учебного года и каникул.

Несмотря на широкое признание в мире классно-урочная форма обучения не лишена ряда недостатков. Наиболее существенные из них следующие: ограниченное количество обучаемых, ориентированность в основном на среднего ученика, невозможность полного учета и реализации в образовательном процессе индивидуальных особенностей учащихся. Поэтому не прекращаются в педагогической теории и практике попытки усовершенствовать урок. В частности, были разработаны и апробированы такие варианты классно-урочной формы, как белл-ланкастерская система, батавская система, маннгеймская система.

Белл-ланкастерская система взаимного обучения возникла в 1798 г. Основная цель ее состояла в увеличении количества обучаемых одним учителем. Это было обусловлено потребностью крупных машинных производств в большом количестве квалифицированных рабочих. Свое название система получила от имени английского священника Л.Белла и учителя Дж. Ланкастера, которые одновременно применили ее в Индии и Англии. Они попытались использовать самих учеников в качестве преподавателей. Старшие ученики сначала под руководством учителя сами изучали материал, а затем, получив соответствующие инструкции, обучали своих младших товарищей. Это позволяло при малом количестве учителей осуществлять массовое обучение детей. Однако широкого распространения эта система не получила, т.к. при такой организации обучения не обеспечивался необходимый уровень подготовки учащихся.

Батавская система избирательного обучения появилась в США в конце XIХ в. Она представляла собой попытку исправить такие крупные недостатки классно-урочной формы, как ориентированность на среднего ученика и недостаточный учет индивидуальных особенностей и возможностей детей. Предполагалось проводить избирательное обучение учащихся, разделяя все занятия на две части. Первая часть – проведение обычных уроков, на которых учитель ведет работу с целым классом. Вторая часть – индивидуальные занятия с теми учащимися, которые не успевают и затрудняются в освоении материала, или с теми, кто желает и может глубже изучить учебный материал.

Маннгеймская система возникла одновременно с батавской, но не в США, а в Европе. Основной ее задачей, так же как и у батавской системы, было избирательное обучение учащихся, которые распределялись по классам в зависимости от способностей, уровня развития и степени подготовленности. Выделялись классы сильных, средних и слабых учеников. Отбор в классы осуществлялся на основе психометрических обследований, характеристик учителей и результатов экзаменов. Предполагалось, что учащиеся из более слабых классов по мере подготовки смогут переходить в классы более высокого уровня. Однако такого не происходило, так как существующая система подготовки не давала возможности слабым ученикам достигать более высокого уровня.

Элементы этой системы до настоящего времени сохранились в Австралии, где в школах создаются классы для учеников более способных и менее способных, а также в США, где в школах имеются отдельные классы для медленно обучающихся и способных учеников. В СССР, России и Беларуси элементы подобной формы тоже нашли свое отражение в создании специализированных школ для особо одаренных детей, учебных заведений нового типа (гимназий, колледжей, лицеев), ведущих обучение учащихся на более высоком уровне сложности.

система обучения для которой характерен предварительный отбор учащихся в классы по способностям. Смотреть фото система обучения для которой характерен предварительный отбор учащихся в классы по способностям. Смотреть картинку система обучения для которой характерен предварительный отбор учащихся в классы по способностям. Картинка про система обучения для которой характерен предварительный отбор учащихся в классы по способностям. Фото система обучения для которой характерен предварительный отбор учащихся в классы по способностям

Использование маннгеймской системы можно встретить в школах, где организуются классы коррекции.

Совершенствование классно-урочной системы в России привело к появлению так называемого развивающего обучения. Одна из первых попыток реализовать идеи развивающего обучения была предпринята Л.В.Занковым. В 50 – 60-х годах он разработал новую систему начального обучения. Несколько в ином русле эта идея была развита Д.Б.Элькониным и В.В.Давыдовым. Основная идея данной системы обосновала возможность и целесообразность обучения, ориентированного на опережающее развитие ребенка. Знания, умения и навыки являются не конечной целью обучения, а всего лишь средством развития учащихся. Суть обучения – в самоизменении ребенка. Эта система рассматривает ученика не как объект обучающих воздействий учителя, а как самоизменяющийся объект учения. На сегодняшний день эта система представляется одной из наиболее эффективных и перспективных.

Недостатки классно-урочной системы привели не только к появлению ее новых вариантов, но и к созданию новых форм обучения.

В 1905 г. в школьной практике возникла форма индивидуализированного обучения учащихся, получившая название Дальтон-план. Она впервые была применена учительницей Еленой Паркхерст в американском городе Дальтоне (штат Массачусетс) с целью придания учебному процессу личностно-ориентированного характера. Эту систему обучения называют также лабораторной или системой мастерских, так как вместо классов в школе создаются лаборатории или предметные мастерские.

Основная цель этой дидактической системы заключается в приспособлении темпа работы школы к возможностям и способностям каждого ученика. В лаборатории ученики занимались индивидуально, получая задание от присутствующего в мастерской учителя. Задания по каждому предмету выдавались учащимся на целый год. Затем они конкретизировались по месяцам. Учащиеся в течение месяца должны были выполнить эти задания и отчитаться по ним.

При возникновении каких-либо затруднений учащийся мог обращаться за помощью к учителю. Общегрупповая (фронтальная) работа проводилась в течение 1 часа в день. В остальное время учащиеся индивидуально изучали материал и отчитывались за выполнение каждой темы перед учителем соответствующего предмета.

Данная система создала много эффективных методов и приемов организации и осуществления учебной деятельности. К примеру, чтобы стимулировать работу учащихся, дать им возможность сравнивать свои достижения с результатами сверстников, учитель составлял специальные таблицы (экраны успеваемости), в которых ежемесячно отмечал ход выполнения учащимися своих заданий.

Дальтон-план стал быстро распространяться в практике работы школ многих стран. Так, в СССР в 20-е годы использовалась модификация Дальтон-плана под названием бригадно-лабораторной системы. Отличие заключалось в том, что задания по изучению темы определялись для группы учеников (бригады). Они работали самостоятельно (индивидуально или совместно) в лабораториях, а затем отчитывались коллективно. Однако результаты такого обучения свидетельствовали, что уровень подготовки учащихся неуклонно снижался, а индивидуальная ответственность их за качество овладения учебным материалом падала. Стало понятно, что учащимся не под силу быстро осваивать материал без объяснения учителя. Самостоятельное усвоение материала требует большого количества времени и специального учебно-методического обеспечения, хотя прочность усвоенных самостоятельно знаний выше.

К концу XX в. в европейской школьной практике оформилась одна из модификаций метода мастерских – технология французских педагогических мастерских, которую часто называют педагогическими мастерскими, или просто, мастерскими.

Ее основы разработали известные французские психологи и общественные деятели Анри Валлон, Поль Ланжевен, Жан Пиаже и их последователи, которые объединены в добровольную творческую организацию – французскую группу нового образования (GFEN – groupe fransais education nouvelle – сокращенно по-русски ЖФЕН). В последние десятилетия эта личностно-ориентированная технология успешно внедряется во многих странах Европы. Дидактическую сущность педагогических мастерских составляют интенсивные методы обучения и развития личности, для которых характерны: а) отношение учителя к ученику как к себе равному; б) не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное «строительство» знания учеником с помощью метода критического отношения к существующим сведениям и самостоятельного решения творческих задач; в) плюрализм взглядов, подходов, уважительное отношение к мнению другого. В российской и белорусской практике школьного образования технология педагогических мастерских стала известной благодаря публикациям российских педагогов, которые участвовали в работе учительских семинаров во Франции и внедряют идеи педагогических мастерских, совершенствуя их содержательные и технологические основы.

Мастерская – это форма проведения учебных занятий, на которых учитель-мастер не сообщает учащимся знаний в виде неоспоримых истин, а организует «строительство» или открытие знаний самими учащимися через самостоятельное решение учебных заданий. Мастерская выступает не только формой, комплексным методом обучения, а является личностно-ориентированной технологией, представляющей собой последовательное осуществление взаимосвязанных этапов деятельности педагога-мастера и учащихся.

В начале ХХ в. в образовательной практике США создается проектная система обучения, которая еще нередко называется методом проектов. В основе этой системы обучения лежат идеи американского философа Д. Дьюи об организации деятельности детей по решению практических задач, взятых из повседневной жизни. При этом Д. Дьюи отрицал разработку учебных планов и программ и сводил процесс обучения к удовлетворению познавательных интересов и запросов детей (практицизм, основанный на интересах учащихся). На основе теоретических положений Д. Дьюи его последователь У. Килпатрик разработал проектную систему обучения, или метод проектов, суть которых заключалась в том, что, исходя из своих интересов, дети вместе с учителем проектировали решение определенной практической задачи, направленной на формирование у них простейших трудовых умений и навыков. В 20-е годы ХХ в. метод проектов использовался в школьной практике СССР как комплексный обучающий метод, способствующий индивидуализации обучения, развитию у учащихся умений планирования, организации и контроля собственной учебной деятельности.

В настоящее время в условиях реформирования системы среднего образования постоянно совершенствуются методы мастерских и проектов, которые широко применяются в лицейских классах, колледжах для формирования у учащихся умений разрабатывать цели и проекты деятельности по их достижению, исследовательских умений, умений сотрудничать и работать в группе. Опыт использования в учебном процессе этих методов позволяет выделить их общие целевые установки:

-​ направленность не на передачу системы готовых знаний, а на личностное развитие учащихся посредством формирования у них способов мышления и деятельности;

-​ формирование у обучающихся умений разрабатывать цели деятельности, формулировать задачу, выдвигать и обосновывать гипотезы их решения, анализировать и оценивать полученные результаты;

-​ развитие у учащихся коммуникативных умений;

-​ организация индивидуальной и групповой форм учебно-поисковой деятельности учащихся;

-​ обязательная презентация и защита учащимися полученных в ходе разработки задания или проекта результатов.

Отличительные особенности методов проектов и мастерских представлены в следующей таблице:

Метод проектовМетод мастерских
1) нацеленность на достижение практического результата;1) процесс познания гораздо важнее самого знания;
2) учащиеся решают проблему или задачу, имеющую теоретическую или практическую значимость;2) направленность на разрешение проблемной ситуации, вызывающей удивление, восторг, радость открытия;
3) проблема может быть межпредметной и предполагать организацию как урочной, так и внеурочной деятельности школьников;3) проблема решается в рамках одного предмета;
4) этапы учебно-поисковой деятельности учащихся четко не регламентируются.4) последовательная реализация четко выделенных этапов учебно-поисковой деятельности учащихся, осуществление руководства мастером.

Сделанный обзор показывает, что наиболее устойчивой и широко распространенной в школьной практике оказалась классно-урочная система обучения. Однако классно-урочная система обучения является не единственной формой организации учебной работы в школе. В процессе обучения приходится решать разнообразные дидактические задачи. Поэтому в школе применяются различные организационные формы учебной работы и продолжаются дидактические поиски их развития и совершенствования.

Источник

Система обучения для которой характерен предварительный отбор учащихся в классы по способностям

Комплекс тестовых заданий по курсу «Теоретическая педагогика»

При выполнении всех тестовых заданий необходимо выбирать один вариант ответа.

· наука об особенностях развития личности

· наука о работе с детьми

· деятельность педагога, направленная на формирование личности ребёнка

· наука о воспитании и обучении человека

· взаимодействие взрослых и детей в педагогическом процессе

Основоположник научной педагогики.

Категории педагогики – это…

· базовые понятия педагогической науки

· совокупность закономерностей педагогического процесса

· система педагогических принципов

· объект и предмет педагогики

· основные разделы, отрасли педагогической науки

· взаимосвязь основных функций и задач педагогики

Источник обогащения педагогической науки педагогической практикой.

· Внедрение педагогических теорий в практику образования

· Инновационный педагогический опыт

· Научное обобщение передового педагогического опыта

· Прогнозирование развития педагогического процесса

Источник обогащения педагогической практики педагогической наукой.

· Получение эмпирических данных о педагогическом процессе

· Экспериментальная проверка научных гипотез

· Разработка новых систем обучения и воспитания

· Издание научных работ по педагогике

· Человек, его индивидуальные свойства

· Явления и предметы, влияющие на развитие личности

· Совокупность свойств, которые личность приобретает в процессе своего развития

Функция педагогики, обоснованное предвидение развития педагогической реальности.

Раздел общей педагогики.

Раздел специальной педагогики.

Создание комфортной и безопасной образовательной среды обеспечивается благодаря связи педагогики с…

Комплексный подход к человеку как предмету воспитания обеспечивается благодаря связи педагогики с…

К отраслевой педагогике НЕ ОТНОСИТСЯ…

Особенности организации образования в различных странах мира изучает…

Категориально-понятийный аппарат педагогической науки.

· Все понятия, рассматриваемые в педагогических науках

· Совокупность категорий педагогики

· Способ определения и классификации педагогических понятий

Функция педагогики, которая состоит в совершенствовании педагогической практики, в разработке новых методов, средств, форм организации образовательного процесса.

При прогнозировании рождаемости, возрастной структуры населения с целью планирования подготовки учителей педагогика взаимодействует с…

Наиболее длительными и продуктивными являются связи педагогики с…

Наука, предметом изучения которой является народная педагогика, закономерности становления и развития традиционных культур воспитания.

Метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в педагогический процесс с целью создания наилучших условий для изучения педагогических явлений.

· Сопоставление независимых характеристик

Исследование в области педагогики направлены на получение новых знаний о…

· способностях и возможностях ребенка

· состоянии здоровья ребенка

Система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, называется…

· методом педагогического исследования

К методам педагогического исследования относятся методы…

· стимулирования деятельности и мотивации поведения

· контроля и самоконтроля

· формирования сознания личности

· изучения педагогического опыта

Методы изучения педагогического опытаэ

· Наблюдение, беседа, изучение школьной документации

· Дедукция, теоретический анализ

Теоретические методы педагогического исследования.

· Педагогическое моделирование, индукция

· Факторный анализ, графопостроение

· Изучение школьной документации, метод экспертных оценок

Математические методы педагогического исследования.

· Сопоставление независимых характеристик, метод экспертных оценок

· Анкетирование, педагогическое тестирование

· Аннотирование, составление библиографий

Метод, в процессе применения которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию исследователя.

· Метод экспертных оценок

· Сопоставление независимых характеристик

Методы логических рассуждений, выстраиваемых при анализе полученных данных.

· Изучение школьной документации, изучение фото-, аудио- и видеодокументов

Метод создания и исследования мысленно представленных или материально реализованных систем, адекватно отображающих исследуемый предмет педагогической действительности.

· Сопоставление независимых характеристик

Уровень научной методологии, к которому относится методика и техника сбора и обработки научных данных.

Способы изучения педагогической действительности.

· Принципы педагогического исследования

· Методы педагогического исследования

· Организация педагогического исследования

· Методология педагогической науки

· Методология педагогической деятельности

К признакам научной модели НЕ ОТНОСИТСЯ

· Идеальная система, оптимизированная для изучения

· Адекватно отражает объект исследования

· Способна замещать моделируемый объект

· Случайный подбор компонентов в модели

· Изучение модели даёт новую информацию о предмете исследования

Правильная последовательность этапов педагогического исследования.

· Проведение констатирующего эксперимента

Проведение преобразующего эксперимента

Анализ, интерпретация и оформление результатов исследования

Построение гипотезы исследования

· Построение гипотезы исследования

Проведение констатирующего эксперимента

Проведение преобразующего эксперимента

Анализ, интерпретация и оформление результатов исследования

· Проведение констатирующего эксперимента

Построение гипотезы исследования

Проведение преобразующего эксперимента

Анализ, интерпретация и оформление результатов исследования

Совокупность теоретических положений о познании и преобразовании педагогической действительности, принципов построения научно-исследовательской деятельности в области педагогических наук и способов организации педагогического исследования.

· Логика педагогического исследования

· Организация педагогического исследования

· Методология педагогической деятельности

Сущность образования как ценности.

· Образование – совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности

· В образовании происходит интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое, физическое и (или) профессиональное развитие человека.

· Образование является общественно значимым благом

· Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения

Содержательная целостность педагогического процесса проявляется в единстве…

· воспитания и обучения

· задач и компонентов содержания образования

· проектирования и реализации педагогического процесса

· содержательного и организационного аспектов

Целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.

Взаимосвязь и взаимодействие воспитательного и учебного процессов входит в структуру…

· целостного педагогического процесса

Организационная целостность педагогического процесса проявляется в единстве…

· педагогических целей и задач, функций, содержания и организации педагогического процесса, субъектов педагогического процесса

· педагогов и воспитанников, целей, результатов, содержания, организации педагогического процесса

· процессов обучения и воспитания

· педагогической адаптации содержания образования, взаимодействия педагога и воспитанника, самообразования и самовоспитания

Обратная связь осуществляется постоянно, неотделимо от педагогического воздействия в следующем примере.

· В начале урока учитель даёт детям задание для самостоятельной работы на весь урок. Пока ученики работают над заданиями, он проверяет их самостоятельные работы, выполненные на прошлом уроке. В конце урока дети сдают учителю выполненные задания.

· Учитель объясняет новый материал в режиме диалога, стимулируя активность учащихся: просит их продолжить мысль, найти ошибку, привести свои примеры.

· Классный руководитель столкнулся с проблемой плохой дисциплины учащихся. На родительском собрании он предложил родителям решать эту проблему совместно. В результате собрания было принято решение о том, что родители должны усилить контроль своими детьми.

· Для изучения интересов учащихся классный руководитель провел в классе анкетирование.

Педагогическое воздействие преобладает в следующем примере.

· Педагог ставит перед учащимися проблему и организует их самостоятельную деятельность по усвоению знаний и опыта деятельности. В ходе самостоятельной работы учеников ведёт за ними наблюдение, помогает только в случае непреодолимых для ученика затруднений. В конце деятельности организует в классе обсуждение достигнутых результатов.

· При объяснении нового материала учитель следит за реакцией учащихся на свои действия, отвечает на их вопросы (в том числе невысказанные, угаданные по невербальным реакциям).

· Классный руководитель организовал в коллективе учащихся обсуждение плана воспитательных мероприятий на четверть. Окончательный вариант плана был утверждён в результате голосования всего коллектива.

· При изучении правила педагог демонстрирует образцы, алгоритмы деятельности, а ребёнок их запоминает и воспроизводит. При неправильном воспроизведении педагог разъясняет ошибки, снова демонстрирует образец, а ребёнок снова запоминает и воспроизводит его до тех пока, пока не усваивает данное правило.

Комплекс физических и психологических свойств, характерных для большинства людей одного возраста.

· Возрастосообразность педагогического процесса

· Закономерности возрастного развития

Возрастосообразность исторически берёт начало в принципе…

Специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение образовательных, воспитательных и развивающих задач.

Представители бихевиористской теории педагогического процесса.

· Г. Марсель, У. Баррет

· Дж. Уилсон, Л. Колберг

· А. Маслоу, К. Роджерс

· Дж. Уотсон, Б. Скиннер

Образование как приспособление к жизни, опора на собственную активность детей, практическая направленность и полезность деятельности, выполняемой детьми в педагогическом процессе характерны для ________________ теории педагогического процесса.

Ведущим видом деятельности в старшем школьном возрасте является _________ деятельность.

Формирование самооценки, критическое отношение к окружающим людям, стремление к взрослости и самостоятельности и умение подчиняться нормам коллективной жизни относятся к важным новообразованиям __________ возраста.

Общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены в процессе образования.

· Система знаний, умений и навыков

· Опыт творческой деятельности

Движущие силы педагогического процесса основываются на его…

Дидактика как «универсальное искусство учить всех всему» появилась…

Термин «дидактика» в значении «искусство обучения» ввёл…

Для становления противоречия движущей силой учебного процесса НЕСУЩЕСТВЕННО.

· Противоречие осознаётся учеником как требующее разрешения

· Разрешение противоречия является посильным для ученика данного уровня развития

· Без разрешения противоречия невозможен дальнейший процесс познания

· Противоречие является закономерным звеном в системе противоречий, требующих постепенного разрешения

Фундаментальные положения, которые отражают общие требования к организации учебного процесса.

· Деятельность учителя, преподавателя

· Знания, умения, навыки

Принцип обучения, которому соответствуют требования: использовать в обучении реальные жизненные ситуации; добиваться от учащихся самостоятельного понимания.

· Сознательности и активности

Принцип обучения, которому соответствуют требования: исправлять фактические ошибки учащихся; применять новейшую научную терминологию; поощрять исследовательские работы школьников.

· Связи теории с практикой

Принцип обучения, которому соответствуют требования: исходить из уровня подготовленности учащихся, опираться на их возможности.

· Связи теории с практикой

· Сознательности и активности

Принцип обучения, которому соответствуют требования: использовать планы, схемы, проводить обобщение изученного, чтобы обеспечить усвоение учащимся системы знаний.

· Сознательности и активности

· Связи теории с практикой

Упорядоченность возникающих при обучении связей и зависимостей, а также факторов, влияющих на учебный процесс

· Общие требования к учебному процессу

Основное противоречие процесса обучения проявляется между…

· внутренними потребностями личности и требованиями к ней со стороны общества

· массовым характером обучения и индивидуальным развитием ученика

· содержанием учебного материала и теми знаниями и умениями, которые ученику потребуются в реальных жизненных ситуациях

· возникающими познавательными и практическими задачами, которые требуют решения, и имеющимся у обучающихся уровнем знаний, умений, умственного и личностного развития

Совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляется образование, воспитание и развитие личности.

Отражает путь познания, которым идёт ученик в процессе обучения.

· Закономерность учебного процесса

· Логика учебного процесса

· Объект теории обучения

Последовательность действий при традиционной логике обучения.

· Образование представлений –> обобщение отдельных представлений –> восприятие конкретных предметов и явлений –> формирование общих понятий

· Восприятие конкретных предметов и явлений –> образование представлений –> обобщение отдельных представлений –> формирование общих понятий

· Формирование общих понятий –> образование представлений –> обобщение отдельных представлений –> восприятие конкретных предметов и явлений

· Формирование общих понятий –> восприятие конкретных предметов и явлений –> образование представлений обобщение

С позиций теории _______ обучение рассматривается как средство развития способностей, познавательных интересов учащихся, их внимания и памяти.

· формального содержания образования

· материального содержания образования

Концепция обучения младших школьников, в основе которой лежат принципы: обучение на высоком уровне трудности; быстрый темп изучения материала; ведущая роль теоретических знаний.

· Концепция поэтапного формирования умственных действий

· Концепция проблемного обучения

· Концепция содержательного обучения

· Концепция Л.В. Занкова

Дидактическая концепция, для которой характерно выполнение внешнего действия с материальными объектами, последующий перевод действия на вербальный уровень и закрепление его во внутреннем плане.

· Концепция поэтапного формирования умственных действий

· Концепция проблемного обучения

· Концепция Л.В. Занкова

Дидактическая концепция, согласно которой педагог создаёт для учащихся ситуации затруднения и организует осознание, принятие и преодоление этих учебных ситуаций.

· Концепция содержательного обучения

· Концепция поэтапного формирования умственных действий

· Концепция проблемного обучения

Особенность современных дидактических концепций.

· Развивающий характер, активно-деятельностный способ обучения

· Ориентированность на формирование системы знаний

· Строго регламентированное общение учителя и ученика

· Целенаправленный и систематический характер педагогического воздействия

Созданию проблемных ситуаций НЕ СПОСОБСТВУЕТ…

· Нехватка знаний для выполнения учебного задания

· Возникновение новых условий применения имеющихся знаний и умений

· Противоречие между теоретической возможностью и практической осуществимостью

· Подробное, исчерпывающее изложение учебного материала учителем

· Противоречие между полученным практическим результатом и отсутствием знаний для объяснения его причин

Последовательность этапов решения учебной проблемы

· 1) анализ ситуации и формулирование проблемы;

2) выдвижение гипотез, их последовательная проверка;

3) проверка правильности решения.

· 1) осознание проблемной ситуации;

2) обсуждение и решение проблемы;

3) подведение итогов, оценивание учащихся.

· 1) осознание проблемной ситуации;

2) анализ ситуации и формулирование проблемы;

3) выдвижение гипотез, выбор способа решения;

4) проверка правильности решения.

· 1) постановка проблемы;

2) осмысление проблемы;

3) решение проблемы;

4) проверка правильности решения;

5) формулирование выводов.

Авторы концепции содержательного обучения.

· И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин

· В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин

· П.Я. Гальперин и Н.Ф. Талызина

· Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов

Система знаний и опыта их практического применения в различных ситуациях, усвоение которой должно обеспечить формирование всесторонне развитой личности.

Система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности.

· Государственный образовательный стандарт

· Нормативно-правовая база управления образованием

· Государственная аккредитация образовательных учреждений

· Единый государственный экзамен

Основные компоненты содержания образования, согласно требованиям ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы основного (2010) и среднего (полного) общего образования (2012).

· Личностный, метапредметный, предметный

· Знания, умения, навыки

· Знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности, ценностные отношения

К личностному компоненту результатов освоения основной образовательной программы основного и среднего (полного) общего образования относится…

· владение межпредметными понятиями

· владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами

· способность использования в учебной, познавательной и социальной практике универсальных учебных действия (регулятивных, познавательных, коммуникативных)

· способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме

К метапредметному компоненту результатов освоения основной образовательной программы основного и среднего (полного) общего образования относится…

· наличие системы ценностных отношений, отражающих личностную и гражданскую позицию в деятельности, социальные компетенции, правосознание

· виды деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания в рамках учебного предмета

· способность к построению индивидуальной образовательной траектории.

· готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению

К предметному компоненту результатов освоения основной образовательной программы основного и среднего (полного) общего образования относится…

· способность ставить цели и строить жизненные планы

· самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками

· умения, специфические для данной предметной области

· сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Система последовательных взаимосвязанных действий учителя и ученика, позволяющая достичь поставленной цели обучения.

Объекты, используемые в качестве инструментов деятельности педагога, а также в качестве носителей информации в учебном процессе.

Материализованные средства обучения.

· Учебная книга, дидактический материал

· Технические средства обучения, лабораторное оборудование

· Речь учителя, деятельность обучающихся

Функция средств обучения, которая заключается в восполнении обучающимся нехватки опыта.

Функция средств обучения, которая заключается в приспособлении учебного материала к возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся.

· является частью метода обучения

· представляет собой единичное действие

· реализуется с помощью комплекса методов, приёмов и средств обучения

· связана с применением определённого средства обучения

В классификации методов обучения по характеру учебно-познавательной деятельности отсутствует…

· метод проблемного изложения

Метод обучения, при котором учитель объясняет, организует восприятие и осмысление, используя различные средства и приёмы, а ученики воспринимают и осмысливают учебный материал.

· Метод проблемного изложения

Метод обучения, при котором учитель объясняет и даёт установку на повторение, запоминание, а ученики многократно повторяют и запоминают теоретический материал или вырабатывают навык.

· Метод проблемного изложения

Метод обучения, при котором учитель излагает учебный материал как путь решения проблемы, а ученики следят за ходом мысли учителя и получают образец построения логических рассуждений.

· Метод проблемного изложения

Метод обучения, при котором учитель создаёт ситуацию, требующую, «домыслить» недостающий элемент в изучаемом материале, а ученики ищут недостающую часть, осмысливая уже известные элементы и связи.

· Метод проблемного изложения

Метод обучения, при котором учитель организует самостоятельную деятельность учащихся по поиску новых знаний, а ученики самостоятельно добывают новые знания.

· Метод проблемного изложения

Для выработки умений самоорганизации познания наиболее эффективен…

· метод проблемного изложения

Наибольшую скорость прохождения учебного материала обеспечивает…

· метод проблемного изложения

Для заучивания и выработки навыков наиболее эффективен…

· метод проблемного изложения

Формирует умения и навыки.

Побуждает к проявлению самостоятельности, инициативы.

Развивает способность выражать свои мысли.

Структура урока закрепления изученного материала.

· Мотивация учебной деятельности, сообщение задач урока.

Повторение и систематизация теоретических положений предыдущих уроков.

Подведение итогов урока.

· Организация работы, мотивация учебной деятельности, сообщение её задач.

Применение изученных знаний в новых ситуациях.

Подведение итогов урока.

· Актуализация опыта и опорных знаний учащихся.

Мотивация учебной деятельности, сообщение темы и задач урока.

Объяснение нового материала.

Проверка первичного усвоения.

Подведение итогов урока.

Тип урока, наиболее распространённый в школьной практике.

· Объяснения нового материала

· Выработки умений и навыков

· Обобщения и систематизации

Особенность нестандартных уроков.

· Организация обобщения и контроля

· Развитие интереса детей к учебному предмету

· Разнообразие учебно-познавательной деятельности

Система обучения, для которой характерен предварительный отбор учащихся в классы по способностям.

· Обучение по далтон-плану

Система обучения школьников, в которой 40% учебного времени отводится на лекционные занятия, 20% на занятия в малых группах и 40% – на занятия в мастерских и лабораториях.

· Обучение по плану Трампа

Система обучения, при которой учитель обучает наиболее способных учеников, а затем они обучают остальных.

Система обучения, получившая наибольшее распространение в вузах.

Система обучения, получившая наибольшее распространение в школах.

Общая способность учащихся к усвоению новых знаний и умений.

Внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме, называется _________ обучения.

Сообщение учебного материала при помощи устного или печатного слова является назначением _______________ методов обучения.

Принцип сознательности и активности учащихся в обучении наиболее полно реализуется в методе…

Принцип наглядности наиболее полно реализуется в методе…

Принцип системности в обучении наиболее полно реализуется в методе…

Принципу наглядности соответствует следующая характеристика.

· Обучение строится на конкретных образцах, непосредственно воспринятых учащимися через зрительные, слуховые и тактильные ощущения

· Соблюдение логических связей в процессе обучения обеспечивает усвоение учебного материала в большем объеме и более прочно

· Процесс обучения строится с учетом возрастных, индивидуальных и половых особенностей учащихся

· Собственная познавательная активность ученика является важным фактором обучаемости

Принципу доступности соответствует следующая характеристика.

· Обучение строится на основе гармоничной связи научных знаний с практикой повседневной жизни

· Обучаемым предлагаются для усвоения только прочно установленные в науке положения

· Обучение строится на конкретных образцах, непосредственно воспринятых учащимися через зрительные, слуховые и тактильные ощущения

· Обучение строится с учетом возрастных, индивидуальных и половых особенностей учащихся

Для выработки умений самоорганизации познания наиболее эффективен…

· метод проблемного изложения

Наибольшую скорость прохождения учебного материала обеспечивает…

· метод проблемного изложения

Показ предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов осуществляется при использовании метода…

Монологическое изложение материала в описательной или повествовательной форме осуществляется при использовании метода…

К дополнительным формам организации обучения относится…

Основная форма организации учебного процесса, при которой в рамках точно установленного времени учитель занимается с классом по твердому расписанию, используя разнообразные методы и средства обучения.

Форма организации обучения, в рамках которой осуществляется углубленное изучение учебных предметов по выбору и желанию учащихся, называется…

Структурный способ изложения учебного материала, при котором материал данной ступени обучения в усложненном виде изучается на следующих ступенях, называется…

Определяет минимально необходимый образовательный уровень, который должен быть достигнут личностью.

· Базисный учебный план

· Государственный образовательный стандарт

Фиксирует рекомендуемый состав учебных предметов и распределение учебного времени между ними.

· Базисный учебный план

· Государственный образовательный стандарт

Содержит организационные и методические документы, которые определяют содержание и форму образовательного процесса.

· Государственный образовательный стандарт

· Базисный учебный план

Телекоммуникационные сети, телевизоры, компьютеры относятся к ­­­­­­­____________ средствам обучения.

Нормативный документ, в котором определяется круг основных знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению по данному учебному предмету, а также последовательность изучения тем и время, отводимое на их изучение.

В формировании у обучающихся нравственности, эстетических представлений и вкусов, системы взглядов на мир, способности следовать социальным нормам поведения состоит __________ функция обучения.

Специально организованная деятельность обучающихся, направленная на познание.

К развивающим задачам относится следующая…

· сформировать умение действовать по образцу

· познакомить учащихся с краеведческим материалом о крестьянских восстаниях XVIII в.

· развить аналитические способности учащихся

· формировать уважение к историческому прошлому своего края

Воспитание как педагогический процесс.

· Становление и всестороннее развитие личности в соответствии с её потребностями, с требованиями общества и государства, охватывающее период получения образования

· Специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников по реализации воспитательных целей и задач, отражающих основные требования общества

· Формирование личности под влиянием разнообразных факторов внешней социальной среды

· Воздействие общества на личность человека

Свойство, в котором проявляется отличие процесса воспитания от учебного процесса.

· Единство целей, задач, содержания, форм и методов

Свойство, в равной степени присущее воспитательному процессу и процессу обучения.

· Комплексность формирования требуемых качеств

· Отражение в процессе и результате общественных ценностей

Противоречие между требованиями окружающего мира и возможностями личности им соответствовать.

· Основное внешнее противоречие воспитательного процесса

· Основное внутреннее противоречие воспитательного процесса

· Не относится к числу основных противоречий воспитательного процесса

Для становления противоречия воспитательного процесса его движущей силой НЕСУЩЕСТВЕННО.

· Противоречие осмысливается как нечто важное, а его преодоление – как жизненная необходимость

· Преодоление противоречия является посильным для ребёнка

· Противоречия преодолеваются постепенно, шаг за шагом, с опорой на предыдущий опыт

· Противоречие объективно существует

Система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами воспитания.

Фундаментальные положения, которые отражают общие требования к организации воспитательного процесса.

· Основные компоненты воспитания

При обосновании и формулировании общих принципов воспитания НЕ УЧИТЫВАЮТСЯ…

· возможности существующей системы образования

· индивидуальные особенности воспитанников

· закономерности воспитательного процесса

· цели и задачи образования

· уровень развития педагогической науки

Совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности, называется…

Упорядоченность возникающих при воспитании связей и зависимостей, а также условий и факторов, влияющих на воспитательный процесс.

Примеры закономерностей воспитания.

· Культуросообразность воспитания, природосообразность воспитания, гуманизация воспитания

· Зависимость эффективности воспитания от сложившихся воспитательных отношений, от активности участников воспитательного процесса

· Личностный подход, деятельностный подход, логика воспитательного процесса, структура воспитательного процесса

· Воздействия на ребёнка различных субъектов социального воспитания (педагогов, семьи, учреждений дополнительного образования, средств массовой коммуникации и т.д.)

Непротиворечивость требований к ребёнку, предъявляемых различными субъектами воспитания, соответствие самого воспитателя тем качествам, которые он хочет воспитать в ребёнке, соответствует принципу…

· общественной направленности воспитания

· опоры на положительное

· единства воспитательных воздействий

Принцип воспитания, суть которого состоит в следующем: видеть в ребёнке положительные качества, развивать их и с помощью этих качеств преодолевать недостатки.

· Опоры на положительное

· Общественной направленности воспитания

· Связи воспитания с жизнью и трудом

Потребность в воспитании полезных членов общества отражает принцип…

· связи воспитания с жизнью и трудом

· опоры на положительное

· общественной направленности воспитания

· единства воспитательных воздействий

· группа детей примерно одного возраста и уровня подготовленности

· малая социальная группа, которая формируется в учебно-воспитательном процессе посредством отбора учащихся по возрасту, уровню подготовленности и развивается в ходе совместной деятельности и межличностного общения

· высокоорганизованная социальная группа, которая обладает повышенной эффективностью совместной деятельности

· часть учащихся класса, состоящая из наиболее активных и ответственных детей

Способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них определенных качеств.

· План воспитательной работы

Для формирования мотивации правильного поведения применяется…

Для формирования сознания личности применяется…

Для формирования опыта поведения применяется…

Предъявление воспитанникам культурной нормы и организация её выполнения.

Создание для воспитанников ситуаций нравственного выбора.

· Ситуация контроля воспитанности

Охватывает весь педагогический процесс, объединяя учебные занятия и внеучебную работу, разнообразную деятельность и свободное общение взрослых и детей.

К средствам воспитания НЕ ОТНОСЯТСЯ…

· способы организации педагогического взаимодействия

· объекты, используемые как предметная поддержка воспитательного процесса

· речь, жесты, мимика педагога

Система организации воспитательной работы, которая задаёт логику взаимодействия участников воспитательного процесса.

· Специально организованное целенаправленное взаимодействие педагога и воспитанников Форма воспитания

· Знания, умения, убеждения, привычки правильного поведения

Правильная последовательность основных этапов развития воспитательной системы.

Окончательное оформление системы

Профилактика кризисов, выход из кризисных состояний

Окончательное оформление системы

Окончательное оформление системы

Профилактика кризисов, выход из кризисных состояний

Окончательное оформление системы

Профилактика кризисов, выход из кризисных состояний

Этап развития, на котором формируется большинство элементов воспитательной системы, однако они работают ещё неслаженно, связи между ними недостаточно прочны.

· Профилактика кризисов, выход из кризисных состояний

· Окончательное оформление системы

Этап развития воспитательной системы, на котором определяются приоритетные направления работы и основные виды деятельности, закрепляются традиции, формируются прочные связи с внешней средой.

· Окончательное оформление системы

· Профилактика кризисов, выход из кризисных состояний

Главная цель воспитания педагогом ученического коллектива

· Создание условий для успешной социализации учащихся

· Использование возможностей коллектива в воспитании личности

· Формирование групповых ценностей, общественного мнения

· Организация коллективной деятельности, повышение её эффективности, качества результата

Коллективная форма воспитания.

Технология организации воспитывающей деятельности и взаимодействия участников воспитательного процесса относится к ___________ компоненту воспитания.

Объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами процесса воспитания.

· Формы организации воспитания

Формирование политического сознания, отражающего отношения между государствами, нациями, партиями, и умений разбираться в них с духовно-нравственных и этических позиций составляет суть _________ воспитания.

Целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, способствующее выработке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве, составляет суть ____­­______ воспитания

Международная солидарность людей различных наций и рас, основа их взаимопонимания, взаимного доверия, взаимопроникновения культур, ценностей, знаний и технологий называется…

Выработка представления об экономических закономерностях развития общества и воспитание качеств личности, необходимых ей в производственно-экономической деятельности, составляет сущность формирования …

Знания о _________ и ответственное отношение к ней (нему) как к наивысшей национальной и общечеловеческой ценности являются целью экологического воспитания

Уважение прав и свобод ребенка, ненасильственное формирование требуемых качеств, отказ от наказаний, унижающих честь и достоинство личности, составляют сущность принципа…

· учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников

· связи воспитания с жизнью

· единства воспитательных воздействий

Непротиворечивость требований к ребёнку, предъявляемых различными субъектами воспитания, соответствие самого воспитателя тем качествам, которые он хочет воспитать в ребёнке, соответствует принципу…

· общественной направленности воспитания

· опоры на положительное

· единства воспитательных воздействий

Принцип ____­­_____ обязывает педагога создавать такие условия воспитания, которые обеспечивают расширение опыта воспитуемых, их успешную адаптацию к жизни.

· связи воспитания с жизнью

· единства воспитательных воздействий

· воспитания в коллективе и через коллектив

· уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему

Метод воспитания, основанный на специально организованных педагогических. условиях.

Вопросно-ответный метод активного взаимодействия педагога и учащихся.

Многократное совершение действия с целью овладения умением, навыком, полезной привычкой.

Последовательное повествовательное или описательное изложение фактического материала.

Доказательное, аргументированное изложение материала с раскрытием причинно-следственных связей.

Выбор методов воспитания НЕ ЗАВИСИТ от…

· цели и задач воспитания

· времени, отводимого на реализацию цели и задач воспитания

· возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников

К формам организации воспитания относятся…

· педагогическое требование, общественное мнение

· речь педагога, деятельность воспитанников

· классный час, коллективное творческое дело

К регулирующей функции воспитательной системы относится.

· обеспечение динамики воспитательной системы

· коррекция неблагоприятных факторов развития воспитанника

· систематизация несогласованных воспитательных воздействий

· упорядочение воспитательного процесса

К развивающей функции воспитательной системы относится.

· систематизация несогласованных воспитательных воздействий

· осуществление социальной защиты

· коррекция неблагоприятных факторов развития воспитанника

· обеспечение динамики воспитательной системы

К системообразующей деятельности в воспитательной системе относятся…

· труд, игра, коллективная творческая деятельность

· коммунарский сбор, общее собрание, совет дела

· микросоциум, учреждения культуры

К управлению воспитательной системой относятся…

· труд, игра, коллективная творческая деятельность

· микросоциум, учреждения культуры

· коммунарский сбор, общее собрание, совет дела

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *