система обучения детей с уо в россии

Система обучения детей с уо в россии

система обучения детей с уо в россии. Смотреть фото система обучения детей с уо в россии. Смотреть картинку система обучения детей с уо в россии. Картинка про система обучения детей с уо в россии. Фото система обучения детей с уо в россии

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

система обучения детей с уо в россии. Смотреть фото система обучения детей с уо в россии. Смотреть картинку система обучения детей с уо в россии. Картинка про система обучения детей с уо в россии. Фото система обучения детей с уо в россии

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

система обучения детей с уо в россии. Смотреть фото система обучения детей с уо в россии. Смотреть картинку система обучения детей с уо в россии. Картинка про система обучения детей с уо в россии. Фото система обучения детей с уо в россииОбзор документа

Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2016 г. № ВК-1788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

В связи с участившимися обращениями по вопросам организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), лицензирования и аккредитации образовательной деятельности общеобразовательных организаций, осуществляющих обучение обучающихся указанной категории, Минобрнауки России направляет разъяснения.

Приложение: на 4 л. в 1 экз.

Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью вступает в законную силу с 1 сентября 2016 г.

На основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью разработана и включена в федеральный реестр примерных общеобразовательных программ (fgosreestr.ru) примерная адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью.

В программе прописан примерный учебный план, на основе которого образовательная организация разрабатывает свой учебный план.

Определение варианта образовательной программы, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, необходимости создания специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, сформулированных по результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования обучающегося (приказ Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии»).

Адаптированная основная общеобразовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности.

В ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью прописано количество учебных занятий по предметным областям и «Коррекционно-развивающей области», являющейся обязательным элементом структуры учебного плана.

СанПиН ОВЗ вводятся в действие с 1 сентября 2016 г. и распространяются на организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ, на отдельные классы и/или группы для обучающихся с ОВЗ, в том числе группы продленного дня, организованные в образовательных организациях.

Образование согласно СанПиН ОВЗ для всех обучающихся с ОВЗ осуществляется в 1 смену по 5-ти дневной учебной неделе.

Согласно статье 28 Закона образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов, в том числе разработке и утверждении образовательных программ.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, разрабатывают образовательные программы в соответствии с ФГОС и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ (часть 7 статьи 12 Закона).

Для обучающихся с умственной отсталостью, правоотношения с которыми возникли с 1 сентября 2016 года, применяется ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью. Основанием для разработки образовательных программ для них является примерная адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью, размещенная на сайте fgosreestr.ru.

Для обучения лиц с умственной отсталостью, зачисленных в образовательные организации до 1 сентября 2016 г., при разработке образовательных программ Минобрнауки России рекомендует также использовать примерную адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью, размещенную на сайте fgosreestr.ru., или руководствоваться учебным планом, утвержденным приказом Минобразования России от 10 апреля 2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», в части, не противоречащей законодательству в сфере образования.

В соответствии с частью 1 статьи 91 Закона лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения (часть 4 статьи 91 Закона). Сведения о конкретных образовательных программам в приложении к лицензии не указываются.

Законопроект размещен на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», ссылка доступa: http://regulation.gov.ru/p/50981.

В дополнение к письму Минобрнауки России от 20 августа 2014 г. № ВК-1748/07 сообщаем, что законопроектом аккредитация образовательной деятельности по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с умственной отсталостью не предполагается.

Заместитель директора
Департамента государственной
политики в сфере защиты прав детей
И.О. Терехина

Обзор документа

Даны разъяснения по вопросам организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), лицензирования и аккредитации деятельности.

Так, указано, что содержание образования данных лиц определяется адаптированной программой. Учитываются положения специального ФГОС, который вступает в силу с 1 сентября 2016 г.

Стандарт может быть реализован при организации обучения лиц совместно с другими обучающимися, в отдельных классах, группах, в специализированных организациях или в форме семейного образования, а также на дому.

На основе ФГОС разработана и включена в федеральный реестр примерных общеобразовательных программ (fgosreestr.ru) примерная адаптированная программа. Она реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности.

В стандарте для обучающихся с умственной отсталостью прописано количество учебных занятий по предметным областям и «Коррекционно-развивающей области», являющейся обязательным элементом структуры учебного плана.

Продолжительность занятий, перемен между уроками и коррекционно-развивающими занятиями и внеурочной деятельностью определяется СанПиН 2.4.2.3286-15.

Планируется внести изменения в Закон об образовании в части лицензирования образовательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью по образовательным программам (адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с нарушениями интеллекта).

При этом не предусматривается аккредитация деятельности по адаптированным программам.

Источник

Образование лиц с нарушением умственного развития (умственной отсталостью)

система обучения детей с уо в россии. Смотреть фото система обучения детей с уо в россии. Смотреть картинку система обучения детей с уо в россии. Картинка про система обучения детей с уо в россии. Фото система обучения детей с уо в россии Яна Гусева
Образование лиц с нарушением умственного развития (умственной отсталостью)

Образование лиц с нарушением умственного развития (умственной отсталостью).

Определение понятия, причины возникновения, клинико-психолого-педагогическая характеристика.

Причины возникновения умственной отсталости разнообразны. К ним относятся наследственные заболевания (микроцефалия, фенилкетонурия, наследственные болезни соединительной ткани, наследственные дегенеративные заболевания центральной нервной системы и др., нарушения в строении и числе хромосом (синдром Дауна, олигофрения с ломкой Х-хромосомы, синдромы Клайнфельтера, Шерешевского-Тернера и др.).

Вызвать умственную отсталость могут различного рода патогенные (вредоносные) факторы, которые воздействуют на плод в период внутриутробного развития.

В период после родов умственная отсталость может быть вызвана нейроинфекциями (менингит, менингоэнцефалит, параинфекционный энцефалит). Реже ее причиной могут быть черепно-мозговые травмы, интоксикации (отравления).

Особую группу составляют лица, у которых умственная отсталостьсочетается с текущими заболеваниями нервной системы: шизофренией, эпилепсией и др. При прогрессировании этих заболеваний происходит распад психических образований, умственная отсталость усугубляется, достигает тяжелой степени, появляются специфические особенности эмоционально-волевой сферы, деятельности и личности в целом. Своевременное лечение позволяет затормозить прогрессирование заболевания.

По выраженности интеллектуального дефекта выделяют несколько степеней умственной отсталости. Общепринятая классификация, основанная на систематизации различных форм олигофрении в зависимости от степени интеллектуальной недостаточности,определяет три основные группы: дебилъность, имбецилъностъ и идиотию.

В странах Западной Европы и США эти термины используются лишь в узком профессиональном кругу специалистов (например, медиками). В широкой социальной и педагогической практике используется обобщающее определение «труднообучаемые».

Согласно классификации, принятой Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1994 г., умственная отсталостьвключает четыре степени снижения интеллекта: незначительную, умеренную, тяжелую и глубокую в зависимости от количественной оценки интеллекта (IQ).

DSM-III Международная система

Незначительная умственная отсталость, затруднение в учении

Умеренная умственная отсталость, трудности в обучении

Тяжелая умственная отсталость, значительные трудности в обучении

Глубокая умственная отсталость

Имбецилъностъ является умеренной степенью умственной отсталости. При этой форме поражены как кора больших полушарии головного мозга, так и нижележащие образования. Это нарушение выявляется в ранние периоды развития ребенка. В младенческом возрасте такие дети начинают позже держать головку (к четырем-шести месяцам и позже, самостоятельно переворачиваться, сидеть. Овладевают ходьбой после трех лет. У них практически отсутствуют гуление, лепет, не формируется «комплекс оживления».

Образование как средство реабилитации и достижения независимой жизни

Раннее начало коррекционной работы с умственно отсталым ребенком позволяет максимально скорригировать дефект и предотвратить вторичные отклонения. К сожалению, не все формы умственной отсталости могут быть диагностированы в младенчестве и раннем детстве. В этом воз-расте выявляются наследственные формы олигофрении и нарушения в строении и числе хромосом, а также выраженная умственная отсталость (имбецильность, идиотия).

Как правило, умственно отсталые дети раннего возраста воспитываются в семье или специальных яслях системы здравоохранения. Коррекционная помощь им может быть оказана в центрах раннего вмешательства, центрах реабилитации и абилитации и психолого-медико-педагогических консультациях. Умственно отсталые малыши, оставшиеся без попечения родителей, находятся в домах ребенка, а затем в возрасте 3-4 лет переводятся в специализированные детские дома для детей с нарушением интеллекта.

Работа с детьми раннего возраста, в условиях дома ребенка направлена на обогащение эмоциональных и личностных контактов со взрослыми и сверстниками, удовлетворение потребности в доброжелательном внимании со стороны взрослого и сотрудничестве с ним, потребности в исследовании предметного мира, а также на стимулирование психомоторного развития. Коррекционная работа с малышами, воспитывающимися в семье, осуществляется при активном участии родителей.

При систематической коррекционной работе родителей с умственно отсталым ребенком раннего возраста под руководством олигофренопедагога могут быть достигнуты значительные успехи в развитии малыша.

В специальных садах оказывается комплексная помощь умственно отсталым детям. Наряду с коррекционно-педагогическими мероприятиями, проводимыми олигофренопедагогами, воспитателями группы, логопедом, психологом, музыкальным работником, осуществляются лечебно-профилактические мероприятия. В большинстве специальных детских садов открыты бассейны, фитобары.

В специальных дошкольных учреждениях соблюдается щадящий,охранительный режим: это прежде всего создание доброжелательной, спокойной атмосферы, предупреждение конфликтных ситуаций, учет особенностей каждого ребенка.

Подготовка к обучению в школе осуществляется в течение всех лет обучения ребенка в детском саду и проходит в трех направлениях: формирование физической готовности; формирование элементарных познавательных интересов и познавательной активности и накопление знаний и умений; формирование нравственно-волевой готовности.

Оказавшись в благоприятных условиях, умственно отсталые дошкольники хорошо продвигаются в развитии, это позволяет подготовить их к обучению в специальной школе. Дошкольники с умственной отсталостью могут посещать специальные группы при массовых детских садах. Обучение в них проводится, как и в специальных детских садах, по специальным программам. С семи-восьми лет умственно отсталые дети учатся в специальных школах в, где обучение ведется по специальным программам на основе специального образовательного стандарта. Им также может быть оказана помощь в центрах социально-трудовой реабилитации.

Основными задачами этих школ являются максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы умственно отсталых школьников, подготовка их к участию в производительном труде, социальная адаптация в условиях современного общества.

Специфической формой организации учебных занятий являются индивидуальные и групповые логопедические занятия, ЛФК и занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов.

Ребенок с нарушением умственного развития в образовательном учреждении общего назначения

Массовое образовательное учреждение, принимая умственно отсталого ребенка, должно быть готово разделить ответственность за его судьбу, обучение и воспитание с его родителями, учителями-дефектологами. Умственно отсталые дети сегодня достаточно часто поступают в массовые детские сады и общеобразовательные школы. Родители хотят, чтобы их ребенок, несмотря на характер диагноза, воспитывался с нормально развивающимися детьми. Следует в любом случае уважать выбор родителей. Воспитатель и учитель должны быть профессионально готовы к встрече с таким ребенком и взаимодействию с ним.

Умственно отсталый ребенок в группе или в классе нормально развивающихся детей требует особого к себе отношения. Однако воспитатель или учитель массового учреждения не должен этого подчеркивать перед остальными детьми. Педагогу следует помочь ребенку освоиться в коллективе сверстников, постараться подружить его с детьми. Важно выбрать для него такое место в классе, чтобы в случае затруднений ему легко было оказывать помощь. Ребенок должен посильно участвовать в работе класса (группы, не задерживая темп ведения урока, занятия. Нельзя допускать, чтобы что-либо важное осталось не понято, так как это может привести к недопониманию учебного материала в дальнейшем.

Педагог общеобразовательного учреждения должен учитывать при обучении умственно отсталого ребенка особенности его познавательной деятельности. Новый учебный материал, необходимый для усвоения, нужно делить на маленькие порции и представлять для усвоения в наглядно-практических, деятельностных условиях, закрепление проводить на большом количестве тренировочных упражнений, многократно повторять усвоенное на разнообразном материале.

Конспект игрового занятия «Что мы Родиной зовем?» для детей с умеренной умственной отсталостью Игра – занятие: «Что мы Родиной зовем?» Цели: формировать у детей интерес к устному народному творчеству, истории малой родины и страны.

Индивидуальный образовательный маршрут для детей с умственной отсталостью. 1 год обучения Индивидуальный образовательный маршрут 1. Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие». Виды трудностей: 1. Трудности.

Конспект НОД для детей с легкой умственной отсталостью 3 года обучения по лепке «Уточка с утятами» Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Шелеховского района «Детский сад № 1 «Буратино» 1.1. Ф. И. О. Грибова Юлия Сергеевна,.

Коррекционная работа по социально-бытовой ориентировке с детьми с умственной отсталостью в условиях дома-интерната Вся организация коррекционно-педагогического процесса в нашем доме-интернате направлена на формирование личности особого ребенка, коррекцию.

Особенности педагогического сопровождения по развитию речи детей с умеренной умственной отсталостью Актуальность темы. Категория детей с умеренной степенью умственной отсталости представляет собой разнородную группу, основными общими чертами.

Рабочая программа учителя-дефектолога по познавательному развитию детей дошкольного возраста с умственной отсталостью СОДЕРЖАНИЕ ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цели и задачи реализации Программы 1.3. Принципы и подходы к формированию Программы.

Роль трудового воспитания в процессе коррекции психических нарушений детей с умеренной умственной отсталостью Социализация – очень сложный и жизненно важный процесс. От него во многом зависит, сумеет ли ребенок стать полноправным и полноценным членом.

Особенности связной устной речи учеников младшего школьного возраста с умственной отсталостью Оглавление Введение….3 Глава 1 Особенности формирования связной устной речи учеников младшего школьного возраста.

Источник

Система обучения детей с уо в россии

система обучения детей с уо в россии. Смотреть фото система обучения детей с уо в россии. Смотреть картинку система обучения детей с уо в россии. Картинка про система обучения детей с уо в россии. Фото система обучения детей с уо в россии

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

система обучения детей с уо в россии. Смотреть фото система обучения детей с уо в россии. Смотреть картинку система обучения детей с уо в россии. Картинка про система обучения детей с уо в россии. Фото система обучения детей с уо в россии

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

система обучения детей с уо в россии. Смотреть фото система обучения детей с уо в россии. Смотреть картинку система обучения детей с уо в россии. Картинка про система обучения детей с уо в россии. Фото система обучения детей с уо в россииОбзор документа

Письмо Министерства просвещения РФ от 2 ноября 2018 г. № ТС-459/07 “О получении общего образования лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”

В соответствии с законодательством Российской Федерации начальное общее, основное общее и среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста 18 лет. Предельный возраст получения образования не ограничен.

Вместе с тем обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и(или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования.

Свидетельство об обучении не является документом об уровне образования, поскольку обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не усваивают в процессе получения образования уровни общего образования, установленные федеральными государственными образовательными стандартами начального, основного и среднего общего образования, и не проходят государственной итоговой аттестации.

По итогам профессиональной подготовки выпускникам присваиваются квалификационные разряды. Учащимся, не получившим квалификационного разряда, выдается свидетельство об обучении и характеристика с перечнем работ, которые они способны выполнять самостоятельно.

Вместе с тем в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые (ч. 3 ст. 5 Закона об образовании).

При этом федеральными государственными образовательными стандартами общего образования не установлен предельный возраст получения общего образования.

Таким образом, лицо в том числе с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), получившее свидетельство об обучении и(или) профессиональное обучение, вправе продолжить обучение по программам основного общего и среднего общего образования независимо от возраста.

Класс, в который будет зачислен обучающийся, определяется на основании результатов его аттестации по предметам.

Получение образования может быть организовано в очной, очно-заочной и заочной формах с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Прохождение промежуточной и государственной итоговой аттестации также возможно экстерном в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.

Для обеспечения права лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе в возрасте старше 18 лет, изъявивших желание реализовать свое право на получение общего образования, в субъекте может быть определена конкретная образовательная организация либо необходимые специальные условия могут быть созданы в любой организации, осуществляющей образовательную деятельность по программам основного общего и среднего общего образования.

В связи с изложенным, рекомендуем органам исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим государственное управление в сфере образования, регламентировать порядок организации получения лицами с ограниченными возможностями здоровья, в том числе достигшими возраста 18 лет, общего образования.

Заместитель министраТ.Ю. Синюгина

Обзор документа

Минпросвещения рекомендовало регионам определить порядок получения общего образования лицами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в т. ч. достигшими 18 лет, и указало:

— требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному гражданину сохраняет силу до достижения им 18 лет;

— свидетельство об обучении, которое получают граждане с ОВЗ, не является документом об уровне образования, но дает право на профподготовку по рекомендованным специальностям или на обучение в 10-12 классах с углубленным изучением предметов и областей в части трудового обучения;

— выпускники по итогам профподготовки получают квалификационные разряды;

— учащиеся без разрядов получают свидетельство об обучении и характеристику с перечнем работ, которые они способны выполнять самостоятельно;

— граждане, имеющие свидетельство об обучении и (или) профобучении, вправе продолжить обучение по программам основного и среднего общего образования независимо от возраста.

Образование можно получить в очной, очно-заочной и заочной формах с применением электронного обучения и дистанционных технологий. Пройти аттестацию можно экстерном бесплатно.

Для граждан с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в т. ч. в возрасте старше 18 лет, желающих получить общее образование, в регионе может быть определена конкретная образовательная организация либо в любой образовательной организации могут быть созданы специальные условия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *