система наиболее общих методов познания а также учение об этих методах

Тема 5. Гносеология: Учение о познании

система наиболее общих методов познания а также учение об этих методах. Смотреть фото система наиболее общих методов познания а также учение об этих методах. Смотреть картинку система наиболее общих методов познания а также учение об этих методах. Картинка про система наиболее общих методов познания а также учение об этих методах. Фото система наиболее общих методов познания а также учение об этих методах система наиболее общих методов познания а также учение об этих методах. Смотреть фото система наиболее общих методов познания а также учение об этих методах. Смотреть картинку система наиболее общих методов познания а также учение об этих методах. Картинка про система наиболее общих методов познания а также учение об этих методах. Фото система наиболее общих методов познания а также учение об этих методах система наиболее общих методов познания а также учение об этих методах. Смотреть фото система наиболее общих методов познания а также учение об этих методах. Смотреть картинку система наиболее общих методов познания а также учение об этих методах. Картинка про система наиболее общих методов познания а также учение об этих методах. Фото система наиболее общих методов познания а также учение об этих методах система наиболее общих методов познания а также учение об этих методах. Смотреть фото система наиболее общих методов познания а также учение об этих методах. Смотреть картинку система наиболее общих методов познания а также учение об этих методах. Картинка про система наиболее общих методов познания а также учение об этих методах. Фото система наиболее общих методов познания а также учение об этих методах

система наиболее общих методов познания а также учение об этих методах. Смотреть фото система наиболее общих методов познания а также учение об этих методах. Смотреть картинку система наиболее общих методов познания а также учение об этих методах. Картинка про система наиболее общих методов познания а также учение об этих методах. Фото система наиболее общих методов познания а также учение об этих методах

система наиболее общих методов познания а также учение об этих методах. Смотреть фото система наиболее общих методов познания а также учение об этих методах. Смотреть картинку система наиболее общих методов познания а также учение об этих методах. Картинка про система наиболее общих методов познания а также учение об этих методах. Фото система наиболее общих методов познания а также учение об этих методах

1. Идеалистическое направление, отрицающее возможность разумного и логического познания действительности, – это:

2. Разумное и логическое познание действительности невозможно, утверждает: агностицизм;

3. Крайняя форма субъективного идеализма, согласно которой с достоверностью можно говорить лишь о существовании моего собственного «Я» и моих ощущений – это: солипсизм.

4. Существую только «Я» и мои ощущения, утверждает: солипсизм;

5. Направление философской мысли, утверждавшее, что мир принципиально не познаваем – это: агностицизм;

6. Мир принципиально не познаваем, утверждает: агностицизм;

7. Философское направление, отрицающее возможность достоверного знания, – это: скептицизм;

8. Достоверное знание о мире не возможно, утверждает: скептицизм.

9. Методологический принцип, заключающийся в признании относительности, условности и субъективности познания, – это:

10. Познание относительно, условно и субъективно, утверждает:

11. Методологический принцип, согласно которому сложные явления могут быть полностью объяснены на основе более простых явлений и законов: редукционизм;

12. Принцип сведения сложного к простому в познании – это: редукционизм.

15. Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей – это: рационализм.

16. Разум есть основа познания и поведения людей, утверждает:

18. Исчерпывающее знание об объекте, не опровергаемое развитием науки: истина абсолютная;

19. Частичное, неполное знание об объекте: истина относительная;

20. Мысленное образование, обобщающее некоторый класс предметов посредством фиксации их общих признаков: понятие.

21. Форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений: понятие;

22. Форма познания, основанная на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от его частных свойств и связей: абстрагирование;

23. Философская категория, обозначающая существенные свойства при отвлечении от его частных свойств, противоположность конкретному: абстрактное;

24. Философская категория, обозначающая непосредственно данное, чувственно воспринимаемое целое, противоположность абстрактному: конкретное.

25. Соответствие мышления материальному миру, в философии марксизма, обеспечивается: практикой;

26. Высшая ступень человеческого познания, позволяющая получать знание, не вытекающее из чувственного опыта: мышление.

27. Практическая деятельность, осуществляемая не с материальными предметами, а с их идеальными заменителями:

28. Специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей: труд.

29. Философская категория, выражающая то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности: объект;

30. Носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект: субъект;

31. Материальный, чувственно воспринимаемый предмет, который выступает как представитель другого предмета, свойства или отношения: знак;

32. Знак, который связан с обозначаемой им предметностью так, что смысл знака и его предмет представлены только самим знаком и раскрываются лишь через его интерпретацию: символ.

33. Целесообразная деятельность человека, направленная на сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей, на производство товаров и услуг: труд;

35. Форма чувственного познания: представление;

36. Форма чувственного познания: восприятие;

37. Форма рационального познания: понятие;

система наиболее общих методов познания а также учение об этих методах. Смотреть фото система наиболее общих методов познания а также учение об этих методах. Смотреть картинку система наиболее общих методов познания а также учение об этих методах. Картинка про система наиболее общих методов познания а также учение об этих методах. Фото система наиболее общих методов познания а также учение об этих методах

38. Форма рационального познания: суждение;

39. Форма рационального познания: умозаключение.

40. Форма рационального познания: гипотеза;

41. Форма рационального познания: теория;

42. Целостное отражение в сознании предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств: восприятие.

43. Процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире: познание.

44. Образ ранее воспринятого предмета или явления, а также образ, созданный продуктивным воображением: представление;

45. Сохранение памятью образов предметов, воздействовавших ранее на наши органы чувств: представление.

47. Философское понятие, означающее умопостигаемое в противоположность феномену явление: ноумен;

48. Способность образования понятий, суждений, правил, по Канту:

50. Философская дисциплина, исследующая проблемы познания:

51. Форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека: практика;

52. Результат процесса познания действительности, представленный в виде понятий: знание.

53. Истинная и достаточно обоснованная информация о реальности:

54. Понятие, обозначающее соответствие знания действительности, объективное содержание эмпирического опыта и теоретического познания: истина;

55. Классическое определение истины: соответствие знания действительности;

56. Процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире: познание;

57. Переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков предметов рассматриваемой области: обобщение.

58. Умственное действие, реализующее отношение говорящего к содержанию высказываемой мысли: суждение;

59. Умственное действие на основе присущих индивидуальному сознанию норм выводов: умозаключение.

60. Предположительное суждение о закономерной связи явлений:

61. Форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности:

62. Направление в философии, для которого характерно суждение: «Без органов чувств человек вообще не способен к познанию»:

63. Направление в философии, для которого характерно суждение: «Нет ничего в разуме, чего первоначально не было бы в чувствах»: сенсуализм;

64. Уровень познания, опирающийся на повседневный жизненный опыт человека: обыденный;

65. Совокупность правил, приемов познавательной и практической деятельности, обусловленных природой и закономерностями исследуемого предмета: методология.

66. Метод познания, означающий мысленное разложение объекта на составные элементы: анализ;

67. Метод познания, означающий соединение выделенных в анализе элементов изучаемого объекта в единое целое: синтез;

68. Метод познания, при котором общий вывод делается на основе обобщения частных посылок: индукция;

69. Метод познания, процесс логического перехода от общих посылок к заключениям о частных случаях: дедукция;

70. Метод познания, при котором наличие сходства признаков нетождественных объектов позволяет предположить их сходство и в других признаках: аналогия;

71. Метод познания, означающий выделение одного признака в предмете с отвлечением от других его признаков: абстрагирование.

72. Отрасль философского знания, изучающая всеобщие проблемы познания, совокупность приемов научного исследования: гносеология.

73. Система наиболее общих методов познания, а также учение об этих методах: методология;

74. Философская позиция, выражающая сомнение в возможности достижения объективной истины: скептицизм;

76. Теория истины, в которой истина понимается как знание, соответствующее действительности: корреспондентская;

77. Теория истины, полагающая, что свойством истинности обладает все знание, которое полезно и практически применимо: прагматическая.

78. Теория истины, рассматривающая истину как результат условного соглашения: конвенционалистская;

79. Теория истины, трактующая истинность как согласованность мышления с самим собой, его непротиворечивость: когерентная;

80. Важнейшая характеристика истины: объективность.

81. Основной критерий истины в познании: практика;

Источник

Виды и формы познания мира

система наиболее общих методов познания а также учение об этих методах. Смотреть фото система наиболее общих методов познания а также учение об этих методах. Смотреть картинку система наиболее общих методов познания а также учение об этих методах. Картинка про система наиболее общих методов познания а также учение об этих методах. Фото система наиболее общих методов познания а также учение об этих методах

Определение познания

Что такое познание? Это совокупность процессов и методов, через которые можно получить знания об окружающем мире.

Это обширное понятие, которое охватывает и естественное стремление найти логическое объяснение происходящим вокруг процессам, и искусственно созданные приемы получения и накопления знаний.

Стремление объяснить каждое явление окружающего мира — главный фактор возникновения и развития человеческой цивилизации.

Субъект — тот, кто совершает действия, которые направлены на получение знаний. Например, вы читаете этот материал, чтобы узнать виды познания и их характеристику. Получается, что вы субъект познавательной деятельности.

Объект — то, на что направлена деятельность субъекта. Например, сейчас объект вашей познавательной деятельности — понятие познания и его виды.

Мотивы — то, зачем мы что-то делаем. Различают два вида мотивов:

Цель познавательной деятельности заключается в получении истинных, достоверных знаний о мире, понимании, как устроена реальность на самом деле.

Результат — это само знание о предмете или явлении. Иногда получение результата происходит неосознанно, например, если ребенок будет играть с глиняной кружкой и разобьет ее, он тут же поймет, что глина хрупкая и будет обращаться с посудой более бережно.

Сейчас узнаем, какие существуют методы познания, а после перейдем к формам.

Методы познания

Все методы познаний можно разделить на две большие группы: эмпирические и теоретические.

Эмпирические построены на наблюдении некоторых явлений. Теоретические основаны на анализе имеющейся информации и рациональных рассуждениях.

У познания есть два уровня (ступени): чувственный и рациональный. Рассмотрим отдельно каждый из них.

Чувственное познание

Чувственное познание происходит с помощью органов чувств человека. Основные механизмы чувственного познания: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.

Формы чувственного познания:

Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, которые возникают в результате их воздействия на органы чувств. При помощи этих органов человек ощущает некоторые свойства предмета — форму, цвет, запах.

Восприятие — чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, которые воздействует на органы чувств. Именно восприятие помогает формировать представления.

Представление — чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, который сохраняется и воспроизводится в сознании даже без воздействия самих предметов познания на органы чувств. Другими словами — то, что сохранилось в памяти человека после знакомства с предметом.

Чувственное познание всегда субъективно, при этом именно этот уровень познания реализует связь человека с внешним миром.

Рациональное познание

Рациональное познание осуществляется разумом. Оно свойственно только человеку и является довольно сложным способом отражения действительности.

Основные механизмы рационального познания: сравнение, уподобление, обобщение, отвлечение.

Формы рационального познания:

Понятие — мысль, которая утверждает общие и существенные свойства объекта.

Суждение — мысль, которая утверждает или отрицает что-либо об объекте.

Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения.

Пример умозаключения: если a > b и b > c, то a > c.

Индуктивное умозаключение — от частного к общему.

Дедуктивное умозаключение — от общего к частному.

То, которое получается по аналогии.

Сравнение чувственного и рационального познания

Непосредственность, которая выражается в прямом воспроизведении объекта.

Наглядность и предметность возникающих в результате познания образов.

Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.

Опора на результаты чувственного познания.

Абстрактность и обобщенность возникающих в результате познания образов.

Воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений.

Нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании. Обе ступени проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.

Основные виды и формы знаний

Знание — результат познания действительности, содержание сознания.

Житейское — носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Это важнейшая ориентировочная основа повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Приводит к констатации фактов и их описанию.

Научное — понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем. Осуществляет предвидение разных явлений. Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы).

Практическое — овладение вещами, преобразование мира.

Художественное — целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии.

Рациональное — отражение реальности в логических понятиях и категориях. Связано с рациональным мышлением.

Иррациональное — противоречит рациональному мышлению. Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например, аномальные, которые не подчиняются законам логики и науки.

Личностное — зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности.

Формы знаний, которые выделяют по отношению к научному знанию:

Источник

Система наиболее общих методов познания а также учение об этих методах

система наиболее общих методов познания а также учение об этих методах. Смотреть фото система наиболее общих методов познания а также учение об этих методах. Смотреть картинку система наиболее общих методов познания а также учение об этих методах. Картинка про система наиболее общих методов познания а также учение об этих методах. Фото система наиболее общих методов познания а также учение об этих методах

Гносеология (от греч. gno-sis — знание, logos — слово, понятие), Эпистемолог и я (от греч. episteme — знание) — раздел философии, исследующий природу человеческого познания, его источники и предпосылки, отношение знания к предмету познания, условия достоверности и истинности знания.

Познание – это процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности – человек – исследует человека, т.е. самого себя.

В отличие от сознания, которое является единством ощущений, желаний, переживаний, результатом отражения материального мира и сопряжено с материей; познание означает процесс приобретения знаний и соотносится с практикой. Познание осуществляется на основе практической деятельности человека и выступает способом духовного освоения действительности.

2 Точки зрения на процесс познания в философии.

система наиболее общих методов познания а также учение об этих методах. Смотреть фото система наиболее общих методов познания а также учение об этих методах. Смотреть картинку система наиболее общих методов познания а также учение об этих методах. Картинка про система наиболее общих методов познания а также учение об этих методах. Фото система наиболее общих методов познания а также учение об этих методах

В философии существуют две основные точки зрения на процесс познания: 1. Гностицизм (как правило, материалисты) оптимистично смотрит на настоящее и будущее познание; мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания.

2. Агностицизм (часто – идеалисты) не верит либо в возможности человека познать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания.

Вся история развития человечества показывает, что мир познаваем и это условием создания материальной и духовной культуры, развития наук и техники.

Современная гносеология в своем большинстве строится на позициях гностицизма.

По вопросу о роли, месте и соотношении чувственного и рационального в познавательном процессе в истории философии существовали две прямо противоположные точки зрения:

Развитие философии, науки и других форм духовной деятельности людей показывает, что в действительности любое знание есть единство двух противоположных сторон — чувственного и рационального. Органы чувств доставляют разуму соответствующие данные, факты. Разум их обобщает и делает определенные выводы. Без органов чувств нет работы разума, а чувственные данные в той или иной мере всегда осмыслены, теоретически нагружены, регулируются разумом.

Восприятие — это целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон, синтез данных отдельных ощущений.

Суждение — форма мышления, отражающая не только существенные и общие признаки предмета, но и свойства, связи и отношения между ними. Это мысленное отражение, обычно выражаемое повествовательным предложением, может быть либо истинным (“Париж стоит на Сене”), либо ложным (“Ростов — столица России”).

Понятие и суждение являются “кирпичиками” для построения умозаключений.

1. Все люди смертны (посылка).

3. Следовательно, Сократ смертен (выводное знание, называемое заключением или следствием.)

3 Познание и практика.

система наиболее общих методов познания а также учение об этих методах. Смотреть фото система наиболее общих методов познания а также учение об этих методах. Смотреть картинку система наиболее общих методов познания а также учение об этих методах. Картинка про система наиболее общих методов познания а также учение об этих методах. Фото система наиболее общих методов познания а также учение об этих методах

Категория практики, активной чувственно-предметной деятельности людей, направленной на изменение реальной действительности, стала центральной категорией диалектико-материалистической философии в целом и ее гносеологии, в частности (о чем также было сказано). С введением практики в теорию познания было установлено, что человек познает реальный мир не потому, что предметы и явления этого мира пассивно действуют на его органы чувств, а потому, что он сам активно, целенаправленно воздействует на окружающую его действительность и в ходе ее изменения познает ее. Это специфически человеческая форма деятельности, осуществляющаяся всегда в определенном социально-культурном контексте.

Основные функции практики в процессе познания:

1. Практика является источником познания потому, что все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями. В частности, математические знания возникли из необходимости измерять земельные участки, вычислять площади, объемы, исчислять время и т.д. Астрономия была вызвана к жизни потребностями торговли и мореплавания и т.д. Однако, не всегда, конечно, открытия в науки (например, периодический закон Менделеева) делаются непосредственно “по заказу” практики.

3. Практика является опосредованной целью познания, ибо оно осуществляется не ради простого любопытства, а для того, чтобы направить и соответствующим образом, в той или иной мере, регулировать деятельность людей. Все наши знания возвращаются в конечном итоге обратно в практику и оказывают активное влияние на ее развитие. Задача человека состоит не только в том, чтобы познавать и объяснять мир, а в том, чтобы использовать полученные знания в качестве “руководства для действия” по его преобразованию, для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, для улучшения и совершенствования их жизни.

4. Практика представляет собой решающий критерий истины, т.е. позволяет отделить истинные знания от заблуждений.

Открытие практической, социальной обусловленности человеческого познания позволило выявить диалектику познавательного процесса и объяснить его важнейшие закономерности. Оказалось, что нельзя рассматривать познание как нечто готовое, застывшее, неизменное, а разбирать, как из незнания появляется знание, как в ходе практики происходит движение, восхождение от неполного, неточного, знания к более полному, более точному и глубокому.

4. Многообразие форм знания и познавательной деятельности.

система наиболее общих методов познания а также учение об этих методах. Смотреть фото система наиболее общих методов познания а также учение об этих методах. Смотреть картинку система наиболее общих методов познания а также учение об этих методах. Картинка про система наиболее общих методов познания а также учение об этих методах. Фото система наиболее общих методов познания а также учение об этих методах

Классификация (типология) форм знания и по сей день остается сложной и во многом дискуссионной проблемой для разных философских направлений. И сегодня справедливы слова Л. Витгенштейна о том, что не существует строгого употребления слова “знание”. Попытаемся все же выделить хотя бы некоторые формы последнего и рассмотреть их основные особенности.

Мифологическому мышлению свойственно его слитность с эмоциональной сферой, неотчетливое разделение объекта и субъекта познания, предмета и знака, вещи и слова, происхождение (генезиса) и сущности явлений и т.д. Объяснение природных и социальных явлений, а также мира в целом сводилось к рассказам об их происхождении и творении (генетизм).

Одной из древних форм познания, генетически связанной с мифологией является религиозное познание. Особенности его определяются тем, что оно обусловлено непосредственной эмоциональной формой отношения людей к господствующим над ними земными силами (природными и социальными). Будучи фантастическим отражением последних, религиозные представления содержат в себе определенные знания о действительности, хотя нередко и превратные. Достаточно мудрой и глубокой сокровищницей религиозных и других знаний, накопленных людьми веками и тысячелетиями, являются, например, Библия и Коран. Однако религия (как и мифология) не воспроизводили знание в систематической и, тем более, теоретической форме. Она никогда не выполняла и не выполняет функции производства объективного знания, носящего всеобщий, целостный самоценностный и доказательный характер.

Типологизация знания может быть проведена по самым различным основаниям (критериям). В этой связи выделяют, например, знания рациональные и эмоциональные, феноменалистские (качественные концепции) и эссенцианалистские (вооруженные в основном количественными средствами анализа), эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, философские и частнонаучные, естественнонаучные и гуманитарные и т. п.

5. Проблема истины в философии.

система наиболее общих методов познания а также учение об этих методах. Смотреть фото система наиболее общих методов познания а также учение об этих методах. Смотреть картинку система наиболее общих методов познания а также учение об этих методах. Картинка про система наиболее общих методов познания а также учение об этих методах. Фото система наиболее общих методов познания а также учение об этих методах

Заблуждения, конечно, затрудняют постижение истины, но они неизбежны, есть необходимый момент движения познания к ней, одна из возможных форм этого процесса. Например, в форме такого “грандиозного заблуждения” как алхимия, происходило формирование химии как науки о веществе.

Заблуждения многообразны по своим формам. Следует, например, различать заблуждения научные и ненаучные, эмпирические и теоретические, религиозные и философские и т.д. Так, среди последних существуют такие, как эмпиризм, рационализм, софистика, эклектика, догматизм, релятивизм и др.

Будучи объективна по своему внешнему материальному содержанию, истина субъективна по своему внутреннему, идеальному проявлению и форме: истину познают люди, выражающие ее в определенных субъективных формах (понятиях, законах, теориях и т.п.). Например, всемирное тяготение изначально присуще материальному миру, но в качестве истины, закона науки оно было открыто Ньютоном.

Относительная истина (точнее, относительное в объективной истине) выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубления, уточнения по мере развития практики и познания. При этом старые истины либо заменяются новыми (например, классическая механика сменилась квантовой), либо опровергаются и становятся заблуждениями (например, “истина” о существовании эфира, понятие о теплороде, флогистоне и т.п.). Относительность истины заключается в ее неполноте, условности, приблизительности, незавершенности. Абсолютная истина в виде целостного фрагмента знания складывается из суммы относительных, но не путем механического соединения готовых истин, а в процессе творческого развития познания на основе практики.

Проверка знания “на истину” практикой не есть какой-то одноразовый акт, нечто неизменное или зеркальное сличение, а она есть процесс, т. е. носит исторический, диалектический характер. А это значит, что критерий практики одновременно определен и неопределен, абсолютен и относителен. Абсолютен в том смысле, что только развивающаяся практика во всей полноте ее содержания может окончательно доказать какие-либо теоретические или иные положения. В то же время данный критерий относителен, так как сама практика развивается, совершенствуется, наполняется новым содержанием и потому она не может в каждый данный момент, тотчас или полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания.

Диалектичность практики, как критерия истины является объективной основой возникновения и существования иных критериев для проверки истинности знания в различных его формах. В качестве таковых выступают так называемые внеэмпирические, внутринаучные критерии обоснования знания (простота, красота, внутреннее совершенство и т. п.). Важное значение среди них имеют теоретические формы доказательства, логический критерий истины, опосредованно выведенный из практики, производный от нее и потому могущий быть вспомогательным критерием истины. Он дополняет критерий практики как решающий, а не отменяет или заменяет его полностью. В конечном итоге практика и только она, может окончательно доказать истинность тех или иных знаний.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *