система интенсивного обучения автор
Статья «История и практика интенсивного метода обучения иностранным языкам».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ИСТОРИЯ И ПРАКТИКА ИНТЕНСИВНОГО МЕТОДА
Слово «интенсивный», «интенсив» пришло в язык в семидесятых годах. Слово это стало расхожим, употребляемым без особого значения, упрощенно, хотя идея интенсива имеет философскую основу. Но мы не будем углубляться в философию. Пусть это делают специалисты. Я сообщу основные теоретические сведения по интенсивной методике и продемонстрирую на практике основные этапы работы так, как нас учили в педагогическом университете в Москве на курсах ЮНЕСКО.
Но сначала немного истории. В методике преподавания иностранных языков известны сознательно-сопоставительный метод – Рахманов, Фоломкина, Гесс; сознательно-практический – Цветкова. Грузинская и Ганшина известны как инициаторы интенсивного метода в нашей стране. Некоторые интенсивные методы были заимствованы из-за рубежа – Берлиц и Робертсон.
Интенсивные методы обучения использовались в России уже в самом начале изучения живых языков.
Первыми иностранными языками были английский и датский, первым дипломатическим языком был французский. В России живые иностранные языки начали преподаваться в середине Х!Х столетия. Самыми популярными были голландский, немецкий и французский.
В 1891 году великий князь Голицин пишет в русский сенат письмо, в котором он вносит предложение по воспитанию и подготовке истинно образованных людей России. По его убеждению истинно образованный человек должен знать 4 языка – голландский, немецкий, персидский, татарский. Для специалистов филологов, по его мнению, желательно было знать 8 языков – перечисленный выше + преподаваемые и любимые.
Первый метод, использованный в России был метод гувернантки, второй – грамматико- переводный, был заимствован у немцев.
Когда англичане накопили колоссальный опыт изучения языка, и с изобретением пластинки, получили распространение интенсивные методы в конце Х1Х и начале ХХ веков.
Палермо в Европе был центром медицины и языков. В России был распространен метод Робертсона, но часто подвергался критике.
Лучший метод был в институте благородных девиц – это катехизический, описанный Окороковой.
Так что история интенсивных методов – довольно давняя. То, с чем Вам предлагается познакомиться сегодня уходит своими корнями в теоретические разработки Георгия Лозанова – психиатра из Болгарии. Работая с психически больными людьми, он открыл явление гипермнезии /сверхзапоминания/ при помощи гипноза.
И три науки объединяют их усилия – социальная психология, психология и медицина. На их стыке появляется суггестология, на основе которой суггестопедия и метод преподавания иностранных языков – суггестивный.
Suggero – подставлять, нашептывать, внушать. Но в суггестопедии – это не внушение в медицинском смысле, но, как по Лозанову, “о внушении говорим только тогда, когда на базе преимущественно неосознаваемой психической активности активизируются какие-то резервные возможности личности”.
Неосознаваемость и резервность – это краеугольные понятия в данной области.
Информационный поток, который поступает по интуитивным, эмоциональным и супсенсорным путям, создает условия для обратной связи. Он отражается на мотивации, решениях и сознаваемой активности личности. Все время неосознаваемой вплетено в осознаваемое.
Личность обладает резервами, которые до сих пор не открыты, не известны пути их целостного использования.
Кроме того суггестивные возможности личности постоянно сталкиваются с суггестивными нормами, диктуемыми обществом. Брамины отбирали особым образом детей и подготавливали их тоже особым образом к запоминанию огромных библейских текстов. С появлением письменности это стало ненужным.
Среди огромного количества возможностей НПР, применяемых в качестве внушения, есть простые и сложные.
Сложные – это авторитет и инфантилизация.
Простые – двуплановость, ритм, концертная псевдо-активность, интонация.
Большое значение имеет авторитет, но не подавляющий, угнетающий, а стимулирующий. Авторитет пробуждает доверие. На основе доверия появляется инфантилизация /приоткрываются пласты раннего детства, неполный возврат, а общий психологический настрой). Роли, игровые ситуации стимулируют спонтанные возможности личности.
Интонация – это тоже элемент двуплановости. Она не должна быть подавляющей, должна высвобождать РВЛ.
Преподаватель должен показывать только, что все хорошо и все хорошие.
Ритм обеспечивает большой объем и прочное запоминание в определенном ритме и под музыку. Интервал отражается на объеме запоминания.
Концертная псевдопассивность – это учебный материал дается на фоне музыки, слушатели сидят в креслах. Происходит релаксация, но не мышечная, а психическая, которой не нужно обучать. В это время в мозгу совершаются сложные процессы. На фоне концертной псевдопассивности происходит запоминание.
Основным внутренним механизмом в такой деятельности является неосознаваемое, периферическое восприятие и психическая активность.
Как я уже сказала, на основе суггестологии развилась суггестопедия. Это новый тип учебного процесса, который отличается по структуре, сущности и результативности.
Расширение программного материала.
Непосредственное включение в язык, посредством коммуникации.
Система суггестивных стимулирующих этюдов.
Структура учебного курса.
Авторитет и суггестивная направленность деятельность учителя суггестопеда.
ПРИНЦИПЫ СУГГЕСТОПЕДИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ
Единство осознаваемого и неосознаваемого.
Принцип радости и ненапряженности.
Принцип суггестивной взаимосвязанности.
Г. Лозанов исходил из того, что вся информация, что нас окружает, усваивается или на уровне сознания или подсознательно. Проблема не в том, чтобы запомнить, а в том, чтобы воспроизвести.
Чтобы что-то получить от учащихся, используем установки: “Слушай!” “Смотри!” “Повторяй!”
Используются этюды, задания. Неосознанный уровень не учитывается при этом. В суггестопедии это делается средствами НПР.
/2/ Этот принцип выражается в раскованности и в настрое на обучение. Ощущение окрыленности – показатель верности работы.
/3/ Хорошо наличие психолога.
Принцип личностно-направленной деятельности.
Именно в общении с учащимися преподаватель передает информацию, а в
общении учащихся между собой идет усвоение информации. Общение как учебная деятельность должно быть всегда мотивировано. Вся информация, которая идет от учителя должна быть личностно-направлена, должна апеллировать к интересам и интеллектуальным потребностям ученика.
Коммуникативные задачи должны предъявляться в коммуникативных
заданиях, которые в интенсивной методике заменяют традиционные упражнения. Коммуникативные задания создаются как естественные жизненные ситуации, исходя из конкретного языкового материала, который запланирован для отработки.
Разноплановый характер общения. Главный план общения –
доверительный, очень искреннее человеческое общение преподавателя с группой.
Тональность общения преподавателя с группой характеризуется как эмоционально-положительная, оптимистическая. Поддерживать веру ученика в хороший результат. Всегда в хорошем настроении.
Существенно характер общения задается общим сюжетом учебника.
Ролевая организация учебного материала.
Большую роль играет стратегия рассказа (Story-telling), драматизации (Using Drama), ролевых игр (Role Playing).
Для все большей психологизации учебного процесса используются такие упражнения и виды занятий, которые вовлекают учащихся в размышления о себе и о друзьях и об их семьях, а не о картонных персонажах. Вот несколько примеров таких заданий:
1) Name things you like/dislike. 2) Find two things which you both like/dislike. 3) Characterize
yourself (your parents, your friends. 4) What do you thank people for?
Преподавателем предлагается постоянное перемещение учащихся в аудитории, смена речевых партнеров, вовлечение всех учащихся в речевую активность на фоне музыки и всеобщего веселья /например, карнавал/, широкий набор викторин, конкурсов, соревнований, упражнений для языковой разминки, заданий на поисковый просмотр текста, творческих заданий.
Все это как нельзя лучше находит свое отражение и применение, причем не в разовых упражнениях, а в системе, при обучении учащихся с применением интенсивной методики обучения иностранным языкам, в ходе которого реализуется задача обучения иноязычному общению.
Предусматривает в равной степени сознательное и бессознательное. Мы
реагируем не только на слово, но и на ряд неспецифических раздражителей. Это жесты, мимика, походка, дикция, интонация, музыкальный фон – все, что связано в данный момент с произнесенным словом. Следует сознательно употреблять неспецифические раздражители. У Китайгородской этот принцип формулируется иначе – в ходе учебного процесса должна быть реализация цели преподавателя и цели ученика.
Принцип устного опережения.
Устный курс предусматривает в интенсиве – 3 полилога, у меня в школе – 3
урока. Так идет развитие ребенка. Сначала ему много раз читают, а потом он будто читает сам.
Принцип коллективного взаимодействия.
Это принцип, внесенный Китайгородской в методику Г.Лозанова. Он означает работу в парах, малых группах, в командах.
Еще одно важное обстоятельство необходимо помнить преподавателю,
который начинает работать с применением интенсивной методики. Это снятие барьеров. Снятие барьеров означает снятие ощущения неполноценности. Вера в границы порождает ограниченных людей. В процессе обучения необходимо снять предубеждение о своей неполноценности.
Эти барьеры могут быть:
Возникает в связи с тем, что каждый человек имеет такие доводы, что
люди имеют определенные нормы и пределы. Если это и возможно, то не со мной. Ощущение бесперспективности и неверия.
Заниженная самооценка. Ролевая структура, использование функции
Лидерства, чтобы вывести человека из ненужного состояния с помощью
Это такой подход к обучению, когда традиционно мы связываем обучение
с неприятным трудом, но необходимым. Действительно на занятии должен быть труд – но труд радостный. Эффективно и оптимально.
В наше время, в связи с катастрофическим ухудшением здоровья детей к окончанию средней школы, на первый план выдвигаются здоровье-сберегающие технологии и использование суггестивного подхода при обучении учащихся иностранным языкам является существенно важным. На это нас нацеливают и ФГОС по иностранным языкам.
Безусловно, в условиях школы этот метод претерпевает некоторые
изменения. Слабая материальная база не дает возможности обеспечить его полное осуществление, но тем не менее результат есть и есть огромное желание продолжать работать в этом направлении. На глазах меняются дети, становятся все более раскрепощенными, уходят их комплексы неполноценности, развивается инициативность и творческий подход к изучению иностранного языка, они становятся соавторами учебного процесса. Общение, как учебная деятельность, всегда мотивировано и личностно направлено.
Эмоционально-насыщенное усвоение иностранного языка носит
деятельностный характер, что обеспечивается взаимодействием речевых и неречевых действий, а также движений, зрительных, слуховых и кинестетических представлений и процессов.
Выступление на тему:»Технология интенсивного обучения»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕНСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
НА ОСНОВЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА
В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Существовала некогда пословица,
Что дети не живут, а жить готовятся.
Но врят ли в жизни пригодится тот,
Кто, жить готовясь, в детстве не живёт.
Система интенсивного обучения призвана адаптировать классно-урочную систему к возможностям и потребностям каждого ученика и направлена на разрешение основного противоречия традиционной школы, связанного с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний, умений и навыков каждым учащимся. Ни для кого не секрет, какие разительные перемены происходят с нашими любимыми воспитанниками, когда они переходят в среднее звено школы. Основные сложности периода заключаются в том, что дети оценивают все новшества как зримый показатель взросления. Испытывают огромные нагрузки из-за возросших требований и объема заданий. Как следствие снижается работоспособность. В начале учебного года по любому поводу дети бегут «под крыло» к своему первому учителю, затем они становятся недисциплинированными и забывчивыми. А ведь корень этого в неумении самоорганизовываться. Благодаря новой технологии у меня появилась возможность учить моих детей самооценке, самоконтролю и самоуправлению. Этому способствуют новые формы работы.
Одна из них – введение консультантов. Консультантами назначаются те учащиеся, которые первыми выполнили задания. Учитель проверяет их, и в случае верного выполнения, эти дети становятся консультантами. Теперь они могут подходить к учащимся, указывать на их ошибки, подсказывать, если они в этом нуждаются. Затем все вместе по образцу мы проверяем каждую работу, за которую каждый учащийся ставит себе оценку. Замечено, что при этом дети реже завышают себе оценки, так как консультанты помогают реально оценить результаты работы. Так развиваются навыки самоконтроля и самооценки. Роль консультантов очень нравится детям, поэтому они стремятся быстрее и правильнее выполнить задание, чтобы потом помогать другим.
Давайте попробуем сделать вывод. Методика интенсивного обучения направлена на развитие системных знаний – эти знания структурируются в сознании школьника по схеме: основные понятия – основные положения – следствия – предложения.
Обучение по этой технологии построено в форме непрерывной дидактической игры и состоит из нескольких этапов. [2]
Вширь или вглубь? Экстенсивное и интенсивное образование
Оба подхода приносят свои полезные плоды. Если рассмотреть данные принципы в других отраслях, эффект будет следующий. Например, интенсивное земледелие занимается развитием производительности определённого кусочка площади, отдавая ему все силы и внимание. С него обязательно соберут прекрасный урожай. Тогда как в задачу экстенсивного земледелия входит максимальное расширение площади под посев. Урожая будет собрано много, если учитывать территорию в целом. Однако на каждом отдельно взятом участке показатели окажутся низкими. Так какое же направление наиболее эффективно: вглубь или вширь?
Человек-энциклопедия: идеал философа
Античность. Во времена Аристотеля греческие философы уверенно рассуждали на любые темы. Одинаково мудрые речи лились как и о государственных законах, так и вопросах искусства, как о точных науках, так и о бытии в целом. Сам Аристотель, создавая всестороннюю систему философии, затронул множество сфер развития человека: собственно философию, политику, социологию, логику, физику. Кроме этого в его сочинения входят труды по риторике, ботанике, зоологии, теории драмы. Аристотель считал: «Между человеком образованным и необразованным такая же разница, как между живым и мёртвым». Подобный «всесторонний охват знаний» наблюдался и в эллинистическом образовании — если ты развит, то развит во всём.
Возрождение. Философы Ренессанса продолжили античные принципы формирования личности. Широта кругозора и навыков — вот норма любого образованного человека. Великий Леонардо да Винчи был не только художником. Его поле деятельности включало в себя занятия скульптурой, архитектурой, музыкой, анатомией. Да Винчи был естествоиспытателем, писателем и изобретателем. Сейчас для нас такое кажется невероятным, гениальным, но в ту эпоху каждый гуманист владел несколькими языками, писал труды, уделял внимание точным наукам и искусству.
Просвещение. Эта эпоха породила настоящего «человека-энциклопедию». Учёному невозможно было заниматься конкретным направлением в науке, посвятить себя изучению одной проблемы. Нет, мыслитель обязан разбираться в науке в целом. И даже если наблюдалось разделение на изучение духа и науку природы, учёный не мог ограничиться познать лишь одну часть.
Классицизм. Классическое образование с готовностью подхватило модель всесторонне развитого человека — как писал А. С. Пушкин: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь». Умения из арсенала изящных искусств также обязательно наличествовали у каждого образованного человека. Молодые люди и девушки из общества умели «всего понемногу»: слагали стихи, рисовали, музицировали, танцевали. Юноши фехтовали и ездили на лошадях.
Век индустриализации: появление «физиков» и «лириков»
Предпосылки для появления профессии как явления появились еще в эпоху Возрождения. Индустриализация, экономические отношения, возникновения сложных машин — всё это отчаянно требовало большого количества профессионалов, мастеров своего дела. В XIX веке неустанно развивающаяся промышленность, новые технологии стали нуждаться в более тщательном изучении различных сфер наук.
Если раньше учёные сами по себе трудились в собственных домах, совершая никому не известные (и потому — страшные) опыты, то теперь науке посвятили себя целые организации и институты.
С развитием и углублением в определённую науку и конкретные проблемы появилась потребность «отделить» ту или иную область знаний. Учёный отдавал все силы изучаемому предмету и после своих опытов и изысканий уже не мог вечером прочесть гостям рассказ, поэму или «вот эту вещичку из последнего». Произошёл тот самый раскол между «физиками» и «лириками».
Современность: расширение взглядов и творческий подход
Конец ХХ века принёс с собой новые веяния: наука усложнилась, а образование начало тяготеть к междисциплинарности. Во времена классического образования предполагалось, что мыслитель, несущий знания в массы, донесёт эти самые знания просто и легко. Но с течением времени стало понятно, что многое в нашем мире относительно, и всё не так просто, как хотелось бы. Квантовая физика, нейробиология порождают больше вопросов, чем ответов.
В настоящее время творческие способности и креативность «подняли голову» из забвенья. Если раньше в образовании существовала некая «заточка» под конкретную задачу, а профессии становились узконаправленными, то теперь понадобилась свежая струя. С каждым годом растёт количество курсов по развитию креативности, тренингов, обещающих научить мыслить нестандартно. Становится популярной идея свободных искусств, построенных на индивидуальной траектории, самостоятельной работе, обсуждениях и ощущении себя в этом мире.
Человек, желающий добиться успеха в карьере, постоянно совершенствуется. Повышение квалификации, курсы, изучение тонкостей своей профессии делает его отличным практиком, однако мешает расширению кругозора. Понемногу профессионал теряет способность видеть все грани одной проблемы, так как его знания слишком ушли вглубь. Именно поэтому всё актуальнее становится комплексный подход, который бы уменьшал разницу между профессиональными областями и позволял тем самым «расширить взгляд».
Произошёл некий синтез расширения и углубления. Теперь поля знаний раздвигаются, вбирают в себя максимум, но и глубокое изучение конкретного предмета никуда не исчезает.
Образование без границ: каждый человек как источник знания
Во времена Античности ученики внимали философам на пирах и собраниях. В Новое время последователи немецких мыслителей посещали их мудрые выступления. Ученики следовали за своими учителями. Но с тех пор многое изменилось. Теперь, чтоб получить новые знания, необязательно даже покидать собственный дом. В интернете мы можем впитывать любую полную, рассмотренную с разных сторон информацию. Однако здесь и поджидает проблема. За кем следовать и у кого учиться?
Сейчас буквально каждый может писать статьи, вести блог, быть тренером (иногда самостоятельно изобретенной дисциплины), редактировать информацию в Википедии. Само понятие энциклопедии (пусть и виртуальной) исказилось.
Человек-энциклопедия соединился с той самой идеей свободных искусств. Школа и институт учат умению искать информацию, вбирать в себя нужное, формировать собственное мнение и выдавать нестандартные решения. Осуществился настоящий синтез энциклопедичности человека, стремящейся развиваться вширь и вглубь, порождая новые идеи.
Научная электронная библиотека
Гордашников В. А., Осин А. Я.,
3.4. ИННОВАЦИОННЫЕ ВИДЫ ОБУЧЕНИЯ
Частные методики преподавания дисциплин основываются на различных типах и видах обучения студентов в ССУЗе. Многообразие использованных видов обучения определяется целями и содержанием образовательного процесса (М.В. Кларин, 1994; Н.Е. Щуркова, 1997; И.А. Колесникова, 1999).
Проблемное обучение ставит целью развитие творческих У и Н, способностей, способов мышления путем поисков и решений нестандартных задач, в процессе которых обучаемые усваивают новые ЗУН. Проблемные технологии обучения реализуются через проблемное изложение учебного материала педагогом, частично-поисковую и самостоятельную исследовательскую деятельность. В решении проблемной ситуации мышление играет ведущую роль, формирование которого имеет первостепенное значение.
Выделяют 3 основные формы мышления: понятие, суждение и умозаключение.
В психологии существует простейшая классификация видов мышления:
3) отвлеченное (теоретическое) мышление в форме абстрактного мышления.
Мышление имеет индивидуальные особенности, к которым относятся такие качества познавательной деятельности, как самостоятельность, гибкость, быстрота мысли.
Самостоятельность мышления проявляется прежде всего в умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить их своими силами. Творческий характер мышления отчетливо выражается именно в такой самостоятельности.
Гибкость мышления заключаются в умении изменять намеченный в начале путь (план) решения задачи, если этот путь не удовлетворяет условиями проблемы, которые не удалось учесть с самого начала.
Быстрота мысли особенно нужна в тех случаях, когда от специалиста требуется принимать определенные решения в очень короткий срок, в ургентных ситуациях.
теоретическая и практическая реализация. Прагматическая направленность проекта предполагает получение такого результата, который можно увидеть и применить на практике. Структура проекта представляет собой совокупность исследовательских, проблемных, творческих методов и последовательных действий, целенаправленных на ожидаемый результат (А.В. Петрунько, 2002; В.И. Слободчиков, 2002).
О методах и технологиях интенсивного обучения иностранному языку как средству мотивации и оптимизации учебного процесса
Дата публикации: 26.09.2015 2015-09-26
Статья просмотрена: 664 раза
Библиографическое описание:
Попова, О. А. О методах и технологиях интенсивного обучения иностранному языку как средству мотивации и оптимизации учебного процесса / О. А. Попова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 15.2 (95.2). — С. 62-65. — URL: https://moluch.ru/archive/95/20770/ (дата обращения: 07.11.2021).
Аннотация: Автор статьи обобщает опыт своих коллег в преподавании иностранных языков, подчеркивая при этом роль активных методов обучения, позволяющих интенсифицировать процесс обучения для более качественного достижения личностно-образовательных целей при оптимальных затратах ресурсов.
Ключевые слова: Инновационные технологии, традиционные и интенсивные методы обучения, личностно-ориентированное обучение, средство мотивации, оптимизация учебного процесса.
Инновационные технологии преподавания иностранных языков в неязыковом вузе заключаются в сочетании традиционных и интенсивных методов обучения, основанных на функционально-коммуникативной лингводидактической модели языка, и разработке целостной системы обучения студентов речевому общению на профессиональные темы.
Рассмотрев в нашем исследовании отечественные и зарубежные методы и технологии интенсивного обучения, мы пришли к выводу о том, что наиболее перспективными являются такие подходы к интенсификации высшего образования, которые подчинены задачам и содержанию личностно-ориентированного обучения, позволяют максимально вовлекать личностный и психофизиологический потенциал обучаемых, развивать творческую активность учащихся [1].
Под интенсивным образованием мы понимаем такое построение образовательного процесса, которое дает возможность использовать этот личностный и психофизиологический потенциал обучаемых, направлять его для более качественного достижения личностно-образовательных целей при оптимальных затратах ресурсов.
Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Возникновение новых задач обусловлено бурным развитием информации. Если раньше знания, полученные в школе, техникуме, вузе, могли служить человеку долго, иногда в течение всей его трудовой жизни, то в век информационного бума их необходимо постоянно обновлять, что может быть достигнуто главным образом путем самообразования, а это требует от человека познавательной активности и самостоятельности.
Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями. В этой группе методов социальные взаимодействия рассматриваются как важнейший образовательный ресурс, позволяющий интенсифицировать процесс обучения, то есть значительно повысить его развивающий потенциал, углубить и расширить осваиваемое содержание образования.
Вопросы интенсивного обучения иностранным языкам нашли отражение в работах Л.Ш. Гегечкори, И.А. Зимней, В.А. Вотинова, Г.А. Китайгородской, А.А. Леонтьева, С.И. Мельник, Е.И. Пассова, И.Ю. Шехтера и многих других ученых. Ряд принципиальных предпосылок для построения систем интенсивного обучения создает психофизиологический подход. На его основе возник новый метод обучения суггестопедия Георгия Лозанова. Многие видные теоретики и практики суггестологии справедливо указывают на ту исключительную роль, которую могут играть элементы суггестии в учебном и воспитательном процессах (С.В. Киселев, С.С. Либих, К.К. Платонов, Э.Г. Рейдер, В.Е. Рожнов, А.П. Слободяник, Д.Н. Узнадзе, Б.И. Хачапуридзе). При этом вскрыты и описаны общепсихологические механизмы инициации активности личности в процессе образования Г.А. Китайгородская и Н. В. Смирнова (метод активизации резервных возможностей, И. Ю. Шехтер (эмоционально-смысловой метод), Л. Ш. Гегечкори, В.В. Петрусинский (суггестокибернетический интегральный метод ускоренного обучения взрослых), А. С. Плесневич (метод погружения), А. А. Акишина (курс речевого поведения), Г. М. Бурденюк (ритмопедия) и др. Идеи Лозанова стали отправным моментом для построения ряда методических систем интенсивного обучения иностранным языкам, каждая из которых выявляет дальнейшие резервы повышения эффективности обучения.
Как известно, методы обучения иностранным языкам изменяются под воздействием исследований в базисных для методики науках, одной из которых является психология. Влияние исследований в области психологии, оказывали и продолжают оказывать влияние на развитие лингводидактики, ставшей в последнее время синонимом «методики».
Развитие связей между психологией, психотерапией и лингводидактикой сделало возможным привлечение достижений в одних науках использовать в других. Интенсивные методы, на наш взгляд, внесли значительную энергию в методику обучения иностранным языкам в целом.
Мои коллеги кафедры иностранных языков и межкультурной профессиональной коммуникации гуманитарных направлений Института истории и политических наук, педагоги-практики и педагоги-исследователи, активно применяют этот опыт в своей работе [3] и находят новые приемы обучения. Опыт коллег показывает, что организация успешного взаимодействия со студентами строится на основе активизации, стимуляции процессов осмысленного обучения, на развитии мотивации, на создании и поддержании в процессе обучения атмосферы свободы выбора и самовыражения.
Сопоставление продуктивности различных методов интенсивного обучения на примере обучения иностранным языкам позволяет сделать выводы о том, что применение методов, опирающихся на неосознаваемые компоненты психической деятельности, повышает продуктивность усвоения информации. Организованное и научное внедрение внушения в различные виды человеческой деятельности (обучение, спорт, искусство и пр.) способствует дальнейшему прогрессу в понимании сущности суггестивных явлений для активизации различных сторон психической деятельности.
Проведенный нами сравнительный анализ методов и технологий интенсивного обучения иностранным языкам, отечественного и зарубежного опыта их применения на практике с позиций личностно-ориентированного образования гуманистического типа позволяет сделать вывод о том, что для интенсификации высшего образования необходимо применять методы, базирующиеся на теоретических и экспериментальных психологических исследованиях, повышающие развивающий потенциал процесса обучения. Для обеспечения оптимальных условий для развития личностных качеств обучающихся и создания интегративной предметно-ориентированной среды актуально использование элементов альтернативно-интенсивных методов, личностно-ориентированных интегративных технологий, в которых ведущую роль выполняют игровые, проектные, проблемно-эвристические технологии, а также диалогово-дискуссионные технологии сотрудничества [4].
1. Логинова Е.А. Выстраивание индивидуальной стратегии при обучении одаренных школьников (на примере иностранного языка) // Современные наукоемкие технологии: Материалы Всероссийской конференции 15-20 марта 2007. – Москва: Изд-во ИД «Академия естествознания», 2007. – № 8. – С. 61-62; Обучение одаренных школьников на основе реализации интегрированного подхода // Современные проблемы науки и образования. – Москва: Изд-во ИД «Академия естествознания», 2007. – № 3. – С. 11-16; Давыдова И.В. Методический аспект развития иноязычного творческого мышления студентов в процессе изучения темы «Law and order in the USA» // Иностранные языки: лингвистические и методические аспекты. – 2012. – № 18. – С. 32-37; Мастерских С.В. Пути повышения мотивации студентов при изучении иностранного языка (на примере песен) // Формирование коммуникативной иноязычной компетенции в свете социального заказа. Тезисы Международной конференции. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2001. – С. 102-103; Развитие индивидуальных способностей студентов в процессе обучения иностранному языку // Пути повышения эффективности обучения иностранным языкам в школе и вузе в свете современной образовательной парадигмы. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2004. – С. 68-69.
2. Попова О.А. Эффективные приемы и методы при обучении чтению и переводу в техническом вузе // Проблемы прикладной лингвистики. – 1994. – С. 53-54; Гавриличева Г.П. Кластер как эффективный метод в обучении иностранным языкам // Инновации в рамках современного образовательного контекста в сфере языкового образования: сборник статей международной научно-методической конференции. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2014. – С. 19-22; Михнина Н.В. Педагогические возможности образовательного процесса колледжа по развитию внимания студентов // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Омский государственный педагогический университет. – Омск, 2008; Меньш Е.А. Симулятивные методы активного обучения как средство формирования иноязычной профессиональной компетенции в вузе // Инновации в рамках современного образовательного контекста в сфере языкового образования: сборник статей международной научно-методической конференции. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2014. – С. 90-95.
3. Попова О.А. Суггестопедия как один эффективных методов обучения иностранному языку // Активные формы обучения иностранным языкам на современном этапе: тезисы Международной областной межвузовской научно-практической методической конференции. – 1997. – С. 61-63; Гавриличева Г.П. К вопросу о суггестивном воздействии оценочных прилагательных в рекламном дискурсе // 10 лет после миллениума: новое в гуманитарном знании (история, политика, когнитивные практики) к 65-летию Института истории и политических наук ТюмГУ: сборник статей Всероссийской научной конференции. – 2010. – С. 120-124; Фетисова Л.Ю. Драматизация как один из эффективных способов повышения мотивации изучения иностранного языка // Иностранные языки: сопоставительное изучение и вопросы преподавания. – Тюмень, 2013. – С. 226-230; Мотивация – ключ к успеху в процессе обучения иностранному языку // Инновации в рамках современного образовательного контекста в сфере языкового образования: сборник статей международной научно-методической конференции. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2014. – С. 150-153.