система факторов повышающих эффективность функционирования системы соревнований и системы тренировки
Система факторов, повышающих эффективность функционирования системы соревнований и системы тренировки
Кадры.Прогресс отечественной системы подготовки спортсменов обеспечивается уровнем профессиональной квалификации кадров, наличием талантливых спортсменов и тренеров, научным потенциалом специалистов, способных предлагать эффективные технологии и методики в тех направлениях, которые являются наиболее перспективными для дальнейшего роста спортивных результатов.
Эта система выполняет следующие функции:
—выявляет тенденции развития спорта, осуществляет научное предвидение путей развития основных компонентов системы подготовки спортсменов и прогнозирование;
—совершенствует организационно-управленческие, экономические и материально-технические факторы;
—разрабатывает медико-биологические проблемы спорта, а также осуществляет реализацию практических мер по сохранению и восстановлению здоровья спортсменов, повышению их работоспособности;
—разрабатывает психологические проблемы спорта и обеспечивает реализацию практических мер по психическому обеспечению спортивной подготовки;
—ведет подготовку и переподготовку кадров по физической культуре и спорту;
—обеспечивает специалистов по спорту информацией.
В тренировочном и соревновательном процессе широко применяются диагностическая, измерительная, вычислительная техника, аудио- и видеоаппаратура и т.д.
Следует отметить, что развитие спортивной науки, внедрение в спорт достижений мирового научно-технического прогресса и способствовали привлечению к комплексному научному и информационному обеспечению подготовки спортсменов специалистов различного профиля — педагогов, врачей, биологов, физиологов, биомехаников, биохимиков, социологов, инженеров, математиков и др.
Материально-техническое обеспечение. За последние годы в спорте произошли кардинальные изменения, связанные с совершенствованием материально-технической базы, созданием новых моделей инвентаря, оборудования, тренажеров, спортивной обуви, одежды и др. Многочисленные специализированные фирмы ежегодно разрабатывают новейшие (более совершенные) образцы спортивных изделий, что способствует изменению спортивной техники, совершенствованию методов тренировки, сохранению здоровья спортсменов, ускоряет рост спортивных результатов.
Финансирование спортаосуществляется из различных источников: государственного бюджета, коммерческих организаций, спонсорства, а также из местных бюджетов. Это позволяет создать условия для бесплатных занятий спортом наиболее одаренных детей, подростков и взрослого населения в спортивных школах, в системе образования и некоторых других организаций.
В последние годы федерации по видам спорта, ДСО, региональные, ведомственные спортивные организации, клубы, команды успешно переходят на самофинансирование и другие нетрадиционные формы финансового само обеспечения, что позволяет эффективно решать многие вопросы в системе спортивной подготовки.
В связи с постоянным совершенствованием технологий, повышающих эффективность функционирования системы соревнований и системы тренировки, отмечается тенденция к удорожанию процесса подготовки спортсменов, особенно на этапе высшего спортивного мастерства. Расчеты показывают, что затраты на подготовку одного спортсмена в год на этапе высшего спортивного мастерства в 800—1000 раз (а в некоторых видах спорта и более) выше, чем на этапе начальной подготовки.
Факторы внешней среды. Функционирование системы подготовки спортсменов нельзя строить в отрыве от социальных, экономических, демографических условий и природной среды. Все эти факторы оказывают существенное влияние на развитие тех или иных видов спорта. Например, в северных районах предпочтение должно быть отдано зимним видам спорта, в горных — горнолыжному спорту и т.д., в Якутии, где преобладает население определенного морфотипа, целесообразно развивать все виды борьбы, тяжелую атлетику и нецелесообразно — баскетбол, волейбол. В то же время существует и обратная зависимость. Система спорта в целом или ее региональные подсистемы активно воздействуют на среду, особенно социальную, что в определенной степени преобразует ее в соответствии с потребностями общества.
На эффективность тренировочной и соревновательной деятельности влияют такие факторы внешней среды, как высота над уровнем моря, температура, влажность окружающей среды, изменение часового пояса. С одной стороны, они могут способствовать повышению спортивной работоспособности, а с другой — значительно снизить ее. Особенно важно учитывать факторы внешней среды в процессе подготовки к важнейшим соревнованиям.
Дата добавления: 2018-06-28 ; просмотров: 2272 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Система факторов повышающих эффективность функционирования системы соревнований и системы тренировки
В. Г. Никитушкин, Ф. П. Суслов
Спорт высших достижений: теория и методика
© В. Г. Никитушкин, Ф. П. Суслов, 2017
© Издательство «Спорт», 2017
Современная система подготовки спортсменов сформировалась как учебная и научная дисциплина в результате длительного развития теории и практики спорта. На первых этапах ее развития основное внимание авторы пособий уделяли системе спортивной тренировки как фундаментальной части данной научной дисциплины. Усложнение системы подготовки спортсменов, использование для ее обоснования целого комплекса научных дисциплин: педагогики, психологии, социологии, экономики, биологии, физиологии, биохимии, биомеханики, морфологии, гигиены, спортивной медицины, математики и кибернетики – заставило авторов более широко взглянуть на проблемы теории и методики спорта и включить в его состав семь разделов: общая характеристика спорта и спортивной подготовки; тенденции и перспективы развития видов спорта в современных условиях; система спортивных соревнований и соревновательной деятельности; система спортивной тренировки; система спортивной тренировки в экстремальных условиях; построение процесса спортивной подготовки и управление системой совершенствования спортсмена.
В основу излагаемого материала положены достижения отечественной школы спорта, изложенные в трудах известных теоретиков, практиков и организаторов спорта – Н. Г. Озолина, А. Д. Новикова, А. А. Тер-Ованесяна, В. М. Дьячкова, В. М. Зациорского, Л. П. Матвеева, В. Н. Платонова, И. П. Ратова, Н. И. Пономарева, Л. С. Хоменкова, С. М. Вайцеховского, М. Я. Набатниковой, В. В. Кузнецова, М. А. Годика, В. Л. Сыча, В. С. Келлера и других.
На современном этапе развития спорта специалисты ориентируются на поиск новых путей повышения эффективности спортивной подготовки – С. В. Алексеев (2015), В. Б. Иссурин (2016), В. Я. Игнатьева (2016), В. Г. Пашинцев (2016), В. Н. Платонов (2014, 2015), А. В. Починкин (2006), В. И. Столяров (2014), В. Д. Фискалов, В. П. Черкашин (2016) и др.
В предлагаемом учебном пособии сообщаются не только устоявшиеся знания, но и материалы, отражающие определенные противоречия в знаниях, накопленных специалистами различных научных школ и направлений. Эти сведения также необходимы молодым специалистам, вступающим на самостоятельный тренерский путь.
Современный спорт давно вышел за пределы одного или нескольких стран, спортивные проблемы тесным образом переплелись с социальными проблемами развития всего общества. Это накладывает отпечаток на его развитие во всех странах мира; поэтому успешно выступить на крупнейших международных соревнованиях стремятся все участвующие спортсмены. В связи с этим в последнее время теория и методика спортивной тренировки бурными темпами развиваются в мире.
Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1101-р от 7 августа 2009 г. утверждена Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, которая раскрывает основные направления государственной политики в сфере физической культуры и спорта, включая повышение конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене.
В Стратегии сформулирована основная задача развития спорта высших достижений на долгосрочный период – вхождение в тройку призеров спортивных сборных команд страны на Играх Олимпиад в неофициальном общекомандном зачете.
В систему тренировки спортсменов высшей квалификации включаются все ее атрибуты от средств и методов тренировочных нагрузок до управления системой совершенствования спортсмена.
В тренировке спортсменов высокой квалификации главной особенностью построения процесса подготовки является совершенствование специфических качеств путем концентрации тренировочных нагрузок узкой направленности, а общефизическая подготовка используется как активный отдых и поддержание двигательных умений. Наиболее актуальным является применение более совершенных форм управления процессом подготовки путем сопоставления показателей модельных характеристик различных сторон подготовленности и соревновательной деятельности.
Другой момент, имеющий существенное значение в системе управления, – выбор наиболее рациональных средств и методов тренировки, обеспечивающих как достижение спортсменами модельных характеристик по физической подготовленности, так и планируемых спортивных результатов. Многовариативность методических подходов и способов повышения уровня специальной подготовленности спортсменов выдвигает целый комплекс задач, связанных с нахождением оптимальных вариантов, в наибольшей степени отвечающих поставленным целям и реально имеющимся возможностям. Отсюда вопросам планирования и нормирования тренировочных нагрузок, их эффективной структуры, соотношения различных средств подготовки и другим отводится одно из основных мест в системе управления подготовкой спортсменов.
Для оценки эффективности избранной направленности тренировочного процесса, того или иного принятого решения в ходе подготовки спортсмена используется система комплексного контроля. Его задача состоит в оценке решений после того, как они воплощены в жизнь. Контроль предусматривает постановку определенных нормативных показателей, которые должны быть достигнуты спортсменами, сравнение этих показателей с тем, что произошло на самом деле, принятие соответствующих коррективных мер и организация исполнения скорректированных программ.
Система управления в значительной степени определяет и уточняет саму проблему подготовки спортсмена.
Задача данного учебного пособия – показать сегодняшнее состояние теоретических и методических разделов спортивной подготовки. Вместе с тем отразить новые тенденции в современной науке и методике подготовки высококвалифицированных спортсменов.
Глава I. Общая характеристика спорта
1.1. Основные понятия, относящиеся к спорту. Классификация видов спорта
Спорт в современном обществе отражает одну из форм культуры, способствует максимальному развитию и проявлению физических, психических и духовных качеств человека.
Характерной особенностью спорта является соревновательная деятельность, без которой спорт существовать не может. Она осуществляется в соревнованиях самого различного назначения, организуемых на основе последовательно повышаемого ранга с установкой на достижение возможно более высокого спортивного результата.
Исходя из сказанного выше, спорт в узком смысле можно определить как собственно соревновательную деятельность, специфической формой которой является система соревнований, исторически сложившаяся в области физической культуры как специальная сфера выявления и унифицированного сравнения человеческих возможностей.
Однако спорт нельзя сводить только к соревновательной деятельности, он имеет и более глубокий смысл. Это обусловлено социальной сущностью и назначением спорта в нашем обществе.
Для того чтобы достичь высоких спортивных результатов, необходима достаточно хорошо отлаженная система подготовки спортсмена, осуществляемая в сфере многообразных межчеловеческих контактов, которые складываются между тренерами, спортсменами, судьями, организаторами, зрителями и т. п. Они осуществляются на разных уровнях, начиная от спортивного коллектива и кончая соревнованиями различного международного уровня.
Таким образом, спорт в широком понимании представляет собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения в сфере этой деятельности.
В настоящее время спорт представляет собой многообразное общественное явление. В качестве продукта общественного развития он составляет органическую часть культуры общества, приобретая различные черты в зависимости от конкретных социальных условий.
Все это позволяет говорить о том, что спорт это действеннейший фактор физического воспитания, подготовки человека к трудовой и другим необходимым видам деятельности. Спорт является важным средством этического и эстетического воспитания, удовлетворения духовных запросов человека и общества, упрочения и расширения интернациональных связей.
8.4. Факторы, повышающие эффективность тренировочной и соревновательной деятельности
С развитием спорта и ростом спортивных достижений актуализируется значение факторов, повышающих эффективность функционирования как системы тренировки, так и системы соревнований. Специалисты в области теории спорта считают, что к таким факторам следует отнести прежде всего качественную физкультурно-спортивную ориентацию и спортивный отбор, кадровое, материально-техническое, научное, медико-биологическое и информационное обеспечение, факторы внешней среды, социально-экономические условия, финансирование, организационно-управленческие структуры и механизмы.
Физкультурно-спортивная ориентация и спортивный отбор.
Добиться высоких результатов в спорте в настоящее время могут только двигательноодаренные люди, обладающие определенными способностями. Обеспечить более успешное формирование необходимых способностей могут врожденные задатки и одаренность к этой деятельности в сочетании с эффективной системой тренировки. Это обстоятельство обусловливает актуальность заблаговременного выявления индивидуальной спортивной предрасположенности лиц, приобщаемых или уже приобщенных к занятиям спортом. Реализацию оценки предрасположенности рекомендуется проводить в виде двух подходов:
– физкультурно-спортивной ориентации – системы организационно-методических мероприятий, позволяющих наметить наиболее предпочтительное направление специализации приобщаемого или уже приобщенного к спорту человека;
– спортивного отбора – заблаговременного распознания повышенной индивидуальной предрасположенности для занятий конкретным видом спорта и выделения из общего числа приобщаемых либо уже приобщенных к спорту тех, кто относительно более способен к высоким результатам в этом виде соревновательной деятельности.
Главное требование, предъявляемое к системе спортивной ориентации и отбора, состоит в том, что она должна быть органическим компонентом системы многолетней подготовки, так как способности могут быть надежно выявлены только в процессе тренировки и воспитания, поскольку являются следствием сложного диалектического единства врожденного и приобретенного, биологического и социального.
Кадровое обеспечение.
Прогресс отечественной системы подготовки спортсменов всегда обеспечивался высоким уровнем профессиональной квалификации кадров, наличием талантливых тренеров, научных работников, специалистов, обслуживающих спортивные сооружения, массажистов, медиков, спортивных арбитров, способных осуществлять опережающие шаги в тех направлениях, которые являются наиболее перспективными. Совершенно очевидно, что если специалист, работающий в области спорта, недостаточно подготовлен в теоретическом и практическом отношениях, то могут возникнуть серьезные проблемы как в организации тренировочного процесса, так и в качественном проведении соревнований.
Научное, медико-биологическое и информационное обеспечение.
Своевременное внедрение в повседневную практику достижений научного и научно-технического прогресса является одним из решающих факторов, повышающих эффективность подготовки спортсменов. Система научно-методического, медико-биологического и информационного обеспечения включает в себя разветвленную сеть специализированных подразделений в научно-исследовательских институтах и физкультурных вузах, комплексные научные группы (КНГ) при сборных командах России, врачебно-физкультурные диспансеры, методические кабинеты при различных спортивных организациях. В эту систему следует включить и специализированные книжные издательства, а также специализированные редакции средств массовой информации.
Вся эта структура выполняет следующие функции:
– выявляет перспективные тенденции развития спорта, осуществляет научное предвидение путей развития основных компонентов в системе спортивной подготовки;
– разрабатывает теоретические, методические и программно-нормативные основы конкретного вида спорта;
– решает медико-биологические проблемы спорта в целом, а также осуществляет реализацию практических мер по сохранению и восстановлению здоровья конкретных спортсменов, повышению их специальной работоспособности;
– ведет подготовку и переподготовку кадров;
– обеспечивает всех спортивных специалистов необходимой информацией, влияющей на адекватность и своевременность принимаемых ими решений.
Социально-экономические факторы.
Социологические исследования показывают, что на совокупный уровень спортивных достижений определенное влияние оказывает уровень социального развития общества в целом. Спортивные успехи многих стран достаточно весомо взаимосвязаны с показателями достигнутого материального благосостояния, а также с показателями структуры населения и уровня его дифференциации, средней продолжительности жизни, общей численности и грамотности населения. Они лежат в основе, стимулирующей активность населения в занятиях спортом.
При этом эффективность функционирования спорта в любой стране зависит от таких факторов, как размах спортивного движения и социально-экономические условия, обеспечивающие функционирование национальной системы спортивной подготовки и создание определенных материальных и других благ для спортсменов. К факторам, стимулирующим способность к достижению высокого спортивного результата, следует отнести: идеологические приоритеты и политическое влияние (стратегия государства в развитии спорта); инфраструктуру спорта и материально-технические условия; достаточное финансирование профильной профессиональной деятельности; развитие науки, образования; правовое обеспечение; социально-бытовые условия; надлежащий психологический климат; интерес зрителей и средств массовой информации и т. п.
Факторы внешней и «искусственной управляющей» среды.
В большей степени эффективность системы подготовки спортсмена зависит от выбора условий, в которых осуществляется тренировочная и соревновательная деятельность. Факторы внешней среды (высота над уровнем моря, температура и влажность воздуха, изменение часового пояса) непосредственно влияют на их эффективность, с одной стороны, способствуя повышению спортивной работоспособности, а с другой – осложняя условия, увеличивая нагрузку на определенные функциональные системы организма спортсменов. Особенно важно учитывать действие факторов внешней среды при подготовке к главным соревнованиям. Причем в процессе спортивной подготовки часто происходит не столько приспособление к условиям внешней среды, сколько их использование для интенсификации воздействия на функциональные системы организма спортсменов.
Совершенствование комплекса средств, методов и условий подготовки спортсменов идет по все усиливающемуся направлению разработки и внедрения элементов так называемой «искусственной управляющей среды» (И. П. Ратов, 1982, 1994). Основными элементами, создающими эту среду, являются: тренажеры, тренировочные стенды, специализированное оборудование и инвентарь, спортивные покрытия, элементы спортивной экипировки и обуви, а также другие технические устройства измерительно-информационного, программирующего и корректирующего назначения. История развития спорта показывает, что постоянно происходит поиск все новых образцов спортивного снаряжения, совершенствование его качества, условий эксплуатации, создается качественный и добротный инвентарь, различные конструкции тренажеров (механических, электромеханических, электронных), которые помогают решать в спортивной тренировке как общие, так и частные задачи.
Значительную роль в тренировочном процессе играют средства и методы восстановления спортсменов после высоких тренировочных и соревновательных нагрузок, а также приемы повышения их спортивной работоспособности.
Материально-техническое обеспечение.
В последние годы в спорте произошли кардинальные изменения, связанные с совершенствованием материально-технической базы, созданием новых моделей инвентаря, оборудования, спортивных покрытий стадионов и игровых площадок, экипировки, тренажеров, вспомогательных приспособлений и т. д. Прогресс в этой важной сфере способствует изменениям в технике выполнения соревновательных упражнений, направленному совершенствованию методики тренировки, ускорению роста спортивного мастерства, снижению травматизма, повышению зрелищности спортивных состязаний, объективизации их судейства.
Адекватное материально-техническое обеспечение спортивной подготовки позволяет существенно повысить эффективность тренировочного процесса и реализацию спортивно-технического мастерства атлетов в соревновательной деятельности.
Финансирование.
В связи с постоянным усложнением технологии подготовки высококвалифицированных спортсменов отмечается тенденция к удорожанию этого процесса. Расчеты показывают, что затраты на подготовку одного спортсмена на этапе высшего мастерства в 800–1000 раз больше (а в некоторых видах спорта этот показатель еще значительнее), чем на этапе начальной подготовки.
В настоящее время финансирование спорта в России осуществляется из разных источников: напрямую из госбюджета, отчислениями от коммерческой деятельности, спонсорскими средствами, за счет региональных и муниципальных бюджетов, непрямым финансированием из федерального бюджета по линии органов народного образования, через финансирование силовых структур (РА, МВД, МЧС). В последние годы наблюдается переход ряда спортивных организаций на самофинансирование и другие нетрадиционные формы хозяйствования. Расширяются права и возможности ОКР, спортивных федераций, физкультурно-спортивных обществ, ведомственных спортивных организаций, спортивных клубов, команд в вопросах организации коммерческой деятельности для самофинансирования.
Организационно-управленческая структура.
Система управления физкультурно-спортивным движением – это упорядоченная совокупность управляемой и управляющей подсистем, действие которых направлено на организацию оптимальных условий для развития массового спортивного движения, эффективного повышения мастерства спортсменов и завоевания передовых позиций в соревнованиях самого высокого уровня. В системе управления выделяют организационную структуру и механизм, обеспечивающий ее функционирование.
Под организационно-управленческой структурой следует понимать совокупность взаимосвязей и соподчиненность различных спортивных организаций, их целей, задач и функций. Структура отечественной системы подготовки спортсменов включает в себя множество различных организаций и носит государственно-общественный характер. В рамках этой структуры осуществляется управление и массовой физической культурой, и спортом высших достижений. Организационная структура охватывает все уровни: управление непосредственной подготовкой спортсменов, муниципальный, региональный, федеральный и международный. На каждом уровне решаются свои задачи и используются специфические способы, скоординированность которых, в конечном счете, определяет системность управления.
Механизм управления характеризуется комплексом различных методов, приемов, стимулов, которые применяются в управлении подготовкой спортсменов.
В условиях сложного строения организационной структуры проявляются различные позитивные и негативные тенденции: с одной стороны, – это рост интеграции, более четкое распределение и координирование взаимных усилий; с другой – повышение административной и функциональной обособленности, формирование узковедомственных и обособленных для каждой отдельной организации целей.
Вопросы для самоконтроля
1. Что представляет собой система спортивной подготовки?
2. Какие основные структурные компоненты входят в систему спортивной подготовки?
3. Что представляет собой соревновательная деятельность?
4. Какие специфические признаки характерны для соревновательной деятельности?
5. Каковы функции системы спортивных соревнований в общей системе подготовки спортсменов?
6. Что понимают под термином «спортивная тренировка»? Что характеризует ее как педагогический процесс?
7. Из каких компонентов складывается система спортивной тренировки?
8. Что понимают в спортивной практике под терминами «общая подготовка» и «специальная подготовка»?
9. Какие виды подготовки включают в общую и специальную подготовку?
10. Перечислите факторы, повышающие эффективность соревновательной и тренировочной деятельности.
11. Чем отличаются спортивный отбор и спортивная ориентация при оценке предрасположенности к занятиям спортом?
12. Какие кадры обеспечивают подготовку спортсменов?
13. Какие функции в системе подготовки спортсменов обеспечивает научное, медико-биологическое и информационное обеспечение?
14. Как прогресс в материально-техническом обеспечении сказывается на параметрах тренировочной и соревновательной деятельности?
15. Как изменение факторов внешней среды сказывается на эффективности тренировочной и соревновательной деятельности?
16. Каким образом финансирование влияет на прогресс в области спорта?
17. Каковы общая структура и механизм управления в сфере спорта?