система дистанционного обучения персонала

Система дистанционного обучения персонала: задачи и преимущества.

Определяющим условием экономического здоровья организации является ее способность адаптироваться к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды. И для достижения этой цели важно правильно использовать имеющиеся ресурсы, прежде всего – человеческие. Именно обучение и развитие персонала играет решающую роль в повышении конкурентоспособности компании.

система дистанционного обучения персонала. Смотреть фото система дистанционного обучения персонала. Смотреть картинку система дистанционного обучения персонала. Картинка про система дистанционного обучения персонала. Фото система дистанционного обучения персонала

система дистанционного обучения персонала. Смотреть фото система дистанционного обучения персонала. Смотреть картинку система дистанционного обучения персонала. Картинка про система дистанционного обучения персонала. Фото система дистанционного обучения персонала

Определяющим условием экономического здоровья организации является ее способность адаптироваться к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды. И для достижения этой цели важно правильно использовать имеющиеся ресурсы, прежде всего – человеческие. Именно обучение и развитие персонала играет решающую роль в повышении конкурентоспособности компании. В условиях кризиса и сокращения бюджета поддерживать квалификацию сотрудников на высоком уровне достаточно непросто.

Успешные компании, которые стремятся стать лидерами в своей сфере деятельности, активно инвестируют деньги в развитие персонала, считая, что такая политика в будущем принесет высокую прибыль. Но в условиях кризиса придерживаться этого правила становится все труднее, и сейчас наблюдается сокращение расходов на образовательные программы.

Кризисные явления в экономике стимулируют желание представителей бизнеса более рационально вкладывать средства и анализировать эффективность своих инвестиций. Они ищут новые, наименее затратные, но при этом успешные формы обучения и развития для сотрудников.

А перед HR-отделами компаний ставятся сложные, иногда даже взаимоисключающие задачи:

— сокращение бюджета на обучение персонала;
— быстрое обучение новых сотрудников (программы адаптации);
— повышение качества обучения;
— контроль усвоения знаний и навыков;
— оперативный доступ сотрудников к необходимой информации;
— информационная и учебная поддержка проектов компании;
— распространение среди персонала корпоративной культуры;

То есть, требования к образовательному процессу все возрастают на фоне сокращения бюджета. А это вынуждает ответственных сотрудников искать новые решения. И здесь возникает логичный вопрос – а как компании могут реально сэкономить на обучении персонала, не снижая его количественных и качественных показателей?

Система дистанционного обучения.

Как показывает практика, лучшим выходом в такой ситуации является внедрение на предприятии системы дистанционного обучения (СДО). Под этим термином подразумеваются именно электронные курсы, которые основаны на аппаратно-программном решении. Такая система полностью автоматизирована и управляется централизованно командой специалистов, входящих в состав специализированного отдела. То есть, СДО – это система доставки учебного материала с помощью корпоративной сети компании непосредственно на рабочее место сотрудника.

Современная система дистанционного обучения состоит из таких основных элементов:
— cпециализированное программное обеспечение, дизайн обучающего портала, дополнительные модули сервиса;
— база данных, в которой хранятся курсы, персональная информация о работниках предприятия и результаты обучения;
— электронные курсы, при помощи которых сотрудник может пройти обучение по профильной теме;
— сервис вебинаров и видеоконференций – дает возможность для общения между сотрудниками и тренерами;
— форумы, чаты – собирают перечень типовых вопросов и обеспечивают обмен опытом между сотрудниками;
— электронная библиотека – предоставляет персоналу доступ к необходимой информации.

Система дистанционного обучения давно внедряется в западных странах, где около 50% компаний уже отказались от очных курсов в пользу СДО. На просторах СНГ такие гранды, как МТС, РЖД, Газпром и Райффайзен Банк Аваль также озаботились внедрением электронных обучающих систем. Дело в том, что грамотно применяя упомянутые выше элементы, эффективность обучения превосходит традиционные способы повышения квалификации сотрудников и при этом позволяет экономить время и деньги.

система дистанционного обучения персонала. Смотреть фото система дистанционного обучения персонала. Смотреть картинку система дистанционного обучения персонала. Картинка про система дистанционного обучения персонала. Фото система дистанционного обучения персонала

Основные преимущества СДО:

Гибкий график обучения. Сотрудники компании могут обучаться в любое время: на рабочем месте, дома или на отдыхе. Достаточно зайти в свой виртуальный кабинет, где собраны все необходимые материалы – текстовый и видеоконтент, задачи и тесты. График обучения может оперативно изменяться в соответствии с текущей занятостью учащегося и его темпом восприятия информации.

Качество обучения. Существенно повышается качество обучения персонала за счет применения современных средств подачи информации, объемных электронных библиотек и др.
Упрощается организация занятий. Не нужно арендовать или выделять помещение для обучения, оплачивать проезд и проживание сотрудников.

Автоматизация учебных процессов. Создается единая среда для управления всеми учебными мероприятиями организации.

Экономия. Бюджет системы дистанционного обучения сокращается по сравнению с очными курсами на 30-40%. Это достигается за счет экономии на полиграфии, аренде помещений, логистике и услугах тренеров.

Скорость обучения. Система дистанционного обучения позволяет значительно ускорить образовательные процессы.

Доступность для персонала. Электронная среда обучения позволяет предоставить доступ к обучающим курсам всем сотрудникам компании, со всех филиалов.

Электронное тестирование. Дистанционная среда позволяет проводить онлайн тестирование и аттестацию персонала в географически распределенных филиалах и отделениях компании.

Отдельно стоит поговорить о модулях электронной сертификации СДО, которые позволяют настроить онлайн-тесты под индивидуальные потребности компании и конкретной должности. Ушли в прошлое времена бумажной работы, связанной с тестированием сотрудников. Информационные технологии предоставляют сегодня ответственному HR-менеджеру широкий спектр методов и приемов организации проверки знаний на базе компьютера.

Онлайн-тестирование может быть организовано очень оперативно, именно тогда, когда оно наиболее актуально и востребовано. И сделать это сможет специалист HR-отдела самостоятельно, при наличии минимального опыта владения ПК. Этот инструмент используется как для оценки эффективности обучения, так и для подбора потенциальных кандидатов на ту или иную должность.

Выбор системы управления обучением (LMS).

Система дистанционного обучения обычно базируется или на отдельном программном продукте, или же на модуле, который входит в состав системы управления обучением (Learning Management System – LMS). Такая система представляет целую сеть программ, нацеленных на развитие персонала. При желании есть возможность дорабатывать модули под нужды компании или же разработать новые.

Как показал опыт, гораздо выгоднее выбирать уже готовое решение на базе LMS, внимательно проанализировав предложения на рынке, а не заниматься разработкой самостоятельно. Для решения поставленных задач очень важно получить систему, заточенную под все требования и особенности бизнеса, а это способны обеспечить немногие компании, которые специализируются на разработке софта для дистанционного обучения. И расходы в этом случае не будут столь существенны, ведь появление на рынке альтернативных программных оболочек, построенных на базе Linux, позволяет существенно оптимизировать первоначальные затраты на внедрение СДО.

Признанным лидером среди LMS является Moodle – бесплатная система электронного обучения. Она переведена на несколько десятков языков, в том числе и на русский, работает в большинстве стран мира и считается самой популярной системой для обучения. Функциональность этой LMS можно расширить с помощью дополнительных модулей, в зависимости от потребностей компании. К примеру, это дает возможность обеспечить синхронизацию хранилища данных СДО и внешних подключаемых справочников, интегрировать платформу со сторонними сайтами и многое другое.

Безусловно, СДО является наиболее выгодным решением для крупных и успешных компаний, которые стремятся повысить качество корпоративного обучения, при этом существенно сократив бюджет на образовательные процессы. А потому, поиск экспертов в сфере разработки и внедрения LMS является для HR-менеджеров приоритетной задачей.

Источник

Обзор сервисов для корпоративного обучения

Тема онлайн-обучения регулярно поднимается на Хабре. Но проблема организации дистанционного образования актуальна и для бизнеса, причём в масштабах тысячекратно превышающих потребности обычного студента. Представьте, например, задачи сети магазинов одежды, у которой более 200 точек по России: при выходе новой линейки одежды необходимо обучить директоров филиалов по всей стране – как ее продавать, какие использовать техники, как лучше расположить в магазинах, про какие тенденции рассказывать продавцам и т.д. Очное обучение – это долго, логистически сложно и, как следствие, дорого. Впрочем, не мне вам рассказывать про преимущества онлайна. В этом обзоре мы расскажем вам про современные российские онлайн и коробочные сервисы для организации корпоративного обучения онлайн.

SaaS-сервисы ↑

Teachbase.ru — российский интернет-сервис дистанционного обучения. Принципиальное отличие сервиса от перечисленных выше образовательных продуктов заключается в том, что Teachbase изначально разрабатывался как SaaS, что означает снижение затрат на установку и настройку сервиса, сокращение времени запуска проекта и отсутствие необходимости дополнительного обучения персонала по сравнению с коробочным софтом.

Сервис строго ориентирован на рынок корпоративного обучения, поэтому предоставляет максимально разнообразный набор инструментов e-learning, позволяя реализовывать различные сценарии образовательного процесса — например, создать интерактивный курс для сотрудников, следить за процессом прохождения, после чего провести тестирование и выявить слабые стороны. Затем провести вебинар и разобрать например ошибки, или организовать тренинг с приглашенным экспертом. И так далее — от сохранения и редактирования учебных материалов, до контроля за процессом обучения и успеваемостью и возможностью тестирования и оценки результатов обучаемых.

Стоимость сервиса зависит от количества пользователей, и меняется от 4200 р. на тарифе до 20 пользователей — это предложение рассчитано на частных тренеров или репетиторов, которые могут быстро перевести свои занятия в онлайн — до 35000 р./месяц за 1000 пользователей для крупных компаний.

iSpring Online — облачная платформа для корпоративного онлайн-обучения от российского разработчика iSpring. iSpring Online — это интернет-сервис. Его не нужно скачивать, устанавливать на сервер и настраивать. Чтобы начать обучение, достаточно зарегистрироваться на сайте, загрузить учебные материалы и назначить сотрудникам. По сути, полный цикл дистанционного обучения можно запустить за один день.

Система поддерживает все виды учебного контента: электронные курсе SCORM 1.2/2004, FLV-
видео, MP4-видео, MP3-записи, SWF, документы в форматах PDF, DOC, XLS, PPT. У портала
безлимитное хранилище. Единственное ограничение — размер файла не должен превышать
двух гигабайт. У iSpring Online есть мощный сервис аналитики. Он показывает качество обучения в отчетах и графиках. Вы увидите, как часто сотрудники заходят на портал, сколько времени тратят на обучение, сколько курсов прошли, какие ошибки в тестах допустили.

К платформе дистанционного обучения iSpring предлагает редактор онлайн-курсов iSpring Suite. С его помощью вы сможете собрать профессиональный онлайн-курс из простой PowerPoint-презентации. Что удобно, компания предоставляет бесплатную техподдержку, которая отвечает на вопросы по телефону, в чате и почте.

У iSpring гибкие цены. Вы платите не за аренду платформы, а за обучение каждого сотрудника. Минимальный пакет — 50 человек. Стоимость обучения одного пользователя в месяц составляет 97 рублей.

Skill Cup — платформа для современного электронного обучения сотрудников на личных устройствах: смартфонах, планшетах или компьютерах. Есть приложения для iOS и Android. Курсы разбиваются на небольшие фрагменты на 3–7 минут, которые легко запомнить.

Создание контента: с помощью встроенного конструктора администратор может создавать курсы без помощи дизайнеров и разработчиков. Контент могут создавать и другие сотрудники с ролью редактора на платформе. Контент можно публиковать для разных групп пользователей.

Форматы контента: лонгриды, видео, кейсы, подкасты, короткие посты, опросы, тесты и дуэли. Дуэли — когда двое сотрудников соревнуются друг с другом в знании материала.

Обучающий контент можно лайкать, комментировать, добавлять в избранное и делиться им с коллегами. Встроенные дашборды показывают, как сотрудники взаимодействуют с обучающим контентом. Статистика выгружается в Excel или, например, в BI через API.

Стоимость сервиса зависит от количества пользователей. Минимальный тариф — 50 пользователей за 18 000 ₽ в месяц.

Вебинары, онлайн-конференции

Это решение подходит для решения самых простых задач (вроде примера выше – презентация новой линейки продуктов руководителям филиалов). Но для полноценного учебного процесса требуется ещё целый ряд компонентов — таких, как возможность проверки знаний, контроля усвоения слушателями материала. Поэтому представим основных игроков на рынке коротко:

Стоимость подписки зависит от количества участников вебинара и начинается от 3 тысяч рублей за 25 человек до 20 тысяч за 500 человек максимально.

Коробочные сервисы с закрытым исходным кодом ↑

На российском рынке существует достаточно много решений, позволяющих организовать процесс обучения он-лайн, при этом большинство из них требуют установки специального программного обеспечения. Несмотря на то, что общемировой тенденцией является движение к предоставлению ПО как услуги (saas), рынок платформ для он-лайн обучения насыщен коробочными версиями.

Эти сервисы шире используют возможности компьютера и онлайна – включая в себя контроль успеваемости, проверку знаний (различные тесты и т.д.), поэтому их уже можно считать полноценно пригодными для задач корпоративного обучения.

В настоящий момент крупнейшими из них являются сервисы компаний Websoft, Гиперметод и Прометей

Сильными сторонами сервиса WebTutor являются наличие готовых онлайн-курсов (эффективная презентация, маркетинг и пр.) и поддержка формата SCORM.

Изначально система развивалась исключительно как коробочная версия (и большую часть продаж сейчас составляет именно коробочная версия), но с недавних пор появились предложения SaaS, которое, тем не менее, используется по большей части для демонстрации возможностей всё того же коробочного софта.

Недостатками системы WebTutor являются высокая стоимость; продолжительный процесс внедрения системы (от 3-6 месяцев); неудобный интерфейс; слабая кастомизация сервиса, требующая дополнительных затрат со стороны клиента; сложная система выгрузки отчетов; основной модуль не включает возможность проведения веб-конференций (виртуальный класс Websoft стоит от 6900 руб.) и пр.

Ценообразование коробочной версии не зависит от количества пользователей, а определяется только перечнем требуемых модулей. Стоимость SaaS-версии зависит от количества пользователей, требуемых модулей и срока подписки (75 000-115 000 руб. за полгода при аренде базовой комплектации системы). Существует также SaaS-версия системы с ограниченными возможностями по администрированию (от 4900 руб. в месяц).

Разумеется, есть и бесплатные варианты коробочных решений. Это:

Коробочные сервисы с открытым исходным кодом ↑

Самым популярным является достаточно давно известный сервис Moodle, на базе которого любая компания может развернуть собственное elearning-решение.

Мы в дальнейшем ещё будем рассуждать на тему использования moodle, поскольку это действительно самая популярная площадка в мире. Но хотим отметить, что многие, предпочитая moodle в силу того что он бесплатен, не задумываются о косвенных тратах — таких как собственная тех поддержка, работа своих специалистов по настройке и допиливанию сервиса. А это на самом деле немаленькие деньги и немаленькие сроки.

Сервисы без русскоязычной поддержки ↑

В отдельную категорию выделим зарубежные сервисы. Мировые лидеры в области проведения онлайн конференций обладают безусловным преимуществом на рынке в плане проработанности приложений, широты функционала, размера клиентской базы, однако отсутствие русскоязычного интерфейса и поддержки на русском языке делает их малоприменимыми для внутреннего рынка – это, скорее, вариант для международных компаний с обязательным английским на всех уровнях.

Резюме

Такова небольшая вводная в рынок e-learning в России. Спасибо donline за предоставленную информацию и помощь в подготовке публикации.

В следующих постах мы поговорим больше о том, как выбирать e-learning сервис для бизнеса, новостях рынка и о том как эффективнее организовать обучение в компании.

Источник

Как организовать дистанционное обучение в компании

В 2020-21 годах многие компании вынужденно перевели обучение в онлайн. И что интересно — большинство из них остались на удаленном обучении, даже когда появилась возможность вернуться к привычному формату. Что им понравилось в этом формате? Как организовать дистанционное обучение с нуля?

система дистанционного обучения персонала. Смотреть фото система дистанционного обучения персонала. Смотреть картинку система дистанционного обучения персонала. Картинка про система дистанционного обучения персонала. Фото система дистанционного обучения персонала

Преимущества системы дистанционного обучения персонала

Уже прошло время, когда нужно было доказывать эффективность дистанционного обучения. Удаленный формат позволяет бизнесу решать многие задачи:

Это далеко не полный список бонусов, которые может получить бизнес от дистанционного обучения. Преимущества удаленного формата мы обсудили в отдельной статье. Чтобы получить эти преимущества, нужно разработать корпоративное обучение с учетом специфики дистанционного формата.

Этапы запуска удаленного обучения в компании

Итак, вы решили начать запуск дистанционного обучения сотрудников. Если у вас есть готовые программы для офлайн обучения, вам будет значительно проще, чем создавать все с нуля. Но в любом случае вам предстоит выполнить следующие задачи:

Разработать обучение — это пол дела. Важно сформировать у работников правильное отношение к занятиям. Представьте, что после проделанной работы по созданию онлайн курсов, у сотрудников нет желания и мотивации обучаться. Они нехотя заходят на платформу и проходят уроки только по требованию руководства. Нечто подобное происходит в каждой второй компании. Как это исправить? Как и любому другому проекту, обучению нужна рекламная поддержка. Его рекламой нужно заниматься еще до того, как работникам поступит инструкция пройти курсы.

Внутренний PR дистанционного обучения

Внутренний PR (public relations — связи с общественностью) — это система мероприятий для популяризации обучения в компании. Когда каждый сотрудник, от линейного специалиста до руководителя, позитивно относится к обучению, можно говорить об успешном внутреннем пиаре и удачном внедрении тренингов в компанию.

система дистанционного обучения персонала. Смотреть фото система дистанционного обучения персонала. Смотреть картинку система дистанционного обучения персонала. Картинка про система дистанционного обучения персонала. Фото система дистанционного обучения персонала

Поговорим о том как наладить внутренний пиар.

Анонс корпоративного курса

Когда компания выпускает новый товар, она ярко презентует продукт, чтобы клиенты захотели его купить. Аналогично и с обучением внутри компании. Когда выходит новый курс, нужно его “продать” сотрудникам, чтобы они захотели его изучить.

Как создать анонс курса?

Что писать в анонсах курса?

Когда вы рекламируете курс, не предлагайте работникам пройти его — предлагайте решить проблему или сделать их жизнь лучше. Показывайте, какую пользу получит человек. Почему ему нужно пройти курс? Как изменится его жизнь после прохождения? Какие новые возможности появятся и какие проблемы получится решить? Передайте образ результата, который сотрудник должен получить. Используйте боли, страхи и внутренние вопросы, которые у работников связаны с этой темой обучения.

система дистанционного обучения персонала. Смотреть фото система дистанционного обучения персонала. Смотреть картинку система дистанционного обучения персонала. Картинка про система дистанционного обучения персонала. Фото система дистанционного обучения персонала

Совет. Свяжите обучение с важным и срочным проектом. Для этого можно анонсировать курс параллельно с постановкой новой срочной задачи, выполнение которой невозможно без получения знаний из курса. Например, вы установили сотрудникам новую CRM, и им нужно научиться на ней работать. Или вы открываете новый филиал и даете задачу управляющему быстро обучить сотрудников, которые будут там работать.

Мотивация сотрудников к обучению

Уделяйте внимание мотивации работников к обучению. Демонстрируя пользу курсов, вы усиливаете внутреннюю мотивацию. Она является первостепенной и помогает начать обучение. Существует еще и внешняя мотивация. Она отлично работает в сочетании с внутренней и побуждает сотрудника продвинуться к следующему уроку и дойти до конца обучения.

система дистанционного обучения персонала. Смотреть фото система дистанционного обучения персонала. Смотреть картинку система дистанционного обучения персонала. Картинка про система дистанционного обучения персонала. Фото система дистанционного обучения персонала

Чтобы усилить внешнюю мотивацию сотрудников, продумайте систему внешних наград. Например:

В отдельной статье мы подробно описали Как мотивировать сотрудников к обучению.

Продвижение через руководителей

Если идея дистанционного корпоративного обучения понравится руководителям подразделений, за ними потянутся и линейные сотрудники. Как сделать руководителей сторонниками удаленного обучения:

Когда выгода для руководителей очевидна, они сильнее мотивируют сотрудников проходить обучение.

Сбор отзывов об обучении

Спрашивайте у работников, как они оценивают качество и полезность уроков, какая информация им непонятна, каких материалов не хватает. Прислушивайтесь к замечаниям сотрудников и учитывайте их пожелания. На основе обратной связи вносите корректировки в курсы и исправляйте ошибки. Такая реакция позволит сотрудникам почувствовать, что вы цените их мнение и прислушиваетесь к нему. Отзывы помогают оценить эффективность обучения.

система дистанционного обучения персонала. Смотреть фото система дистанционного обучения персонала. Смотреть картинку система дистанционного обучения персонала. Картинка про система дистанционного обучения персонала. Фото система дистанционного обучения персонала

Коллекционируйте “истории успеха” сотрудников, которые прошли обучение. Например, менеджер по продажам в первый месяц после обучения увеличил количество сделок в два раза по сравнению с предыдущим. Проводите интервью с такими работниками — спрашивайте, что дал им курс и как он повлиял на результаты работы. Транслируйте эти результаты на весь коллектив и публикуйте записанные интервью в открытом доступе. Это поможет сформировать уверенность коллектива в том, что обучение дает реальные результаты.

Выгоды от дистанционного обучения

У сотрудников должно сформироваться мнение, что удаленное обучение упрощает их работу и жизнь. Например, можно сделать акцент на том, что вся информация находится в одном месте. Сотрудник может получить доступ к необходимым материалам с любого устройства в любое время.

К примеру, менеджер находится на встрече с клиентом и тот задает ему вопрос о специфических характеристиках товара. Очень сложно держать всю информацию в голове. А имея презентацию продукта в телефоне в СДО, менеджер может подробно рассказать и показать характеристики и преимущества товара.

Основные сложности организации корпоративного онлайн университета

Сотрудник не хочет учиться

Часто работники воспринимают дистанционный формат обучения как “халяву”. За ними никто не следит, поэтому можно отложить это дело “в дальний ящик”, чтобы не отвлекаться от основной работы.

Что делать?

Чтобы сформировать у сотрудников правильное отношение к обучению, нужно донести до них, какая им от этого выгода. Для разных работников выгода может быть разной. Когда у сотрудника есть мотивация обучаться, его не нужно контролировать. Достаточно — периодически следить за статистикой обучения, которая отображается на платформе.

Сложно работать на платформе

Если сотрудник не понимает как работать в системе дистанционного обучения, не знает куда нажимать и в какой последовательности выполнять действия, он не получит пользу даже от самого интересного и полезного курса.

Что делать?

Выбирайте для корпоративного обучения интуитивно понятную платформу дистанционного обучения, для работы на которой не нужны специальные знания и навыки. Затем наглядно покажите каждому сотруднику как работать на этой платформе. Запишите видео, проведите вебинар или напишите подробную текстовую инструкцию с пояснениями на скриншотах. Объясните, к кому обращаться, если возникают технические сложности.

Новые форматы обучения

Иногда люди настороженно воспринимают все новое. Если раньше обучение проходило в офлайн, некоторым проще действовать по старинке, чем тратить время и разбираться как работать в новой программе.

Что делать?

Человек способен разобраться в чем-угодно, если понимает зачем ему это. Объясните сотруднику, что он получит, освоив новый формат обучения. Какие преимущества это даст ему. Сформировать правильное отношение к дистанционному корпоративному обучению — основная задача вашей пиар-компании.

Сложно создать материалы

Чтобы создать курс для сотрудников, нужно продумать его структуру, собрать с внутренних и внешних экспертов ценную информацию, распределить ее по урокам, красиво оформить курс и разработать практические упражнения. Это действительно трудоемкий процесс.

Что делать?

Чтобы ради организации обучения не отрывать работников от их основных задач, назначьте в компании отдельного специалиста, ответственного за обучение. В зависимости от размера компании эти функции может выполнять методист, HR-менеджер или целый корпоративный университет. Дополнительно вы можете воспользоваться услугами внештатного методиста от Unicraft. Он поможет разработать структуру курса, весь контент и проверочные упражнения.

Остались вопросы как проводить и реализовать проведение дистанционного курса в компании? Найдите ответ или задайте вопрос на странице поддержки Unicraft.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *