система автоматизации обучения персонала
Обзор сервисов для корпоративного обучения
Тема онлайн-обучения регулярно поднимается на Хабре. Но проблема организации дистанционного образования актуальна и для бизнеса, причём в масштабах тысячекратно превышающих потребности обычного студента. Представьте, например, задачи сети магазинов одежды, у которой более 200 точек по России: при выходе новой линейки одежды необходимо обучить директоров филиалов по всей стране – как ее продавать, какие использовать техники, как лучше расположить в магазинах, про какие тенденции рассказывать продавцам и т.д. Очное обучение – это долго, логистически сложно и, как следствие, дорого. Впрочем, не мне вам рассказывать про преимущества онлайна. В этом обзоре мы расскажем вам про современные российские онлайн и коробочные сервисы для организации корпоративного обучения онлайн.
SaaS-сервисы ↑
Teachbase.ru — российский интернет-сервис дистанционного обучения. Принципиальное отличие сервиса от перечисленных выше образовательных продуктов заключается в том, что Teachbase изначально разрабатывался как SaaS, что означает снижение затрат на установку и настройку сервиса, сокращение времени запуска проекта и отсутствие необходимости дополнительного обучения персонала по сравнению с коробочным софтом.
Сервис строго ориентирован на рынок корпоративного обучения, поэтому предоставляет максимально разнообразный набор инструментов e-learning, позволяя реализовывать различные сценарии образовательного процесса — например, создать интерактивный курс для сотрудников, следить за процессом прохождения, после чего провести тестирование и выявить слабые стороны. Затем провести вебинар и разобрать например ошибки, или организовать тренинг с приглашенным экспертом. И так далее — от сохранения и редактирования учебных материалов, до контроля за процессом обучения и успеваемостью и возможностью тестирования и оценки результатов обучаемых.
Стоимость сервиса зависит от количества пользователей, и меняется от 4200 р. на тарифе до 20 пользователей — это предложение рассчитано на частных тренеров или репетиторов, которые могут быстро перевести свои занятия в онлайн — до 35000 р./месяц за 1000 пользователей для крупных компаний.
iSpring Online — облачная платформа для корпоративного онлайн-обучения от российского разработчика iSpring. iSpring Online — это интернет-сервис. Его не нужно скачивать, устанавливать на сервер и настраивать. Чтобы начать обучение, достаточно зарегистрироваться на сайте, загрузить учебные материалы и назначить сотрудникам. По сути, полный цикл дистанционного обучения можно запустить за один день.
Система поддерживает все виды учебного контента: электронные курсе SCORM 1.2/2004, FLV-
видео, MP4-видео, MP3-записи, SWF, документы в форматах PDF, DOC, XLS, PPT. У портала
безлимитное хранилище. Единственное ограничение — размер файла не должен превышать
двух гигабайт. У iSpring Online есть мощный сервис аналитики. Он показывает качество обучения в отчетах и графиках. Вы увидите, как часто сотрудники заходят на портал, сколько времени тратят на обучение, сколько курсов прошли, какие ошибки в тестах допустили.
К платформе дистанционного обучения iSpring предлагает редактор онлайн-курсов iSpring Suite. С его помощью вы сможете собрать профессиональный онлайн-курс из простой PowerPoint-презентации. Что удобно, компания предоставляет бесплатную техподдержку, которая отвечает на вопросы по телефону, в чате и почте.
У iSpring гибкие цены. Вы платите не за аренду платформы, а за обучение каждого сотрудника. Минимальный пакет — 50 человек. Стоимость обучения одного пользователя в месяц составляет 97 рублей.
Skill Cup — платформа для современного электронного обучения сотрудников на личных устройствах: смартфонах, планшетах или компьютерах. Есть приложения для iOS и Android. Курсы разбиваются на небольшие фрагменты на 3–7 минут, которые легко запомнить.
Создание контента: с помощью встроенного конструктора администратор может создавать курсы без помощи дизайнеров и разработчиков. Контент могут создавать и другие сотрудники с ролью редактора на платформе. Контент можно публиковать для разных групп пользователей.
Форматы контента: лонгриды, видео, кейсы, подкасты, короткие посты, опросы, тесты и дуэли. Дуэли — когда двое сотрудников соревнуются друг с другом в знании материала.
Обучающий контент можно лайкать, комментировать, добавлять в избранное и делиться им с коллегами. Встроенные дашборды показывают, как сотрудники взаимодействуют с обучающим контентом. Статистика выгружается в Excel или, например, в BI через API.
Стоимость сервиса зависит от количества пользователей. Минимальный тариф — 50 пользователей за 18 000 ₽ в месяц.
Вебинары, онлайн-конференции
Это решение подходит для решения самых простых задач (вроде примера выше – презентация новой линейки продуктов руководителям филиалов). Но для полноценного учебного процесса требуется ещё целый ряд компонентов — таких, как возможность проверки знаний, контроля усвоения слушателями материала. Поэтому представим основных игроков на рынке коротко:
Стоимость подписки зависит от количества участников вебинара и начинается от 3 тысяч рублей за 25 человек до 20 тысяч за 500 человек максимально.
Коробочные сервисы с закрытым исходным кодом ↑
На российском рынке существует достаточно много решений, позволяющих организовать процесс обучения он-лайн, при этом большинство из них требуют установки специального программного обеспечения. Несмотря на то, что общемировой тенденцией является движение к предоставлению ПО как услуги (saas), рынок платформ для он-лайн обучения насыщен коробочными версиями.
Эти сервисы шире используют возможности компьютера и онлайна – включая в себя контроль успеваемости, проверку знаний (различные тесты и т.д.), поэтому их уже можно считать полноценно пригодными для задач корпоративного обучения.
В настоящий момент крупнейшими из них являются сервисы компаний Websoft, Гиперметод и Прометей
Сильными сторонами сервиса WebTutor являются наличие готовых онлайн-курсов (эффективная презентация, маркетинг и пр.) и поддержка формата SCORM.
Изначально система развивалась исключительно как коробочная версия (и большую часть продаж сейчас составляет именно коробочная версия), но с недавних пор появились предложения SaaS, которое, тем не менее, используется по большей части для демонстрации возможностей всё того же коробочного софта.
Недостатками системы WebTutor являются высокая стоимость; продолжительный процесс внедрения системы (от 3-6 месяцев); неудобный интерфейс; слабая кастомизация сервиса, требующая дополнительных затрат со стороны клиента; сложная система выгрузки отчетов; основной модуль не включает возможность проведения веб-конференций (виртуальный класс Websoft стоит от 6900 руб.) и пр.
Ценообразование коробочной версии не зависит от количества пользователей, а определяется только перечнем требуемых модулей. Стоимость SaaS-версии зависит от количества пользователей, требуемых модулей и срока подписки (75 000-115 000 руб. за полгода при аренде базовой комплектации системы). Существует также SaaS-версия системы с ограниченными возможностями по администрированию (от 4900 руб. в месяц).
Разумеется, есть и бесплатные варианты коробочных решений. Это:
Коробочные сервисы с открытым исходным кодом ↑
Самым популярным является достаточно давно известный сервис Moodle, на базе которого любая компания может развернуть собственное elearning-решение.
Мы в дальнейшем ещё будем рассуждать на тему использования moodle, поскольку это действительно самая популярная площадка в мире. Но хотим отметить, что многие, предпочитая moodle в силу того что он бесплатен, не задумываются о косвенных тратах — таких как собственная тех поддержка, работа своих специалистов по настройке и допиливанию сервиса. А это на самом деле немаленькие деньги и немаленькие сроки.
Сервисы без русскоязычной поддержки ↑
В отдельную категорию выделим зарубежные сервисы. Мировые лидеры в области проведения онлайн конференций обладают безусловным преимуществом на рынке в плане проработанности приложений, широты функционала, размера клиентской базы, однако отсутствие русскоязычного интерфейса и поддержки на русском языке делает их малоприменимыми для внутреннего рынка – это, скорее, вариант для международных компаний с обязательным английским на всех уровнях.
Резюме
Такова небольшая вводная в рынок e-learning в России. Спасибо donline за предоставленную информацию и помощь в подготовке публикации.
В следующих постах мы поговорим больше о том, как выбирать e-learning сервис для бизнеса, новостях рынка и о том как эффективнее организовать обучение в компании.
Автоматизация обучения персонала: опыт ведущих компаний
Обучение сотрудников в компаниях требует временных и материальных вложений. Бывает, что менеджер по персоналу физически не успевает организовать такую работу. Можно автоматизировать обучение, чтобы сотрудник попадал в подготовленную продуманную систему.
Минусы традиционных учебных процессов в компании
Помните, как раньше обучали сотрудников в компаниях? Чаще всего их собирали в аудиториях и они слушали эксперта, делая пометки в блокноте. За последние годы офлайн методы не сильно изменились. Рассмотрим самые популярные из них.
Лекция
Позволяет объяснить тему сразу нескольким десяткам человек. Минусы лекции в том, что нужно потратить время на дорогу к месту проведения (это относится к большинству мероприятий в офлайн), сложно собрать вместе всех работников из филиалов в других городах. Лектор должен постоянно работать с вовлеченностью аудитории, иначе слушатели пассивно воспринимают информацию, что сказывается на качестве усвоения материала.
Тренинг
Это уже практика, позволяющая применить знания в реальности. Если на лекции только рассказывают о проведении презентации, то на тренинге каждый должен выйти и рассказать о своем проекте. Из минусов — тренеру сложно уделить достаточно внимания каждому, и обычно участникам не хватает времени на формирование навыков.
Семинар
Дискуссионный формат достаточно эффективен: можно провести деловую игру или решить конкретную задачу. Участники общаются между собой, задают вопросы, лучше узнают друг друга. Семинар эффективен после лекции, он помогает лучше усвоить материал. Минусы — небольшой охват, многочисленную группу придется разделить.
Описанные выше методы можно перевести в дистанционный формат, чтобы задействовать большую аудиторию. Или организовать смешанную подготовку — сочетание удаленного формата и очных занятий. Например, преподаватель дает теорию для удаленного изучения. А на очной встрече он не тратит на нее время, и сразу переходит к отработке практических навыков. Или наоборот: сотрудники посещают лекции, а экзамен сдают в виде онлайн теста.
В любом случае очные и смешанные форматы ведут к временным и финансовым затратам. Чтобы оптимизировать процесс обучения, нужно его автоматизировать.
Что такое автоматизация процессов обучения
Автоматизация обучения означает, что некоторые функции учебного процесса выполняются с помощью технических средств, высвобождая время человека. Следует различать понятия «автоматизированное» и «автоматическое» обучение. Говорят, что обучение автоматическое, когда весь процесс обучения идет на автомате, без ручного вмешательства администраторов. А автоматизированное подразумевает, что только некоторые процессы выполняются с помощью технических средства, а значит иногда требуются ручные действия человека.
Многие крупные компании отдают предпочтение автоматизации процесса обучения персонала. Microsoft, Johnson & Johnson, «Яндекс» и «Газпром» оценили выгоды и внедрили дистанционное обучение в свою структуру. Например, в компании Johnson & Johnson нужно обучать более 400 торговых представителей и проверять их знание ассортимента — около 350 единиц товара. Ранее проверка знаний длилась два месяца: бизнес-тренеры ездили по регионам, проводили опросы и заполняли документы в бумажном виде. С внедрением облачной платформы тестирование стало занимать два дня. Сотрудники проходят его с любого устройства и в любое время, главное — не пропустить дедлайн.
Преимущества автоматизации процесса обучения в компании
Современные автоматизированные системы и средства имеют плюсы как для организаторов обучения, так и для самих обучающихся.
Плюсы автоматизации для компании
С помощью автоматизированного обучения менеджеры по персоналу как проводят адаптацию для новых сотрудников, так и повышают компетенции действующих.
Главный плюс автоматизации для сотрудников
Скорость обучения каждого человека индивидуальна. Все мы разные и каждому комфортно учиться в своем темпе. Автоматизированная обучающая система позволяет сотрудникам учиться в удобное время и в комфортном ритме. Когда они завершают курс, автоматически открывается следующий раздел. Система контрольных вопросов и обратной связи помогает человеку убедиться, что он верно понимает тему.
Как автоматизировать обучение персонала в компании
Есть различные инструменты для автоматизации корпоративного обучения и развития персонала. Например, можно подготовить обучающие инструкции и отправлять их на email-адреса или мессенджеры сотрудников. Есть специальные сервисы для автоматизации таких рассылок. Или можно создать чат-бота, который будет отправлять обучающие материалы, задавая вопросы сотрудникам и поддерживая диалог. Но самый удобный инструмент для развития персонала — платформа для онлайн-обучения.
Платформа для онлайн обучения Unicraft — это многофункциональная система, которая позволяет создавать обучающие курсы и объединять их в программы. Назначать коллег на разные учебные планы и отслеживать эффективность усвоения информации с помощью практических упражнений. Сотрудники самостоятельно двигаются по готовой траектории, видят полный путь обучения, могут выбирать темы для дополнительного образования, сравнивать свои результаты с другими сотрудниками и делиться полезными инсайтами.
Как создать автоматизированную развивающую систему
Вывод. Автоматизация обучения персонала необходима каждой компании, которая стремится ускорить и оптимизировать развитие сотрудников. Удобным инструментом для организации автоматизированного обучения является платформа Unicraft. У платформы интуитивно понятный интерфейс, для работы с которым не нужны специальные знания. Специалисты технической поддержки помогают настроить платформу и загрузить туда все материалы. Передайте рутину обучения в Unicraft, а сами сосредоточьтесь на формировании интеллектуального ДНК вашего бизнеса.
Автоматизация процесса обучения персонала на основе комплексных HRM-систем
«Кадры решают все». Перефразируем известное выражение и уточним: «Все решают квалифицированные, хорошо обученные кадры». Роль обучения персонала в современном бизнесе трудно переоценить. Речь идет об интеллектуальной собственности, которая имеет большое значение для любой компании и предприятия. Не зря многие руководители, которые заботятся о будущем своих фирм, вкладывают большие средства в обучение и развитие персонала. Такая политика позволяет не только повысить уровень знаний, навыков и профессионального развития сотрудников, – она способствует увеличению интеллектуального капитала компании, дает значительные конкурентные преимущества, служит одним из инструментов увеличения эффективности, прибыльности бизнеса.
Методы, формы, разновидности профессионального обучения кадров
Одним фирмам будет достаточно применения пассивных форм повышения уровня знаний и компетенций своих сотрудников, другим же стоит отдать свое предпочтение активным, что, естественно, дороже, но зато и гораздо эффективнее. Выбор зависит от количества обучающихся, сферы деятельности организации, поставленных целей и выделенного бюджета.
Рассмотрим самые распространенные формы обучения, к которым прибегают предприятия разного масштаба и профиля.
Основные типы обучения
Существует несколько типов обучения кадров:
Все они не увенчаются успехом, если на всех этапах процесса не будут приняты правильные решения.
Корпоративные инструменты автоматизации обучения
HR, рекрутер, T&D, менеджер по персоналу – во многих компаниях это один и тот же специалист, такой себе человек-оркестр, который, помимо прямых обязанностей, занимается организацией обучающих мероприятий для сотрудников.
У HR-специалиста крупной или средней компании просто физически нет возможности заниматься тестированием и повышением квалификации всего штата. Чтобы облегчить этот процесс, были разработаны многочисленные программы автоматизации обучения. Их разновидности мы и рассмотрим.
Преимущества автоматизации процесса обучения
Основная цель автоматизации обучения – создать максимально комфортные условия для проведения eLearning мероприятий и повысить уровень знаний сотрудников с минимальными затратами. То есть в выигрыше должны остаться все стороны.
Благодаря онлайн-инструментам участнику курса, вебинара или теста достаточно иметь при себе любой гаджет и… быть готовым поглощать информацию. Нет необходимости куда-то ехать, тратить время на дорогу, переживать “как же они там без меня справятся”. Автоматизация процессов дает возможность прокачивать скиллы в максимально комфортных условиях здесь и сейчас.
Менеджеры по персоналу могут использовать системы дистанционного обучения и тестирования для различных категорий сотрудников:
Для руководителя же одним из преимуществ является экономия средств. Например, при организации курсов по повышению квалификации необходимо найти крутого спикера. Если он из другого города, то это влечет за собой оплату проезда, питания и проживания. Дистанционное обучение исключает расходы на аренду помещения, раздаточные материалы и кофе-брейки, не говоря уже о простое в рабочих процессах, связанных с длительным отсутствием сотрудников.
В итоге вы получите высококвалифицированный персонал, который будет выполнять новые сложные задачи и готов работать на благо компании долгое время.
Инструменты автоматизации обучения
В корпоративном секторе пользуются популярностью такие eLearning инструменты как:
Отмечу сразу, что разделения на черное/белое или хорошее/плохое здесь быть не может. Каждый из инструментов просто закрывает разные виды запросов и подбирается в зависимости от целей компании.
Вебинарная платформа
Название говорит само за себя – это сервис для проведения вебинаров, обучающих тренингов и онлайн-конференций. Плюс в том, что и спикер, и участники могут находиться при этом в любой точке мира.
Принцип работы прост. Вы делитесь экспертностью и подкрепляете свои слова презентацией, видеороликами, таблицами, графиками и другими медиафайлами для большей наглядности.
На вебинаре спикер взаимодействует с аудиторией в режиме реального времени. Он может общаться с участниками, отвечать на их вопросы и комментарии. А все, кто не успел на онлайн-трансляцию, имеют возможность посмотреть мероприятие в записи.
Конструктор тестов
Инструмент предназначен исключительно для проведения тестов – ничего лишнего. Функционал у подобных сервисов довольно узкий, но его вполне достаточно для того, чтобы проверить уровень знаний сотрудников компании, определить эффективность обучения или отсеять низкоквалифицированных кандидатов еще на этапе собеседования.
Большие и средние компании также активно практикуют проведение опросов. С помощью конструктора можно оперативно получить обратную связь от персонала и выявить проблемы еще до их эскалации.
Чат-бот
Основная задача чат-ботов заключается в том, чтобы автоматически или по заранее составленному расписанию выполнять запрограммированные действия.
К числу их функций относятся:
Часто чат-боты выполняют роль методиста. Благодаря прописанному сценарию, они поддерживают конструктивный диалог 24/7, помогают решить возникшую во время обучения проблему и ответить на организационные вопросы.
Использование чат-ботов оптимально для выполнения рутинной работы. Программа может напомнить о дате начала занятия, отправить домашнее задание и даже “морально поддержать”.
Если сценарий прописан качественно, человек даже не поймет, что с ним общался робот. А пока чат-бот разбирается с текучкой, у вас освобождается время для более важных творческих задач.
Система дистанционного обучения
Система дистанционного обучения, по сути, объединяет все вышеперечисленные инструменты. Это и теория, и практика, и оценка знаний в одном флаконе. Подобные сервисы подходят как для интенсивов, так и для длительного курса.
Современные системы дистанционного обучения позволяют проводить вебинары, тесты, опросы и даже моделировать реальные ситуации для отработки навыков не в теории, а на практике.
Благодаря функционалу СДО сотрудники полностью погружаются в образовательную среду. Они выполняют задания, общаются с другими студентами и получают отзывы от преподавателя.
Автоматическая система рассылки позволяет оповещать обучающихся о предстоящих занятиях или отправлять им необходимые материалы. Таким образом, вы закрываете несколько задач одним махом.
Инструмент
Плюсы
Минусы
Вебинары
Конструкторы тестов
Чат-боты
В конечном итоге последнее слово в выборе формата остается за вами. Главное – прийти к поставленной цели. А для этого еще до старта необходимо построить дерево проблем автоматизации обучения. Оно поможет структурировать информацию, определить причины и следствия, проработать узкие места и внести коррективы в учебный процесс.
Где найти компетентного спикера
Допустим, вы уже выбрали сервис для автоматизации процесса обучения персонала и разобрались в его функционале. Теперь важно найти компетентных экспертов.
Основные задачи спикера/преподавателя:
Итак, куда бежать и где искать?
Вариант 1. Нанять стороннего специалиста
Достаточно зайти в интернет и ввести интересующий вас запрос. Многие специалисты предоставляют свои услуги по разработке курсов под ключ. Если вы столкнулись с дистанционным обучением впервые, обязательно просмотрите отзывы и изучите сайт/профиль человека в соцсетях. Как минимум он должен хорошо разбираться в вашей тематике, как максимум – иметь опыт проведения онлайн-мероприятий.
Вариант 2. Привлечь коллег
Если в коллективе есть опытные специалисты, которые уже давно работают в компании, почему бы не дать им шанс реализоваться? Тем более, если они сами хотят развиваться и делиться знаниями. Онлайн-обучение может стать отличной возможностью для амбициозных и талантливых прокачать свои скиллы и подтвердить экспертность.
Минусом в этой ситуации может стать отсутствие опыта работы с аудиторией в режиме онлайн. Поэтому следует основательно подготовиться к первому выступлению, а лучше отрепетировать его на тестовой группе.
Автоматизацией обучения в компании может заниматься как один человек, так и целая команда. Помимо спикера вам также понадобится дизайнер, копирайтер, методист – всё зависит от поставленных задач, объёма работы и ваших финансовых возможностей.
Руководителю компании важно использовать не только свое, но и время своих сотрудников рационально. Поэтому смело переносите автоматизацию обучения персонала из статьи расходов в инвестиции. Выбор инструментов с различным функционалом огромный, а это значит, что каждый найдет подходящий вариант.
Автор: Валентина Лиходед
Копирайтер
Автоматизация обучения и развития персонала
Геллер Наталья Семеновна,
Руководитель HR проектов, компания «RG-Soft.Проекты»
В связи с развитием современных технологий, необходимостью быстрых организационных изменений, остро стоит вопрос обучения и развития персонала.
Роль обучения на сегодняшний день имеет очень большое значение в процессе управления персоналом и является важнейшим средством для достижения стратегических целей компании. Повышение уровня знаний, развитие необходимых навыков и компетенций, идет на пользу как работодателю, так и сотрудникам.
Внедрение системы обучения способствует повышению эффективности работы, влияет на результаты деятельности компании в целом.
Нередко перед сотрудниками ответственными за обучение стоит ряд вопросов:
— Как правильно спланировать и организовать процесс обучения?
— Какой формат обучения выбрать?
— Какие проблемы существуют?
— Можно ли автоматизировать процесс обучения и развития сотрудников?
— Как оценить результаты?
Проблемы, с которыми наиболее часто сталкиваются представители HR служб:
• отсутствие методов оценки компетенций сотрудников для формирования необходимого обучения;
• отсутствие понимания целей обучения;
• сложность в обучении большого количества территориально распределенных сотрудников;
• неэффективная система контроля и учета учебных мероприятий;
• эффективность обучения и результаты зачастую трудно оценить;
• несогласованность подразделений, задействованных в обучении;
• отсутствие реализации решений по итогам проведенного обучения.
Данных проблем можно избежать благодаря комплексной автоматизации процесса. Функциональные возможности программного продукта 1С:ЗУП КОРП позволяют охватить все задачи и бизнес-процессы, связанные с оценкой, обучением персонала, планированием карьеры и формированием индивидуальных планов развития.
В программе поддерживаются:
• Аттестация и оценка: проведение аттестации и оценки персонала позволяет определить насколько сотрудники эффективны, проанализировать соответствие компетенций сотрудника занимаемой должности, выявить компетенции, требующие развития, составить план обучения.
• Формирование мероприятий по обучению: в программе есть возможность создавать обучающие мероприятия как по индивидуальным запросам, так и формировать комплексные программы обучения для сотрудников компании.
• Управление электронным обучением: импорт электронных курсов и проведение дистанционного обучения дает возможность обучаться единовременно большому количеству территориально распределенных сотрудников без отрыва от производства. Также позволяет значительно снижать затраты за счет отсутствия командировок, аренды, печати методических материалов и прочих затрат, возникающих при очном обучении.
• Формирование и согласование заявок на обучение: руководитель имеет возможность выбрать обучающие мероприятия необходимые сотрудникам, на основании этого сформировать заявку и направить ее в HR подразделение.
• Формирование кадрового резерва: в программе есть возможность создания резерва на ключевые позиции с учетом требований к кандидатам. Наиболее перспективные сотрудники могут быть внесены в состав кадрового резерва, и в дальнейшем перейти на новую должность.
• Оформление и учет ученических договоров: программа позволяет сформировать ученический договор между сотрудником и компанией. В случае увольнения сотрудника до окончания даты обязательств по договору, сумма, подлежащая удержанию, рассчитывается автоматически.
• Аналитика и отчетность: в программе ведется учет прошедшего и запланированного обучения, анализируются результаты обучения сотрудников. Есть возможность оценить результативность обучения в различных разрезах.
Создание комплексной системы обучения персонала — сложный трудоемкий процесс, требующий вложений временных и ресурсных затрат. Автоматизация процесса позволяет решать задачи по обучению персонала максимально эффективно и на высоком уровне.
Способствует сокращению расходов и трудозатрат, связанных с организацией, учетом и контролем процесса обучения. Дает возможность компании вырастить профессиональных, высококвалифицированных специалистов.