сип 4 класс 8 вид 2 вариант надомное обучение
СИПР АООП НОО ( вариант 2) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Специальная индивидуальная программа для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант2
Просмотр содержимого документа
«СИПР АООП НОО ( вариант 2) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Одинцовская общеобразовательная школа «Надежда»
Приказ № ____от _______2019г
Специальная индивидуальная программа развития
Фамилия имя обучающегося
АООП НОО ( вариант 2) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
срок реализации: 1 год
Составитель: Денисова А.Л., учитель
2019-2020 учебный год
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями (вариант 2) в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и нацелена на образование ребенка с учетом его особых образовательных потребностей в 4 классе МКОУ для обучающихся с ОВЗ Одинцовской общеобразовательной школы «Надежда».
Общие сведения об учащейся:
Имя, фамилия ребёнка:
Ребенок поступил в 1 класс МКОУ для обучающихся с ОВЗ Одинцовской общеобразовательной школы «Надежда» ….. г. Дошкольной подготовки не проводилось.
Заключением ЦПМПК МО от ……г: обучение по СИПР ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушения (вариант 2)…
— Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
— Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», зарегистрирован в Минюсте России 3 февраля 2015 года № 35850;
— Постановление Главного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011, рег. № 19993»»;
— Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 № 1015 г. Москва «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
— Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (вариант 2) (проект);
— Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями (вариант 2) МКОУ для обучающихся с ОВЗ Одинцовской общеобразовательной школы «Надежда»;
— Программа ЦЛП г. Пскова «Основные направления и содержание обучения детей и подростков с особыми потребностями в Лечебно-педагогическом центре г. Пскова»;
— Программа «Обучения и воспитания детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития» под. ред. канд. псих. наук, проф. И.М. Бгажноковой (2010 г).
3. Локальные акты ОО:
— Устав МКОУ для обучающихся с ОВЗ Одинцовской общеобразовательной школы «Надежда»;
— Положение о психолого – педагогическом консилиуме (ППк) МКОУ
— Положение о специальной индивидуальной программе развития.
Общая характеристика развития обучающейся:
У ребенка сложная структура нарушения развития, обусловленная интеллектуальным и психофизическим недоразвитием в тяжелой степени, которое сочетается с нарушением зрения, системным недоразвитием речи, повышенной судорожной готовностью (эписиндром).
Психофизическое недоразвитие характеризуется нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий, ребенок передвигается самостоятельно. Наблюдается рассогласованность, неловкость движений, трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захвата карандаша. Мышечный тонус снижен, мелкая и артикуляционная моторика развита недостаточно. Отмечаются насильственные движения в форме гиперкинезов и трудности удержания позы, отсутствует контроль над расслаблением и напряжением мышц, перераспределением мышечного тонуса, нуждается в уходе и присмотре.
Соматическое состояние: ребенок ослаблен, отмечаются частые приступы эпилепсии.
Отмечаются трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, снижение объема механической памяти, низкая познавательная активность, что проявляется в пониженном интересе к заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности и пониженной переключаемости психических процессов. Ребенок с тяжелой умственной отсталостью имеет конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно, внимание с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости. Внимание на предмете удерживает непродолжительное время. Слабость активного внимания препятствует решению задач познавательного развития, однако, при высокой мотивации, его продолжительность может быть увеличена. Характерна повышенная утомляемость. Работоспособность (15 мин) быстро истощается. Обучающаяся с трудом сосредотачивается на задании. Нарушено переключение внимания. Требуется неоднократная стимуляция внимания. Удается привлечь внимание к некоторым ярким и звучащим предметам или к постоянно меняющемуся изображению на телевизоре.
Наблюдается значительное недоразвитие восприятия и памяти. Память кратковременная, неустойчивая, ситуативная. Вместе с тем, при целенаправленной планомерной коррекционно-педагогической работе, у обучающейся формируются элементарные представления об окружающей действительности и о себе. Перенос освоенных действий и применение представлений в новых ситуациях часто затруднены, требуются дополнительные упражнения.
Языковые средства несформированны, ребенок не владеет речью. Отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. Затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи.
Ребенок понимает названия некоторых реальных предметов, реагирует и знает свое имя, различает по голосу окружающих взрослых. Привлекает внимание взрослых с помощью вокализаций, двигательного беспокойства. Слабо понимает обращенную речь, связанную с изучением нового материала.
Наблюдается несформированность эмоционально-волевой сферы. В связи со спецификой эмоциональной сферы, неразвитостью волевых процессов, ребенок не способен произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности, что иногда проявляется в негативных поведенческих реакциях. Преобладают положительные и отрицательные эмоции. Выражает положительные эмоции, услышав свое имя. Узнает по голосу учителя, приветствует учителя телесным прикосновением, вокализацией. В ответ на обращенную речь знакомых людей начинает идти навстречу, выполнять хаотичные движения руками. Реагирует на отрицательные эмоции (крик) на боль, усталость. Наиболее привлекательны для ребенка занятия с музыкальным сопровождением. Любит слушать детские песенки, узнает знакомую мелодию, смотреть динамичные мультфильмы, играть с колючим мячом, лентами, металлофоном, погремушкой.
Кроме всего перечисленного, трудности в обучении вызываются недоразвитием сферы мотивации и потребностей. Интерес к какой-либо деятельности, если возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер. Ребенок отказывается от выполнения трудных заданий, проявляет эмоциональную голосовую реакцию на знакомых, идет навстречу учителю, реагирует на свое имя (поворачивается в сторону зовущего), проявляет реакцию на интонацию, на похвалу, на тактильный контроль. Ребенку сложно следить глазами за своими движениями, нарушена зрительно-моторная координация, нет единства поля зрения и поля действия. Указывает на источник звука взглядом, поворачивается к нему, находит предмет глазами (с помощью взрослого), фиксирует взгляд на предмете 5 сек., фиксирует взгляд на светящемся предмете 5 сек., фиксирует взгляд на лице взрослого 5 сек, прослеживает предмет взглядом с помощью учителя.
Ребенок испытывает потребность в уходе и присмотре. Необходимый объем помощи со стороны окружающих: полный, постоянный. Навыки самообслуживания не сформированы, запланирована работа по их формированию в рамках учебного предмета «Человек». Соблюдается режим дня. Совместно со взрослым моется, вытирается, чистит зубы. Ориентируется в квартире, где проживает (знает, где туалет, кухня, спальня, своя комната). Реагирует на сигнальные слова типа «держи, бери», «не бросай», «вставай», «идем заниматься».
Ребенок самостоятельно может взять кубик в руку и положить его на стол. Пирамидки, мозаику собирает с прямой помощью учителя. Характер действий с предметами: хаотичный. Отмечаются неспецифические манипуляции: машет картинкой. Манипулирует предметами неупорядоченно, не отбрасывая ненужные варианты, не выделяя существенные признаки предмета. Осуществляет захват предметов и разжимание пальцев рук только при стимуляции и помощи педагога. Доступны кратковременные (5 сек) элементарные перцептивные действия (ощупывание, надавливание, сжимание в руке, рассматривание предметов) с помощью взрослого.
Не использует поисковые способы ориентировки, действует без учета свойств предмета, не переносит знания и опыт на новые предметы, в новую ситуацию.
Тактильное обследование материала (крупа, вата, фасоль, горох, пластилин, глина, целлофановый пакет, бумажные салфетки, бумага) не вызывает негативной реакции, прислушивается к ощущениям, улыбается, игры с материалом вызывают эмоциональную активность, сопровождаются вокализацией, рефлекторно закрывает глаза.
Любит смотреть телевизор, но в связи с противопоказаниями ребенку нельзя предъявлять быстро сменяющие друг друга изображения.
Приоритетными учебными предметами являются: «Речь и альтернативная коммуникация», «Математические представления», «Человек», «Музыка и движение», «Адаптивная физкультура», «Изобразительная деятельность», «Окружающий природный мир», «Окружающий социальный мир». Приоритетами в коррекционно-развивающей области являются развитие предметно – практических действий («Действия с материалами», «Действия с предметами»), двигательное развитие, альтернативная коммуникация, сенсорное развитие, коррекционно-развивающие занятия.
5. В обучении и развитии ребенка учитываются индивидуальные образовательные потребности:
— Потребность в максимально раннем выявлении и комплексной коррекции имеющихся отклонений в развитии осуществлена не была. Ребенок был принят в 1 коррекционный класс школы в 8 лет. Дошкольной подготовки не проводилось.
— Потребность в комплексной коррекционной помощи. Определение круга лиц, участвующих в образовании и их взаимодействие.
Для реализации особых образовательных потребностей обучающегося с ТМНР обязательной является специальная организация всей его жизни, обеспечивающая развитие его жизненной компетенции.
Настя испытывает потребность в организации комплексной коррекционной помощи. С ней проводит уроки, коррекционные занятия учитель – дефектолог.
Логопедический диагноз: СНР тяжелой степени при умственной отсталости.
Работа с ребенком проводится по следующим направлениям:
Развитие коммуникативных навыков.
Установление положительного взаимодействия с ребенком через игру
(Например, «Ку-ку»). Формирование умения приветствовать взрослого, используя движения кистью руки.
Развитие мелкой моторики и функции кисти.
Нормализация мышечного тонуса верхних конечностей. Кинетические упражнения, массаж кистей и пальцев рук.
Формирование предметной деятельности.
Выполнение орудийных действий с предметами:
— использование вспомогательных средств, находящихся в поле зрения. Например, доставать палочкой далеко закатившиеся игрушки; тянуть игрушки за веревочку; перекидывать предметы ложкой;
— учить выполнять предметно-игровые действия. Например, прокатывать мячики по желобу или ворота; катать игрушки в тележке; возить в машинке кубики; играть с воздушными шариками; махать ленточкой, ловить шарик, отдавать его взрослому; кормить куклу, используя совместные действия со взрослым;
— снимать колечки с пирамидки и c помощью взрослого нанизывать их на стержень; строить из кубиков башню, лесенку, обыгрывая постройку;
— учить играть в прятки (накрывать и открывать платочком головку ребенка (взрослого); учить прятать и искать игрушки (под салфеткой, в коробочке).
Формирование сенсорного восприятия.
— Развитие восприятия величины, формы. Учить брать маленькие предметы одной рукой, большие – двумя руками, при этом взрослый подчеркивает действия интонацией: «Держи обе ручки это большая матрешка!», «Возьми маленькую матрешку!»; закрывать крышками маленькие и большие коробочки (разные по форме, по величине), опуская туда соответствующие предметы по размеру, при этом выделяя интонацию голосом, «большой-маленький»; опускать предметы в различные по форме коробки; закрывать крышками круглые и квадратные коробки; заглядывать в коробки «Что там спрятали?», доставать предметы и снова прятать; распределять предметы в две коробки: в одну – кубики, в другую – шарики; распределять большие шарики в большие коробки, маленькие – в маленькие.
— Развитие зрительного и слухового восприятия. Побуждать ребенка реагировать и формировать жесты типа «дай», «на» на появившиеся в его поле зрения предметы (яркие игрушки; мерцающие предметы: фонарик, лампа периодически зажигающиеся, гаснущие; пламя свечи; смена цветовых фонарей). Стимулировать реагирование на возникающие в помещении (за его пределами) неречевые и речевые звуки.
Формировать умение вслушиваться в речь, давать ответные звуковые реакции, продолжать учить умению соотносить предметы и действия с их словесным обозначением (показывать части тела, знакомые действия).
Формирование речевого, диафрагмального дыхания.
Воспитание плавного и длительного выдоха. Подготовка органов артикуляции к базовым артикуляторным движениям.
Пассивная и пассивно-активная артикуляционная гимнастика, игровые и дыхательные упражнения.
7. Формирование речевой активности, речевого подражания. Вызывание потребности речевого подражания. Работа над произношением гласных звуков (а, о, у, и).
нравятся коммуникативные игры,
появился интерес к пальчиковым играм и действиям с предметами
улучшилось состояние мелкой моторики.
стала более терпелива, усидчива.
— Учет потребности в максимальном расширении образовательного пространства за пределами образовательного учреждения.
Настя обучается на дому, поэтому для её образования, адаптации и социализации в обществе необходимо расширение образовательного пространства, интеграция в школьное сообщество. Для этого в МКОУ для обучающихся с ОВЗ Одинцовской общеобразовательной школы «Надежда» открыт специальный класс для обучения детей с ОВЗ. В классе созданы условия для учебы и отдыха детей с ОВЗ. В школе создается безбарьерная среда для детей с ОВЗ. Хотя ребенок и обучается по специальной индивидуальной программе развития, составленной конкретно для неё, но можно сказать, что она интегрирована в школьное сообщество, т.к. внеклассные и внеурочные мероприятия, проводимые в школе, она имеет возможность посещать.
В силу заболевания ребенка с ОВЗ занятия проводит учитель-дефектолог на дому. Задача специалиста – сделать уроки насыщенными, увлекательными и соответствующими склонностям ребенка – так, чтобы у него появилось желание общаться, навыки для социализации.
— Потребность во введении специальных учебных предметов и коррекционных занятий, которых нет в содержании образования обычно развивающегося ребенка.
Предметные области: Язык и речевая практика, Математика, Музыка и движения, Окружающий мир, Человек, Искусство, Физическая культура, Коррекционно – развивающие занятия.
Коррекционные занятия: Сенсорное развитие, Предметно-практические действия, Двигательное развитие, Альтернативная коммуникация.
6. Условия реализации специальной индивидуальной программы развития обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Технологии, используемые в обучении ребенка:
создание адаптированной коррекционно-развивающей среды под ребенка
«пошаговое» обучение в процессе совместных действий с педагогом, повторение изученного материала
Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловливают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала (преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности).
В качестве средств для выполнения заданий подобраны материалы для стимуляции тактильного, зрительного слухового восприятия – это яркие, необычные, интересные пособия, изготовленные своими руками, или заводские игрушки (резиновые, шероховатые, мягкие, с «колючками»; с деталями, которые возможно снять и рассмотреть, звенящие, заводные и многие другие; наборы предметных картинок, наборы сюжетных картинок, настольные развивающие игры; нитки (разные виды, ткани разных сортов, природные материалы (засушенные листья, шишки, желуди, скорлупа грецкого ореха и т.д.).
Используется оборудование для проведения предметно-практических упражнений (ножницы, бумага и картон цветные, клей, краски, кисточки, пластилин или масса для лепки и т.п.).
Модели и натуральный ряд: муляжи фруктов, ягод, грибов и овощей; гербарии; модели фигур человека, животных, растений, посуды, бытовых приборов, мебели и пр.
Конструкторы: квартира, дом, город, ферма, водоем и т.д.
Используются доступные ребенку музыкальные инструменты (колокольчик, треугольник, барабан, бубен, маракасы, металлофоны, свистульки, деревянные ложки и др.).
В качестве средств для выполнения заданий подобраны материалы, которые развивают сенсорную сферу ребенка: массажный аппликатор для пальчиковой гимнастики, кисточка с перьями, ворсовая щеточка для расслабления мелких мышц пальцев, ручной массажер для расслабления мышечной мускулатуры тела, гелевая игрушка для развития кистей рук, шарик с жесткой, шероховатой поверхностью и колючками для развития тактильных ощущений, ткани, меховые шарики, лоскутки и т. д.
Также для персонализации учебного процесса и эффективной социализации ребенка в работе используются информационно-компьютерные технологии. На занятиях, педагог, совместно с ребенком, применяют ноутбук (развивающие программы, игры). Есть и технические средства для обучения: классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц, CD/DVD-проигрыватели, телевизор.
Особая организация рабочего места: у ребенка снижено зрение, требуется охранительный режим. Обстановка, созданная для занятий, нормализует эмоциональный фон ребенка, способствует эмоциональному благополучию. Поэтому использованы мягкие, пастельные цвета в окраске стен и дверей. В комнате достаточно места для передвижения, мебель закреплена, углы и кромки мебели закруглены. Во время занятия, отсутствуют посторонние раздражители, соблюдается посильная, дозированная нагрузка, смена видов деятельности в ходе занятия.
Используется методика интегрированных занятий, что способствует развитию сосредоточения, закреплению приобретенных навыков на каждом последующем занятии. Инструкции на уроке краткие, четкие, повторяются 2-3 раза.
Используется определенная структура занятия:
Подготовительный этап. Организационный момент (приветствие, беседа с ребенком для создания положительного настроя на работу, выбор удобной позы, создание мотивации на занятие и проведение занятия на положительном эмоциональном фоне, подбор индивидуальных стимулов для ребёнка).
Основной этап. Создание проблемной ситуации. Например, в практических жизненных ситуациях (повторение погоды за окном и др.).
Дыхательная, пальчиковая и артикуляционная гимнастика, массаж.
Повторение изученного, подача нового материала.
В ходе обучения все этапы занятия направлены на формирование базовых учебных действий.
В ходе проведения занятий регулярно проводится логопедический массаж: общей, мелкой и лицевой мускулатуры, сенсомоторная зарядка (имитационная, сенсомоторная деятельность: показ, что умеют делать руки, ноги, голова, глаза, пальцы), дыхательная и пальчиковая гимнастика, логоритмические упражнения.
Основой занятий являются упражнения, направленные на различные стороны сенсорного развития:
— задания для развития слухового внимания на неречевом и доступном речевом материале (речевые звуки, вокализации, звукоподражательные слова и т.д.);
— задания на развитие зрительного восприятия и формирование представлений о доступных сенсорных эталонах (величина, цвет, форма);
— задания на развитие сенсомоторных реакций и перцептивных действий.
Соблюдается охранительный режим. Продолжительность учебных занятий не превышает 20 – 30 минут, с перерывом 10 минут. Обучение проходит на дому.
Учитель оценивает уровень сформированности представлений, действий, операций, внесенных в СИПР, динамику обучения по следующим критериям (1 раз в полугодие, т. е. 2 раза в год):
«выполняет действие самостоятельно» (с),
«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной) (и),
«выполняет действие по образцу» (о),
«выполняет действие с частичной физической помощью» (п),
«выполняет действие со значительной физической помощью» (пп),
«действие не выполняет» (!),
«не всегда узнает объект» (нву),
«не узнает объект» (н).
Оценка отражает степень самостоятельности обучающегося: выполняет ли он учебную задачу, включенную в СИПР, самостоятельно, либо со значительной или частичной физической помощью, по образцу, подражанию или по инструкции.
Форма обучения: очная.
Составлена программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося. Задачи, которые ставит перед собой педагог, в ходе проведения занятий:
— Развитие и воспитание ребенка: Соблюдение четкого режима дня: занятие проводятся регулярно по 20 – 30 минут. Нужно иметь в наличии два набора игрушек и пособий: первый, для повседневной игры (куклы, кубики, наборы посуды, мягкие игрушки и т.д.). Второй набор для обучения, этот набор дается ребенку только для занятий с взрослым.
Требовать от него соблюдение социально-принятых норм поведения в быту и на занятиях (слушать взрослого, выполнять аккуратно действия, связанные с навыками самообслуживания: проситься в туалет, мыть руки перед едой; просить убрать игрушки и одежду и др.; здороваться при встречах (пожимать руки) с взрослым, смотреть в глаза, прощаться жестом «Пока»; во время еды – пользоваться салфеткой, пытаться удерживать ложку и т.д.; во время занятий и игр – слушать взрослого, не вертеться на стуле, не хватать игрушки или пособия без разрешения и т.д.).
Нужно проводить с ребенком заранее беседу о смене ситуации. Например: «Завтра будем играть. Сейчас посмотрим мультфильм о собачке», «Пойдем на кухню» и т.д. Взрослый комментирует совершаемые действия ребенку.
— Социальное развитие: Закрепление представления о себе, схеме своего тела. Учить реагировать на свое имя, показывать себя в зеркале, учить показывать свои вещи, игрушки, продолжать совершенствовать представления о своих частях тела и лица, их назначении, уточнить представление о назначениях рта и носа. Проводить игры по типу: «Где носик, где ротик». Формировать эмоциональные способы общения и взаимодействия со взрослыми (смотреть в глаза, обращаться жестами).
— Развитие понимания обращенной речи: Учить выполнять действия по словесной инструкции: «Покажи, где тетя? Вот она! Покажи, где у тети глазки? Вот они! Покажи, где у тети ручки? – Вот они».
Учить выполнять задания по речевой инструкции, включающие 1 действие (Возьми куклу).
Учить выполнять задания по речевой инструкции, включающую пространственные отношения между предметами: в, на, под (Например: «Поставь машинку на стол. Поставь матрешку под стул. Найди монету, она в кошельке»).
Специальная индивидуальная программа развития для обучающихся с ОВЗ (4 класс). Надомное обучение.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Казенное общеобразовательное учреждение Орловской области
«Орловская общеобразовательная школа для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»
Протокол от _______ № __
на заседании педагогического совета
Протокол от ________ № ______
Директор школы _________
Специальная индивидуальная программа развития
Срок реализации : 1 год
учитель надомного обучения
С содержанием СИПР, учебным планом и расписанием занятий ознакомлен(а)
и согласен (а) _________________________________ ________
ФИО законного представителя обучающегося подпись
Индивидуальные сведения о ребенке
Условия выполнения программы
Индивидуальный учебный план и расписание ……………..
3.1 Речь и альтернативная коммуникация
3.2 Математические представления
3.3 Предметно-практические действия
3.4 Коррекционно-развивающие занятия
Специалисты, участвующие в реализации СИПР ….…………31
Программа сотрудничества с семьей ………….………………
Перечень необходимых технических средств и дидактического материала …………………………………….
8.Средства мониторинга и оценки динамики обучения………32
1.1 Индивидуальные сведения о ребенке
Дата рождения: учащегося
Сведения о составе семьи: отец–
Заключение ПМПК: снижение интеллекта, обусловленное недостаточным объёмом двигательной активности, несформированность средств языка с преобладанием неполноценности смысловой стороны речи. Нуждается в коррекционном обучении по программе общеобразовательной школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В данном учреждении обучается с 1 сентября 2016 года.
1.2 Психолого-педагогическая характеристика
Особенности соматического развития. Физическое развитие не соответствует возрасту. Страдает ДЦП- спастический тетрапарез, не передвигается. Поражена двигательная функция, спастика рук и ног. Ранние контрактуры конечностей. Нарушение речи, ретинопатия обоих глаз. Общая и мелкая моторика развиты плохо.
Особенности речевого развития. Общий уровень развития речи низкий. Не пользуется речью как средством общения. Речь отсутствует, произносит односложно «ма», «па», «ба».
Характеристика учебной деятельности. Отношение к учёбе пассивное, навыки письма отсутствуют, элементарные математические представления не сформированы. Показывает круг, квадрат.
Особенности эмоционально-волевой сферы. Преобладающий эмоциональный фон возбуждённый. Эмоции неадекватные. Настроение может меняться в течение часа несколько раз. К волевой регуляции поведения не способен.
Особенности личности и поведения. У ровень притязаний низкий. Интересы ограничены нетолько телевизором, с ребенком занимается мама. Круг общения – ближайшие родственники, окружен любовью и заботой.
Навыки социальной адаптации. Социально не адаптирован,
Психолого-педагогические выводы. Предстоит индивидуальная коррекционная работа по формированию высших психических функций, личности, развитию понимания разговорной речи, адаптации к социальной среде. необходимо индивидуальное обучение на дому.
1.3 Условия выполнения программы
Данная программа реализуется с учетом индивидуальных особенностей ребенка, на основе диагностических данных, данных наблюдений. Программа предполагает индивидуальные занятия в соответствии с учебным планом. Занятия предполагают использование словесных, практических методов работы, выполнение не только стандартных упражнений по письму, чтению, счету, но и отработку практических навыков. Важным принципом индивидуальной программы обучения и развития является принцип наглядности и доступности. Программный материал построен в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка и сопровождается фото, видео, аудио пособиями и другими средствами наглядности.
Одной из главных задач программы является поддержание амплификационной активности ребенка. Важно, чтобы материал по учебным дисциплинам был не только максимально оптимальным, но и создавал зону ближайшего развития.
В программу включены элементы социально-бытовой ориентировки, предметно-практической деятельности. Важная роль отводится формированию трудовых умений и навыков. Программа предполагает и коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие когнитивной сферы, эмоционально-волевой сферы и личности. Специальные игры и упражнения включены в занятия по предметам учебного плана и дополняют основное содержание программы.
В ходе обучения применяются коррекционно-развивающие, здоровьесберегающие, современные компьютерные и информационные технологии. Усвоение материала обеспечивается методов и приемов артерапии, изотерапии, сказкотерапии и других активных методов социально-психологического обучения, а также большого количества наглядности.
Индивидуальный учебный план и расписание
(2 вариант учебного плана)
Предмет
Речь и альтернативная коммуникация
ППД (предметно-практические действия)
Коррекционно-развивающие занятия
Итого
Речь и альтернативная коммуникация
Речь и альтернативная коммуникация
Предметно- практические действия
Содержание рабочей программы соответствует адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2). В программу внесены темы и разделы в соответствии с актуальным уровнем развития познавательной сферы.
3.1Речь и альтернативная коммуникация
Программа рассчитана на 68 часов.
Задачей предмета является развитие у детей слухового внимания и способности к звукоподражанию, привитие навыков правильно, слушать учителя, обращаться с просьбами.
Вся работа должна проводиться в виде игр и игровых упражнений.
Развитие слухового внимания.
Различение звуков окружающей действительности.
Игры с движениями, направленные на подведение к восприятию звуков речи (едет машина, плачет ребенок, летит самолет, едет поезд, скачет лошадка).
Дыхательная гимнастика и артикуляционные упражнения .
Специальные упражнения для всех артикуляционных органов (статические, динамические).
Работа над звукопроизношением.
Отработка всех гласных звуков и простых по артикуляции согласных.
Отработка трудных для произношения звуков.
На занятиях решаются задачи развития и коррекции мелкой моторики; развития зрительного восприятия и пространственной ориентировки; привитие навыков правильно сидеть, выполнять инструкции; формирование умения пользоваться карандашом и ручкой.
Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки.
Учить узнавать предмет по контуру и соотносить его с реальным предметом (мяч, кубик, один и несколько).
Узнавать «зашумленные», заштрихованные предметы.
Определять начало-конец строчки, верх-низ страницы тетради, учебника.
Учить различать цвета: черный, синий, красный, белый, зеленый.
Работать с разрезными картинками из 2-3 частей.
Развитие мелкой моторики рук (подготовка к письму).
Проводить специальные упражнения для развития и укрепления мелкой моторики на вытянутых и согнутых руках, статически и в динамике. Обводить по шаблону или трафарету геометрические фигуры, по возможности раскрашивать или штриховать их. Работать с мозаикой, с «сухим бассейном», сортировать фасоль и горох. Складывать геометрические фигуры из палочек, составлять орнамент из геометрических фигур. Шнуровать. Работать с проволокой и тесьмой по нарисованному контуру. Развивать тактильное восприятие: игры на распознавание мягкого-твердого, холодного-теплого, большого-маленького.
Цель программы: овладение навыком чтения слогами.
развивать фонематический слух;
осмысленно воспринимать инструкции учителя;
развивать графические навыки;
Содержание программы по разделам
Краткое содержание раздела
Требования к уровню
Развитие мелкой моторики
Упражнения для развития и координации движений кисти руки: сжимание и разжимание пищащих резиновых игрушек, сжимание пальчиков в кулачок, разжимание их. Рисование круга на альбомном листе.
Развитие умения держать карандаш.
Прослушивание музыкальных сказок. Работа с трафаретом. Обведение контуров геометрических фигур.
Дифференциация речевых звуков. Вычерчивание горизонтальных линий на листе бумаги.
Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками.
Вычерчивание вертикальных линий на листе бумаги.
Соотнесение слов с конкретными предметами. Квадрат. Обведение по образцу. Круг. Обведение по образцу. Дифференциация сходных по звучанию слов. Составление по образцу комбинаций из геометрических фигур. Овал. Обведение по образцу.
Называние окружающих предметов.
Развитие графических навыков письма
Работа с трафаретами, с образцом. С шаблоном, с кубиками и картинками.
Расположение фигур вверху – внизу. Закрашивание предметов по шаблону и трафарету.
Звук и буква А.Обводка овала. Штриховка. Письмо овалов по трафарету. Звук и буква У. Слоги «ау-уа». Звук и буква О. Слоги «со-са». «ос-ас». Звук и буква С. Звук и буква И. Слог «иа».
Чтение по букварю. Звук и буква А,О,У,С,И,Х,М,Ш,Ы,К,Л,Т,Р,Н
Желтый цвет. Раскрашивание предметов желтым цветом. Соотнесение синего цвета с предметами. Нахождение предметов красного цвета. Письмо прямой линии с закруглением внизу по образцу.
Различение красного, синего и желтого цвета.
Закрашивание овалов изученными цветами.
правильно сидеть за столом, держать бумагу и карандаш, проводить линии (однотонные и цветные веревочки, ниточки к шарикам, дорожки), штрихи, умеренно нажимая на карандаш;
р исовать карандашом предметы по опорным точкам;
обводить несложные контуры фигур, не отрывая карандаша от бумаги, заштриховывать их цветным карандашом;
правильно произносить все гласные звуки и простые по артикуляции согласные;
развивать способность к звукоподражанию.
выполнять отдельные, доступные упражнения;
развитие графических навыков письма;
освоение роли учащегося.
3.2 Математические представления
Программа рассчитана на 68 часов, в том числе на контрольные и проверочные работы.
Программа носит практическую направленность, тесно связана с другими учебными предметами, жизнью, готовит к овладению трудовыми знаниями и навыками, учит использовать математические знания в нестандартных ситуациях. Задачи предмета: развитие умения работать в коллективе, умения слушать учителя и выполнять его задания (инструкции). Обучение организуется на практической, наглядной основе.
Форма (круглый, квадратный).
Размер: большой, маленький.
Положение предметов в пространстве, на плоскости.
Ориентировка на листе бумаги: вверху-внизу; вначале – в конце строчки. Положение предметов в пространстве (на, в, далеко, близко).
Утро, день, ночь; сегодня, вчера, завтра; медленно, быстро; молодой, старый.
Круг, квадрат. Шар, куб.
Один, много, ни одного.
В процессе обучения математике учащийся осваивает: числовой ряд 1-4 и далее в прямом и обратном порядке; смысл арифметических действий сложения и вычитания
Цель программы: использование математических знаний в повседневной жизни при решении конкретных практических задач.
формирование начальных временных, пространственных, количественных представлений, которые помогут в дальнейшей трудовой деятельности;
повышение уровня общего развития, коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств;
воспитание трудолюбия, терпеливости, настойчивости.
Содержание программы по разделам
Краткое содержание раздела
Требования к уровню подготовленности
Форма (круглый, квадратный).
Размер: большой, маленький.
Умение определять форму предметов
Положение предметов в пространстве, на плоскости.
Ориентировка на листе бумаги: вверхувнизу страницы; вначале – в конце строчки. Положение предметов в пространстве (на, в, далеко, близко).
Ориентировка на листе бумаги: вверху-внизу страницы; вначале – в конце строчки.
Утро, день, ночь; сегодня, вчера, завтра; медленно, быстро; молодой, старый.
Определение временных представлений.
Количество. Числовой ряд 1-4.
Круг, квадрат. Шар, куб.
Один, много, ни одного. Предыдущее и последующее число.
Определение количества предметов.
Результаты усвоения программы по ФГОСу.
определять форму предметов;
ориентироваться на листе бумаги: вверху-внизу страницы; вначале – в конце строчки;
определять временные представления и количество предметов.
планировать свои действия;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми.
Программа рассчитана на 102 часа
Выполнение простых подражательных движений за учителем по инструкции «Делай вместе»: движения рук, кистей («Утки», «Лапки», «Молоток» и пр.). В 2 классе не требуется выполнения сложных упражнений для пальцев, требующих точности работы мелких мышц («пальчики здороваются»).
Выполнение подражательных действий со сменой видов движения («Стучим, прячем»: смена легкого постукивания ребрами ладоней по столу и быстрого убирания рук за спину вслед за движением учителя). Воспроизведение по подражанию действий с предметом («Упражнение с платком»). Выполнение по показу и самостоятельно по заданию следующих действий с предметами: катание шариков в определенном направлении; бросание шариков или двух мелких предметов в сосуд с узким горлышком; перекладывание предметов из одной коробки в другую; складывание предметов в коробку аккуратно, так, чтобы ее можно было закрыть крышкой; открывание и закрывание коробок, деревянных яиц, матрешек; заполнение отверстий втулками, грибками; закручивание руками (без инструментов) крупных пластмассовых или деревянных гаек на толстом стержне с резьбой; нанизывание предметов с отверстиями на стержень; нанизывание шаров на шнур («бусы»).
Использование в наглядных ситуациях предмета как орудия действия: доставание предмета, находящегося в труднодоступном месте, при помощи палки или другого предмета; сталкивание палкой предмета со стола; использование стула или скамейки для доставания предмета, находящегося высоко; пользование этими навыками в новой ситуации.
Действия с предметами разного цвета, разной формы, величины. Цвет. Выбор предметов одного цвета из 6-10 предметов двух контрастных цветов (красные и синие, желтые и синие и т.д.) по образцу и инструкции («Дай такой»). Группировка по цвету предметов двух контрастных цветов (раскладывание в коробки, стаканы, раздача детям по имеющемуся образцу).
Выбор по образцу и раскладывание предметов контрастных насыщенных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый) из 8-12 предметов всех указанных цветов (без названия цветов). Три цвета: красный, синий, желтыйуметь выбрать по названию, давать предметы названного цвета. Самостоятельно и правильно называть красный цвет, четко соотнося только с предметами красного цвета.
Самостоятельно называть, правильно соотнося с соответствующими формами: шарик, кубик, круг, квадрат. Величина. Выбор одинаковых по величине предметов из 6-10 предметов двух контрастных величин (большие и маленькие, толстые и тонкие, длинные и короткие) по образцу и инструкции «Дай такой». Группировка различных парных предметов по величине (раскладывание в большую коробку— больших предметов, в маленькую — маленьких; нанизывание колец одного размера на стержень при выборе их из двух
Цель этих занятий – корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, речи, связанной с практической деятельностью. Полученные навыки должны закрепляться и вводиться в самостоятельную деятельность детей и в различные жизненные ситуации.
Цель программы : Выполнение простых подражательных действий за учителем (статических и динамических); развитие самостоятельности при выполнении предметных действий.
воспитание положительных качеств личности;
формирование умений ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
исправление недостатков пространственной ориентировки;
формирование умения фиксировать взор на деятельности педагога.
Содержание программы по разделам
Краткое содержание раздела
Требования к уровню подготовленности
Предметно- манипулятивные действия
Фиксирование взора на движущемся предмете. Развитие наблюдательности за предметами, выполнять подражательные движения, различать предметы по величине, форме, цвету.
Выполнение простых подражательных движений за учителем по инструкции
Выполнение подражательных действий со сменой видов движения. Упражнения в подражательных движений кистей рук, действия с предметами по показу, упражнения на открывание и закрывание предметов.
Выполнение по показу и самостоятельно по заданию действий с предметами.
Действия с предметами разного цвета, разной формы, величины. Выбор предметов одного цвета из 6-10 предметов двух контрастных цветов (красные и синие, желтые и синие и т.д.) по образцу и инструкции («Дай такой»). Группировка по цвету предметов двух контрастных цветов (раскладывание в коробки, стаканы)
Различать 3-5 цветов и основные геометрические фигуры.
Группировка по форме предметов двух контрастных форм. Группировка предметов по цвету. Объемные и плоские предметы, работа с мозаикой, простейшими настольными играми.
Выбор по образцу и раскладывание контрастных объемных форм.
Группировка по величине двух контрастных предметов путем наложения, сравнения.
Группировка различных парных предметов по величине
Складывание простейших фигур из палочек по показу и образцу, разрезных картинок из 2-4 частей, постройки из кубиков.
Развитие мелкой моторики, учиться строить фигуры по образцу, складывать разрезные картинки.
Размещение предметов по показу, нахождение предмета в окружении, действия с разборными игрушками.
Развивать наблюдательность, выполнять подражательные движения, различать предметы по величине, форме, цвету.
Результаты усвоения программы по ФГОСу.
придерживаться плана при выполнении задания;
осуществлять необходимые действия;
выполнять подражательные действия.
выполнять отдельные, доступные упражнения;
социально-эмоциональное участие в процессе общения;
освоение социальной роли обучающегося.
3.4. Коррекционно-развивающие занятия
Программа рассчитана на 34 часа.
Программа носит практическую направленность, тесно связана другими учебными предметами как речь и АК, предметно- практическими действиями.
В процессе обучения предмету учащийся закрепляет изученные звуки, осваивает новые звуки и соотносит их с буквой и предметами, начинающимися на определенный звук. В процессе занятия формируется артикуляционная моторика, фонематический слух и восприятие, развивается ручная умелость. Эти уроки способствуют исправлению дефектов произносительной стороны речи. На уроках применяются логопедические минутки и здоровьезберегающие технологии.
Цель программы: исправление произносительной стороны речи, развитие ручной умелости.
умение выбирать предметы по словесной инструкции;
умение жестами отвечать на вопросы учителя;
разучить простейшие фразы – просьбы (дай, положи, покажи);
Умение правильно выдыхать при произношении звуков;
Умение выделять начальный звук в словах;
Умение соотносить определенные предметы с изучаемыми звуками;
Умение обводить и штриховать предметы под контролем взрослого, с опорой на определенный шаблон, образец (контур);
Умение мимикой выражать определенные чувства.
Содержание программы по разделам
Краткое содержание раздела
Требования к уровню подготовленности
Развитие плавного речевого выдоха
Умение плавно выдыхать на определенные предметы;
-умение делать глубокий вдох носом или ртом;
Умение длительно выдыхать носом или ртом
Формирование артикуляционной моторики
Работа с артикуляцией звуков а, у, о, ы, и, м, с, х, ш, л, р, н, к, т.
Дифференциация гласных звуков от согласных
Выполнение простых артикуляционных упражнений, таких как «Окошко», «Трубочка», «Лопаточка», «Улыбка»;
Умение петь гласные звуки
Развитие фонематического слуха и восприятия
Работа со звуками окружающей действительности.
Умение выделять начальный звук в словах;
-Умение соотносить звуки с предметами
Работа со звукосочетаниями, такими как ам, ма, па иа, ал, ол, ул и так далее.
Работа с предметными и сюжетными картинками, их соотнесение с определенными звукосочетаниями
-Знание элементарных звуков с опорой на предметные и сюжетные картинки;
Знание звуков домашних животных, диких животных, звуков природы(ветра, шума дождя, воды)
Игры на развитие мелкой моторики рук
Работа с мягкими пазлами, мозаикой, с трафаретом камешками, пирамидками, шнуровкой, со счетным материалом, песком, крупами.
Умение собирать определенные предметы из частей;
Умение выкладывать изученные буквы и предметы из раздаточного материала.
Развитие графических навыков письма
Работа с шаблоном трафаретом, с образцом, с разрезными картинками, пластилином, магнитной азбукой, зашифрованными предметами и их звуками.
Умение обводить по контуру графический образ предметов, пользоваться трафаретом;
Штрихование, закрашивание предметов по трафарету или шаблону
Результаты усвоения программы
выполнять отдельные, элементарные упражнения в соответствии с речевой инструкцией учителя ;
развивать умение понимать обращение или просьбу взрослого.
знать изученные звуки и буквы;
Обводить элементы гласных и согласных букв по шаблону, контуру под контролем взрослого;
Различать изученные звуки по артикуляционному укладу.
Формировать мотивацию к речевой коммуникации, к познанию звуков окружающей действительности;
уметь слышать и проговаривать звуки по подражанию и показывать предметы с помощью учителя;
уметь выражать свои просьбы не только на невербальном уровне, но и с помощью речевой коммуникации в общении с другими людьми;