синодик нижегородского вознесенского печерского монастыря 1552 года
9. Синодик Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря
ЛИСТ УЧЕТА И ОПИСАНИЯ
1. Учетные и описательные характеристики
Дата включения документа в Государственный реестр___18.11.2004___________________
Название (заголовок) документа__ Синодик Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря
Самоназвание документа__ Печерский Синодик_или Синодик Иоакима (архи-мандрита)
Вид документа__ Книга рукописная _______________________________________
Автор документа ________________________________________________________
Дата (время создания) документа__1556 г. (7064 г.)______________________________
Век______ 16 _______________________________________________________
Язык документа___ церковно-славянский ___________________________________
Аннотация__ Синодик написан в Нижегородском Печерском монастыре «повелением господина архимандрита Иоакима», содержит многочисленные поминальные записи, исполненные разными почерками 16−17вв. Отнесён к уникальным, ввиду того, что содержит древнейший список «Синодика опальных» Ивана Грозного. В процессе работы уточнена датировка: 1556 вместо 1552 г.
Историческая справка__ Поступил в ГАНО в составе коллекции Нижегородской губернской учёной архивной комиссии (НГУАК); ранее принадлежал библиотеке Нижегородского кафедрального собора (см. запись на л. 1) _____
Наличие драгоценных металлов и камней __-____________________________________
Палеографические особенности __полуустав, скоропись _________________________
Художественные особенности оформления документа __-____________________________
Экспонирование__ Не экспонировалась____________________________________
Собственность_ Государственная субъекта федерации ______________________
Владелец документа_ Государственный архив субъекта федерации _____________
2. Место хранения документа
Место хранения документа _ГУ Центральный архив Нижегородской области __
Адрес места хранения документа __603022, Н. Новгород, ул. Студенческая, 15 ______
Материальный носитель информации _бумага __________________________________
Размеры документа _19×14 см ____________________________________________
Объем документа __100 л. _______________________________________________
Физическое состояние документа _удовлетворительное, на листах имеются отдельные надрывы, следы капель воска
Потребность в реставрации _ чистка, укрепление основы________________________
Реставрация документа: год _____-________ организация _____-___________________
ф.и.о. (полностью) реставратора ____-________________________________________
4. Страховая оценка документа
1-я дата оценки: год ____________ месяц ________________ число _______________
Название страховой компании: ______________________________________________
сумма (в руб.): ________________________________________________________
2-я дата оценки: год ____________ месяц ________________ число _______________
Название страховой компании: ______________________________________________
сумма (в руб.): _ Страховая оценка не проводилась__________________________
5. Служебная информация
Кем представлен документ: _ГУ Центральный архив Нижегородской области
Протокол ЭПК от ____14.11.2002 __________________ года № 13______________
Протокол ЦЭПК Росархива от __18.11.2004_____________ года № _2_____________
6. «Изменения»
Синодик нижегородского вознесенского печерского монастыря 1552 года
Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.
Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже, отлучался, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы.
Памятные даты ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ В ПЕЧЕРСКОМ МОНАСТЫРЕ в период с XIV по XVIII век
Святитель Дионисий, Архиепископ Суздальский. Вклад игумена Дионисия, настоятеля подворья Троице-Сергиевой Лавры. 2005 г.
Основание монастыря выходцем из Киево-Печерской Лавры, св. прп. Дионисием, впоследствии Архиепископом Суздальским около 1330 года. 2
Св. прп. Евфимий Суздальский
Св. прп. Макарий Желтоводский
Основателем монастыря Архимандритом Дионисием были пострижены в монашество будущие святые подвижники — св. прп. Макарий Желтоводский и св. прп. Евфимий Суздальский. 2
Лаврентиевская летопись. 1377 год
Монах Печерского монастыря Лаврентий
По благословению Митрополита Суздальского и Нижегородского Дионисия иноком Печерского монастыря Лаврентием написана знаменитая «Повесть временных лет» или «Лаврентьевская летопись».
В 1390 году настоятель Печерского монастыря архимандрит Ефросин был посвящён в сан Епископа Суздальского, Нижегородского и Городецкого.
Митрополит Фотий. Гравюра XIX в.
В 1418 году Митрополит Московский Фотий даровал Печерскому монастырю грамоту на все монастырские вотчины.
Монастырь строился и расширялся за счёт вкладов Российских Государей, князей, бояр — которые делали свои вклады деньгами, утварью, книгами, колоколами, вотчинами и т. д. в период с XIV по XVI век.
Во время борьбы Иоанна Грозного с Казанским ханством в XVI веке, монастырь был сожжен татарами, и вплоть до 1552 года до взятия Казани в течение 60 лет стоял разоренным. 2
Царь и Великий Князь Иоанн Васильевич. Титулярник. РГАДА
Колокол, подаренный Печерскому монастырю царём Иоанном Грозным. XVI в. ГВСИАХМЗ
Царь и Великий Князь Иоанн Васильевич Грозный пожертвовал в обитель колокол, отлитый из ливонских орудий в 1558 году. «В лето 7066 (1558) марта сделан сей колокол, при Царе Государе Великом Князе Иоанне Васильевиче и Макарии митрополите. Царь Государь дал колокол в дом Вознесения Господа нашего в Печерский монастырь при архимандрите Иоакиме в Новгород Нижний». 3
Синодик Печерского Вознесенского монастыря. XVII в. ГУ ЦАНО
Запись в монастырском Синодике опальных людей, вписанных по указу Царя Иоанна Грозного. XVII в. ГУ ЦАНО
Синодик с записью убиенного архимандрита Трифона. XVII в. ГУ ЦАНО
В царствование Иоанна Грозного попал в «опалу» архимандрит Митрофан, и по указу царя имя казнённого настоятеля Печерского монастыря было занесено в синодик обители на вечное поминовение. 2
Вид Печерского монастыря до разрушения в 1597 году. ИИМК
Царь и Великий Князь Феодор Иоаннович. Титулярник. РГАДА
В царствование царя Феодора Иоанновича, 18 июня 1597 года, в третьем часу ночи монастырь был разрушен оползнем до основания и были обретены мощи св. прп. старца Иоасафа Печерского Чудотворца.
Архимандрит Трифон на приёме у царя Феодора Иоанновича
В том же году, Архимандрит Трифон получил дозволение царя Феодора Иоанновича, возобновить обитель на новом месте. 2
Избрание на царство Бориса Годунова
Грамота Царя Бориса Годунова на земли Печерскому монастырю. XVII в. ГУ ЦАНО
После смерти Государя Феодора Иоанновича, Архимандрит Трифон участвовал в 1598 году в избрании на царство царя Бориса Годунова и подписал в числе прочих избирательную грамоту. В свою очередь Царь Борис Годунов пожертвовал монастырю новые земли.
Во времена Смуты и самозванщины в 1608 году, архимандрит Иоиль призывал нижегородцев и всех россиян к верности законному царю Василию Иоанновичу Шуйскому. 2
Архимандрит Феодосий с Нижегородским посольством у князя Д. М. Пожарского. Литография XX в.
Венчание на царство Михаила Феодоровича
В 1612 году архимандрит Феодосий по общему приговору был послан просить князя Д. М. Пожарского вступиться за Православную веру и Отечество и принять начальство вместе с Козьмой Мининым над Нижегородским ополчением. Архимандрит Феодосий отслужил напутственный молебен при выступлении Нижегородцев на Москву. Он же, архимандрит Феодосий, принимал участие в 1613 году в избрании на царство первого царя династии Романовых Михаила Феодоровича, и им же также была подписана избирательная грамота на царство.
Патриарх Никон. Гравюра. XVIII в.
В 1617 году, при архимандрите Макарии, послушником в Печерскую обитель поступил 12-летний отрок Никита Минов, будущий Патриарх Московский и всея Руси Никон.
В 1619 году по указу царя Михаила Феодоровича Печерский монастырь выделил 300 рублей на жалование ратным людям и 1000 четвертей ржи и овса.
В 1635 году, по указу Патриарха Иоасафа, архимандрит Рафаил совместно с настоятелем нижегородского Архангельского собора Иосифом был послан в Оранский монастырь для освидетельствования чудес происходящих от иконы Божией Матери «Владимирской Оранской».
В 1641 году по грамоте Патриарха Иосифа архимандритам Печерского монастыря было поручено «надзирать за всеми попами и протопопами в Нижнем Новгороде и во всех уездах».
В 1646 году по указу царя Алексея Михайловича послано было Печерским монастырём 20 человек приписных монастырских крестьян против крымских татар к осажденному Смоленску. 3
Парсуна Патриарха Никона
Грамота Патриарха Никона в Печерский монастырь. XVII в. ГУ ЦАНО
Печать Патриарха Никона. XVII в. ГУ ЦАНО
В 1652 году Патриарх Московский и всея Руси Никон даровал право настоятелям обители «отправлять священнослужение с рипидами, палицею и сулком, облачаться среди церкви на ковре и во время Литургии с осеняти свещею, якоже достоит Епископу».
В 1655 году под осаждённый Смоленск, из Печерского монастыря было послано «много хлебных запасов и коровьего масла для ратных людей». В том же году в г. Вязьму было выслано монастырём несколько конных вооружённых людей на Государеву службу. 3
Митрополит Илларион Рязанский и Муромский
Грамота архимандрита Иосифа Восточным Патриархам о ссыльном Патриархе Никоне. РГАДА.
Суд над Патриархом Никоном.
В 1657 году, по указу Патриарха Никона, архимандрит Илларион был вызван в Москву, где был возведён в сан архиепископа Рязанского и Муромского. Впоследствии архиепископ Илларион станет упорным гонителем Патриарха Никона и обвинителем его на суде перед Восточными Патриархами.
В 1664 году отправлено в Смоленск, Дорогобуж и Москву «несколько четвертей сухарей, несколько пудов масла коровьего и свиного мяса. В том же году для ратных людей выслано денег 884 р. 8 алтын, да 400 руб.». 4
Грамота о назначении архимандрита Иосифа настоятелем Печерского монастыря
Архимандрит Иосиф отправляется в Москву для сопровождения в ссылку Патриарха Никона
Вид Богоявленской церкви Ферапонтова монастыря где молился Патриарх Никон.
Грамота архимандрита Иосифа Восточным Патриархам о ссыльном Патриархе Никоне. РГАДА.
В 1666 году, архимандрит Иосиф II по решению Вселенских Патриархов сопровождал лишённого сана Патриарха Никона в ссылку в Ферапотнов монастырь, где ему было велено отобрать у Никона архиерейскую мантию и посох. 4
Грамота об утверждении Нижегородской епархии и возведения в сан Митрополита Филарета. XVII в. ГУ ЦАНО
Митрополит Нижегородский и Алатырский Филарет
Грамота Печерскому монастырю от Митрополита Нижегородского Филарета. XVII в. ГУ ЦАНО
Печать Митрополита Нижегородского и Алатырского Филарета. XVII в. ГУ ЦАНО
В 1672 году, бывший прежде настоятелем Печерского монастыря архимандрит Филарет был посвящён в сан первого митрополита Нижегородского и Алатырского, на вновь учрежденную Нижегородскую кафедру.
В том же году, архимандрит Иосиф II был хиротонисан в сан Епископа Коломенского.
В 1673 году из Печерского монастыря было отправлено «много ратных людей против Турецкого Султана».
В 1700 году много было послано ржаной муки для армии в Великий Новгород.
Военный корабль Орел построенный на Воронежской верфи.
Во время войны Петра I с Карлом XII и Турками, Печерский монастырь на свои средства выстроил в Воронеже военный корабль «ОРЁЛ», а также оказывал пособия войскам и доставлял фураж. 2
Указ Архиепископа Нижегородского Питирима на снятие колоколов в Печерском монастыре для литья пушек. XVIII в. ГУ ЦАНО
В 1701 году по указу Архиепископа Нижегородского и Алатырского Питирима Печерский монастырь пожертвовал часть колоколов более 300 пудов для литья пушек.
Настоятель Печерского монастыря Архимандрит Варсонофий читает евангелие по усопшему Императору Петру Великому
В 1725 году, по указу Сената и Синода, архимандрит Варсонофий ездил в Санкт-Петербург, читать Евангелие по усопшему Императору Петру Великому.
Содержание
Дополнительно
Раздел 5.1. Нижний Новгород
В начале XVII века Нижний Новгород был крупным (по тем временам) торгово-ремесленным городом, с обширным – до 2000 дворов – посадским населением (до 3500 взрослых мужчин, а всего, с учётом женской половины – до 7000 человек). В городе был гарнизон – до 750 человек (стрельцов, пушкарей, служилых иноземцев), подчинявшихся воеводе и небольшая прослойка духовенства, группировавшаяся вокруг Печерского и Благовещенского монастырей и Спасо-Преображенского собора, протоиерей которого Савва Ефимьев и был главой нижегородского духовенства.
Посадские люди (купцы и ремесленники) активно вели торгово-промысловую деятельность – торговали зерном, кожами, рыбой, икрой, солью, железными изделиями и др. товарами со многими городами Руси и зарубежья – Хивой, Бухарой и Персией ещё до возникновения Макарьевской ярмарки, втягивая в свои обороты часть стрельцов и священнослужителей, среди которых многие имели свои лавки на посаде.
Ремесленники города – до 100 профессий – работали и на себя, и на рынок; среди них преобладали плотники, кузнецы, сапожники и кожевенники. Расположение города у слияния двух великих рек – Оки и Волги, важных торговых путей того времени, очень способствовало развитию торговли. По сумме годовых податей и пошлин, поступавших в царскую казну, Нижний Новгород занимал после Новгорода, Москвы, Пскова, Смоленска и Казани, что говорит об экономическом значении этого города для России.
Экономический интерес определял и политическое умонастроение большинства нижегородцев. Развитие ремесла и торговли требует стабильности, спокойствия и безопасности внутри государства, иначе военного разорения не избежать. Потому-то и выступили так твёрдо нижегородцы в поддержку центральной Московской власти – представительнице «порядка в беспорядке» в лице царя Василия Шуйского, поддержав его против польского ставленника – самозванца Лжедмитрия II – «Тушинского вора».
Когда первые отряды «тушинцев», сумевших склонить на свою сторону Балахну, Муром и Гороховец, появились под Нижнем и стали засылать туда «прелестные листы» с призывами «целовать крест (то есть принимать присягу) истинному царю Дмитрию Ивановичу» (в декабре 1608 года), нижегородцы – стрельцы и «всякие охочие посадские люди», дождавшись подкреплений из Казани, выступили против «тушинцев» во главе с воеводой А.С. Алябьевым и в бою 7 января 1609 года разгромили их; «воровской воевода» князь Семён Вяземский был взят в плен и повешен; нижегородские войска заняли Балахну и Муром и привели их к присяге на верность Василию Шуйскому. На время в Нижегородской земле наступило затишье.
1610–1611 годы – разгар смуты и польско-шведской интервенции, но и тут нижегородцы выступили с государственно-патриотических позиций – направили свой отряд во главе с князем А.А. Репниным под Москву, уже занятую поляками, в помощь первому (Рязанскому) ополчению (февраль-март 1611 года). Но после долгого стояния под Москвой это ополчение развалилось из-за внутренних раздоров, никак не связанных с нижегородцами, так и не сумев освободить столицу.
В сентябре-октябре 1611 года нижегородский земский староста, владелец мясной лавки («говядарь») Козьма Минин выступил с призывом создать новое, второе ополчение и идти в поход на «польских и литовских людей» и спасти от них «Московское государство». Посадский люд на общей сходке поддержал его, протопоп Савва Ефимьев благословил новое патриотическое начинание с позиций защиты православной веры от католического поругания. По предложению К. Минина посадские люди ввели самообложение налогом – «пятую деньгу» (то есть 1/5 доходов или имущества) на наём работников ополчения (не все были добровольцы, смоленские дворяне (около 2000), изгнанные поляками из своих поместий, предпочитали служить за жалованье от 30 до 50 рублей в год), а сами нижегородцы не смогли выставить более 1000 бойцов – пришлось прибегнуть к найму). Вступали в ополчение и уроженцы других городов – Балахны, Юрьевца, Кинешмы, Костромы, Ярославля, по мере продвижения через них к Москве. Воеводой ополчения стал князь Дмитрий Михайлович Пожарский, известный своим участием в боях с поляками за Москву, где был ранен, а дьяком – Василий Юдин Башмаков, ведавший всей перепиской ополчения.
В феврале 1612 года ополчение выступило в поход по городам Верхней Волги, собирая там дополнительные силы, в апреле было уже в Ярославле, где задержалось на 4 месяца, готовясь к броску на Москву. И там, под стенами столицы, 22–24 августа 1612 года в упорном бою разгромили и отбросили польское войско гетмана Я.К. Ходкевича, осадив в Кремле польский гарнизон. Последний, истощённый голодом, сдался 27 октября 1612 года в плен. Москва была освобождена. Позднее, 21 февраля 1613 года, земский собор избрал на царство Михаила Фёдоровича Романова. Среди избирателей – депутатов собора – было 19 нижегородцев, кроме Минина и Пожарского, среди них был и Савва Ефимьев.
Таким образом, нижегородцы сыграли важную роль в поисках выхода страны из тупиков Смутного времени.
Литература:
1. Кабанов А.К. Смута Московского государства и Нижний Новгород. Н. Новгород, 1911 г.
2. Любомиров П.Г. Очерки истории Нижегородского ополчения 1611-1613 гг. Петроград, 1917 г.