синодальный отдел по монастырям и монашеству официальный сайт
Русская Православная Церковь
Официальный сайт Московского Патриархата
Главные новости
В Димитриевскую родительскую субботу Святейший Патриарх Кирилл совершил панихиду в Александро-Невском скиту
Назначена и.о. игумении Свято-Троицкого Корецкого ставропигиального монастыря
Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с заместителем председателя Государственной Думы РФ А.Ю. Кузнецовой
В праздник Казанской иконы Божией Матери Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Храме Христа Спасителя
Преставился ко Господу архиепископ Краснолиманский Алипий
Синодальный отдел по монастырям и монашеству
Синодальная комиссия по делам монастырей была образована решением Священного Синода для оказания возрождающимся обителям содействия и помощи в устроении внутренней монашеской жизни. Положение и состав комиссии были утверждены решением Священного Синода от 31 мая 2010 г. (журнал № 48).
Решением Священного Синода от 15 марта 2012 г. (журнал № 3) комиссия преобразована в Синодальный отдел по монастырям и монашеству.
При отделе Синод образовал коллегию в составе членов Синодальной комиссии по делам монастырей, включив в нее дополнительно наместника Новоспасского ставропигиального монастыря г. Москвы епископа Воскресенского Савву и настоятельницу Успенского Пюхтицкого ставропигиального монастыря игумению Филарету (Калачеву).
Решением Священного Синода от 26 июля 2012 г. (журнал № 76) на должность заместителя председателя отдела назначен игумен Стефан (Тараканов), насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры (с 2015 г. — архимандрит).
Решением Священного Синода от 12 марта 2013 г. (журнал № 31) еще одним заместителем председателя отдела назначена игумения Иулиания (Каледа), настоятельница Зачатьевского ставропигиального монастыря г. Москвы.
С января 2014 г. отдел начал выпуск журнала «Монастырский вестник».
Председателем отдела с 2010 г. является митрополит Каширский Феогност.
Согласно решению Священного Синода от 26 февраля 2019 г. (журнал № 9) отдел располагается на территории подворья Троице-Сергиевой лавры в Москве.
Об отделе
Синодальная комиссия по делам монастырей была образована решением Священного Синода для оказания возрождающимся обителям содействия и помощи в устроении внутренней монашеской жизни. Положение и состав Комиссии были утверждены решением Священного Синода от 31 мая 2010 г. (журнал № 48).
Решением Священного Синода от 15 марта 2012 г. (журнал № 3) Комиссия преобразована в Синодальный отдел по монастырям и монашеству.
При отделе Синод образовал коллегию в составе членов Синодальной комиссии по делам монастырей, включив в нее дополнительно наместника Новоспасского ставропигиального монастыря г. Москвы епископа Воскресенского Савву и настоятельницу Успенского Пюхтицкого ставропигиального монастыря игумению Филарету (Калачёву).
Решением Священного Синода от 26 июля 2012 г. (журнал № 76) на должность заместителя председателя Отдела назначен игумен Стефан (Тараканов), насельник Троице-Сергиевой лавры.
Решением Священного Синода от 12 марта 2013 г. (журнал № 31) еще одним заместителем председателя Отдела назначена игумения Иулиания (Каледа), настоятельница Зачатьевского ставропигиального монастыря г. Москвы.
Председатель:
Феогност, митрополит Каширский (Гузиков Игорь Михайлович)
викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.
Заместители председателя:
Стефан, архимандрит (Тараканов Сергей Иванович)
Иулиания, игумения (Каледа Мария Глебовна)
Состав Коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству
Митрополит Каширский Феогност
председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси
Архимандрит Стефан (Тараканов)
заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник мужского монастыря «Нило-Столобенская пустынь»
Игумения Иулиания (Каледа)
заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря Москвы
Митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел
председатель Синодальной комиссии по делам монастырей Украинской Православной Церкви, наместник Свято-Успенской Киево-Печерской лавры
Митрополит Почаевский Владимир
наместник Свято-Успенской Почаевской лавры
Митрополит Святогорский Арсений
наместник Свято-Успенской Святогорской лавры
Митрополит Астраханский и Камызякский Никон
Митрополит Вологодский и Кирилловский Савва
Архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий
ректор Минской духовной семинарии
Архиепископ Петропавловский и Камчатский Артемий
Епископ Троицкий Панкратий
председатель Синодальной комиссии по канонизации святых, наместник Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря
Епископ Кронштадтский Назарий
благочинный монастырей и монастырских подворий Санкт-Петербургской епархии, наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры
Епископ Павлодарский и Экибастузский Варнава
председатель Комиссии по канонизации святых Казахстанского митрополичьего округа
Епископ Наро-Фоминский Парамон
управляющий Северным и Северо-Западным викариатствами города Москвы
Епископ Колыванский Павел
викарий Новосибирской епархии
Архимандрит Паисий (Чекан)
наместник Вознесенского Ново-Нямецкого Кицканского мужского монастыря в Молдове
Епископ Солнечногорский Алексий
викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы
Епископ Одинцовский Порфирий
наместник Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря
Архимандрит Сергий (Воронков)
наместник Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря
Архимандрит Феофилакт (Безукладников)
наместник Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря
Архимандрит Пимен (Адарченко)
клирик Екатеринбургской епархии
Игумен Петр (Еремеев)
наместник Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря Москвы
Игумен Варфоломей (Петров)
наместник Николо-Угрешского ставропигиального мужского монастыря
Игумен Филипп (Ельшин)
насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры
Игумен Варлаам (Дульский)
настоятель Свято-Троицкого Антониево-Сийского мужского монастыря Архангельской епархии
Игумения Варвара (Третьяк)
настоятельница Введенского Толгского женского монастыря
Игумения Евдокия (Левшук)
настоятельница Полоцкого Спасо-Ефросиниевского женского монастыря
Игумения Елисавета (Жегалова)
настоятельница Свято-Троицкого Стефано-Махрищского ставропигиального женского монастыря
Игумения Маргарита (Феоктистова)
настоятельница Богородице-Смоленского Новодевичьего монастыря Москвы
Игумения Параскева (Казаку)
настоятельница Параскевинского Хынковского женского монастыря в Молдове
Игумения Рафаила (Хильчук)
настоятельница Свято-Троицкого Корецкого ставропигиального женского монастыря
Игумения Сергия (Конкова)
настоятельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря
Игумения София (Силина)
секретарь Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Воскресенского Новодевичьего монастыря г. Санкт-Петербурга
Игумения Филарета (Калачёва)
настоятельница Свято-Успенского Пюхтицкого ставропигиального женского монастыря в Эстонии
Игумения Викторина (Перминова)
настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря Москвы
Игумения Олимпиада (Баранова)
настоятельница Покровского Хотькова ставропигиального женского монастыря
Игумения Екатерина (Чайникова)
настоятельница Кресто-Воздвиженского Иерусалимского ставропигиального женского монастыря
Игумения Мария (Солодовникова)
настоятельница Борисоглебского Аносина ставропигиального женского монастыря
Игумения Домника (Коробейникова)
настоятельница Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря г. Екатеринбурга
Игумения Еротиида (Гажу)
настоятельница Николо-Сольбинского женского монастыря Переславской епархии
Игумения Варвара (Шурыгина)
настоятельница Свято-Георгиевского женского монастыря Пятигорской и Черкесской епархии
Игумения Сергия (Щербакова)
настоятельница Казанской Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни Шамордино
Игумения Антония (Минина)
настоятельница Свято-Троицкого Александро-Невского ставропигиального женского монастыря в с. Акатове
Игумения Елисавета (Позднякова)
настоятельница ставропигиального женского монастыря Марфо-Мариинская обитель милосердия.
Реквизиты:
Религиозная организация «Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»
Фактический адрес: 119034 Москва, 2-й Зачатьевский пер. дом 2
Юридический адрес: Москва, 2‐й Троицкий пер., д. 6, стр. 9
банк ПАО «Промсвязьбанк», г.Москва
ИНН/КПП банка 5042997964/504201001
БИК банка 044525555
Заместитель председателя: игумения Иулиания (Каледа М.Г.)
© 2021 Синодальный отдел по монастырям и монашеству
Синодальный отдел по монастырям и монашеству
Религиозная организация «Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»
Фактический адрес: 119034 Москва, 2-й Зачатьевский пер. дом 2
Юридический адрес: Москва, 2‐й Троицкий пер., д. 6, стр. 9
Показать полностью.
банк ОАО «Промсвязьбанк», г.Москва
ИНН/КПП банка 5042997964/504201001
БИК банка 044525555
Заместитель председателя: игумения Иулиания (Каледа М.Г.)
Синодальный отдел по монастырям и монашеству запись закреплена
ОБЪЯТИЯ ОТЧА.
Сестры Свято-Никольского монастыря о почившем духовнике
4 ноября 2021 года, в день празднования Казанской иконы Божией Матери на 88-м году жизни отошел ко Господу схиархимандрит Власий (Перегонцев), духовник Пафнутиево-Боровского мужского и Свято-Никольского Черноостровского женского монастырей Калужской епархии.
Синодальный отдел по монастырям и монашеству запись закреплена
«ХРИСТИАНИН НЕ ДОЛЖЕН ИСКАТЬ СВОЕЙ ВОЛИ»
Митрополит Каширский Феогност
4 ноября 2021 года, в праздник Казанской иконы Пресвятой Богородицы, в Богородице-Рождественском ставропигиальном женском монастыре города Москвы.
Синодальный отдел по монастырям и монашеству запись закреплена
«ГОСПОДИ, ПОМОГИ МНЕ БЫТЬ ПОЧВОЙ ПЛОДОНОСНОЙ!»
Святейший Патриарх Кирилл, в Неделю 19-ю по Пятидесятнице, день памяти апостола и евангелиста Луки
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Показать полностью.
Сегодняшнее евангельское чтение всем хорошо известно — это притча о сеятеле (Лк. 8:5-15). И притча эта даже не столько о самом сеятеле, сколько о той почве, на которую падает посаждаемое им семя. Одна почва — та, что при дороге, обочина; и слово Божие говорит: при дороге что может быть доброго? Такое семя не приживается — почва неплодородная. А другая почва каменистая, и когда попадает зерно на такую почву, восходит солнце, попаляет зерно, и оно не всходит. Есть еще почва, в которой много сорняков, терний, и, поскольку тернии уже сильны, а зерну еще только предстоит произрасти, то нет для него никакой возможности дать плод, потому что тернии, сорняки помешают зерну раскрыть свою жизненную силу.
Эта притча, конечно, о нас. Почва — это мы, это наши сердца, это наш разум, это наша способность воспринимать слово Божие, и никто из нас не может сказать: вот то, что при дороге, — это про меня, а остальное нет; потому что каждый может оказаться и почвой при дороге, и почвой, исполненной терний, и почвой каменистой, — все зависит от состояния нашей души. Но ведь когда мы говорим о состоянии души, мы имеем в виду и состояние нашего разума, поскольку разум формирует целеполагание, жизненные цели, то, к чему мы стремимся. И если осознать, что зерно, то есть слово Божие, есть наша главная цель, то мы не будем ни почвой при дороге, ни почвой в терниях, ни почвой каменистой, неспособными принять это зерно.
Может быть, кто-то после этих слов задаст вопрос: а я-то где? А у меня какая почва? Поскольку каждый проходит через разные обстоятельства, то, может быть, его сердце будет в разные моменты и одним, и вторым, и третьим — и при дороге, и на камне, и в терниях. Действительно, жизненные обстоятельства нас поставляют в разные ситуации, но в каком случае любые жизненные обстоятельства не будут над нами властны? Только в одном: если принятие слова Божиего, того самого семени, становится нашим жизненным приоритетом. Не десятым или двадцатым пунктом в нашей повестке дня, не только тогда, когда мы в храм Божий приходим, в лучшем случае раз в неделю, — каждый день мы должны помнить, где наш жизненный приоритет. Ведь если Бог перестает быть приоритетом, если Его слово перестает быть органической духовной, интеллектуальной частью нашей жизни, то какой же плод мы можем дать?
Вот почему необходим духовный самоанализ, беспристрастное всматривание в самих себя, проверка наших мыслей, слов и деяний в течение дня, что вообще-то полагается делать каждому христианину после вечерней молитвы. Подумать о минувшем дне, спросить, что было хорошего, что было плохого, и, может быть, в какой-то момент мы отважимся спросить самих себя: а вот сегодня какой почвой я был? Плодоносной, или каменистой, или исполненной терний? И если мы начнем задавать себе вопросы о том, а что я собой представляю, насколько я способен усвоить Божественное слово, то, может быть, и слышание этого слова обернется совершенно иными последствиями.
Слушая эту замечательную притчу, мы, может быть, никогда не задавали себе вопрос: а где я? А моя душа — это какая почва? Но если сегодня, выслушав эту притчу, мы скажем себе: нужно воспитать навык духовного самоанализа и каждый вечер, подводя некий итог пройденного за день пути, спрашивать себя, какой же почвой я был сегодня, — то эти вопросы могут радикально изменить нашу жизнь. Они заставят нас думать о самом главном. Не вспоминать пустое, что было в течение дня, не простираться такими несодержательными мыслями к дню грядущему, а, ответив себе на вопрос о том, какой же почвой я был, сказать: Господи, помоги мне быть почвой плодоносной! Не хватает у меня сил, терзают меня и страсти, да и жизненные обстоятельства, в круговерти постоянной, забот много о семье, о детях, о внуках, а если таковых и нет, то как много других забот, связанных с нашей работой, с ведением домашнего хозяйства и с прочими и прочими задачами, которые мы сами перед собой ставим, или которые перед нами жизнь ставит, и на решение которых уходят все наши силы, весь наш духовный потенциал, не оставляя пространства для того, чтобы позаботиться о своей душе! И если поймем, что мы почва каменистая, неплодоносная, или что душа наша в терниях, то, может быть, осознаем необходимость превратить эту неплодоносную почву в почву удобренную.
А чем же удобряется эта почва? В первую очередь молитвой, воздержанием, но не только. Обязательно — самоанализом и проверкой своей жизненной позиции, проверкой всего того, что мы сделали за день хорошего или плохого. Вот если мы научимся держать перед Богом, перед совестью, перед самим собой ежедневный экзамен, то у нас появится реальная возможность удобрить почву нашей души и сделать ее пригодной для восприятия слова Божиего. Такого восприятия, которое влечет за собой реальное изменение жизни к лучшему через приближение души нашей к Творцу и Спасителю. И да поможет нам Господь идти по пути удобрения нашей духовной почвы, то есть преобразования наших душевных сил, дабы они были способны воспринимать благую и спасительную весть, которая реально открывает перед нами двери вечности. Всех вас, мои дорогие, поздравляю с воскресным днем, и благословение Божие пусть пребывает со всеми нами. Аминь.
Информация
Особый чин в Церкви составляют монашествующие. В первые времена они не отделялись от народа, хотя вели особую среди него жизнь. Но потом они отделились и составили свой священный союз по благочестию, союз, под руководством совершеннейшего, подвизающихся о спасении в братском единении. Главное их значение — в малом виде представить лицо Церкви Христовой в ее совершеннейшем состоянии.
Совершенство в христианском житии есть главное дело всякого из монашествующих. Но поелику все они между собою и со своим руководителем вступили в особые отношения, то отсюда имеются и разные обязанности у них. Судя по сему:
а) Главное дело монахов есть молитва неусыпная, непрестающая, о Церкви, Отечестве, живых и мертвых. Они — жертва Богу от общества, которое, предавая их Богу, из них составляет себе ограду.
Применительно к сему, в монастырях преимущественно должно процветать священнослужение благообразное, чинное, полнейшее, продолжительнейшее. Церковь является здесь во всей красоте своего облачения.
б) Имея первою целью совершенство в христианской жизни, они дают обеты. Тем строже должны исполнять сии обеты они, что стремятся к богоугождению, к делам которого принадлежит и исполнение обетов. По существу сих обетов каждый должен чувствовать в себе, что у него нет ничего своего, должен иметь себя бедным, ничего не стяжевать, а все, что имеется, относить ко всем. Должен спешить взойти к бесстрастию, ревнуя об ангельском житии; для того удручать тело свое постом, бдением, трудом и держать себя так, чтоб не только тело не чувствовало страстных движений, но и душа была свободна от помыслов, и страстных и суетных; не должен иметь своей воли, но всецело и душу, и тело предать в распоряжение настоятелю и, несмотря ни на какие кажущиеся несообразности, делать только то, что повелит. Главное же,— действуя телесно, должен действовать и духовно, ибо в духе цель телесного.
в) Составляя из себя, под руководством одного, братский союз и как бы одно тело, они составляют как бы частную Церковь, а потому имеют на себе и все церковные обязанности. Здесь настоятель — пастырь; братия — пасомые. Дело настоятеля — неусыпное попечение о спасении и совершеннейшем житии братий; хранение в ненарушимости древлеположенного чина как общего монашеского, так и частного, в своем монастыре, равно как и обычаев, принятых от отцев. Его же дело пещись о благосостоянии и благолепии храма и всего монастыря, промышлять о содержании братии монашеском.
Дело братий — покорствовать во всем своему настоятелю и отцу; точно и тщательно исполнять служение и послушание свое, потому что тем строится и стоит целое. Между же собою пребывать всегда в братском союзе, мире, любви, смиренном взаимопредпочтении, в общении духовном, во взаимном содействии, вразумлении и укреплении; не соблазнять и не соблазняться, не обижать и не обижаться.
Так как монашествующие, вышедшие сами из мира телесно, не оставляют его духом, непрестанно воссылая молитвы о благосостоянии обществ, то и мир не должен забывать их, и не только не препятствовать образованию монастырей, но всячески желать того и содействовать, сначала уступкой самых лиц и мест, а потом доставлением нужнейшего; да и всегда иметь монастыри в чести и благочестном внимании, благодарить за них Бога и молить о безопасности подвизающихся, и внешней и внутренней, ибо много им труда, и сильны и скоры для них соблазны.
Из книги Святителя Феофана Затворника «Начертание христианского нравоучения»
© 2021 Синодальный отдел по монастырям и монашеству