синайский монастырь где находится
Самый древний в мире — монастырь святой Екатерины на Синае
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Монастырь святой Екатерины на Синае
Монашеская молитва на этом месте не прерывается уже полтора тысячелетия. Эти стены помнят авву Иоанна Лествичника и еще множество подвижников, за духовным советом к которым во все времена шли паломники.
Основание
Синая – святое место для любого христианина:
Место, освященное присутствием Божиим, издавна привлекало ревностных верующих, желавших посвятить Господу свою жизнь. Полагают, что первые христианские отшельники стали селиться здесь с III или IV вв., когда римские императоры преследовали христиан. Труднодоступность Синая делали его не только местом уединения, но также убежищем.
Гора Синай и монастырь Святой Екатерины (Эль Греко, 1560—1565 годы).Высота горы- 2285 м над уровнем моря, подъем на нее от монастыря Святой Екатерины займёт 2-3 часов.
Башня
Около 330 г. св. Елена, мать имп. Константина Великого, построила здесь церковь, а при ней – сад, где находилась главная монастырская святыня. К тому же времени, очевидно, относится возведение башни для братии: здесь монахи укрывались во время частых нападений кочевых племен.
Вот как пишет об обители паломница Сильвия (IV в.): «… Там было много келий святых мужей, и церковь в том месте, где находится купина: эта купина жива и до днесь и даёт отпрыски… А эта купина, как я сказала выше, есть та, из которой глаголал Господь к Моисею в огне, и находится в местности, где есть много келлий и церковь, в начале долины. А перед церковью прелестный сад, с обилием превосходной воды, и в этом саду купина».
А вот как описывает образ жизни монахов прп. Нил Постник, духовный сын свт. Иоанна Златоуста (V в.):
Постройки Юстиниана Великого
В VI в. монахи, которые очень страдали от набегов кочевников, обратились за помощью к императору Юстиниану Великому. Около 557 г. он обнес обитель высокими крепостными стенами. Тогда же появилась церковь Пресвятой Богородицы – второй храм монастыря. Помимо этого, близ обители разместились военные из разных мест империи (Балканы, Александрия). Задачей воинов, которые поселились здесь с семьями, была защита монастыря и вообще обслуживание нужд иноков.
Арабское и турецкое завоевания
С 630-х гг. полуостров Синай, и, значит, одноименная гора были захвачены арабами. Считаясь, по исламским канонам, «людьми Писания» христиане сохранили свободу веры, хотя обязывались быть верными султану, платить повышенные налоги. От последних, впрочем, освобождались монахи.
Монастырь Святой Екатерины (литография рисунка архимандрита Порфирия (Успенского), 1857 год)
Великие отцы
Несомненно одно: во время арабского владычества иноческая жизнь не только не замерла, но на Синае просияло подвигами множество святых. Только среди игуменов просияли святой жизнью:
Существует также множество преданий о других подвижниках этого времени, прославленных или оставшихся безвестными.
Трудные времена
К концу VIII в. начинается упадок духовности: христиане не смогли совладать с растущим исламским влиянием. Известно, что к этому времени многие обители на Синае исчезают. Монастырь Неопалимой Купины, также именуемый Преображенским, покинут насельниками не был, однако кризисе свидетельствуют:
Святая Екатерина: новая жизнь
Однако, Господь не попустил погибнуть обители, давшей миру столь много угодников Божиих. Около 800 г. иноки обрели новую святыню: на горе, находящейся поблизости от Синая, ими, по Божию откровению, были найдены мощи великомученицы Екатерины. Существует две версии их обретения:
Источники также говорят о том, что какое-то время благоговейные иноки не решались унести честные останки с горы, наименованной в честь святой. Приходившие паломники поклонялись мощам именно здесь. Лишь с XII в. появляются сообщения о переносе их в монастырь.
Монастырский сад Синай
К этому времени Синаем уже владели новые завоеватели, католики-крестоносцы. Сугубо почитая великомученицу, они основали даже рыцарский орден, взявший на себя заботы об обители, защиту паломников. А в Екатерининской обители появляется католическая часовня. Впоследствии на Синае несколько раз сменяют друг друга крестоносцы и мусульмане, пока с 1517 г. не утверждается господство турок.
Отношения с мусульманскими властями
Впрочем, отношения обители с мусульманскими властями были не безоблачны, обители многократно грозило разорение. Поэтому иноки не раз искали помощи у православных стран. Иногда требовалась политическая поддержка, но чаще всего – просто финансовые средства, необходимые для поддержания жизни монастыря или для того, чтобы откупиться от алчных турецких чиновников.
Отношения с Россией
С XV в. она была практически единственной суверенной державой, имевшей православного царя. Первые контакты обители с Россией относятся еще к XIV в., когда в 1375 г. за милостыней для обители приезжал митрополит Макарий. А с 1390 г. при Благовещенском соборе, домовой церкви великих князей, находился образ Неопалимой Купины с Синая.
Встреча в Синайском монастыре посольства царя Ивана IV Грозного в 1559 году
Но наиболее интенсивные контакты начинаются с XVI в.
Современное состояние
Сейчас монастырь св. Екатерины – центр Синайской Православной Церкви, которая находится в составе Иерусалимской Патриархии как автономная. Она возглавляется архиепископом, рукополагаемым Патриархом. Такое подчинение возникло с VII в. после мусульманского завоевания, когда обители стало затруднительно контактировать с Константинополем.
Общиной управляет собрание монахов, а также совет отцов из 4 насельников, включая настоятеля. Число братии к настоящему времени составляет около 20 человек. Монастырь продолжает принимать паломников.
У подножия Гебель Муса до сих пор растет Неопалимая Купина – та самая, что горела, не сгорая, когда Бог говорил с Моисеем… Корни знаменитого куста находятся прямо под алтарем монастырского собора, а за алтарем располагается часовня, названная «Неопалимая Купина». Престол часовни находится прямо над корнями купины
Постройки
С 2002 г. монастырь считается объектом мирового культурного наследия, признанным ЮНЕСКО. Здесь до настоящего времени можно увидеть древние храмы, история которых насчитывает более 1000 лет.
Базилика Преображения
Она построена при имп. Юстиниане. При входе, над резными – греческая надпись (стих из 117 псалма): «Вот врата Господа, и праведные войдут в них». Храм украшен 12 колоннами, в которые вделаны мощи святых. На самих колоннах – минейные иконы, по одной на каждый месяц года.
Главная ценность церкви – мозаика «Преображение Господне», сохранившаяся с VI в. Отреставрировать изображение удалось реставраторам из США в 1965 г.
Мозаика Преображение Господне
Святыня базилики – мощи вмч. Екатерины, большая часть которых пребывает в алтаре, кроме перста, который находится в иконе-мощевике. Она доступна для поклонения верующих постоянно.
Часовня Неопалимой Купины
Это еще один уникальный храм, основание которого относится к IV в. Так как «Купиной Неопалимой» Церковь именует Богородицу, часовня посвящена Благовещению. При этом ее престол находится при корнях куста, из пламени которого Бог говорил с прор. Моисеем. Место, где была купина, могут видеть паломники, так как часовня не имеет иконостаса. Это отверстие в плите из мрамора, прикрытое серебряным щитом.
Часовня на вершине горы Моисея
Сам легендарный куст пересажен таким образом, что находится за часовней. Здесь он продолжает расти до наших дней. Некогда паломники имели возможность поклониться этой святыне, но сейчас ее обнесли забором ввиду множества желающих унести «на память» лист или ветку.
Другие
Кроме того, в обители можно увидеть:
Святыни и другие сокровища
За более чем 1500 лет обитель, по сути, ни разу не подвергалась разграблению, так что она хранит уникальные сокровища высочайшей исторической и духовной ценности.
Библиотека в монастыре была создана только в 1734 году при архиепископе Никифоре[, до этого времени работ по изучению книг и рукописей не проводилось.
Библиотека
По мнению специалистов, она уступает только Ватиканской. Здесь хранятся более 5000 древнейших рукописей на разных языках, включая славянский. Среди наиболее ценных:
7 июля 1975 г собрание обители еще увеличилось: когда ремонтировали пострадавшую от пожара северную стену обители, была найдена заложенная кирпичами келия, где находилось множество древних рукописей.
Иконы
В музее при обители можно увидеть уникальные иконы VI в., древнейшие из сохранившихся. Они написаны воскомастикой. Есть также образы, созданные византийскими мастерами.
Христос Пантократор Первая половина VI в. Очерки истории
84 × 45.5 × 1.2 см Монастырь св. Екатерины, Синай, Египет
Информация для паломников
Посетить монастырь можно самостоятельно или с организованной группой. Плата за посещение взимается только если приезжающий хочет увидеть музей. Во всех других случаях здесь бесплатны даже свечи, пожертвование за которые – по желанию – можно опустить в ящик.
Как добраться
Сейчас до монастыря ходят автобусы из Каира, а также с ряда курортов Египта. Стоимость билета колеблется от 8 до 10 долларов. Конечный пункт поездки – деревня Эль Миглу, в километре от которой находится обитель.
Экскурсии с гидом и самостоятельно
Несмотря на то, что добираться с экскурсионной группой удобно технически, знающие паломники рекомендуют все же постараться спланировать поездку самостоятельно. Экскурсия рассчитана на туристов, а не паломников, так что на знакомство со святынями уделяется очень мало времени. Между тем, при обители есть возможность остановиться на несколько дней, кроме того, можно снять жилье в деревне.
Отзывы
Паломники, побывавшие здесь, оставляют различные отзывы об обители – от восторженных до не очень вдохновляющих.
«На сравнительно небольшом участке находятся Неопалимая Купина и колодец Моисея. И все это у подножия горы Моисея, где он получил скрижали.Фантастическое место! и одновременно позор египетских властей, которые не могут навести элементарный порядок на этом почитаемом для христиан месте» (Алексей Чендулаев).
Туристы
А иногда туристам, паломникам самим не удается должным образом организовать поездку. Вот, например, что пишетв «Живом Журнале» пользователь Filaretuos, приехавший, очевидно, во внебогослужебное время:
Наконец, некоторые очень своеобразно понимают восхождение на гору Синай – обязательную часть экскурсионной программы. Вот один из них, сравнивающий ее не то со спортивным состязанием, не то совсем с другим паломничеством:
«По дороге, когда мы ехали на автобусе, я уже предчувствовал, какой это будет нелёгкий путь! Действительно, чтобы преодолеть такое восхождение, нужны очень большие силы и упорство. Это, чтобы подняться, совершаешь хадж, проходишь священное испытание. Признаюсь, что из нашей команды… это восхождение преодолели не все, так как некоторые сошли с дистанции, и остались в перевалочных пунктах, где могли отдохнуть, поспать и выпить горячего чаю, кофе или каркаде… Хочется оставить отзыв о нашем великолепном гиде, его звали Ахмед — он настоящий профессионал!» (Yerkeblan Bassenbayev)
Контакты
Монастырь имеет официальный сайт с греческой, арабской, английской версиями. Его адрес http://www.sinaimonastery.com
Здесь можно узнать об истории обители, приеме паломников, условиях их проживания, а также телефоны и электронный адрес монастыря.
Волны «мира сего» накатывают на святое место в виде толп туристов, праздно любопытствующих. Впрочем, было ли время, когда так не было? Но неизменны здесь молитва, богослужение, когда рядом незримо – Господь и Его святые, столько раз освятившие эту землю одним своим присутствием.
Восхождение на Синай
ФОТОРЕПОРТАЖ
Синай для христианина особое место. Тут Бог явился Моисею, говорил с ним и дал ему Десять заповедей; здесь, в монастыре святой Екатерины у подножия горы, подвизался Иоанн Лествичник – игумен горы Синайской. И сама гора с ее крутыми ступенями – зримый символ подвижничества.
Но святое место всегда будет притягивать к себе паломников. Потому что Литургия в храме Святой Троицы на вершине горы Синай – это особое ощущение присутствия Божия.
Протоиерей Игорь Пчелинцев вместе с другими паломниками Русской духовной миссии в Иерусалиме совершил паломничество на гору Синай. Об этом – его фоторепортаж.
Дорога на Синай
Я впервые был на Синае и вообще в Египте. Путь оказался не очень близкий. В 4:30 мы выехали из Тель-Авива.
Путь к Синаю
Фото: прот. Игорь Пчелинцев
Один из блокпостов
Фото: прот. Игорь Пчелинцев
Поселки бедуинов
Фото: прот. Игорь Пчелинцев
Фото: прот. Игорь Пчелинцев
Пустыни Синая
Фото: прот. Игорь Пчелинцев
Пустыни Синая
Фото: прот. Игорь Пчелинцев
Корабли пустыни
Фото: прот. Игорь Пчелинцев
Чем ближе к монастырю св. Екатерины, тем суровее
Фото: прот. Игорь Пчелинцев
Поворот к монастырю и поселку
Фото: прот. Игорь Пчелинцев
Рынок бедуинов неподалеку от монастыря св. Екатерины
Фото: прот. Игорь Пчелинцев
Предпоследний блокпост перед монастырем
Фото: прот. Игорь Пчелинцев
Бедуинские дети
Фото: прот. Игорь Пчелинцев
Фото: прот. Игорь Пчелинцев
В монастыре святой Екатерины
Мы прибыли в монастырь святой Екатерины к началу вечерней службы. Разместились в гостинице и пошли на вечерню. Служба не очень длинная, совершает ее иеромонах, в алтарь не входит, всё положенное произносит или перед царскими вратами посреди храма, или со своего места как бы на левом клиросе. Читают и поют антифонно – один иеромонах и один мирянин, стоя в стасидиях напротив друг друга. Еще один иеромонах совершал каждение во время службы.
После вечерни паломникам выносят для поклонения мощи святой Екатерины и раздают на благословение колечки с ее надписанием. Кому одно, кому два, мне досталось три, разных размеров.
Потом все идут к Неопалимой Купине. Прикладываются к месту под престолом другого придела – там, где стоял пророк Моисей. При входе все непременно снимают обувь – в напоминание о библейских словах. Сама Купина находится за алтарем главной базилики монастыря – храма Преображения Господня. К ней сейчас нет прохода, поскольку паломники всё норовили отломить по веточке.
В храме не разрешается снимать, поэтому фото из главной монастырской церкви не будет.
Кстати, со времени своего основания в IV веке и обустройства императором Юстинианом в VI столетии монастырь носил посвящение в честь Преображения Господня, но к XI веку прочно утвердилось название в честь святой великомученицы Екатерины.
После службы и поклонения святыням все перешли в небольшой монастырский музей: тут иконы, древние манускрипты, церковная утварь – историческое наследие. Мне больше всего хотелось посмотреть «живьем» на икону Синайского Спасителя – это моя самая любимая икона Господа. И мы ее увидели! Жаль только, что в лавке не нашлось качественной репродукции ее, всюду искаженные цвета и/или скверное качество печати. А так хотелось иметь ее дома…
Несколько отдохнув после вечерней службы и скромного ужина, прочитав правило к Литургии, мы вышли из монастыря святой Екатерины где-то в 11 вечера.
Надо сказать, что нашей группе, благодаря переговорам отца Леонтия, а он владеет греческим, удалось получить благословение на совершение Литургии на вершине горы. Как сказал благочинный монастыря, выдавая ключи от храма в обмен на наши с отцом Леонтием паспорта и разрешения на служение, полученные от Иерусалимского патриарха Феофила, это скорее исключение, чем правило, да и к тому же в храме не закончен ремонт и нам придется служить в не очень хороших условиях. Но мы были готовы на всё – слава Богу, что получили благословение на службу. Осталось немногое – взойти на гору.
Синайский монастырь великомученицы Екатерины
Мiръ Египет мухафаза Южный Синай Синайский монастырь великомученицы Екатерины
Монастырь cвятой Екатерины — один из древнейших непрерывно действующих христианских монастырей в мире, основан в IV веке в центре Синайского полуострова у подножья горы Синай (библейская гора Хорив) на высоте 1570 м. Укреплённое здание Синайского монастыря (греч. Μονὴ τῆς Ἁγίας Αἰκατερίνης, араб. دير سانت كاترين) построено по приказу императора Юстиниана в VI веке. Насельниками монастыря в основном являются греки православного вероисповедания.
Первоначально именовался монастырём Преображения или монастырём Неопалимой Купины. С XI века, в связи с распространением почитания святой Екатерины, мощи которой были обретены синайскими монахами в середине VI века, монастырь получил новое название — монастырь Святой Екатерины.
В 2002 году монастырский комплекс был включён ЮНЕСКО в список объектов Всемирного наследия.
Содержание
История [ править ]
С III века монахи начали селиться небольшими группами вокруг горы Хорив — возле Неопалимой купины, в оазисе Фаран (Вади Фиран) и других местах южного Синая. Первые монахи в той местности были главным образом отшельниками, живущими в одиночку в пещерах. Лишь в праздничные дни отшельники собирались возле Неопалимой купины для совершения совместного Богослужения. Монашескую жизнь этого периода описал в V веке ученик Иоанна Златоуста, бывший префект Константинополя — святой Нил, чьи труды до сих пор изучают священники, монахи и верующие: «Одни вкушали пищу только в воскресные дни, другие — дважды в неделю, иные — спустя двое сутки… В каждое воскресенье все они из разных мест собирались в одну церковь, лобызались, причащались Святых Таин, и беседами о спасении души назидали, утешали и поощряли друг друга к высоким подвигам».
В период правления императора Константина, в 330 году, монахи Синая обратились к его матери святой Елене с просьбой о постройке возле Неопалимой купины маленькой церкви, посвящённой Богоматери, а также башни для убежища монахов на случай набегов кочевников. Прошение монахов было удовлетворено, и паломники конца IV века сообщали, что на Синае уже была процветающая община монахов, которая привлекала верующих из разных мест Византийской империи.
В рассказе о Святых местах Востока, написанном в конце IV века знатной паломницей Сильвией (или Этерией), сообщается и о монашеской общине, образовавшейся вокруг Неопалимой купины:
«Пройти же до начала этой долины было нам необходимо потому, что там было много келий святых мужей, и церковь в том месте, где находится купина: эта купина жива и до днесь и даёт отпрыски. И так, спустившись с горы Божией, мы пришли к купине, приблизительно в десятом часу. А эта купина, как я сказала выше, есть та, из которой глаголал Господь к Моисею в огне, и находится в местности, где есть много келлий и церковь, в начале долины. А перед церковью прелестный сад, с обилием превосходной воды, и в этом саду купина».
Дальнейший толчок к развитию монастырь получил в VI веке, когда император Юстиниан I приказал построить мощные крепостные стены, окружившие предшествующие постройки святой Елены, и церковь, сохранившуюся до настоящего времени, а также направил на Синай солдат для защиты монахов. О строительстве Юстиниана сообщает его современник Прокопий Кесарийский:
«На этой горе Синае живут монахи, жизнь которых заключается в непрерывных размышлениях о смерти; ничего не боясь, они наслаждаются дорогой для них пустыней. Так как они ничего не желают, и выше всяких человеческих страстей ни о каком стяжании не заботятся и не ухаживают за своим телом и во всех остальных отношениях не хотят себе никакой пользы, то император Юстиниан выстроил для этих монахов церковь во имя Богородицы, чтобы они могли проводить свою жизнь, молясь в этой церкви и совершая священнослужение. Эту церковь он выстроил не на самой вершине горы, но много ниже: человеку невозможно проводить ночь на вершине этой горы, так как там в течение ночи слышатся постоянные шумы и всякие другие вызывающие религиозный страх явления, поражающие ужасом ум и волю человека. Говорят, что отсюда некогда и Моисей принёс полученные им от Бога законы. У подошвы этой горы император построил очень сильное укрепление и поместил здесь значительный военный гарнизон, чтобы варвары-сарацины не могли отсюда совершенно незаметно ворваться в области Палестины, так как страна эта, как я сказал, была пустынна» (Прокопий Кесарийский. О постройках (Книга 5:VIII)).
Над главными монастырскими воротами сохранилась надпись: «С основания воздвигнут сей священный монастырь Синайской горы, где Бог говорил Моисею, смиренным царём ромеев Юстинианом на вечное помяновение его и супруги его Феодоры. Окончен после тридцатого года царствования его. И поставлен в нём игумен по имени Дула в лето от Адама 6021, от Христа же 527». Исходя из этой надписи, русский учёный епископ Порфирий (Успенский) датировал окончание постройки монастыря 557 годом.
Согласно «Хронике» Евтихия Александрийского, для защиты и обслуживания монастыря император переселил на Синай двести семей из Понта Анатолийского и Александрии. Потомки этих переселенцев образовали синайское бедуинское племя джабалия. Несмотря на обращение в ислам, произошедшее в VII веке, они продолжают жить в окрестностях монастыря и заниматься его обслуживанием.
Мощные монастырские укрепления, построенные Юстинианом, поддерживались монахами в хорошем состоянии и вызывали восторг у паломников:
«Пора войти в монастырь… Видишь, как построена стена крепости — длинная, искусно сложенная, весьма почитаемая? Царь, по прозвищу Иустиниан, выдал на издержки, и она построена очень старательно. Она имеет в окружности двести сажен, высота же её девятнадцать с половиной…» (Паисий Агиапостолит. Описание Святой горы Синайской и её окрестностей).
Среди игуменов монастыря был Иоанн Лествичник. До конца VII века монастырь принадлежал Фаранской епархии и возглавлялся игуменом в сане архиепископа (о древности Синайской архиепископии свидетельствуют материалы Халкидонского собора, где в «Чине митрополий и архиепископий апостольского престола Святого Града» на 24 месте упоминается архиепископия «горы Синая»). В 681 году, когда епископ Фаранский был лишён кафедры за монофелитство, епископская кафедра была перенесена в монастырь, и его игумен стал епископом Фарана. Чуть позже в его подчинение перешла епархия Райто. В начале VIII века все христиане Синайского полуострова находились под юрисдикцией синайского архиепископа.
Монастырь в период арабского завоевания Синая в 625 году направил делегацию в Медину, чтобы заручиться покровительством пророка Мухаммеда. Копия полученной монахами охранной грамоты — фирман Мухаммеда (оригинал с 1517 года хранится в Стамбуле, куда он был истребован у монастыря султаном Селимом I), выставленный в монастыре, — провозглашает, что мусульмане будут защищать монастырь, а также освобождают его от уплаты налогов. Фирман был написан на коже газели куфическим почерком и скреплён отпечатком руки Мухаммеда.
Однако, несмотря на полученные привилегии, количество монахов начало сокращаться, и к началу IX века их осталось всего 30. С распространением в Египте ислама в монастыре появляется мечеть, сохранившаяся до настоящего времени: «За церковью недалеко каменная хата, где турки, арабы поклоняются Магомету».
В период крестовых походов с 1099 по 1270 год в монашеской жизни монастыря был период возрождения. Синайский орден крестоносцев взял на себя задачу охранять направляющихся в монастырь паломников из Европы, число которых возросло. В этот период в монастыре появляется католическая часовня.
После завоевания Египта Османской империей в 1517 году турецкие власти не сократили права монахов, сохранили особый статус архиепископа и не вмешивались во внутренние дела монастыря. Монастырь вёл обширную культурную и просветительскую деятельность, в XVIII веке он открыл духовную школу на острове Крит, где получали образование греческие богословы того времени. Подворья монастыря были открыты в Египте, Палестине, Турции, Румынии, России и даже в Индии.
Монастырь поддерживал давние связи с Россией. В 1375 году в Москву приехал митрополит Макарий за милостыней для монастыря, а в 1390 году из монастыря Святой Екатерины в дар великим князьям была привезена икона с изображением Неопалимой купины, которую поместили в Благовещенский собор Кремля (сначала в иконостас, а затем в алтарь к другим ценным иконам, полученным от восточного духовенства).
В 1558 году царь Иван Грозный направил к восточным патриархам посольство с златотканым покровом на мощи святой Екатерины в дар для Синайского монастыря. Царь писал архиепископу Синайскому: «Ты бы, отче, сам и во всём своём архиерействе и в Синайской горе велел молити Бога и Пречистую Его Матерь и всех святых о нашем здравии и о сохранении, и о моей царице Анастасии, и о наших детях цесаревичах Иване и Феодоре и о всём православном христианстве».
В 1619 году синайский архимандрит посетил Россию и участвовал вместе с иерусалимским патриархом Феофаном в молебне перед ракой Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре. После этого на Синай идут многочисленные пожертвования от русских царей. В 1625 году с просьбой о помощи монастырю к царю Михаилу Фёдоровичу обратился александрийский патриарх Герасим:
«…если твоё Величество не поможет, монастырь этот будет разорён, они же нечестивые, и старцев хотят истребить. Но мы надеемся на милость Божию и на твоё Величество, чтобы помочь нам в столь великом затруднении».
Монастырю была оказана помощь, которую в благодарственном письме монахи назвали «манной небесной», а в 1630 году монастырю царём была пожалована грамота с правом приезжать за милостынею раз в четыре года. Синайское духовенство не только получало от России богатую милостыню, но и участвовало в церковной жизни страны. Так, синайский архиепископ Ананий был участником Большого Московского собора 1666—1667 годов, лишившего Никона патриаршьего достоинства.
В 1687 году синайские монахи прибыли в Москву, где прожили до 1689 года. Приезд был связан с начатой в 1682 году синайским архиепископом Ананием кампанией по передаче монастыря под покровительство России. От имени царей Петра и Иоанна и царевны Софьи монахам была выдана грамота: «в призрение своё государское тое святую гору и монастырь пресвятыя Богородицы Неопалимыя Купины для единения нашея благочестивыя христианские веры принять изволили». Синайские монахи покинули Россию с богатыми дарами, среди которых была серебряная рака для мощей святой Екатерины, изготовленная, согласно преданию, на деньги царевны Софьи.
В 1691 году иерусалимский патриарх Досифей писал московскому патриарху, что подчинение ему Синая — «вещь и беззакона и посмеяна». Однако исследователи не склонны видеть в этих событиях смену церковной юрисдикции монастыря святой Екатерины, а усматривают лишь попытку синайских монахов найти новых ктиторов, способных обеспечивать монастырь.
В Киеве в середине XVIII века было открыто подворье монастыря святой Екатерины. В 1860 году монастырь получил от императора Александра II в дар новую раку для мощей святой Екатерины, а для построенной в 1871 году монастырской колокольни император прислал 9 колоколов, используемых по настоящее время в праздничные дни и перед литургией.
Многочисленные русские учёные внесли свой вклад в изучение Синайского монастыря. Русский иеромонах Самуил в 1837 году впервые расчистил и укрепил мозаику VI века «Преображение Господне», украшающую кафоликон монастыря. В 1887 году исследователь Алексей Дмитриевский составил каталог икон монастырского собрания и рассмотрел вопросы о Критской школе иконописи и роли Синая в сохранении культурных традиций в XVI—XVIII веках. В изучении монастыря Святой Екатерины большую роль сыграло Православное Палестинское общество, осуществившее публикации русских и греческих материалов об этих местах.
Современное состояние [ править ]
Монастырь Святой Екатерины является центром автономной Синайской православной церкви, которая, кроме данной обители, владеет только рядом монастырских подворий: 3 в Египте и 14 вне Египта — 9 в Греции, 3 на Кипре, 1 в Ливане и 1 в Турции (Стамбул).
Игуменом монастыря является архиепископ Синайский. Его рукоположение с VII века совершает иерусалимский патриарх, под юрисдикцию которого монастырь перешёл в 640 году из-за возникших после завоевания Египта мусульманами затруднений в общении с константинопольским патриархатом (официально автономия от константинопольского патриархата была получена только в 1575 году и подтверждена в 1782 году).
Делами монастыря в настоящее время управляет общее собрание монахов, которое решает экономические, политические и иные вопросы. Решения Собрания исполняются Советом отцов, в который входит четыре человека: заместитель и помощник архиепископа, монастырский ризничий, эконом и библиотекарь.
Монастырь, как и прежде, является традиционным местом христианского паломничества. Ежедневно после часов верующим открывают доступ к мощам святой Екатерины. В память о поклонении мощам монахи дарят серебряное кольцо с изображением сердца и словами ΑΓΙΑ ΑΙΚΑΤΕΡΙΝΑ (святая Екатерина).
В 2005 году Высший совет по делам древностей Египта объявил о начале программы развития и изучения монастырского комплекса, включающей систематизацию и изучение документов, связанных с историей Синая и монастыря Святой Екатерины, съёмку документального фильма и издание подробной энциклопедии о монастыре.
Монастырские строения [ править ]
Базилика Преображения [ править ]
Главный храм монастыря (католикон), трёхнефная базилика, посвящён Преображению Иисуса Христа. Его постройка относится к периоду правления императора Юстиниана.
Вход в нартекс украшают резные двери из ливанского кедра, изготовленные в период Крестовых походов, а двери в главный неф базилики относятся к VI веку и являются её ровесниками. Над входной дверью помещена греческая надпись: «Вот врата Господа; праведные войдут в них» (Пс. 117:20). В каждой из двенадцати колонн, увенчанных коринфскими капителями и разделяющих нефы базилики, в специальных углублениях хранятся мощи святых, закрытые бронзовыми пластинами, а на самих колоннах помещены минейные иконы XII века по числу месяцев года. Вдоль колонн установлены два ряда деревянных резных стасидиев. Колонны соединены арками, выше которых расположены окна. В 1714 году в базилике был положен новый мраморный пол. Потолок базилики выполнен из ливанского кедра и расписан в XVIII веке звёздами на синем фоне.
Главным украшением базилики является расположенная в конхе апсиды мозаика Преображение Господне, находящаяся в очень хорошей сохранности. Мозаика выполнена в первой половине VI века придворными мастерами, присланными Юстинианом для украшения монастыря.
Мозаика Преображение Господне обрамлена медальонами с шестнадцатью полуфигурами апостолов и пророков. В центре композиции монументальная фигура Иисуса Христа, заключённая в лазуревую мандорлу, которая соединяется лучами божественного света с фигурами пророков и трёх учеников, выполненных на золотом мерцающем фоне. По сторонам мозаики на арке апсиды имеются два изображения пророка Моисея: стоящего перед Неопалимой купиной (слева) и получающего на Синае Скрижали Завета (справа). Апсиду украшают также медальоны с изображениями агнца между двух летящих ангелов, Богородицы и Иоанна Крестителя.
Мозаика Преображение Господне была очищена от загрязнений и копоти американскими реставраторами в 1958—1965 годах. Для обозрения из центрального нефа мозаику закрывает деревянный резной иконостас XVII века, но из боковых нефов на уровне алтаря мозаика доступна для обозрения.
В алтаре базилики в мраморной раке хранятся два серебряных ковчежца с мощами святой Екатерины (глава и десница). Ещё одна часть мощей (палец) находится в мощевике иконы великомученицы Екатерины в левом нефе базилики и всегда открыта верующим для поклонения.
Часовня Неопалимой Купины [ править ]
За алтарной частью базилики Преображения находится часовня Неопалимой Купины, построенная на том месте, где, согласно библейскому повествованию, Бог разговаривал с Моисеем (Исх. 2:2—5). Исполняя библейское указание, все входящие должны снимать здесь свою обувь. Часовня является одним из древнейших монастырских строений, её упоминает в конце IV века паломница Сильвия в своём рассказе о Святых местах Востока.
Часовня посвящена Благовещению и украшена иконами, посвящёнными этому празднику. В апсиде часовни сохранилось мозаичное изображение креста X века. Также имеется икона Богородицы с младенцем Иисусом на руках, сидящей в центре Неопалимой Купины.
Часовня имеет престол, расположенный не, как обычно, над мощами святых, а над корнями Купины. Для этой цели куст был пересажен в нескольких метрах от часовни, где продолжает расти дальше. В часовне нет иконостаса, скрывающего алтарь от верующих, и паломники могут видеть под престолом место, где росла Купина. Оно обозначено отверстием в мраморной плите, закрытым серебряным щитом с чеканными изображениями горящего куста, Преображения, Распятия, евангелистов, святой Екатерины и самого Синайского монастыря. На плите сохранилась греческая надпись XIII века: «Помяни, Господи, раба Твоего, смиренного Гавриила Орипсая, архиепископа святой горы Синайской в Святой Купине». Литургия в часовне совершается каждую субботу.
Прочие постройки [ править ]
Святые [ править ]
Святыни и сокровища [ править ]
Поскольку с момента своего основания монастырь ни разу не был завоёван и разорён, в настоящее время он обладает огромным собранием икон и библиотекой рукописей, уступающей по историческому значению только Апостолической библиотеке Ватикана.
Библиотека [ править ]
Библиотека в монастыре была создана только в 1734 году при архиепископе Никифоре, до этого времени работ по изучению книг и рукописей не проводилось.
К наиболее ценным манускриптам библиотеки монастыря относятся:
В монастыре хранятся 3304 манускрипта и около 1700 свитков. Две трети написаны по-гречески, остальные на арабском, сирийском, грузинском, армянском, коптском, эфиопском и славянских языках. Кроме ценных манускриптов, в библиотеке собраны также 5000 книг, некоторые из которых относятся к первым десятилетиям книгопечатания. Кроме книг религиозного содержания, в библиотеке монастыря хранятся исторические документы, грамоты с золотыми и свинцовыми печатями византийских императоров, патриархов и турецких султанов.
В 2005 году было объявлено о строительстве в монастыре специального хранилища для этого собрания взамен книгохранилища, построенного в 1951 году у южной монастырской стены.
Собрание икон [ править ]
В монастыре имеется уникальное собрание икон, имеющих исключительную духовную, художественную и историческую ценность. Двенадцать самых редких и самых старых икон написаны в VI веке восковыми красками — это древнейшие иконы в мире. Несколько энкаустических икон доиконоборческой эпохи в 1850 году было вывезено в Россию архимандритом Порфирием (Успенским) (с 1940 года иконы хранятся в собрании киевского Музея западного и восточного искусств им. Богдана и Варвары Ханенко, Киев).
Часть монастырской коллекции относится к раннему византийскому периоду до X века (в том числе сиро-палестинские иконы VIII—IX веков). Эти иконы выполнены греческими, грузинскими, сирийскими и коптскими мастерами. Иконы сохранились, так как монастырь, находясь с VII века вне Византийской империи, не пострадал от иконоборчества. Работ западноевропейского письма в собрании мало, но присутствуют уникальные иконы периода Крестовых походов, сочетающие в едином стиле черты «западного латинства» и «греческого византинизма».
Единственной иконой, почитаемой в монастыре чудотворной, является триптих XIII века с изображением Богородицы Бематариссы со сценами богородичного цикла. Икона не имеет отдельного дня празднования и специальной службы, располагается в алтаре кафоликона слева от горнего места.