синайская икона божьей матери
СИНАЙСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ ВИМАТАРИССА
Специального празднования и службы нет
Описание
Символическую взаимозависимость разных иконных программ триптиха подчеркивают образы архангелов над центральной аркой, которые видны и при открытых, и при закрытых створках. Они склоняются с покровенными руками, как бы готовясь принять причастие, и тем самым ясно обозначают литургический контекст, в котором должны были восприниматься все изображения триптиха.
Живописные особенности иконы относят её к провинциальному варианту позднекомниновского стиля.
История
Лик и одежды Богоматери на иконе были в поствизантийское время основательно прописаны критским мастером, находившимся под заметным влиянием западной живописи.
Один из позднесредневековых греческих паломников к Синайской обители засвидетельствовал расположение чтимого образа в пространстве перед иконостасом: «И на клиросе, где поют отцы, одна большая икона, вокруг представлены все праздники Пресвятой Богородицы; посредине изображена Богородица и эта икона разговаривала с монахом. И там висит неугасимая лампада. » Рассказ об упомянутом чуде сохранил митрополит Паисий Родосский, греческий автор XVI века, оставивший подробное стихотворное описание Синая и его главных достопримечательностей. Там он пишет:
Со временем образ был помещен в алтаре, откуда икона и получила название «Алтарницы» («Бематариссы»).
К началу XXI века икона пребывала в алтаре главной монастырской базилики, на ступенях древнего сопрестолия слева от Горнего места. Явлалась единственной иконой на Синае, которая почиталась монахами как чудотворная.
Первые христианские иконы. Энкаустическая иконопись
Самые ранние моленные иконы, дошедшие до наших дней, относятся к периоду не ранее VI века. Они изготовлялись в технике энкаустики (греч. ἐγκαυστική – выжигание), когда краска замешивалась на разогретом воске. Нужно отметить, что все краски состоят из красочного порошка (пигмента) и связующего материала – масла, яичной эмульсии либо, как в данном случае, воска.
Энкаустика была самой распространенной живописной техникой античного мира. Именно из античной эллинистической культуры эта живопись пришла в христианство.
Для энкаустических икон характерен определенный «реализм» в трактовке образа. Стремление к документальному отражению реальности. Это не просто культовый предмет, это, своего рода, «фотография» – живое свидетельство реального существования Христа, Богородицы, святых и ангелов. Ведь оправданием и смыслом иконы святые отцы считали сам факт истинного вочеловечивания Христа. Невидимый Бог, не имеющий образа, изображен быть не может.
Но если Христос был действительно воплощен, если Его плоть была реальна, значит она была изобразима. Как позднее писал прп. Иоанн Дамаскин: «В древности Бог, бестелесный и не имеющий вида, никогда не изображался. Теперь же, когда Бог явился во плоти и жил среди людей, мы изображаем видимого Бога». Именно этим свидетельством, своего рода «документалистикой», пронизаны первые иконы. Если Евангелие, в буквальном смысле, благая весть – своего рода репортаж о воплотившемся Господе, распятом за наши грехи, то икона – иллюстрация этого репортажа. Здесь нет ничего удивительного, ведь само слово икона – εἰκών – означает «образ, изображение, портрет».
Но икона передает не только и не столько телесный облик изображаемого. Как пишет тот же прп. Иоанн: «Всякий образ — есть обнаружение и показание скрытого». И на первых иконах, несмотря на «реализм», на иллюзорную передачу света и объема, мы видим также знаки мира невидимого. Прежде всего, это нимб – окружающий голову световой диск, символизирующий благодать и сияние Божества (свт. Симеон Солунский). Точно так же на иконах изображаются и символические образы бестелесных духов – ангелов.
Самой известной энкаустической иконой сейчас, наверное, можно назвать образ Христа Вседержителя, хранящийся в монастыре святой Екатерины на Синае (стоит отметить, что коллекция икон Синайского монастыря совершенно уникальна, там сохранились древнейшие иконы, поскольку монастырь, находясь с VII века вне Византийской империи, не пострадал от иконоборчества).
Синайский Христос написан в свободной живописной манере, присущей эллинистическому портрету. Для эллинизма характерна и определенная асимметрия лика, которая уже в наше время вызвала много споров и подвигла некоторых на поиск скрытых смыслов. Эта икона, скорее всего, была написана в одной из мастерских Константинополя, о чем свидетельствует высокий уровень ее исполнения.
К этому же кругу, скорее всего, относятся также иконы апостола Петра и Богоматери на троне, в сопровождении святых и ангелов.
Богородица изображена как Царица Небесная, восседающая на троне, в сопровождении святых, облаченных в придворные одеяния, и ангелов. Интересно продемонстрированы одновременно царственность и смирение Марии: на первый взгляд она облачена в простой темный хитон и мафорий, но его темно-фиолетовый цвет говорит нам, что это – пурпур, а пурпурные одеяния в византийской традиции могли носить только Император и Императрица.
Подобный образ, но писаный позднее в Риме, представляет Богоматерь – уже без всяких намеков – в полном императорском облачении и венце.
Икона имеет парадный характер. Она следует стилю церемониальных императорских изображений. При этом лики изображенных персонажей наполнены мягкостью и лиричностью.
Изображение святых в придворных одеждах должно было символизировать их славу в Царстве Небесном, а для передачи этой высоты византийские мастера прибегали к привычным, понятным для своего времени формам. В таком же стиле исполнен образ святых Сергия и Вакха, ныне хранящийся в Киеве в музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко.
Но, помимо утонченного искусства культурных центров Империи, ранняя иконопись представлена и более аскетичным стилем, который отличается большей резкостью, нарушением пропорций изображенных персонажей, подчеркнутым размером голов, глаз, рук.
Без всякого сомнения, можно убедиться, что еще задолго до иконоборческой эпохи и VII Вселенского Собора, осудившего иконоборчество, существовала богатая и разнообразная традиция иконной живописи. И энкаустическая икона – только часть этой традиции.
Монастырь св. екатерины. синай
Вот уже более 1400 лет в сердце Синайского полуострова, в прекрасной живописной долине между гор Моисея, Сафсаса и Екатерины, верой и правдой проносит сквозь века образ священного библейского места монастырь св. вмц. Екатерины.
Удивительно, но и закономерно, что за всю свою долгую историю монастырь ни разу не был захвачен, разрушен или существенно повреждён. Трудно поверить, но монастырю Святой Екатерины в разное время покровительствовали Наполеон, турецкие султаны, арабские халифы и даже пророк Мухаммед (основатель ислама).
На протяжении многих столетий этот монастырь являлся местом традиционного паломничества многих русских людей. В монастыре Святой Екатерины находится большое количество русских икон, предметов церковной утвари, старинных колоколов, а также манускриптов и книг! Кстати, по числу и ценности рукописей библиотека монастыря св.вмц. Екатерины уступает только Ватикану. Из 3000 рукописей две трети написаны по-гречески. Остальные на арабском, сирийском, грузинском, армянском, коптском, эфиопском и славянском языках. Кроме ценных манускриптов, в библиотеке хранятся также около 5000 книг, причем некоторые из них относятся к первым десятилетиям книгопечатания.
В 324 году мать императора Константина святая царица Елена возвела на месте неопалимой купины часовню. До этого времени первыми монахи в той местности были в основном отшельники, живущие в одиночку в пещерах. Лишь в праздничные дни они собирались возле Неопалимой купины, для совершения совместного Богослужения. Монашескую жизнь этого периода описал в V веке ученик Иоанна Златоуста, бывший префект Константинополя — святой Нил: «Одни вкушали пищу только в воскресные дни, другие — дважды в неделю, иные — спустя двое сутки… В каждое воскресенье все они из разных мест собирались в одну церковь, лобызались, причащались Святых Таин, и беседами о спасении души назидали, утешали и поощряли друг друга к высоким подвигам»
В рассказе о Святых местах Востока, написанном в конце IV века знатной паломницей Сильвией Аквитанкой (или Этерией), сообщается и о монашеской общине, образовавшейся вокруг Неопалимой купины:
«Пройти же до начала этой долины было нам необходимо потому, что там было много келий святых мужей, и церковь в том месте, где находится купина: эта купина жива и до днесь и дает отпрыски. И так, спустившись с горы Божией, мы пришли к купине, приблизительно в десятом часу. А эта купина, как я сказала выше, есть та, из которой глаголал Господь к Моисею в огне, и находится в местности, где есть много келлий и церковь, в начале долины. А перед церковью прелестный сад, с обилием превосходной воды, и в этом саду купина.»
В монастыре находится около 12 часовен. Из них часовни Святого Духа, Успения Пресвятой Богородицы, Иоанна Богослова, Георгия Победоносца, святого Антония, святого Стефана, Иоанна Предтечи, пяти севастийских мучеников, десяти критских мучеников, святых Сергия и Вакха, святых апостолов и пророка Моисея находятся внутри монастырских стен, а девять из них соединяются с архитектурным комплексом базилики Преображения. Две часовни находятся в покоях архиепископа Синая.
Основной древний вход в монастырь, с его западной стороны, сейчас закрыт. Слева от этого входа есть другой, поменьше, которым и пользуются в настоящее время. Он тоже древний, с тремя обшитыми металлом дверьми.
Первоначально обитель именовалась монастырём Преображения или монастырём Неопалимой Купины. С XI века, в связи с распространением почитания святой Екатерины, мощи которой были обретены синайскими монахами в середине VI века, монастырь получил новое название — монастырь Святой Екатерины.
Имя, которым нарекли родители Св. Екатерину было Доротея. Она родилась в 294 году в Александрии. Согласно имеющимся о её жизни сведениям, Св. Екатерина закончила языческую школу, где изучала философию, риторику, поэзию, музыку, математику, астрономию и медицину. Красивая дочь аристократических родителей, она не знала недостатка в женихах, но отвергла все их предложения. Монах-сириец рассказал ей об Иисусе Христе, женихе души, и обратил её в христианство. После крещения она получила имя Екатерина.
Примерно три века спустя монахи монастыря, построенного Юстинианом, повинуясь видению, поднялись на гору, нашли там останки Екатерины, спустили их вниз и поместили в храме, в золотой раке.
Монастырь всегда вёл обширную культурную и просветительскую деятельность. В XVIII веке он открыл духовную школу на острове Крит, где получали образование греческие богословы того времени. Подворья монастыря были открыты в Египте, Палестине, Турции, Румынии, России и даже в Индии. Монастырь поддерживал давние связи с Россией. В 1375 году в Москву приехал митрополит Макарий за милостыней для монастыря, а в 1390 году из монастыря Святой Екатерины в дар великим князьям была привезена икона с изображением Неопалимой купины, которую поместили в Благовещенский собор Кремля.
Базилика Преображения
Главный храм монастыря (кафоликон), трёхнефная базилика, посвящён Преображению Иисуса Христа. Его постройка относится к периоду правления императора Юстиниана.
Базилика Преображения
(литография рисунка архимандрита Порфирия (Успенского) 1857 год)
В каждой из двенадцати колонн в специальных углублениях хранятся мощи святых, закрытые бронзовыми пластинами, а на самих колоннах помещены минейные иконы XII века по числу месяцев года.
Главным украшением базилики является расположенная в конхе апсиды мозаичная икона Преображения Господня. Мозаика выполнена в первой половине VI века придворными мастерами, специально присланными Юстинианом для украшения монастыря. Древняя часовня, возведенная св. кн. Еленой является частью базилики.
Часовня
Интерьер часовни Неопалимой Купины
(литография рисунка архимандрита Порфирия (Успенского) 1857 год)
Часовня посвящена Благовещению и украшена иконами, посвящёнными этому празднику. В часовне нет иконостаса, скрывающего алтарь от верующих, и паломники могут видеть под престолом место, где росла Купина. Оно обозначено отверстием в мраморной плите. Здесь же на серебряном щите чеканное изображение горящего куста, Преображения, Распятия, евангелистов, святой Екатерины и самого Синайского монастыря.
Другие постройки монастыря:
Оссуарий и кладбище расположены вне монастырских стен, рядом с садом. На кладбище имеется часовня святого Трифона и семь могил, которые используются постоянно. По прошествии определённого времени кости извлекаются из могилы и помещаются в оссуарий, расположенный на нижнем ярусе церкви Успения Пресвятой Богородицы. Единственным полным скелетом в оссуарии являются мощи отшельника Стефана, жившего в VI веке и упоминаемого в «Лествице» преподобного Иоанна Лествичника. Мощи Стефана, облачённые в монашеские одежды, покоятся в стеклянном киоте. Останки прочих монахов разделены на две части: у северной стены сложены их черепа, а в центральной части оссуария собраны их кости. В отдельных нишах хранятся кости синайских архиепископов.
В 2002 году монастырский комплекс был включён ЮНЕСКО в список объектов Всемирного наследия.
Чудотворный образ Божией Матери «Неопалимая купина»
Монастырь святой великомученицы Екатерины на Синае
Синайские иконы (ФОТО)
Есть по крайней мере одна синайская икона, которую знают, наверное, даже люди, далекие от Церкви. Знаменитый Христос Пантократор, одно из древнейших иконописных изображений Христа, был написан в Константинополе в середине 6 века и подарен Синайскому монастырю.
А что вообще представляет из себя синайская иконопись?
Искусствовед Галина Колпакова в одной из своих книг отмечала: «В синайской иконе нет ни каноничности, ни оглядки на образцы. И это не только потому, что образцов не существовало. Спонтанность и индивидуальность созданного воспринимаются как результат некоего ясновидения, как свидетельство сильной и живой веры и не могут быть переведены в плоскость рассчитанной системы».
Мы предлагаем вашему вниманию лишь некоторые образцы синайской иконописи.
Христос Пантократор. Энкаустическая икона середины VI века
Христос Пантократор. 13 век
Богородица с орудиями Страстей 16 век.
Богородица с Иоанном Богословом 17 век.
Апостол Петр. 6 век
Рождество Богородицы. 12 век
Явление Христа Марии Магдалине. 7 век
Воскрешение Лазаря. 12 век
Икона мучеников антиохийских Сергия и Вакха, VI в. Музей западного и восточного искусства, Киев
Мученики Сергий и Вакх. 13 век
Преображение. 12 век.
Благовещение. 12 век.
Благовещение. 12 век.
Архангел Михаил и монах Архипий. 12 век
Лествица Иоанна Синайского 1612 год. Эта лествица отчасти имеет влияние арабских миниатюр.
Одна из частей иконы, на которой изображены святые, чья память приходится на январь-февраль
Пророк Малахия 6 век.
св.Симеон Столпник 13 век
Святой Иоанн Синайский (Лествичник) 15 век
Великомученица Екатерина. 16 век
Подготовлено по открытым источникам.
Иконы из монастыря св. Екатерины (Синай)
Икона с масонской символикой
Первоначально именовался монастырём Преображения или монастырём Неопалимой Купины. С XI века, в связи с распространением почитания святой Екатерины, мощи которой были обретены синайскими монахами в середине VI века, монастырь получил новое название — монастырь Святой Екатерины. В 2002 году монастырский комплекс был включён ЮНЕСКО в список объектов Всемирного наследия.
В монастыре имеется уникальное собрание икон, имеющих исключительную духовную, художественную и историческую ценность. Двенадцать самых редких и самых старых икон написаны в VI веке восковыми красками — это древнейшие иконы в мире. Несколько энкаустических икон доиконоборческой эпохи в 1850 году было вывезено в Россию архимандритом Порфирием (Успенским) (с 1940 года иконы хранятся в собрании киевского Музея западного и восточного искусств им. Богдана и Варвары Ханенко, Киев).
Часть монастырской коллекции относится к раннему византийскому периоду до X века (в том числе сиро-палестинские иконы VIII—IX веков). Эти иконы выполнены греческими, грузинскими, сирийскими и коптскими мастерами. Иконы сохранились, так как монастырь, находясь с VII века вне Византийской империи, не пострадал от иконоборчества. Работ западноевропейского письма в собрании мало, но присутствуют уникальные иконы периода Крестовых походов, сочетающие в едином стиле черты «западного латинства» и «греческого византинизма».
Единственной иконой, почитаемой в монастыре чудотворной, является триптих XIII века с изображением Богородицы Бематариссы со сценами богородичного цикла. Икона не имеет отдельного дня празднования и специальной службы, располагается в алтаре кафоликона слева от горнего места.