симуляционные методы обучения в медицине
Использование симуляционных технологий на занятиях по специальности «Лечебное дело»
В современном мире, в эпоху бурного развития высокотехнологичной медицины общество предъявляет повышенные требования к качеству оказания медицинских услуг. Именно этот показатель и качество жизни пациентов после проведенного лечения должны лежать в основе оценки профессиональной деятельности отдельных специалистов и лечебных учреждений, а также уровня здравоохранения в целом.
Классическая система клинического медицинского образования не способна в полной мере решить проблему качественной практической подготовки медицинского работника. Главными препятствиями к этому являются отсутствие непрерывной обратной связи между обучающимся и педагогом.
Поэтому ключевой задачей современного среднего, высшего и последипломного медицинского образования является создание условий для развития у обучающихся широкого спектра компетенций и прочно закрепленных практических навыков без риска нанесения вреда пациенту.
Сюда относится развитие способности быстрого принятия решений медицинским работником и безупречного выполнения ряда манипуляций или вмешательств, особенно при неотложных состояниях.
Одним из методов повышения качества практической подготовки будущих фельдшеров, медицинских сестёр, акушерок, медицинских лабораторных техников является использование симуляционных технологий. Симуляция в медицинском образовании – современная технология обучения и оценки практических навыков, умений и знаний, основанная на реалистичном моделировании, имитации клинической ситуации или отдельно взятой физиологической системы, для чего могут использоваться биологические, механические, электронные и виртуальные (компьютерные) модели.
ФГОС СПО по специальности выделяет лабораторно-практические занятия (ЛПЗ) для выработки практических умений посредством внедрения симуляционных технологий, как этап подготовки к учебной (УП) и производственной практике (ПП).
В настоящее время по уровню реалистичности выделяют семь групп симуляционных технологий для обучения медицине. Преимущества симуляционного тренинга на современном этапе развития медицины не вызывают сомнений.
При обмене опытом с коллегами из Казанского и Табольского медицинских колледжей мы увидели, что данные учебные заведения имеют многопрофильный симуляционный центр, который создан как модель мини-клиники и включает в себя: кабинет приема больных, процедурную, перевязочную, палату интенсивной терапии, кабинет женской консультации, родовой зал, кабинет здорового ребенка, клизменную, кабинет забора анализов.
В нашем учебном заведении преподаватели мечтают о создании полноценного, оснащенного виртуальными симуляторами симуляционного центра. В медицинском колледже применяются элементы симуляционных технологий в виде электронных учебников, обучающих компьютерных игр, тренажеров практических навыков, реалистичных фантомов органов, манекенов сердечно-лёгочной реанимации, отработки методик аускультации.
Для более эффективного применения симуляционных технологий организован «интегрированный» кабинет на базе ГАУЗ «Брянская городская больница №1», где собран комплект для отработки практических навыков по ПМ. 01 «Диагностическая деятельность», ПМ. 02 «Лечебная деятельность», который используется при обучении студентов по специальности «Лечебное дело».
Один из самых богатых опытов использования симуляционных технологий накоплен преподавателями ПМ. 07 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными», которые на ЛПЗ используют для отработки манипуляций следующие уровни симуляционного оборудования:
1. Визуальный – знакомит с практическими действиями, их последовательностью и техникой выполнения манипуляции. Студентами отрабатывается понимание последовательности действий выполнения манипуляции, однако никакой собственно практической отработки манипуляции не происходит. Но, данный уровень позволяет перейти к следующему этапу – к собственно практической отработке манипуляции. Примером может служить электронное пособие и видеофильмы.
2. Тактильный – на данном уровне происходит
воспроизведение и отработка практических навыков, т.е. последовательность скоординированных движений в ходе выполнения той или иной манипуляции и как результат – приобретение практического навыка. Пример – отработка манипуляций на фантоме, муляже и стандартизированном пациенте, роль которого выполняет студент.
3. Реактивный – воспроизводятся простейшие активные реакции
фантома на типовые действия студента. Например: при правильном выполнении непрямого массажа сердца – загорается лампочка, тем самым осуществляется оценка точности действий обучаемого и воспроизведение моторики отдельного базового навыка.
Итоговое выполнение манипуляций с применением вышеперечисленного симуляционного оборудования возможно с использованием системы объективной оценки в баллах.
Таким образом, методологическая задача нашего педагогического коллектива на ближайшее будущее, «программа максимум» – это разработка «сквозной» обучающей технологии формирования каждого умения с использованием моделей (фантом, манекен, муляж, и пр.), стандартизованных пациентов с преемственностью и повторяемостью на каждом последующем этапе обучения, а также при допуске обучающихся на УП, ПП или при проведении аттестация по итогам ПП.
Но мы можем с уверенностью подчеркнуть в заключении, что симуляционное обучение – это не альтернатива «живого» общения с пациентом, а средство сделать это общение более эффективным и комфортным для больного и студента, потому что для реализации освоения основных видов профессиональной деятельности для медицинского работника необходимы не манекены, а настоящие, реальные пациенты.
Инновационная технология симуляционного обучения средних медицинских работников
Перед системой здравоохранения в настоящее время стоят задачи, направленные на улучшение качества медицинской помощи населению страны и приоритетным является подготовка высококвалифицированных медицинских работников именно среднего звена. Тезис «кадры решают все» не потерял и не потеряет никогда своей актуальности. Чтобы адаптироваться к современным рыночным условиям образовательным учреждениям необходимо усилить практикоориентированную направленность подготовки конкурентоспособных медицинских специалистов.
Требования Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования третьего поколения к профессиональной компетентности выпускников и реальные условия системы практического здравоохранения диктуют необходимость изменений в методологии среднего медицинского образования. Выпускник медицинского техникума должен владеть, кроме знаний и умений, еще и практическим опытом.
Медицинское образование в настоящее время невозможно представить без применения симуляционных технологий. Разумеется, подготовка квалифицированного фельдшера невозможна без контакта и общения с реальными пациентами, но все чаще безопасность пациента и его благополучие представляют фундаментальную этическую проблему. Колледжи и техникумы должны создать безопасную и надежную образовательную среду для обучения клиническим умениям. Одним из способов достижения этой задачи является симуляционное обучение. Обучение клиническим умениям с использованием манекенов и тренажеров под наблюдением преподавателя предоставляет возможность студентам делать ошибки в безопасной среде, что улучшает освоение ими клинических умений. Доказано, что симуляционное обучение, предшествующее и дополняющее клиническое обучение, позволяет студентам достичь более высокого уровня клинической компетентности.
Давайте сравним традиционное классическое обучение у постели больного и симуляционное обучение. Преимуществами первого являются следующие: опыт взаимодействия с разными пациентами; возможность наблюдать действия профессионалов; развитие клинического мышления; подготовка к самостоятельной деятельности. Но оно также имеет и свои недостатки: не у всех студентов есть возможность самостоятельно выполнить действие; в процессе обучения велика вероятность ошибки; нарушение права пациента на качественное оказание помощи; не всегда существует возможность педагогического контроля степени достижения компетентности (выполнения действий с его обоснованием).
Как уменьшить недостатки и создать условия для формирования и оценки компетентности студентов? Наряду с обязательным обучением у постели больного необходимо шире использовать возможности симуляционного обучения, которое: ни в коей мере не заменяет, а только дополняет подготовку к реальной клинической практике и обеспечивает безопасную для пациентов возможность; обучения молодых врачей, фельдшеров и медицинских сестер отдельным навыкам; регулярной тренировки для опытных специалистов в редких клинических ситуациях; отработки взаимодействия команды профессионалов; усвоения правил эффективного общения.
Для оценки компетентности студентов второго и третьего курсов по овладению практическими навыками согласно рабочей программы МДК 02.01. Лечение пациентов терапевтического профиля была разработана анкета, которая состояла из 6 частей:
— первая включала оценку навыков по общему уходу за пациентом: закапывание лекарств в глаза, уши и нос, правильное использование ингалятора, проведение инъекций: внутрикожной, подкожной, внутримышечной и внутривенной, освоение техники сердечно-легочной реанимации,
— вторая: оценка времени освоения практических навыков в стационаре,
— третья: оценка эффективности пребывания в стационаре и отработка практических навыков на фантомах и муляжах,
— четвертая: оценка умений по отработки каждого навыка до автоматизма,
— пятая: мнение студентов об эффективности использования манекенов, фантомов и муляжей,
— шестая часть анкеты включала предложения по улучшению учебного процесса.
Было проанкетировано 72 студента второго и третьего курсов специальности Лечебное дело, проходивших обучение на базе Канской межрайонной больницы в терапевтических отделениях с целью изучения удовлетворенности студентов и уверенности в своих силах. Участники исследования были поделены на две подгруппы. Первая подгруппа студентов обучалась на манекенах, фантомах и муляжах, другая подгруппа под руководством преподавателей обучалась на пациентах, друг на друге, или применялся лекционный формат обучения. Студенты, обучающиеся на фантомах овладели навыками закапывания лекарственных средств в глаза и в нос 54,1%, уверенно 52,1% студентов могут выполнять инъекции: внутримышечные, внутривенные, внутрикожные и подкожные, а уверенность в своих силах по выполнению сердечно-легочной реанимации оценили – 15,8%. При этом показали более высокую удовлетворенность и уверенность.
В проведенном исследовании уверенность студентов и качество приобретенных навыков и умений напрямую зависели от количество времени проведенных в стационаре – 60% случаев обучающиеся находились в КМБ более 10 дней. Не уверенность в достижении необходимого уровня компетенций отметили 21,2% студентов.
Участники исследования, которые отрабатывали практические навыки в терапевтических и хирургических отделениях стационара только 36,5% случаев овладели навыками закапывания лекарственных средств в глаза, нос, только 12,3% студентов овладели техникой выполнения внутримышечных инъекций. При этом были выявлены следующие недостатки: страх студентов перед пациентами, недостаток коммуникативных навыков в общении с пациентами, недовольство пациентов, недостаток времени для отработки каждого навыка, ограничение допуска студентов в процедурные кабинеты, психологическая боязнь выполнения процедуры, высокий риск для здоровья пациента.
Большинство студентов (84,2%), участвовавших в данном исследовании оценили опыт использования фантомов и муляжей как полезный. По мнению студентов, использование фантомов, муляжей и манекенов в учебном процессе имеет больший эффект, чем просто лекционный формат обучения.
Завершающим этапом данного исследования были ответы студентов и преподавателей на вопрос, сможет ли обучение на фантомах, муляжах и манекенах быть применено в реальной практике. При этом в 100% случаев преподаватели ответили, что полученные навыки окажутся полезными во время реальной практики, но с этим были согласны менее половины участвующих в исследовании студентов.
Из проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Симуляционные технологии в медицине являются новым для нашего образования форматом обучения с активным практическим акцентом, эффективно формирующим опыт практической деятельности будущих средних медицинских работников через погружение в реальность практического здравоохранения.
Список литературы
Симуляционные методы обучения в медицине
Обзор
В настоящее время все больше внимания уделяется качеству оказания медицинской помощи. При этом в практическом здравоохранении наиболее частой причиной конфликтных ситуаций является недостаточный уровень владения медицинским персоналом практическими навыками работы, не соблюдение правил и порядка выполнения процедур, а также нарушение правил деонтологии при общении с пациентами [1, 2, 15]. Как следует из директивных документов Министерства образования и науки РФ, развитие системы и организации профессионального медицинского образования в стране заявлено одним из приоритетных направлений работы правительства в социально-экономическом секторе на период до 2020 года. В связи с этим, актуальной задачей высшей медицинской школы является разработка современных, более эффективных методов подготовки будущих специалистов и внедрение объективных способов оценки знаний и качества освоения практических навыков обучающимися [11].
Неоспоримым преимуществом симуляционных технологий является и то, что их внедрение позволяет уйти от традиционных форм образовательного процесса на семинарах, где в центре внимания находится преподаватель, и сместить акцент на студента, предоставив последнему возможность отрабатывать навык, допускать и исправлять ошибки, анализировать ситуацию и делать выводы. Также исследования эффективности симуляционного обучения показывают, что в этом случае уровень внутренних мотиваций к дальнейшему самообразованию становится гораздо выше, чем уровень внешних мотиваций, т.к. создается реальная среда, с которой студент может столкнуться в своей будущей профессиональной деятельности [16]. И, конечно, очевидно, что за период обучения на клинических кафедрах невозможно встретить весь, обязательный для изучения студентами, перечень нозологий. Именно для этого существуют симуляционные технологии, использующие игровые методы обучения, предполагающие использование виртуальных тренажеров, симуляционного оборудования, стандартизированного пациента, создание реальной среды и других методов обучения. Все это даёт возможность обучающимся интересно учиться, а преподавателю интересно работать. Исключение пациентов из процесса обучения также имеет определенные преимущества, так как позволяет использовать объективные формы педагогического контроля в форме дебрифинга [4,17]. По данным большинства авторов, опыт использования тренажеров показал повышение интереса и качества усвояемости материала обучающимися [1, 14, 16]. По мнению Haskett consulting inc., «люди запоминают 20 % того, что они видят, 40 % того, что они видят и слышат и 70 % того, что они видят, слышат и делают» [8]. Следовательно, постоянные тренировки необходимы для эффективного обучения и должны использоваться в современных технологиях получения знаний и умений. Сегодня образовательный процесс предполагает высокую активность и самостоятельность обучающихся, а значит, и более высокие требования к программному обеспечению, включая новые информационные технологии [4]. Очевидно, что в будущем спектр компьютерных симуляций будет расширяться соответственно запросам образовательного сообщества. Современным способом решения проблем, возникающих при реализации экспериментальной части учебного процесса и при организации учебных лабораторий, является создание виртуальных тренажеров. Данный метод обучения позволяет с меньшими материальными затратами (в связи с высокой стоимостью оборудования и материалов) обеспечить изучение обучающимися сложной медицинской техники и навыками работы с ней. В связи с этим виртуальные тренажеры-симуляторы в настоящее время занимают все большее пространство в образовательном процессе, поскольку их использование позволяет повысить уровень знаний и эффективность обучения студентов и врачей новым высокотехнологичным методикам, оценить выживаемость полученных знаний и качество приобретенных навыков, спрогнозировать ход и результаты предстоящих реальных операций, отработать последовательность действий в процессе выполнения оперативного вмешательства [15]. Все это дает большие возможности медицинскому образованию в работе над повышением качества оказания медицинской помощи, уменьшением числа возможных осложнений и врачебных ошибок, а также позволяет проводить аттестацию студентов и врачей, объективно определяя уровень их профессиональной квалификации. Это особенно актуально сегодня в условиях работы частных медицинских компаний, поскольку имеющийся уровень профессиональной подготовки специалистов зачастую не удовлетворяет требованиям, предъявляемым к ним современными медицинскими центрами. На сегодняшний день, очевидно, что использование симуляционных методик в обучении также позволяет повысить и эффективность пациент-ориентированного общения, так как возможна всесторонняя оценка действий обучающихся без присутствия пациента [1,18].
Н.И. Вавилова (центр «Компьютерные технологии образования» на базе Тверского государственного технического университета) в своей статье «Проектирование виртуальных тренажеров» делит их на группы, согласно выполняемым ими функциям:
Заключение
Таким образом, технология симуляции, безусловно, является коммуникативной, поскольку предполагает установление контакта и взаимодействие между участниками образовательного процесса. Информация, проникая в сознание, инициирует его активную работу и, как следствие, запускает обратный информационный процесс, ответную реакцию, действие [13].
Правильно организованное имитационное обучение все шире внедряется, как дополнительный этап медицинского образования, позволяющий повысить качество подготовки медицинских специалистов. При симуляционном обучении профессиональный навык может повторяться многократно до выработки его уверенного выполнения и полного устранения ошибок. И конечно, внедрение системы симуляционного обучения дает целый ряд преимуществ для здравоохранения и медицинского образования в целом [10]. При этом следует отметить, что симуляционные методики не смогут заменить весь объем практической деятельности студентов-медиков, особенно ее клиническую часть, обеспечивающую непосредственный опыт взаимодействия с пациентами. Однако разумное сочетание симуляционных технологий обучения и клинической работы позволит повысить уровень подготовки и профессионализм будущих докторов, а также эффективность оказания медицинской помощи населению в будущем.
Рецензенты:
Фроловская М.Н., д.п.н., доцент, профессор кафедры педагогики высшей школы и информационных образовательных технологий Федерального Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Алтайский государственный университет», г. Барнаул;
Клинг В.И., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой иностранных языков с курсом латинского языка государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Алтайский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Барнаул.
Конференции / Росмедобр-2017 / РОСОМЕД-2017 / Симуляционное обучение медицинских кадров как важный этап НМО
Симуляционное обучение медицинских кадров как важный этап НМО
Автор(ы): Панова И.А., Малышкина А.И., Рокотянская Е.А., Сытова Л.А., Салахова Л.М.
Учреждение: Ивановский НИИ МиД им. В.Н.Городкова
Актуальность
Материалы и методы
В исследовании приняли участие 50 врачей акушеров-гинекологов, прошедших обучение на цикле «Экстренная помощь при неотложных состояниях в акушерстве» на базе симуляционно-тренингового центра кафедры акушерства и гинекологии, неонатологии, анестезиологии и реаниматологии ФГБУ «Ив НИИ МиД имени В.Н.Городкова» Минздрава России. Средний возраст обучающихся составил 36,6±0,8 лет. Средний стаж работы в должности врача акушера-гинеколога – 14,5±0,6 лет. Одним из практических навыков, освоенных во время цикла, был алгоритм оказания помощи при дистоции плечиков. Качество выполнения манипуляции оценивалось до и после обучения с помощью оценочного листа, разработанного на кафедре. Статистический анализ осуществлялся в пакете лицензионных программ «Exel 2007»; достоверность различий между показателями оценивалась с использованием t-критерия (уровень значимости р
© Все права принадлежат Общероссийской общественной организации «Российское общество симуляционного обучения в медицине». Копирование контента сайта в любом виде без предварительного письменного разрешения правообладателя строго запрещено. Правила пользования сайтом.
Конференции / РОСМЕДОБР-2018 / РОСОМЕД-2018 / ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ СИМУЛЯЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ: СПЕЦИАЛИТЕТ, ОРДИНАТУРА, ДПО
ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ СИМУЛЯЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ: СПЕЦИАЛИТЕТ, ОРДИНАТУРА, ДПО
Учреждение: ФГБОУ ВО АГМУ Минздрава России
Актуальность
Задача повышения качества медицинского образования имеет в настоящее время особую актуальность. Переход на систему аккредитации специалиста, выход выпускника медицинского вуза сразу в «первичное звено» требуют от образовательной организации более тщательной подготовки медицинских кадров и обязательное формирование у будущих врачей необходимых для их дальнейшей работы навыков и компетенций.
Материалы и методы
Для эффективного развития симуляционной составляющей образовательного процесса в вузе должна быть разработана концепция симуляционного образования и определена потребность перехода от распределенного симуляционного обучения на клинических кафедрах к созданию централизованного симуляционного центра. Такое подразделение должно выполнять две задачи равной степени важности – обучения и контроля. Освоение практических навыков обучающимися в централизованном подразделении является более последовательным, обеспечивает преемственность освоения практических навыков при переходе от одного учебного модуля к другому в рамках одной образовательной программы, в специализированном центре больше внимания удается уделить правильной организации имитационного пространства. Имитационное пространство – это симулированная среда, погружаясь в которую, обучающийся оказывается в обстановке и ситуации, максимально приближенной к его будущей практической деятельности (виртуальная операционная, перевязочная, процедурный кабинет, палата и пр.). Организация реалистичных имитационных пространств на базе клинических кафедр довольно затруднительна, поэтому наличие централизованного симуляционного центра является важным условием для организации эффективного симуляционного тренинга.
Следующим этапом развития симуляционного обучения в вузе может стать открытие специализированных филиалов симуляционного центра на клинических базах, что способствует более плавному переходу от освоения практических навыков обучающимися в симулированных условиях к обучению в клинике «у постели больного». Отработав многократно тот или иной навык в симулированных условиях в рамках симуляционного занятия, обучающийся может перейти на следующий этап обучения – симуляционно-клиническое практическое занятия в специализированном филиале симуляционного центра на клинической базе. Следующим этапом обучения, несомненно, будет практическое занятие в клинике «у постели больного».
Результаты
Выводы
1.Развитие симуляционного обучения в медицинских вузах страны является одним из приоритетных направлений деятельности, которое, несомненно, ведет к повышения качества подготовки медицинских кадров.
2. Для повышения реалистичности процесса симуляционного обучения все виртуальные пространства должны быть оснащены медицинской мебелью и оборудованием (процедурные столики, мониторы пациента, аппараты ИВЛ, открытые реанимационные системы для младенцев и пр.). Только в этом случае тренинги, проходящие здесь, будут эффективным инструментом для освоения необходимых специалисту компетенций.
3. Филиалы симуляционного центра на клинических базах могут быть промежуточным звеном между занятием в симуляционном центре и обучением в клинике «у постели больного».
4. Симуляционное обучение актуально на всех уровнях образовательного процесса: от элементов симуляционного обучения и формирования простых навыков у студентов младших курсов, до сложных командных тренингов для практикующих врачей в рамках программ дополнительного профессионального образования.