сформированность экологической культуры у обучающихся относится к каким результатам обучения ответ
Формирование экологической культуры учащихся
«Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования,
заботится об улучшении окружающей среды, не допуская её разрушения и загрязнения:»
А.А.Плешаков
Поиск путей решения экологического воспитания в учебно—воспитательном процессе, разработка системы средств и методов экологического воспитания стали основой в организации научно—исследовательской деятельности.
Экологическое образование и воспитание учащихся — это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром.
Экологическое образование и воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом.
Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И в этом важная роль отводится общеобразовательной школе, профессиональным учебным заведениям, которые вооружая учащихся современными знаниями и жизненным опытом, по существу работают на будущее.
Эффект экологического воспитания учащихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с окружающей средой — природной и социальной. Привитие учащимся культуры отношения с нею осуществляется как в процессе усвоения знаний, умений и навыков на уроках, так и во время специально организованной внеурочной деятельности, а особенно при организации научно—исследовательской деятельности учащихся.
Научно—исследовательская деятельность учащихся способствует пониманию сути глобальных проблем экологии, готовит учащихся к самостоятельному выбору своей мировоззренческой позиции, развивает умения решать проблемы, воспитывает гражданскую позицию и ответственное отношение к человечеству и среде его обитания.
Работа по воспитанию экологической культуры развивает у учащихся интерес и любовь к природе, к ее охране и преобразованию, увлекает перспективами природоохранной деятельности. Формирует познавательное и эстетическое отношение к окружающей природной среде, обучает правильному поведению деятельности в природе, выявляет случаи негативного отношения к ней, определяет качественные изменения, происходящие в экологическом сознании и поведении учащихся.
Тематика проведенных экологических конференций очень разнообразна. Например: «Красота спасет мир», «Сохраним природу вместе», «Экология и жизнь», «Здоровый образ жизни». Победители экологической конференции участвуют в студенческих научно-практических конференциях Урайского профессионального колледжа.
Библиографический список.
2. Развитие исследовательской деятельности учащихся : метод. сб.- М.: Народное образование, 2010.
5. Маркович Д.Ж. «Социальная экология», Москва, «Просвещение», 1991 г.
Результаты анализа сформированности уровня экологического образования у младших школьников
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Результаты анализа сформированности уровня экологического образования у младших школьников
В статье рассмотрена проблема формирования экологической культуры у младших школьных. Показана важность развития экологического образования. Проведены и проанализированы несколько методик направленные на выявление уровней сформированности экологической культуры и диагностика школьной мотивации.
The article deals with the problem of the formation of ecological culture in primary school children. The importance of the development of environmental education is shown. Several methods were carried out and analyzed, aimed at identifying the levels of formation of ecological culture and diagnostics of school motivation.
Ключевые слова: экологическая культура, образование, школьная мотивация.
Key words: ecological culture, education, school motivation.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) включает в себя программу экологического образования и воспитания для младших школьников. Что в свою очередь предусматривает создание системы непрерывного экологического образования и нацеливает на поиск и разработку эффективных средств воспитания экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознавать свое место в природе. Заложенные в начальной школе экологические знания и умения послужат базой дальнейшей экологической и культурологической грамотности. Проблемы, связанные с изучением экологической культуры школьников, активно разрабатываются в педагогике.
Важность развития экологического образования в младшем школьном возрасте имеет особую значимость для приобретения такой черты, как действенность, которая выражается в активной деятельности ребенка, направленной на соблюдение рационального поведения в природе.
Поэтому, прежде чем формировать экологическую культуру младших школьников, необходимо выявить уровень сформированности отдельных ее компонентов:
Для того чтобы начать работу над формированием этих уровней, мною были проведены и проанализированы две методики и диагностика школьной мотивации.
Диагностика «Оценка школьной мотивации» по Лускановой Н. Г.
Для выявления отношение обучающихся к школе, учебному процессу и эмоциональному реагированию на школьную ситуацию мною была проведена диагностика Лускановой Н. Г. Результаты представлены в Таблице 1.
Табл. 1 Результаты учащихся могут быть представлены по уровням
Высокий уровень (25-30 баллов)
Хорошая школьная мотивация (20-24 балла)
Положительное отношение к школе (15-19 баллов)
Низкая школьная мотивация (10-14 баллов)
Негативное отношение к школе (ниже 10 баллов)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ.
Существуют различные подходы к определению экологической культуры. По мнению И.Н. Пономаревой, В.П. Соломина, Г.Д. Сидельниковой (2003), экологическая культура – важнейшая часть общей культуры, проявляющаяся в духовной жизни и поступках, это особое качество личности осознавать непреходящую ценность жизни, природы и проявлять активность в их защите.
Существуют различные подходы к определению экологической культуры. По мнению И.Н. Пономаревой, В.П. Соломина, Г.Д. Сидельниковой (2003), экологическая культура – важнейшая часть общей культуры, проявляющаяся в духовной жизни и поступках, это особое качество личности осознавать непреходящую ценность жизни, природы и проявлять активность в их защите.
Задача учителя в условиях экологического образования и воспитания – обеспечить условия для формирования мотивационной сферы ученика.
Мотивация овладения экологической культурой, формируясь под воздействием педагогических условий, превращается в основной фактор становления экологической культуры школьника и выполняет основные функции (Сергеев, Бабакина, 2004 и др.
): – побудительную, определяющую силу, действенность, устойчивость побуждений подростка к изучению природы, ее защите и охране, к приобретению личностного опыта в решении экологических проблем, к экологической целесообразной деятельности; устойчивость различных психических процессов в ходе реализации природоохранной деятельности, необходимый ее эмоциональный фон и динамику;
– избирательную, обусловливающую изменение отношения подростков к изучению экологии, к экологической информации, активизирующую познавательный интерес к экологическим проблемам и стимулирующую направленность личности на природоохранную деятельность;
– смыслообразующую, придающую процессу овладения экологической культурой личностный смысл, личностную значимость приобретенного опыта экологосообразной деятельности;
– регуляторную, выражающуюся в регуляции проявлений личности по отношению к экологическим ценностям во всех сферах жизнедеятельности в соответствии с принципами экологической культуры.
Она включает рефлексию собственной экологической деятельности и оценивание результатов действий окружающих людей по отношению к объектам природы, к ее ресурсам.
Формирование экологической культуры учащихся является длительным и целенаправленным процессом. Как актуальная социально-педагогическая задача, формирование сознательного, ответственного отношения учащихся к природе должно пронизывать все направления планирования, организации и контроля в работе школы и всего педагогического коллектива.
К педагогическим факторам формирования экологической культуры учащихся относят содержание обучения, методы, формы и приемы его организации.
Среди педагогических условий выделяют внешние и внутренние (Ильин 1975).
Внешние условия выступают как обстоятельства, среда, в которой совершается подготовка подростков (отношения учителя и учащихся, отношения в коллективе);
внутренние условия коренятся в психической деятельности каждого подростка.
Формируя экологическую культуру учащихся, педагог обеспечивает логику восхождения от эпизодического, возникшего под влиянием ситуации личностного состояния, до закрепившегося, ставшего устойчивой жизненной привычкой. При этом важно подчеркнуть, что личностный подход, в отличие от стихийной социализации, предполагает сознательное включение личности в процесс собственного «конструирования», т.е. наряду с состояниями, связанными с переживанием внешних событий, в сознании воспитанника должны актуализироваться рефлексия, оценка, выработка норм поведения в подобных случаях.
Формированию экологической культуры также способствуют учебные занятия, реализующие личностно-развивающую модель обучения. Важным элементом поурочного плана выступают способы актуализации личностно-развивающей ситуации и педагогической поддержки учащихся с различным личностным потенциалом. Речь идет фактически о возможности целенаправленного участия педагога в развитии личностной сферы учащихся. Все условия влияния на эту сферу фактически можно разделить на инвариантные и вариативные. Инвариантной характеристикой личностно-развивающей ситуации являются постановка воспитанника перед необходимостью преодоления значимой для него коллизии, побуждение к осознанию своей «недостаточности» (отсутствия того или иного вида личностного опыта) и поддержка его намерения приобрести этот опыт. Вариативными условиями возникновения личностно-развивающей ситуации являются учет возрастных особенностей социализации воспитанника, выявление проблем генезиса его личностной сферы и, прежде всего, тех сфер жизнедеятельности, где он нуждается в педагогической поддержке.
Содержание учебного предмета «Биология» предоставляет объективную возможность для развития мотивации овладения экологической культурой. Для этого учитель должен применять приемы побуждающего воздействия (Гребенюк 1982). К приемам, связанным со стимулирующим влиянием содержания учебного материала на формирование мотивации овладения экологической культурой, относятся показ новизны содержания экологических проблем, обновление уже усвоенных экологических знаний, их углубление, раскрытие их значимости – социальной, гуманистической, практической, научной и др.; установление межпредметных, внутрипредметных связей; занимательность изучаемых предметов экологической тематики; показ достижений современной экологии, охраны природы и практики их использования. Эта группа приемов направлена на то, чтобы создать у учащихся новые впечатления, вызвать удивление, раздумья, размышления. Учащиеся сталкиваются с противоречиями между воспринимаемыми экологическими знаниями и собственным жизненным опытом решений экологических проблем. Все это побуждает их мыслить, вызывает интерес к экологическим проблемам различного уровня (локальным, региональным, глобальным).
Значительное влияние на развитие мотивации овладения экологической культурой оказывает проблемное обучение. Проблемное обучение дает учителю возможность повышать познавательную активность учащихся в изучении экологического материала, овладении способами разрешения природоохранных проблем, актуализирует потребность и самостоятельность в получении новой интересной экологической информации, развивает их мышление и учит трудному искусству решать разного рода научные и практические задачи.
Методы и методические приемы, направленные на формирование у подростков мотивации овладения экологической культурой, должны отвечать следующим требованиям:
1) стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде, экологических проблемах разного уровня – локальных, региональных, национальных, глобальных; 2) способствовать развитию творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека, креативно, вариативно мыслить. Это методы, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений анализа и синтеза экологических фактов, сравнение и установление причинно-следственных связей при анализе экологических систем, а также традиционные методы – беседы, наблюдения, лабораторные, исследовательские работы;
3) обеспечивать развитие исследовательских навыков и умений для целесообразного разрешения экологических ситуаций (в практике экологического образования используются проблемные ситуации, система экологических задач);
4) вовлекать учащихся в практическую деятельность по решению проблем охраны окружающей среды и природных ресурсов местного значения (используются экологические практикумы, биологические мониторинги, природоохранные экспедиции, проектные методики).
Особой формой, повышающей эффективность формирования мотивации учения, многими учеными признается дидактическая игра. По мнению А.А. Вербицкого, дидактическая игра – это единство двух моделей: имитационной модели производственных процессов (предметный контекст) и игровой модели профессионального поведения участников, которая определяется дидактическими и воспитательными целями. Автор считает дидактическую игру формой проблемного обучения, т.к. игровой процесс представляет собой цепочку проблемных ситуаций, которые увязаны друг с другом и объединены общей «сверхзадачей».
Как отмечает Д.Н. Кавтарадзе, игра, будучи чрезвычайно динамическим процессом, развивает навыки принятия решения, анализа ситуаций и обратных связей, планирование действий на длительную перспективу, способствуя, таким образом, творческому применению знаний и личностного опыта, накопленных ранее. Она не просто позволяет усваивать содержание учебного предмета и знакомить со структурой и деятельностью моделируемых систем, а дает обучаемым опыт коллективного принятия решения в большом ряде случаев, когда их практика в реальных условиях затруднена. В.М. Симонов указывает, что игра выгодно отличается причастностью школьника к решаемым проблемам, дает возможность прожить некоторое время в изучаемой системе; автор отмечает, что у учащихся растет познавательная активность в процессе общения, изменяется самооценка, становясь более объективной, устанавливается тесный контакт с преподавателем. Возможности дидактической игры позволяют рассматривать ее как средство формирования мотивации овладения школьниками экологической культурой, рационально дополняющее иные методы и формы обучения.
Многообразие методов, видов, форм организации учебной деятельности позволяет сделать учебный процесс богаче, глубже познать живую природу, осознать непреходящую ценность жизни, природы, проявлять активность в их защите.
Формирование экологической культуры младших школьников в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Формирование экологической культуры младших школьников в условиях реализации ФГОС
учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия № 11 г. Ельца»
Соколова Галина Евгеньевна
Высшая цель современного образования согласно федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны. Достичь этой цели позволяет работа учителя, которая решает ряд задач экологической культуры подрастающего поколения.
На современном этапе развития человечества охрана окружающей среды, проблемы взаимоотношения человека и природы приобрели глобальный характер. Реальной стала угроза экологической катастрофы. Мир в целом и каждый человек в отдельности должны осознавать необходимость бережного отношения к природе, степень ответственности за результаты своей деятельности. Экологические знания становятся все более значимыми и востребованными. Начальная школа – одно из первых звеньев, где закладываются основы экологической культуры. По мнению В.А. Сухомлинского, природа лежит в основе детского мышления, чувств и творчества. Отношение детей и подростков к объектам природы известный педагог тесно связывал с тем, что природа – это наш родной край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом.
Сама природа не воспитывает, воспитывает только активное взаимодействие с ней. С раннего возраста нужно учить ребёнка понимать природу, чувствовать её красоту, беречь её богатства. Для того чтобы к ребёнку пришло понимание природы, необходимо его научить радоваться, сопереживать ей, научить видеть прекрасное, когда идёт снег или светит солнце, шумит ветер или звенит капель. Именно эти навыки обогащают и внутренний мир ребёнка, заставляют его лучше понимать, познавать окружающую среду, повышают интеллект и культуру общения с природой.
В работе учителя результатами экологической культуры школьников будут являться;
развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни;
понимание активной роли человека в природе;
ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
элементарный опыт природоохранительной деятельности;
бережное отношение к растениям и животным.
При реализации данного проекта я решала следующие задачи:
реализовать интересы и потребности учеников через изучение природы своей малой Родины средствами экологии, краеведения;
организовать значимые для школьников дела, акции, ролевые игры по сохранению природы родного города;
формировать нравственную экологическую позицию личности младшего школьника;
развивать у ребят личный экологически ориентированный опыт взаимодействия с окружающим миром.
включать обучающихся в экологическое движение, экологически ориентированную деятельность.
Формы для формирования экологической культуры:
практико-ориентированные проекты экологической направленности;
игровые проекты экологической направленности.
Знания, которые школьники приобретают в рамках предметно-информационной составляющей образованности:
знать специфику экологической ситуации в регионе и по месту жительства;
знать растительный и животный мир Липецкой области, особенности их изменения под воздействиями предприятий промышленного и сельскохозяйственного комплекса;
знать основные методы осуществления природоохранительной деятельности, применяемые в области.
В рамках деятельностно-коммуникативной составляющей образованности:
владеть основными источниками информации об особенностях экологической ситуации в родном городе
участвовать в экологических акциях школы;
ответственно относиться к природе и занимать активную позицию в её сохранении.
Анализируя свой опыт работы можно прийти к выводам: во-первых, учащимся нужно сначала во внеклассной работе раскрыть теоретические основы, и сделать таким образом, чтобы учащиеся заинтересовались в этой области знаний. Во-вторых, основным в экологическом воспитании является практическое применение полученных знаний и умений в окружающей среде.
Чтобы прочно сформировать экологическую культуру у учащихся нужно многократное повторение навыков, знаний, умений на практических мероприятиях.
В настоящее время экологизация воспитательной работы школы стала одним из главных направлений развития системы школьного образованияпо стандартам ФГОС ООО.
Обучить экологической культуре школьника нельзя только на уроке. Необходимы другие формы и методы работы. К ним относятся: занятия в клубе, экскурсии в природу, внеклассные мероприятия, так называемые «интерактивные формы образования»: дискуссии, диспуты, экологические вечера, спектакли, беседы, ролевые игры и другие мероприятия.
В целом экологическая культура позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал экологических знаний, обеспечивать более надежные основы экологической ответственности школьников.В настоящее время опубликовано большое количество учебной и справочной литературы по экологии. Этого достаточно, чтобы обеспечить высокий научно-методический уровень уроков по ФГОС ООО. Необходимо продолжать изучение экологии и во внеурочное время. Практическая значимость настоящей работы состоит в возможности обобщения накопленного опыта экологического воспитания на внеклассных мероприятиях, а также использовать данные разработки в дальнейшей работе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ермаков Д.С. Формирование экологической компетентности учащихся [Текст]/ Д.С. Ермаков. – М.: МИОО,2009. –180 с.
2. Касимов, Н. С. От экологического образования к образованию для
устойчивого развития [Текст] Н. С. Касимов. // Экология и жизнь. 2006. –№9 (58). – С. 30-34.
3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» от4 февраля 2010 г. Приказ № 271.
Формирование экологической культуры школьников.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ Выпускная работа.doc
Глава 1. Экологическая культура школьников как педагогическая проблема …………………………………………………………………6
1. 1. Место и роль экологической культуры в системе современного географического образования…………………………………………………6
1. 2. Воспитание экологической культуры через учебную деятельность на уроках географии…………………………………………..………………12
1. 3. Воспитание экологической культуры через внеурочную деятельность…………………………………………………..……………….……….15
Глава 2. Формирование экологической культуры школьников при изучении географии…………………………………………. …. ………. 17
2. 1. Экологический аспект в урочной деятельности, как средство повышения уровня и качества знаний учащихся………………………. ….…17
2. 2. Формирование экологической культуры учащихся во внеурочной деятельности…………………………………………………………………. 27
Одним из противоречий современной эпохи, затрагивающем самые основы существования цивилизации, является всё углубляющееся противоречие между обществом и природой.
В настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Это означает, что эколого-нравственная проблема вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня эколого-нравственной культуры, экологического и нравственного сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних преобразований практически всех аспектов общественной жизни.
Современные проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития.
Экологическое образование и воспитание возможно лишь при условии, если содержание учебного предмета способствует развитию экологически-ценностных ориентаций, т.е. помогает осознать непреходящую ценность природы для удовлетворения материальных, познавательных, эстетических и духовных потребностей человека.
Школьное образование должно повысить географическую и экологическую грамотность и культуру подрастающего поколения, привить умение общаться с природой, воспитать понимание необходимости сохранения природного разнообразия как важного условия устойчивого развития биосферы, сохранения своего здоровья и окружающих.
Проблема. Как можно сформировать экологическую культуру школьников при изучении географии?
Актуальность. Введение в преподавание географии экологического аспекта необходимо для повышения престижа этого курса. О важности экологического образования сейчас уже никто не спорит. Очевидно и то, что чем раньше ребенок постигает азы этой науки, тем более экологически грамотным человеком он будет вне зависимости от будущей специальности.
Объект. Экологическая культура.
Предмет. Формирование экологической культуры школьников.
Целью данной работы является разработка методов по формированию экологической культуры учащихся к окружающей среде и собственному здоровью в урочной и внеурочной деятельности на основе воспитания экологического сознания и экологически грамотного отношения к природе родного края.
Отсюда вытекают следующие задачи:
1. Проанализировать научно-методическую, педагогическую литературу в данном направлении.
Мотивировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде в урочной деятельности.
Способствовать развитию творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека.
Обеспечивать развитие исследовательских навыков, умений, учить принимать экологически целесообразные решения и самостоятельно приобретать новые знания во внеурочной деятельности.
Вовлекать учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения.
Повышать интерес к предмету и как следствие этого – повышение качества знаний и уровня подготовки к итоговой аттестации.
Гипотеза. Как экологическая культура будет влиять на знания, закономерности развития природы и общества, и активизировать познавательный интерес через экологию к предмету в целом.
В данной работе описывается экологическая деятельность обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности.
Урочная деятельность включает: принципы и подходы экологического воспитания учащихся, место и роль экологического образования в системе преподавания географии. В работе освещены педагогические методы, приемы, формы и средства реализации поставленной цели и вытекающих из нее задач в формировании экологической культуры учащихся.
Внеурочная деятельность рассматривает экологическую деятельность учащихся в школьном лесничестве «Березка» в следующих направлениях:
— научно-практической и исследовательской деятельности;
— культурно-массовой, пропагандистской деятельности.
Обобщается и систематизируется деятельностный подход в данном направлении, приводится результативность успешности обучения учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности.
Глава 1. Экологическая культура школьников как педагогическая проблема
1.1. Место и роль экологической культуры в системе современного географического образования
В условиях глобального экологического кризиса, переживаемого человечеством, возникла необходимость в непрерывном экологическом образовании, основная цель которого состоит в формировании нового типа отношения к природе на основе воспитания экологической культуры личности.
Современная система образования основывается на таких понятиях, как познание и развитие. Она призвана способствовать не только вооружению обучающихся знаниями, но и формированию у них потребности в непрерывном самостоятельном и творческом подходе к овладению новыми знаниями, создавать возможности для отработки умений и навыков самообразования [3].
Экологическое образование предполагает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, а также ценностных ориентаций, поведения и деятельности.
В систему экологического образования заложены следующие принципы: гуманизация, научность, прогностичность, интеграция, непрерывность, систематичность и взаимосвязанность раскрытия глобальных и региональных аспектов экологии [5].
Экологическое образование играет интегративную роль во всей системе общего среднего образования. Оно выполняет следующие педагогические функции: способствует становлению и развитию единой картины мира в сознании учащихся; является существенным компонентом гуманизации всего школьного образования; формирует общеучебные и общечеловеческие умения прогнозировать собственную деятельность и деятельность других людей; расширяет возможности нравственного воспитания в процессе обучения; позволяет раскрыть социальную сущность образования в целом. Оно позволяет понять, что человек – это часть природы, его назначение, познать законы, по которым живет и развивается природа, и в своих поступках руководствоваться этими законами; понять современные проблемы экологии и осознать их актуальность для каждого человека в отдельности; вызывать стремление принимать личное участие в решении экологических проблем [6].
Наряду с термином «экологическое воспитание» в литературе широко используется термин «экологическая культура». В одних случаях он прим еняется как синоним первого, в других – формирование экологической культуры рассматривается как конечная цель, как показатель уровня экологического сознания.
В концепции общего экологического образования указывается, что экологическая культура опирается на духовный и практический опыт пр ошлых и нынешних поколений, а также учитывает прогнозы специалистов по изменению экологического качества среды в наступившем третьем тысячелетии [11].
Экологическая культура – это формирование и развитие бережного отношения к природе, обеспечение осознания воспитанниками природы как необходимой и незаменимой среды обитания человека [22].
Необходимость формирования экологической культуры актуализировалась в последние десятилетия, когда средства воздействия человека на природную среду стали столь мощными, что действия даже одного человека способны нанести ей существенный, а в некоторых случаях и невосполнимый урон [3].
Проблемы экологического образования, формирования экологической культуры личности достаточно недавно рассматриваются в педагогической науке. Этапы развития этой проблематики прослеживаются от введения элементарных экологических знаний, появившихся в 60-е годы в содержании курсов естественно-научных дисциплин, к стратегии непрерывного экологического образования, принятой в 80-х годах в нашей стране, и к активной разработке вопросов формирования экологической культуры личности на всех этапах и во всех видах образования во второй половине 90-х годов [4].
Учёные сошлись в едином мнении, что экологические проблемы и катастрофы связаны с образованностью населения – её недостаточность или отсутствие и породили потребительское отношение к природе. Обретение экологической культуры, экологического сознания и мышления – единственный для человечества выход из сложившейся ситуации. Необходимо формирование человека нового типа, с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Бережное отношение к природе должно быть нормой поведения людей любого возраста [1].
Экологическая культура развивается в процессе постепенного расширения «экологического информационного горизонта» человека и общества. Приобщение к ней полезно для выживания и способствует сплочению человеческой общности. Надо всегда помнить, что культура передаётся не путём биологического наследования, а помощи коммуникации между поколениями, т.е. при помощи преемственного культурного наследия через непрерывную систему воспитания и образования на протяжении всей жизни человека [22].
География относится к числу учебных предметов, располагающих чрезвычайно большими возможностями для всестороннего воспитания и формирования экологической культуры подростков. Прежде всего, изучение географии закладывает основы пространственного мышления, с помощью которых осмысливаются пространственные аспекты развития природы, населения, хозяйства; изучение предмета развивает личностную установку каждого человека на бережное отношение к окружающей среде, формирует экологическую культуру; география способствует формированию социальной позиции учащихся: «Я житель», «Я работник», «Я исследователь»; география вносит вклад в развитие комплексного стиля мышления, формирует особый взгляд человека на мир, внутреннюю установку на создание целостных образных представлений, а так же способствует межпредметной координации и интеграции географических знаний с другими предметами; возрастает коммуникативная функция географии, так как знание этого предмета необходимо для контактов между людьми всей планеты, для понимания средств массовой информации, развития туризма, налаживания контактов между жителями различных уголков Земли [19].
В работах И.В. Душиной указывается на то, что важным элементов системы общего образования является содержание школьного географического образования, несущее в себе все компоненты его структуры и имеющее огромные воспитательные возможности. Одним из средств влияния содержания географического образования на формирование экологической культуры является его воспитательный потенциал, отраженный в таких приоритетах как универсальная ценность природы, человек как высшая ценность, Родина, родной край [5].
В связи с этим, формирование экологической культуры на уроках географии возможно через методику содействия становлению эмоционально-ценностного отношения учащихся к природе и отношения между педагогами и учениками, которые должны складываться таким образом, чтобы ребенок не потерял веру в собственные возможности и силы, в собственную мечту. Способность испытывать радость от увеличения добра в окружающем мире, вера в человечность, гуманность и милосердие – вот те ценности, на которых должно выстраиваться сотрудничество, соучастие, сотворчество современного учителя с учениками по формированию экологической культуры [21].
Процесс формирования экологической культуры школьников включает самый широкий спектр методических и дидактических приемов: незаменимую роль играет местный географо-краеведческий материал, привлечение фактов из периодической печати о событиях в хозяйственной и политической жизни нашей страны, а также зарубежных стран. Все эти пути и средства необходимы для организации сознательного усвоения знаний и воздействуют на эмоциональную сферу сознания учащихся [7].
Важнейшую роль играют методы, по своему характеру сходные с методами научных географических исследований. Наблюдения в природе, описание и объяснение наблюдаемых явлений, опыты, чтение географических карт, наложение различных по содержанию карт с самостоятельными выводами об особенностях рассматриваемых территорий и объяснением причин этих особенностей, составление и чтение графиков, диаграмм, работа со статистическим материалом, экономико-географические расчеты. В сознательном овладении знаниями и их обобщении чрезвычайно важную роль играют межпредметные связи географии с другими, преподаваемыми в образовательном учреждении предметами [8].
Мы в своей работе остановимся более подробно на формировании экологической культуры школьников на уроках географии и во внеурочной деятельности.
1. 2. Воспитание экологической культуры через учебную деятельность на уроках географии
Развитию экологически ценностных ориентаций способствуют все школьные программы. Так, уже в программах начальной школы по предметам естествознания – обозначено формирование бережного отношения к природе.
С 6 по 11 классы, в каждом школьном предмете есть возможности, реализация которых будет способствовать воспитанию экологической культуры.
Но более всего это относится к предметам естественного цикла (биология, география, химия, физика).
С точки зрения психологов, отношение к окружающей среде формируется в процессе взаимодействия эмоциональной, интеллектуальной и волевой сфер психики человека. Только в этом случае образуется система психологических установок личности [14].
При этом важно чтобы содержание географического образования было пересмотрено с учётом использования местного материала. В преподавании этих предметов необходимо учесть специфические принципы:
принцип незаменимости – показать, что естественные природные объекты не могут быть полностью заменены искусственными;
принцип потенциальной полезности – у учащихся необходимо сформировать понятие о том, что в природе нет вредных и бесполезных организмов;
принцип взаимосвязи – исчезновение или уничтожение одного вида может привести к непредсказуемым последствиям;
принцип равновесия – использование химических веществ, ядохимикатов стало причиной резкого сокращения численности хищных животных, что приводит к нарушениям в биогеоценозах;
принцип генетического разнообразия жизненных форм приводит к упрощению биосферы;
принцип интеграции – многие взаимосвязанные темы на уроках биологии, географии, химии, физики объединять, тем самым, формировать у учащихся представление о единстве живой и неживой природы, естественнонаучное миропонимание [11].
Экологизация образования невозможна без развития у учащихся географического мышления, навыков самостоятельного освоения и критического анализа новых сведений, без умения строить научные гипотезы. В связи с этим необходимо шире планировать и осуществлять разные подходы при обучении.
Таким образом, на уроках географии формирование экологической культуры подростков составляет основу экологической культуры подрастающего поколения [21].
В своей работе мы используем подходы, обозначенные в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования:
— усиление практико-ориентированной и личностно-ориентированной направленности содержания за счет включения сведений прикладного характера (рациональное природопользование, последствия влияния деятельности человека на окружающую среду, сохранение видового разнообразия растительного мира в данной местности), повышения внимания к методам познания природы и использования полученных знаний для решения практических проблем, раскрытия знаний, связанных с познанием человеком «самого себя», значимых для самого ученика и востребованных в повседневной жизни, составляющих основу понимания необходимости ведения здорового образа жизни, сохранение собственного здоровья;
— реализация деятельностного подхода в преподавание предмета, способов учебной деятельности как интеллектуальной, так и практической (сравнение, распознавание, определение принадлежности, проведение наблюдений), выдвижение на первый план общегеографических знаний и умений применять их для анализа и интерпретации второстепенных частных фактов;
— формирование информационной культуры (компетентности), умений работать с различными источниками информации, в том числе со справочниками, географическими словарями, картами, электронными учебными изданиями;
— повышение воспитательного потенциала географического образования, отбор содержания с учетом его роли в формировании общей культуры, составляющей научной картины мира, здорового образа жизни, гигиенических норм и правил, экологической грамотности, нравственности и морали.
При изучении географии развиваются знания о биосфере, основных экологических закономерностях, географической оболочке, современной научной картине мира. В содержание образования этого предмета обязательно должны быть включены экологические проблемы, как особая форма знания и новая реальность [13].
На всех уроках географии необходимо обращать внимание на формирование ценностных отношений к человеку, его здоровью. Как ценности должны трактоваться объекты и явления природы [15].
Больше следует обращать внимания на практическую деятельность экологического характера. Это посадка саженцев, изготовление кормушек для птиц, выпуск буклетов и плакатов по теме «Защита окружающей среды», мониторинг воды и воздуха, отслеживание загрязнённости почв, наблюдение за объектами живой и неживой природы [20].
Таким образом, каждый учебный предмет в отдельности и использовании межпредметной интеграции призваны в системе экологического образования, решать свою специфическую функцию и внести определённый вклад в воспитание экологической культуры школьников [9].
1. 3. Воспитание экологической культуры через внеурочную деятельность
В процессе формирования экологической культуры школьников огромное значение играет внеурочная деятельность.
Содержанию внеурочных занятий очень важно придать краеведческую направленность. Изучение экологической ситуации на примере своего села, города, области, непосредственного окружения играет важную роль в воспитании экологической культуры [18].
Краеведческая направленность внеурочной работы экологического содержания позволяет установить связь с жизнью, создаёт условия для непосредственного контакта учащихся с природой. Начиная с восьмого класса рекомендуем привлекать учащихся для работы в «Научном обществе учащихся». В ходе индивидуальной работы с учащимися, углубляются знания, развиваются приёмы работы исследовательского характера, творческая инициатива, работа с научной литературой и написание рефератов [2].
Изучение региональных экологических проблем, нахождение путей их решения способствуют становлению активной жизненной позиции. Учитывая заинтересованность учащихся, привлекать их к работе в экологическом направлении, в результате учащиеся старших классов могут привлечь младших для участия в театрализованных представлениях: «Лесная сказка», «Экологическая сказка», «Обитатели нашего леса», «Прощай 20 век» (приложение 5), а также в организации и проведении выставок «Братья наши меньшие», фотовыставок о природе.
Необходимо сделать традицией школы проведение «Дня окружающей среды», «Дня здоровья», «Дня красоты», «Экологической декады». Тематика дней окружающей среды может быть самой разнообразной: «Проблемы водных ресурсов и их охрана», «Проблемы лесов и их охрана». Систематически проводить заседания дискуссионного клуба, на соответствующие темы: «Село, город – как экосистемы», «Воздух, которым мы дышим», «Экологические олимпиады».
Мы убеждены, что внеурочная экологическая работа, проводимая в общеобразовательном учреждении, не только углубляет школьные базовые программы, но может предложить погрузиться каждому учащемуся в мир экологических взаимоотношений. Школьник в свободной обстановке имеет возможность проявить свои способности, склонности и креативность. Во всех предусмотренных формах занятий нет строгих рамок урока, строгой дисциплины и домашних заданий. Важно одно – желание и интерес. Ведь именно через интерес и мотивацию появляется стремление учащихся к познанию окружающего нас мира.
Глава 2. Формирование экологической культуры школьников при изучении географии
2. 1. Экологический аспект в урочной деятельности, как средство повышения уровня и качества знаний учащихся
У известного писателя-фантаста Рея Бредбери есть один удивительный рассказ «И грянул гром», про то, как на машине времени человек отправился в далекое прошлое. С этой фразы мы начинаем самые первые уроки в 6-х, 11-х классах, направленные на экологическое воспитание учащихся, где указываем о том, как порой неожиданное минувшее отзывается в настоящем, чем обернулось для человечества убийство крошечной бабочки. Мы делаем это с той целью, чтобы создать образную картину взаимосвязи всех живых организмов в географической оболочке.
В своей педагогической деятельности мы используем различные методы, подходы и формы обучения. Один из подходов – проблемный, предполагающий организацию активного познания учащимися научной информации, необходимой для решения поставленной проблемы, при этом роль учителя сводится к управлению познавательной деятельностью детей, связанной с вопросами экологии. Основа метода – создание на уроке проблемной ситуации, т.е. ситуации интеллектуального затруднения, при которой учащиеся не располагают нужными знаниями или способами деятельности для объяснения фактов и явлений. В своей деятельности используем следующие примеры постановки проблемных вопросов или создания проблемных ситуаций:
— «Чем можно объяснить тот факт, что пищевые цепи не бывают очень длинными?»;
— «Почему географ и путешественник Александр Гумбольдт считал, что человеку предшествуют леса, а сопровождают его пустыни?».
Такая постановка вопросов способствует развитию самостоятельности мышления, пробуждению интереса у учащихся к изучаемому материалу. В связи с тем, что из федерального компонента образовательного стандарта на курс географии в 6-х классах выделен 1 час и 1 час из регионального компонента, то считаем, что целесообразно посвятить это время на процесс формирования экологической культуры обучающихся. Мы провели коррекцию тематического планирования уроков географии с учетом более детального изучения тем по экологии. В итоге получилось, что практически на каждом уроке обращается внимание школьников либо на проблемы малой родины, либо – большой, при этом, показываем их взаимосвязь: малая родина является частичкой большой родины – России, а та в свою очередь – частью земного шара или мирового сообщества.
Уверены, что для ребенка первична все-таки малая родина, поскольку она позволяет ему в знакомой местности, в повседневной обстановке наблюдать географическую действительность в соотношениях и связях ее отдельных компонентов. Вместе с тем, при выборе материала делаем акцент на тот, который вскрывает конкретную причину в цепочке причинно-следственных связей. В основе этого лежит проблемно-ориентированный подход к изучению окружающей среды, который позволяет наиболее полно рассмотреть проблему взаимоотношений окружающей среды, общества и человека.
Кардинально изменившиеся цели и содержание географического образования требуют соответствующих изменений в организации учебного процесса. Профессиональная потребность в выборе таких приемов и форм работы ученика, которые обеспечат каждому индивидуальный путь к успеху, привела нас к разработке следующих методов , форм, приёмов обучения географии.
Нами определены следующие направления работы:
усвоение определенных норм и правил общения с объектами живой и неживой природы;
работа по развитию навыков исследовательской деятельности, обеспечивающая обогащение запаса знаний причинно-следственных связей обучающихся;
формирование навыков обобщения и моделирования последствий вмешательства человека в природу, раскрывающих законы, связи, причины и следствия;
изучение наиболее ярких примеров изменения человеком окружающей среды.
Главной особенностью нашей работы является разнообразная деятельность школьников. Ее основные виды:
усвоение четко заданного образца («технологиски» построенная репродукция);
учебно-поисковая деятельность (поиск и выработка нового знания, освоение нового опыта) в ее основных разновидностях;
систематический познавательный поиск по типу практического исследования;
дискуссионная (диалоговая, коммуникативная) деятельность.
Данные виды деятельности различны на разных этапах изучения курса географии.
1 этап — курс начальной географии, 6 класс .
В результате такой работы обучающиеся должны:
знать и понимать основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способы картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
уметь выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
использовать навыки картографии и ориентирования на местности.
Основные формы работы: урок, экскурсия, полевой практикум по составлению плана местности, описанию природного комплекса.
2 этап – география природы , материков и России 7- 8 классы.
На данном этапе считаем необходимым формировать определенную систему предметных знаний, развивать навыки исследовательской деятельности, обеспечивающей обогащение запаса знаний причинно-следственных связей обучающихся, развивающей умения активно использовать приобретенные знания в знакомой ситуации, сравнивать и обобщать, находить причину, прогнозировать последствия, делать выводы.
В результате обучающиеся должны:
знать и понимать основные зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых; зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом; способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям, стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере; их характеристику и правила обеспечения безопасности людей. Сохранение качества окружающей среды.
уметь сравнивать объекты, процессы и явления, моделировать, прогнозировать и проектировать, выявлять причинно-следственные связи, давать анализ физической карты и карт компонентов природы.
использовать навыки картографии и чтения карт, определения географического положения объекта с использованием различных источников знаний.
Основными формами работы на данном этапе являются урок, исследовательская работа, внеурочная работа по предмету. На втором этапе отдаём предпочтение формированию навыков диалогового общения, работы в группах, исследовательской, проектной деятельности.
3 этап – география населения и экономики России и зарубежных стран – 9, 10, 11 классы .
Предполагается, что на данном этапе старшеклассники способны самостоятельно интегрировать новые знания в систему собственных знаний, умение проектировать новые способы решений, а также представлять их в виде проектов, презентаций, публикаций.
Основным направлением работы по формированию культуры природопользования является моделирование последствий вмешательства человека в природу. Мы изучаем наиболее яркие примеры изменения человеком окружающей среды, особенности природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов. Рассматриваем природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях. Прогнозируем меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.
На третьем этапе нашей основной задачей является не только формирование системы географических знаний для выявления геоэкологических проблем на местности и по карте, но и вооружение учеников способами применения полученного багажа знаний в повседневной жизни для сохранения и улучшения качества окружающей среды.
По завершении данного этапа обучающиеся должны:
знать и понимать влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Деятельность человека по использованию и охране природных ресурсов, полезных ископаемых. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды, правила поведения человека в окружающей среде, меры защиты от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь обобщать картографические, статистические, геоинформационные материалы, анализировать карты административно территориального и политико-административного деления стран, определять влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Давать оценку экологической ситуации в разных регионах России и мира;
использовать современные методы географических исследований и источники географической информации, довести их до уровня практического применения; всемерно использовать знания материала курса наук естественного цикла. Применять географические знания для выявления геоэкологических проблем на местности и по карте, поиска путей сохранения и улучшения качества окружающей среды.
Более подробно хочется остановиться на выборе форм и методов об учения. Основной формой построения учебного процесса по географии для нас является урок. Но мы представляем его как процесс тесного взаимодействия учителя и ученика, в рамках которого освещаются события, происходящие в современном обществе в целом и в своем регионе в частности, а свое назначение на уроке определяем как организаторы познавательной деятельности учащихся, их помощники и консультанты.
Подготовку любого урока начинаем с определения его целей. Определив цели урока, определяем объем и содержание нового материала, который следует представить учащимся. Считаем, что каждый урок должен не только обучать и развивать, но и воспитывать учеников. Нравственное воспитание для нас становится обязательной составной частью урока, как обучение и развитие. В связи с этим, планируя урок, мы выбираем такие задания и тексты, в которых содержится информация о поступках, результатах деятельности и отношениях людей. Выполняя такие задания на уроках, учащиеся в первую очередь выполняют само задание, затем анализируют нравственную ситуацию, указанную в тексте или условии задания.
Основными формами работы являются уроки в форме «пресс-конференций», «заседаний Евросоюза», «отчета научной экспедиции в зону экологической катастрофы», исследовательская работа; внеурочная работа по предмету. На третьем этапе предпочтение отдаем формированию навыков работы с информацией, анализу, моделированию, прогнозированию, диалоговому общению, работе в группах, научно-практической, проектной деятельности.
Следует отметить, что на каждом этапе изучения географии при формировании экологической культуры обучающихся необходимо использовать краеведческий материал, так как это способствует активизации мыслительной деятельности школьников. Они учатся сравнивать характеристики компонентов природы своего края с компонентами природы других территорий, использовать краеведческий материал в качестве исходного для постановки вопросов и заданий проблемного характера, создания проблемных ситуаций. Краеведческий материал необходимо использовать и в качестве источника для выполнения практических и самостоятельных работ, демонстрации натуральных местных объектов, моделей, образцов горных пород и минералов, коллекций почв, растений. Выполнение письменных самостоятельных работ по характеристике объектов, явлений, процессов (доклады, сообщения, альбомы, рефераты, отчеты по экскурсиям, наблюдениям) важно для изучения предмета с целью определения взаимосвязей между человеком и природой.
На разных типах уроков мотивируем деятельность учащихся на длительное сохранение основных географических понятий и терминов, таким образом формируем систему знаний по предмету, что предполагает формирование у учащихся приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей, научного прогнозирования, т.е. включает в себя логические операции, необходимые для выбора экологически целесообразных решений.
На уроках закрепления вводим нетрадиционные формы работы с учащимися, проводим их в формах: «экологических эрудиционов», «экологических игр», «уроков-путешествий», «ролевых игр» (приложение 1). Такие формы уроков очень заинтересовывают учащихся, а также помогают закрепить знания по географии и экологии, мотивируют обучающихся к преподаваемому предмету, а в связи с этим повышается уровень знаний учащихся и их качество.
Рис. 1. Ученица 8 класса на уроке-конференции, посвящённому экологическому состоянию рек Ижморского района
На уроках применения знаний и умений мотивируем учебную деятельность через осознание учащимися практической значимости применяемых знаний и умений. На этих уроках происходит осмысление содержания введенных экологических аспектов и последовательность применения практических действий при выполнении предстоящих заданий. Такая деятельность прослеживается на уроках – «семинарах», «практикумах», уроках – «деловые игры» (рисунок 1), уроках предусматривающих пути решения возникающих экологических проблем на разных уровнях (местном, региональном), включая возможность личного участия. Где прослеживаются основные понятия, законы и закономерности теории, гипотезы учащихся об экологических изменениях в окружающей среде при разных вариантах антропогенного воздействия.
На уроках обобщения и систематизации знаний выделяем наиболее общие и существенные экологические понятия (биосфера, экосистема, географическая оболочка, биогеоценоз), законы и закономерности (круговорот веществ в природе, взаимосвязь в пищевых цепях, гомеостаз, экологическое равновесие), основные теории и ведущие идеи. Вместе с обучающимися устанавливаем причинно-следственные связи и отношения между важнейшими экологическими явлениями, процессами, событиями в окружающем нас мире.
На уроках систематизации знаний мы используем тестовую проверку знаний. Педагогический опыт показал, что использование тестовых заданий является весьма эффективным инструментом, стимулирующим подготовку учащихся к каждому уроку и к государственной (итоговой) аттестации, а также повышает мотивацию к изучаемому предмету.
Так же в своей экологическо-воспитательной деятельности используем элементы: развивающего обучения, интегрированного обучения, здоровьесберегающих технологий, вводим формы дифференциации и индивидуализации. Активизируем познавательную деятельность учащихся, используя игровые приёмы из педагогической мастерской. На уроках для наглядности привлекаем мультимедийное оборудование, используем электронные пособия: «Экология», «Тайны океанов», «Природные памятники», «Географическая оболочка», «Великие географические открытия».