северный храм в архызе
Нижне-Архызское (Аланское) городище
Нижне-Архызское городище, иначе называемое Аланское, заслуживает внимания не только каждого исследователя Карачаево-Черкесского региона, но и туриста. Оно расположено на правом берегу реки Большой Зеленчук в долине, имеющей протяженность около пяти километров.
Городище заполнено древними постройками и тем, что от них осталось. Здесь есть несколько храмов, в том числе и отлично сохранившиеся до наших дней. На территории Нижне-Архызского городища также выделяют улицы, остатки жилых построек и захоронения.
Первые строения появились на этом месте приблизительно в X в. У археологов интерес к древнему городищу не утихает уже больше двух столетий.
Северный храм Нижне-Архызского городища
Одной из самых известных построек Аланского городища в наши дни является Северный Зеленчукский храм. Археологи считают, что ранее он был кафедральным для расположившегося здесь поселения.
Северный храм приписывают к X в. Но установить время его постройки сегодня можно только на основе анализа идентичных культовых сооружений в Абхазии. В одном ученые сходятся: эту храмовую постройку ни разу не перестраивали.
До наших дней Северный храм дошел после реставрации 1959 г. Фрески, ранее украшавшие его стены и зарисованные исследователем Д. М. Струковым в далеком 1888 г., не сохранились. Но внутри нашли крещальню с купелью, которая была оборудована даже отверстием для слива воды. Под полом южного нефа обнаружилось захоронение, которое к приходу археологов уже было разграблено.
Другие храмы
На территории Нижне-Архызского городища есть и несколько других храмовых сооружений. Это Средний храм, который в XIX в. перестроили жившие на территории монахи. Изначально он был построен примерно в одно время с Северным и похож на него внешне, но уступает своему собрату в размерах.
Третий храм, Южный Зеленчукский, является самым маленьким. Считается, что его построили несколько позже двух других. Примерный период постройки ученые определяют как вторую половину X в. Этот храм не дошел до нас в первозданном виде. Девятью столетиями позже его почти полностью перестроили монахи.
Разнообразие храмов Нижне-Архызского городища этим не исчерпывается. Во время раскопок ученые нашли семь так называемых однонефных церквей. Они построены в типичном для этих мест стиле из отесанного с одной стороны известняка методом сухой кладки. Но зодчие находились под влиянием византийского архитектурного направления — для остекления окон использовались небольшие стеклянные диски.
Особый интерес для путешественников представляет нерукотворный Лик Христа. Это изображение находится на скале, от которой открывается отличный вид на храмы долины. К нему ведет заросшая деревьями металлическая лестница, в которой около 500 ступенек. Способ, которым на скалу нанесено изображение Христа, неизвестен.
Городские постройки
Есть в Аланском городище и типичные городские постройки. По остаткам домов ученые определили три улицы поселения. Каждая из них даже получила условное современное название: Центральная, Подгорная и Набережная. На улицах не было признаков благоустройства — мощения или водостоков.
На склонах хребтов, окружающих долину, найдены древние могильники. Всего вокруг Нижне-Архызского городища их два: на отрогах хребтов Ужум и Мыцешта. Захоронения часто осуществлялись в пещерах.
Есть в Аланском городище развалины, о былом значении которых археологи до сих пор ведут оживленные научные споры. Например, выложенный камнями идеально круглый земляной вал. Первые открывшие его археологи назвали это место «цирком». Диаметр круга составляет около 80 м. Находка явно не принадлежала к жилым постройкам и не могла использоваться как крепость, так как находилась в низине. Сейчас ученые склоняются к мнению, что круг является языческим капищем.
Жители поселения на высоком уровне владели различными ремеслами. Широкую известность получила керамика Нижне-архызского городища. Разнообразные глиняные изделия археологи находят в нем практически повсеместно. С помощью многочисленных черепков нередко удается установить точный возраст той или иной постройки.
Не чужды были местным жителям и инженерные решения. На ручье в Церковной балке были найдены остатки кладки древней плотины-водовода.
История и исследования Аланского городища
Нижне-Архызское городище признано археологическим памятником X—XII вв. Уровень его развития был столь велик, что некоторые ученые считают поселение Магасом — бывшей столицей Аланского государства. Его в своих трудах описывал арабский историк и путешественник Али аль-Масуди.
Исчез город так же загадочно, как и появился, в XII в. Считается, что он перестал существовать из-за общего упадка Западной Алании.
История изучения Нижне-Архызского городища насчитывает более двух столетий. Первым поселение обнаружил в 1802 г. генерал-майор Алексей Потемкин. Он сделал зарисовки храмов и составил общий план местности.
Первые раскопки на месте городища провели в 1867 г. братья Нарышкины. В Северном храме они нашли множество интересных предметов, которые подробно описали в отчетах.
Фрески, украшавшие стены храмов, известны нам благодаря зарисовкам известного археолога Дмитрия Струкова. Сейчас они полностью утрачены.
Исследователи проявляли интерес к Нижне-Архызскому городищу и в советское время. В 1940 г. туда отправилась экспедиция, обнаружившая множество ценных ювелирных предметов. Самой важной находкой стала алмадиновая печать армянского царя Ашота, которая относится к IX в. Находки передали в Государственный исторический музей в Москве. Археологические раскопки велись также в 1960-х и в 1970-х гг.
Экскурсии
На тщательное изучение объектов Нижне-Архызского городища можно потратить несколько дней. Увидеть всё самое интересное за один позволяют экскурсии, в которые многочисленные туристические компании приглашают отправиться в туры с близлежащих курортов — Архыза и Домбая.
По Нижне-Архызскому городищу разрешено перемещение на транспорте, в том числе и на туристических автобусах. В ходе тура участников отвозят к наиболее интересным достопримечательностям.
Отправляясь в Аланское городище на личном автомобиле, важно помнить, что въезд на его территорию платный. Официального сайта у объекта нет, поэтому актуальная информация о чем-либо — только на месте.
Как добраться
Нижне-Архызское городище находится в 25 км от курорта Архыз в долине реки Большой Зеленчук. На автомобиле необходимо ехать по автодороге Р-265 Архыз-Черкесск.
Из Архыза также можно добраться на автобусах, следующих в Нижний Архыз. Подойдут маршруты до Черкесска или Зеленчукской. Выходить нужно на остановке возле архызской школы или остановке «Буково». От них до первых объектов городища потребуется пройти пешком около двух километров.
Еще один удобный способ — добраться из Архыза на такси. Машину можно вызвать с помощью приложений Uber, Максим, KiwiTaxi.
Панорама Google-карт: Средний храм Нижне-Архызского городища внутри
Нижне-Архызское городище на видео
Аланы, Магас и Лик Христа: тайны тысячелетних Зеленчукских храмов
Горы Архыза манят туристов со всей России и ближнего зарубежья. И не только горнолыжными трассами, конными прогулками, рафтингом и шашлыками на берегу бурной реки.
Это место называется Нижнеархызским городищем, а три чудом сохранившихся каменных христианских храма — Зеленчукскими.
Заплатив символические 100 рублей с человека вы попадаете на территорию истории. Можно пешком пройти все локации минут за 20-30, а можно и на машине за 10 минут всё объехать.
Как правило, по выходным тут гуляют толпы туристов. Бывает, в храмах устраивают свадебные фотосессии. Тем не менее, официально Нижнеархызское городище — памятник федерального значения с соответствующим охранным статусом.
Давайте же прогуляемся по остаткам древнего аланского города.
В ту пору, когда Русь была еще языческой, здесь, в окруженной кавказскими горами живописной долине располагался древний город Магас, или Маас. Упоминания встречаются в византийских летописях.
Магас был столицей Аланского государства. X век — период наибольшего могущества алан на Северном Кавказе, сумевших на время побороть внутренние противоречия.
Пару веков аланы довольно успешно лавировали между интересами таких игроков на кавказской сцене как иудаистский Хазарский каганат, исламский Арабский халифат и христианская Византийская империя.
Сквозь транзитный город Магас-Маас проходило ответвление Великого Шелкового пути. Через Марухский перевал шли в том числе христианские миссионеры из Византии, а также многочисленные торговцы, которые попадали сюда с территории современной Абхазии.
Но все хорошее рано или поздно заканчивается. Сколько раз подвергались разграблению и поруганию некогда величественные Зеленчукские храмы — установить невозможно. Есть точка зрения, согласно которой Аланское городище прекратило существование в конце XIII века из-за внутреннего упадка усугубленного татаро-монгольским нашествием, а поселок продержался до середины XIV века.
В 1829 году кавказский генерал-губернатор Эммануэль отправил архитектора Бернардацци в Архыз. Итальянец также сделал подробные записи и составил первые план-схемы Зеленчукских храмов.
Эммануэль якобы просил императора Николая I выделить средства на реставрацию древних христианских храмов, но в те времена Кавказская война была в разгаре и просьба была отклонена.
Он обнаружил надпись на греческом языке, которая датируется X веком. Также Струковым создан альбом ценных рисунков с натуры.
Но куда интереснее возможная прямая связь живописца с так называемым Ликом Христа.
Наскальный лик Христа размером 140 на 80 см похож на синайскую икону Христа-Пантократора, списанную с лика, проступившего на Туринской плащанице. Сейчас Лик вкупе с Зеленчукскими храмами можно назвать одной из самых востребованных православных достопримечательностей Северного Кавказа.
По официальной версии обнаружили Лик на крутом склоне горы случайно. Это удалось жителям станицы Зеленчукской Сергею и Анатолию Варченко в 1999 году. Однако есть другая точка зрения, по которой первое упоминание о Лике приходится еще на предвоенное время.
Лик видел житель станицы Зеленчукской Иван Толопа. Есть и более позднее свидетельство Сергея Тоцкого. Ещё в 1970-71 годах во время экспедиции юношеской геологоразведочной партии Черкесска они с одноклассниками Александром Дармиловым, Сергеем Ерофеевым и Олегом Лафишевым фотографировались на фоне образа.
Тем не менее, Митрополит Ставропольский и Владикавказский Гедеон посетил место находки и благословил почитать икону как Нерукотворный Образ Спасителя нашего Иисуса Христа.
Чтобы узреть лик Спасителя паломникам предстоит преодолеть 345-метровую лестницу из 526 ступенек. Лик Христа четко ориентирован на Восток. Взгляд Иисуса устремлен на Средний Зеленчукский храм.
Кто знает, может авторами наскального Образа и были византийские мастера-иконописцы. Впрочем, есть смелая версия, согласно которой Лик Христа мог создать художник Струков.
Но вернемся к главной теме поста. Параллельно с археологами и художниками на территорию Нижнеархызского городища приходят православные монахи.
В 1886 году в Архыз с Афона прибыл иероманах Серафим (Титов) с 11-ю монахами. Они строят общежития, организуют хозяйство. Так был основан Александро-Невский Афонский Зеленчукский монастырь, который большевики закрыли в 1918 году.
Итак, что вас ждет на территории самого городища?
Датируется памятник первой половиной XI века. Вероятно, когда-то в раннем средневековье его построило местное население, он разительно отличается от двух других как по стилю, так и по используемым для строительства материалам.
Сейчас он выглядит как многие другие православные церквушки. Неудивительно, ведь здание перестраивалось, прежде чем принять «псково-печерский» стиль. Но это не отменяет его ценности. Обязательно зайдите сюда, поставьте свечку. Где еще вы прикоснетесь к тысячелетней истории.
Следующий по пути от входа храм — Средний или Троицкий. Длина – 21,5 м, ширина – 13,25 м, высота – 15 м.
Храм отличается размерной пропорциональностью предметов и деталей. Из внутренних деталей в алтарной части отмечались остатки престола.
Считается, что Средний храм отличается особой акустикой. В XIX веке объект был практически разрушен, но его восстановили монахи. До революции использовался в качестве соборного храма монастыря.
А вот так Cредний выглядел в 1930-е годы. Получше, чем сейчас.
Ну и третий храм городища — Северный или Георгиевский. Крестообразный, с единым шатровым куполом. По мнению археолога Владимира Кузнецова, Северный храм был кафедральным собором Аланской епархии и центром духовной жизни Алании в Х-XIII вв. Построен при абхазском царе Георгии II (920–955 годы). Вдумайтесь в эти цифры. Вы можете посетить сооружение, которому 1100 лет!
В храме проводится богослужение только один раз в году, 6 мая – в день памяти Георгия Победоносца.
Посмотрите на фото ниже — это он, Северный храм в середине 1930-х. Тогда никто не следил за состоянием памятника. Фактически здание разрушено. Но позже его восстановили.
А все потому, что в 1940 году экспедиция советских археологов обнаружила под полом в Северном храме клад с драгоценностями. Интерес вернулся.
Нашли элитное женское погребение, включавшее более 100 золотых украшений, серьги, массивные перстни, на одном из них арабскими буквами было вырезано имя царя Ашота.
Сокровища передали в Государственный Исторический музей. Потом археологи вскрывали руины христианских церквей и часовен, погребения, остатки жилых построек, но ничего особо ценного больше не обнаружили.
Исследователи проводят параллели Зеленчукских храмов с архитектурой, характерной для православных церквей на черноморском побережье Кавказа. В частности, Северный храм принято считать аналогом Лыхненского в Абхазии.
Будете ехать в Архыз — загляните на полчасика к Зеленчукским храмам. Постойте под сводами, послушайте ветер, прикоснитесь к камням — почувствуйте связь времен.
Северный Зеленчукский храм
Средневековое Аланское государство в X-XIII веках избрало своей верой христианство. По широким караванным дорогам проникало оно от берега Черного моря в глубь материка. Строились в столице Аланского государства храмы, писались иконы. Следы богатства и величия зотчих того времени дошли до наших дней. Немые свидетели былых эпох и былого великолепия – старые архызские храмы заставляют восхищаться матерством и навыкамис средневековых строителей. Главными образцами средневекового зотчества в наше время остаётся комплекс храмов, расположенных на правом берегу реки большой Зеленчук в поселке Нижний Архыз.
Самым помпезным из трёх сохранившихся зданий является кафедральный собор Аланской столицы. Именно его стены первыми видели купцы-караванщики, везущие богатые товары по Шелковому пути из Китая в центр христианства Византию. Ныне имя ему «Северный» храм.
Северный Зеленчукский храм (Нижний Архыз, Карачаево-Черкесский музей-заповедник)
Архитектурная композиция храма крест, увенчаенный шатровым куполом. Северный храм трехнефный. Алтарь смотрит на восток, согласно древним канонам, повеливающим созидать храм наподобии корабля, продолговато устроенным, на восток обращеным, от обеих стран к востоку притворы имеющим». Кровлю храма поддерживает шесть столпов, западная часть удлинена нартексом и искусно урашена тремя притворами: северным, южными и западным. Два ряда квадратных пилонов расчленяют внутреннее пространство храма на три зоны: северную, центральную и южную. Центральная (алтарная) зона шире боковых. Каждая зона заканчивается соответственно апсидой. Северная апсида – диаконник, южная – жертвенник, а центральная — алтарь. В центре алтаря находился каменный престол. В 1980 году исследователем храма В.А.Кузнецовым на месте престола была найдена пустая яма. Археологические изыскания 1960 года в центральной апсиде обнаружели трехступенчатой Синтон, облицованный коричнево-красной цемянкой. По линии предалтарных столбов интерьер пересекает двухступенчатая солея, отделявшая алтарную часть храма от зала. Вероятнее всего по верху стоял алтарь. От алтарной конструкции на данный момент остался только камень в основании южной стены. Вдоль северной и южной стены наоса были устроены узкие каменные сидения, в северном и южном притворах восточные стены имели культовые ниши в форме полуциркульные. Этот факт говорит о самостоятельном значении притворов в качестве пределов. В нартексе раскопки 1960 года обнаружели остатки крещальни из каменных плит, облицованных цемянкой. До 1961 года в нартексе существовали остатки стены говорившей о наличии лестницы, ведущей на хоры. Аналогичные Северному храму сохранившееся на побережье храмы в Лыхны, Мокве (Абхазия) имеют хоры на втором этаже нартекса, на верх ведёт лестница. Пристройка в юго-западной части не имеющая ни окон ни дверей оставляет вопросы исследователям и археологам о своём предназначении.
Зодчий, ваявший сей храм, в качестве мерной единицы взял за основу подкупольный квадрат. Соразмерность форм достигается соблюдением точных пропорций. Длина храма две меры, ширина храма одна мера, высота – две меры. Соответственно в абсолютных современных единицах размеры храма: длина – 25,50 м, ширина с приговорами 19,50 м, высота около 20 метров, длина с нартексом (без западного притвора) 21 м, ширина без притворов 10,50 метра.
Купол Северного храма
Саркофаги Северного храма
Особое значение Северного храма в истории Аланского государства выдают археологические раскопки в районе объекта. Так в 1940 году около южной стены здания было найдено богатое женское погребение: золотые кольца, серьги с драгоценными и полудрагоценными камнями, мелкие золотые нашивки на платье в виде трилистника. Общее количество артефактов приравнивают к ста. Историческую ценность имеет одна из золотых нашивок. На поверхности металла выграверовано имя армянского царя Ашота I из династии Багратидов, который правил Арменией в 886-891 годах.
Но помимо христианских святынь склеп несет в себе и следы языческих обрядов. Рядом с золотыми украшениями лежал ком зерен бузины и галеги, что свидетельствует об остатках языческих ритуалов в христианском захоронении внутри церкви.
В настоящий момент стены храма девственно белые, но первоначально они были покрыты великолепными фресками. Наиболее сохранившимися к концу XIX века были фрески северной стены и барабана. Первые русские исследователи храма успели произвести зарисовки. Наброски художника-археолога Д.М.Струкова приведены ниже по тексту. Ныне подленники этих зарисовок хранятся в архиве ИИМК. По манере живописи видно, что роспись храма была произведена высокопрофессиональным византийским художником, так как собственных мастеров такого уровня у алан в то время не было. Канонические изображения святых и символьное изображение в центре купола Христа Вседержителя (Пантократора), а вокруг — апостолов, разнесших его благодать по всему миру, связано с космологической символикой раннехристианских концепций.
Исследователи фресок отметили манеру исполнения отличную от традиционного написания росписи стен. Контуры фигур не прочерчивались в сырой штукатурке (графья), а наносились кистью коричневой краской на стену, а затем расписывались другими цветами.
Весьма интересны росписи оконных проемов в апсиде и алтаре: чередование черных и золотых полос, красные треугольники, обводка периметра краской, имитация мрамора. Подобные графические элементы сохранились в византийских княжеских рукописях IХ-Х веков. Думается, глубокий анализ графики покажет местные этнические мотивы в росписи стен.
Роспись оконных проемов храма
К большой удаче археологов в окрестностях Северного храма следует отнести находку древнерусских складных крестов-энколпионов, говорящую о тесных торговых путях, связывающих Киевскую Русь с Аланским государством.
Древнерусские складные кресты-энколпионы
Энколпион – это нательный крест, состоящий из двух половинок (крест-складень), повторяющих контуры друг друга. Между половинками находится небольшая камера (выемка) для святой реликвии. Две створки креста соединены между собой шарниром. С помещенной во внутрь реликвией крест надежно запечатывался. Навершие креста имело кольцо для ношенияна шнуре или цепи.
В настоящее время в стенах Северного Зеленчукского х рама службы проходят всего лишь раз в году — 6 мая, в день памяти одного из наиболее почитаемых на Северном Кавказе святых — Георгия Победоносца.