сетевое издание управление образованием теория и практика
Журнал № 1 за 2021 год
Журнал № 1 за 2021 год
Инновационные решения в практике управления качеством образования
В.В. Князева, А.В. Вольтов
Управление качеством образования в высокотехнологичной школе: современные практики
В статье представлены основные подходы к управлению качеством образования в инженерно-технологической школе на основе проектных решений, проектирования и реализации профиля роста общеобразовательного учреждения. Внедрение инновационных решений создает условия для достижения обучающимися результатов реализации основных и дополнительных образовательных программ, овладения допрофессиональными компетенциями в инженерно-технологической сфере, которые необходимы для жизни в современном обществе, экономика которого ориентирована на инновационное развитие. Ключевые слова: качество образования, профиль роста, высокотехнологичная образовательная среда, инженерные школы, профессиональная компетентность педагогов, информационно-образовательный сервис, гуманитарно-технологический комплекс.
И.Н. Кондратьева, Д.Д. Рубашкин, О.И. Ткачева
Формирование цифровых умений в начальной школе. Опыт педагогического эксперимента
В современных условиях задача обеспечения качества образования не может рассматриваться вне контекста цифровой трансформации учебного процесса. Оценка качества основывается на сборе разнообразной информации, характеризующей процесс достижения обучающимися планируемых образовательных результатов. Одним из важнейших инструментов оценки качества является мониторинг текущих образовательных результатов. Технологической основой такого мониторинга может являться перенос учебных практик на цифровую платформу, предоставляющую педагогам полную информацию о ходе и результатах учебных действий. В №7 за 2019 год была опубликована статья [2], описывающая возможности одной из таких платформ, ориентированной на начальную ступень обучения, – образовательного сервиса «Учим учиться». Настоящая публикация посвящена описанию опыта регулярной работы обучающихся на этой платформе в рамках педагогического эксперимента, проведенного в 2019/2020 учебном году в лицее №410 Пушкинского района Санкт-Петербурга. Ключевые слова: цифровая образовательная среда, информационный тренинг, цифровая платформа «Учим учиться».
Д.В. Коновалов
Автоматизация создания отчета заместителя директора по учебно-воспитательной работе
Представлены методы реализации аналитической деятельности и принятия управленческих решений на основании проведенного анализа деятельности педагогического коллектива, доказывается эффективность такой организации для решения поставленных задач, актуальные направления развития образовательного учреждения. Ключевые слова: цифровая образовательная среда, система электронного планирования, административное управление, Google Classroom, виртуальный методический кабинет.
З.А. Кокарева
Использование уроков участников конкурса «Учитель года России» в процессе повышения квалификации педагогов
В статье анализируются видеоуроки победителей всероссийского конкурса «Учитель года России» с позиций дидактических требований и положений системно-деятельностного подхода. Рассматриваются возможности использования ресурсов сайта «Учитель года России» в процессе организованного повышения квалификации педагогов, раскрываются технология анализа конкурсных уроков, особенности прогностических, методических и рефлексивных компонентов профессионализма педагогов. Ключевые слова: конкурс «Учитель года России», анализ конкурсного урока, дидактика, прогностический компонент профессионализма педагога, рефлексивный компонент, систематизация и обобщение, повышение квалификации.
Т.Л. Сидельникова
Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов во время дистанционного обучения
В статье приведен теоретический анализ связи профессионального стресса и эмоционального выгорания педагогов. Рассмотрено дистанционное обучение как фактор развития профессионального стресса. Автором спроектирована четырехкомпонентная модель профилактики синдрома эмоционального выгорания, которая включает в себя целевой, организационный, содержательный и рефлексивно-оценочный компоненты. Обозначена возможность использования приемов арт-терапии для профилактики эмоционального выгорания учителей. Ключевые слова: эмоциональное выгорание, профессиональный стресс, дистанционное обучение, арт-терапия, модель профилактики, ИКТ-ресурсы.
Контроль, мониторинг и оценка качества образования
Н.М. Есина, Н.Г. Кузьмина
Качество дошкольного образования как единство образовательного процесса, условий и результата
Основная стратегия сегодня – поиск новых смыслов качества образования. Оценка качества образования – следующий этап реализации ФГОС ДОО, с которым связаны процессы модернизации российского дошкольного образования. Его выделение как первого уровня общего образования повлияло на повышение юридического статуса ДОО, усилило внимание к личности педагога, определило результаты освоения программы. В статье рассматривается проблема оценки качества дошкольного образования, какие новые смыслы необходимо вкладывать в это понятие. Ключевые слова: мониторинг, диагностика, качество образования.
Д.А. Иванов
Способы и процедуры оценивания в учебном процессе
В статье делается попытка различить два близких по смыслу понятия: «оценка и оценивание» от «отметки», а также назначение и условия использования того и другого в учебном процессе. Ключевые слова: отметка, оценка, оценивание, критерии, принципы, ценности.
Образовательные технологии обеспечения качества образования
Е.П. Парфенова
Образовательная технология моделирования процессов различной природы как средство формирования интегративной компетенции учащихся и повышения качества образования
Основная задача, стоящая пред школьным образованием – развитие у учащихся структурно-логического мышления. Интеграция в образовании не подразумевает изменение содержания учебного материала, а требует изменения в методах и формах самого процесса обучения. Преподавание естественных наук должно вестись таким образом, чтобы можно было выработать единые навыки об общих методах и понятиях, чтобы ученик имел представление о целостной картине мира, имел навыки исследовательской работы, которые создают базу для осознанного усвоения основ наук, понимание методологии естественнонаучных исследований – научной теории, формальной модели. Кроме того, в процессе такого обучения и учитель осваивает новые формы и методы работы на уроках, которые инициируют самостоятельное мышление школьников и в значительной мере способствуют повышению мотивации к изучаемому предмету и, как следствие, повышают качество знаний. Ключевые слова: математическое моделирование, интеграция предметов естественнонаучного цикла, интегративная компетенция, единая научная картина мира, теория Мальтуса, модель прогнозирования эпидемии ОРЗ, химические реакции.
Выявление и поддержка одаренных детей
О.В. Починок, О.А. Панферова
Развитие общей одаренности (академической, интеллектуальной) как системного качества личности с учетом специфики различных видов специальной одаренности и индивидуальных особенностей ребенка
В статье рассматриваются актуальные проблемы выявления и поддержки одаренных детей. Предлагаются пути их решения на основе междисциплинарного подхода и формирования единого образовательного пространства на примере МБОУ Академического лицея г. Томска имени Г.А. Псахье. Ключевые слова: выявление и поддержка одаренных детей, качество образования, междисциплинарность, единое образовательное пространство.
Сетевое издание управление образованием теория и практика
Периодическое печатное издание «Человек и образование»
Учредитель: ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования»
Редакция: СПБ филиал ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования»
Адрес редакции: 191119, Санкт-Петербург, ул. Черняховского, 2
Adress of the editorial office: 191119, St. Petersburg, Chernyakhovskogo St., 2
Сетевое издание управление образованием теория и практика
При подготовке материалов для публикации целесообразно ориентироваться на следующие рубрики:
1. Порядок предоставления рукописей
Направляя статью на рассмотрение, автор соглашается с условиями Лицензионного соглашения (публичная оферта) об опубликовании материалов и гарантирует со своей стороны соблюдение правил публикационной этики, декларируемые изданием. Автор осознает, что опубликованная с нарушением этических правил статья подлежит ретракции. Лицензионное соглашение (публичная оферта) заключается между Издательством и автором/авторами в устной форме на условиях, указанных в Лицензионном соглашении (публичной оферты), и имеет юридическую силу без подписания двумя сторонами.
Авторы рукописей присылают в редакцию файл со статьей,
имя файла: Иванов_статья (указывается фамилия первого автора).
Редакция обязательно подтверждает получение рукописей. Если уведомление не получено в течение семи дней, пожалуйста, продублируйте отправку материалов.
К рассмотрению принимаются тексты объемом до 1 авторского листа (40 000 знаков с пробелами), но не менее 12 000 знаков.
Статья проходит рецензирование в редколлегии журнала.
2. Требования к оформлению статей
Статья должна быть оформлена в соответствии с изложенными ниже требованиями и тщательно вычитана автором.
2.1. Технические параметры статьи. Текст набирается в программе Word: размер шрифта – 12, гарнитура – Times New Roman, межстрочный интервал – 1,5, поля – 2 см со всех сторон.
2.2. Структура статьи. В редакцию следует направлять авторские материалы, включающие следующие элементы: индексы УДК и ББК, заглавие публикуемого материала, сведения об авторе/авторах, аннотацию, ключевые слова, текст публикуемого материала, список источников и литературы, транслитерацию списка источников и литературы.
Название статьи, сведения об авторе, аннотация, ключевые слова должны быть представлены на русском и английском языках.
2.2.1. Сведения об авторе/авторах (на русском и английском языках) должны содержать имя, фамилию и отчество (полностью), место работы с указанием кафедры (без сокращений, аббревиатуры не допускаются, рекомендуется использование общепринятого переводного варианта названия организации), занимаемую должность, ученое звание или статус, ученую степень, наименование страны (для иностранных авторов), адрес электронной почты, контактный телефон.
2.2.2. Аннотацию на русском языке оформляют согласно ГОСТ 7.9-95, ГОСТ Р 7.0.4-2006, ГОСТ 7.5-98. Ее помещают после указания названия и автора/авторов статьи. Она должна быть информативной.
2.2.3. Аннотация на английском языке (summary) должна быть выполнена на качественном английском языке, с использованием принятой и понятной англоязычному читателю терминологии.
2.2.4. Ключевые слова – это 5–10 основных терминов, которые использованы в статье. Ключевые слова приводятся в именительном падеже.
2.2.5. Текст не должен содержать некорректно оформленных заимствований. Использование текстов других авторов должно быть в объеме, оправданном целью цитирования. Все цитаты сопровождаются ссылкой на источник непосредственно в конце процитированного текста – в квадратных скобках указывается порядковый номер по мере их появления. Ссылка на страницу отделяется от ссылки на источник запятой. Если в квадратных скобках одновременно приводятся ссылки на несколько источников, они отделяются друг от друга точкой с запятой (например: [1, с. 25]; [4]; [1, с. 26; 5, с. 17]). При прямом цитировании текст заключается в кавычки и в ссылке обязательно указывается номер страницы источника или листа архивного документа (например: [1, с. 25] или [5, л. 3 об.]).
2.2.6. Возможно использование ранее опубликованных собственных текстов автора в объеме, оправданном целью цитирования(!), и со ссылкой на источник, оформленной в соответствии с установленными правилами цитирования (добросовестное самоцитирование).
2.2.7. Список источников и литературы должен включать в себя все работы, использованные автором; приветствуются ссылки на новейшую научную литературу. Каждая ссылка должна содержать следующие пункты: автор/авторы, заглавие, место издания, год издания, издательство, общее количество страниц. Также указываются редактор, составитель, переводчик и т.п.; книжная серия издания (если имеется). Между областями описания ставится разделительный знак «точка». Список литературы составляется в порядке цитирования (!) и оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.0.5–2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления». Ссылки на Internet-ресурсы приводятся в общем списке литературы по автору или заглавию публикации с обязательным указанием адреса сайта, где эта публикация размещена, и датой ее размещения или датой последней проверки наличия ресурса (например: Васильев В.В. Неизвестный Юм // Вопросы философии. 2014. № 1. С. 127–139. URL: http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=884&Itemid=52 (дата обращения: 12.06.2014).
Автор отвечает за достоверность сведений, точность цитирования и ссылок на источники и литературу.
3. Оформление таблиц, рисунков, формул.
3.1. Все таблицы в тексте нумеруются и сопровождаются заголовками, в тексте на таблицу дается ссылка, например: (см. табл. 1).
3.2. Иллюстрации (фотографии, рисунки, схемы, графики, диаграммы, карты) следует представлять отдельным файлом и сопровождать подписями. Графические материалы (схемы, диаграммы и т.п.) должны быть представлены в векторном формате (AI, EPS, Excels); рисунки и фотографии – в формате TIF или JPG с разрешением не менее 300 DРI. В тексте должны присутствовать ссылки на иллюстрации, например: (см. рис. 1).
3.3. Формулы должны быть набраны в редакторе формул программы Word. Перенос формул допускаются на знаках «плюс» и «минус», реже – на знаке «умножение». Эти знаки повторяются в начале и в конце переноса. Формулы следует нумеровать (нумерация сквозная по всей работе арабскими цифрами). Номер формулы заключают в круглые скобки у правого края страницы.
Научные статьи и материалы, направленные в редакцию без выполнения настоящих требований, не рассматриваются.
Информация о журнале
Презентационный номер
Журнал «УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ: теория и практика эффективного администрирования» — научно-методический журнал, выпускаемый ООО «Эффектико Групп» с 2006 года. Зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС 77-22752. Территория распространения – РФ.
Входит в перечень журналов, индексируемых в РИНЦ (Российском индексе научного цитирования) – авторитетном источнике библиографической информации по российской научной периодике. В редакционном совете – ведущие российские ученые и специалисты в области образования.
Содержательный фокус журнала направлен на решение вопросов управления качеством образования, инновационное развитие образовательных систем, совершенствование системы оценки качества. Основные рубрики:
— теоретические основы управления качеством образования;
— система менеджмента качества;
— контроль, мониторинг и оценка качества;
— практика эффективного управления;
— инновационные технологии в обучении;
— организация работы с одаренными детьми;
На страницах журнала, помимо научных статей, размещаются актуальные нормативно-правовые акты, интервью с ведущими учеными и практиками в системе образования, освещаются интересные события в области образования.
Издание адресовано руководителям образовательных учреждений, заместителям директоров, методистам, специалистам органов управления образованием и другим заинтересованным лицам.
Научно-методический журнал
«УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ:
теория и практика
эффективного администрирования»
журнал для руководителей образовательных учреждений
и специалистов в области управления образованием
Информация о журнале
Общая информация. Содержательный фокус журнала. Целевая аудитория.
Редакция журнала
Руководители. Состав редакционного совета.
Рубрики журнала
Описание содержания основных рубрик.
Авторам
Технические требования к размещаемым в журнале публикациям. Форма заявления автора.
Электронные портфели
Нормативные документы и практикоориентированные статьи по темам: «Эффективный контракт. Оценка персонала», «Самообследование. Контроль, мониторинг и оценка качества образования»
Контакты
Адрес и телефоны редакции журнала. Адрес официального сайта, e-mail, реквизиты.
- сетевое издание педагогическая практика
- сетевое наставничество материалы практики наставничества электронный ресурс hudoteplaja s n