сестринское дело обучение что изучают
Специальность «Сестринское дело» (бакалавриат)
Степень: Академический бакалавр
Наиболее распространенные экзамены при поступлении:
Содержание
Чем больше развивается медицина, тем строже становятся требования к персоналу. Пока в обществе осталось отношение к медицинской сестре, как к сотруднику без особой квалификации. Но еще с 1991 года в России существует специальность 34.03.01 «Сестринское дело». Она подготавливает трудовые кадры с высшим образованием. Появление этого направления стало реакцией на общемировые тенденции.
Как демонстрирует опыт, высшее образование отражается на качестве работы медицинской сестры. Чаще всего после окончания бакалавриата такой специалист не покидает своей профессии, так как видит широкие перспективы для самореализации. В круг компетенций входит не только медицинская деятельность, но и реабилитационная, организационная, управленческая и исследовательская.
Условия поступления
Этот курс предназначен для воспитания кадров, которые впоследствии смогут выполнять профессиональные задачи, опираясь на багаж естественнонаучных и медицинских знаний.
Есть возможность поступить в один из вузов Москвы, получив сначала среднее медицинское образование по специальностям «Лечебное дело», «Сестринское дело» или «Акушерское дело». Тогда обучение начнется уже с третьего курса. Но принимают на учебу и выпускников 11 классов.
Какие им предстоит сдать предметы для поступления:
Многие вузы вводят дополнительный экзамен, проверяя у поступающих уровень иностранного языка. Это объясняется тем, что отечественная медицина активно перенимает мировой опыт.
Будущая профессия
Такая специальность предполагает умелое использование знаний и практических навыков для выполнения широкого круга профессиональных задач. Медсестра с высшим образованием может, как оказывать экстренную помощь, так и организовывать уход за больным в условиях стационара или на дому. Она же проводит просветительскую работу, обеспечивает безопасную для здоровья среду. Ее обучают ведению отчетной и другой медицинской документации, организационным и управленческим навыкам.
Куда поступать
Курс можно освоить в следующих учебных заведениях:
Срок обучения
Полный комплекс необходимых предметов можно освоить за четыре года на очном отделении.
Дисциплины, входящие в курс обучения
Чтобы стать бакалавром по этому профилю, предстоит изучение следующих предметов:
Приобретаемые навыки
После окончания курса специалист может выполнять следующие задачи:
Перспективы трудоустройства по профессии
После окончания бакалавриата возможности для самореализации становятся намного шире и привлекательнее. Высшее образование создано для того, чтобы медицинская сестра быстро адаптировалась к нововведениям, умело использовала инновации.
Она может работать не только в медицинских и лечебных учреждениях. Такой специалист нужен в школьной медицине, общественном здравоохранении. Есть вакансии в санаторно-курортных учреждениях, реабилитационных центрах, домах отдыха.
Кем работает специалист после бакалавриата:
Стартовый уровень оплаты труда достаточно высок – не ниже 15 тысяч в отечественной валюте. По мере роста компетенции можно претендовать на более солидные ставки.
Преимущества профессионального совершенствования
Для медицинской сестры перспективы образования не ограничиваются бакалавриатом. Можно поступать в магистратуру, где есть возможность выбрать разные направления для дальнейшей самореализации. Если выбирать лучшие вузы, то предстоит не только знакомство с исследовательской деятельностью, но и зарубежная стажировка. Впоследствии этот опыт сыграет значимую роль в трудоустройстве.
После окончания магистратуры можно пойти по стезе преподавателя. Также специалист имеет возможность посвятить жизнь науке. У него шире возможности для трудоустройства на вакансии административно-управленческого рода. Еще он может найти интересную и высокооплачиваемую работу в организациях здравоохранения, выступая в роли эксперта или консультанта.
Перечень изучаемых дисциплин по направлению 34.03.01 Сестринское дело
Перечень изучаемых дисциплин по направлению 34.03.01 Сестринское дело
Изучение истории России
Физическая культура и спорт
Занятия физической культурой и спортом
Обучение основных знаний в области права
Изучение экономики здравоохранения
Изучение закономерностей поведения и деятельности людей, социальных групп
Введение в сквозные цифровые технологии
Изучение сквозных цифровых технологий, вопросов цифровой трансформации
Введение в специальность
Основная дисциплина по введению в специальность
Изучение истории и философию сестринского дела, его роль и место в медицине и жизни общества.
Основы сестринского дела
Изучение ухода за больными и тяжелобольными, выполнение медицинских манипуляций по назначению врача, обучение больного или пострадавшего утраченным навыкам
Изучение нормативно-правовых документов
Обучение математики, необходимым для врачебной
Изучение основ физики
Изучение строения, функций и органов человеческого тела
Изучение нормальной физиологии человеческого организма
Изучение закономерности возникновения, развития и завершения болезней
Изучении основ медицинской микробиологии и иммунологии
Латинский язык и основы терминологии
Изучение латинского языка и медицинской терминологии
Элективные дисциплины по физической культуре и спорту
Элективный курс по занятиям физической культурой и спортом
Изучение истории и становления медицины
История сестринского дела
История появления профессии
Изучение развития форм мышления, в которых воплощаются философские позиции и системы
Обучение английскому языку
Изучение общих закономерностей возникновения опасностей, их свойств, последствий влияния на организм человека
Изучение проектов во всем их многообразии
Информационные технологии в профессиональной деятельности
Изучение текстовых процессоров, электронных таблиц, графических редактор, систем машинного распознавания текста, программ создания мультимедийных продуктов
Основы сестринского дела
Изучение ухода за больными и тяжелобольными, выполнение медицинских манипуляций по назначению врача, обучение больного или пострадавшего утраченным навыкам
Здоровый человек и его окружение
Изучение особенности здорового человека и его окружения
Эпидемиология и больничная гигиена
Изучение противоэпидемических мероприятий и организации их проведения
Сестринское дело в терапии
Изучение деятельности по укрепления здоровья населения, профилактики заболеваний, предоставление психосоциальной помощи и ухода лицам, имеющим физические и психические заболевания, а также нетрудоспособным людям всех групп.
Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи
Изучение первичной медико-санитарной помощи
Элективные дисциплины по физической культуре и спорту
Элективный курс по занятиям физической культурой и спортом
Методы индивидуального ухода
Изучение о методах индивидуального ухода
Первая помощь и уход за больными
Систему знаний и сфера практической деятельности, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья населения при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и эпидемиях, предупреждение и лечение поражений и заболеваний, возникших при ЧС, сохранение и восстановление здоровья участников ликвидации ЧС.
Сестринское дело в оказании социальной помощи
Формирование представлений об организации медико-социальной помощи населению
Основы социальной медицины
Формирование представлений об организации медико-социальной помощи населению
Воспитание, образование, обучение
Изучение закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей.
Изучение лекарственных средств
Изучение основ реабилитации
Сестринское дело в хирургии с курсом реаниматологии
Изучение сестринского дела в хирургии
Сестринское дело в педиатрии
Изучение сестринского дела в педиатрии
Сестринское дело при инфекционных болезнях и курсе ВИЧ инфекции
Изучение сестринского дела при инфекционных болезнях и курсе ВИЧ инфекции
Сестринское дело в гериатрии
Изучение сестринского дела в гериатрии
Изучение сестринского дела в лабораторной диагностике
Элективные дисциплины по физической культуре и спорту
Элективный курс по занятиям физической культурой и спортом
Организация в здравоохранении
Изучение организации в здравоохранении
Управление качеством в здравоохранении
Изучение качества в здравоохранении
Исследования в сестринском деле
Изучение исследования в сестринском деле
Общественное здоровье и биоэтика
Изучение широкого круга медицинских, социологических, экономических, управленческих, философских проблем в конкретных исторических условиях.
Статистический учет и стандартизация
Изучение статистического учета
Менеджмент в сестринском деле
Изучение менеджмента в сестринском деле
Изучения акушерства и гинекологии
Сестринское дело в психиатрии и курсе наркологии
Изучение сестринского дела в психиатрии
Сестринское дело в паллиативной медицине
Изучение сестринского дела в паллиативной медицине
Организация профилактической работы с населением
Формирование представлений об организации медико-социальной помощи населению
Организация профессиональной деятельности
Формирование представлений об организации медико-социальной помощи населению
Что такое Сестринское Дело в мед колледже?
Важно отметить, что студенты, которые собираются идти на специализацию «Сестринское дело» и в будущем стать медсестрой, после успешного окончания медицинского колледжа смогут продолжить обучение в вузе и получить более высокую степень подготовки. Она позволит занимать старшие и даже руководящие должности.
Ниже подробно расскажем о том, что такое сестринское дело в мед колледже, что входит в перечень обязанностей медсестры, какие особенности, нюансы и тонкости следует учитывать при поступлении на данную специализацию.
Обязанности мед сестры
Деятельность медсестры (медбрата) направлена на профилактику различных заболеваний и укрепление здоровья населения. Медсестры занимаются предоставлением базовой психологической или психосоциальной помощи нуждающимся людям или тем, кто имеет психические особенности развития, физические заболевания, которые не позволяют человеку самостоятельно заботиться о себе.
Отдельно стоит отметить, что юноши тоже могут работать по этой специальности, то есть медбратом — никаких запретов на данную профессию в зависимости от пола человека законодательно не предусмотрено. И медсестра, и медбрат выполняют на работе идентичные функции.
Что делает медсестра:
Это основные функциональные обязанности медсестры (медбрата). В зависимости от места работы они могут быть расширены или сокращены.
Как выучиться на мед сестру
Чтобы стать медсестрой, учащийся школы должен подать документы в медицинский колледж на специализацию «Сестринское дело». Поступить можно как после 9-ти, так и 11-ти классов. Только в первом случае срок обучения будет увеличен на один год — все учащиеся, которые поступили в колледж на базе основного общего образования, обязаны пройти общеобразовательный цикл предметов. То есть ускоренную программу за 10 и 11 годы школьного образования.
Что сдавать, чтобы поступить
Чтобы поступить на «Сестринское дело» на медсестру именно в медицинский колледж, никаких госэкзаменов сдавать не нужно. Единственное, что потребуется — аттестат. Для его получения требуется успешно сдать ОГЭ или ЕГЭ.
Важно! Результаты ЕГЭ не учитываются при поступлении в колледж.
Перспективы специальности
После колледжа можно сразу пойти работать в медицинское учреждение, клинику, фитнес- и SPA-центр — на выбор. Или повысить квалификацию — продолжить образование в медицинском вузе, поступив на ту же самую специальность. Для этого потребуется сдать ЕГЭ или вступительные испытания. После учебы в вузе выпускник сможет устроиться не только медсестрой (медбратом), но и занимать более старшие должности, вплоть до руководящих.
Медсестра — одна из древнейших профессий. В Раннее Средневековье таких девушек называли сестрами милосердия, они пользовались уважением и почитанием, к ним обращались за поддержкой в сложных жизненных ситуациях. Хотя изначально профессия медицинской сестры не выделялась, так как большинство обязанностей выполняли лекари и знахари. Медсестра стала отдельной профессией только ближе екам. Тогда сестры милосердия в основном ухаживали только за пациентками — девушками и женщинами, но после нескольких затяжных войн они начали оказывать медицинскую помощь раненым воинам.
Адрес поступления:
Москва, Ленинградский пр-т. д. 80, корп. Г (м. Сокол)
Москва, ул. Измайловский вал, д. 2, корп. 1 (м. Семеновская)
Телефон: 8 (800) 100 00 11
График работы приёмной комиссии:
Пн — Пт: 09.00−20.00;
Сб — Вс: 10.00−17.00.
Как проходит обучение в сестринском деле?
Функции медицинской сестры в настоящее время расширяются благодаря реформам в здравоохранении. При этом одной из важнейших составляющих профессиональной деятельности является сестринская педагогика — передача пациенту и его родственникам необходимых знаний, умений и навыков.
Эффективность сестринского процесса напрямую зависит от грамотности и профессионализма медицинской сестры. Когда пациент утрачивает способности к самообслуживанию, на помощь приходит медицинская сестра. Но не только для того, чтобы помочь произвести необходимые действия. Гораздо более важная задача медицинской сестры — обучить пациента в сложившихся условиях самому себя обслуживать.
Сестра
Таким образом, одна из основных функций медицинской сестры — обучение, проводящееся в различных жизненных сферах.
Сферы обучения пациента
Познавательная сфера — способность к восприятию нового, анализу и синтезу, абстрактному мышлению, способности отличать приоритетную информацию от второстепенной.
Эмоциональная сфера — ответственна за настроение пациента в измененных условиях жизни, проявляется в зависимости от свойств личности (добросердечия или злобности, впечатлительности или черствости и т.п.). При наблюдении за пациентом медицинская сестра отмечает изменения внешнего вида и поведения пациента.
Психомоторная сфера — способность пациента к обучению новым навыкам благодаря своей умственной и мышечной деятельности, психологическая, физическая и эмоциональная готовность к обучению.
Социально-психологическая сфера — сложившаяся гражданская позиция пациента, личностные и интеллектуальные способности, умение правильно оценить ситуацию и собственные силы, выносливость, отношение к процессу обучения.
В педагогической ситуации, т.е. при обучении пациента и/или его родственников, сами обучаемые моут выполнять следующие функции:
Содержание обучения
Основное направление в содержании обучения пациента — сохранение его здоровья и поддержание максимально комфортного качества жизни. Для медицинской сестры важно разбираться в новых технологиях обучения, уметь определять приоритетные задачи обучения, использовать понятные для пациента и его семьи термины. Исходя их всего этого, можно определяться, чему и как обучать.
В процессе обучения следует определить последовательность, систематичность, глубину подаваемых знаний соответственно способностям и возможностям обучаемых.
Основное содержание сестринской педагогики — формирование умений и навыков обращения с предметами ухода, помощь в овладении навыками самоухода и принципам оказания неотложной помощи. При этом пациенты должны активно вовлекаться в практическую деятельность. Такой подход способствует скорейшему формированию необходимых навыков и формирует новые потребности и интересы.
Планирование и оценка эффективности и качества обучения
Сестринская педагогика предполагает организацию процесса обучения медицинской сестрой. Весь процесс должен состоять из формулировки мотива обучения, построения его плана, реализации и контроля и оценки результата. Планирование процесса обучения проводится совместно с пациентом, исходя из его индивидуальных возможностей и наиболее приемлемого времени для обучения.
Задачи медицинской сестры:
Эффективность обучения пациента и его родственников определяется достижением поставленных в плане целей.
Важнейшим навыком для медицинской сестры в процессе сестринской педагогики считается коммуникативный. Большую роль играют знания в области психологии, а также такие личностные качества, как такт, терпение, оптимизм, настроенность на положительный результат.
Задачи и сферы обучения в сестринском деле
Задачами обучения в сестринском деле являются пропаганда здорового образа жизни, позволяющего сохранить и укрепить здоровье и подготовка пациента к максимальной адаптации в болезни. Обучение, как правило, происходит в трех сферах: познавательной, эмоциональной и психомоторной.
Познавательная сфера подразумевает, что человек получает информацию, узнает новые факты. Эту информацию он анализирует, отделяет важную, значимую для него, от второстепенной.
Например, человек узнает о сущности заболевания, его причинах, факторах риска, течении и возможных исходах, принципах организации здорового образа жизни, рациональном питании, диете, способах закаливании, профилактических мероприятиях.
Эмоциональная (чувственная) сфера заключается в том, что человек, получив информацию, реагирует на это чувствами (эмоциями), переживаниями, мыслями, мнениями. Он оценивает полученные знания и изменяет свое поведение.
Например, человек активно слушает и реагирует на новую информацию (удивляется, тревожится, задумывается) и меняет свое поведение: начинает соблюдать диету, рационально питаться, заниматься физической культурой, одеваться по сезону, соблюдать правила безопасности жизнедеятельности.
Психомоторная сфера означает, что человек, используя умственную и мышечную деятельность, обучается новым видам движений, уверенно выполнит необходимые действия, приобретает стойкие навыки, например чистит зубы, завязывает шнурки, передвигается с помощью костылей, вводит себе инсулин, определяет пульс и т.д.
Сестринское обучение требует от медицинской сестры специальных знаний и профессионализма. Она должна владеть методами и приемами обучения. Методами обучения являются:
Выделяют несколько видов учебных занятий:
Важным компонентом обучения являются средства обучения.
Учебно-наглядные пособия дополняют и иллюстрируют объяснение. Пособиями могут служить: — натуральные препараты (объекты живой и неживой природы); — средства обучения, являющиеся предметами профессиональной деятельности (медицинские инструменты, перевязочный материал, приборы и т.д.); — изобразительные средства (рисунки, плакаты, фотографии, слайды, таблицы, диаграммы, схемы, графики, планы, карты).
Вербальные средства включают в себя справочную, учебную и методическую литературу.
Технические средства обучения являются техническими устройствами. К ним относятся видеофильмы, аудиозаписи, компьютеры, мультимедийные системы. Таким образом, знание разнообразных методов, форм и способом обучения позволяет медицинской сестре выбрать оптимальный способ обучения пациента.
Формальное обучение пациента проводится в ЛПУ или домашней обстановке. Медицинская сестра обучает пациента, прививает навыки повседневных действий (введение инсулина, измерение АД) или закрепляет навыки, полученные у других специалистов: инструктора по лечебной физкультуре (ЛФК), массажиста, диетолога.
Неформальное обучение проводится, когда медицинская сестра, выполняя свои обязанности, беседует с пациентом о волнующих его проблемах: как правильно питаться, к чему приведет частое употребление алкоголя, какие побочные действия может оказать лекарство и т.д. Используя формальное и неформальное обучение, медицинская сестра может значительно увеличить объем знаний и умений пациента и ею родственников.
Кроме того, обучение может быть индивидуальным и коллективным (групповым). Групповое обучение больных имеет ряд преимуществ. Оно создает определенную атмосферу, помогает воспринять информацию в нужном свете, уменьшает чувство одиночества. Пациенты получают возможность обменяться опытом, получить поддержку, что способствует положительному восприятию процесса лечения.
Для более активного вовлечения пациентов в учебный процесс целесообразно применять активные методы обучения: анализ конкретных ситуаций, решение задач, дискуссии, деловые игры, которые активизируют мышление, повышают мотивацию к обучению. Деловая игра ставит участников в реальные жизненные ситуации, формирует умения и навыки решения конкретных проблем. Однако групповое обучение не всегда эффективно и напрямую зависит от количества обучаемых: чем больше группа, тем ниже эффективность. Лучше всего проводить обучение индивидуально или небольшой группой (2 — 3 чел.).
Лекции для студентов по ПМ04 МДК04.01. Педагогика в сестринском деле
Способность к обучению от стадии и уровня общения развития (ребёнок, престарелый и т. д.).
Прежде чем начать обучение, сестра должна оценить уровень развития познавательных способностей человека, чтобы выбрать способ обучения, соответствующий его уровню развития.
Важными критериями оценки способности к обучению являются возраст пациента, его физическое состояние (слабость, истощение и т. п.), при котором обучение может оказаться невозможным или неэффективным, расположенность к общению, объём движений, степень подвижности и. т. д.
Окружающая обстановка также является одним из важных условий успешного обучения. Начиная обучение, сестра должна оценить количество обучаемых (групповое обучение не всегда эффективно), необходимость в уединении, температуру воздуха, освещение, шум, вентиляция, мебель).
Сестра должна знать и понимать значимость каждого этапа учебного процесса:
Оценка исходного уровня
Оценка исходного уровня знаний и умений предусматривает определение уровня имеющихся у человека знаний и умений, а также его отношение к информации, которую ему предстоит узнать.
При проведении оценки следует учитывать такие факторы, как возраст, образование, нынешнее состояние здоровья, самочувствие и врачебный диагноз.
Проводя эту предварительную оценку, надо знать: пациенты, страдающие определенными заболеваниями, будут нуждаться в обучении специфическим навыкам, например, таким, как застёгивать пуговицы, надевание обуви, приём пищи и т. д.
Определение целей, планирование содержания и сферы обучения
Тема может преподаваться в любой сфере обучения. Формулировка целей в рамках осуществления сестринского процесса должна быть ориентирована на три сферы обучения. При этом цели, связанные с обучением, называются поведенческими. В формулировке цели отражается то, что пациенту необходимо сделать, чтобы достигнуть результата. Цели должны быть измеряемыми.
Правильно поставленная цель содержит три компонента:
Примером формулировки цели в психомоторной сфере обучения может быть: «Иван Петрович научится ходить на костылях через 5 дней самостоятельно». При формулировке целей обучения в психомоторной сфере применяют глаголы, определяющие умения и навыки: «Иван Петрович продемонстрирует умение пользоваться калоприемником сразу же после обучения»
При формировании целей обучения в познавательной сфере следует использовать глаголы, отражающие мыслительную деятельность: «Иван Петрович поймет, почему ему нужно ограничить углеводы, сладкое сразу же после моей беседы».
При определении целей в эмоциональной сфере обучения используют глаголы, ощущения, реакции и оценку пациентом тех или иных явлений и ощущений: «Иван Петрович адекватно будет реагировать на наличие у него колостомы после моих бесед через пять дней».
Определив цели обучения, следует запланировать содержание и методы обучения. В план включают время (утро, день и т. д.) и продолжительность обучения.
Если в результате обучения пациент должен научиться нескольким навыкам, нужно учесть оптимальную последовательность обучения не утомляющую пациента и не вызывающую у него отрицательных эмоций.
В первую очередь обучают человека не вызывающую у него отрицательные эмоции. В первую очередь обучают человека более простым навыкам, а затем уже более сложным.
Для каждого обучающего мотивация индивидуальна. Медицинская сестра тактично, уважительно, терпеливо, а иногда и настойчиво, выясняет мотивы к обучению и на них ориентируется в кропотливом, последовательном, порой очень сложном и трудном учебном процессе.
Устойчивую положительную мотивацию формируют двумя путями:
Сестре необходимо разработать индивидуальный план обучения для каждого пациента.
Например, сестра совместно с пациентом, перенесшим острое нарушение мозгового кровообращения, в связи с чем, его правая нога пока неустойчива, а правая рука не функционирует, планирует обучение так: «Иван Петрович будет одеваться самостоятельно через неделю».
При этом она планирует, что вначале он научиться надевать брюки, затем обувь и только в последнюю очередь – рубашку, поскольку пациент считает, что это для него самое трудное.
Выполняя составленный план, сестра должна выбрать правильно время для обучения, когда пациент наиболее способен воспринимать информацию.
Обучение проводится только в том случае, когда сестра располагает достаточным количеством времени, при этом пациент чувствует себя хорошо, спокоен и находится в комфортной обстановке. В противном случае обучение следует отложить.
Если пациент расстроен, что у него что-то не получается, чему его учит сестра, нужно предложить ему переждать, проявляя при этом терпение и спокойствие.
Обучая пациента можно использовать специальную литературу, изданную для них, составить алгоритмы действий манипуляций, которые он должен делать дома самостоятельно (например, ухода за трахеостомой в домашних условия, смена калоприемника и т. п.). Подчеркивая важную информацию, сестра помогает пациенту сосредоточиться на значимой для него информации.
Необходимо обучаемым задавать много вопросов. Вопросы должны быть открытыми, а не закрытыми. Очень важно, чтобы пациенты демонстрировали сестре те действия, которым их научили. При проверке указывать на ошибки и исправлять. Необходимо поддерживать у обучаемых интерес к материалу. Обучая нужно быть уверенным, что пациенты или их близкие правильно поняли передаваемую информацию.
В связи с этим сестра в процессе обучения периодически проверяет и оценивает, на сколько эффективно идёт обучение, задавая пациенту конкретные вопросы с открытым ответом. В том случае, когда сестре приходиться передавать большой объём информации, нужно разделить сообщение на несколько частей, периодически спрашивая пациента, понял ли он сестру.
В заключение вкратце можно повторить всю информацию.
Оценка результатов обучения
Оценивая результаты обучения, следует дать пациенту понять, что и у других людей также возникают вопросы, при этом можно ему сказать: «У многих людей возникают по этому поводу вопросы».
Для повышения интереса похвалите пациента, когда он задаёт вопрос, скажите: «Это хороший вопрос. Я рада, что Вы его задали!». Если пациент задаёт вам вопрос, на который вы не можете ответить, нужно сказать ему, что вам надо посоветоваться.
Очень важно не использовать специальных терминов, а если используете, то его надо объяснить так, чтобы пациент понял. Получив согласие пациента, попросите его продемонстрировать всё, чему вы его научили.
Следует обязательно сообщить пациенту результат сестринской оценки: он должен знать, насколько успешно справился с поставленной задачей, и можно ли считать обучение данным конкретным навыкам завершенным.
Теория поэтапного формирования умственных действий и психомоторных навыков П. Я. Гальперина
Пример использования сестринского процесса при обучении
Пациент Иван Петрович, по профессии инженер по сельхоз технике, находится на стационарном лечении в кардиологическом отделении. Врачебный диагноз: гипертоническая болезнь II степени. При опросе медсестра выяснила, что пациент периодически страдает сильными головными болями. Артериальное давление повышается до очень высоких цифр.
В результате лечения АД быстро снижается и пациент выписывается, ссылаясь на занятость и необходимость всегда быть на рабочем месте. Рекомендации врача принимать постоянно лекарства для поддержания необходимого уровня АД не выполняет. При последней госпитализации АД 200/120мм рт. ст., Р = 100 пульсовых волн в минуту.
Пациенту был рекомендован постельный режим, назначены гипотензивные средства, после чего АД быстро снизилось, исчезли головные боли, пациент почувствовал себя хорошо, повеселел, выглядит лучше, стал задавать медсестре много вопросов, и медсестра заметила, что Иван Петрович следит, как она измеряет давление ему и всем соседям по палате.
Оказалось, он и его родственники не могут измерять АД.
Приоритетная проблема: дефицит знаний и умения по технике измерения артериального давления.
Краткосрочная цель: пациент осознает необходимость самостоятельно измерять АД в течение 2 дней.
Долгосрочная цель: пациент будет самостоятельно измерять себе АД и оценивать полученные результаты через 10 дней.
Медсестра реализует выше изложенный план, согласованный с пациентом.
Через 10 дней пациент измеряет АД самостоятельно, не пользуясь записями или алгоритмом, и правильно оценивает результаты измерения.
Обучение в сестринском деле
Цели занятия, исходя из уровней усвоения учебной информации:
Оснащённость занятия, наглядность: согласно картотеке занятия Место проведения занятия: кабинет доклинической практики
Структура, содержание и режим СЕМИНАРСКОГО занятия (опроса на практическом занятии).
№ п/п время | Элементы занятия, учебные вопросы, формы и методы обучения | Реализация ПК | |||||||||||||
1. 2мин. | Организационный момент: — приветствие преподавателя, — проверка присутствующих, — проверка готовности студентов (внешний вид, рабочее место) и аудитории к занятию | ||||||||||||||
2. 3мин. | Изложение темы, целей занятия, мотивация темы. Студент должен знать: Структура, содержание и режим ПРАКТИЧЕСКОГО занятия
Задачи обучения в сестринском делеЗадачи обучения в сестринском деле — это: ОБУЧЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ- это процесс целенаправленной деятельности медицинской сестры и пациента, обеспечивающий усвоение знаний и формирование навыков у пациента. Таким образом, СУЩНОСТЬ СЕСТРИНСКОЙ ПЕДАГОГИКИ состоит в передаче знаний, умений и навыков от медицинской сестры пациенту или его близким в процессе обучения. В результате пациент или его близкие усваивают и формируют навыки для удовлетворения прежде всего основных жизненно важных человеческих потребностей. От уровня профессиональной подготовки медсестры, ее знаний, опыта зависит процесс обучения пациента, а в случае необходимости и его близких. Обучение является одной из функций в деятельности медсестры. СЕСТРИНСКОЕ ОБУЧЕНИЕ — это та область сестринской деятельности, в которой медицинская сестра может проявить свой творческий потенциал, опираясь на профессионализм. Эта деятельность сталкивает медицинскую сестру с рядом проблем, требующих терпения,такта и специальных знаний. Медсестра должна владеть методами и приемами обучения. К МЕТОДАМ ОБУЧЕНИЯ ОТНОСЯТСЯ: Нужную информацию необходимо давать в процессе обучения небольшими блоками, идти от простого к сложному, при этом четко выделяя главное — то, что пациент должен усвоить обязательно: то есть, необходим путь поэтапного овладения знаниями, умениями с последующим формированием навыков. ПРИЕМ — это совокупность действий, направленных на достижение желаемого результата в обучении. К приемам относятся: ОБУЧЕНИЕ пациента в ЛПУ или дома относится к формальной обстановке, когда медицинская сестра обучает навыкам, приемам выполнения привычных (повседневных) действий, например: умывания, одевания, приема пищи. В некоторых случаях медицинская сестра помогает пациенту закрепить навыки, полученные им у других специалистов, например: инструктора ЛФК, массажиста, диетолога и т.д.). Процесс обучения должен быть мотивирован. Именно мотивация стимулирует отношение пациента к обучению, с целью сохранения, укрепления и восстановления своего здоровья.
|