сестринская педагогика мотивация обучения методы обучения план обучения

Сестра

сестринская педагогика мотивация обучения методы обучения план обучения. Смотреть фото сестринская педагогика мотивация обучения методы обучения план обучения. Смотреть картинку сестринская педагогика мотивация обучения методы обучения план обучения. Картинка про сестринская педагогика мотивация обучения методы обучения план обучения. Фото сестринская педагогика мотивация обучения методы обучения план обучения

сестринская педагогика мотивация обучения методы обучения план обучения. Смотреть фото сестринская педагогика мотивация обучения методы обучения план обучения. Смотреть картинку сестринская педагогика мотивация обучения методы обучения план обучения. Картинка про сестринская педагогика мотивация обучения методы обучения план обучения. Фото сестринская педагогика мотивация обучения методы обучения план обучения

Функции медицинской сестры в настоящее время расширяются благодаря реформам в здравоохранении. При этом одной из важнейших составляющих профессиональной деятельности является сестринская педагогика — передача пациенту и его родственникам необходимых знаний, умений и навыков.

Эффективность сестринского процесса напрямую зависит от грамотности и профессионализма медицинской сестры. Когда пациент утрачивает способности к самообслуживанию, на помощь приходит медицинская сестра. Но не только для того, чтобы помочь произвести необходимые действия. Гораздо более важная задача медицинской сестры — обучить пациента в сложившихся условиях самому себя обслуживать.

Таким образом, одна из основных функций медицинской сестры — обучение, проводящееся в различных жизненных сферах.

Сферы обучения пациента

Познавательная сфера — способность к восприятию нового, анализу и синтезу, абстрактному мышлению, способности отличать приоритетную информацию от второстепенной.

Эмоциональная сфера — ответственна за настроение пациента в измененных условиях жизни, проявляется в зависимости от свойств личности (добросердечия или злобности, впечатлительности или черствости и т.п.). При наблюдении за пациентом медицинская сестра отмечает изменения внешнего вида и поведения пациента.

Психомоторная сфера — способность пациента к обучению новым навыкам благодаря своей умственной и мышечной деятельности, психологическая, физическая и эмоциональная готовность к обучению.

Социально-психологическая сфера — сложившаяся гражданская позиция пациента, личностные и интеллектуальные способности, умение правильно оценить ситуацию и собственные силы, выносливость, отношение к процессу обучения.

В педагогической ситуации, т.е. при обучении пациента и/или его родственников, сами обучаемые моут выполнять следующие функции:

Содержание обучения

Основное направление в содержании обучения пациента — сохранение его здоровья и поддержание максимально комфортного качества жизни. Для медицинской сестры важно разбираться в новых технологиях обучения, уметь определять приоритетные задачи обучения, использовать понятные для пациента и его семьи термины. Исходя их всего этого, можно определяться, чему и как обучать.

В процессе обучения следует определить последовательность, систематичность, глубину подаваемых знаний соответственно способностям и возможностям обучаемых.

Основное содержание сестринской педагогики — формирование умений и навыков обращения с предметами ухода, помощь в овладении навыками самоухода и принципам оказания неотложной помощи. При этом пациенты должны активно вовлекаться в практическую деятельность. Такой подход способствует скорейшему формированию необходимых навыков и формирует новые потребности и интересы.

Планирование и оценка эффективности и качества обучения

Сестринская педагогика предполагает организацию процесса обучения медицинской сестрой. Весь процесс должен состоять из формулировки мотива обучения, построения его плана, реализации и контроля и оценки результата. Планирование процесса обучения проводится совместно с пациентом, исходя из его индивидуальных возможностей и наиболее приемлемого времени для обучения.

Задачи медицинской сестры:

Эффективность обучения пациента и его родственников определяется достижением поставленных в плане целей.

Важнейшим навыком для медицинской сестры в процессе сестринской педагогики считается коммуникативный. Большую роль играют знания в области психологии, а также такие личностные качества, как такт, терпение, оптимизм, настроенность на положительный результат.

Источник

Тема 1.4. Обучение в сестринском деле

Тема 1.4. Обучение в сестринском деле

Знать:

· Обучение в сестринском деле: понятие, сферы, способы (методы) и приемы обучения

· Цели и задачи обучения в сестринском деле.

· Виды, методы и способы обучения в сестринском деле.

· Сферы обучения: познавательная, эмоциональная, психомоторная.

· Приемы и способы обучения: индивидуальные, коллективные и т.д.

· Факторы, способствующие и препятствующие обучению.

· Условия эффективного обучения.

· Деятельность медсестры в обучающем процессе – этапы обучения пациентов и родственников.

Методы обучения

Практический– отработка самих манипуляций

Наглядный – иллюстрация медицинского атласа, видеофильма

Виды обучения

ФормальноеНеформальное
Медицинская сестра в ЛПУ или на дому обучает пациентов и/или его родственников приемам выполнения привычных (повседневных действий), например умывание, одевание, прием пищи, приему лекарственных средств, подготовке к исследованиям.Медицинская сестра при выполнении своих обязанностей беседует о волнующих людей проблемах (например, как уберечь себя и близких от ВИЧ-инфекции и т.д.), предоставляет информацию, необходимую для здорового образа жизни.

Задачи и содержание обучения

Требования к медицинской сестре в процессе обучения:

Личностные черты медсестры, необходимые в педагогической деятельности:

Поведение медсестры при обучении пациентов должно внушать уважение к ней, создавать у них уверенность. Что она все знает и умеет и что ей можно доверить свое здоровье и жизнь. Важно заинтересовать пациента в необходимости получения тех или иных знаний, умений, навыков и правильно выбрать момент, когда пациент готов усвоить нужную информацию.

Виды учения и способы обучения

Пассивного восприятия и освоения извне информации; в основе научения лежит преподавание пациенту готовой информации, готовых знаний и умений на основе методов: сообщение, разъяснение, показ и требование к определенным действиям пациента.
Активного самостоятельного поиска и использования информации; пациент (или члены его семьи) рассматриваются как субъект, формирующийся под воздействием собственных интересов и целей.
Организуемого из вне направленного поиска и использования информации. Постановка сестринских проблем, обсуждение поставленных целей вместе с пациентом и членами его семьи, дискуссия, совместное планирование, действия пациента, оценка результатов, обсуждение проб и ошибок.

Под сестринскими методами (способами) обучения понимают последовательное чередование способов взаимодействия медсестры и пациента, направленное на достижение целей сестринского процесса посредством проработки учебного материала.
Особенностью сестринской педагогики является индивидуальный подход развития утраченных, в связи с болезнью, способностей пациента обслуживать себя, если нет для этого противопоказаний.

На формирование умений и навыков, необходимых для восстановления здоровья пациента и должны быть направлены практические действия медсестры.

Умственных способностей
Возраста пациента
Состояния здоровья
Состояния сознания
Готовность пациента к усвоению информации зависит от:
Факторы, способствующие эффективному обучению:
Наличие четкой цели и мотивации к получению знаний.
Доброжелательное отношение медсестры к обучающимся.
Создание ассоциативной связи между новой информацией и прошлым; опытом и знаниями.
Обязательная практическая отработка полученных знаний.

Процесс обучения должен быть мотивирован. Мотивация стимулирует пациента к обучению с целью сохранения, укрепления и восстановления своего здоровья.

Мотив – (фран. – двигатель) –движущая сила человеческого поведения, его деятельности.

Группы мотивов:

Социальные мотивы(пациент и общество)

Основные этапы обучения.

1 Этап процесса обучения.
Оценка потребностей пациента и (или) его семьи в обучении

При нарушении удовлетворения хотя бы одной из потребностей у пациента развивается болезненное состояние.
Медсестра знает, что нарушить потребности человека могут факторы риска. Их более десяти. Некоторые из них могут возникать в определенных условиях жизни человека. Главное, необходимо найти способ адаптации человека к жизни в новых условиях, научить человека жить с факторами риска.
На потребность пациента и (или) его семьи в обучении, которую он испытывает в определенный момент своей жизни можно активно влиять с целью улучшения здоровья, и значительная роль в этом принадлежит медсестре.

Для этого медсестре необходимо:

Способы обучения

Тема 1.4. Обучение в сестринском деле

Знать:

· Обучение в сестринском деле: понятие, сферы, способы (методы) и приемы обучения

· Цели и задачи обучения в сестринском деле.

· Виды, методы и способы обучения в сестринском деле.

· Сферы обучения: познавательная, эмоциональная, психомоторная.

· Приемы и способы обучения: индивидуальные, коллективные и т.д.

· Факторы, способствующие и препятствующие обучению.

· Условия эффективного обучения.

· Деятельность медсестры в обучающем процессе – этапы обучения пациентов и родственников.

сестринская педагогика мотивация обучения методы обучения план обучения. Смотреть фото сестринская педагогика мотивация обучения методы обучения план обучения. Смотреть картинку сестринская педагогика мотивация обучения методы обучения план обучения. Картинка про сестринская педагогика мотивация обучения методы обучения план обучения. Фото сестринская педагогика мотивация обучения методы обучения план обучения

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

сестринская педагогика мотивация обучения методы обучения план обучения. Смотреть фото сестринская педагогика мотивация обучения методы обучения план обучения. Смотреть картинку сестринская педагогика мотивация обучения методы обучения план обучения. Картинка про сестринская педагогика мотивация обучения методы обучения план обучения. Фото сестринская педагогика мотивация обучения методы обучения план обучения

сестринская педагогика мотивация обучения методы обучения план обучения. Смотреть фото сестринская педагогика мотивация обучения методы обучения план обучения. Смотреть картинку сестринская педагогика мотивация обучения методы обучения план обучения. Картинка про сестринская педагогика мотивация обучения методы обучения план обучения. Фото сестринская педагогика мотивация обучения методы обучения план обучения

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

сестринская педагогика мотивация обучения методы обучения план обучения. Смотреть фото сестринская педагогика мотивация обучения методы обучения план обучения. Смотреть картинку сестринская педагогика мотивация обучения методы обучения план обучения. Картинка про сестринская педагогика мотивация обучения методы обучения план обучения. Фото сестринская педагогика мотивация обучения методы обучения план обучения

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Источник

Обучение в сестринском деле (сестринская педагогика): задачи и содержание обучения. Способы обучения. Этапы обучения

сестринская педагогика мотивация обучения методы обучения план обучения. Смотреть фото сестринская педагогика мотивация обучения методы обучения план обучения. Смотреть картинку сестринская педагогика мотивация обучения методы обучения план обучения. Картинка про сестринская педагогика мотивация обучения методы обучения план обучения. Фото сестринская педагогика мотивация обучения методы обучения план обучения

ОБУЧЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ (сестринская педагогика): Задачи и содержание обучения. Способы обучения. Этапы обучения.

Таким образом, можно сделать вывод, что изучение данной темы необходимо, так как знание этапов обучения помогает правильно построить процесс обучения пациента и, следовательно, помочь ему.

ПЕДАГОГИКА – это наука о воспитании и обучении человека. Предметом педагогики как области научного познания является:

    воспитание; обучение творческое развитие личности

СЕСТРИНСКАЯ ПЕДАГОГИКА – это та область сестринской деятельности, в которой медсестра может проявить свой творческий потенциал, опираясь на профессионализм. Эта деятельность сталкивает медицинскую сестру с рядом проблем, требующих терпения, такта и специальных знаний Медицинская сестра должна владеть методами и приемами обучения.

ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ.

Содержанием обучения пациента и его родственников элементам сестринского уходя является поддержание определенного уровня здоровья пациента, качества жизни, которое обеспечит достойную жизнь в новых для пациента условиях, связанных с заболеванием.

сестринская педагогика мотивация обучения методы обучения план обучения. Смотреть фото сестринская педагогика мотивация обучения методы обучения план обучения. Смотреть картинку сестринская педагогика мотивация обучения методы обучения план обучения. Картинка про сестринская педагогика мотивация обучения методы обучения план обучения. Фото сестринская педагогика мотивация обучения методы обучения план обучения

В период реформ сестринского образования, расширяются функции медицинской сестры. Изменения, происходящие в различных сферах нашего общества, определяют стратегию сестринской деятельности. Насколько грамотно и профессионально медсестра будет выполнять свои обязанности, настолько эффективными будут сестринская помощь и сестринский процесс в конкретном лечебном учреждении.

Сестринский процесс формирует картину будущей сестринской работы, где одним из методов сестринской деятельности (вмешательства) является обучение пациентов и их родственников, непосредственное общение.

Если профессиональную квалификацию медсестры не всегда могут распознать пациент и его близкие, то нравственный облик обнажается без труда. Морально-нравственная неустойчивость, отсутствие этических и деонтологических норм поведения у медсестры несовместимы с избранной профессией. Сопереживание и милосердие должны стать внутренним содержанием, стержнем медицинской сестры.

Чтобы научить пациента выполнять действия, направленные на развитие утраченных в связи с болезнью способностей обслуживать себя, медсестре необходимы знания сфер обучения пациента, на которые она сможет профессионально воздействовать.

1. Познавательная сфера – направлена на умение пациента анализировать и синтезировать, а также абстрактно мыслить, используя полученные из окружающей среды знания, впечатления.

2. Эмоциональная сфера – характеризует настроение, зависит от эмоциональных свойств личности: впечатлительности, сентиментальности, отзывчивости, черствости и т. д. Наблюдая за пациентом, медсестра отмечает изменения внешнего вида:

    злобный – указывает на нарушение потребности общаться, обусловленной нарушением эмоциональней сферы, психическим заболеванием, дефектами характера и воспитания, плохим самочувствием; испуганный – указывает на страх, изменения психики (фобии, невроз и др.), особенности темперамента (меланхолик), мнительность, лабильность; апатичный – чаще по темпераменту «флегматик», могут быть патологические изменения сферы (апатия), патология воли (абулия или гипобулия), а также индивидуальные особенности характера; растерянный – указывает на страх (незнание сути предстоящих обследований, плана лечения, прогнозов болезни и т. д.); не может найти себе места – трактуется как психомоторное возбуждение, страх перед предстоящими обследованиями, операциями, манипуляциями и др., боль, эмоциональный шок; состояние аффекта – вспышка эмоциональной сферы, кратковременное по времени; уравновешенный – является нормой поведения, устойчивого эмоционального состояния; признаки тревожности – потирание рук, напряженность в позе, голосе – являются признаками неустойчивого эмоционального состояния или особенностями характера (мнительность), указывают на наличие страха перед манипуляциями, предстоящим обследованием и т. д.

3. Психомоторная сфера – характеризует изменение настроения, чувств, двигательную активность пациента, зависит от психомоторного развития личности, общего самочувствия, нервно-психических и соматических заболеваний.

Медсестра оценивает, как пациент спит, ходит, стоит во время беседы, часто ли меняет положение тела. Если во время разговора пациент пытается дотронуться до Нас, то это может являться индивидуальной особенностью личности, национальными особенностями, патологией ощущений, психическим заболеванием, тактикой выражения отношения к собеседнику.

Часто пациенты активно жестикулируют, что не соответствует ходу разговора, а активная жестикуляция возникает в ответ на внутреннее напряжение. Такое состояние может указать на нервно-психическое заболевание, патологию двигательно-волевой сферы, эмоциональной сферы (эйфория, истерия). Двигательная скованность может явиться результатом патологии опорно-двигательного аппарата, патологии сознания (сопор, ступор), патологии эмоциональной сферы (депрессия, тоска, уныние), соматических и психических заболеваний. Жесты плавные, подчеркивающие смысл сказанного являются нормой поведения. К психомоторной сфере пациента относится и манера говорить. Медсестра должна уметь распознать манеру говорить и дать трактовку речи пациента.

Источник

Конспект лекции по МДК 04.01. «Теория и практика сестринского дела» на тему «Обучение в сестринском деле»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема: ОБУЧЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ

Понятие обучение в сестринском деле. Цель сестринской педагогики.

Задачи обучения в сестринском деле.

Сферы обучения: познавательная, эмоциональная, психомоторная.

Факторы, способствующие эффективному обучению.

Способы обучения: индивидуальные, коллективные.

Этапы учебного процесса.

Оценка эффективности обучения.

Медицинская сестра для пациента не только специалист, но и педагог- воспитатель, владеющий и соблюдающий принципы медицинской этики, деонтологии, биоэтики, отличающийся культурой общения и высоким творческим потенциалом.

Обучение – это часть лечебного процесса.

Цель сестринской педагогики обеспечить достойную жизнь пациента в новых для него условиях, в связи с заболеванием, чтобы жить в гармонии с окружающей средой.

Процесс обучения пациента/родственников зависит от профессионализма м/с, ее опыта, знаний и умений.

Задачи обучения в СД:

— удовлетворять нарушенные потребности пациента;

— адаптировать пациента к болезни и способствовать повышению его качества жизни;

— пропагандировать здоровый образ жизни или корректировать существующий.

словесный информация излагается устно (лекция, беседа, рассказ);

наглядный (слайд презентации таблицы, видео фильмы, предметы ухода за больными, фантомы);

Выбор метода обучения зависит от следующих условий:

— от состояния пациента/родственников

— времени, которым располагает м/с;

— наличия средств обучения.

это действия, направленные на достижение желаемого результата в обучении.

— желание и готовность пациента/родственников;

— способность к обучению (возраст, физическое состояние, уровень развития, состояние здоровья);

— окружающая обстановка (время, тишина, температура, освещение, мебель).

Обучение может протекать в формальной обстановке в ЛПО или дома у пациента при патронаже или неформальной, когда м/с, в свободное от работы время, беседует с людьми на волнующие их темы, например о гепатитах ВИЧ инфекции.

Этапы обучения пациента:

Обучение проводить во время процедуры, чтобы пациент/родственник мог наблюдать за процессом, принимать в нем участие, задавать вопросы, поощрять пациента/родственников на всех этапах обучения.

Личностные качества медсестры в педагогической деятельности

Общительность, тактичность, профессионализм, наблюдательность, доброта, отзывчивость, настойчивость, терпимость, ответственность, чувство юмора.

Источник

Лекции для студентов по ПМ04 МДК04.01. Педагогика в сестринском деле

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Педагогика в сестринском деле

Студент должен знать:

обучение – функция сестринского дела;

сферы обучения и способы обучения;

условия эффективности обучения;

этапы учебного процесса:

оценка исходного уровня знаний;

реализация плана обучения;

оценка результатов обучения.

оценить потребность в обучении;

оценить исходный уровень знаний;

оценить способность к обучению;

определить содержание обучения;

составить индивидуальный план обучения и реализовать его;

оценить качество и эффективность обучения.

Вопросы для самоподготовки

Определение обучения в сестринском деле.

Задачи обучения в сестринском деле.

Понятие формальных и неформальных методов обучения.

Мотивация к обучению.

Способность, определение, виды.

Готовность пациента к усвоению информации.

Этапы процесса обучения. Требования к каждому этапу.

Индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения

Деятельность, выполняемая пациентом в течение дня: приём пищи, одевание, купание, чистка зубов, приведение себя в порядок и т. д.

Области, в которых происходит процесс обучения: познавательная, чувственная, и психомоторная.

Важной функцией сестринского персонала является обучение пациентов, членов их семей по вопросам, касающимся их здоровья. В одних случаях – это обучение конкретным навыкам самоухода или ухода, в других – подготовка к тому или иному исследованию, приёму лекарственных средств (например, технике введения инсулина), в третьих – рациональному (диетическому) питанию.

Обучая пациентов, сестра помогает им адаптироваться, чтобы сохранить максимально возможный для них комфортный уровень жизни.

Обучение может протекать в формальной обстановке, когда сестра обучает новым приёмам выполнения привычных (повседневных) действий (умывание, ходьба, одевание и т. д. Но может протекать и в неформальной, когда сестра, при выполнении своих повседневных обязанностей, беседует о волнующих людей проблемах, предоставляя необходимую для соблюдения здорового образа жизни информацию.

В некоторых случаях сестра помогает пациенту закрепить навыки, полученные у других специалистов (например, комплекс упражнений лечебной физкультуры).

Обучение происходит в трёх сферах:

познавательная – человек узнаёт и понимает новые факты, анализирует информацию, отличая важную информацию от информации, не имеющей значения ;

эмоциональная – человек получив новую информацию, изменяет своё поведение, выражая это чувствами, мыслями, мнением и оценкой каких-то факторов; человек активно слушает и реагирует на новую информацию как вербально, так и невербально;

психомоторная – человек овладевает умениями благодаря умственной и мышечной деятельности; обучается новым типам движения; способен изменить двигательную реакцию в нестандартной ситуации; уверенно выполняет необходимые действия; готов выполнять часть действия психологически, физически и эмоционально.

словесный (устное изложение, рассказ, беседа…)

Требования к медицинской сестре в процессе обучения

отзывчивость и сердечность;

способность понять проблемы пациента;

высокий профессионализм, грамотная речь;

умение контролировать себя, не поддаваться эмоциям;

умение настроить себя на задушевность и конфиденциальность;

умение выбрать оптимальный метод воздействия на пациента;

мотивировать обучение, используя жизненные ситуации

Большое значение имеет способность медсестёр к организации учебного процесса.

Способность – это психологическая особенность человека, от которой зависит успех приобретения знания, умений и навыков, необходимых для определённого рода деятельности.

Организаторские способности – способность организовывать учебный процесс, быть лидером, выделять цели, задачи.

Коммуникабельность – проявляется в налаживании взаимоотношений с пациентом, учитывая его индивидуальные и возрастные особенности.

Конструктивность – проявляется в умении проэктировать развитие обучающего процесса (как дать тот или иной материал и в каком объёме).

Экспрессивность – проявляется в умении выражать свои чувства, мысли, взгляды или скрывать их.

Обучение пациента на дому или в ЛПУ относится к формальной обстановке, когда медсестра обучает пациента привычным навыкам, например: умыванию, одеванию, приёму пищи.

Неформальная обстановка складывается, когда медицинская сестра при выполнении своих обязанностей беседует о волнующих людей проблемах, например: как уберечь себя и близких от ВИЧ-инфекции, гепатита С и т.д.

Личные черты медсестры, необходимые в педагогической деятельности

(которые студенты – медики должны в себе развивать)

внутренняя культура (если культуры нет в сердцах людей, то нигде её больше быть не может)

высокая профессиональная подготовка

Условия эффективности обучения

Обучение эффективно при следующих условиях:

наличие чёткой цели и мотивации к получению знаний;

доброжелательное отношение сестры к обучающимся (пациентам и членам их семей);

создание ассоциативной связи между новой информацией и прошлым опытом и знаниями;

обязательная практическая отработка полученных знаний и умений.

Обучающиеся лучше понимают и запоминают, если сестра:

использует технику эффективного общения;

выслушивает все, что ей говорят или о чём спрашивают;

относится к обучаемым терпеливо;

хвалит за успехи в обучении;

делает перерыв, если они плохо себя чувствуют или чем-то расстроены.

Чтобы обучение было эффективным, медсестра должна учитывать четыре

желание и готовность к обучению;

мотивация к обучению

способность к обучению;

Желание и готовность к обучению зависят от умственных способностей пациента и от его внимания. Если человек не может сосредоточиться, то обучение следует отменить или отложить. Беспокойство, боль, усталость, голод, жажда – всё это мешает усвоению материала и требует от сестры особых навыков.

Планируя обучение, сестра должна оценить желание и готовность пациента к обучению.

Мотив – (от французского – двигать) побудительная причина, повод к какому-то действию.

Мотивы делят на три группы:

социальные (пациент и общество);

мотивы, связанные с самой учебной деятельностью, то есть познавательный интерес;

мотивы, связанные с творчеством (например, пациент левша: как бы не пытались обучить его действовать по алгоритму, он будет действовать по-своему). Переучивать не нужно.

Способность к обучению от стадии и уровня общения развития (ребёнок, престарелый и т. д.).

Прежде чем начать обучение, сестра должна оценить уровень развития познавательных способностей человека, чтобы выбрать способ обучения, соответствующий его уровню развития. Важными критериями оценки способности к обучению являются возраст пациента, его физическое состояние (слабость, истощение и т. п.), при котором обучение может оказаться невозможным или неэффективным, расположенность к общению, объём движений, степень подвижности и. т. д.

Окружающая обстановка также является одним из важных условий успешного обучения. Начиная обучение, сестра должна оценить количество обучаемых (групповое обучение не всегда эффективно), необходимость в уединении, температуру воздуха, освещение, шум, вентиляция, мебель).

Сестра должна знать и понимать значимость каждого этапа учебного процесса:

оценка исходного уровня знаний и умений пациента и (или) его родственников;

определение целей, планирование содержания, методы и сферы обучения;

реализация плана обучения;

оценка результатов обучения.

Оценка исходного уровня

Оценка исходного уровня знаний и умений предусматривает определение уровня имеющихся у человека знаний и умений, а также его отношение к информации, которую ему предстоит узнать. При проведении оценки следует учитывать такие факторы, как возраст, образование, нынешнее состояние здоровья, самочувствие и врачебный диагноз. Проводя эту предварительную оценку, надо знать: пациенты, страдающие определенными заболеваниями, будут нуждаться в обучении специфическим навыкам, например, таким, как застёгивать пуговицы, надевание обуви, приём пищи и т. д.

Определение целей, планирование содержания

Правильно поставленная цель содержит три компонента:

что предстоит сделать пациенту (например, «должен пройти», «должен знать», «должен уметь» и т. д.) – результат обучения ;

временные рамки : даты или интервал времени – «критерий» (например, «через 20мин. после завтрака», «через неделю» и т. д.).

кто или с помощью кого, или каких приспособлений оказывает помощь – «условие» (например, «с помощью медсестры», «на костылях», «самостоятельно» и т. п.).

Примером формулировки цели в психомоторной сфере обучения может быть: «Иван Петрович научится ходить на костылях через 5 дней самостоятельно». При формулировке целей обучения в психомоторной сфере применяют глаголы, определяющие умения и навыки: «Иван Петрович продемонстрирует умение пользоваться калоприемником сразу же после обучения»

При формировании целей обучения в познавательной сфере следует использовать глаголы, отражающие мыслительную деятельность: «Иван Петрович поймет, почему ему нужно ограничить углеводы, сладкое сразу же после моей беседы».

При определении целей в эмоциональной сфере обучения используют глаголы, ощущения, реакции и оценку пациентом тех или иных явлений и ощущений: «Иван Петрович адекватно будет реагировать на наличие у него колостомы после моих бесед через пять дней».

Определив цели обучения, следует запланировать содержание и методы обучения. В план включают время (утро, день и т. д.) и продолжительность обучения. Если в результате обучения пациент должен научиться нескольким навыкам, нужно учесть оптимальную последовательность обучения не утомляющую пациента и не вызывающую у него отрицательных эмоций. В первую очередь обучают человека не вызывающую у него отрицательные эмоции. В первую очередь обучают человека более простым навыкам, а затем уже более сложным.

Для каждого обучающего мотивация индивидуальна. Медицинская сестра тактично, уважительно, терпеливо, а иногда и настойчиво, выясняет мотивы к обучению и на них ориентируется в кропотливом, последовательном, порой очень сложном и трудном учебном процессе.

Устойчивую положительную мотивацию формируют двумя путями:

соответствующим подбором содержания информации, она должна быть доступна, последовательна, интересна с элементами новизны, обязательно открыта для пациента или его окружения (семья, друзья, общество);

разнообразием форм обучения:

деловая игра (для пациента лучше использовать ролевые игры),

Сестре необходимо разработать индивидуальный план обучения для каждого пациента. Например, сестра совместно с пациентом, перенесшим острое нарушение мозгового кровообращения, в связи с чем, его правая нога пока неустойчива, а правая рука не функционирует, планирует обучение так: «Иван Петрович будет одеваться самостоятельно через неделю». При этом она планирует, что вначале он научиться надевать брюки, затем обувь и только в последнюю очередь – рубашку, поскольку пациент считает, что это для него самое трудное.

Расскажите, что необходимо изучить.

Попросите всё повторить.

Покажите всё, что необходимо.

Пусть пациент продемонстрирует всё сам от начала до конца.

Выполняя составленный план, сестра должна выбрать правильно время для обучения, когда пациент наиболее способен воспринимать информацию. Обучение проводится только в том случае, когда сестра располагает достаточным количеством времени, при этом пациент чувствует себя хорошо, спокоен и находится в комфортной обстановке. В противном случае обучение следует отложить. Если пациент расстроен, что у него что-то не получается, чему его учит сестра, нужно предложить ему переждать, проявляя при этом терпение и спокойствие. Обучая пациента можно использовать специальную литературу, изданную для них, составить алгоритмы действий манипуляций, которые он должен делать дома самостоятельно (например, ухода за трахеостомой в домашних условия, смена калоприемника и т. п.). Подчеркивая важную информацию, сестра помогает пациенту сосредоточиться на значимой для него информации.

Необходимо обучаемым задавать много вопросов. Вопросы должны быть открытыми, а не закрытыми. Очень важно, чтобы пациенты демонстрировали сестре те действия, которым их научили. При проверке указывать на ошибки и исправлять. Необходимо поддерживать у обучаемых интерес к материалу. Обучая нужно быть уверенным, что пациенты или их близкие правильно поняли передаваемую информацию. В связи с этим сестра в процессе обучения периодически проверяет и оценивает, на сколько эффективно идёт обучение, задавая пациенту конкретные вопросы с открытым ответом. В том случае, когда сестре приходиться передавать большой объём информации, нужно разделить сообщение на несколько частей, периодически спрашивая пациента, понял ли он сестру. В заключение вкратце можно повторить всю информацию.

Оценка результатов обучения

Оценивая результаты обучения, следует дать пациенту понять, что и у других людей также возникают вопросы, при этом можно ему сказать: «У многих людей возникают по этому поводу вопросы». Для повышения интереса похвалите пациента, когда он задаёт вопрос, скажите: «Это хороший вопрос. Я рада, что Вы его задали!». Если пациент задаёт вам вопрос, на который вы не можете ответить, нужно сказать ему, что вам надо посоветоваться. Очень важно не использовать специальных терминов, а если используете, то его надо объяснить так, чтобы пациент понял. Получив согласие пациента, попросите его продемонстрировать всё, чему вы его научили. Следует обязательно сообщить пациенту результат сестринской оценки: он должен знать, насколько успешно справился с поставленной задачей, и можно ли считать обучение данным конкретным навыкам завершенным.

Теория поэтапного формирования умственных действий

и психомоторных навыков П. Я. Гальперина

Ознакомление с целью обучения, создание мотивации;

составление ООД (ориентировочные основы действий) алгоритмов, стандартов (на этом этапе иногда возникает чувство, что всё понятно и само действие не надо совершать);

выполнение действий с реальным объектом или на муляже с проговариванием вслух совершаемых операций с опорой на алгоритм (чтение каждого пункта алгоритма и его выполнение);

то же самое, но без опоры на алгоритм;

выполнение действий с проговариванием алгоритма про себя;

выполнение действий в умственном плане – автоматизировано, без опоры на алгоритм.

Пример использования сестринского процесса при обучении

Пациент Иван Петрович, по профессии инженер по сельхоз технике, находится на стационарном лечении в кардиологическом отделении. Врачебный диагноз: гипертоническая болезнь ‌‌‌II степени. При опросе медсестра выяснила, что пациент периодически страдает сильными головными болями. Артериальное давление повышается до очень высоких цифр. В результате лечения АД быстро снижается и пациент выписывается, ссылаясь на занятость и необходимость всегда быть на рабочем месте. Рекомендации врача принимать постоянно лекарства для поддержания необходимого уровня АД не выполняет. При последней госпитализации АД 200/120мм рт. ст., Р = 100 пульсовых волн в минуту. Пациенту был рекомендован постельный режим, назначены гипотензивные средства, после чего АД быстро снизилось, исчезли головные боли, пациент почувствовал себя хорошо, повеселел, выглядит лучше, стал задавать медсестре много вопросов, и медсестра заметила, что Иван Петрович следит, как она измеряет давление ему и всем соседям по палате. Оказалось, он и его родственники не могут измерять АД.

Приоритетная проблема: дефицит знаний и умения по технике измерения артериального давления.

Краткосрочная цель: пациент осознает необходимость самостоятельно измерять АД в течение 2 дней.

Долгосрочная цель: пациент будет самостоятельно измерять себе АД и оценивать полученные результаты через 10 дней.

Беседы с пациентом в течение 2 дней по 10 мин. с целью убедить его в необходимости уметь измерять АД самостоятельно для постоянного контроля.

Рассказать пациенту о разных тонометрах.

Рассказать и показать технику измерения, продемонстрировать, предложить записать (или дать готовый алгоритм измерения АД).

Предложить пациенту все рассказать и продемонстрировать самому технику измерения АД, пользуясь записью или алгоритмом.

2 раза в день вместе с пациентом измерять АД, отвечая на его вопросы, поощряя успехи.

Через 10 дней пациент самостоятельно измерит себе АД и оценит результат под контролем медсестры.

Медсестра реализует выше изложенный план, согласованный с пациентом.

Через 10 дней пациент измеряет АД самостоятельно, не пользуясь записями или алгоритмом, и правильно оценивает результаты измерения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *