Временно (до особого распоряжения) Таинство Крещения совершается ТОЛЬКО ПО ЗАПИСИ (индивидуально). Обращайтесь в церковную лавку.
Тел. 8(903)-671-62-98
До дня крещения родителям ребенка, крестным родителям, а также взрослым, желающим креститься, необходимо посетить огласительные беседы. Беседы проводятся по расписанию:ср., чт., пт. — в 12.00; сб, вс — 13. 00 ВАЖНО! Посещение бесед в день крещения недопустимо. Отсутствие свободного времени не является оправдательной причиной, а скорее говорит о несерьезности будущих крестных родителей. В этом случае стоит, быть может, найти других восприемников, понимающих ответственность своей миссии. Подготовка к крещению это часть таинства. ОТПЕВАНИЕ УСОПШИХ — информация в свечной лавке. Тел. 8(903)-671-62-98
Таинство ВЕНЧАНИЯ в периоды постов НЕ СОВЕРШАЕТСЯ.
Записать детей от 4 до 14 лет в воскресную школу можно в церковной лавке.
Комментарии (0) Подробнее
Главная : ВОПРОСЫ — ОТВЕТЫ
автор: Tien | 21-02-2017, 17:06 | Просмотров: 52865
Дорогие братья и сёстры! Дорогие посетители сайта! Вы можете задать свои вопросы новому настоятелю храма иерею Сергию и получить ответ на свой вопрос от батюшки тут же, в комментариях.
Дорогие братья и сестры! Наш храм открыт для посещения во внебогослужебное время. На территории храма организована трансляция богослужений.
Слева на нашем сайте есть баннер этой сети. Он приведет Вас в Елицы.
Временно (до особого распоряжения) Таинство Крещения совершается ТОЛЬКО ПО ЗАПИСИ (индивидуально). Обращайтесь в церковную лавку.
Тел. 8(903)-671-62-98
До дня крещения родителям ребенка, крестным родителям, а также взрослым, желающим креститься, необходимо посетить огласительные беседы. Беседы проводятся по расписанию:ср., чт., пт. — в 12.00; сб, вс — 13. 00 ВАЖНО! Посещение бесед в день крещения недопустимо. Отсутствие свободного времени не является оправдательной причиной, а скорее говорит о несерьезности будущих крестных родителей. В этом случае стоит, быть может, найти других восприемников, понимающих ответственность своей миссии. Подготовка к крещению это часть таинства. ОТПЕВАНИЕ УСОПШИХ — информация в свечной лавке. Тел. 8(903)-671-62-98
Таинство ВЕНЧАНИЯ в периоды постов НЕ СОВЕРШАЕТСЯ.
Записать детей от 4 до 14 лет в воскресную школу можно в церковной лавке.
Комментарии (0) Подробнее
Главная : ВОПРОСЫ — ОТВЕТЫ
автор: Tien | 21-02-2017, 17:06 | Просмотров: 52865
Дорогие братья и сёстры! Дорогие посетители сайта! Вы можете задать свои вопросы новому настоятелю храма иерею Сергию и получить ответ на свой вопрос от батюшки тут же, в комментариях.
Дорогие братья и сестры! Наш храм открыт для посещения во внебогослужебное время. На территории храма организована трансляция богослужений.
Слева на нашем сайте есть баннер этой сети. Он приведет Вас в Елицы.
Более трехсот лет стоит в Середникове Храм митрополита Алексия. У маленькой деревенской церкви большая история — в ней есть страницы, связанные с именем Лермонтова и, возможно, Петра Столыпина. Рассказываем, как Середниковская церковь попала в историю литературы, о чём думал поэт, стоя у обедни, выясняем, венчался ли в этом храме Столыпин, и зачем в 1941-м разобрали церковную колокольню.
Эта статья создана благодаря поддержке клуба друзей «Зеленоград.ру».
В отличие от многих старинных храмов церковь митрополита Алексия в Середникове с самого начала была каменной, хотя и не такой, как теперь. Князь Иван Егупов-Черкасский построил её в самом конце 17 века. К тому времени Середниково принадлежало Егуповым-Черкасским уже семьдесят лет.
Этот княжеский род пошёл от адыгейских (черкесских) князей, выехавших на русскую службу во времена Ивана Грозного. Один из них был князь Чугук из Адыгеи. В крещении он стал Иваном, по отчеству Егуповым (Егуповичем), по фамилии Черкасским — черкесов на Руси звали тогда «черкасами». В основе фамилии Егуповых, по мнению исследователей этого княжеского рода, лежит русская транскрипция (Егуп, Ягуп) адыгейского имени Якъуб.
О самом Иване Егуповиче известно мало. Начал службу при Иване Грозном, закончил при его сыне — царе Фёдоре Иоанновиче, был боярином, воеводой, ходил с войском на Новгород, жалован поместьями в Ржеве. Сын его Никита Иванович носил уже двойную фамилию Егупов-Черкасский. Вот ему-то — своему стольнику и воеводе — государь Михаил Фёдорович Романов пожаловал в 1623 году местечко Середниково из дворцовых земель.
Впоследствии Середниково прославилось тем, что там бывал Михаил Юрьевич Лермонтов — а за два века до этого случился такой любопытный зигзаг судьбы: в 1613 году Никита Иванович Егупов-Черкасский командовал взятием Белой крепости (в сегодняшнем городе Белом в Тверской области). В этой битве попал в плен и перешёл на службу России шотландский дворянин Георг Лермонт, давший начало роду Лермонтовых.
При Никите Ивановиче в Середникове был один помещичий двор, где жили дворовые крестьяне. Потом сельцо запустело, но внук Никиты Ивановича — князь Иван Михайлович Егупов-Черкасский заселил дедову вотчину вновь, да ещё прикупил в 1697 году соседнее сельцо Подолино с деревней Жаворонки. Он и построил в Середникове каменную церковь. Подал челобитье, и 22 мая 1693 года получил из Патриаршего казённого приказа благословение Святейшего Патриарха Всея Руси Адриана и храмозданную грамоту с разрешением «построить вновь каменную церковь внизу Алексия Митрополита тёплую, наверху Нерукотворного образа Спасова холодную…».
Небольшую одноглавую церковку сложили из кирпича, стены разделили пилястрами (декоративными полуколоннами, «утопленными» в стене), над карнизами устроили расписные фронтоны. Рядом поставили небольшую колокольню. Управились быстро, и уже в 1694 году новый храм числился в списке действующих и обложенных церковной данью. В обеспечение церкви храмоздатель пожаловал в пользу церковного причта по 40 сажен земли «…от церкви во все стороны». Эти земельные угодья церковный причт предоставлял в пользование помещикам, а те взамен выплачивали священнослужителям ругу — как деньгами, так и хлебом, дровами, сеном.
После князя Ивана Михайловича Середниковым владел его сын — тоже Иван, а затем внук Тимофей. Князья Егуповы-Черкасские были хозяевами здешних земель полтора века. При Тимофее Ивановиче имение в 1767 году описали за долги и в 1770 году продали с аукциона секунд-ротмистру лейб-гвардии конного полка Камынину. А спустя пять лет село купил екатерининский вельможа Всеволод Алексеевич Всеволожский, человек очень богатый и родовитый, ведущий свою историю от Рюриковичей.
В своё время Всеволожский помог взойти на престол Екатерине II, за что был обласкан монаршей милостью. Середниково приглянулось ему как место для подмосковной усадьбы, где можно блеснуть и богатством, и художественным вкусом. Он скупил земли во всей округе и, обозрев свои владения, выбрал для нового дома место на полпути между Середниковым и Подолиным. Усадьбу задумал поставить на высоком холме над Горетовкой, откуда открывался дивный вид на окрестности. Здесь и был создан сохранившийся до наших дней архитектурный ансамбль: главный дом с бельведером, четыре двухэтажных жилых флигеля, оранжереи, хозяйственные постройки с ландшафтным парком и прудом.
Временно (до особого распоряжения) Таинство Крещения совершается ТОЛЬКО ПО ЗАПИСИ (индивидуально). Обращайтесь в церковную лавку.
Тел. 8(903)-671-62-98
До дня крещения родителям ребенка, крестным родителям, а также взрослым, желающим креститься, необходимо посетить огласительные беседы. Беседы проводятся по расписанию:ср., чт., пт. — в 12.00; сб, вс — 13. 00 ВАЖНО! Посещение бесед в день крещения недопустимо. Отсутствие свободного времени не является оправдательной причиной, а скорее говорит о несерьезности будущих крестных родителей. В этом случае стоит, быть может, найти других восприемников, понимающих ответственность своей миссии. Подготовка к крещению это часть таинства. ОТПЕВАНИЕ УСОПШИХ — информация в свечной лавке. Тел. 8(903)-671-62-98
Таинство ВЕНЧАНИЯ в периоды постов НЕ СОВЕРШАЕТСЯ.
Записать детей от 4 до 14 лет в воскресную школу можно в церковной лавке.
Комментарии (0) Подробнее
Главная : ВОПРОСЫ — ОТВЕТЫ
автор: Tien | 21-02-2017, 17:06 | Просмотров: 52865
Дорогие братья и сёстры! Дорогие посетители сайта! Вы можете задать свои вопросы новому настоятелю храма иерею Сергию и получить ответ на свой вопрос от батюшки тут же, в комментариях.
Дорогие братья и сестры! Наш храм открыт для посещения во внебогослужебное время. На территории храма организована трансляция богослужений.
Слева на нашем сайте есть баннер этой сети. Он приведет Вас в Елицы.
БОГОСЛУЖЕНИЯ и ТРЕБЫ СОВЕРШАЮТСЯ ЕЖЕДНЕВНО. Таинство КРЕЩЕНИЯ совершается (включая ПЕРИОДЫ ПОСТОВ) по расписанию: ср—пт — в 12.00; сб в 13.00, вс — в 13. 30 Оформление документов проводится за 30 мин. до начала Крещения в свечной лавке. Показать полностью. Тел.: 8(903)-671-62-98 До дня крещения родителям ребенка, крестным родителям, а также взрослым, желающим креститься, необходимо посетить огласительные беседы. Беседы проводятся по расписанию: ср—пт — в 12.00; сб, вс — в 13. 30
ВАЖНО! Посещение бесед в день крещения недопустимо. Отсутствие свободного времени не является оправдательной причиной, а скорее говорит о несерьезности будущих крестных родителей. В этом случае стоит, быть может, найти других восприемников, понимающих ответственность своей миссии. Подготовка к крещению это часть таинства. Таинство ВЕНЧАНИЯ в периоды постов НЕ СОВЕРШАЕТСЯ. ОТПЕВАНИЕ УСОПШИХ — информация в свечной лавке. Тел.: 8(903)-671-62-98
Мы рады сообщить, что в нашем храме появились пандусы на дороге от стоянки до храма, а также при входе в храм. Достаточно будет нажать кнопку вызова, чтобы дежурный разложил пандус и помог добраться в храм. Мы рады, что Церковь станет доступнее для тех наших братьев и сестер, которые нуждаются в Ней не менее, а часто даже более других.
Храм святителя Алексия митрополита в Середниково запись закреплена
Храм святителя Алексия митрополита в Середниково запись закреплена
КАКИМ СПОСОБОМ МЫ МОЖЕМ НАИЛУЧШЕ ПОЧТИТЬ УСОПШИХ БЛИЗКИХ НАШИХ?
Мы видим часто стремление сродников умершего как можно богаче провести похороны и устроить могилу. Большие средства тратятся иногда на роскошные памятники. Много денег тратят родственники и знакомые на венки и цветы, причем последние приходится вынимать из гроба еще до его закрытия, чтобы они не ускоряли разложения тела. Показать полностью. Иные хотят объявлениями через печать выразить свое почтение умершему и свое сочувствие его родственникам, хотя самый такой способ выявления своих чувств показывает их неглубокость, а подчас и лживость, так как искренно скорбящий не будет выставлять свою скорбь напоказ, выразить же свое сочувствие можно гораздо теплее лично. Но что бы мы из всего того ни сделали, умерший не получит от того никакой пользы. Мертвому телу одинаково лежать в бедном или богатом гробе, роскошной или скромной могиле. Не обоняет оно принесенных цветов, не нужны ему притворные выражения скорби. Тело предается тлению, душа живет, но не испытывает больше ощущений, воспринимаемых через телесные органы. Другая жизнь настала для нее, и другое нужно ей оказать. Вот то нужное ей и должны мы делать, если действительно любим усопшего и желаем принести ему свои дары! Что же именно доставит отраду душе умершего? Прежде всего, искренние молитвы о нем, как молитвы личные и домашние, так и, в особенности, молитвы церковные, соединенные с Бескровной Жертвой, т.е. поминовение на литургии. Многие явления умерших и другие видения подтверждают огромную пользу, которую получают усопшие от молитвы за них и от приношения за них Бескровной Жертвы.
Другое, что приносит большую отраду душам усопших, – творимая за них милостыня. Напитать голодного во имя усопшего, помочь неимущему – все равно, что сделать то ему самому. Преподобная Афанасия (память 12 апреля) завещала перед смертью кормить в память ее нищих в течение сорока дней; однако сестры монастыря по небрежности исполняли то лишь девять дней. Тогда святая явилась им с двумя ангелами и сказала: «Зачем вы забыли мое завещание? Знайте, что милостыня и молитвы иерейские, приносимые за душу в течение сорока дней, умилостивляют Бога: если души усопших были грешны, то Господь дарует им отпущение грехов; если же они праведны, то молящиеся за них будут награждены благодеяниями».
Особенно в наши, тяжелые для всех дни безумно тратить деньги на бесполезные предметы и дела, когда, употребив их для неимущих, можно одновременно сделать два добрых дела: и самому усопшему, и тем, которым будет оказана помощь. Но если с молитвой за усопшего будет дана беднякам пища, они насытятся телесно, а усопший напитается духовно.
Неделя 7-я по Пасхе, 1941 г. Шанхай. Святитель Иоанн (Максимович)
Владыка Иоанн – святитель Русского Зарубежья. Москва, Издательство Сретенского монастыря, 2008 г. С. 509-511
Храм святителя Алексия митрополита в Середниково запись закреплена
Татьяна Несоколова
Храм святителя Алексия митрополита в Середниково запись закреплена
ПРАВДА БОЖИЯ Слово в Неделю по Рождестве Христовом, в день памяти Давида Царя, Иосифа Обручника и апостола Иакова, брата Господня Иеромонах Павел (Щербачёв) +++++++ Поневоле, размышляя над этими событиями, в нас возникает вопрос, отчего же столько несправедливости в мире? Отчего была допущена гибель этих четырнадцати тысяч неповинных младенцев? Отчего страдали царь Давид, апостол Иаков, святитель Досифей? Что же такое справедливость? Если мы задумаемся над происхождением этого слова, мы, конечно же свяжем его со словом «правда», «праведность», «правая сторона» – по-славянски «десная».
«Есть правда, находящаяся в нас самих, требующая отдать каждому должное, и, хотя мы не достигаем этого в точности, однако, поступая с правдивым расположением, не уклоняемся далеко от цели. И есть правда, постигающая нас с Небес от праведного Судии, – правда то исправляющая, то вознаграждающая, в которой многое для нас непостижимо по высоте заключающихся в ней определений».
Храм святителя Алексия митрополита в Середниково запись закреплена
4 ноября – Празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. ++++++++++ СЛОВО В ДЕНЬ ПРАЗДНОВАНИЯ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ Богоявленский собор, 21 июля 1979 г. Патриарх Пимен (Извеков) Показать полностью. ++++++++++ Возлюбленные о Господе братья и сестры! Нелегко наследовать Царство Божие, но православное сердце не должно смущаться. Лик дивных угодников Божиих и Первенствующая в этом лике Дева Мария, опытом веры нашей знаем мы, всегда с нами. Она, по слову святого Иоанна Златоуста,– первая Преемница Божественных даров и первая Раздаятельница этих даров и благословений людям, ищущим помощи у Господа и милостей у Нее в нуждах и обстояниях. История нашей Церкви Русской, история нашей державы Российской хранит немало примеров такой помощи. Сегодняшнее празднование по случаю четырехсотой годовщины явления в 1579 году во граде Казани иконы Божией Матери, посему именуемой «Казанской», – тому убедительное свидетельство. С того далекого времени, после чудесного явления чудотворного Казанского образа Божией Матери, усердием благоговейных рук иконописцев было сделано с нее несколько списков, одному из которых Господь благословил пребывать в нашем Богоявленском соборе. Сегодня мы здесь по нашей благочестивой русской традиции усердно молились Божией Матери в окружении многих дорогих верующему русскому сердцу святынь, преклоняли пред ними наши головы, принося благодарение за все благодеяния, на нас бывшие, на Церкви нашей, на Родине нашей.
Творя молитвы перед «Казанской», как именует этот образ простой верующий русский народ, я невольно уносил мой мысленный взор в то далекое время русской истории, с которым связаны воспоминания о чудесной помощи Божией Матери нашей Родине – Святой Руси.
Трудное было время для России в конце XVI и в начале XVII века: междуцарствие, самозванцы, смута, захваченная иноземцами Москва. В то скорбное время громко звучал голос страдальца и печальника за веру православную и за Отечество наше Святейшего Патриарха Ермогена: Предстоятель Русской Церкви призывал к освобождению Родины. Его голос, подобно набату, поднимал народ Руси великой на ратный подвиг.
В то же время берега великой русской реки Волги огласились призывом пламенного патриота-гражданина Минина: «Встанем за Русь, за дом Пресвятыя Богородицы, за чудотворцев Алексия, Фотия, Филиппа, освободим Отечество!» Князь Пожарский, отзываясь на этот зов, собрал ополчение и повел его к Москве. Труден был путь, нелегкими были сражения. Но вот к Москве прибыло войско из Казани, а с ним и Казанская икона Божией Матери. Преподобный Сергий в ночном видении явился одному епископу и возвестил о спасении Родины предстательством Пресвятой Богородицы, ради честной иконы Ее Казанской. Эта весть ободрила православное воинство, наполнив его верой в помощь и заступление Царицы Небесной. Враг был изгнан. Москва была освобождена.
Дорогие о Господе братья и сестры!
Много других событий, связанных с заступничеством Богоматери, знает история русская. Ее покров всегда был над русским народом, и не случайно народ наш нарек страну свою «домом Пресвятыя Богородицы» – так велико почитание Пречистой у нас на Святой Руси!
Всякий раз, когда мы благодарно празднуем события, связанные с материнским заступлением Божией Матери за нашу Русь, я думаю о том, чему назидают нас эти бережно сохраняемые верующим народом празднования.
Великий апостол Павел пишет: «Мы имеем от Бога жилище на Небесах» (2 Кор. 5, 1), куда, верим мы, пойдет всякая душа по скончании своего земного шествия. Мне приходят на память слова выдающегося нашего иерарха митрополита Московского Филарета о том, что «худой гражданин земного отечества и Небесного недостоин».
Справедливы и истинны эти слова. От Господа через Отечество, в котором живем, получаем мы хлеб наш насущный и вся потребная земная благая. В ответ на эти заботы Церковь призывает верных чад своих любить Родину, защищать ее, трудиться для ее процветания. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13),– вот вдохновляющие нас на служение ближним, на служение Отечеству нашему слова. Этими словами Священного Писания вдохновлялись наши предки, защищая Святую Русь. Ими вдохновлялись наши верующие отцы и братья в лихую годину Великой Отечественной войны. Эти святые слова вдохновляют русских верующих людей на служение Родине и сегодня.
И вот теперь, когда мы совершаем течение мирной жизни, мы молим Пречистую и Ее Сына о мире всего мира, чтобы Он – Господь благословил Своим обильным благословением труды всех миротворцев, ибо велико, самоотверженно и исполнено большой любви их служение миру и благоденствию народов! Богата примерами подобного служения отечественная история наша. Так пусть, возлюбленные о Господе братья и сестры, эти примеры истории Родины нашей, свидетельствующие о заступлении и предстательстве Божией Матери, о горячей и жертвенной нашей любви к Отечеству, помогут нам еще сильнее любить его, чтобы по молитвам Девы Марии стать нам наследниками Отечества Небесного.
Пресвятая Богородице, спаси нас! Аминь.
Храм святителя Алексия митрополита в Середниково запись закреплена
Мясопустная родительская вселенская суббота бывает за две недели до Великого поста. В этот день Святая Церковь молится за всех православных христиан, умерших внезапной смертью: во время потопа, землетрясения, войн и т.д. Показать полностью.
Троицкая вселенская родительская суббота бывает перед днем Святой Троицы (на 49-й день после Пасхи). В этот день совершается память всех усопших благочестивых христиан, отец и братий наших.
Родительские вторая, третья и четвертая субботы Великого поста. Вместо ежедневного поминовения усопших во время Божественной литургии, какого не бывает во время Великого поста, Святая Церковь положила совершать усиленное поминовение в эти три субботы.
Частные родительские дни. Во-первых, вторник Фоминой недели. Неделя называется Фоминой потому, что на ней вспоминается апостол Фома. Сам же этот день в русском народе назван Радоницей или Радоницами: в этот день живые спешат на кладбище приветствовать умерших родителей радостной вестью о Воскресении Господа. Живые христосуются с умершими, принося с собой на могилы окрашенные яйца. Это девятый после Пасхи день (вторник второй после Пасхи седмицы).
Во-вторых, 11 сентября (нового стиля), в день Усекновения главы Иоанна Предтечи (строгий пост), совершается поминовение православных воинов, за веру и отечество на поле брани убиенных. Поминовение православных воинов установлено Русской Церковью по указу императрицы Екатерины II в 1769 году, во время войны с турками и поляками.
В-третьих, Димитриевская родительская суббота – ближайшая суббота перед 8 ноября по Новому стилю (день великомученика Димитрия Солунского). Установлена она великим князем Димитрием Иоанновичем Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле 8 сентября 1380 г., князь Димитрий Донской совершил поминовение павших воинов перед днем своего Ангела. Великий князь предложил Церкви творить это поминовение ежегодно, а народ прозвал субботу Димитриевской – по имени победителя.
Впоследствии в день Усекновения главы Иоанна Предтечи и в Димитриевскую субботу стали поминать не только православных воинов, но вместе с ними и всех усопших братий своих.
В эти дни закажите о своих усопших близких, родных обедни или поминовение на проскомидии. Проскомидия (греч.) – приношение. Чтобы священник исполнил это таинство, прихожанину нужно заполнить листок с заголовком «Об упокоении», перечислив имена умерших (только крещеных; кроме того, нельзя поминать покончивших жизнь самоубийством).
В эти дни придите в церковь, помолитесь во время панихиды об упокоении умерших, посетите могилы, дома почитайте 17-ю кафизму, помяните умерших во время трапезы.
Будет хорошо, если все это вы исполните вместе со своими детьми. Если они малы, достаньте альбом с фотографиями, вспомните вместе с детьми дедушку, бабушку, других родных, расскажите о них, что знаете. Научите своих детей, хотя бы в краткой молитве, обращаться к Богу: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих, всех наших родных и близких, и даруй им Царствие Небесное».
Храм святителя Алексия митрополита в Середниково запись закреплена
• О неуставной службе мученику Уару • В докладе на епархиальном собрании Москвы 2003 г. Святейший Патриарх Алексий II отметил: «В последнее время все более получает распространение почитание святого мученика Уара. В честь его строятся часовни, пишутся иконы. Из его жития следует, что он имел особую благодать от Бога молиться за некрещеных умерших людей. Во времена воинствующего атеизма в нашей стране много людей выросло и умерло некрещеными, и их верующие родственники хотят молиться об их упокоении. Такая частная молитва никогда не запрещалась. Но в церковной молитве, за богослужением, мы поминаем лишь чад Церкви, приобщившихся к ней через Таинство Святого Крещения. Некоторые настоятели, руководствуясь меркантильными соображениями, совершают церковное поминовение людей некрещеных, принимая массу записок и пожертвований на такое поминовение и уверяя людей, что такое поминовение равносильно Таинству Святого Крещения. У людей малоцерковных создается впечатление, что не обязательно принимать Святое Крещение или быть членом Церкви, достаточно лишь молиться мученику Уару. Такое отношение к почитанию святого мученика Уара недопустимо и противоречит нашему церковному вероучению» [5, с. 23–24]
Предстоятель Русской Церкви справедливо указал на то важное каноническое нарушение, которое, к сожалению, стало в последнее время уже довольно распространенным явлением.
Однако не житие святого мученика Уара дает основание к тем искажениям православного благочестия, о которых говорил Патриарх. Никто же не молится о язычниках, прибегая к помощи пророка Ионы, хотя корабельщики просили его: востани и моли Бога твоего, яко да спасет ны Бог, да не погибнем (Иона 1, 6).
Для указанной антиканонической практики, к сожалению, имеется текстуальное основание в последних изданиях богослужебных Миней [7].
Так, под 19 октября приведены две службы мученику Уару — уставная и неуставная. Первая (на которую указывает Типикон) составлена вполне привычно и традиционно. Святой мученик прославляется купно с пророком Иоилем. Главный мотив богослужения можно выразить тропарем канона: «даждь молитвами твоими нам разрешение грехов, жития исправление, Уаре» (Песнь 9, c. 469).
Вторая же служба — о которой Типикон вовсе не упоминает — начинается с довольно нетрадиционного и претенциозного названия: «Ина служба, бденная, святому мученику Уару, емуже дана бысть благодать умолити за умершие Клеопатрины прародители, не сподобльшияся прияти святаго Крещения» [7, c. 469].
По поводу такого названия следует заметить следующее.
Во-первых, представлена не просто служба в честь такого-то Божия угодника, как это бывает в Минее всегда, но заявляется определенная цель, как бы сверхзадача: прославить Уара именно как молитвенника за некрещеных «Клеопатриных прародителей».
Во-вторых, следует определенно сказать, что в названии этой второй, неуставной службы содержится если не прямая ложь, то бездоказательное и необоснованное заявление: не имеется никаких свидетельств о том, что у блаженной Клеопатры (память в тот же день, 19 октября) сродники были некрещеные. Вполне вероятно, что благочестивая и ревностная христианская жена была воспитана верующими родителями-христианами. Житие св. Уара не дает никаких оснований подозревать Клеопатриных близких в неверии и язычестве. Заявлять об этом следовало бы, имея хоть какие-нибудь факты, свидетельствующие об их нечестии.
Вспомним, что говорит житие. После мученической кончины Уара Клеопатра тайно похитила его тело и вместо своего умершего мужа взяла «…мощи святого Уара, принесла их, как некую драгоценность, из Египта в Палестину и в своем селении, называемом Эдра, которое находилось около Фавора, положила с своими предками» [4, с. 439]. Через некоторое время святой Уар явился во сне Клеопатре и сказал: «Или ты думаешь, что я не чувствовал ничего, когда ты взяла мое тело из груды трупов скота и положила меня в своей комнате? Разве я не внимаю всегда твоим молитвам и не молюсь за тебя Богу? И прежде всего я умолил Бога о сродниках твоих, с которыми ты положила меня в гробнице, чтобы им были отпущены грехи их» [4, с. 441].
В-третьих, если даже допустить, что среди Клеопатриных сродников и были некрещеные и неверующие во Христа люди, они Промыслом Божиим оказались в склепе, освященном благодатью, исходящей от мощей святого Уара: «Земля на нейже терпеливейшее тело твое, мудре, лежит, Божественне освятися» (Канон, Песнь 9-я уставной службы, c. 469). Бог всесилен даже воскресить мертвых от прикосновения к мощам угодников Своих, как это было со святым пророком Елиссеем: повергоша мужа во гробе Елиссеове и впаде тело человека мертва, и прикоснуся костем Елиссеовым, и оживе, и воста на ноги своя (4 Цар. 13, 21).
Никому, правда, еще пока не пришло в голову составить новую службу «пророку Елиссею, емуже дана бысть благодать воставляти умершия на ноги своя».
Заметим также, что если в фамильном склепе и находились некрещеные сродники, ни сама Клеопатра не молилась об их спасении Христу, ни у святого мученика Уара не просила об этом молитв. Ходатайство свое пред Господом мученик осуществлял, предстоя престолу Вседержителя, а вовсе не советуясь с живущими на грешной земле.
Рассмотрим содержание богослужебного текста неуставной службы мученику Уару по Минее [7].
Стихиры на «Господи, воззвах» малой вечерни утверждают про святого Уара, будто «егоже молитвами прощает умершия язычники Владыка Христос» [7, c. 469]. «Невернии избавляются умершия и от мест адовых свобождаются молитвами Уара мученика» [7, c. 469].
Из такого более чем сомнительного тезиса вытекает следующее первое робкое прошение: «Приими жалость нашу, мучениче, да помянеши во тьме и сени смертней седящия осужденныя, яже от нас сродники, и Господа Бога да умолиши исполнити о них наша прошения» [7, c. 470].
На велицей вечерни в стихирах на «Господи, воззвах»эта тема развивается с большим дерзновением: «умоли Христа Бога всяческих ущедрити наша сродники, веры и Крещения не достигшия, помиловати оных и спасти души наша» [7, c. 471].
В конце стихир приведен «славник» объемом более чем на полстраницы, в котором содержатся такие «настоящия вопления»: «Воспомяни… веры и Крещения святаго православно не достигшия, но тако в недоумениих, яко и в прекословиих, обольщенныя и всеразлично падшия, услыши, великомучиниче, настоящия вопления, и умоли дати утесненным оным прощение, и отпущение, и от скорбных избавление» [7, c. 472].
Тема вымаливания неверующих и некрещеных усиливается в стихирах «на литии».
«…Помяни наша сродники… яже инославием отчужденныя умершия, неверныя и некрещеныя, и моли Христа Бога даровати сим прощение и отпущение» [7, c. 472, 473].
«Еже за неправославных умоление, умерших уже многолетне… и ныне прилежно помолися, мучениче, от затвор адских избавити и от горести свободити непреходныя, иже… спасительнаго же порождения не приемшия и Православныя веры отчужденныя, ускори убо еже испросити оным от Христа Бога прощение и отпущение, и велию милость» [7, c. 473].
В «славнике» стихир «на стиховне» вновь утверждается о Клеопатре, что «сия обретает своя неверныя сродники, молитвами славнаго мученика от горести вечных мук избавлены». Это дает составителю канона основание к молитвенному воззванию: «Темже и наша родители и ближники ихже, жалеюще, печемся яже веры и Крещения святаго отчужденныя…испросити у Христа Бога плачу их пременение, и от тьмы безконечныя милостивое избавление» [7, c. 474, 475].
В стихире по 50-м псалме содержится прошение: «…избавити наша неверныя сродники и прародители и всех, о нихже молимся, от лютаго и горькаго томления» [7, c. 477].
В каноне службы тема молитвенного ходатайства к мученику Уару за некрещеных усиливается никогда не встречающимся в иных известных церковных текстах обращением с тем же прошением к Самой Божией Матери отмаливать всех без исключения некрещеных и инославных умерших.
«Избави теплыми Твоими молитвами от лютых мук неверныя наша и некрещеныя сродники… и подаждь оным избавление и велию милость» (Богородичен седален, c. 479).
«…Ходатайствуй неотступно о милости к милостивому Твоему Сыну и Владыце, еже помиловати и простити грех инославия умершим сродником нашим» (Песнь 9, c. 484).
Не только Пресвятая Богородица, но и ангельские чины подвигаются на молитву за неверных: «Лик святых Сил Небесных подвигни с собою на молитву, мучениче, и сотвори дело пречудно… неверно умершим прародителем и еже с ними воспоминаемым еже даровати сим от Господа прощение и велию милость» (Песнь 3, c. 478.
В союзники и помощники мученику Уару канон предлагает иных святых:
«Яко послушал еси святыя Твоя, Господи, еже помиловати неверныя умершия, ихже и днесь приводим Ти на молитву, да прошения их ради ущедриши инославно умершия» (Песнь 8, c. 483). Прошение это примечательно, поскольку обязывает не одного мученика Уара, но целый собор святых угодников Божиих просить о спасении некрещеных: «Агнче Божий, Пречистою Своею Кровию нас искупивый, Феклино и блаженного Григория моление услышав, Мефодия со многими и Макария прием прошения, и отраду, и избаву зловерным подав умершим, и Златоустаго о сих молитися написати воздвигнув, приими убо, Владыко, с сими славного Уара и молитвами их воспоминаемыя от нас прости и помилуй» (Песнь 8, c. 483).
Епископ Афанасий (Сахаров) отмечал [2], что здесь упоминается молитва святителя Григория Двоеслова о царе Траяне и молитва святителя Мефодия Константинопольского с собором отец о царе Феофиле — так что это были молитвы не «за язычников» или «за еретиков», а «за царя», согласно апостольской заповеди совершать молитвы за царя и за всех иже во власти суть (1 Тим. 2, 2). Молитвы остальных упомянутых в каноне угодников Божиих относятся, очевидно, к разряду «частных», а не «общественных».
Практически во всех тропарях канона, равно как и в Светильне, содержится одно и то же прошение «…веры, и Крещения отчужденныя умершия наша сродники и всем… даровати прощение и велию милость» (Песнь 5, c. 481).
Венчают службу стихиры «на хвалитех», где встречаются рефреном такие воззвания:
«…Егоже моли простити умершия инославно» [7, c. 485].
«…Егоже моли послати милость умершим в неверии» [7, c. 485].
Последней печатью «хвалитных» стихир является «славник» объемом полстраницы, содержащий, в частности, такие воззвания: «…Воспомяни воспоминаемыя выну наши деды и прадеды, и яже с ними вочтенныя, елицы противобожне погребенныя, умершия некрещеныя. За сих убо предстани ко Христу Богу… и потщися испросити оным от вечныя тьмы избавление» [7, c. 486].
О канонической недопустимости церковного поминовения неправославных
Каноническое сознание древней Церкви совершенно не допускало молитвенного общения с еретиками, иудеями и язычниками. Такой запрет на молитвенное общение относился как к живым, так и к умершим. Как справедливо отметил протоиерей Владислав Цыпин, «усопшие христиане остаются членами Церкви, и поэтому Церковь возносит за них свои молитвы как и о живых своих членах», поэтому «Церковь может, конечно, отпевать лишь тех, кто принадлежит лишь ей» [15, c. 322].
Наглядно показать это можно, сравнив вышеприведенные цитаты из неуставного канона мученику Уару с церковным каноном из службы Троицкой родительской субботы, помещенной в Цветной Триоди. В этом богослужебном последовании буквально в каждой песне канона отмечается, что поминает Церковь лишь крещеных православных людей, в вере и благочестии окончивших свою земную жизнь.
«Вси помолимся Христу, творяще память днесь от века мертвых, да вечнаго огня избавит я, в вере усопшыя, и надежде жизни вечныя» (Песнь 1).
«Видите, видите, яко Аз есмь Бог ваш, праведным судом водрузивый пределы жизни, и в нетление от тли приемляй вся, усопшыя в надежди вечнаго воскресения» (Песнь 2).
«Присномутное жития море преплывшыя Христе, в нетленное твоего жития сподоби пристанище притещи, православным житием окормленныя» (Песнь 3).
«Отцы и праотцы, деды и прадеды, от первых и даже до последних, во благозаконии умершыя и благоверии, вся помяни Спасе наш» (Песнь 4).
«Огня приснопалящаго, и тмы несветимыя, скрежета зубнаго, и червия безконечно мучащаго, и всякаго мучения избави Спасе наш, вся верно умершыя» (Песнь 5).
«От века яже приял еси верныя Боже, род всякий человеческий, сподоби во веки с служащими Ти славити Тя» (Песнь 6).
«В страшное Твое пришествие, Щедре, одесную овец Твоих постави, православно Ти в житии послужившыя Христе, и преставльшыяся к Тебе» (Песнь 7).
«Сокрушивый первее сень смертную, возсияв яко солнце из гроба, сыны воскресения Твоего сотвори, Господи славы, вся умершыя в вере, во веки» (Песнь 8).
«Всякий возраст, старцы, и юныя младенцы, и дети, и ссущыя млеко, мужеское естество и женское, упокой Боже, яже приял еси верныя» (Песнь 9).
В богородичных тропарях этой службы, в отличие от неуставной службы мученику Уару, Церковь испрашивает ходатайство у Пречистой Девы Марии лишь за верных: «Струи живыя источник запечатанный, показалася еси Богородице Дево, без мужа бо Господа рождши, безсмертия верныя напояеши водою во веки» (Песнь 8).
Пространные и развернутые прошения об усопших читаются по Уставу на вечерне под День Святаго Духа — в особенности в третьей коленопреклоненной молитве, помещенной в Цветной Триоди. Но и в этой всеохватной молитве упоминаются исключительно православные христиане: «Услыши нас молящихся Тебе, и упокой души рабов Твоих, прежде усопших отец и братий наших, и прочих сродник по плоти, и всех своих в вере, о нихже и память творим ныне, яко в Тебе всех держава, и в руце Твоей содержиши вся концы земли».
Согласно Служебнику, на проскомидии совершается поминовение «о всех в надежде воскресения жизни вечныя и Твоего общения усопших православных». В чинопоследовании евхаристического канона литургии святителя Иоанна Златоуста содержатся следующие слова: «Еще приносим Ти словесную сию службу о иже в вере почивших… и о всяком Дусе праведном в вере скончавшемся», а также прошение: «И помяни всех усопших о надежди воскресения жизни вечныя». На литургии святителя Василия Великого предстоятель молится подобным образом: «Да обрящем милость и благодать со всеми святыми от века Тебе благоугодившими… и со всяким духом праведным в вере скончавшимся», и в завершение: «И помяни всех прежде усопших о надежде воскресения жизни вечныя» [11]. О неверующих ни св. Иоанн Златоуст, ни св. Василий Великий молитв не возносили, памятуя слова евангельские: иже веру имет и крестится, спасен будет, а иже не имет веры, осужден будет (Мк. 16, 16).
Святые Отцы поступали в полном соответствии с учением апостольским: Кое бо причастие правде и беззаконию, или кое общение свету ко тме, кое же согласие Христови с велиаром, или кая часть верну с неверным, или кое сложение Церкви Божией со идолы? (2 Кор. 6, 14–16).
Митрополит Макарий (Булгаков) писал: «Наши молитвы могут действовать непосредственно на души скончавшихся, если только они скончались в правой вере и с истинным раскаянием, т.е. в о