сербское подворье в москве официальный сайт расписание богослужений
Духовенство
Епископ Моравичский Антоний (Пантелич)
Викарий патриарха Сербского, Настоятель храма святых апостолов Петра и Павла у Яузских ворот, представитель Сербской Православной Церкви при Патриархе Московском и всея Руси, доктор теолгии, профессор, Декан Философско-богословского факультета РПУ.
Родился 23 июля 1970 года в городе Валево (Сербия).
В 1990 окончил с отличием Духовную семинарию «Трех Святителей» при монастыре Крка (Хорватия).
В 1988 во время учебы в Духовной семинарии принял монашеский постриг от епископа Жичского Стефана (Боцы).
В 1989 году в монастыре Жича был рукоположен епископом Жичским Стефаном в дьяконский сан, в 1991 году в сан иеромонаха.
В 1995 году закончил с отличием Московскую Духовную академию.
В 1996 году по решению преподавательского совета Московской Духовной академии получил звание кандидата богословских наук за диссертацию на тему «Современное положение Сербской Церкви — история Сербской Церкви с 1945 по 1995 гг.».
В 1996 году, епископом Жичским Стефаном удостоен сана сингела.
С 1996 по 2000 год пребывал в должности эконома и наместника монастыря Студеница.
В августе 2000 г. решением Священного Архиерейского Синода Сербской Православной Церкви был назначен преподавателем Духовной семинарии Святого Петра Дабробосанского в городе Фоча (Босния и Герцеговина).
В октябре 2000 г. назначен доцентом и заведующим кафедрами литургики и церковно-национальной истории Музыкальной Академии Государственого Сараевского Университета.
В 2002 году по решению Священного Архиерейского Собора и Синода Сербской Православной Церкви избран настоятелем Подворья Сербской Православной Церкви в Москве и удостоен сана архимандрита.
В 2002 году архимандрит Антоний назначен представителем Сербской Православной Церкви при Патриархе Московском и всея Руси и настоятелем Патриаршего Подворья храма святых апостолов Петра и Павла у Яузских ворот.
С 2003 года заведующий кафедрой литургики на Российском Православном Университете святого Иоанна Богослова, и професссор литургики и канонического права.
На проходившем в Белграде с 15 по 27 мая 2006 г. рабочем заседании Священного Архиерейского Собора, Представитель Сербской Православной Церкви при Патриархе Московском и всея Руси, архимандрит Антоний (Пантелич) избран викарием Патриарха Сербского с титулом епископа Моравичского.
23 июля 2006 г. в соборном храме св. Архангела Михаила г. Белграда состоялась архиерейская хиротония архимандрита Антония во епископа Моравичского, викария Святейшего Патриарха Сербского.
Защитил магистерскую диссертацию на Российском Православном Университете святого Иоанна Богослова в Москве (диссертация на тему «Богослужебные традиции в Сербской православной церкви»).
24 марта 2008 года епископ Моравичский Антоний защитил ученую степень доктора теологии со всеми правами, привилегиями, ответственностью и почестями.
С 2018 года декан Философско-богословского факультета РПУ св. Иоанна Богослова.
7 июня 2019 года, на Православном богословском факультете Прешовского университета (Словакия) состоялась защита диссертации епископа Моравичского Антония посвящена теме «Отношения Сербской и Русской Православных Церквей в 1944-1950 гг. в материалах архивов России и Русской Православной Церкви».
В настоящее время епископ Антоний продолжает свое служение в Москве.
«Свидетель истории и живой голос традиции»
«Святые земли сербской»
«В объятиях города Богородицы»
Автор многочисленных статей богословского содержания в различных журналах и газетах в Сербии и за рубежом.
Участник многих международных научных конференций в Сербии и за ее пределами, различных богословских дискуссий на радио и телевидении.
— Указом Блаженнейшего Митрополита Чешских Земель и Словакии Николая от 22 мая 2004 г. награжден орденом св. блг. князя Ростислава (III степени).
— Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, 23 июля 2005 года награжден орденом преподобного Сергия Радонежского (III степени) во внимание к усердным пастырским трудам в российской столице и в связи с 35-летием со дня рождения.
— Приказом Командующего Войсками Казачьей Гвардии от 18 января 2006 года награжден медалью «За працу».
— 22 января 2006 года, награжден орденом Святого Князя Александра Невского (II степени) за выдающийся заслуги в деле укрепления братских и духовных связей между народами России, Сербии и Черногории.
— Благодарность за большой вклад в развитие и сохранение культурно-исторического наследия Таганского района (2007 года).
— 08 января 2007 года решением Президиума Совета по общественным наградам Российской Федерации награжден орденом «За службу Отечеству» (III степени) за выдающийся личный вклад в дело укрепления позиций Государства Российского и Святого Православия в современном мировом обществе.
— Награжден орденом «За веру и верность» от 06 мая 2007 года.
— 14 июня 2007 года награжден почетным знаком Союзного государства «Защитнику Отечества» первой (высшей) степени от Совета ветеранов военной служби, за заслуги перед Отечеством в области патриотического воспитания общества в духе преданности Родине, святой православной вере, большой личный вклад в процесс духовного объединения народов Союзного государства, за проведение согласованной политики взаимопонимания и дружбы народов, проявленные инициативу, высокие гражданскую позицию и ответственность за судьбу Отечества.
— 12 сентября 2007 года награжден орденом «За заслуги перед отечеством и казачеством» (II степени).
— Грамота с медалей Синодального Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви за плодотворный труд на ниве православного образования и духовного просвещения (2008 года).
— 07 марта 2008 года награжден медалью «За Веру и Отечество» (I степени).
— Награжден орденом «Мир и дружба» от Национального Комитета Общественных Наград Российской Федерации (04 сентября 2008 года).
— Награжден почетным знаком Военно-медицинской академии в Белграде (11 июня 2009 года).
— Грамота в благословение за усердные труды во славу Святой Церкви от имени митрополита Архангельского и Холмогорского Даниила (17 декабря 2012 года).
— Награжден памятным знаком Украинской Православной Церкви в честь 1025-летия Крещения Киевской Руси (28 июня 2013 года).
— Золотой орден на ленте «За служение искусству» (I степена) от Российской Академии Художеств РФ (05 июля 2013 года).
— Награжден орденом святого равноапостольного князя Владимира (II степени) Русской Православной Церкви во внимание к трудам на благо Святой Церкви и в связи с 1025-летием Крещения Руси (17 июля 2013 года).
— Награжден юбилейной медали Синода Белорусской Православной Церкви в память празднования 1025-летия Крещения Руси (29 июля 2013 года).
— Награжден орденом митрополита Гавриила (Бэнулеску) Православной Церкви Молдовы (03 сентября 2013 года).
— Награжден грамотой Дважды Краснознаменного Балтийского Флота за активно участие в духовно-нравственном воспитании военнослужащих воинских частей и кораблей Балтийского флота (22 марта 2014 года).
— Грамота Военно-Морского Флота Российской Федерации за большой личный вклад в возрождение духовных основ Отечества и его Вооруженных Сил (08 апреля 2014 года).
— Грамота Военно-Морского Флота Российской Федерации за активное участие в изготовлении походных воинских храмов для Военно-Морского Флота, большой личный вклад в возрождение духовных основ нации, высокую гражданскую позицию в вопросах сохранения истории и культурных традиций Отечества (31 июля 2014 года).
— Награжден почетным знаком Екатеринбургской митрополии Русской Православной Церкви в память празднования «130-летия Екатеринбургской епархии» (06 февраля 2015 года).
— Награжден юбилейной медали Русской Православной Церкви «В память 1000-летия преставления равноапостольного великого князя Владимира» (20 июля 2015 года).
— Медаль «За вклад в дело Мира» Всемирного Благотворительного Фонда «Дети и молодежь против терроризма и экстремизма» (03 августа 2015 года).
— Памятная грамота в ознаменование празднования 70-летия возрождения Санкт-Петербургской Духовной Академии (09 октября 2016 года).
— Указом Блаженнейшего архиепископа Прешовского, Митрополита Чешских земель и Словакии Ростислава награжден орденом святых Кирилла и Мефодия (I степени) Православной Церкви Чешских земель и Словакии (16 сентября 2016 года).
— Награжден юбилейной медали Русской Православной Церкви «В память 100-летия востановления Патриаршества в Русской Православной Церкви» (01 декабря 2017 года).
— Награжден орденом св. мученика Епископа Горазда (II степени) Православной Церкви Чешских земель и Словакии в год празднования 75-ой годовщины мученической смерти св. епископа Горазда (03 декабря 2017 года).
— Награжден орденом святого князя Ростислава (II степени) Православной Церкви Чешских земель и Словакии (05 июля 2018 года).
— Почётный знак «Трудовое отличие» от имени Всероссийской общественной организации Героев, Кавалеров Государственних наград и Лауреатов Государственных премий «Трудовая доблесть России» (10 декабря 2018 года).
— Награжден юбилейныйм Орденом в память 100-летия преставления Святителя Рафаила епископа Бруклинского 2-й степени, от митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона, Предстоятеля Русской православной церкви заграницей (1 февраля 2019 года).
— Медаль «В память 1150-летия кончины равноапостольного Кирилла» (5 июля 2019 года).
— Самое высокое признание Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата – медаль святителя Марка Ефесского I степени (12 июня 2020 года).
— Указoм Президента Российской Федерации от 20.07.2020 № 467 “О награждении государственными наградами Российской Федерации”, за большой вклад в развитие духовных и культурных связей, активную просветительскую деятельность, награжден орденом Дружбы.
— Награжден орденом Русской Православной Церкви святителя Алексия, митрополита Московского III степени (23 июля 2020 года).
— Почетный знак Московского Сретенского монастыря от архиепископа Верейского Амвросия в связи с 50-летием со дня рождения (28 июля 2020 года).
— По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и наместника Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря епископа Троицкого Панкратия, владыка Антоний был удостоен ордена Преподобного Германа Аляскинского, валаамского подвижника в Америке (6 сентября 2020 года).
Официальный твиттер аккаунт епископа Антония: www.twitter.com/epAntonije
Официальный сайт епископа Антония: www.epantonije.com
Архимандрит Александр (Котов)
Родился 26.02.1986 года в Москве.
В 2003 году окончил среднюю школу №620 г. Москвы.
С августа 2006 года несет послушание на Подворье Сербской Православной Церкви в Москве.
В 2009 году окончил Российский Православный институт святого Иоанна Богослова.
12 октября 2008 года представителем Сербской Православной Церкви в Москве епископом Моравичским Антонием на Подворье Сербской Православной Церкви в Москве пострижен в монашество с наречением имени Александр, в честь блгв. кн. Александра Невского.
13 октября 2008 года тем же Преосвященным рукоположен в сан иеродиакона.
20 июня 2010 года епископом Моравичским Антонием рукоположен в сан иеромонаха.
05 мая 2013 года возведен в сан игумена.
В 2014 году в Российском Православном институте святого Иоанна Богослова защитил магистерскую диссертацию.
На праздник Введения во храм Пресвятой Девы Марии 4 декабря 2016 года возведен в сан архимандрита.
Протоиерей Димитрий Калашников
Рукоположен в сан диакона 28 апреля 1994 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси АЛЕКСИЕМ в Елоховском Богоявленского кафедральном соборе. Назначен штатным диаконом храма свв. апп. Петра и Павла у Яузских ворот г. Москвы.
В 2000 г. поступил на заочное отделение Московской Духовной Семинарии.
В 2005 г. окончил полный курс названной Семинарии. На Пасху 2005г.награжден Святейшим Патриархом Московским и всея Руси АЛЕКСИЕМ правом ношения двойного ораря.
07 февраля 2006г. Высокопреосвященнейшим Алексием, архиепископом Орехово-Зуевским, рукоположен во иерея.
Иерей Олег Вышинский
Родился 10 февраля 1966 года в городе Москве в семье служащих.
В 1983 году окончил среднюю общеобразовательную школу.
В 1984-1986 годах служил срочную службу в рядах Вооружённых Сил СССР.
В 1988 году окончил медицинское училище с квалификацией «фельдшер».
С 1988 по 2001 год работал фельдшером выездной бригады на Станции скорой и неотложной помощи города Москвы.
22 апреля 2007 года был рукоположен в сан диакона епископом Моравичским Антонием и определен в штат храма апостолов Петра и Павла у Яузских ворот города Москвы.
В 2008 году окончил Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет по специальности «Теология».
15 сентября 2016 года по рукоположении в сан пресвитера определено быть штатным священником того же храма.
18 декабря того же года рукоположен в сан иерея с возложением набедренника в Троицком соборе Александро-Невской лавры города Санкт-Петербурга патриархом Московским и всея Руси Кириллом.
Награды: двойной орарь (11 апреля 2012, за усердное служение Церкви Божией и в связи с приближающимся праздником Святой Пасхи) и набедренник (18 декабря 2016, при рукоположении в сан иерея).
Диакон Владислав Соколов
Родился 21.09.1977 года в Москве.
В 1995 году окончил среднюю школу №888 г. Москвы.
С 2003-2012 год обучался на заочном отделении Московской Духовной Семинарии.
30 марта 2003 года Высокопреосвященным Сергием, митрополитом Солнечногорским в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы рукоположен в сан диакона, и назначен в храм Рождества Христова в Рождественно, что в Митино, гор. Москвы.
02 февраля 2010 года согласно указу Святейшего Патриарха Московского и всея Кирилла назначается штатным диаконом Донского мужского монастыря г. Москвы.
15 октября 2013 года согласно указу Святейшего Патриарха Московского и всея Кирилла назначается штатным диаконом храма свт. Николая Мирликийского на Щепах г. Москвы.
05 апреля 2016 года по распоряжению Святейшего Патриарха Московского и всея Кирилла направлен для временного служения в храм свв. апп. Петра и Павла, Патриаршего подворья у Яузских ворот г. Москвы, Представительства Сербской Православной Церкви при Московском Патриаршем престоле.
В 1873 году митрополит Михаил обратился с ходатайством в Синод о разрешении открыть в Москве Сербское подворье. А вскоре для этой цели по высочайшему повелению сербам была дарована церковь Свв. Кира и Иоанна на Солянке и находящиеся при ней здания. Этот храм строился архитектором К.И.Бланком в 1768 году в память принятия императрицей Екатериной II православной веры.
В мае 1874 года настоятель Горнякского (в Белградской митрополии) монастыря архимандрит Савва прибыл в Москву и вскоре вступил в управление подворьем на Солянке. Тогда же возвели и новый престол, переименовав храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Именно в день этого великого праздника в 1805 году сербы подняли восстание против турок.
30 ноября 1874 года церковь и подворье были освящены. На торжестве присутствовали многие видные деятели отечественной культуры, поборники развития сербско-русских связей: ректор Московского университета историк С.М.Соловьев, председатель Славянского комитета М.П.Погодин, профессор Московского университета протоиерей А.М.Иванцов-Платонов, а также И.С.Аксаков, Ю.Ф. и Д.Ф.Самарины.
Особую историческую символику имели и святые образа. Нижний ярус икон включал иконы Святой Троицы, которой был посвящен храм до 1768 года; Благовещения Пресвятой Богородицы, св. Иоанна Предтечи и свт. Николая Чудотворца. Шесть икон одинакового размера помещались на стенах: св. Андрея Первозванного, в день празднования которого Сербия получила политическую и церковную самостоятельность, свв.Кира и Иоанна (бывшая храмовая), св. Саввы, первого архиепископа Сербского, московских первосвятителей, прп. Сергия Радонежского.
Этот удивительный по символике и значению храм-памятник стал центром сбора денежных и других пожертвований в пользу сербских церквей не одной только Сербии, но и Боснии, Герцеговины, Воеводины, Далмации, Хорватии, Славонии и других земель. На подворье прихожане многих московских храмов приносили иконы, которые потом пересылались в бедные храмы далекой Сербии. В числе первых были отправлены 26 старых иконостасных образов из храма подворья в разоренные турками храмы Черногории.
Год окончательного устроения в Москве Сербского подворья стал годом начала решающей для южных славян кровопролитной борьбы за независимость. Мусульманский гнет привел летом 1875 года к массовому восстанию в Боснии и Герцеговине. Вести об уничтожении и разграблении храмов турками и о массовых зверских убийствах православных вызвали горячий отклик у москвичей. В воскресенье 14 сентября 1875 года в Благовещенском храме Сербского подворья на Солянке после Божественной литургии совершена была торжественная панихида об упокоении «всех православных иже в старой Сербии, Герцеговине и Боснии христолюбиво и братолюбиво пострадаша». В московских газетах было напечатано воззвание жившего на подворье архимандрита Саввы об ужасном положении сербов. После богослужений в московских храмах зачитывалось послание митрополита Сербского Михаила и проводился тарелочный сбор для пострадавших жителей Герцеговины и Боснии. (В архиве Московской духовной консистории хранятся подписные листы по церквам всех московских сороков.) В октябре 1875 года состоялся приговор Московской городской думы об отчислении на те же цели 20 тысяч рублей.
1881 г., вид церкви Кира и Иоанна с северо-востока (часовни ещё нет). Фото из книги Н.А. Найденова «Москва. Соборы, монастыри и церкви». 1882-83гг
На помощь истекающим кровью братьям в июне 1876 года пришли Сербия и Черногория, объявившие Турции войну. Православная Москва напряженно следила за этой неравной борьбой. Русские были частыми гостями московского Сербского подворья. 28 июня 1876 года в день празднования свв. чудотворцев и бессребреников Кира и Иоанна в Благовещенской церкви подворья состоялось торжественное молебствие о ниспослании сербскому и черногорскому воинству победы и одолении на врагов. Еще более широко потекли пожертвования москвичей. Старообрядцы Москвы собрали 30 тысяч рублей, купили походный лазарет на 100 коек и отправили в Белград. На средства знаменитого московского профессора Захарьина в Сербию был отправлен один из врачей университетской клиники. Туда же выехала и группа сестер милосердия женской Покровской общины. Десятки вооруженных добровольцев ежемесячно отправлялись в армию генерала Черняева, воевавшего за свободу сербов.
Несмотря на помощь из России, сербская армия потерпела несколько серьезных неудач и в феврале 1877 года Сербия была вынуждена подписать с Турцией мир. Лишь небольшая Черногория не подписала мирный договор и с началом русско-турецкой войны в апреле 1877 года сумела нанести туркам ряд поражений. Так, летом 1877 года 8-тысячный отряд черногорцев разбил 40-тысячный корпус Сулейман-паши. По случаю этой победы в московском Сербском подворье и в Казанском соборе на Красной площади были отслужены благодарственные молебны.
В Московском университете, Духовной академии, других учебных заведениях обучалось много выходцев из южнославянских областей. Сербское подворье было своеобразным духовно-культурным центром студенческой православной молодежи. На подворье продолжалась традиция совместного празднования сербами и русскими гражданских и церковных праздников. 10 октября 1880 года в Благовещенской церкви отпевали первого настоятеля Сербского подворья архимандрита Савву, погребенного затем в Алексеевском монастыре.
Сербское подворье в Москве продолжало существенно влиять на материальное положение всей Сербской Церкви. Благодаря щедрым пожертвованиям москвичей в Благовещенский храм многие бедные монастыри и храмы Сербии украсились ценной утварью и облачениями.
Однако уже первые годы независимости Сербии были омрачены раздором, вызванным посягательством Скупщины на права православной церкви. Против этого горячо восстал митрополит Михаил, за что в октябре 1881 года был удален королем Миланом с митрополичьего престола и даже на несколько месяцев посажен в тюрьму. Митрополит, так много сделавший для освобождения своей родины, вынужден был жить то в Болгарии, то в Константинополе, то в Иерусалиме. В 1883 году он получил разрешение поселиться в России. В том же году страдалец-иерарх приехал в Киев, а затем в Москву на Сербское подворье, которое поступило в его распоряжение. Как вспоминали современники, «страдалец приобрел общую любовь и уважение среди жителей первопрестольной столицы. Москва горячо полюбила доброго, умного, кроткого старца, который нашел в ней вторую родину».
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы при Сербском подворье. Вострышев, Шокарев «Москва православная. Все храмы и часовни.» М. 2012.г.
Изгнанник жил на Солянке до мая 1889 года, когда по предложению нового сербского короля Александра I он возвратился в Белград на митрополичий престол. Святитель Сербии Михаил был награжден многими орденами России: св. Владимира I и II степени, св. Александра Невского, св. Анны и другими. Он был избран почетным членом Московской Духовной академии, Московского университета. Умер митрополит Михаил 5 февраля 1898 года и был погребен в кафедральном Белградском Михайловском соборе. Когда об этом узнали в Москве, во многих ее церквах были совершены панихиды.
Особо торжественно отмечались на подворье праздники в память первого архиепископа и просветителя Сербии св. Саввы. В этот день 14 января на Божественной литургии в храме присутствовали все проживающие в Москве сербы. Вот как, например, проходил праздник в 1893 году. По окончании службы в покоях настоятеля архимандрита Саввы состоялся традиционный сербский обряд «Славы» и «Крестного имени». Студенты-сербы хором исполняли гимн св. Савве, русский и сербский. Затем произносились речи о св. Савве, о дружбе сербов с русскими. Так, студент IV курса Московской Духовной академии Ч.И.Митрович вспомнил о русской обители на Афоне, где постригся в иноки св. Савва, о великих сербах в России, о постоянном заступничестве России за сербов.
В 1894 году у входа с Солянки на подворье, рядом с Благовещенским храмом на средства московского купца И.И.Силуанова была сооружена часовня во имя св. Саввы (архитектор М.С.Шуцман). Закладка состоялась 12 июня 1894 года и сопровождалась крестным ходом из храма на место сооружения.
Москва православная видела в своих храмах части и других святых мощей, привезенные из Сербии. Так, осенью 1893 года в храме Христа Спасителя были поставлены части мощей великомученика Никиты и преподобного Феоктиста, присланные из сербского монастыря Высокие Дечаны. Приношения к ним помогли восстановлению древней обители Сербии.
В 1912-1913 годах Москва, как и тридцать пять лет назад, пришла на помощь южным славянам, увязшим в балканских войнах, в том числе Сербии и Черногории. В декабре 1912 года черногорская королева Милена прислала московскому городскому голове телеграмму с выражением благодарности за пожертвование Черногории 15 тысяч рублей. В помощь православным Сербии и Черногории значительные суммы жертвовали московские банки, благотворительные общества, отдельные лица.
Москва, несмотря на тяжелейшее экономическое положение, посылала в Сербию врачей и медсестер, оборудование для лазаретов, деньги. В апреле 1916 года москвичи с воодушевлением встречали премьер-министра Сербии Н.П.Пашича. От имени Московской городской думы ему было вручено 100 тысяч рублей в помощь сражающейся Сербии.
В 1918 году вместе с другими православными подворьями закрыли и Сербское, а Благовещенский Киро-Иоанновский храм сделали приходским. В 1933 году храм с часовней был разрушен. Однако дух единства русского и сербского народов не угас. После революции в России Сербия приютила тысячи русских беженцев. Нигде в Европе русским эмигрантам не жилось так спокойно, как в единоверной Сербии.
Источник: В.Ф. Козлов «СЕРБСКОЕ ПОДВОРЬЕ В МОСКВЕ» Опубликовано: «Московский журнал» 5’1999 года