серафимы в ветхом завете
Серафимы
Серафи́мы – 1) ангельский чин (степень ангельской иерархии), принадлежащий к триаде высших ангельских чинов (в святоотеческой литературе в перечне ангельских степеней ставится на первой позиции, реже – на второй); 2) ангелы, представители этого чина.
Серафимы в Ветхом Завете
Термин «серафим» происходит от древнееврейского слова «сараф» с несколькими значениями: «жечь, испепелять», «огненный, пламенный». Есть версия, что это слово также связано в этимологическом отношении со словом «змей, дракон, грифон». В Ветхом Завете термином «серафимы» обозначают небесных созданий, светлых ангелов. В частности, о них говорится в сюжете о видении пророка Исайи: «Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лицо своё, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» ( Ис.6:2–4 ). Традиционно серафимов называют «пламенными» для того, чтобы указать на их непреодолимую любовь к Богу. Как писал Дионисий Ареопагит, «ибо, что касается до наименования Серафимов, то оное ясно показывает непрестанное и всегдашнее их стремление к Божественному, их горячность и быстроту, их пылкую, постоянную, неослабную и неуклонную стремительность, – также их способность действительно возводить низших в горние, возбуждать и воспламенять их к подобному жару; равно как означает способность, опаляя и сожигая, таким образом очищать их, – всегда открытую, неугасимую, постоянно одинаковую, светообразную и просвещающую силу их, прогоняющую и уничтожающую всякое омрачение»1.
В Священном Писании представлен пример очищающей миссии одного из серафимов в отношении Исайи, подготовки его к пророческому служению: «Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен» ( Ис.6:6 ).
В книге пророка Исайи дается символическое описание серафимов как человекоподобных существ с лицами, руками, ногами и шестью крыльями: одной парой крыльев они закрывали свои лица, вторую пару использовали для полета, третьей парой они закрывали ноги. Дионисий Ареопагит указывает на символическое, образное видение серафимов, где под визуальной символикой внешних форм даётся духовное указание на естественные и индивидуальные особенности серафимов. Возможно, серафимы были хорошо известны в израильских преданиях, потому что Исайя упоминает их без предварительного объяснения для читателя. Что касается числа серафимов, то, хотя некоторые богословы считают, что в видении Исайи описываются хоры серафимов, однако текст дает основания предполагать, что только два серафима восклицают трисвятую песнь друг ко другу: «И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» ( Ис.6:3 ).
Некоторые исследователи Ветхого Завета связывали серафимов со змеями: «И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из [сынов] Израилевых» ( Чис.21:6 ); «Который провел тебя по пустыне великой и страшной, где змеи, василиски, скорпионы и места сухие, на которых нет воды» ( Втор.8:15 ). Серафимы воспринимались как змеи, вероятно, из-за того, что древнееврейское слово «сараф» в значении «жечь» может происходить от способности змей жалить своих жертв ядом. Но это мнение не имеет общего признания.
Определение серафимов как небесных воинств (составной части небесного воинства) подтверждается через сравнение с 3 книгой Царств 22:19: «И сказал Михей: выслушай слово Господне: я видел Господа, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем, по правую и по левую руку Его». Согласно Книге пророка Исаии, серафимы тесно связаны с Богом.
Серафимы в святоотеческой традиции
Примечания:
4 Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII веков. Ветхий Завет. Тверь, 2011. Т. 10. С. 54.
Серафимы
Место нахождения: на небе Характер: справедливый
его прославляющие. У каждого из них по шести крыл; двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, двумя летал.
Содержание
Этимология и интерпретация имени [ ]
Древнееврейское слово «сараф» (ивр. שָׂרָף, śārāf, множественное число — שְׂרָפִים, śərāfîm) имеет несколько значений [2] : пылающий, огненный; змей, летающий змей, змееподобная молния; летающий дракон или грифон.
Эти значения используются в следующих местах Священного писания:
В Библии [ ]
[1] | Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. |
И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!
Несколькими строфами ниже к пророку прилетает серафим, чтобы горячим углем очистить мужчину от скверны:
«Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен.» (Ис. 6:6)
Дионисий Ареопагит [ ]
Основываясь на отрывке из Книги Пророка Исайи Дионисий Ареопагит определяет серафимов как первых среди ангельских чинов и связывает их природу с пламенной, горящей любовью к свету и чистоте
В своём сочинении «О небесной иерархии» он пишет, что серафимы находятся в постоянном движении вокруг божественного и озаряют все вокруг жаром от своей быстроты и бесконечности полета, способны возвышать и уподоблять себе низших существ, воспламеняя их сердца, а также очищать их «подобно молнии и всепожигающему огню». Их образ световиден и обладает неприкрытостью и неугасимостью.
Внешний вид [ ]
Художникам прошлого было крайне трудно вытянуть из туманных пояснений Исаии и Дионисия точный зрительный образ серафимов, который, казалось, уходил корнями в облик существовавших ранее духовных существ родом из сирийских мифов, датировавшихся первым тысячелетием до н. э., или в иконографию Вавилона и Ассирии, откуда во всем своем правдоподобии первых представлений об ангелах мигрировал в Иудейский и Христианский мир.
Серафим, котораго видел Пророк Иезекииль (Иез. 1:4. 9), есть образ верных душ, кои подвизаются достигнуть совершенства. Имел он шесть крыльев, преисполненных очами; имел также четыре лица, смотрящих на четыре стороны: одно лицо подобно лицу человека, другое — лицу тельца, третье — лицу льва, четвертое — лицу орла. Первое лице Серафимово, которое есть лицо человеческое, означает верных, кои живя в мире, исполняют заповеди на них лежащия. Если кто из них выйдет в монашество, то он подобным становится лицу тельца, потому что несет тяжелые труды в исполнении монашеских правил и совершает подвиги более телесные. Кто, усовершившись в порядках общежития, исходит в уединение и вступает в борьбу с невидимыми демонами, тот уподобляется лицу льва, царя диких зверей. Когда же победит он невидимых врагов и возобладает над страстьми и подчинит их себе, тогда будет восторгнут горе Духом Святым и увидит Божественныя видения; тут уподобится лицу орла: ум его будет тогда видеть все, могущее случиться с ним с шести сторон, подобясь тем 6-ти крылам, полным очей. Так станет он вполне Серафимом духовным и наследует вечное блаженство. Добротолюбие,Т1, Наставления Антония Великого [5] |
В отличие от лазоревых, четырёхкрылых херувимов шестикрылые серафимы изображаются в иконографии, как правило, огненным, алым цветом.
uCrazy.ru
Навигация
ЛУЧШЕЕ ЗА НЕДЕЛЮ
ОПРОС
СЕЙЧАС НА САЙТЕ
КАЛЕНДАРЬ
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |