серафимо знаменский скит расписание богослужений

Серафимо-Знаменский скит

серафимо знаменский скит расписание богослужений. Смотреть фото серафимо знаменский скит расписание богослужений. Смотреть картинку серафимо знаменский скит расписание богослужений. Картинка про серафимо знаменский скит расписание богослужений. Фото серафимо знаменский скит расписание богослужений

Содержание

История [ править ]

Серафимо-Знаменский скит расположен на берегу реки Рожайки, у села Битягово.

История создания Серафимо-Знаменского скита связана с жизнью схиигумении Фамарь (в миру Тамары Александровны Марджановой), которая в 1910-1912 годах основала Серафимо-Знаменский скит.

Для постройки скита было выбрано место в Самойловском лесу, в двух километрах от деревни Заборье и в полукилометре от села Битягово, на горке в правобережье реки Рожайки среди древних славянских курганов.

В создании Серафимо-Знаменского скита на землях Покровской общины в 1910—1912 гг. матушке активно помогала великая княгиня Елизавета Федоровна.

Большинство сестер скита были духовными чадами наместника кремлевского Чудова монастыря епископа Серпуховского Арсения (Жадановского).

После революции скит был закрыт.

В сентябре 1993 года верующими было получено разрешение на ремонт Знаменского храма, при котором был открыт скит Серафимо-Дивеевского монастыря.

В декабре 1994 года в храм была перенесена чтимая икона «Знамение» Пресвятой Богородицы. В 1994 и 1996 годах освящены престолы в честь святой равноапостольной княжны Ольги и преподобного Серафима Саровского. В 1995 году был восстановлен источник святых равноапостольных царей Константина и Елены.

В декабре 2005 года завершались работы в летней части храма, к этому времени было построено два сестринских дома. В хозяйстве скита был коровник и 70 га обрабатываемой земли. В 2006 году в скиту проживало 30 насельниц.

30 мая 2013 года митрополит Георгий совершил Великое освящение левого придела церкви в честь иконы Божией Матери «Знамение». Придел был освящен в честь святых равноапостольных императора Константина Великого и его матери царицы Елены.

Современное состояние [ править ]

В настоящее время монастырь действующий. В храмах обители богослужения совершаются каждый день.

Возрастает число насельниц обители.

Совершенствуются формы социального служения.

Монастырь активно занимается сельским хозяйством.

Также, в скиту занимаются больными детьми, уже помогли встать на ноги многим ребятишкам с помощью иппотерапии (катания на лошадях).

Источник

Серафимо-Знаменский скит

серафимо знаменский скит расписание богослужений. Смотреть фото серафимо знаменский скит расписание богослужений. Смотреть картинку серафимо знаменский скит расписание богослужений. Картинка про серафимо знаменский скит расписание богослужений. Фото серафимо знаменский скит расписание богослужений серафимо знаменский скит расписание богослужений. Смотреть фото серафимо знаменский скит расписание богослужений. Смотреть картинку серафимо знаменский скит расписание богослужений. Картинка про серафимо знаменский скит расписание богослужений. Фото серафимо знаменский скит расписание богослужений

Серафимо-знаменский скит находится в Домодедовском районе Московской области, в селе Битягово. Он включает в себя женский монастырь и церковь. Обитель была основана матушкой Фамарью в 1912 году. В миру матушка — грузинская княжна Тамара Александровна Марджанишвили (Марджанова). Название скита сложилось из имени преподобного Серафима Саровского, которого очень почитала схиигумения, а также из названия иконы Божьей Матери «Знамение».

У скита очень непростая история. Были годы, когда монастырь работал и там жили сёстры. Затем его закрывали, здания отдавали то под больницу, то под пионерский лагерь. Да и саму настоятельницу, схиигумению отправляли в ссылку. Сейчас Серафимо-Знаменский скит включает женский монастырь и действующую церковь.

серафимо знаменский скит расписание богослужений. Смотреть фото серафимо знаменский скит расписание богослужений. Смотреть картинку серафимо знаменский скит расписание богослужений. Картинка про серафимо знаменский скит расписание богослужений. Фото серафимо знаменский скит расписание богослужений

Расписание богослужений

В храме скита ежедневно проводятся богослужения. Утренняя служба начинается в 8:00. Только по воскресеньям её начало смещается на час позже, поскольку сначала молебен. Есть дни, когда проводятся всенощные бдения. Расписание может меняться по праздникам и другим причинам. Уточнить его можно как в самой церкви, так и в группе социальной сети ВКонтакте. Там же принимаются записки о поминовении или о здравии. Официального сайта у самого монастыря нет.

История

Игумения Фамарь, основательница и первая настоятельница Серафимо-Знаменского скита, приехала в Россию в 1907 г. Её служба началась с Покровской общины сестёр милосердия в Москве. Тогда она ещё не постриглась в схиму — это произошло только в 1916 г. Женский монастырь строился с 1910 по 1912 гг., обустраивать его помогала великая княгиня Елизавета Фёдоровна.

Работал Серафимо-Знаменский скит 12 лет — до 1924 г., когда его постигла участь многих церквей и монастырей. Он был закрыт и с 1925 по 1965 гг. помещения скита занимала Заборьевская больница. В 1931 г. была арестована сама матушка Фамарь. Её сослали в Иркутск. Возращению схиигумении из ссылки поспособствовал родной брат Константин. В 1966 г. на месте скита открылся пионерский лагерь «Спутник», существовавший на этом месте до 1974 г.

серафимо знаменский скит расписание богослужений. Смотреть фото серафимо знаменский скит расписание богослужений. Смотреть картинку серафимо знаменский скит расписание богослужений. Картинка про серафимо знаменский скит расписание богослужений. Фото серафимо знаменский скит расписание богослужений

Фамарь не дожила до дней, когда Серафимо-Знаменский скит возродился — она умерла в 1936 г. Только в 1997 г. в ските вновь была зарегистрирована православная община. Монашеская жизнь здесь возобновилась в 2000 г., решением Синода Русской православной церкви.

В настоящее время настоятельница скита — игумения Иннокентия, очень добрая открытая женщина, по отзывам паломников. Находится обитель практически посреди леса. Все приезжающие отмечают удивительную тишину и спокойствие этого места. При этом нельзя сказать, что скит находится где-то в глуши: до трассы М-4 Дон здесь не более 2 км, да и от аэропорта Домодедово обитель отделяет всего 9–10 км.

серафимо знаменский скит расписание богослужений. Смотреть фото серафимо знаменский скит расписание богослужений. Смотреть картинку серафимо знаменский скит расписание богослужений. Картинка про серафимо знаменский скит расписание богослужений. Фото серафимо знаменский скит расписание богослужений

Устройство Серафимо-знаменского скита

Церковь по виду напоминает шатёр со светлыми стенами и зелёной крышей. Любопытны детали, которые придали этому месту ещё больше религиозности. Например, ограда монастыря квадратная и равна 33 саженям — по числу лет Христа, проведённых на земле. Сестёр по уставу ранее также было 33. Церковь Знамения украшена 24 кокошниками — это число символизирует апокалипсических старцев. На территории скита находятся 12 келий-домиков — столько же было апостолов. Каждый домик имеет своё имя — соответствующий имени апостола. Сегодня здесь живут 18 насельниц.

Центр Серафимо-Знаменского скита — двухъярусный каменный храм. Первый, верхний ярус — престолы преподобного Серафима Саровского и иконы Божией Матери «Знамение». Нижняя часть — храм святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Эта часть задумывалась как усыпальница и напоминает пещерные храмы римских катакомб.

серафимо знаменский скит расписание богослужений. Смотреть фото серафимо знаменский скит расписание богослужений. Смотреть картинку серафимо знаменский скит расписание богослужений. Картинка про серафимо знаменский скит расписание богослужений. Фото серафимо знаменский скит расписание богослужений

На территории монастыря есть музей, посвящённый основательнице обители Фамари. Здесь есть книги, которые читала первая настоятельница монастыря, с её собственными пометками на полях. Сохранились некоторые вещи, предметы мебели. Например, уцелело кресло из карельской берёзы, небольшой комод, диванчик.

Ещё одно интересное место для паломников в обители — собственная конюшня. Здесь можно покататься на лошадях — особенно этой возможности радуются дети. Рядом со скитом протекает речка Рожайка. Раньше это была полноводная река, но со временем она обмелела и превратилась в небольшой ручей.

Святыни

Серафимо-Знаменский скит имеет собственные святыни. Здесь можно поклониться мощам преподобномученницы Фамари — это одна из главных реликвий монастыря. В храме находятся иконы Божьей Матери «Знамение» и «Покрывающая», икона Серафима Саровского с частичкой мощей.

Здесь же находятся частички мощей Сергия Радонежского, Александра Свирского, мученицы Татианы, Оптинских, Дивеевских и Киево-Печерских святых.

Панорама Серафимо-Знаменского скита на Яндекс. Картах

Как добраться

Серафимо-Знаменский скит находится в 50 км от Москвы, в селе Битягово. Доехать можно на электричке, а затем на автобусе.

Из Москвы до железнодорожной станции Домодедово можно доехать с Павелецкого вокзала. Далее автобусом № 32 — он едет прямо до остановки в селе Битягово. Или автобусами № № 18, 31, 32, 58 до остановки «Заборье», а потом идти пешком 2,5 км.

На автомобиле до монастыря нужно ехать по трассе М4-Дон. Двигаясь по указателям «Кашира/Видное» нужно ехать до Каширского шоссе. Там съехать с трассы в сторону аэропорта и ехать по улице Заборье. На перекрёстке с ул. Новой повернуть направо. Далее до ул. Синяя — свернуть на неё и ехать до Серафимо-Знаменского скита (270 м).

Видео о Серафимо-Знаменском ските

Источник

Женский монастырь Серафимо-Знаменский скит Епархиальные монастыри РПЦ

серафимо знаменский скит расписание богослужений. Смотреть фото серафимо знаменский скит расписание богослужений. Смотреть картинку серафимо знаменский скит расписание богослужений. Картинка про серафимо знаменский скит расписание богослужений. Фото серафимо знаменский скит расписание богослужений

История

История создания скита связана с жизнью схиигумении Фамари (Марджановой). В 1907 году матушку, бывшую тогда игуменией Бодбийского монастыря святой Нины в Грузии, переводят для служения в Россию. Она становится игуменией Покровской общины сестер милосердия в Москве (до пострига в схиму в 1916 году матушка носила монашеское имя Ювеналия).

В создании скита на землях Покровской общины в матушке активно помогала великая княгиня Елизавета Федоровна.

На освящении вновь созданной обители 6 октября 1912 г. митрополит Московский Владимир (Богоявленский), будущий священномученик, сказал проникновенные слова: «Я считаю себя счастливейшим из людей, потому что Господь привел меня освятить чудный храм и побывать в уголке, напоминающем земной рай. Храм ваш к Богу зовет…»

Большинство сестер скита были духовными чадами наместника кремлевского Чудова монастыря епископа Серпуховского Арсения (Жадановского). В эпоху гонений на веру и Церковь, по благословению Патриарха Тихона, Владыка Арсений со своим духовным другом архимандритом Серафимом (Звездинским), будущим священномучеником Дмитровским, безвыездно жили в скиту в полузатворе с июля 1918 по 1919 г.

В 1924 году скит был закрыт. Сестры жили тремя общинами: в Аносиной Борисоглебской пустыни, в Серпухове, в Марфо—Мариинской обители, впоследствии переехали в Перхушково с матушкой Фамарью.

В целом воссоздан облик архитектурного ансамбля скита: отреставрированы верхний и нижний храмы, по фотографиям годов воссоздана звонница со святыми вратами, 11 келейных домиков из 12.

5 июня 2011 года были освящены престолы верхнего храма в честь иконы Божией Матери «Знамение» и нижнего — в честь святой равноапостольной Нины.

На малом входе был совершен чин возведения в сан игумении настоятельницы скита монахини Иннокентии (Поповой). Ей был вручен игуменский жезл.

В храмах обители богослужения совершаются каждый день. Возрастает число насельниц обители. Совершенствуются формы социального служения. Монастырь активно занимается сельским хозяйством.

Настоятельница

серафимо знаменский скит расписание богослужений. Смотреть фото серафимо знаменский скит расписание богослужений. Смотреть картинку серафимо знаменский скит расписание богослужений. Картинка про серафимо знаменский скит расписание богослужений. Фото серафимо знаменский скит расписание богослужений

Святые и подвижники благочестия

Праздники и чтимые даты

Святыни и святые источники

Храмы и Богослужения

серафимо знаменский скит расписание богослужений. Смотреть фото серафимо знаменский скит расписание богослужений. Смотреть картинку серафимо знаменский скит расписание богослужений. Картинка про серафимо знаменский скит расписание богослужений. Фото серафимо знаменский скит расписание богослужений

Престолы в верхнем храме в честь иконы Божией Матери Серафимо-Понетаевской и преподобного Серафима Саровского,

Нижний храм освящен в честь равноапостольной Нины, просветительницы Грузии.

Служение

серафимо знаменский скит расписание богослужений. Смотреть фото серафимо знаменский скит расписание богослужений. Смотреть картинку серафимо знаменский скит расписание богослужений. Картинка про серафимо знаменский скит расписание богослужений. Фото серафимо знаменский скит расписание богослужений

— У нас есть книги, которые матушка Фамарь читала, придя совсем юной в монастырь святой равноапостольной Нины в Бодби, — сказала игумения Иннокентия. — Настоятельницей Бодбийского монастыря в Грузии была в то время игумения Ювеналия (Ловенецкая). Она приняла княжну, рано осиротевшую, как мать. И подарила ей книги святителя Игнатия (Брянчанинова) со своей дарственной надписью, пожелав стремившейся к богообщению девушке полюбить этого автора так же, как полюбила его она. Еще матушка Ювеналия пожелала послушнице, чтобы сей дивный святитель вел ее по жизни.

По словам нынешней настоятельницы скита, в этих бесценных есть пометки самой матушки Фамари. Недавно сестры решили в хронологической последовательности распечатать пометки. Распечатали и увидели: особо выделенные места в тексте или отклик в слова на мысль, назидание настолько сильно, убедительно отражают высокий духовный строй схиигумении Фамари! То есть итог этой работы для потрудившихся сестер оказался плодотворным и радостным, еще больше приблизив к ним основательницу родного скита.

— Удалось сохранить матушкино кресло из карельской березы, небольшой ее комод и диванчик, — продолжила игумения Иннокентия. — Есть личные вещи матушки. Например, белый апостольник и кусочек шали, в которой она была в ссылке, где заболела туберкулезом горла.

Признаюсь, что этот простенький кусочек шали, эта материальная вещь из прошлого особенно взволновала душу. Многое вспомнилось из прочитанного и обжегшего сердце трагизмом событий, погрузивших Россию в пучину горя и невыносимых страданий. Конец XIX в.: девушка с красивым голосом, музыкально одаренная и готовившаяся поступать в консерваторию, попадает в Бодбийский монастырь на экскурсию и выходит оттуда с совершенно иными намерениями. Отныне ее сердце навсегда с Богом. Теперь она думает только об одном: как послужить Господу здесь, в женской обители, где находится гробница святой равноапостольной Нины — просветительницы Грузии. Спустя годы горячо любимый православным русским народом святой праведный Иоанн Кронштадтский символически предречет ей игуменство в трех местах и великую схиму. И действительно она станет игуменией Бодбийского монастыря, где к тому времени уже подвизалось около 300 сестер, затем — Покровской женской общины в Москве и в начале XX в. — настоятельницей созданного ею (с активной помощью преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны) скита, который просуществовал 12 лет и был закрыт в 1924 г.

Фамарь, правда, не сразу арестовали после закрытия скита. Ей дали пожить на свободе и только в 1931 г. забрали в Бутырку, затем сослали в Иркутскую область, где она провела три года в тяжелом для нее климате. В ссылке не было ни лекарств, ни теплой одежды и обуви, но схиигумения не роптала, а писала из Сибири: «Я рада, что чаша испытания мне досталась сильнее моих деток. Так и должно быть… Все, что за годы случается, вся жизнь — разве это не чудо?!»

— Мать Фамарь постоянно присутствует в нашей повседневной жизни, — сказала игумения Иннокентия. — Мы поминаем ее на Литургии, частенько воздыхаем к ней, прося о помощи, ездим к ней на Введенское (Немецкое) кладбище в Москву. Она была похоронена рядом с московским старцем — святым праведным Алексием Мечевым, чьи мощи находятся теперь в столичном храме святителя Николая в Кленниках. Собираясь здесь, у матушки Фамари в этой уютной, милой сердцу скита, сестры вольно или невольно поглядывают на вериги, которые она носила. Сделаны вериги из металла и весят до трех килограммов. Это — крест праведника.

Моя собеседница призналась, что когда ее организм порой не выдерживает напряжения — начинает скакать давление и побаливать сердце, она остается тут ночевать, среди реликвий, укрепивших живую потаенную связь с основательницей скита. А утром отмечает, что и сердце перестало болеть, и с давлением все в порядке — словом, пришла в норму!

Еще об одной бесценной реликвии музея хочу сказать. Это небольшой деревянный сундучок, с которым священномученик Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский, был в ссылках, когда его «перебрасывали» из одного конца страны в другой — из холодного края в знойные места. Открыв сундучок, мать Иннокентия достала оттуда многостраничное письмо, написанное святителем матушке Фамари, в котором он ласково называет ее «мамуся», «родная» и подробно рассказывает о дивном сне на Лубянке, в котором ему явился Господь. В скиту подвижник веры нашел убежище с осени 1918 г. по 1919 г. В пик гонений на Церковь схиигумения Фамарь приютила у себя епископа Серпуховского Арсения (Жадановского), бывшего наместника Чудова Кремлевского монастыря, и тогда еще архимандрита Серафима (Звездинского), построив близ скита киновию с домовой церковью преподобного Арсения Великого. Полтора года эти близкие по духу люди жили в полузатворе, ежедневно совершая Божественную литургию, занимаясь науками и церковным творчеством. А еще они копали грядки и рубили дрова…

Письмо святителя Серафима к матушке Фамари опубликовано в книге «Все вы в сердце моем», имеющейся в скитской библиотеке. Но какое волнение испытываешь, когда берешь в руки исписанные красивым мелким почерком листочки бумаги и понимаешь, что над ними склонялся святой, на долю которого выпало столько страданий и в то же время столько Божией и людской любви!

Источник

Обитель матушки Фамари

серафимо знаменский скит расписание богослужений. Смотреть фото серафимо знаменский скит расписание богослужений. Смотреть картинку серафимо знаменский скит расписание богослужений. Картинка про серафимо знаменский скит расписание богослужений. Фото серафимо знаменский скит расписание богослужений Картина П.Д. Корина «Схиигумения Фамарь» Подводя итоги года, можно обратить внимание на одно отрадное событие: 14 июня состоялось перенесение ставших мощами останков схиигумении Фамари (Марджановой) с Введенского кладбища Москвы в основанный ею в 1912 году Серафимо-Знаменский скит (ныне Домодедовского района Московской области). Этот акт явился следствием причисления матушки Фамари Русской Православной Церковью к лику святых в конце 2017 года.

Схиигумения Фамарь (1869–1936) – знаковая фигура Церкви и общества рубежа эпох: предреволюционного времени и последующих смутных лет.

Будучи по происхождению грузинкой Марджанишвили (по матери – княжной Чавчавадзе), она благодаря духовному ее авторитету стала заметным деятелем Русской Церкви в начале ХХ века, ибо ее духовное становление происходило на плодородной, непотревоженной почве Святой Руси. Она была духовно близка к таким значительным фигурам нашей Церкви того времени, ныне святым, как праведный Иоанн Кронштадтский, великая княгиня Елизавета Феодоровна, иным новомученикам и исповедникам Российским, пока еще индивидуально непрославленным. В частности, она общалась с духовником обители, епископом Серпуховским Арсением (Жадановским), который до революции многие годы был наместником Чудова монастыря в Московском Кремле (расстрелян в Бутове в 1937 году).

Серафимо-Знаменский скит матушка организовала с целью молитвенного уединения, спасения о Господе, обретения покоя и радости «о Дусе Святе».

Перед этим горячо молилась перед иконой Знамения Матери Божией в Понетаеве, желая остаться в скиту рядом с этой обителью. Но дважды услышала глас как бы от Царицы Небесной: «Устраивай свою обитель не только для себя, но и для других».

Сначала принимая все это за искушение, просила совета у старцев – о. Алексия Засимовского и о. Товия в Троице-Сергиевой лавре, которые настоятельно советовали ей последовать наставлению Божией Матери.

— Где же мне устраивать скит? У меня ни места нет, ни средств, – вопрошала матушка.

— Господь, Царица Небесная и место изберет, и средства даст. А вы будете только служкой, исполнительницей воли Божией, — отвечал, в частности, о. Алексий.

На то время (1908 г.) матушка Ювеналия (ее имя до принятия схимы в 1916 году) являлась настоятельницей Покровской общины сестер милосердия в Москве. И вот вскоре ей пришла бумага из консистории с просьбой поехать и оценить принадлежавший общине Хутор с целью его продажи. Этот земельный участок под названием Хутор был расположен в тридцати с лишнем километрах к юго-востоку от Москвы, матушка никогда там не бывала, знала о его существовании лишь по планам.

И только по приезде туда ей пришло понимание, что это и есть то место, где предстоит создать скит. Она отказалась от продажи, и с этого времени началась ее энергичная, подвижническая деятельность по строительству и обустройству скита. Ездила она в это время за благословением и к оптинским старцам, и к отцам Алексию и Товию, – и везде получала слова поддержки и благословение.

Скит строился с июля 1910-го по сентябрь 1912 года. За эти два года возникло много интересных замыслов и дополнений к ним.

В итоге Серафимо-Знаменский скит получил строго продуманное воплощение. Ограда его протянулась на 33 сажени в квадрате в память тридцати трех лет жизни Спасителя. В центре высился храм пирамидальной формы в стиле XVII века во имя Знамения Божией Матери и преподобного Серафима Саровского, с усыпальницей и престолом внизу в честь равноапостольной Нины.

Снаружи храм имел кверху 24 уступа, по числу 24 апокалипсических старцев, и венчался одной главой, знаменующей Господа Иисуса Христа.

С правой и левой стороны помещались храмовые иконы Знамения Божией Матери и преподобного Серафима понетаевской работы.

В ограде были расположены, по числу 12 апостолов, 12 небольших домиков, каждый из которых находился под покровительством того или иного апостола, а потому назывался Иоанно-Богословским, Андреевским и т.д., и имел на наружной стене, составляющей часть ограды, изображение святого покровителя.

В центральной части скита у стены был расположен большой образ Спасителя с неугасимой лампадой.

Над святыми воротами помещалась звонница с мелодичным набором небольших колоколов. Звонница служила и наблюдательным сторожевым пунктом.

По углам ограды были выстроены четыре башни; на них укреплены гипсовые, лепной работы, архангелы с трубами, как бы готовящиеся возвестить второе пришествие Христово.

Помимо святых ворот, имелись еще добавочные, с правой стороны – для хозяйственных надобностей, а с левой — небольшая «лесная» калитка, названная так потому, что открывалась прямо в рощу. Отсюда ровная дорожка шла к кургану, около которого было поставлено изображение преподобного Серафима (которого глубоко почитала матушка всю свою жизнь) на цинке в натуральный рост, идущего с топориком и котомкой за плечами.

Фигуру преподобного можно было заметить от самой калитки, и отворявший ее получал полное впечатление, что Саровский подвижник направляется в скит. Здесь было излюбленное место матушки и сестер, где они поверяли угоднику, как живому, свои мысли и чувства.

Внутри ограды не было никаких других вспомогательных построек — все они находились вне скита. Сам же он, – поросший сосной и березой, с цветниками по местам, при необыкновенной чистоте, – являлся как бы земным раем, и должен был напоминать своим обитательницам о вожделенном рае Небесном.

До революции скит посетила Комиссия по охране памятников искусства и была поражена высокой идеей, вложенной в него, и выдала настоятельнице особую грамоту, в которой значилось, среди прочего, следующее: «Серафимо-Знаменский скит по своему индивидуальному самобытному внутреннему и внешнему устройству заслуживает особого внимания и подлежит сохранению как редкий церковный памятник» (из воспоминаний епископа Арсения).

23 сентября 1912 года скит и храм в нем освятил митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский, 1848–1918, новомученик Церкви Русской), оценивший скит так: «Это духовно счастливое место». Интересно, что ранее в этом же году, в апреле, владыка Владимир освятил Покровский храм в «обители милосердия» — Марфо-Мариинской.

Но в отличие от доступной для общества московской обители Серафимо-Знаменский скит представлял собой внутренне замкнутый круг тридцати трех монахинь (опять же по числу лет земной жизни Спасителя), — помимо тех лиц, кто имел послушание и помещение на Хуторе, — со строгими правилами пустынножительства.

В келиях не разрешалось никого принимать, встречаться же дозволялось только с родственниками и — в гостинице. Предписывалось довольствоваться общей трапезой, не иметь ничего съедобного в келиях. Пробуждение и бодрствование — с 5 часов утра, в 5.45 — начало утренних молитв, утреня и литургия. После — исполнение келейных правил. Насельницы должны были постоянно творить молитву Иисусову и не расставаться с нею на послушаниях, общая же работа сопровождалась тихим пением псалмов или чтением акафистов.

Строгий порядок скита соответствовал внутреннему настрою настоятельницы, стремившейся в конечном итоге к схиме. Хотя сама игуменья какое-то время колебалась, находя малосовместимым пострижение в великий ангельский образ с настоятельским послушанием. Однако после совета со старцами-затворниками подала прошение митрополиту Макарию и получила благословение. Пострижение игуменьи Ювеналии в схиму с усвоением имени Фамарь совершил 20 сентября 1916 года викарий Московской епархии епископ Серпуховской Арсений (Жадановский).

В 1924 году Серафимо-Знаменский скит подвергся разграблению; сестер разогнали. Началось для матушки хождение по мукам. До 1926 года она жила в Марфо-Мариинской обители в Москве, в комнатах расстрелянной великой княгини Елизаветы Феодоровны. Вместе с другими монахинями она организовала кооператив — в то, весьма непростое для них время — по выделыванию детских тряпичных кукол. Когда же и эту обитель закрыли, матушка с самыми близкими ей сестрами нашла приют под Москвой у своих духовных детей: несколько лет прожила она в поселке Перхушково по Белорусской ж/д. Живя в Перхушкове, сестры-монахини не переставали трудиться — состояли в артели, стегали одеяла на продажу. В 1931 году схиигуменью и сестер арестовали и сослали в Сибирь, в Иркутскую область сроком на пять лет.

Благодаря хлопотам ее брата, известного театрального режиссера Константина Марджанова (Котэ Марджанишвили), а также художника Павла Корина, написавшего позже ее замечательный портрет, матушка провела в ссылке лишь два с половиной года. Но и этого оказалось достаточно, чтобы она, человек по природе южный, с трудом переживавшая сибирские морозы, заболела горловой чахоткой.

Вернувшись, она поселилась в знакомых местах по Белорусской ж/д, близ станции Пионерская. Это стало возможным благодаря тому же заступничеству, ибо «лишенцам» (лишенным прав) тогда не разрешалось селиться ближе, чем 101 километр от столицы. Но здоровье схиигумении уже было подорвано. 23 июня 1936 года она скончалась. Отпевание на дому совершил епископ Арсений в сослужении других священников.

В 2000 году по благословению Священноначалия Серафимо-Знаменский скит начал свое возрождение. Трудами игумении Иннокентии (Поповой) многое уже сделано в скиту, отреставрировано. Положено начало и иноческой жизни. Во многом стараниями матушки Иннокентии (присланной сюда из Коломенского женского монастыря) произошло и прославление первоосновательницы обители схиигумении Фамари.

23 июня 2018 года, в день памяти преподобноисповедницы Фамари, торжество по случаю новообретенной святой Русской Православной Церкви возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.

Мощи преподобноисповедницы помещены пока во временную деревянную раку и выставлены для поклонения в обительском храме иконы Знамения Божией Матери и преподобного Серафима.

Тропарь преподобноисповеднице схиигумении Фамари

Иверии благословенныя дщерь благородная,/ восприимши дух великой Угодницы Божией Нины,/ в годину гнева Господня/ прошедши мужественне узилища и изгнания,/ возсияла еси паче милосердием и любовию/ утешительнице наша, мати Фамарь,/ под кровом Пречистыя и старца Серафима/ слезами создала еси монашеское пристанище/ моли Всемогущего Бога/ сохранити Иверию и Россию многострадальныя/ верными Христу во веки.

Кондак преподобноисповеднице схиигумении Фамари

Яко крин благоуханный,/ посреде пустыни безбожия/ в земном Отечестве твоем процвела еси,/ преподобныя мати Фамарь,/ и подвиги воздержания исповеданием веры украсивши,/ востекла еси к Небесному Жениху Христу,// Иже увенча тя красотою славы нетленныя.

Величание:

Ублажаем тя,/ преподобная мати Фамарь,/ и чтим святую память твою,/ ты бо молиши за нас// Христа Бога нашего.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *