серафимо дивеевский монастырь храмы
СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь |
Серафимо-Дивеевский женский монастырь во имя Всесвятой Троицы Нижегородской епархии
Становление общины
После преставления преподобного Серафима заботы о Дивеевской общине принял на себя наместник Троице-Сергиевой Лавры преподобный Антоний (Медведев). В 1842 году Мельничная община была присоединена к Казанской.
Расцвет монастыря
10 февраля 1861 года указом Святейшего Синода Дивеевская женская община была возведена на степень третьеклассного общежительного монастыря. Устав монастыря был взят у Мельничной общинки, отчего и монастырь стал называться Серафимо-Дивеевским. За годы управления монастырем игуменией Марией (Ушаковой) обитель приобрела свой неповторимый архитектурный облик, сохранявшийся и на начало XXI века. Были построены предсказанный преподобным Серафимом Троицкий собор (1875 г.), игуменский корпус (1885 г.) с храмом равноапостольной Марии Магдалины (1901 г.), трапезный храм благоверного князя Александра Невского (1895 г.), колокольня (1902 г.) и около 30 корпусов для послушаний и жилья сестёр.
Основной доход монастырю приносили многочисленные мастерские: рукодельная, где вышивали золотом и шелками, а также гладью по батисту и полотну, живописная, литографическая, где также занимались фотографией и метахромотипией (переведением гравированных картин на жесть, камень и дерево), резьбой по металлу и переплётным делом. Монастырские нужды обеспечивали хлебное, просфорное, свечное, портновское, ризное, манатейное [2] послушания. В свиточном шили свитки (рубашки) для саровской братии, до 400 штук ежегодно. Множество корпусов занимали хозяйственные послушания: стекольное, красильно-малярное, погребное, огородное, садовое, мельничное. В монастыре был большой фруктовый сад. Имелся молотильный корпус и две житницы. В трапезу, просфорню и богадельню была проведена вода из водокачки, снабжающей потребным количеством воды весь монастырь и две бани.
В отдельных корпусах помещались богадельня для тяжелобольных и престарелых сестер, зубоврачебный кабинет и больница. При монастыре был устроен приют для девочек, преимущественно сирот, где их учили священники, а рукоделию и духовному пению обучали сестры обители. Вне ограды монастырю принадлежали гостиницы (как для дворян, так и для простого народа), конный двор с необходимыми постройками: кузницей и двумя избами для рабочих, а также пять домов для священников и диаконов с надворными строениями и садом.
К началу XX века Серафимо-Дивеевский монастырь стал крупнейшим иноческим общежитием. 2 августа 1903 года, в ходе Саровских торжеств по поводу прославления преподобного Серафима, обитель принимала страстотерпцев императора Николая II с императрицей Александрой Феодоровной и членами царской фамилии. В следующем году, после кончины игумении Марии, по ее указанию сестрами была выбрана в игумении казначея монахиня Александра (Траковская), остававшаяся настоятельницей обители до её закрытия.
Закрытие и разорение
В 1919 году монастырь преобразовали в трудовую артель. Богослужения в храмах ещё продолжались, но земли, хозяйства и хутора были изъяты. Сёстрам пришлось нести трудовую повинность: работать на национализированной земле, получая за это паёк. Закрытие Серафимо-Дивеевского монастыря последовало 27 сентября 1927 года.
В годы советской власти многие монастырские здания были разрушены, Святая Канавка была засыпана землей и мусором.
Возрождение
Возрождение церковной жизни в Дивееве началось в 1988 году, когда верующим разрешили купить дом над Казанским источником и перестроить его для церкви. В Лазареву субботу 22 апреля 1989 года деревянную церковь освятили в честь Казанской иконы Божией Матери. 31 апреля 1990 года, в день Похвалы Пресвятой Богородицы, был вновь освящён Троицкий собор. С 1 января 1991 года в нём стали ежедневно совершаться все уставные богослужения.
18 июля 1991 года было принято решение Священного Синода о возобновлении Серафимо-Дивеевского монастыря [3]. 30 июля того же года в Дивеево торжественно прибыли вновь обретённые святые мощи преподобного Серафима Саровского.
Статистика
Троицкий собор Серафимо-Дивеевского монастыря |
Храмы, архитектура
Храмы и часовни
Святая Канавка в Дивеевском монастыре |
Святая канавка
Святая канавка, выкопанная по приказанию Пресвятой Богородицы, повторяет путь, которым Она прошла, беря в Свой удел девичью обитель. Начало Канавке положил преподобный Серафим Саровский накануне Дня Святой Троицы в 1829 году, и затем четыре года продолжалось ее обустройство.
Святая канавка в советское время |
В советское время строения и монастырское кладбище внутри Канавки были уничтожены, вал срезан, а сама Канавка засыпана, но верующие продолжали молиться на святой тропе.
С ноября 1991 года сестры во главе с игуменьей ежедневно вечером стали проходить по Канавке. 10 августа 1993 года, по дивеевской традиции, на праздник иконы Божией Матери «Умиление» состоялся крестный ход по Святой канавке, и с тех пор в большие праздники и всю Светлую седмицу после поздней литургии крестный ход проходит по этому святому месту.
Святыни в Доме-музее блаженной Параскевы Дивеевской |
Музеи
Летом 2004 года на территории монастыря был открыт дом-музей блаженной Параскевы Дивеевской. Первоначально его экспозицию составляла только воссозданная келья блаженной, в остальных комнатах размещался паломнический центр. Когда реконструкция пустыньки была полностью завершена, здесь была создана большая экспозиция, отражающая историю монастыря вплоть до 1927 года.
В 2014 году по благословению игумении Сергии (Конковой) началось также создание музея истории Дивеевской обители в XX веке. Музей вырос из небольшого выставочного зала, размещавшегося прежде в игуменском корпусе монастыря. Экспозиция, посвящённая судьбам дивеевских монахинь и блаженных стариц, архиереев и священников, включает святыни, документы священства и насельниц обители, архивные сведения.
Архангельский скит Дивеевского монастыря |
Скиты и подворья
Монастыри-скиты
Скиты
Подворья
Начальницы, игумении
Святые и святыни
Важнейшие святыни
Источники
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь
Икона Пресвятой Богородицы «Умиление»
Дивеевским сестрам батюшка неоднократно говорил, указывая на икону Божией Матери «Умиление»: «Поручаю и оставляю вас на попечение вот этой Царицы Небесной».
Икона преподобного Серафима Саровского
Из темного овала, словно из мглы времен, батюшка смотрит на нас, и земная его жизнь встает перед нашим мысленным взором как путь к стяжанию Духа Святого Божия и делает личность преподобного Серафима особенно близкой и дорогой верующему сердцу.
Святые
мощи
The relics of the saints left behind are a source of joy to the faithful.
Вещи преподобного Серафима
Святые приближают людей к Богу. В далеком горнем мире они молятся о нас, и вполне естественно желание людей сохранять те материальные частицы, которые были связаны с ними; почитать то, что принадлежало святым.
Святая
Канавка
Батюшка Серафим приказан вырыть Канавку, чтобы незабвенна была тропа, по которой ежедневно проходит Божия Матерь, обходя Свой удел.
Дом-музей блаженной Параскевы Дивеевской
В Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре есть место, где особенно чувствуется благодатная атмосфера Дивеевской старины. Это дом-музей блаженной Параскевы, единственная из всех пустынька, милостью Божией сохранившаяся до наших дней.
Музей истории Дивеевского монастыря в XX веке
Материалы новой музейной экспозиции поведают о судьбах дивеевских монахинь и блаженных стариц, архиереев и священников в послереволюционный период.
Источники
Рядом с Серафимо-Дивеевским монастырем находится множество святых источников. Есть среди них старинные, а есть совсем новые, но уже прославленные чудесной помощью по молитвам тех святых, которым они посвящены.
Религиозная организация «Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь Нижегородской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»
Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается лишь с разрешения правообладателя и только со ссылкой на источник.
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь
Казанский собор является самым старинным в обители. С него началась история Дивеевского монастыря. Собор находится на том самом месте, где Пресвятая Богородица явилась первоначальнице, преподобной Александре, и указала ей построить новую каменную церковь именно в честь Казанского Ее образа. В Казанском соборе почивают мощи блаженных Дивеевских стариц – Пелагии, Параскевы, Марии и преподобноисповедницы Матроны.Троицкий собор – главный собор обители. В нем совершаются все уставные богослужения. Постройка этого храма была предсказана преподобным Серафимом. В левом приделе собора находятся мощи Саровского чудотворца.Преображенский является вторым монастырским собором. Характерной чертой его архитектурного образа является ощущение необычайной легкости, воздушности, устремленности ввысь, к небесам.Благовещенский собор по заповеди батюшки Серафима возведен на святой Канавке. Это самый большой и единственный однокупольный храм обители. Нижний пятипрестольный храм Благовещенского собора освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. В верхнем храме продолжаются работы по внутренней отделке, из семи престолов освящены четыре.Церковь Рождества Христова является первым храмом Мельничной девичьей общины. По заповеди Царицы Небесной этот храм пристроен к паперти Казанской церкви.Церковь Рождества Пресвятой Богородицы – второй храм Мельничной девичьей общины. Он располагается под храмом Рождества Христова. В храме почивают мощи преподобных жен Дивеевских – Александры, Марфы и Елены.
На Соборной площади между Троицким и Преображенским соборами находится трапезный храм в честь святого благоверного князя Александра Невского.
В Восточной части игуменского корпуса устроена домовая церковь равноапостольной Марии Магдалины, небесной покровительницы первой Дивеевской игумении – Марии (Ушаковой). После торжественного прославления преподобного Серафима в 1903 году в этом храме на литургии присутствовал государь император Николай II и особы царствующего дома.
Внутри святой Канавки находится деревянный корпус монастырской богадельни с домовой церковью в честь иконы Божией Матери «Всех скобрящих Радость». В 1927 году перед закрытием монастыря на праздник Воздвижения Креста Господня здесь было совершено последнее богослужение.
В юго-восточной части святой Канавки в здании монастырской больницы устроена домовая церковь в честь иконы Божией Матери «Целительница».
В поселке Северный, рядом с Казанским источником, расположена Казанская церковь – первый возрожденный храм села Дивеева.
С более подробной информацией о храмах обители можно познакомиться, перейдя на главный сайт Дивеевского монастыря, здесь.
О святынях обители можно узнать, перейдя на главный сайт Дивеевского монастыря, здесь.
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь
Церковь во имя святой равноапостольной Марии Магдалины
На северо-запад от Троицкого собора на плане преподобного Серафима изображен, как он называл его, начальнический корпус. Этот большойдеревянный корпус на каменном фундаменте, действительно, был построен в 1885 году. Основным акцентом его главного фасада служит ассиметрично расположенное крыльцо в виде пятигранного эркера, устроенного на оба этажа и завершенного кокошниками.
До закрытия монастыря в этом здании находились архиерейские и игуменские покои, кельи казначеи, благочинной, канцелярия, библиотека, комнаты для производства искусственных цветов, велся учет всего хозяйства монастыря, жили сестры с этих послушаний и ведавшие вещевыми и продуктовыми складами.
На северо-запад от Троицкого собора на плане преподобного Серафима изображен, как он называл его, начальнический корпус. Этот большойдеревянный корпус на каменном фундаменте, действительно, был построен в 1885 году. Основным акцентом его главного фасада служит ассиметрично расположенное крыльцо в виде пятигранного эркера, устроенного на оба этажа и завершенного кокошниками.
До закрытия монастыря в этом здании находились архиерейские и игуменские покои, кельи казначеи, благочинной, канцелярия, библиотека, комнаты для производства искусственных цветов, велся учет всего хозяйства монастыря, жили сестры с этих послушаний и ведавшие вещевыми и продуктовыми складами.
Церковь в честь иконы
Пресвятой Богородицы
«Всех скорбящих Радость»
В 1861 году в 280-ти метрах к востоку от Троицкого собора за святой Канавкой был построен деревянный корпус монастырской богадельни с кельями для престарелых монахинь. Домовую церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» устроили в ней в 1861 году дивеевские сестры из дворян – вдова Ольга Васильевна Шишкина и девица Варвара Александровна Карамзина. Главный вход находился со стороны Канавки, а с севера и юга были сделаны входы в жилые помещения.
В «Обозрении церквей Нижегородской епархии Его Преосвященством, Преосвященнейшим Модестом, Епископом Нижегородским и Арзамасским,
в 1886 году» об этом храме сообщается: «Преосвященнейший изволил войти
в больничную церковь во имя «Всех скорбящих Радости». Эта церковь освящена в 1862 году, 11 сентября. Церковь эта не составляет отдельного здания,
а занимает часть корпуса, в котором находятся кельи престарелых монахинь. Выйдя из храма, Преосвященнейший изволил посетить и кельи живущих здесь стариц. Между этими старицами есть принятые по личному благословению
о. Серафима, основателя обители; всех стариц, принятых по благословению
о. Серафима, остается в живых 17; некоторые из них помещаются здесь,
а другие – в другом корпусе. Есть между ними – Анна Алексеевна – единственная оставшаяся в живых из осьми первоначальниц, взятых о. Серафимом из общины монахини Александры.Между этими старицами живет Варвара Александровна Карамзина, разширившая на свои средства церковь во имя Скорбящей Богоматери; В. А. Карамзина – племянница Российского историка Карамзина. Преосвященнейший, посетив кельи стариц, благословил обитательниц келий».
В 1861 году в 280-ти метрах к востоку от Троицкого собора за святой Канавкой был построен деревянный корпус монастырской богадельни с кельями для престарелых монахинь. Домовую церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» устроили в ней в 1861 году дивеевские сестры из дворян – вдова Ольга Васильевна Шишкина и девица Варвара Александровна Карамзина. Главный вход находился со стороны Канавки, а с севера и юга были сделаны входы в жилые помещения.
В «Обозрении церквей Нижегородской епархии Его Преосвященством, Преосвященнейшим Модестом, Епископом Нижегородским и Арзамасским,
в 1886 году» об этом храме сообщается: «Преосвященнейший изволил войти
в больничную церковь во имя «Всех скорбящих Радости». Эта церковь освящена в 1862 году, 11 сентября. Церковь эта не составляет отдельного здания,
а занимает часть корпуса, в котором находятся кельи престарелых монахинь. Выйдя из храма, Преосвященнейший изволил посетить и кельи живущих здесь стариц. Между этими старицами есть принятые по личному благословению
о. Серафима, основателя обители; всех стариц, принятых по благословению
о. Серафима, остается в живых 17; некоторые из них помещаются здесь,
а другие – в другом корпусе. Есть между ними – Анна Алексеевна – единственная оставшаяся в живых из осьми первоначальниц, взятых о. Серафимом из общины монахини Александры.Между этими старицами живет Варвара Александровна Карамзина, разширившая на свои средства церковь во имя Скорбящей Богоматери; В. А. Карамзина – племянница Российского историка Карамзина. Преосвященнейший, посетив кельи стариц, благословил обитательниц келий».
В 1927 году на праздник Воздвижения Креста Господня в этой церкви проходила последняя служба при закрытии обители. Вот как описала это бывшая послушница старого Дивеевского монастыря монахиня Серафима (Булгакова): «После литургии певчие запели, как обычно в Прощеное воскресенье «Плач Адама». Все сестры прощались. Вся церковь плакала».
В советское время храм был разрушен, больничные кельи заняты под квартиры, а сараи жителей этого дома стояли на территории святой Канавки.
В 1927 году на праздник Воздвижения Креста Господня в этой церкви проходила последняя служба при закрытии обители. Вот как описала это бывшая послушница старого Дивеевского монастыря монахиня Серафима (Булгакова): «После литургии певчие запели, как обычно в Прощеное воскресенье «Плач Адама». Все сестры прощались. Вся церковь плакала».
В советское время храм был разрушен, больничные кельи заняты под квартиры, а сараи жителей этого дома стояли на территории святой Канавки.
18 марта 2003 года состоялась передача ключей от квартиры, которая находилась в алтаре бывшего домового храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В этом же году по проекту нижегородского архитектора Виктора Викторовича Коваля началась реконструкция здания бывшей монастырской богадельни.
12 ноября 2004 года над зданием был воздвигнут крест.
В канун престольного праздника 23 октября/5 ноября 2006 года в корпус богадельни переселились первые насельницы, а в домовой церкви было совершено первое всенощное бдение. На следующий день архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил освящение храма.
Перед началом чина обновления храма Его Высокопреосвященство сказал: «Сегодня после многих трудов, которые понесли матушка игумения Сергия, сестры обители, строители, попечители, мы возобновляем молитвы в храме, посвященном ныне празднуемому образу Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Милость Божия для нас с вами, что мы имеем возможность воздвигать алтари Бога Живаго. Именно освящением таких храмов вновь восстанавливается связь времен. Ангел Хранитель, который стоит у престола, сегодня ликует и радуется. Сегодня у него Пасха Христова.
У каждого человека на его жизненном пути есть свои искушения, испытания, соблазны, борения, болезни, печали и воздыхания, и именно Матерь Божия в образе, именуемом «Всех скорбящих Радость», помогает преодолеть их и посылает помощь. Господь по молитвам Царицы Небесной дает людям радость жизни, внутреннее духовное ликование. И мы, совершая сегодня положенные молитвы на освящение престола, будем просить Царицу Небесную, чтобы Она в этом Своем уделе утешала многих людей, которые, приходя сюда, получали бы отпущение грехов и наполнялись бы внутренней духовной радостью».
18 марта 2003 года состоялась передача ключей от квартиры, которая находилась в алтаре бывшего домового храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В этом же году по проекту нижегородского архитектора Виктора Викторовича Коваля началась реконструкция здания бывшей монастырской богадельни.
12 ноября 2004 года над зданием был воздвигнут крест.
В канун престольного праздника 23 октября/5 ноября 2006 года в корпус богадельни переселились первые насельницы, а в домовой церкви было совершено первое всенощное бдение. На следующий день архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил освящение храма.
Перед началом чина обновления храма Его Высокопреосвященство сказал: «Сегодня после многих трудов, которые понесли матушка игумения Сергия, сестры обители, строители, попечители, мы возобновляем молитвы в храме, посвященном ныне празднуемому образу Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Милость Божия для нас с вами, что мы имеем возможность воздвигать алтари Бога Живаго. Именно освящением таких храмов вновь восстанавливается связь времен. Ангел Хранитель, который стоит у престола, сегодня ликует и радуется. Сегодня у него Пасха Христова.
У каждого человека на его жизненном пути есть свои искушения, испытания, соблазны, борения, болезни, печали и воздыхания, и именно Матерь Божия в образе, именуемом «Всех скорбящих Радость», помогает преодолеть их и посылает помощь. Господь по молитвам Царицы Небесной дает людям радость жизни, внутреннее духовное ликование. И мы, совершая сегодня положенные молитвы на освящение престола, будем просить Царицу Небесную, чтобы Она в этом Своем уделе утешала многих людей, которые, приходя сюда, получали бы отпущение грехов и наполнялись бы внутренней духовной радостью».