семья идет в храм
Дети на литургии: зачем приходить с детьми в храм каждое воскресенье?
Материнские заметки
Богослужения в храме совершаются каждый день, и даже не единожды. Есть на свете люди такого уровня и образа жизни, которые бывают в храме ежедневно. Но большинство наших сограждан бывает в храме гораздо реже. Какова же «норма», и можно ли вообще в таком случае говорить о норме? Священное Писание, Предание и даже постановления Соборов эту норму утверждают: как минимум один раз в неделю.
Сделать один из дней недели «днем Господним», освятить каждую неделю года – это заповедь, данная нам Богом:
«Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой – суббота Господу Богу твоему» (Исх. 20, 9–10).
Как помочь детям полюбить дом Божий?
Если мы спрашиваем сами себя, зачем каждую неделю приводить детей в храм, это положение само по себе может быть ответом. Но, как ни крути, вопросы остаются, и вопросы непростые. Например: может быть, все это история про взрослых, а не про детей? Все-таки малыши – люди маленькие, не способные к благочинному поведению, зато способные быстро уставать и утомлять окружающих. А подростки? Они выглядят достаточно большими, но устают иногда ничуть не меньше малышей, и чинное поведение тоже не всегда про них. А ведь хотелось бы не просто присутствия детей на службе, но чтобы они постепенно научились понимать, сознательно принимать происходящее в храме. А как помочь детям полюбить дом Божий.
Не думаю, что могу предложить готовые универсальные ответы. Попробую в нескольких статьях поразмышлять над этими вопросами, посмотреть на некоторые возможные решения этих непростых, но жизненно важных моментов. Начнем, конечно, с теории и истории.
Дети участвовали в богослужениях с древних времен
Иногда можно услышать такое мнение: церковное богослужение вообще не предполагает присутствия детей, по крайней мере маленьких. «Таскать детей на службы» – явление новомодное и «неблагочинное».
О многих святых мы знаем, что они, будучи детьми, любили богослужения
В древнейшем памятнике христианской письменности, «Постановлениях апостольских» (подписаны именем святителя Климента Римского, составлены не позднее IV века), описываются молитвенные прошения об оглашенных и дается такое пояснение:
Как детский пост – это заступничество невинных детей за виновных взрослых, так и детская молитва за кающихся взрослых оказывается особенно важной для всей Церкви. Святитель Иоанн Златоуст говорит об этом, описывая церковное богослужение:
В Постановлениях апостольских описана очень упорядоченная организация церковного богослужения, расписано – кто, когда и что должен делать, чтобы во время службы соблюдалось благочиние. И вот каков этот порядок во время Евхаристического канона:
От лица апостола Иакова начало этого центрального момента богослужения описано так:
К сожалению, не совсем ясно, какой возраст детей имеется в виду, ведь границы детства в разное время, в разных ситуациях были разными. Детям, стоящим у амвона, может быть и 7, и 12 лет (вряд ли больше 12, так как, например, в IV веке в Римской Империи 12 лет для девочки – обычный возраст обручения, это уже начало юности). И все-таки призыв к женщинам взять детей на руки показывает, что дети достаточно маленькие. Не углубляясь в дебри истории педагогики и истории Церкви, забывая о том, что был период отказа от Крещения младенцев, остановимся на этом: церковное богослужение, причем богослужение очень «чинное», с древних времен предполагало присутствие достаточно маленьких детей.
Участие в богослужении – часть религиозного образования детей
Служба в Храме на Рождество. Художник: Владимир Воронов
То, что можно условно назвать «религиозным образованием детей», складывается из многих вещей. Начало этого образования – жизнь самих родителей, жизнь по вере и в Церкви, и, соответственно, устроение всего дома в этих ценностях. Затем – обучение вербальное, обучение основам веры, Священному Писанию, Закону Божию. И вот еще одна, неотъемлемая часть этого образования: участие детей в церковном богослужении.
Святитель Феофан Затворник писал:
Святитель Иоанн Златоуст призывает родителей, в первую очередь, конечно, отцов, наставлять детей в вере, изучать с ними Священное Писание. Посещение церкви в учении святителя оказывается частью домашнего обучения Писанию, завершающим этапом «занятия» дома:
Здесь и прямой призыв – «веди ребенка в церковь». И вот это милое: «взяв за руку». И еще важное: посещение богослужения – в радости. И практичное, о чем я подробно рассказывала не раз, описывая подготовку детей к праздникам: дома мы изучаем некий сюжет из Священного Писания, а в храме это же сюжет прочитывает диакон во время чтения Евангелия и объясняет священник во время проповеди.
О том, что детей необходимо брать с собой на богослужения, о том, что детей приводить в храм должны именно родители, о необходимости соединять домашнее и церковное образование в самом широком и глобальном смысле – об этом святитель также говорил:
«На зрелища ходить мы часто позволяем им, а в церковь (ἐκκλησίαν) – не заставляем никогда; если же однажды или дважды дитя придет туда, то остается там напрасно, тщетно, без пользы и для забавы. Нет, не так должно быть; но как, посылая в училище, мы требуем от них отчета в науках, так должны мы поступать, и в церковь посылая, или, лучше, приводя их.
Посещение ребенком церковного богослужения – необходимый элемент образования ребенка
Здесь, по-моему, святитель исчерпывающе объяснил, зачем детей приводить в храм, и зачем «не другим вверять их, но самим с ними надобно приходить».
Посещение ребенком церковного богослужения – необходимый элемент образования ребенка. В первую очередь детей, конечно, таинственным образом в буквальном смысле образовывает Дух Святой участием в таинствах. Также во время богослужения любые «религиозные» знания не просто закрепляются, а буквально оживают. И еще важный момент: домашнее обучение, домашняя молитва – это область частная; церковное богослужение выводит все это из частной сферы в общественную.
Воскресная литургия и ритм жизни
Упорядоченность жизни – это много всего разного. Но, в числе прочего, это определенный режим, упорядоченность-ритмичность жизни семьи. Например, простые циклы жизни: день, неделя, год. Привести эти циклы в порядок, задать этим циклам вектор – обратить их к Богу, освятить.
Когда человек один, он освящает свою личную жизнь. Когда человек живет в общности семьи, то задача – освятить жизнь всего дома. Как можно все это делать всей семьей, как учесть особенности и способности каждого члена семьи в таком «освящении» – это вопрос очень важный, но… второстепенный. Главное здесь – все-таки расставить приоритеты. Решить: мы хотим, мы постараемся освятить каждый день своего дома, каждую неделю, каждый год. А как именно мы это сделаем, чтобы это было сейчас нам всем по силам, чтобы не сломало никого из нас, не сломало отношения в семье, а наоборот, укрепило, – это уже решается индивидуально, по ситуации.
Однозначно решить для себя: каждое воскресное утро мы встречаем в храме
Чтобы регулярность была регулярной, часто достаточно этой уверенности, этого решения: приходить в храм каждую неделю. Например, однозначно решить для себя: каждое воскресное утро мы встречаем в храме. Не планировать никаких дел на это время: ни папе, ни маме, ни детям. У каждого из нас свои ситуации в жизни, но один из вариантов – не записывать детей на занятия, которые проходят по утрам в воскресенье, искать альтернативу на субботу, на вечер четверга и т.п. Если у родителей, у старших детей планируется какое-то мероприятие, встреча – назначать их на время после богослужения; для этого можно приехать в какой-то храм поближе к месту этого важного мероприятия. Если предстоит поездка куда-то далеко – искать, где поблизости от нашего маршрута будет находиться храм. Пару лет назад в жизни нашей семьи случилось настоящее приключение – мы всей семьей ездили на машине в Европу. И, составляя план этого «галопом по Европам», мы все воскресные планы подстроили под воскресные литургии. Это был совершенно замечательный опыт – в других странах видеть не только знаменитые памятники, фьорды, музеи и заповедники, но побывать в наших родных храмах, и не как туристы – а как свои…
«Особым испытанием для православных христиан стало ограничение доступа мирян к участию в общественном богослужении и даже невозможность посещения храмов. Это обстоятельство побуждает всех нас вновь задуматься о том, какое значение в нашей жизни имеет храмовое богослужение, совместная молитва собрания учеников Христовых», – говорится в послании Синода.
Послание, адресованное и клиру, и мирянам, предупреждает:
А еще, конечно, бывает и так, что храмы закрываются в принципе, и в пределах досягаемости вообще нет храмов. А еще мы можем болеть, да и вообще, неотменимые и непереносимые дела тоже случаются в нашей жизни, и иногда они случаются по воскресеньям. А бывает и так, что пойти в храм всей семьей нереально, потому что это ценность – только для папы, а для взрослых детей и для мамы это не ценность вообще.
Но если мы говорим о православной семье, а не о семье, в которой кто-то из членов верующий, то имеет смысл сразу, с самого начала составлять расписание семьи в соответствии с ритмом церковной жизни. Иначе участие в богослужении перестанет быть для нас нормой, оно станет исключением.
Воскресное богослужение как привычка
«Просто привычку» в области духовного модно осуждать. Но привычка – это невероятно важная вещь. Особенно с педагогической точки зрения. Привычка становится частью «природы» человека, с привычкой невероятно тяжело бороться. Моя бабушка говорила: «Посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу». Не только взрослый человек, но и ребенок может с помощью регулярного повторения приобрести привычку материться, привычку давать подзатыльники младшей сестре, привычку высмеивать или унижать людей, привычку играть в компьютерные игры, привычку просто держать в руках смартфон и проверять раз в две минуты, а «вдруг новый лайк» или «сообщение». Привычки незаметно цементируют нашу жизнь, а в случае с ребенком они буквально формируют личность взрослеющего человека.
Именно поэтому так важно прививать детям и самим себе привычки хорошие. Не так уж и страшно, когда это «просто привычки». Привычка говорить «спокойной ночи» вроде бы не добродетельная, мы и не объясняем ее детям – просто сами с ними прощаемся, просто приучаем детей: скажи папе спокойной ночи. На автомате, просто так ребенок привыкает желать доброй ночи родителям. Но это уже – определенная культура, это ежедневное соотнесение себя со своими родителями, это просто доброе движение в сторону окружающих людей. Это уже – формирование личности.
Психолог и невролог Виктор Франкл писал о привычке такие важные слова:
Безусловно, здорово и правильно, когда религиозная жизнь осмысленная, когда она идет одновременно от ума, устремленного к Богу и от сердца, горящего ко Христу. Но когда и «просто по привычке» – это уже добро и благо, а не «ужас и вообще профанация».
Для малыша привычка бывать в храме помогает не бояться блестящих бородатых священников, странных звуков и запахов. Практичная привычка, которая поможет просто самим родителям находиться в церкви. Привычка, которая поможет приводить ребенка и к духовному, – в первую очередь регулярно причащать малыша. Конечно, это не значит, что привыкший к храму малыш никогда не испугается чего-то, никогда не устроит истерику на службе. Но все же, если ребенок с рождения в храме, он «от сосцов матери» воспринимает храм как пространство жизни.
Для детей постарше привычка каждое воскресенье бывать в храме – это уже формирование культуры. Определенная культурная парадигма, которая именно в этом возрасте, для детей 5–10 лет, формирует то, что называется «родной культурой» человека. Да, это не личная встреча с Богом, это совсем не духовная жизнь маленького человека. Но когда ребенок растет в подобном ритме жизни, то это формирует его как человека православной культуры. Куда бы ни пошел дальше в своей жизни этот человек, но храм, церковное богослужение навсегда останутся в его сознании и подсознании как его детство, его родная среда. Даже его Родина.
Когда ребенок растет в подобном ритме жизни, то это формирует его как человека православной культуры
Не совсем так, но похоже привычка работает и по отношению к взрослым членам семьи. Если нет привычки регулярно, всей семьей приходить в храм, если мы приходим на службу не каждое воскресенье, то посещение церковного богослужения оказывается… особенным событием в нашей жизни. И это, конечно, здорово. Но в случае с простыми, не особенно высокодуховными людьми, вроде меня самой, может происходить совсем другая история. Когда в идее «ходить в храм и причащаться совершенно необходимо, но не обязательно делать это по расписанию, каждую неделю» ключевым оказывается не обязательно.
И получается: сегодня я не выспалась, в следующий раз малыш капризничает, потом слишком холодно, а потом, конечно, жарко. Вообще: каждый день не высыпаемся – хоть в воскресенье бы высыпаться! Или наоборот: всю неделю на работе, едва до дома дойдешь – спать пора, так хоть в воскресенье какие-то домашние дела переделать бы: полы перемыть, огородом заняться, машину на сервис отогнать…
Кажется, идея ходить в храм по расписанию слишком приземленная и не духовная? Но именно расписание задает ритм. Именно расписание позволяет регулярно, всей семьей приходить на богослужение. Иначе всегда найдутся причины – непридуманные, важные причины не прийти в храм.
Ни в коем случае не пытаюсь сказать, что уважительных причин не бывает. Еще как бывает. Но среди наших сограждан регулярно бывают в храме, участвуют в таинствах, по разным подсчетам, от 3% до 5% людей, в то время как считающих себя православными в 10 раз больше. И похоже, что чаще всего люди не посещают регулярно храм просто потому, что не считают это важным или обязательным.
С подростками все, конечно, сложнее. О подростках мы поговорим отдельно. Но стоит заметить такой момент: привычка к регулярному посещению храма может сыграть здесь свою добрую роль. Если в семье психологически комфортно, спокойно, если отношения с родителями хотя бы «нормальные», подростки просто продолжают двигаться вместе с родителями, с младшими и старшими братьями и сестрами по… привычным рельсам. Если в семье принято каждое воскресенье, каждый праздник встречать в храме, то обычно утром просто все проснулись, все оделись, все сели в машину, все приехали в храм. Обсуждают «что надеть», «что брать с собой», «куда пойти после храма» – но не вопрос «пойти ли в храм». Не говорю, что это прямо рецепт, и прямо универсальный – но все же это может помочь.
Литургия – мост в жизнь Вечную
Вся эта ритмичность, регулярность посещения храма нужна в первую очередь для того, чтобы по-настоящему постоянно участвовать в церковном богослужении и приобщаться всей семьей Святых Таин.
Конечно, молиться можно и дома. И нужно молиться дома, и иногда бывает полезно церковные службы прочитывать дома. В недавней карантинной истории опыт домашнего богослужения оказался невероятно важным для многих и многих православных семей. Но все же в нашей жизни должно быть и церковное, общественное богослужение, о чем нам только что напомнил Священный Синод. Об этом говорили, писали многие богословы, отцы Церкви. Приведу только простые слова преподобного старца Паисия:
Бывать на богослужениях в храме, приобщаться Святых Таин, приводить детей в храм – это просто… жить
Но, конечно, вопросов еще очень и очень много. Ведь даже если мы регулярно приходим в храм, если приносим в храм малышей с самого рождения – это не значит, что все будет просто. Как справиться с грудным ребенком во время службы? Чем занять скучающего четырехлетнего малыша? Что делать, если старшеклассники учатся 6 дней в неделю по 18 часов в сутки, и воскресенье – единственная возможность поспать подольше? И, в конце концов, мы же не просто постоять, поприсутствовать приходим в храм – как же объяснить детям значение происходящего во время богослужения? Попробуем разобраться в следующих статьях. Так что продолжение следует.
[1] «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды, или препятствия, которым бы надолго устранен был от своея церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжение трех седмиц, не придет в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения» (80 правило VI Вселенского Собора).
[2] Паисий Святогорец, преподобный. О молитве. Том IV. Глава 2.
[3] Собрание древних литургий восточных и западных. Анафора евхаристическая молитва. М.: Дар, 2007. С. 88.
[5] Собрание древних литургий восточных и западных… С. 98.
[7] Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. М., 1996. С. 28.
[9] Иоанн Златоуст, свт. О тщеславии и о том, как родителям воспитывать детей своих. § 41 // Антология педагогической мысли христианского Средневековья. М. 1994.С. 185.
[10] Иоанн Златоуст, свт. Беседа на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее как шестидесятилетняя» (1 Тим. 5, 9), и о воспитании детей, и о милостыне// Собрание поучений, С. 338, также Полное Собрание Творений, Т. 3, Кн. 1, С. 340.
[11] Глеб Каледа, протоиерей. Домашняя Церковь. М., 1992. С. 145.
[12] См. Сапрыкина А.А. Ключевые педагогические понятия в наследии святителя Иоанна Златоуста // http://periodical.pstgu.ru/ru/pdf/article/1972
[13] Послание Священного Синода Русской Православной Церкви епископату, клиру, монашествующим и мирянам в связи с нашедшим в этом году вредоносным поветрием// https://pravoslavie.ru/133553.html
[15] Виктор Франкл. Основы экзистенциального анализа и логотерапии // Виктор Франкл. Логотерапия и экзистенциальный анализ. Статьи и лекции. М., 2016. С.109.
[16] Паисий Святогорец, преподобный. Там же.
[17] Сергиев И.И., протоиерей. Мысли о Церкви и православном богослужении. С-Пб., 1894.
[18] Вениамин (Федченков), митрополит. Беседы о литургии. Беседа 14.
В храм всей семьей
Семья Елизаровых. Фото Ю. Ракиной |
Я помню, какой чудачкой выглядела девочка из параллельного класса, которая вместе с мамой ходила в храм. Передававшаяся из уст в уста по школе фраза: «Она там свечки ставит» – была последним приговором, это окончательно делало ее в нашем детском сознании, воспитанном на образах идеальных пионеров, просто ненормальной. Времена изменились, но зачем и почему люди верят, вопрос для многих по-прежнему не праздный. Между тем есть те редкие «ячейки общества», в которых верят все – родители, дети, и воскресенье для них – это тот день, который отдают Богу, идут утром в храм, потом ведут детишек в воскресную школу. Но поражает более всего не это внешнее выражение веры. А то, что сегодня в этом сошедшем с ума мире, где каждый день убивают и девиз «оттолкни ближнего и возьми себе» стал главным принципом жизни, есть люди, которые абсолютно искренне стараются жить по евангельским заповедям и так же воспитывать своих детей.
Простые и сложные истины
Готовя статью, я познакомилась с двумя семьями. Больше всего удивило, что очень много лет я жила и не подозревала даже, что такие люди есть сегодня и они живут совсем рядом. Более всего меня поразили слова моего собеседника Николая, главы семейства, где растут два замечательных мальчика Илья и Ваня, сказанные уже «под занавес» нашего разговора. Я задала обычный журналистский вопрос: «Когда ваши дети повзрослеют, какими людьми вы хотели бы их видеть?». Ответ Николая прозвучал так: «Кто-то работает ради денег, кто-то ради работы. Я очень хочу, чтобы они нашли для себя дело, которое было бы ради Бога. Понимаете, о чем я?». Отвечаю: «Не совсем». «А это когда один человек для другого что-то делает, и тот говорит: «Слава Богу, что я встретил этого человека».
Вот так все просто и недостижимо сложно, если вдруг начать стремиться к тому, чтобы каждый человек захотел сказать «спасибо» за встречу с нами. В общем, на самом деле в этих семьях по-настоящему живы простые истины.
Вообще, отправляясь в гости к своим героям, с целью написать о православных семьях, я думала, что меня встретят мальчики, проводящие время все больше за чтением книг, и девочки, часами сидящие над пяльцами. Гора пистолетов на полу, радиоуправляемая машина, меч – мальчишки наперебой стараются похвастаться и показать, каким богатством обладают. Оказалось, что в православных церковных семьях внешне по большей части все как у всех, кто-то побогаче, кто-то победнее, кто-то с высшим образованием, кто-то нет. Только иконы и горящая лампадка, как обязательный атрибут в их доме, говорят о том, что все же по-другому.
В обеих семьях, с которыми мне довелось познакомиться, родители пришли к вере, будучи уже взрослыми, состоявшимися людьми.
Супруга Николая Лена, психолог по образованию, вспоминая свой путь в Церковь, делится наблюдениями:
– Интеллигенцию часто подводит вера в силу разума. Когда муж начал ходить в храм, у нас с ним были очень горячие споры, не сразу я его поняла и приняла перемены в его мировоззрении. Это сейчас после 9 лет церковной жизни уже нет желания никому ничего доказывать, есть вещи, которые объяснить невозможно. Но просто иногда хочется сказать: «Ребята, вы положите мозг в шкаф и просто придите в храм. Станьте хотя бы на время, как дети, и постепенно все поймете.
За моей спиной на кухне, где мы, как водится у женщин, неспешно ведем беседу, что-то подозрительно пыхтит. Лена в ответ на мой настороженный взгляд, брошенный назад, поясняет:
– Это хлебопечка, вот сама выпекает хлеб.
С рождением детей в их семье Лена не работает. Квалификация психолога сейчас помогает выстраивать мир и теплые отношения в собственной семье.
– Порой мы, женщины, делаем карьеру, потому что не выносим дом,– рассуждает моя собеседница.– Давайте быть честными сами с собой. Да, трудно целый день заниматься домом и детьми. К тому же у нас очень популярен стереотип – домохозяйка у плиты всегда мало образованна и ничем не интересна. Но не рождена женщина для того, чтобы летать в космос и БАМ строить.
В семье Елизаровых принцип распределения семейных полномочий по консервативному традиционен: папа на работе, мама живет заботами о детях и супруге. Так сложилось само собой, и такой порядок всех устраивает.
– У нас всех очень большая проблема – мы не умеем быть женщинами, целовать своих детей, говорить мужьям приятные слова,– делится Лена рецептами семейного счастья.– Конечно, я не могу сказать, что у нас образцово-показательная православная семья. Но у нас счастливая семья, и за это большое спасибо Церкви. А все актуальные для многих темы – разводы, ревность – уходят сами собой. И ради того чтобы к этому прийти, стоит взять и почитать, например, церковную литературу. Там все написано.
Обычное советское детство, как правило, делает путь к храму долгим, непростым и даже болезненным. Первым для всей семьи ее прокладывал Николай:
– Верующим я был всегда, даже когда был не крещен. Отец по работе общался с Владыкой Пименом, он подарил ему иконы. Они стояли у нас в доме, и я по-детски всегда молился о своих нуждах. Сомнений в том, что Иисус Христос – наш Бог, никогда не было. Но крестился, будучи взрослым. А путь к первому Причастию был долгим, исповедался я только через 8 лет после Крещения, а причастился через 9. А за эти годы все было. Я по образованию врач, но было время, когда по профессии не работал. Много чем занимался, даже предприятие свое было. Однажды попал в СИЗО на 3 дня. В итоге полностью пересмотрел отношение к жизни. Начал воцерковляться.
С того момента Николай уже решил, что работать будет только для людей. И вот уже 15 лет он работает по профессии, мануальным терапевтом. Говорит, что теперь твердо знает: «Православие – это единственное основание, на котором можно строить свою жизнь». Когда дорога в неведомую церковную жизнь еще только начиналась, по работе ездил в Москву, с братом пришел в Сретенский монастырь. Рассказывает, что поразило все. Тогда же прочитал беседу преподобного Серафима Саровского с Мотовиловым, где рассказывается о преображении старца. А еще книгу Александра Меня «Сын человеческий», после которой в голове стучал один вопрос: «А где бы оказался я? В той толпе, которая кричала «Распни», или с теми, кто оплакивал муки Спасителя?».
Теперь вся семья Елизаровых уже много лет постоянные прихожане храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» Саратова. Сыновья ходят в воскресную школу. Оба сынишки, Илья и Ваня, можно сказать, выросли в храме.
– Социум живет по своим законам. Ребенок едет в троллейбусе, общается со своими сверстниками, и он всегда может почувствовать себя не таким, как все. А в воскресной школе «не таких» нет. Есть большой конгломерат единомышленников,– рассказывает Елена.– Не все люди одного социального круга, образования, кто-то живет в центре города, кто-то на окраине. Но у детей появляется ощущение семьи, родства, основанного на духовной близости. Получить этот опыт ребенок обязательно должен, и воскресная школа такую возможность дает.
Мальчишки на вопрос о том, что их привлекает больше всего в храме, отвечают традиционно для их возраста: «Там красиво, поют хорошо». И, конечно же, как и всем детям, им очень нравится задувать догоревшие в подсвечниках свечи, но ведь это их первое в жизни дело, которое ради Бога, первый детский шаг навстречу папиной мечте.
Лариса с дочерью Настей. Фото Ю. Ракиной |
Внешняя жизнь Церкви для большинства людей мало чем примечательна. Поэтому много лет храм, который может быть расположен хоть по дороге от дома к работе, может оставаться не более чем атрибутом архитектурного пейзажа. Но понявшие, чем действительно живет Церковь, что составляет ее внутреннюю жизнь, таящуюся за пышностью обрядов, понимают – это счастье: вдруг открыть для себя неведомый до сих пор церковный мир. Кажется, что распахиваются плотно закрытые до этого ставни и льется солнечный свет, в котором преображается вся жизнь. Так произошло в жизни Ларисы. С десятилетней дочерью Настей они начали ходить в храм не так давно. Лариса не перестает удивляться, как долго маленькими шажками и, казалось бы, посредством неприметных событий вел к себе Господь. Пока Бог ведет человека к вере, не всегда понятно, каково назначение пути…
У Ларисы за плечами обычное детство, школа, оконченная с золотой медалью, затем университет, работа инженером, замужество, рождение дочери. Вспоминает свой первый опыт молитвы.
– Когда была беременная, встретилась с подругой, она мне сказала, что всю беременность читала «Богородицу». Думаю: значит, и мне нужно. А где взять молитву, я и не знала. Потом почему-то решила перечитать повесть «Старик и море» Хемингуэя, а там эта молитва. Вот я ее оттуда списала и молилась.
А потом родилась Настя. Как и в большинстве семей, с появлением ребенка не удалось избежать трудностей материального порядка. Настенька часто болела. И часто подступало приступами то самое, всем знакомое отчаяние с вопросом: «Почему у меня все так?». В неврологическом отделении, где лечилась дочка, Лариса увидела мамочек детей, больных ДЦП. Увидела их решимость если не победить воспринимаемый многими как приговор диагноз, то, по крайней мере, преодолеть со своими детьми все трудности и научиться жить и радоваться, несмотря ни на что. Тогда стало понятно, как безосновательно собственное роптание:
– Я, глупая, с врачами говорить даже не могла, только плакала. Казалось ужасным, что мой ребенок болеет. А тут вдруг увидела, насколько я не права.
Тогда родилось желание помочь. И случайно увидев в газете объявление о создании общества милосердия в Саратовской епархии, Лариса отправилась на организационное собрание:
– Пришла я тогда, а сама думаю: «Зачем я здесь? У меня же работа и времени нет совсем». А потом все стали записываться на дежурство в больнице, и тут я вспомнила про свои отгулы. И так вместо отдыха несколько раз я ходила в 3-ю больницу, сидела с мальчиком Сереженькой. Он был после операции, и чтобы не привязывать его к кроватке, нужно было все время находиться кому-то рядом.
В обществе милосердия Лариса узнала священника отца Сергия Кляева, который курирует деятельность общества, и потихоньку начала знакомиться с церковной жизнью. Но на первую исповедь, как обычно водится, долго не могла решиться.
Но, что отмечает, с таким вот неожиданным приходом в храм начала меняться жизнь всей семьи. Папа нашел хорошую работу, и семья перестала нуждаться. Настенька уже учится в 4 классе, детские проблемы со здоровьем в прошлом. Начала ходить в воскресную школу, появились новые друзья, и сама Настя отмечает, что стала другим человеком:
– Мне раньше мог кто-то не нравиться в классе, и я раздражалась, а сейчас уже понимаю, что так нельзя, и стараюсь относиться ко всем хорошо.
– Вы знаете, вот лучше, чем сейчас, мне кажется, уже и не может быть для нашей семьи,– говорит Лариса.– Я когда только начала ходить в храм, мне врезались в память слова на богослужении: «Яко благ и Человеколюбец». Господи, какие же они верные. И какая же я раньше глупая была, думала – вот с отличием окончила университет, такая я расхорошая, а все у меня не так. А теперь понимаю, мне же Бог дочку дал, счастливую семью, это же чудо. Я поняла, что мне нравится служить людям, что-то делать для них. Конечно, всем помочь невозможно. Но батюшка говорит: «Бог ждет милости, а не жертвы, сделай то, что можешь». Вообще, жизнь изменилась. Раньше суетишься, спешишь, в голове одни проблемы, то одно надо, то другое. А сейчас иду и всегда знаю, что день сложится, конечно, моими усилиями, но все будет хорошо – и так спокойно на душе.
Вот так и живут, храня верность Богу, себе, своему человеческому призванию. Получая за это скупые или обильные «радости телеграммы», той подлинной радости, что наполняет жизнь смыслом. Потому что самоотречение, как говорил афонский старец Паисий Святогорец, пусть даже небольшое, ради семьи, детей, близких и не очень людей, приносит ту радость, когда «сердце летает, как на крыльях».