семинар на тему крещение руси
ЛЕКЦИЯ по курсу истории России: «Крещение Руси и его значение».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ЛЕКЦИЯ № 20 § 19. Крещение Руси и его значение.
Владимир не раз возглавлял походы против печенегов, успешно воевал и с западными соседями — Польшей, литовскими племенами. Западные границы Руси были значительно раздвинуты.
Христианство начало проникать на Русь в IX в. Некоторые ученые предполагают, что христианином был еще киевский князь Аскольд, убитый Олегом в 882 г. Христиане составляли часть дружины князя Игоря. Распространению христианства способствовала княгиня Ольга. Однако Владимир боролся за Киев при поддержке язычников. Поэтому первоначально он стремился усилить позиции языческих культов, одновременно пытаясь приспособить их для нужд единого государства. В 980 г. Владимир повелел поставить в Киеве идолов шести языческих богов во главе с богом грома и молнии Перуном, который считался покровителем князей и дружинников. Однако введенный им пантеон не мог стать обязательным для всех земель Древнерусского государства, в разных частях которого продолжали поклоняться своим богам.
В «Повести временных лет» в связи с крещением Руси содержится рассказ о походе Владимира на византийский город Корсунъ (Херсонес) в Крыму. Этот поход стал ответом киевского князя на нарушение империей условий договора: князь помог двум правившим тогда императорам справиться с мятежом, а те отказались, как обещали, дать в жены Владимиру свою сестру Анну. В 988 г. после длительной осады Владимир взял Корсунь при поддержке своих сторонников внутри города. За возвращение Корсуни империи он предложил выполнить условия прежнего договора. Ранее в Византии не было случая брака с иностранцем принцессы, родившейся от императора в период его нахождения на троне. Однако византийцы были вынуждены отправить Анну в Корсунь, потребовав, в свою очередь, крещения жениха.
Владимир крестился сам и крестил дружину. Вернувшись в Киев, он приказал креститься всем жителям города. Затем началось крещение других городов и сельской местности. В ряде мест, например в Новгороде, введение новой религий; вызвало восстание.
Первоначально христианизация Руси носила во многом формальный характер. Внешнее следование церковным обрядам сопровождалось тайным или даже открытым исполнением обрядов языческих ( двоеверие ). Но позже православие, включив в себя многие черты язычества, стало одной из основ жизни русского общества.
Введение монотеистической религии способствовало укреплению государственной власти (один Бог на небе — один государь на земле).
Зарождение и развитие неравенства, разделение населения на богатых и бедных, на правящих и управляемых, на разные социальные группы требовало своего обоснования. Идеи христианства о том, что богатство и бедность, счастье и несчастье исходят от Бога, способствовали частичному примирению недовольных с изменившимися условиями жизни. Христианство давало людям надежду на блаженство после смерти в случае праведной жизни на земле. Также оно прививало важные нравственные нормы: гуманное отношение ко всем людям, особенно к женщинам и детям, слабым и убогим, учило человечности. Все это способствовало сглаживанию конфликтов в обществе и тем самым ускоряло его развитие.
Крещение способствовало повышению международного авторитета Руси в ее отношениях с другими христианскими странами. Укрепились связи между Русью и Византией — самым развитым государством христианского мира тех времен.
Главное значение крещения Руси состояло в появлении идеологии, соответствующей новому состоянию общества.
1. Почему князя Владимира считают одним из крупнейших деятелей русской истории? Какие действия князя способствовали укреплению Руси?
2. Как Владимир пытался использовать язычество для укрепления своей власти? Почему эта попытка оказалась неудачной?
3. Как была крещена Русь? Перечислите главные причины крещения Руси.
4. Каково было значение введения христианства на Руси?
5. Расскажите о церковной организации и монастырях на Руси.
6. Какое влияние на дальнейшую историю России имело принятие христианства в его православном варианте? Свой ответ аргументируйте.
Методическая разработка урока по истории для 1 курса СПО «Крещение Руси»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ГПОУ «Краснокаменский медицинский колледж»
Специальность 31.02.02 Акушерское дело
очная форма обучения
Учебная дисциплина ОДб.05 История
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: Крещение Руси
на заседании ЦМК АД
протокол № __ от _____20__г.
Ушакова Ю.В. ___________
1. Тема занятия: Крещение Руси
2. Форма организации учебного занятия: урок
3. Вид учебного занятия: традиционное
4. Тип учебного занятия: комбинированное
5. Продолжительность занятия: 90 мин.
6. Цель занятия: раскрыть причины и значения крещения Руси с точки зрения цивилизационного развития; знакомство с народной медициной.
-дать обучающимся представление о Древнерусском государстве при Владимире;
-познакомить обучающихся с личностью Владимира Святославича;
-объяснить причины принятия монотеистической религии;
-подвести обучающихся к самостоятельному выводу о том, что принятие христианства способствовало укреплению Древнерусского государства;
-познакомить с народной медициной.
-способствовать формированию умения работать с текстом учебника и картой;
-совершенствовать технику и культуру речи;
— развивать умение применять на уроках истории знания, полученные на уроках информатики;
Методы и формы обучения:
-методы стимулирования учебно-познавательной и учебно-воспитательной деятельности – дискуссия, практико-ориентированное задание;
7. Оборудование (оснащение) занятия: информационное – методическая разработка урока для преподавателя; учебник §8, историческая карта №6 «Древнерусское государство в IX – XI вв.»
8. Межпредметные связи: Обществознание.
Внутрипредметные связи: Народы Восточной Европы; Возникновение Древнерусского
9. Список основной и дополнительной литературы для преподавателя и студента по тематике занятия:
1. Россия в мире. Базовый уровень. 10 кл.: учебник/О.В.Волобуев и др.-М.:Дрофа,2020.- 400 с
13. Описание хода занятия (таблица 1)
Описание хода занятия
Цель: организация начала занятия, настраивание студентов на учебную деятельность
Проверка присутствующих, наличие формы, готовность студентов к занятию, оснащение рабочего места студента
Мотивация учебной деятельности. Целевая установка
Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для дальнейшего изучения ОДб.05 История
Сообщение темы, цели и задач (плана) занятия.
Формирование позитивной мотивации и активизация интереса к учебной деятельности.
Актуализация исходного уровня знаний студентов
Цель: определить уровень школьных знаний, формировать коммуникативные навыки
1. Фронтальный опрос в виде повторительной беседы (Приложение 1)
Изложение нового материала и самостоятельная работа студентов
Цель: сообщение новых знаний, формирование, закрепление полученных знаний
Изложение основного содержания темы в соответствии с планом.
План изложения нового материала. Преподаватель организует и контролирует выполнение студентами заданий (Приложение 2)
Цель: снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей
Выполнение студентами комплекса физических упражнений (релаксация) (Приложение 3)
Осмысление, систематизация и контроль полученных знаний
Цель: систематизация, закрепление, углубление и контроль полученных знаний
-ориентироваться на индивидуальные особенности студента.
Практико-ориентированное задание с целью обобщения и систематизации и закрепления знаний:
1. Текст позволяет легко определить, о каком событии идет речь, ошибки могут быть в значимых событиях, явлениях. Необходимо найти и исправить все ошибки. (Приложение 4)
Цель: подвести итоги индивидуальной работы каждого и работы группы в целом, соотнести полученные результаты с целью и задачами, оценить деятельность студентов на занятии
Преподаватель осуществляет диагностику результатов занятия, проводит рефлексию достижения цели, выставляет отметки с учётом всех этапов занятия, комментируя их.
Цель: объяснить объём и способы выполнения домашнего задания, разъяснить критерии успешного выполнения заданий
Преподаватель проводит инструктаж по выполнению домашнего задания.
1) Тема: Государство и общество
2) Россия в мире. Базовый уровень. 11 кл.: учебник/О.В.Волобуев и др.-М.:Дрофа,2020.(стр. 63-70).
Фронтальный опрос в виде повторительной беседы
Работа на доске: работа с датами, понятиями
Соотнесите даты и события:
945 год поход Олега на Византию
964 – 966 годы убийство Игоря древлянами
911 год разгром Святославом Хазарского каганата
944 год гибель Святослава
972 год договор Игоря с Византией
Полюдье – объезд князем и дружиной подвластных племен с целью сбора дани.
Уроки – точные размеры дани, для каждого племени.
Погосты – место сбора уроков.
Печенеги – кочевники из Центральной Азии.
1.Ходил в поход он на Царьград,
Да только сам тому не рад.
Сожжен был «греческим огнем»,
Древлянами был уничтожен он. (Игорь)
2.Он смел, был и умен без меры,
Он покорил и вятичей и меря.
«Иду на вас» он обращался к недругу всегда,
При имени его Царьград дрожал тогда. (Святослав)
3.Хитра, княгиня оказалась.
Большую дань взять отказалась.
Потребовав с древлян лишь голубей,
Она смогла их воле подчинить своей. (Ольга)
4.Сел княжить первым в Киев он,
И покорил Царьград потом.
Вез из полюдья в Киев он товары,
И «Вещим» прозван был недаром. (Олег)
5.Его призвали новгородцы,
Порядок навести в земле словенской.
Сей князь, делами неприметный,
Стал основателем династии навечно. (Рюрик)
Перед вами лежат листы, попробуйте восстановить порядок правления этих князей и записать.
(+Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав)
А кто был следующим русским князем? (+Владимир)
Изложение нового материала
В спомните, как называлась вера восточных славян?
— Как славяне изображали своих богов?
+ В виде деревянных и каменных идолов.
— Князь Владимир тоже был язычником. В Киеве он воздвиг огромного идола Перуна (бога дождя, грома и молнии). Голова у него была сделана из серебра, а усы – из золота. Все жители города должны были поклоняться ему и приносить жертвы.
У язычников было много разных богов. Одни племена поклонялись Перуну, другие Стрибогу, третьи Дажьдбогу, четвертые Велесу. Из-за поклонения разным богам среди русских людей не было единства, возникали противоречия. Князь Владимир это понимал и хотел объединить всех жителей Руси при помощи веры в одного Бога и под властью одного князя.
-Совершенно верно тема нашего урока сегодня: «Крещение Руси при князе Владимире».
Запишите тему урока в тетрадь.
Работать сегодня мы будем по следующему плану:
1.Причина принятие христианства на Руси.
3.Значение принятия христианства.
-Давайте попробуем дать ответ на первый пункт нашего плана. Каковы причины принятия христианства?
— Действительно, главным врагом оставались печенеги. Владимир впервые смог укрепить южные границы, построив 4 оборонительных рубежа, состоявших из крепостей, валов и сигнальных вышек. Но князь Владимир понял, что удержать под своей властью все славянские земли, опираясь лишь на военную силу, нельзя. Нужна была другая сила. Он пришёл к выводу о необходимости принятия религии, основанной на вере в существование единого Бога. Это было христианство, которое проповедовало миролюбие, милосердие, равенство людей, свободу выбора, духовную самостоятельность личности. За свои поступки человек отвечал перед Богом. Религия укрепляла княжескую власть и международный авторитет. Пример служила Византия.
-Давайте запишем причину принятия христианства в тетрадь.
+ Из-за поклонения разным богам среди русских людей не было единства, возникали противоречия.
— Кто такие христиане? Давайте попробуем найти ответ на этот вопрос в тексте учебника.
+ Работа с текстом учебника. (Чтение по цепочке)
-Кто такие христиане?
+ Христиане – это люди, которые верили в Бога Иисуса Христа.
-Как проходил обряд крещения? Что он обозначал?
+ Принять крещение-это войти в воду, «смыть с себя старую веру» и очиститься. Затем священник брал в руки крест и крестил им тех, кто вошёл в воду. А затем сам человек накладывал на себя крест.
-Что является главным символом христианской веры?
— Совершенно верно. А чтобы закрепить свою связь с христианской Византией, князь женился на дочери византийского императора Анне и сам принял крещение в 988 году. Затем вернулся в Киев и сначала окрестил всех жителей Киева. Эта дата 988 год стала считаться датой принятия христианства на Руси.
— К какому веку относится дата?
— Это начало, середина или конец века?
1.Перун – это бог грома и молнии? (Да)
2. Князь Владимир получил прозвище в народе Грозный? (нет)
3.Крещение князя состоялось в 988 г? (да)
4.Русские люди стали христианами? (да)
5.Главный символ христианства – крест? (да)
6.Чтобы принять крещение, нужно только перекреститься? (нет)
Послушайте, как же проходило крещение Руси.
В документальном источнике, «Повести временных лет» приводится пример о крещении:
Послал Владимир по всему городу сказать: «Если не придет, кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб будет мне врагом». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не принял бы этого князь наш и бояре». На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь…некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле, повсюду стольких спасенных душ». Так прошло крещение в Киеве. Постепенно христианство было введено на всей русской земле.
— Попробуйте ответить на вопрос, к чему привело принятие христианства?
-Давайте для этого прочитаем текст учебника.
+Работа с учебником (Чтение по цепочке)
-Скажите, пожалуйста, к чему привело принятие христианской веры?
+ Значение принятие христианства:
1. Все люди стали равны перед Богом, независимо от того были они бедные или богатые;
2. Принесло стране единство и примирение.
3. Была образована Русская Церковь.
4. Началось строительство храмов.
5. Развитие образования, культуры и искусства.
— Сейчас мы с вами вспомним и объясним значение десяти Заповедей, которые должны соблюдать люди.
2) Не будь завистлив.
5) Люби ближнего своего.
6) Просящему у тебя – дай.
7) Прощай людям ошибки и грехи их.
8) Почитай отца и мать своих.
9) Не веди распутную жизнь.
10) Не желай зла другим.
На Руси издавна развивалась народная медицина. Народных врачевателей называли лечцами. О них говорится в «Русской Правде» — древнейшем из дошедших до нас своде русских законов, который был составлен при Ярославе Мудром (в первой четверти XI в.) и впоследствии многократно переписывался и дополнялся. «Русская Правда» законодательно устанавливала оплату труда лечцов: по законам того времени человек, нанесший ущерб здоровью другого человека, должен был уплатить штраф в государственную казну и выдать пострадавшему деньги для оплаты за лечение.
Свои лечебные познания и секреты лечцы передавали из поколения в поколение, от отца к сыну в так называемых «семейных школах».
Большой популярностью пользовались лекарства, приготовленные из растений: полыни, крапивы, подорожника, багульника, «злоненавистника» (бодяги), цвета липы, листьев березы, коры ясеня, можжевеловых ягод, а также лука, чеснока, хрена, березового сока, и многие другие народные средства врачевания.
Среди лекарств животного происхождения особое место занимали мед, сырая печень трески, кобылье молоко и панты оленя.
Нашли свое место в народном врачевании и лечебные средства минерального происхождения. При болях в животе принимали внутрь растертый в порошок камень хризолит. Для облегчения родов женщины носили украшения из яхонта. Известны были целебные свойства уксуса и медного купороса, скипидара и селитры, «серного камня» и мышьяка, серебра, ртути, сурьмы и других минералов. Русский народ издавна знал также о целебных свойствах «кислой воды». Ее древнее название нарзан, сохранившееся до наших дней, в переводе означает «богатырь-вода».
Впоследствии опыт народной медицины был обобщен в многочисленных травниках и лечебниках, которые в своем большинстве были составлены после принятия на Руси христианства и распространения грамотности. К сожалению, многие рукописные лечебники погибли во время войн и других бедствий. До наших дней дошло немногим более 250 древнерусских травников и лечебников. В них содержатся описания многочисленных традиционных методов русского врачевания как времен христианской Руси, 6аавле и Киеве, а позднее — в Новгороде, Смоленске, Львове. Широкой известностью пользовалась монастырская больница Киево-Печерской лавры—первого русского монастыря, основанного в первой половине XI в. в окрестностях Киева и получившего свое название от пещер (печер), в которых первоначально селились монахи.
Со всей Руси ходили в Киево-Печерскую лавру раненые и больные различными недугами, и многие находили там исцеление.
Некоторые, древнерусские монастырские больницы являлись также и центрами просвещения: в них обучали медицине, собирали греческие и византийские рукописи. В процессе перевода рукописей с греческого и латыни: монахи дополняли их своими знаниями, основанными на опыте русского народного врачевания.
Методическая разработка открытого урока по истории на тему: «Крещение Руси и его значение»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Министерство образования Московской области
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ профессиональное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Зам. директора по МР
«____» ____________ 20___ г.
(открытого урока, внеклассного мероприятия)
(по учебной дисциплине, ПМ, МДК)
«Крещение Руси и его значение»
«Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
ФИО преподаватель истории Доброва Н.С. .
Дата проведения урока:
РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА
на заседании ЦК преподавателей
Председатель ЦК ___________________ Доброва Н.С.
«______» _____________ 20_____ г.
Технологическая карта занятия ……………………………………………………. 14
Методическая разработка открытого урока на тему «Крещение Руси» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», в соответствии с рабочей программой ОУД 04. История.
Комбинированный урок объединяет все основные элементы обучения: организацию учебного занятия; повторение и проверку знаний, обучающихся; изучение нового учебного материала и формирование новых умений и навыков; закрепление полученных знаний; определение домашнего задания, объяснение его сущности, комментирование его выполнения; подведение итогов, оценка успехов, обучающихся в сочетании с коррекцией знаний и умений.
Урок этого типа позволяет одновременно достичь нескольких целей. Различные комбинации элементов урока и переход их друг в друга обеспечивают гибкость и подвижность его структуры, решение многих учебно-воспитательных задач.
На данном уроке основное время отводится на передачу и усвоение новых знаний. В этом случае сокращается время на другие этапы урока. Урок используется для передачи объемного материала. Используются такие формы, как лекция, объяснение преподавателя, беседа и обсуждение отдельных вопросов, эвристическая беседа, самостоятельная работа.
На уроке применяются разные приемы активизации деятельности: придание излагаемому материалу проблемного характера, включение в изучаемый материал ярких примеров, фактов, доказательств, вовлечение обучающихся в активное обсуждение с использованием их теоретического багажа, примеров, фактов. Преподаватель активизирует внимание и мыслительную деятельность, систематизирует полученные знания обучающихся.
План занятия отражает задачи урока, наглядные пособия и раздаточный материал, определяются вид и тип урока, межпредметные связи.
Структура занятия состоит в подробном распределении элементов занятия и изучаемых вопросов, а также методов обучения и времени, необходимого для изучения темы.
Методика проведения занятия включает в себя подробное описание каждого элемента занятия и его цель.
Заключительный этап анализирует результаты работы и подводит итоги проведенного урока.
Данный урок проводится на первом курсе в рамках изучения предмета «История».
Дисциплина : ОУД 04. История
Преподаватель: Доброва Н.С.
Тема занятия: Крещение Руси и его значение.
Тип занятия: усвоение новых знаний
Продолжительность занятия: 45 мин
Методическая : Организовать познавательную деятельность обучающихся. Показать практическую значимость изучения нового материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы.
Задачи: Дидактическая (образовательная): п ознакомить обучающихся с причинами и ходом принятия христианства по византийскому образцу на Руси; определить значение принятия христианства для формирования Российской цивилизации;
Развивающая: продолжить формирование умений обучающихся работать с источниками, анализировать их содержание на основе полученных знаний; формировать навыки и умения применения теоретических знаний в практических ситуациях; развивать мышление обучающихся, умение сравнивать, анализировать; обобщать изучаемый материал; развивать творческую, мыслительную деятельность и умения анализировать ситуации;
Междисциплинарные связи (указать дисциплины): Русский язык, Литература, География
Учебное и методическое обеспечение занятия:
1.http://znanium.com – Электроно-библиотечная система
3.Образовательный портал (презентации к урокам) http://youedu.ru/
Технические средства: ноутбук, проектор, экран, презентация по теме «Крещение Руси и его значение», выполнение зажания на индивидуальном бланке для обучающихся.
Хронологическая карта занятия
1.2 Проверка готовности обучающихся и аудитории к занятию
Постановка темы задач и целей занятия
Мотивация учебной деятельности, сообщение темы урока, целеполагание
Этап актуализации знаний и проверки знаний
Этап изложения и усвоения нового материала
4.1 Какова причина принятия христианства на Руси
4.2 Значение принятия христианства на Руси
Закрепление нового материала
Этап рефлексии – Оценка работы обучающихся на занятии
Заключительная часть занятия Домашнее задание.
Этапы и содержание занятия
2. Мотивация учебной деятельности, сообщение темы урока, целеполагание (2 мин). Вступительное слово преподавателя.
Сегодня на уроке мы продолжаем изучать историю России, раздел Киевской Руси. Мы повторим и закрепим знания, полученные на предыдущем уроке, и познакомимся с новой темой.
Будьте внимательны, постарайтесь работать активно и давать полные четкие ответы.
Цель урока: Дать представление о крещении Руси при князе Владимире в 988 г, определить причину и значение принятия христианства. (1-2 мин)
3. Для начала нам необходимо вспомнить, о чем мы говорили на прошлом занятии (7 мин).
На прошлых уроках мы изучали Киевскую Русь. Давайте вспомним первых русских князей.
Первое задание это загадки. Вы должны прослушать их и ответить о ком идет речь?
1. Ходил в поход он на Царьград,
Да только сам тому не рад.
Сожжен был «греческим огнем»,
Древлянами был уничтожен он. (Игорь)
2. Он смел, был и умен без меры,
Он покорил и вятичей и меря.
«Иду на вас» он обращался к недругу всегда,
При имени его Царьград дрожал тогда. (Святослав)
3. Хитра, княгиня оказалась.
Большую дань взять отказалась.
Потребовав с древлян лишь голубей,
Она смогла их воле подчинить своей. (Ольга)
4. Сел княжить первым в Киев он,
И покорил Царьград потом.
Вез из полюдья в Киев он товары,
И «Вещим» прозван был недаром. (Олег)
5. Его призвали новгородцы,
Порядок навести в земле словенской.
Сей князь, делами неприметный,
Стал основателем династии навечно. (Рюрик)
-Молодцы. А сейчас, перед вами лежат листы, попробуйте восстановить порядок правления этих князей и записать.
Проверяем. Молодцы. (СЛАЙД 1)
4. Этап изложения и усвоения нового материала: Обсуждение проблемы: (23 мин)
1. Преподаватель устно зачитывает стих о крещении:
В этот день, всегда, заметь, морозный,
Окунаться нужно с головой.
Это шаг, конечно же, серьезный,
Так давай попробуем с тобой.
Мы с себя все смоем, что не нужно,
И оставим где-то подо льдом.
А потом, попив чайку на стуже,
Мы вернемся в наш любимый дом.
Слово преподавателя: Стремясь укрепить единство страны, Владимир пришел к мысли о принятии монотеистической религии.
Как повествует летопись, князь выслушал проповедников ислама, иудаизма, западного (римского) и восточного (византийского) христианства. Он остановил свой выбор на последнем. С Византией Русь давно связывали прочные отношения.
В 988 г. Владимир захватил после длительной осады византийский город Корсунь (Херсонес) в Крыму. В качестве условия возвращения города империи князь потребовал в жены византийскую принцессу Анну. До этих пор в Византии еще не было случая брака дочери правившего императора с иностранцем. Однако византийцы были вынуждены согласиться, потребовав, в свою очередь, крещения жениха. Владимир крестился сам и повелел креститься дружине и всем жителям Руси.
1. Какова причина принятия христианства на Руси?
2. Значение принятия христианства на Руси?
Чтобы ответить на 1 проблемный вопрос, мы с вами разберем следующие вопросы:
— Кто такие христиане? Давайте попробуем найти ответ на этот вопрос в тексте дополнительного материала, который лежит у вас на столах. Ответ: Христиане – это люди, которые верили в Бога Иисуса Христа.
— Как проходил обряд крещения? Что он обозначал? Ответ: Принять крещение-это войти в воду, «смыть с себя старую веру» и очиститься. Затем священник брал в руки крест и крестил им тех, кто вошёл в воду. А затем сам человек накладывал на себя крест.
— Что является главным символом христианской веры? Ответ: Крест.
2. Переходим ко 2 проблемному вопросу: Значение принятия христианства на Руси?
— Все люди стали равны перед Богом, независимо от того были они бедные или богатые;
— Принесло стране единство и примирение.
— Была образована Русская Церковь.
— Началось строительство храмов.
— Развитие образования, культуры и искусства.
5. Физкультминутка (2 мин)
Сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы, если согласны – поднимайте руки вверх, если не согласны делайте наклон вперед.
1. Перун – это бог грома и молнии? (Да)
2. Князь Владимир получил прозвище в народе Грозный? (нет)
3. Крещение князя состоялось в 988 г? (да)
4. Русские люди стали христианами? (да)
5. Главный символ христианства – крест? (да)
6. Чтобы принять крещение, нужно только перекреститься? (нет)
6. Закрепление нового материала: (5 мин)
Сейчас мы с вами вспомним и объясним значение десяти Заповедей, которые должны соблюдать люди. (СЛАЙД 5)
2) Не будь завистлив.
5) Люби ближнего своего.
6) Просящему у тебя – дай.
7) Прощай людям ошибки и грехи их.
8) Почитай отца и мать своих.
9) Не веди распутную жизнь.
10) Не желай зла другим.
Принятие христианства заметно повысило международный авторитет Руси. Русь укрепляла свои международные отношения через династические браки, которые русские князья, ставшие христианами, могли заключать с королевскими домами Западной Европы.
Подводя итоги, можно сказать, что обращение в христианство повлияло не только на культурное развитие всей страны, но и на личность самого Владимира. С этого времени уходят в прошлое его безнравственная жизнь, жестокость. Он становится терпимым к людям, щедрым, милостивым. Это принесло Владимиру любовь и славу народа. Владимир Святой умер 15 июля 1015 года во время подготовки к походу против своего сына Ярослава, который княжил в Новгороде. Князя Владимира любили в народе. Узнав о его смерти, « сошлись люди без числа и плакали по нем: бояре как по заступнике страны, бедные же, как о своем заступнике и кормителе». («Повесть временных лет») Князь Владимир был канонизирован Русской православной церковью и причислен к лику Святых.
-Скажите, пожалуйста, о чём шла речь сегодня на уроке?
-Что нового вы узнали?
Сейчас вам будет предложено небольшое задание.
Вы поработаете в парах. Перед вами текст, в котором есть пропуски. Вы должны отреставрировать этот текст.
Вставьте пропущенные в тексте слова и исторические даты.
А затем мы посмотрим, как вы работали сегодня на уроке, кто был самым внимательным. Проверим вашу работу. Выставление оценок за урок.
1.Предлагается сделать вывод по поставленной задаче (проблеме урока).
2.Активно работающим обучающимся на уроке выставляются оценки.
8. Домашнее задание (2мин)
Написать мини эссе о роли православия в вашей семье. (СЛАЙД 7)
Урок окончен. Спасибо огромное, ребята.
Приведите, пожалуйста, в порядок свои рабочие места. Всем спасибо.
Технологическая карта открытого урока по дисциплине ОДБ. 04 « История » в группе № 91
по теме: « Крещение Руси и его значение»
Дата проведения урока 05 декабря 2019 года.
Часов на изучение темы: 45 мин.
Тип урока: «Усвоение новых знаний»
В теме: Ознакомительный урок
Вид урока: Комбинированный урок, с применением средств мультимедиа.
Организовать познавательную деятельность обучающихся. Сообщить тему, цели и задачи изучения нового материала, показать практическую значимость изучения нового материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы.
Дать представление о крещении Руси при князе Владимире в 988 г, определить причину и значение принятия христианства.
познакомить обучающихся с причинами и ходом принятия христианства по византийскому образцу на Руси; определить значение принятия христианства для формирования Российской цивилизации;
продолжить формирование умений обучающихся работать с источниками, анализировать их содержание на основе полученных знаний; формировать навыки и умения применения теоретических знаний в практических ситуациях; развивать мышление обучающихся, умение сравнивать, анализировать; обобщать изучаемый материал; развивать творческую, мыслительную деятельность и умения анализировать ситуации;
Христианство, крещение, молитва, крест.
Предметные: Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения. Личностные: Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности.
Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью преподавателя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме. Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Русский язык, Литература, География
1.По источникам знаний: словесные, наглядные, практические
2. По степени взаимодействия преподавателя и студента: изложение, беседа, самостоятельная работа, выполнение коррекционно-развивающих упражнений.
3. По характеру познавательной деятельности: частично-поисковый
4. По принципу расчленения и соединения знаний: аналитический, классификационный
5. Метод контроля (самопроверка, самооценка)
Условия реализации урока
Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)
Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии)
4. Образовательный портал (презентации к урокам) http://youedu.ru/
1. Технология группового обучения
ноутбук, проектор, экран, выполнение задания на бланке для обучающихся.
Формы проведения урока
фронтальная, групповая и индивидуальная работа
Педагогические технологии, применяемые на уроке
— технология критического мышления
Постановка целей и задач урока.
Слушают, настраиваются на учебу
Психологическая настроенность, готовность к уроку.
2.Мотивация сообщение темы урока, целеполагание
Вступительное слово преподавателя.
Сегодня на уроке мы продолжаем изучать историю России, раздел Киевской Руси. Мы повторим и закрепим знания, полученные на предыдущем уроке, и познакомимся с новой темой.
Будьте внимательны, постарайтесь работать активно и давать полные четкие ответы.
Цель урока: Дать представление о крещении Руси при князе Владимире в 988 г, определить причину и значение принятия христианства.
Отвечают на вопросы преподавателя. Формулируют тему, ставят цели и задачи на урок.
Формирование положительной мотивации. повторить изученный материал и выявить уровень обучения по данной теме, развитие слухового восприятия обучающихся.
Оценивание работы обучающихся преподавателем.