семейное обучение в тюмени школы
На семейном дети не общаются. А школа — конвейер. Тюменцы о плюсах и минусах форматов обучения
Почему родители рассматривают вариант перехода на семейную форму обучения
Что в семейном обучении находят родители и дети? Свой вариант оставляйте в комментариях к тексту
В Тюмени отгремели праздничные линейки: 1 сентября дети несли учителям необычные букеты, давали первый звонок в новой школе и даже причащались перед занятиями. Современное образование позволяет родителям выбрать приемлемую форму обучения для своих детей: одним подходит классическая, вторым — православная, третьим — домашняя и так далее. Так, на прошлой неделе мы опубликовали колонку тюменки Анны Кутузовой, в которой она рассказывает об опыте перевода сына на семейную форму обучения, когда ребенок проходит аттестацию в школе один раз в год, а всё остальное время получает знания самостоятельно (или с родителями, или с репетиторами, или в частных мини-классах). Под материалом развернулась дискуссия, чем может обернуться подобное обучение детей, но нашлись и те семьи, которые поделились опытом ухода из школы. Публикуем комментарии горожан.
В классе 35 детей. Какое образование?
Одна тюменка раздумывает о переводе детей на семейное обучение. Причин несколько.
— Я лично на перепутье: у детей загруженность уроками большая, по шесть уроков каждый день и ещё суббота учебная. В классе по 35 человек. Учителям дать знания детям в такой обстановке физически нереально. Приходится всё самой объяснять, а это время. Домашнее задание готовится до ночи, а еще хотелось бы, чтобы ребенок как-то физически развивался. А если по каким-то предметам не будет успевать, всё равно придется нанимать репетитора. Если сразу переходить на семейное обучение, то это дорого. Зато много времени останется на кружки. Но есть и минусы — в социальном плане ребенок не будет развиваться. Но общение восполнят секции. Думаю, еще один год и буду решать что-то со школой, — рассказала тюменка.
Другая тюменка уверена, что ее слова поймут и учителя, и родители: «Школа — это завод».
Анонимный комментатор пишет, что оптимизация школ привела к изменению методов преподавания: теперь детей лишь просят прочитать материал, выполнить задание, а дальше ребенок всё постигает сам.
— При этом никакого объяснения не происходит. Якобы дети должны учиться дома. Если бы классы были меньше — есть смысл учиться в школе, а так сразу можно уйти к репетиторам, — уверен горожанин.
Не всем детям подходят классические школы с линейками, уроками за партой и занятиями до трех часов дня
Детям необходимо общаться между собой
Многие родители уверены: главное зло семейного образования — отсутствие коммуникации между детьми. Якобы, не посещая школу, никакого общения ребенок не получит.
— Детям просто необходимо общаться между собой, набираться опыта. Это и есть жизнь, — парирует тюменка.
Другой тюменец делится своим опытом: в 14 лет попал в ДТП. Серьезно травмировался. Годы ушли на реабилитацию. Школа была на дому. Со временем развились замкнутость и социофобия, от которой всё еще полностью не избавился. А до этого в плане социализации особых проблем не было.
— Это я к чему? Ребенок от обучения на дому может выпасть из социального развития. Школа — это ведь не только предметные знания. Это еще и базовые знания, как общество устроено и работает, — пишет он.
Но часть родителей уверены: общение можно найти, если захотеть. Например, в секциях и кружках.
— На семейном обучении у детей куда больше возможностей для так называемой социализации. Куча кружков, секций, куда можно ходить и общаться. У них кружки и репетиторы совместно с другими детьми по интересам и уровню воспитания. А в школе все слои учатся, незачем такое соседство. Целиком за индивидуальное обучение, — пишут горожане.
— Если бы социализация была только в школе, то за каникулы все становились бы тепличными и несамостоятельными. А по-моему, это из школы выходят в большинстве несоциализированные дети, неспособные ни о себе позаботиться, ни о других, ни решений принять не могут, ни ответственность понести. И идут в институт (чаще не по своей инициативе, а потому что так положено, все побежали, и я побежал), еще на 5 лет продлевают себе детство за счет родителей, — замечает чья-то мама.
Хотел бы учиться дома
Если у сегодняшних школьников есть возможность выбирать, как они хотят учиться, то у прошлых поколений такого выбора не было.
— В моем детстве не было такого выбора — ходить в школу или учиться на дому, поэтому приходилось учиться и общаться не с теми, кто мне близок по уровню интеллектуального развития, а с теми, кто относится к школе по прописке. А так как Тюмень — город контрастов, где рядом с нормальными домами стоят и бараки, и пансионаты с сомнительным контингентом, то общение с детьми алкашей, которые начали пить и курить с третьего класса, — очень сомнительное удовольствие. От них, что ли, опыта набираться советуете? Зато теперь работаю удаленно из дома, причем с самыми крупными компаниями России и мира, в которые большинство и не мечтает устроиться. Пусть офисный планктон ходит на работу и «общается» за 20–40–60 тысяч рублей, — написал мужчина.
Рынок услуг для семейного обучения не развит
Те, кто уже перевел детей на семейную форму обучения, видят и проблемы.
— Одна из проблем связана с тем, что семейное обучение становится всё более и более популярным. Формируется рынок услуг, и качество этих услуг не всегда удовлетворяет запросы. Много времени уходит на «отфильтровывание» педагогов, — пишет мама, которая забрала ребенка из школы.
Семейное обучение — для обеспеченных родителей
Многие комментаторы удивились, сколько может стоить семейное обучение. Пока одни замечают, что в этой жизни нет ничего важнее качества образования детей, другие пишут, что не готовы тратить деньги.
— Всё-таки семейное образование действительно если не для богатых, то для очень обеспеченных родителей. В семье, где оба родителя работают полноценно, времени на такое образование нет, — замечает горожанка.
Другие родители считают, что программу начальной школы сможет объяснить любой взрослый человек.
— Начальная школа не представляет сложности, если вы в принципе умеете объяснять ребенку. Главное — научиться учиться. Очень много различных сайтов, предлагающих обучение на бесплатной основе. Учите таблицу умножения — час игры в математическое лото каждый вечер — и через неделю ваш ребенок будет таблицу знать наизусть. Есть очень много других игр, когда ребенок невольно запоминает материал. А еще можно детей учить иначе, чем в школе, — делится родитель. — Один раз объяснить бывает достаточно, чтобы ребенок не забыл. При семейной форме обучения для ребенка нет сложностей посещать секции — любое время приемлемо. Но семейное обучение — не для всех. Если родитель работает от и до и приходит домой выжатый как лимон, то этот вариант мало подходит. Только если ребенок уже в старших классах и на репетиторов тратит больше времени и получает больше пользы, чем в школе.
Он же поделился собственным опытом обучения детей:
— Мы пока в начальной школе. Аттестацию сдаем один раз в год. В остальное время занимаемся так, как нам удобно. Встаем в 6 утра, к 9 у нас уже пройден запланированный на день материал. А дальше свободный для общения, спорта и творчества день.
Сегодня в Тюмени семейную форму обучения выбрали 357 детей. И число таких ребят каждый год растет.
Недавно мы публиковали данные о заработных платах преподавателей школ и вузов, педагогов дополнительного образования и воспитателей детских садов. Оказалось, что больше всего в Тюменской области зарабатывают преподаватели высших учебных заведений, а воспитатели детских садов получают свыше 40 тысяч рублей в месяц. Зависит всё, конечно, от города, в котором работают педагоги.
Как работает альтернативное образование в Тюмени?
Специалисты в области семейного образования и родители рассказали «Вслух.ру», как учатся дети, которые не ходят в школу.
_Семейное образование (СО) в России пользуется популярностью. Так, за девять лет количество таких учеников выросло почти в 10 раз — до 100 тыс. человек. За все это время сфера «обросла» удобными интернет-школами, частными образовательными центрами и специалистами в области семейной педагогики. Однако несмотря на право каждого получать образование вне школы, традиционные учебные заведения неохотно аттестовывают «семейников»._
Специалисты в области семейного образования и родители рассказали «Вслух.ру», почему мамы все чаще стараются перевести своих детей на СО и с какими трудностями они сталкиваются при альтернативном обучении.
Марина Солотова, консультант по семейной педагогике
— От хорошей жизни на СО никто не уходит. Современная система образования делает все, чтобы детей, обучающихся вне школ, было больше и больше.
Причин оттока несколько. Во-первых, современная школа сегодня не учит. И даже не готовит к ЕГЭ на должном уровне. Как следствие, растет популярность и загрузка у репетиторов на год вперед. Во-вторых, бесконечно меняются образовательные программы, отменяются старые, никто не спрашивает мнения нас как родителей, когда вносят изменения.
Третья причина — проблемы со здоровьем. По новым правила в обычных классах будут учиться дети с отклонениями в развитии. Да, по специальной программе, но в обычном классе на 30 учеников, от которых неизвестно чего ожидать, с учителем, который никогда не работал с такими детьми. Поэтому для сохранения жизни и здоровья родители переводят таких детей на семейное образование.
На семейном же обучении этих проблем нет. И организовать учебный процесс несложно. В Интернете много онлайн-школ и видеолекций по общеобразовательным предметам, есть возможность учиться с педагогом по скайпу, нанимать при необходимости репетиторов
При этом время, которое уходит на освоение одной темы, сокращается. Вместо пяти или шести учебных часов школьник потратит на нее два-три часа дома и полностью усвоит материал, закрепит его и перейдет к следующей теме, а не будет слушать, как одноклассники мучительно пытаются что-то понять. В старших классах это особенно важно, потому что у такого ребенка останется больше времени на свои хобби.
ЕГЭ такие дети сдают не хуже обычных школьников. В этом году среди моих выпускников есть мальчик в Тюмени — на семейном образовании с девятого класса, который наравне со всеми остальными поступил в вуз и при этом не тратил по восемь часов в день, чтобы ходить в школу.
Однако возникают проблемы с аттестацией. Школы как правило неохотно экзаменуют детей на семейном обучении. По объективным причинам, а не из вредности. Для школьных педагогов это сверхурочная нагрузка. Я, допустим, привожу ребенка на аттестацию в ближайшую школу. И перед директором сразу встает вопрос: а кто будет этим заниматься, в какое время, на каких условиях и кто эту работу оплатит. Если есть возможность договориться, то ребенка аттестовывают. Если нет — родители ищут другую школу.
Поэтому большинство родителей, и тюменских в том числе, выбирают дистанционную аттестацию. Либо в Москве, либо в Питере. Там есть частные школы, которые давно сориентировались в проблеме и предоставляют подобные платные услуги.
Рекомендую ли я переходить на эту форму обучения? Не всем. Очень неплохие результаты показывают старшеклассники. То есть дети, которые принимают решение осознанно и сами. Те, кто знает порой больше учителя и не хочет тратить время на нудятину в виде устного опроса и самостоятельных работ. Те, кто тратит освободившиеся несколько часов в день на полезные занятия.
Анна Морозова, родитель
— Моему сыну 13 лет, он на СО, перешел в шестой класс. Мы сдаем аттестацию в 81-м лицее вот уже два учебных года, за что огромное спасибо директору лицея Елене Вячеславовне Лобовской. Тьфу-тьфу-тьфу, проблем или каких-то конфликтных ситуаций нет. А вот в начальной школе пришлось пройти все круги ада.
В первом классе у нас возникли трудности с усвоением школьной программы и социализацией. Тогда у меня впервые возникло желание перевести ребенка на семейное образование. Но мы в семье решили, что ребенок еще не готов к школе и пошли второй раз в первый класс, но в другую школу. Там еще год проучились, но он постоянно болел и находился дома. В третьем классе опять поменяли школу: в ней сын проучился 1,5 месяца и попал в больницу с неврологией.
После этого мы потратили почти год чтобы попасть на домашнее обучение (когда ребёнок числится в школе, но по состоянию здоровья не может ходить на занятия, учителя приходят к нему на дом — Прим. ред.), но безрезультатно: оснований для домашнего обучения у нас не нашли. В четвертом классе проучились уже полностью на СО и аттестацию проходили в 81-м лицее. Ребенку на СО сейчас лучше всего.
Основные предметы он проходит на площадке «Домашней школы», иностранные языки — немецкий и английский — он учит с репетитором: ходит на занятия дважды в неделю. Русским языком и литературой занимается по учебникам. Иногда сестра старшая контролирует, иногда я. В общем обучение обходится нам в 10 тыс. рублей.
В итоге уроки у него занимают часа два в день, перед аттестацией, которая проходит в декабре и в мае, — часа по три-четыре. Итоги аттестации за пятый класс — две тройки, две пятерки, остальные четверки. Лицей нормально относится к аттестации тех, кто на СО. Но боюсь, что в других школах у нас были бы проблемы.
Екатерина Бурлицкая, руководитель центра альтернативного образования «Марс-2030»
— Мы работаем в Тюмени уже не первый год. У нас три основных направления: это «предшкола» — подготовительные курсы для дошкольников от четырех до шести лет, «школа для родителей и педагогов» — семинары, тренинги и мастер-классы по педагогике. И, собственно «парк-школа» — для тех, кто на семейном образовании. Ее мы запустили в этом году первыми в Тюмени.
Собственно, по закону в России предусмотрены только две формы образования: в школе и вне ее. Во втором случае родители могут либо организовать обучение детей самостоятельно, либо обратиться в центры вроде нашего, которые есть по всей стране. У нас обучение на полный день стоит около 20 тыс. рублей в месяц.
На этот год мы набрали 25 детей с первого по шестой класс, то есть с шести с половиной до 12 лет. И с каждым годом будем открывать наборы для более старших учеников. Промежуточную аттестацию они проходят либо в городских школах, либо в частном центре в Петербурге. Как правило, особых проблем с тюменскими школами нет, но после объединения им не до «семейников».
Только сложность здесь даже не в аттестации, а в испорченных обычной школой учениках. К нам обратились родители, забили тревогу: их детям уже в пятом-шестом классе совершенно ничего не интересно. Им лишь бы досидеть до конца учебного дня и домой. По стране такие случаи, увы, не редкость.
Этих детей надо, условно, «расшколивать», то есть возвращать им природную любознательность. Когда ребенок попадает в новую среду, где его не заставляют ходить на уроки и что-то учить, он как правило назло ничего не делает. Это период может продолжаться от нескольких недель до пары месяцев. Главное в этот период не заставлять ребенка куда-то ходить, а дать ему адаптироваться и наблюдать за его интересами. Со временем внутренний протест проходит и ученик, находясь в среде, начинает интересоваться происходящим, быстро включается в процесс и успешно проходит аттестацию.
Ведь что такое парк-школа? Это особая образовательная среда, где дети не разделены на классы. Для них в четырех временных блоках одновременно работают разные образовательные студии по математике и программированию, естестеннонаучным, гуманитарным, филологическим предметам, по истории, искусству И, что самое важное, ребенка никто не заставляет ходить и усваивать конкретный образовательный стандарт. Он сам выбирает, что посещать, в чем активно участвовать. Одни и те же предметы не изучаются весь год, а варьируются по желанию ученика.
Бывает, что ребенок сильно увлекается конкретным направлением, а на другие студии не ходит. Тогда тьютор — наставник, наблюдающий за тем, как развивается ребенок, пытается заинтересовать его нужной дисциплиной через любимое дело. Например, если ученик увлекается биологией, а математику пропускает, то мы будем с ним, условно, считать букашек. И наоборот.
В 1990-е эксперимент по методике парк-школы проводился в Москве в «Школе самоопределения» и в Екатеринбурге на базе двух общеобразовательных школ. Опыт показал, что учащиеся в целом прошли итоговую аттестацию не хуже выпускников обычных школ. При этом глубина знаний по определенным предметам была несравнимо выше, а работоспособность и самочувствие к концу года только выросли в отличие от выпускников обычных школ.
К такой концепции мы пришли совершенно естественно, даже не подозревая, что все уже доказано экспериментально и задокументировано. До этого центр работал по другой методике, близкой к традиционной школе. Затем мы увидели, что программа сильно утомляет детей и переключились на проекты: ученик сам рассказывает, например, о любимом животном, составляет мини-доклад. Так дети гораздо быстрее освоили письмо и сами захотели писать красивее. Затем ввели разновозрастные группы и проводили несколько разных предметов одновременно. В итоге дети куда лучше усвоили знания по дисциплинам, которые сами выбрали.
Мария Бутусова, родитель
— Мы выбрали альтернативное образование, потому что в семье растет абсолютно не системный ребенок. Мы пытались ходить в садик — ничего не вышло. Каждый день воспитатели рассказывали, какой сын «дьявол»: спорит, не спит, отказывается есть в отведенное время, занимается своими делами. То есть главная проблема была в том, что у него был свой режим дня, не совпадающий с детским садом.
Ходили на традиционную подготовку к школе — снова не получилось. После очередного занятия к нам подошел педагог и сказал, что нужно обратиться к неврологу: ребенок на уроке задает очень много вопросов. Вопросы все по теме, но учитель уже не мог отвечать на все — их было слишком много, и просил успокоить. После такого заявления я забрала ребенка.
Тогда мы поняли, что сын требует индивидуального подхода. Чтобы были маленькие классы и чтобы учитель относился к ученику как к личности. Обучение на дому не стали рассматривать, потому что у меня нет педагогического опыта и образования. Да, до определенного уровня мы сможем дать знания, но для полноценного обучения нужны педагоги. Плюс общение с детьми. Социализация необходима.
Вдобавок у меня самой был не очень хороший школьный опыт. Мне было тяжело находиться в системе и делать как все, подстраиваться под определенные стандарты. Какие родители — такой и ребенок (_смеется_).
Семейное обучение в Тюмени
Семейное обучение в Тюмени запись закреплена
Методичка для учителя v.2.0
Семейное обучение в Тюмени запись закреплена
Детская Библиотека
Джанни Родари (1920-1980) – итальянский детский писатель, сказочник и журналист, известный и любимый детьми и взрослыми во всем мире, а особенно – в России. Герои его сказок – друзья многих поколений читателей.
Показать полностью.
Повесть-сказка, написанная в 1951 году, об угнетении слабых сильными и торжестве справедливости, о дружбе и сплочённости перед лицом беды. Сказка учит не унывать ни при каких обстоятельствах и искать выход из самых безвыходных ситуаций.
«Классическими» считаются иллюстрации, выполненные Л. В. Владимирским. Их сложно найти в магазинах.
«ДЖЕЛЬСОМИНО В СТРАНЕ ЛГУНОВ»
Приключения мальчика Джельсомино, который обладал волшебной силы голосом, начинаются, когда он попадает в страну, где запрещено говорить правду. Кошкам запрещается мяукать, они должны лаять, а мяукать следует собакам, продукты продаются в магазине канцтоваров, и купить их можно только на фальшивые деньги. А все новости жители страны узнают из газеты «Вечерняя ложь».
Страной управляет захватившая власть банда, которой командует бывший пират, а теперь король Джакомоне.
После многочисленных приключений Джельсомино с помощью своего волшебного голоса и новых друзей разоблачает и свергает короля, а в страну возвращается правда.
Само понятие «Страна лжецов» стало метафорой лицемерной и двуличной политики. Имя Джельсомино в Италии и в России стало нарицательным, при этом оно может использоваться и с негативным оттенком (горлопан, крикун, человек с громким до неприличия голосом), и как похвала певцу или оратору («Он поёт, как Джельсомино» – его пение выше всяких похвал).
По мотивам книги в 1977 году был снят музыкальный фильм «Волшебный голос Джельсомино».
«ПУТЕШЕСТВИЕ ГОЛУБОЙ СТРЕЛЫ»
Рождественская сказка описывает волшебное путешествие игрушечного поезда «Голубая Стрела» и его кукольных пассажиров, сбежавших в рождественскую ночь из магазина игрушек, чтобы встретиться с полюбившими их детьми.
«…Это был замечательный поезд, с двумя шлагбаумами, с вокзалом и Главным Начальником Станции, с Машинистом и Начальником Поезда в очках». Вместе с индейцами, ковбоями, куклами, марионетками, отважным генералом и другими игрушками во главе с плюшевым песиком Кнопкой игрушкам придется преодолеть холод, снег и многочисленные опасности, совершая добрые и благородные поступки.
В книге представлены: сказочная повесть «Торт с неба» и короткие сказки про девочку Аличе.
Однажды ранним апрельским утром на окраине Рима произошло что-то невероятное, – на холм приземлился странный круглый предмет огромных размеров. В предместье случился ужасный переполох. Но неизвестный предмет оказался гигантским тортом со взбитыми сливками, шоколадом, миндальными орешками и засахаренными вишенками.
Сказки про Аличе познакомят детей с маленькой озорной девочкой (возможно, родственницей Дюймовочки), которая постоянно куда-нибудь попадает: то в чернильницу заберется, то в книжку с картинками угодит, а однажды ей довелось побывать в мыльном пузыре.
«СКАЗКИ ПО ТЕЛЕФОНУ»
Сборник из 70 коротких весёлых сказок Джанни Родари на самые разнообразные темы. Хотя книжка помечена как «0+», т.е. «для самых маленьких», она будет, без сомнения, интересна детям практически любых возрастов.
Семейное обучение в Тюмени запись закреплена
Детская Библиотека
ИСТОРИЧЕСКИЕ РОМАНЫ.
А. М. ВОЛКОВ
Все мы знаем А. М. Волкова (1891-1977) как детского писателя, автора сказочной повести «Волшебник изумрудного города». Но о том, что он был математиком, педагогом, популяризатором науки и автором большого количества книг для средних и старших школьников и юношества, посвященных истории и выдающимся личностям прошлого – учёным, строителям, первооткрывателям, философам, – мало кому известно.
Показать полностью. Перед работой над исторической книгой он тщательно и всесторонне изучал эпоху, знакомился с документами, специальными учёными трудами, поэтому увлекательный сюжет и эмоциональность изложения сочетаются у него с научностью и достоверностью.
Это была вторая книга А. М. Волкова после «Волшебника изумрудного города» (1939), которую автор в первоначальных вариантах называл «Первый воздухоплаватель» (1940). Большое участие в издании этой книги принял Антон Семенович Макаренко, который высоко оценил её, написав, что «повесть должна быть отнесена к числу хороших повестей для юношества и даже для среднего возраста», и направил свой положительный отзыв в редакцию с просьбой о её скорейшем издании.
«Чудесный шар»— исторический роман-повесть о первом русском изобретателе и воздухоплавателе Крякутном, первым в мире совершившим полет на самодельном воздушном шаре.
Толчком к его написанию послужил короткий рассказ с трагическим финалом, найденный автором в старинной летописи о человеке, жившем в 1731 году в Рязани, и сконструировавшем прототип аэростата. За это он был обвинён в колдовстве и случайно избежал гибели. Лишь через 50 с лишним лет после этого французские фабриканты братья Монгольфье запустили в воздух бумажные шары с горячим воздухом. Французских изобретателей осыпали почестями, они прославились и остались в истории, как первые в мире воздухоплаватели.
Действие в романе происходит во время царствования императрицы Елизаветы Петровны, в пятидесятые годы восемнадцатого века. Крякутнов представлен в образе Дмитрия Ракитина —талантливого ученика М. В. Ломоносова.
Книга «След за кормой» (1960) повествует о том, как человек начал строить первые лодки-долблёнки и дошёл до небольших парусных судов и научился преодолевать на них водные преграды, как зародились и развивались на Земле кораблестроение и мореплавание.
История развития кораблестроения переплетается в книге с приключениями и историей древних народов: греков, викингов, норманнов и отдельных героев в разные периоды времени, мифами Древней Греции и сагами викингов.
Художник: Вильнер Виктор Семенович
Издательство: ИД Мещерякова, 2017 г.
https://www.labirint.ru/books/571141/?p=32440
Исторический роман «Зодчие» (1954) необычайно увлекательно описывает эпоху царствования Ивана Грозного и подробно рассказывает о строительстве в Москве прекраснейшего и неповторимого по своим архитектурным формам, величию и красоте памятника русского зодчества—храма Василия Блаженного. Автор знакомит читателей со всеми сторонами жизни на Руси. Прототипами главных героев романа являются архитекторы Барма и Постник. Согласно легенде, строителей храма ослепили по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить ничего подобного. В книге эта легенда не поддержана.
Одна из последних книг А. М. Волкова – «Царьградская пленница», (1969) – рассказывает о временах Ярослава Мудрого, знакомит с Киевской Русью XI века и столицей Византии — Царьградом. Дом бедного рыбака Стоюна разграблен во время набега печенегов. Стоюн тяжело ранен, а его жену Ольгу кочевники берут в плен и продают в рабство. Дети — Светлана и Зоря — с помощью добрых людей выхаживают отца и не оставляют мысль спасти мать. На помощь приходит случай. По знаменитому водному пути «из варяг в греки» новгородский купец Ефрем едет торговать в Царьград, и дети Ольги поступают к нему на службу. В повести рассказывается о трудных и интересных приключениях на пути «из варяг в греки», о культуре и быте того времени, о том, как Ольге удается вернуться домой, в свою семью.
Художник: Чалов Михаил
Издательство: Издательский дом Мещерякова, 2018 г.
https://www.labirint.ru/books/612764/?p=32440
«ЗЕМЛЯ И НЕБО». А. М. ВОЛКОВ
Книга «Земля и небо» расскажет о первых кругосветных путешествиях, об астрономии, космосе, месте в нем Земли и Солнца и удивительных людях, изменивших ход истории.