семейное обучение в хабаровске

Хабаровчанка смогла организовать семейное обучение для своих пятерых детей

Как дать образование?

Вы все раздумываете о семейной форме обучения? Взвешиваете, читаете. Но «проецируете» на себя и понимаете – с вашими двумя или тремя такая система точно не вариант. Но оказывается, все возможно. Успешно организовать семейное обучение для своих пятерых детей смогла хабаровчанка Юлия Сивкова.

семейное обучение в хабаровске. Смотреть фото семейное обучение в хабаровске. Смотреть картинку семейное обучение в хабаровске. Картинка про семейное обучение в хабаровске. Фото семейное обучение в хабаровске

– Юлия, расскажите, как вы решились именно на такую форму обучения?

– Ну, это же естественная потребность родителей – дать образование. Если родил ребенка, то значит берёшь ответственность на себя со всеми вытекающими последствиями.

– Как это устроено у вас?

– Я сторонник того, чтобы дети занимались самостоятельно – это их зона ответственности. Ведь сегодня образовательная парадигма поменялась принципиально. Школой или получением профессии наше образование, по сути, не заканчивается. На сегодняшний день, чтобы вписываться в современную экономику, человек должен постоянно самообразовываться. Даже в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования задача школы определена как, научить ребенка учиться. Это и моя задача тоже. Я учу детей пользоваться информацией, добывать знания, систематизировать их, управлять своей жизнью, ставить цели и задачи, уметь организовать свое время и пространство. Я не учу детей, а лишь организовываю процесс их самостоятельного выстраивания собственной образовательной стратегии.

– То есть ваши дети знают, что в определенный месяц нужно выучить такую-то тему?

– Они не знают, а сами это решают, сами выбирают предмет и сами строят свой план. Я лишь даю инструменты. Я профессиональный управленец – моя основная специальность государственное и муниципальное управление. Я владею инструментами управления и передаю их своим детям. И в первую очередь учу планировать и нести ответственность за свои решения.

– Во многих семьях чуть ли не с первого класса при подготовке домашнего задания начинается ругань, скандалы. У вас, выходит, такого нет?

– У меня часто спрашивают – с какого возраста начинать семейное обучение? Ответ один – с рождения. У нас это цельная система, непрерывный процесс, он не в семь лет начался и не первого сентября начинается. Воспитание и образование – неразрывные процессы. Образование у нас в контекст жизни вплетено.

– То есть и каникул – лето, свобода – вот этого тоже нет?

– Мои дети не сидят за партами, у них нет регламентированного времени, например, по сорок минут. Они все время обучаются в том темпе и режиме, который им удобен. А летом как раз очень много возможностей, чтобы расширить свое образование.

Вот недавно мы ездили во Владивосток. Это был своеобразный тур с образованием и отдыхом. В первой половине дня мы посещали музеи, изучали достопримечательности, побывали в океанариуме. Это ведь тоже образование. А время после обеда проводили на море.

– Как дети воспринимают такой режим? Можно ли сказать, что семейное обучение более физиологично?

– Конечно, это физиологичнее. Дети ведь все разные. Каждый человек уникален, индивидуален. У каждого свои биоритмы. А когда все в общем режиме, это существенно снижает производительность людей.

– Какие темы больше любят ваши дети? Есть ли «гуманитарии» или «технари»?

– В каких отношениях ваши дети со школой?

– Мы прикреплены дистанционно к школе на западе России, там мы только проходим аттестации. Но у старшей дочери был опыт и очного обучения. Первые два класса она училась в обычной школе. Нужно было подтянуть знания по русскому языку. А так как тема семейного обучения меня интересовала еще до того, как дочь пошла в первый класс, мы приняли решение перейти на семейное образование. После того, как знания по русскому скорректировали, ребёнок сам решил, что будет продолжать обучаться в такой форме.

– А остальные?

– Старший сын сразу сказал, что хочет учиться таким образом, а с третьим сыном вообще так вопрос не стоял. Двое младших у меня еще дошкольники, которые также не посещают дошкольные учреждения.

– Есть мнение, что в школе дети учатся общаться с коллективом, социализируются лучше. Как к этому относитесь и решаете эти задачи?

– Кстати, какой круг общения у ваших детей?

– Разный совершенно: и по возрасту, и по социальному статусу. При семейном обучении у детей высвобождается время: полдня они не заняты в учреждении, и у поэтому есть возможность посещать достаточное количество дополнительных занятия и там выстраивать коммуникативные связи. Общаются дети не только на кружках и секциях. У них есть друзья, у друзей – еще друзья и так далее. Они контактные у меня очень: везде знакомятся свободно.

– Есть мнение, что семейное обучение это для интровертов больше?

– Вообще нет! Такая форма обучения, напротив, снимает барьеры и условности. Дети не скованы рамками определенного круга.

– Помогает ли такая форма образования более нестандартно мыслить?

– Зависит от того, ставится ли на этом акцент в семье. Я, например, 20 лет занимаюсь развитием одаренности. И мое воспитание нацелено на нестандартность мышления. Я сертифицированный ТРИЗ-педагог. ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач. Суть теории в том, что, обладая определенными технологиями, можно развить способность к нестандартному мышлению у человека в любом возрасте. Эту теорию разработал наш соотечественник Генрих Альтшуллер еще в середине 20 века. Его идея заключается в том, что для любого открытия не нужно много проб и ошибок, все подвергается алгоритму. И если ты знаешь принцип построения этого алгоритма, то сокращается количество ошибок в поиске решений. Его последователи пошли еще дальше и перенесли ТРИЗ в социальную сферу, посчитав, что «решателя» можно воспитывать с детского возраста. Такой подход помогает избежать неудач и превращает проблемы в задачи. Ведь любую проблему – «Что делать?», можно переформулировать в «Как делать?». Так ты уже не в тупике, а начинаешь думать, искать решения.

– Но вернемся к процессу. Например, ваш сын выбрал какую-то тему по географии. Ваши дальнейшие действия?

– Моя задача – помочь ему осознать объем, распределить материал, который он хочет изучить, помочь сориентироваться в ресурсах. Интернет это будет, энциклопедии, интерактивные тренажёры? Определить, будет ли он привлекать сторонних специалистов, ведь люди – это тоже ресурсы. Нужен ли ему эксперт в этой области? Есть ли учебники, пособия, и если есть, то какие. Вот в этом заключается моя задача – помочь сориентироваться. А дальше рефлексия, контроль. Например, ребенок обращается ко мне с вопросом: что-то непонятно. Если я могу объяснить, то объясняю. Если нет времени, желания или знаний – то подсказываю, где можно найти эту информацию. Ну и контролирую по срокам. Это где-то класса до седьмого. Дальше ребенок достаточно зрел, и если у него есть опыт и практика, то в принципе можно отпустить ситуацию.

– Наверное, в школе каждый сталкивается с насмешками, травлей. Семейное обучение помогает этого избежать?

– Этот вопрос не во главе угла для меня. Такие ситуации – они могут быть везде. Ребенок может в любом месте столкнуться с подобным. Те же секции. Это нормальная жизнь, и ребенок должен научиться решать конфликтные ситуации. Он ведь в обществе живет и с людьми взаимодействует. Ведь конфликты – что такое? Столкновение интересов. И нужно уметь конструктивно и аргументировано решать конфликты. Когда ребенок не в школьной системе, то у него больше возможностей получать опыт конструктивного решения таких ситуаций. А когда ребенок в системе или лишен открытого свободного общения в семье, то ему может быть сложнее самому противостоять таким ситуациям.

– Какие пожелания вы бы дали родителям, которые задумываются о такой системе обучения?

– Во-первых, нужно понять, для чего это надо, что родитель хочет получить, выбирая такую форму образования. Это четко нужно понимать, потому что цель определяет направление движения. Во-вторых, нужно уметь организовать себя. Если ты сам неорганизованный человек, то тебе сложно будет организовать ребенка и весь этот процесс. Нужны управленческие качества и способность к самоорганизации. Семейное образование – это же управляемый процесс управления, а не ситуация, пущенная на самотек. И в-третьих, нужно знать нормы права, регулирующие образование, чтобы понимать свои права и обязанности, чтобы максимально реализовать возможности, предоставленные законом. Сейчас образование можно получать либо в организации, либо вне. Вне организации – это как раз семейное образование и самообразование в 10-11 классах. При такой форме школа не несет ответственность за организацию процесса, за качество полученных знаний. И вся ответственность – только на родителях, это нужно хорошо понимать.

– Вы говорите, что ваша старшая дочь уже закончила школу. Не было с поступлением проблем?

– Дочь планирует поступать только на следующий год. Ей нужно еще решить несколько своих образовательных задач. Но в этом году она получила аттестат, очень успешно сдала ЕГЭ.

– Но многие паникуют – как это, год терять.

– Я считаю, что нужно взвешенно подходить к этому вопросу. В этом возрасте дети не всегда могут оценить и понять, чем хотят заниматься в жизни. Среди моих знакомых есть такие примеры: ребенок начинает учиться в вузе и понимает, что это вообще не его, или выбор дисциплин ЕГЭ был лишь бы куда-нибудь поступить. Но образование не может быть самоцелью. Это средство, инструмент для того, чтобы реализовать себя, путь свой найти какой-то.

Образование сегодня – это не накатанная дорога как раньше: вышел из института и всю жизнь пользуешься полученными знаниями. Мир меняется настолько быстро, что сейчас выпускник вуза владеет уже «позавчерашними» знаниями. Даже работодатели говорят, что экономически не целесообразно обучать практическим навыкам таких выпускников вузов за свой счет. Поэтому система профессионального образования неизбежно будет меняться в ближайшем будущем.

– Кому совсем не подходит семейное образование?

– Человеку, которому сложно самому думать, который не хочет самостоятельно принимать решения, который хочет, чтобы за него другие решали что-то. Есть такие люди, кому удобно получать план, выполнять его и отчитываться. Кто хочет жить в такой системе, тому семейная форма обучения точно не подойдет. Как говорят мои дети – семейное образование дает им возможность управлять своей жизнью, возможность распоряжаться своим временем, решать те задачи, которые они ставят перед собой. Для этого в семейном образовании есть все возможности. А если человек не готов брать ответственность на себя, то ему точно не подойдет такая форма.

– Через сколько вы достигните поставленных результатов?

– Для меня результат – видеть детей счастливыми, знать, что они действительно понимают, чего хотят в жизни, что у них для этого есть все возможности и качества. И я уже сейчас могу наблюдать это в каких-то их маленьких достижениях. Когда ребенок сам делает открытия, когда он говорит– это моя идея, и я хочу ее реализовать, а потом на своем уровне реализует ее. Я вижу в этом залог реализации его будущих взрослых проектов, его смыслов, его потенциала, того, что в конечном итоге сделает его счастливым.

Юлия Сивкова активно ведет инстаграм: @yuli_sivkova

Источник

Сидим дома: семейное образование для хабаровчан становится реальным аналогом школьной парте

Система школьного образования, в рамках которой ребенок получает знания не за партой и в компании сверстников, а дома и с помощью наставника, в Хабаровском крае медленно, но верно привлекает всё больше сторонников. Обучение в семье принято называть термином «хоумскулинг» (от английских слов home — «дом», school — «школа»). habinfo.ru разбирается, почему это направление становится востребованным у родителей, и с какими сложностями сталкиваются те, кто хочет учить своих детей самостоятельно.

В чём суть?

Система хоумскулинга подразумевает, что ребёнок получает знания в рамках утверждённого образовательного стандарта, но по индивидуальной программе. В отличие от обычного плана уроков, к которому мы привыкли – по 40 минут обучения нескольким дисциплинам, в семье школьник может заниматься один день только русским языком, другой — математикой, третий — географией.

Важно, чтобы по истечении отрезка времени (четверть или семестр) ребёнок успешно сдал аттестацию по этим предметам. Продолжительность занятий и их наполненность (теория или практика) также выбирают родители. При этом, что важно, семья несёт ответственность за качество знаний, а педагогический коллектив берёт на себя лишь проверки и оценки.

В первую очередь, такой формат необходим школьникам, которые не могут посещать образовательное учреждение по состоянию здоровья — это ребята с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, а также с дефектами слуха, зрения и речи. Большинство школ региона располагают необходимым оборудованием и специалистами, чтобы создать «особому» ребёнку условия для обучения в классе — такой вид образования называется инклюзивным.

Однако родители могут отказаться от него и учить детей дома — самостоятельно или при помощи репетиторов. Такое решение семья принимает чаще всего из-за психологических факторов: школьника с ограниченными возможностями здоровья стремятся уберечь от возможных травм в социуме.

Ещё одно направление — это семейное обучение детей без нарушений здоровья. Среди аргументов, которые приводят родители, желание организовать индивидуальный график занятий в соответствии с биоритмической активностью ребёнка, скептическое отношение к «массовому» образованию, а также забота о психологическом комфорте. При этом перейти на хоумскулинг можно как с начала года (в том числе с первого класса), так и посреди учебного процесса.

– Если не считать некоторых трудностей на старте, то обучение на дому моему ребёнку нравится гораздо больше, чем в школе. Нам есть с чем сравнивать: шесть лет сын учился в «обычном» формате. Это была типичная средняя школа, каких большинство, со стандартным педагогическим подходом к детям. В классе было 24 человека. Когда у сына начались типичные подростковые проблемы в общении, связанные со взрослением, появились конфликты — как с одноклассниками, так и с преподавателями.

Естественно, это не могло не отразиться на обучении: мой ребёнок просто не хотел учиться, не хотел ходить в школу, ему было психологически тяжело совершать это усилие воли каждый день. Успеваемость тоже «съехала». Мы с мужем приняли решение перевести его на семейное обучение. Уже второй год сын занимается дома, и мы ещё не пожалели ни разу.

Просто или сложно?

И родители, и психологи отмечают: в рамках хоумскулинга дети учатся самостоятельно планировать своё время. А благодаря индивидуальному режиму школьники легче усваивают новые знания. Однако те особенности семейного обучения, которые становятся плюсом для детей, могут обернуться трудностями для родителей.

– Хоумскулинг — это процесс, который требует много родительского терпения и сил. Особенно это важно в начальной школе: там к необходимости разбираться в учебной программе прибавляется такое важное качество как умение заинтересовать ребёнка. Главное значение школы — привить ученику желание узнавать новое. Родителям сложнее в этом процессе, потому что детское время нужно ещё и грамотно организовать. Важный нюанс — это доверие к ребёнку, моральная поддержка. Если родители помогают школьнику обрести уверенность в том, что он справится, и всячески это поддерживают, у него всё получится. В этом нет ничего страшного, — отметила педагог-психолог Елена Волкова.

Впрочем, некоторые хабаровчане говорят, что семейное обучение для своих детей они выбрали именно для того, чтобы организовывать образовательный процесс самостоятельно.

– Для старшего сына выбрали семейное обучение. Преимущества — ясный график аттестаций, который можно передвигать спокойно в процессе учёбы, ясные экзаменационные вопросы – без сюрпризов, когда ты готовишься к одному, а спрашивают другое, — поделилась жительница Хабаровска Ксения Громова.

Как учить?

Практик организации семейного обучения несколько. Самая простая — это упрощённый перенос школьного расписания в домашние стены. Она подразумевает, что ребёнок ежедневно уделяет время нескольким дисциплинам — как гуманитарным, так и точным.

Ещё один вариант — так называемая методика Unit Study, или тематические занятия. Такой подход основан не на предметном изучении информации, а на подборе дисциплин к определённой вехе образования. К примеру, тему Великой Отечественной войны преподают с точки зрения истории, литературы, географии, физики и биологии. Таким образом ребёнку дают возможность разбирать каждый вопрос всесторонне и находить связи между реальными фактами и отражением в науке и творчестве.

В начале XX века британский педагог Шарлотта Мейсон разработала систему обучения для детей, ориентированную на естественное познание. Школьники, чьи родители выбрали такой формат, познают окружающий мир на прогулках, делая наблюдения, с искусством знакомятся на выставках и экскурсиях, а химию и физику осваивают с помощью наглядных бытовых опытов. Методика учит ребёнка размышлять на основе опыта участия в реальной жизни.

В противовес стандартной образовательной системе в 70-е годы прошлого века американец Джон Холт разработал метод, который получил название «анскулинг». Он предполагает, что ребёнок сам выбирает тему для изучения в соответствии с собственными интересами на данный момент. Родители при этом выступают не педагогами, а помощниками, обеспечивая «анскулера» всем необходимым — пособиями, опытными материалами.

Интересно, что в рамках метода считается нормальным, к примеру, что до 10-12 лет школьник может не уметь читать и писать. Подразумевается, что такие навыки он постигает, когда это становится необходимым. Однако в российских школах эта система всё же подстраивается под актуальные реалии системы классического образования.

Наконец, самый популярный подход — система эклектичного комбинирования. Большинство родителей выбирает именно её, переводя ребёнка на семейное обучение. Такой метод сочетает в себе преимущества всех вышеперечисленных, но при этом ориентирован на потребности и интересы школьника на каждом этапе развития. К примеру, биологию и экологию можно изучать по принципам Шарлотты Мейсон, точные науки — по обычной школьной программе, а историю и географию — в рамках анскулинга.

За и против: школа или дом?

В Хабаровском крае число детей, которые обучаются дома, не дотягивает даже до 200. По всей России таких ребят около 80 тысяч, и эта цифра растёт. Сторонники хоумскулинга, кроме озвученных выше аргументов о развитии самостоятельного мышления и самоорганизации, утверждают, что выбор семейного образования позволяет не лишать ребёнка детства. Обучение дома оставляет больше времени для игр и активного отдыха.

В свою очередь, приверженцы традиционного школьного обучения склонны считать хоумскулинг системой «не для всех». Многие родители уверены, что минимальный контакт с коллективом повредит социализации ребёнка в обществе. Также противники семейного образования высказывают мнение о том, что обучение дома формирует у детей безответственность и привычку откладывать дела на потом.

Среди точек зрения часто всплывают и другие аргументы «против». Некоторые родители уверены, что качественное образование в домашних условиях можно получить лишь в том случае, если с ребёнком занимаются профессиональные педагоги-репетиторы. Как следствие, хоумскулинг считают «забавой» для очень обеспеченных людей.

Кроме того, домашнее обучение популярно в этнических и религиозных меньшинствах, поэтому его иногда приравнивают к национальной традиции, не соответствующей российским реалиям, а в особо негативной форме – и к признаку сектантства.

Наконец, в нашей стране нередки случаи, когда дети не ходят в школу из-за того, что растут в асоциальных семьях. Говорить о домашнем обучении в таких ситуациях бессмысленно: речь идёт чаще всего о полном его отсутствии. Однако ребёнок, не посещающий образовательное учреждение, ассоциируется у некоторых людей с неблагополучием.

Буква закона и статистика

В России хоумскулинг, в соответствии с формулировками нормативных актов – законная форма получения образования. Она подразумевает освоение общей школьной программы вне учебного заведения.

Согласно федеральному закону № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», школьник в течение года постигает основной перечень знаний дома, а в течение учебного года проходит несколько промежуточных аттестаций по изучаемым предметам в стенах образовательного учреждения, к которому он прикреплён. Правом на получение семейного образования может воспользоваться любая семья — в России этот нормативный акт действует с 1 сентября 2013 года.

В соответствии с законом, школа не имеет права вмешиваться в учебный процесс: выбор программы обучения и соответствующих методик остаётся за родителями. Важно помнить: если ребёнок не прошёл промежуточную аттестацию, его переводят на стандартное обучение в образовательной организации. Обязательные итоговые испытания — ГИА и ЕГЭ — ребёнок также сдаёт в школе.

В Хабаровске с каждым годом число сторонников семейного обучения растёт примерно на 15-20 человек. По данным городского управления образования, в 2014 году на учёт приняли 83 школьника, которые получали знания в формате хоумскулинга. В 2015 году таких ребят было уже 105, а в 2016-м — 128. Статистику по 2017 году в ведомстве подводят в конце августа — накануне начала нового учебного года. Но и по цифрам последних трёх лет можно сказать: семейное образование медленно, но всё же набирает популярность у хабаровчан.

При этом детей, которые переходят на такую форму обучения посреди учебного года, стабильно меньше — около 20 %. Большинство хабаровчан выбирают хоумскулинг с первого класса. Как старшеклассники, так и воспитанники начальной школы вправе рассчитывать на полноценное взаимодействие с учебным заведением, куда они прикреплены.

– Образовательное учреждение, к которому прикреплён ребёнок, обучающийся дома, обязано предоставить все условия для того, чтобы этот ребёнок получил образование. Школа выдаёт ученику тот же комплект необходимых пособий, что и ребятам, которые занимаются в классах: учебники, рабочие тетради. Кроме того, педагоги помогают представителям ребёнка составить график промежуточных и итоговых аттестаций, а перед каждой из них учителя проводят две консультации, — прокомментировала начальник отдела общего образования управления образования администрации Хабаровска Ольга Лалетина.

Как перевести ребёнка на семейное обучение?

Первый шаг, который нужно предпринять, если семья выбирает хоумскулинг — проинформировать о своём решении органы местного самоуправления. В Хабаровске эти вопросы курирует управление образования при мэрии города. Специалисты ведут приём на улице Владивостокской, 57.

Если ребёнок уже учится в школе, необходимо написать заявление на имя директора учреждения — это можно сделать как в начале учебного года, так и в середине. В соответствии с законом, в любой момент можно отказаться от такой формы и вернуться в стандартный образовательный процесс.

После этой формальности родители выбирают школу, которая будет курировать обучение ребёнка и проводить для него ежегодные аттестации. С учреждением нужно заключить договор на оказание такой услуги — на основании документа будущего «хоумскулера» принимают на условиях экстерната.

В соответствии с законом, семья имеет право выбрать любую школу в России. Находясь в Москве, можно учиться удалённо в Казани или Нижнем Новгороде, из Владивостока контактировать с Иркутском или Астраханью: география семейного образования в этом плане формально не ограничена. На практике же выясняется иная ситуация: со школьниками, которые обучаются на дому, согласны работать лишь те учреждения, в которых есть наработанный опыт экстерната.

В дальневосточной столице практика семейного образования реализована неплохо: сегодня принять ребёнка на таких условиях готовы 90 % организаций. Впрочем, некоторые хабаровчане предпочитают «выездной» экстернат — популярностью пользуются новосибирские школы.

Финансовый вопрос

Ещё один аспект, который стоит учитывать — материальная компенсация. Российское законодательство предписывает определённую сумму ежемесячных выплат родителям, которые занимаются обучением своих детей вместо школы. Размер этой компенсации исчисляется в каждом регионе по-разному, но и оформление выплаты остаётся на совести властей. И чаще всего деньги просто не выделяют.

В некоторых субъектах страны есть практика, когда родители добивались выплаты компенсации за обучение детей на дому. Так, в 2016 году жительница Омска Ирина Глазкова подала в суд на местный департамент образования и выиграла дело. Благодаря тому, что женщина долгое время оббивала пороги различных инстанций, собирая кипы документов, а потом обратилась в надзорные органы, её соотечественники — сторонники хоумскулинга — теперь могут претендовать на пособие. Для ученика начальной школы оно составляет 7 816 рублей, в среднем звене — 9 770 рублей, а для старшеклассника — 11 724 рубля ежемесячно.

В Хабаровском крае такой практики не было. Более того, региональный бюджет просто не предусматривает такой статьи расходов. В марте 2017 года общественная организация «Союз многодетных семей» обратилась к депутатам Законодательной Думы края с просьбой поддержать инициативу родителей и принять закон о регулировании финансирования семейного образования. Жители Хабаровского края озвучили в своём письме, что нуждаются в такой мере социальной поддержки. Предложение до сих пор находится на рассмотрении.

На пороге выбора между семейным и школьным образованием хабаровским родителям стоит задуматься о том, осилят ли они такие затраты. И дело не только в деньгах, которые государство попросту экономит на своих маленьких гражданах.

Обучение на дому — это сравнимые с общепринятой системой вклады в виде времени, терпения и понимания, которые окупятся разве что гарантированным психологическим комфортом ребёнка. Впрочем, стабильное развитие и счастливое детство школьника — то, ради чего стоит жертвовать многим.

семейное обучение в хабаровске. Смотреть фото семейное обучение в хабаровске. Смотреть картинку семейное обучение в хабаровске. Картинка про семейное обучение в хабаровске. Фото семейное обучение в хабаровске

«Журналистика – это тайна о тайне. Чем больше она рассказывает вам, тем меньше вы знаете».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *