Альтернативные школы: что доступно уральским детям сегодня?
В последние годы учеба становится все разнообразнее. Если вас не устраивает классическая школьная система, можно забрать ребенка домой и учить в семье. Или — подыскать для него нетипичную, альтернативную школу. Расскажем, где сегодня готовы учить и воспитывать уральских школьников.
Школы разные нужны
Традиционная школа переживает кризис. Об этом кричат учителя, перегруженные бумажной работой. Это подтверждают дети и родители, которые часто зажаты в угол, не понимают смысла многих требований и заметно устают от учебы. Мы все надеемся, что руководители школьной системы проведут правильные реформы, найдут золотую середину между цифровым и «аналоговым» подходом к учебе и сделают с ЕГЭ. А пока — для тех, кто устал терпеть и ждать, есть альтернатива — уникальные школы с особым подходом к образованию.
Конечно, таких школ очень мало: не всем из них удается устоять на ногах финансовых, административных и человеческих факторов, многие держатся на уникальной команде педагогов и финансируются за счет родителей. Но если школа окрепла и живет вместе со своими питомцами полной жизнью, то будьте уверены — эта жизнь хороша.
Большинство уникальных заведений открываются в Москве и Петербурге, но и в других городах России есть особые маленькие и большие школы. В Екатеринбурге это несколько площадок с разными традициями и вполне умеренной платой за обучение. Расскажем о них.
Альтернативные школы
В школах этого плана дети не столько учатся, сколько живут — общаясь, играя и, конечно, получая знания. Здесь ценят психологический комфорт ребенка, его личностные желания и особенности, а учебную программу гибко меняют под потребности детей.
«Открытая школа». Это пространство основали две мамы для своих детей — Насти и Филиппа в 2015 году. За три года под ее крыло пришли десятки учеников разного возраста. Они учатся здесь постоянно или посещают выборочные занятия, ведь «Открытая школа — открыта для всех». Школа работает в центре Екатеринбурга на Ленина, 52А, а еще младшеклассники регулярно посещают занятия в Доме творчества на Куйбышева, 111.
Здесь считают, что семья важнее, чем школа, а психологическое благополучие важнее высоких достижений. Занятия начинаются в 10 утра, дети не учатся по субботам, а каждую среду отправляются на познавательные экскурсии. В каждом классе «Открытой школы» учится от 3 до 6 человек, достойных педагогов выбирают сообща и приглашают вести уроки и занятия в студиях. Дети успевают поиграть и обсудить важные вещи. Аттестации по предметам сдаются дистанционно или в муниципальных школах города.
Начальная школа Центра «ТЛК». Эта школа открылась в сентябре 2017 года на Шейнкмана, 121. Команда психологов и педагогов, которая работает в Екатеринбурге с 1999 года, решила запустить начальную ступень школы полного дня. Здесь учитывают желания и особенности каждого ученика, учат детей самостоятельно учиться и мыслить, развивают не только ум, но и чувства, волю. На первое место ставят физическое и психологическое здоровье ребенка, исключают учебную перегрузку и внимательно относятся к питанию, прогулкам, общению. Ребята и учителя ходят в походы и на экскурсии, проводят эксперименты и много общаются, а аттестации сдают организованно в одной из школ Екатеринбурга.
Расписание составлено так, чтобы дети хорошо чувствовали себя весь день: чередуются интеллектуальная, творческая, физическая активность, отдых, еда, прогулки. В классах по 10–14 ребят и 2 учителя, вместо домашних заданий — творческие и исследовательские проекты, родители активно включены в жизнь школы.
Учимся легко. Как мотивировать ребенка на учебу?
Если ребенок не хочет учиться, если ему скучно и лень, это становится большой проблемой для родителей. Как активировать волшебную мотивацию и помочь детке получать удовольствие от учебы? — попробуем разобраться!
Семейные классы и центры поддержки семейного образования
Родители, которые учат детей в семье, объединяются в группы, создают классы, клубы и студии, где дети могут общаться, вместе учиться и вести творческие проекты. Если вы решили выбрать семейное обучение, здесь можно получить информационную и моральную поддержку, найти общение и организовать занятия для детей. Вопрос аттестаций ребенка семья решает самостоятельно.
Студия (бывшая «Юность») на Шарташской, 24, — наверное, самый древний в Екатеринбурге центр поддержки семейного образования. Его первые выпускники уже учатся в аспирантуре, и это показатель качества работы. Здесь дети свободно общаются, развиваются и получают знания. В студии проводятся тематические занятия по словесности, естествознанию, истории, математике, на которых дети делятся своими творческими текстами, учебными проектами на различные темы, своими наблюдениями и интересными идеями.
Консультационный центр «Гармония» на Уральских рабочих, 21, работает с детьми уже 25 лет. Здесь оказывают самую разную помощь и поддержку семьям: от разовой консультации до полного сопровождения ребенка вплоть до сдачи последнего экзамена в выпускном классе. Психологи и педагоги помогут найти для ребенка индивидуальную образовательную траекторию, подтянут по нужным предметам или подготовят к олимпиадам, поддержат интерес к учебе.
А еще в Екатеринбурге приглашают детей на занятия небольшие семейные классы. Они появляются в разных районах города, некоторые работают первый год, другие дольше. Если вам не хватает сообщества родителей, которые учат детей в семье, — возможно, рядом с вами работает нужный клуб или студия. Например, семейное образовательное пространство «Наша школа», ведическая школа «Гурукула» в Пионерском поселке, Клуб семейного образования на Химмаше, семейная школа «Лукоморье» на Елизавете.
Маленькие школы с домашней атмосферой
Для тех, кто не хочет слишком «выпадать из формата», верит в систему образования, но ищет для ребенка более комфортную атмосферу, в городе работают небольшие уютные школы. В них может быть особая атмосфера и особый уклон — в творчество или религиозную культуру, а может быть просто качественная учеба и дружелюбный подход. Неизменно одно: родители активно участвуют в жизни школы — делом, чувством и деньгами.
Гимназия № 205 «Театр» на Уралмаше с сильной театральной студией. Школа небольшая, почти все дети знают друг друга, а учителя внимательны к детям, и потому атмосфера напоминает семейную. Профиль гимназии — гуманитарный, есть начальная, средняя школа и старшие классы.
Школа № 203 «Родники» на ВИЗе с индивидуальным подходом, доброжелательной творческой атмосферой и массой внешкольных мероприятий. Теплые отношения с преподавателями помогают ребятам раскрыться, а групповая работа учит конструктивному сотрудничеству. Ученики участвуют в праздниках, вместе сажают цветы и деревья, гуляют, обмениваются идеями и чувствуют себя в школе, как в большой семье.
Православные гимназии — на Тверитина, 20, и гимназия Во Имя Святых Царственных Страстотерпцев на Бисертской, 10А. Здесь учатся дети из воцерковленных семей, которым важно, чтобы ребенок воспитывался в уважении к ценностями православной культуры.
Вальдорфская школа
Особенности: • Преподавание ведется эпохами: один предмет, одна большая тема изучается на протяжении 3-4 недель на главном уроке. • Обучение в начальных классах пятидневное по 4-5 часов в день. • С первого класса вводится два иностранных языка: английский и немецкий, используя метод погружения. • Возрождение традиции устного рассказывания на основе культурно-исторических преданий человечества (сказки, легенды, басни, мифология народов мира, биографии выдающихся исторических личностей); театральные постановки этих сюжетов интегрируются в учебный процесс. • Отсутствует система отметок в баллах. Достижения ребенка фиксируются в его творческих работах-проектах, открытых уроках по разным предметам, характеристиках учителей, тетрадях-учебниках учеников. Результаты тестирования, предусмотренного государственными программами, оформляются в виде оценок. • Управление и принятие решений в школе осуществляет Совет, состоящий из администратора, представителей учителей и родителей. Совет, в том числе, отвечает за контроль и распределение денежных средств.
Помимо базовых предметов в ритм недели с первого класса в школе включаются: эвритмия; ручной труд; живопись; музыка.
«Несистемные» школы для старшеклассников
В старших классах ученики часто ищут сильную специализированную школу, чтобы укреплять знания и готовить почву для будущей профессии. Мотивированному и уверенному подростку по плечу даже жизнь в школьном кампусе — если школа мечты находится в другом городе. Доступные школы, готовые принять талантливых старшеклассников, в городе и стране есть, и их подход к образованию тоже не назовешь традиционным: школа напоминает ВУЗ, а — лучшие частные пансионы мира.
СУНЦы — Специализированные Центры работают при четырех университетах страны несколько десятков лет. Это УрФУ в Екатеринбурге, СУНЦ в Новосибирском академгородке, при МГУ и академическая гимназия при СПбГУ. Здесь собираются, пожалуй, самые увлеченные и крепкие умом ребята. Сюда сложно поступить, но еще сложнее учиться: нагрузка высока, требования самые серьезные, свободного времени у учеников практически нет, — и потому не все выдерживают такой интенсив. Кроме того, здесь работают университетские правила: есть семестры и сессии, лабораторные работы и зачеты с экзаменами, а учителя совершенно не «нянчатся» с учениками. Зато дети живут в уникальной творческой интеллектуальной атмосфере, добиваются высоких результатов, поступают в сильные ВУЗы.
Учимся дистанционно: домашнее обучение
Учиться дома в своем ритме, с учетом своих интересов и особенностей, сдавать аттестации в выбранной школе и точно так же получить документ о среднем образовании. В этой статье мы расскажем о том, какие помогут организовать учебу и контроль знаний.
Школа «Летово» — особое пространство, проект мецената Вадима Мошковича. Бизнесмен хотел, чтобы талантливым российским детям было доступно лучшее образование по мировым стандартам. Прежде чем проектировать и строить комплекс школьных зданий в Москве и набирать команду сильнейших педагогов, психологов, тьюторов, — руководство будущей школы изучало мировую практику лучших частных школ полного дня и на этой базе разработало ценности и правила школы «Летово». У заведения есть стипендиальный фонд. Это значит, что любой ребенок, который выдержал конкурс, сможет здесь учиться, даже если семья не в состоянии платить за обучение и проживание. В 2018–2019 учебном году школа впервые соберет учеников со всей страны и запустит учебный процесс. Набор ведется в 7, 8 и 9 классы. Если у вас подрастает любознательный ученик, который планирует далеко пойти, — задумайтесь об этой школе.
Школьная жизнь — особенное время. Родители хотят, чтобы ребенок получил крепкие знания, нашел друзей, сохранил здоровье и психику — и просто был счастлив. И мы уверены: вам удастся выбрать для своих детей отличные школы и учителей, которые подойдут именно им.
«Школьная система калечит»: почему родители выбирают семейное обучение
Предварительно просим читателей не путать семейное образование с домашним. В первом случае организацией обучения детей занимаются сами родители, школьники приходят в учебное заведение только чтобы пройти аттестацию. На домашнем обучении же, как правило, находятся дети с ограниченными возможностями здоровья, к которым учителя приходят лично или проводят уроки по видеосвязи.
С чего все началось
Во-первых, несмотря на то, что девочка у меня неглупая, мне все равно приходилось ей каждый день перед выполнением домашнего задания объяснять ту или иную тему по математике, русскому или английскому языку. Почему сегодня происходит так, что объяснение и подготовка д/з ложится на плечи родителей или репетиторов начиная с самых младших классов?
Например, в нашем случае было так, что уже со второго класса с репетиторами английским языком занимались практически все одноклассники моего ребенка.
Если вспомнить нашу, советскую систему образования, многие согласятся, что тогда учитель всегда очень долго, на протяжении нескольких уроков мог объяснять одну и ту же тему. И весь класс ее отрабатывал. К контрольной же работе переходили только тогда, когда даже самый последний двоечник усвоит материал. Сейчас же принципа усвояемости в школе нет. Учителя руководствуются только планированием с огромным количеством тем, которое жестко ограничено учебным временем. Бывает, что на очень сложную тему выделяется всего два урока. А весь материал, конечно, нужно успеть пройти до конца мая. Если программа не будет пройдена в полном объеме, это страшно для учителя: он не выполнил план и может понести за это наказание со стороны руководства.
«Школа ответственности не несет»
А вот если половину учебного материала дети не поймут, то школа или учитель за это уже не отвечают. Все чаще педагоги говорят родителям: «Занимайтесь с ребенком сами!» Здесь самое время сказать, что по закону об образовании ни за воспитание, ни за обучение школа никакой ответственности сегодня не несет. Согласно Конституции РФ, Семейному кодексу и ФЗ об образовании, вся ответственность за это лежит только на законных представителях детей. В этой связи переход на семейное образование не является чем-то особенным с точки зрения ответственности.
Никогда и никому вы не сможете предъявить никаких претензий за плохое обучение своего ребенка, даже если он обучается на привычной дневной форме!
Наоборот, в преддверии экзаменационной поры в 9 классе школы все чаще прибегают к тому, что направляют родителям так называемые информационные письма, в которых сообщают об «успехах» ребенка и подчеркивают, ссылаясь на законодательство, что ответственность за эти «успехи» лежит на родителях. Тем самым школа защищает себя от возможных негативных последствий. Вот и получается, что если мы, родители, и так отвечаем за образование своего ребенка, то почему бы не воспользоваться этим в полной мере?
Как всему научить ребенка?
Семейное образование дает свободу родителям в вопросе выбора как программ и учебников, так и методик обучения. Делать это можно как своими силами, так и с помощью репетиторов или специальных центров, занимающихся обучением детей. Все зависит от возможностей.
О «ненужных» предметах
Особенно важно, что семейное образование дает больше свободы в вопросе распоряжения временем ребенка. Приведу пример из своего опыта. Я уже упоминала, что дочка активно занимается спортом, соответственно, я не вижу необходимости лично для нас в трех часах физкультуры в неделю в школе. Кроме физкультуры есть и предметы, которые в большинстве случаев уже превращаются в фикцию: это ИЗО, технология и музыка.
Не спорю, что эстетическое развитие детей необходимо, но зная, как оно сегодня проходит в рамках школы, мы для себя лично выбрали иную форму: театральный кружок, танцы и изостудию в системе дополнительного образования. Там дочери намного интереснее заниматься этим, она развивается в плане творчества. В школе же на том же ИЗО они на протяжении трех лет срисовывали с картинок, распечатанных учителем на компьютере.
Когда я поняла, что все равно занимаюсь с ребенком ежедневно, посчитала, сколько времени уходит на подготовку д/з, в том числе по тем предметам, которые я считаю, мягко говоря, неполезными, я пришла к выводу, что нужно что-то менять. Тем более что сегодня, на мой взгляд, цели думающих родителей и школы в вопросе образования и воспитания детей расходятся. Школа уже с начальной скамьи натаскивает детей на ЕГЭ, высокие баллы которого сегодня монетизируются в рейтинги для школ.
Уже с «началки» дети пишут всероссийские проверочные работы. Вроде бы проверяют учителей, а по факту получается, что учат детей искать ответы на тесты в Интернете, чтобы потом успешно списать во время самой контрольной.
Во-вторых, я же тоже училась в школе и очень успешно ее закончила, с запасом знаний, который помогает мне в обучении своей дочери, а значит как минимум школьный уровень в голове у меня есть. Кроме этого, сейчас достаточно ресурсов в Интернете, в том числе и бесплатных, чтобы изучить и освоить те или иные темы.
Также родители по закону об образовании вправе выбрать частоту аттестаций и учреждение для прохождения этой аттестации. Я говорю о том, что можно для прохождения аттестации прикрепиться к школе, например, или делать это через Интернет, сотрудничая со специализированными центрами. Например, чтобы получить аттестацию по тому же ИЗО, моя дочь приносит работы из творческой студии. Подтверждения спортивных разрядов идут в зачет за физкультуру. По другим предметам – раз в месяц, в четверть или в год будем писать проверочные работы.
В заключение хочу сказать, что переход на семейное образование возможен в любой момент учебного года и, вопреки распространенному мнению, никаких трудностей тут нет. Для этого нужно просто прийти школу и написать заявление у директора или завуча, курирующего этот вопрос. И все. Если же ваш ребенок еще не поступил в школу, то тогда заявление о том, что вы выбираете такую форму обучения, нужно нести в местный департамент образования».
Перевод ребенка на семейное или домашнее обучение — серьезный шаг. Сегодня мы побеседовали с екатеринбурженкой Katiruta Ivkina, смелой мамой, которая не смирилась с кризисом в образовании и решила учить ребенка самостоятельно. За первые полгода они с дочерью освоили программу пятого класса и уже приступили изучать материалы шестого.
Каким образом семья пришла к мысли о домашнем обучении, с какими трудностями столкнулись, какие плюсы обнаружились и как пережил ребенок уход из школы читайте в нашем интервью.
— Почему ты решила перевести ребенка на домашнее обучение?
— Причин, конечно, много. Если бы причина была одна, мы бы из школы не ушли. Всегда уходят по совокупности причин. По одной причине уходить глупо.
Первая причина это то, что у меня самой не было опыта школьного обучения, я училась на дому, а экзамены сдавала экстерном. Поэтому для меня домашнее обучение — понятно и привычно. Тем не менее, ребенка не хотелось лишать школы, тем более, я не знала, что это такое, было интересно.
Что мы видим в школе? Это та самая вторая причина. Современное школьное образование находится в глубоком кризисе, независимо от школы. В чем заключается кризис? Любое государство мира дает заказ на образование. Смотрят какие профессии будут нужны через 20 лет. Инженеры, технологи… Если слишком много мальчиков, чтобы не было гражданской войны, вырастим дебилов. Это тоже госзаказ. Конечно же, вслух этот заказ не озвучивается, но общество считывает и школа учит по конкретному заказу.
Мы же сейчас находимся в такой ситуации, когда госзаказа не существует, школа не знает, кого ей учить. И соответственно школа никого не учит.
Вот сегодня мне сказали в кулуарных разговорах на уровне департамента образования: «Школа не обязана вас учить, школа делает срез знаний». Но мы то ведь выросли в Советском Союзе. Мы хотим образования! Мы обижаемся! Почему наших детей не учат?! Почему у нас плохой учитель. Но учитель-то хороший. Он честно проводит срез знаний. Он честно выявил, что ваш ребенок читает со скоростью 120 слов в минуту. Для того, чтобы осознать, что это не учитель плохой или школа плохая, мне потребовался год. То есть ко второму классу я поняла, что проблема системная, которую я никак решить не могу.
Во втором классе у нас появилась третья проблема, которая впоследствии стала еще одной причиной нашего ухода из школы. Мой ребенок не школьный. Несмотря на то, что она очень общительная, она с ярко-лидерскими замашками, она умная. Но у нее обостренное чувство справедливости. Если я работала, я вкалывала, я должна получить за это вознаграждение. Если Вася вкалывал, он тоже должен получить вознаграждение. Если Коля ничего не делал, он не должен получать вознаграждения. И когда мой ребенок оказался в ситуации, что вознаграждение можно не получить, даже если ты работал, и в тоже время вознаграждение могут дать тому, кто этого не заслужил, начался протест, истерики и конфликты.
Еще один момент. Моего ребенка начали травить. При этом негативный настрой шел именно от мам. Когда девочка говорит: «Я тебя ударю, ты мне дашь сдачу, а я сниму это все на телефон, моя мама отнесет это юристу и твою маму посадят». Однозначно же, что в 8 лет ребенок сам это придумать не мог. В итоге, мой ребенок действительно дает сдачу и меня начинают вызывать к учителю, к директору. И только после того, как мы обратились к психологу, к специалистам, которые смогли доказать, что моего ребенка действительно травили, нас оставили в покое.
То что я стала защищать своего ребенка, а не встала на сторону администрации, погрозив дочери пальчиком, негативно сказалось на ее учебе. Например, побеждает в олимпиаде, а на район отправляют другого ребенка, или вешают на доску почета не ее фотографию.
Еще одна причина, по которой мы ушли на домашнее обучение, это нехватка времени. Дочь профессионально занимается музыкой и биологией. А когда ребенок полдня бездельничает в школе, а потом еще полдня я ее учу дома, делая уроки, нам просто не стало на все хватать времени.
— Как ребенок пережил переход из школы на семейное обучение?
— Ребенок школу любил. И любил по той простой причине, что дома нужно учиться, а в школе полдня бездельничать в кругу себе подобных. Естественно, известие о том, что она будет теперь учиться дома изначально было воспринято в штыки. Главной проблемой для нее стало: а как теперь общаться с ребятами? Но когда до нее дошло, что ей не нужно вставать в семь утра, что не нужно сидеть на скучных уроках, а общение с одноклассниками может проходить во внеурочное время, она согласилась.
— Как в школе восприняли ваш уход?
— Администрация школы восприняла совершенно спокойно. Это наше право. Но чувствуется какой-то обиженный подтекст: как это мы решили, что можем выучить лучше, чем они. Но спокойно прикрепили нас к себе. Хотя, изначально, мы хотели прикрепиться к другой школе, так как нам важно участвовать в олимпиадах и выходить на район и город. Но там нам прямо сказали, что просто не хотят связываться неизвестно с кем, во второй школе попросили 30 тысяч в год.
— Как документально это все оформляется, сложно?
— Пишутся два заявления на имя директора школы и на имя департамента образования, все образцы и бланки есть в школе. Одно заявление с просьбой выдать документы ребенка в связи с переводом на семейное обучение, второе заявление с просьбой прикрепить к школе для промежуточных аттестаций. Далее из департамента приходит разрешающий документ, при этом, разрешение дается автоматом. После этого личное дело выдается на руки.
— Вы ходите в школу только для аттестаций или можно приходить на внеурочные мероприятия?
Закон об образовании гласит о том, что дети на семейной форме обучения имеют те же самые права, что и дети учащиеся очно. То есть они также от государства должны снабжаться учебниками, они имеют права на две консультации в месяц по всем предметам, они имеют право и должны участвовать во внешкольной деятельности, они имеют право на участие в олимпиадах, они должны проходить аттестацию, а график экзаменов должен предоставляться не позднее чем за две недели. Но фактически ничего из этого, кроме олимпиад, нет.
Учебников нет, консультаций нет, в школу приходить нельзя, директору это не нравится. Ни про какие экскурсии и внеурочную деятельность вообще речи не идет, там классному руководителю не нравится даже если дочь приходит на школьный двор гулять с ребятами.
Ну и график экзаменов за две недели нам не предоставили. То есть мы узнаем буквально за день, что нам нужно прийти в школу на аттестацию.
— Как проходит ваш учебный день?
— Помимо школьной программы, ребенок занимается 5 дней в неделю в музыкальной школе, она ходит на робототехнику, она занимается парусным спортом, в школе ремесел и серьезно занимается биологией. Исходя из всего этого, мы составляем график с учетом дороги на каждый день. Школьной программой мы занимаемся понедельник и вторник до обеда, в среду три часа. В четверг мы не занимаемся. В пятницу репетитор по английскому. Суббота и воскресенье выходной, но в эти дни я ей подсовываю дополнительно что-то по школьной программе.
— А как ты учишь, как учитель в школе?
— Мы составили расписание уроков с академическими часами, расписали темы с поурочными планами. Я выдаю задания, что надо сделать. Распечатки учебника, методические материалы, дополнительную литературу. Вначале она должна сама пройти теоретический материал, потом сама закрепить его. Если возникают вопросы, то она может подойти ко мне, но только после того, как сама все сделает.
По истории и географии мы подключаем видеоматериалы, по биологии мы вообще ничего не делаем, это хобби, в котором она разбирается лучше меня, хотя я победитель всероссийской олимпиады по биологии.
Два раза в неделю у нас коллоквиум по математике. То есть даю ей два часа и 100 примеров, которые нужно решить. Или задач.
— И как у тебя хватает времени на то, чтобы составить все эти поурочные планы?
Песни о том, что составлять поурочные планы это огромный труд учителя — вранье, навязанное обществу. Потому что составление поурочных планов на год по всем предметам у меня заняло ровно 67 минут.
Я во многом не согласна с программой, поэтому что-то корректирую под себя. Например, проблемы, которые возникнут на ЕГЭ, сеятся уже в 5 классе. Пример: в 5 классе они начинают изучать комбинаторику, но по программе им не дается понятие факториала. Ни в одной из пяти школьных программ не изучают факториал. Зато в профильном ЕГЭ есть задача на факториал. И вот отличник, прекрасно знает программу, берется сдавать профильный экзамен по математике, а там бац и факториал, которого он не изучал никогда. И таких пробелов масса.
— В чем плюсы и минусы семейного обучения?
Стало безумно интересно. Если раньше она не думала о математике, как об искусстве, то сейчас мы решаем всякие задачи, пытаемся теорему Ферма решить, найти другое доказательство. Мы увидели красоту чисел, у нас просто появилось на это время. В школе же это арифметика и арифметика, скучно и нудно.
Из минусов — это очень нервно. Потому что нужно пойти и сдать экзамены по всем предметам. А это 14 экзаменов. Причем в один день могут поставить одновременно два предмета. И по каждому из предметов мы сдаем все промежуточные контрольные. Такой экзамен тяжело даже взрослому сдавать. Может в других школах по-другому проходит аттестация, но у нас так.
Еще один серьезный минус лично для меня, что мало единомышленников, с кем можно поделиться опытом либо же что-то позаимствовать.
— Как ты видишь будущее своего ребенка?
За этот год мы пройдем программу 5 и 6 классов. Потом 7 класс мы проходим без экстернов, потому что я хочу дочь отправить на курсы подготовки в СУНЦ. Ну, а дальше видно будет. Либо она поступит, либо останется и дальше на домашнем обучении.
— Страшно было переходить на семейное обучение?
— Страшно ли нам было? Очень. Особенно мне. Мне кажется, брать на себя ответственность это вообще страшно. Тем более, ответственность за образование ребенка. Потому что если ты ошибешься это будет не просто твоя ошибка, а ошибка, за которую придется расплачиваться другому человеку. Твоему ребенку. И вешать на него такой груз — страшно. Поэтому я считаю, что решение о семейном обучении это решение, которое ДОЛЖНО вызывать панику. Поэтому, если вы все решили, все взвесили, а вам все равно страшно это нормально. Если нет страха — значит Вы какой-то отморозок.
Хорошая новость. Страшно недолго. Пока не начали учиться. Учиться — достаточно деятельный процесс, а всякая деятельность страхи уничтожает.
Первое, что мне диктует опыт — на первый месяц необходимо выделить время на каждодневные занятия не менее 4 часов в день. Именно на занятия по 4 часа (без учета переменок) и именно каждый день. Да, потом вы, может быть, будете заниматься 2 часа. А, может быть, какой-то день не будете заниматься, наверстывая в другой день. Но первый месяц вам нужно выделить 4 часа.
Это время, когда вы привыкаете к тому, что теперь вы учитесь сами. Да-да, имея под боком искушения в виде игрушек, книжек, интернета, телефона, печенюшек. Вы учитесь учиться самостоятельно, без тетеньки с указкой у доски. На первое время так же необходимо придерживаться какого-то расписания. Можно взять школьное, можно составить самим. Можно скачать из интернета поурочные планы. План учебы должен быть. Без плана работают только супер-профи, а вы еще не такие.
Далее. Надо понять и принять, что семейное обучение — это семейное обучение. То есть учится не ребенок, а вся семья. Родителям надо научиться передавать знания своему ребенку. А ребенку принимать эти знания от родителей.
Кроме того, сам процесс совместной учебы это дико интересно. Приключения митохондрии, каверзная задачка, шум ветра в океане великих географических открытий! Бро, у вас появился шанс пройти школьную программу снова, без нудятины, с восторгом и упоением! Отставить панику! Поднять паруса!
Первые недели пройдут под знаком «никакой окей гугл не устоит перед „мааам!“». Надо быть к этому готовым. А вот ставить оценки ребенку за выполненные задачи не надо. Вы же семья, перед кем вам выделываться? Если что-то непонято надо объяснить еще раз, что-то не запомнили с первого раза — повторить еще пять.
У дочери 4 года в школе была проблема — грязные тетради. После того как я, проверяя, перестала обращать внимание на грязь — проблема ушла. Сейчас тетрадки — хоть на выставку. Подчеркнуто всякими цветными ручечками, красивенько, без исправлений. Отсутствие контроля за чепухой делает чудеса.
Сложно ли учить ребенка самой? Нет, не сложно. Особенно, если в доме есть интернет. Ибо на ютуб выложено столько обучающих роликов по всем темам, что этого хватит выучить и своего ребенка и еще поколений 10.
Далее, технологические проблемы. Когда учим что-то, что нуждается в усвоении без закрепления материала, например, историю или литературу, то параграф надо пересказывать. То есть ребенок должен встать на табуреточку, как перед гостями, сказать «а теперь — стих» (так смешнее) и пересказать параграф. А родители должны снять кобылу с табуретки и побеседовать по параграфу.
Географию и историю я настаиваю учить с картой. И с контурными картами. И с историями о людях, которые делали эту самую историю и географию. А литературу прикольно учить через семинары-обсуждения, рассматривая не одно произведение, а сразу пачку — сравнивая их между собой, и, обязательно, проводя параллели с сегодняшней действительностью. Да, на поэтов мы еще и пародии сочиняем. И часто злые. Главное, чтобы стилистика поэта в пародии сохранялась полностью. В общем, учиться дома — не страшно. Интересно. Не трудно — но вовлеченно.
Минусы — вы потеряны для общества, ибо способны разговаривать только о приемах педагогики.