село васильевское рузский район храм
Храм Воскресения Словущего д. Васильевское
Расписание служб
Расписание служб на сайте храма
Среда
3 ноября
Четверг
4 ноября
Божественная литургия.
Пятница
5 ноября
Божественная литургия.
Пятница
5 ноября
Суббота
6 ноября
Божественная литургия.
Суббота
6 ноября
Неделя 20-я по Пятидесятнице.
Мчч. Маркиана
и Мартирия.
Воскресенье
7 ноября
избранным святым.
8 30 Часы.
Божественная литургия.
Суббота
13 ноября
Неделя 21-я по Пятидесятнице.
Храм Воскресения Словущего д. Васильевское
Храм Воскресения Словущего
Престольные праздники:
Воскресения Словущего (26 сентября).
Владимирской иконы Божией Матери (3 июня, 6 июля, 8 сентября).
Преподобных Онуфрия Великого и Петра Афонского (25 июня).
Настоятель:
протоиерей Игорь Валерьевич Шумилов, 1968
Из истории
Храм стоит на берегу Москвы-реки в селе Васильевском более 300 лет.
Построил его в 1705 г. сподвижник Петра I Емельян Игнатьевич Украинцев вместо более древнего, имевшего то же посвящение.
В начале ХХ в. в храме имелось уже три престола: основной — в честь праздника Обновления Храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее) и в приделах — в честь Владимирской иконы Божией Матери и во имя Онуфрия Великого и Петра Афонского. Первый устроили и освятили в 1764 г., а второй — во второй половине XIX в. К храму была приписана часовня, расположенная в деревне Крюковой. По свидетельству клировой ведомости 1850 г., в селе имелась богадельня.
На престольные праздники устраивались ярмарки.
С 1876 до начала 1930-х гг. в храме служил протоиерей Павлин Смирнов, оставивший по себе добрую память.
В 1920-е гг. регентом церковного хора был житель села Григорово Иван Константинович Федотов. В хоре пели не только взрослые, но и дети. В 1930-е гг. Ивана Константиновича арестовали, и какое-то время он провел в заключении.
Последний священник храма перед его закрытием протоиерей Николай Виноградов ныне причислен к лику святых в Соборе новомучеников и исповедников Российских. После его ареста в 1937 г. храм на долгое время пришел в запустение — вплоть до 1990-х гг. Здесь находились токарное производство, зернохранилище, ледник для хранения молока. Во время войны взорвали колокольню, пострадала трапезная. В 1970-е гг. при съемках фильма «Эскадрон гусар летучих» разрушили остатки трапезной, главу, ограду; осквернили могилы. Местные жители растаскивали кирпич на строительство.
Ныне храм Воскресения Словущего восстанавливается. В 2000 г. установлен крест, в 2001—2002 гг. отреставрирован главный алтарь. Выполнены все каменные работы. В сентябре 2002 г. совершилась первая Литургия.
С Пасхи 2003 года в храме совершаются регулярные богослужения.
Оказать помощь можно в храме или связавшись с настоятелем по телефону 8-926-988-8208.
Храм Василия Великого
Первые упоминания о храме святителя Василия Великого в селе Васильевское относятся к XVI веку в связи с его пожалованием великим князем Иваном Васильевичем причту Кремлевского Успенского собора.
Показать полностью.
Не позднее 1620-х годов в Васильевском усилиями прихожан была построена деревянная клетская церковь. Согласно описанию, в ней находились «образа и книги и все церковное строение мирское». В 1764 году церковные земли, в том числе и само село Васильевское, перешли в собственность государства.
Деревянная церковь в селе дожила до своего 200-летия. В 1836 году ее сменил каменный одноименный трехчастный храм, заложенный в 1812 году в память избавления Отечества от французов и по недостатку средств был сооружен в 1836 году.
Перед строительством нового храма старый деревянный был употреблен на обжиг кирпича, а на месте его престола воздвигнут памятный столп. По местным преданиям, кирпич для храма обжигали в печах неподалеку от села. К месту строительства кирпич доставляли не только на лошадях. Женщины приносили его в подолах, чтобы таким образом внести свою лепту в создание храма.
В церковной метрике 1887 года отмечено также, что образцом Васильевской церкви послужил одноименный храм на Тверской-Ямской улице в Москве.
Средства на его строительство нового храма пожертвовали жители села Васильевское, сельца Царевское и деревень Ярыгино, Зельниково, Костромино и Торбеево, составлявших один приход. Новая церковь имела придел во имя святого пророка Божия Илии. Недалеко от церкви на сельском кладбище была установлена деревянная часовня, пришедшая в ветхость к концу XIX века. Причт храма на рубеже XIX–XX веков состоял из священника, диакона и двух псаломщиков.
В 1991 году здание церкви Василия Великого было возвращено Православной Церкви. Настоятелем храма стал молодой выпускник Московской духовной семинарии священник Сергий Сапун. Батюшка и жители села взялись за восстановление поруганной святыни. В День Святой Троицы была отслужена первая Божественная Литургия.
Постепенно храм стал приобретать прежние черты. С каждым годом хорошеет внутреннее убранство. Восстановлена церковная ограда, сделан новый кирпичный дом причта, закончена внутренняя отделка трапезной части храма, обустроен придел во имя святого пророка Илии. Два года назад заново отстроена колокольня. Над Васильевском вновь можно слышать колокольные перезвоны.
с. Васильевское. Воскресенская церковь
Кирпичная церковь Воскресения Христова (Воскресения Словущего) была построена в 1705 году на средства сподвижника Петра I думного дьяка Е.И. Украинцева. Была обнесена сохранившейся кирпичной оградой. В 1860-х годах (по другим данным, по проекту 1902 года) пристроена трапезная с престолами в честь Владимирской иконы Божией Матери (южным) и преподобных Петра Афонского и Онуфрия Великого (северным). Село Васильевское было родовым имением И.Я. Яковлева, отца А.И. Герцена. В еле писатель и публицист провел детство и юношеские годы.
Объемно-пространственная композиция памятника в стиле московское барокко складывается из собственно храма типа «восьмерик на четверике», трёхчастной алтарной апсиды и двустолпной прямоугольной трапезной со слегка скруглёнными восточными стенами алтарей приделов. С запада композиция замыкалась колокольней, от которой остался фрагмент восточной стены, включённый в состав западного фасада трапезной и остатки основания других стен.
1498г.
В документах XVI в. село Васильевское упоминается как дворцовое село, принадлежащее царскому роду.
1619 г.
Васильевское находится в «вотчине» за атаманами: «Нагаем Ивановым, сыном Тобыльцовым, Иваном Желесковым, Викулою Завьяловым, Иваном Костровым, да Федором Семеновым сыном Кочетом».
Итак, дворцовое село перешло в вотчинное владение пяти казацких атаманов. В селе тогда было четыре двора вотчинников (атаманов) и четырнадцать крестьянских дворов, в которых мужчин в совершенных летах насчитывалось девятнадцать человек. Воскресенская церковь (деревянная) к тому времени уже была построена, но кем и когда неизвестно.
Село Васильевское принадлежало Ново-Спасскому монастырю. Можно предположить, что в те времена здесь был скит и жила братия. Предполагаемая жизнь братии в селе была связана с прежней церковью, вероятнее всего деревянной.
На период владения Ново-Спасским монастырём селом Васильевским падает время правления монастырём будущего Патриарха Никона. Архимандрит Никон был настоятелем монастыря в 1646-1649 гг.
1628 г.
В дореволюционном издании «Исторические материалы о церквях и селах XVI-XVIII ст.», составленных Холмогоровыми В. и Г., в выпуске втором «Звенигородская десятина» сказано, следующее: «Первое сведение о Воскресенской церкви встречается в приходных книгах Патриаршего казенного приказа «жилых данных церквей» под Звенигородской десятиною за 136 (1628) год: «Церковь Воскресения Христова в селе Васильевском, дани 4 алтына с деньгою, наместнических 6 денег, заезда две деньги, в корм и Московской проезд гривна». Еще сказано, что Воскресенская церковь в приходных книгах Патриаршего казенного приказа писалась ежегодно под Звенигородскою десятиною.
Первым после монастыря помещиком в Васильевском стал боярин Артамон Сергеевич Матвеев, владевший селом с 1673 по 1676 год. Видный государственный деятель, А.С. Матвеев в 1654 г. был в составе русской делегации на Переяславской раде, принявшей решение о воссоединении Украины с Россией. В 1656-1657 гг. он участвовал в русском посольстве в Польшу.
В 1669 г. А.С. Матвеев возглавил Малороссийский приказ, а с 1671 г. одновременно руководил и Посольским приказом, фактически возглавляя всю тогдашнюю русскую дипломатию.
По линии жены он был в родстве с Нарышкиными: это были старинные рязанские дворяне, происходившие от одного крымского выходца в XV ст.
В конце 1669 года царь Алексей Михайлович возымел намерение вступить во второй брак. Выбор его остановился на Нарышкиной, и 23 января 1671 года Алексей Михайлович сочетался с Наталией.
Царь Алексей Михайлович называл Матвеева не иначе, как «другом», писал к нему такого рода письма: «Приезжай скорей, дети мои и я без тебя осиротели. За детьми присмотреть некому, а мне посоветоваться без тебя не с кем».
Матвеев вёл себя с необыкновенным благоразумием. Хотя он официально управлял и Посольским и Малороссийским приказами, однако носил только звание думного дворянина.
ора и избрание на престол Петра ( 27 апреля 1682 г.) передали власть в руки Нарышкиных. Первым делом нового правительства был вызов Матвеева и возвращение ему прежних почестей. Матвеев приехал в Москву вечером 11 мая 1682 г., а 15 мая разыгрался стрелецкий бунт, одною из первых жертв которого пал Матвеев.
В Васильевском провёл своё детство сын Артамона Сергеевича Матвеева Андрей, ставший впоследствии ближайшим сотрудником Петра I. Он получил титул графа, являлся послом в ряде европейских государств, сенатором, президентом юстиц-коллегии. В последние годы жизни он составил описание стрелецкого бунта, свидетелем которого был и чудом остался жив.
1681 г.
26 февраля 1693 г. Е.И. Украинцев получил жалованную грамоту, по которой Васильевское превращалось из поместья в вотчину:». за его многие к Великим Государям службы и за крымские два походы, из ево поместья в вотчину село Васильевское с деревнями и пустошами и со всеми угодьи и со крестьяны, и та вотчина ему, думному дьяку Украинцеву и ево детям и внучатам и правнучатам в роды их неподвижно».
По переписи 1705 г. в селе стоял двор вотчинника, скотный двор (с обслугой в 3 человека), а всего в вотчине (Васильевское, Агафоново, Мышкино) находилось 57 дворов и жило 198 крестьян.
В 1705 году Е.И. Украинцевым была построена каменная церковь Обновления Храма Воскресения Христова (Воскресения словущего). В церкви служили: священник Захарий Иванов (он же был в 1715 г.), дьячек Иван Минин, пономарь Иван Давыдов.
После смерти Анны Иоанновны он выступал против Э.И. Бирона, но прямого участия в его свержении не принимал, сказавшись больным. В правление Анны Леопольдовны пользовался большим влиянием. В 1740-41 гг. М.Г. Головкин стал кабинет-министром и вице-канцлером внутренних дел ( такого звания до того не было) и вместе с князем А.М. Черкасским руководил внутренними делами государства. Он первый посоветовал правительнице объявить себя Императрицей, но осуществлению этого плана помешал дворцовый переворот, произведённый Елизаветой Петровной в ночь с 24 на 25 декабря 1741 г. В ту же ночь М.Г. Головкин был арестован. Преданный суду как государственный преступник, он был приговорён Сенатом к смертной казни. Однако Елизавета Петровна, давшая Господу Богу перед восшествием на престол обет никого не казнить в своё царствование, заменила смертную казнь высылкой в Якутию. После ареста М.Г. Головкина все его имения были отписаны на Императрицу.
1764 г.
1812 г.
Во время нашествия Наполеона, село Васильевское оказалось на территории, занятой неприятелем. Церковь во время нашествия неприятельского была разграблена.
1813г.
Церковь исправлена и 16 января освящен главный алтарь (настоящая), а придел не освящен «в связи со скудостью в утвари».
1822 г.
1835 г.
1845 г.
1850 г.
1852 г.
М. Н. Черкасская продала имение действительному статскому советнику Николаю Петровичу Римскому-Корсакову, по смерти которого село унаследовала его внучка Ольга Александровна Букс-Гевден (урождённая Вяземская).
1860 г.
Село покупает графиня Александра Сергеевна Панина (урождённая Толстая), вдова действительного статского советника графа Александра Никитича Панина, внука Петра Ивановича Панина.
1877 г.
1887 г.
Метрика церкви, хранящаяся в фонде Московского археологического общества.
Составлена в 1887 г.:
1902 г.
Расширение приделов и устройство центрального отопления.
1908 г.
В Васильевском было сильное наводнение.
В селе Васильевском князья Щербатовы открыли школу, устроили лечебницу с родильным отделением, материально поддерживали духовенство, восстановили храм Воскресения Словущего после наводнения, случившегося в 1908 году, оказывали помощь крестьянам, престарелым поселянам выдавалась пенсия. Для сельских детишек княгиня Ольга Александровна специально построила детский клуб, где на Рождество устраивалась ёлка.
Князь Александр Григорьевич Щербатов был очень чутким, добрым, милосердным человеком. Княжескую семью и крестьян сближало то, что все они были прихожанами одного храма и жили общей церковной жизнью. Крестьяне хорошо знали князя и избрали его церковным старостой. Кн. Александр Григорьевич был церковным старостой на протяжении многих лет, до самой смерти.
1914 г.
1915 г.
По кончине сына, оставив тело в домашней церкви графов Строгановых, князь отправился в Польшу, в действующую армию, чтобы сообщить супруге печальную весть, но дорогой простудился, началось крупозное воспаление лёгких, и князь Александр Григорьевич скончался 24 апреля в Варшаве, на 65 году жизни, в 20-й день смерти сына. Отец и сын, которые горячо любили друг друга, умерли почти одновременно…
3 мая в с. Васильевском с большой торжественностью состоялись похороны князя А. Г. Щербатова.
1917 г.
После февральской революции село Васильевское, как и вся страна, оказалось брошено на произвол судьбы. Формально советская власть была установлена в Васильевском после 28 декабря 1917 года, когда стали образовываться волостные советы рабочих и крестьянских депутатов.
1921 г.
Невзирая на притеснения со стороны государства, в церкви служил всё тот же батюшка о.Павлин Смирнов. Праздновали православные праздники. Освящали посевы, скот. Ходили крестным ходом.
1940 г.
Вскоре после съёмок фильма неизвестные люди под видом реставрационных работ сняли с храма Воскресения железную крышу и увезли на грузовике.
Как печальный символ безбожья простоял храм до конца века…
1991 г.
1992 г.
Началось регулярное служение молебнов в храме.
1995 г.
Засыпана воронка в трапезной и начата расчистка сводов от растительности. Храм обнесен оградой.
Укреплён фундамент алтаря, выполнены кровли главки и восьмерика. Вставлены решётки в окна.
2000 г.
Установлен крест на храме. Покрашен восьмерик.
Отреставрирован главный алтарь. Были выполнены каменные работы: вычинка цоколя и стен, инъекция трещин, восстановление каменных карнизов и колонн, выложен кирпичный свод и изготовлена кровля. К концу 2002 г. восстановлены своды остальных двух алтарей.
2002 г.
2003 г.
2004 г.
В храме установлена печь «буллерьян» и электрические батареи. Сделана внутренняя электрическая разводка. Вставлены окна в главный алтарь и приделы. Закончена реставрация порталов четверика, завершается вычинка стен трапезной. Осенью храм «вырос» почти на полтора метра, были откопаны стены до фундамента.
2005 г.
Обнесена оградой церковная земля. Побелены главный алтарь, четверик и трапезная. Изготовлены окна для восьмерика и четверика. Очищены и покрыты лаком полы.
2006 г.
Звонница перестроена, перенесена и поставлена отдельно от храма. Начато восстановление церковного дома у юго-западного угла церковной ограды. Трапезная перекрыта временной кровлей.
2007 г.
Закончена вычинка стен трапезной части храма. Продолжается восстановление церковного дома. При храме создается библиотека, видеотека, аудиотека.
Васильевское. Церковь Воскресения Словущего.
Воскресенская церковь
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Церковь Воскресения Христова в с.Васильевское Рузского района является объектом культурного наследия федерального значения (Постановление СМ РСФСР от 04.12.1974 г. № 624). Храм реставрируется по проекту архитектора В.В.Овчинниковой.
Кирилл Аминов, 20 марта 2015 г.
Село Васильевское некогда было дворцовым. По писцовым книгам 1625-26 гг. находилось Звенигородского уезда городского стана, в вотчине за атаманами Нагаем Тобылцовым, Иваном Желесковым, Викулою Завьяловым, Иваном Костровым и Спаса Нового монастыря, что на Крутицах в Москве, а писана за ними та вотчина по государевым жалованным грамотам 1619, 1620 и 1626 гг.
В селе Васильевском находилась церковь Воскресения Христова, когда и кем построенная – неизвестно. Первое сведение о Воскресенской церкви встречается в приходных книгах Патриаршего Казенного Приказа «жилых данных церквей» под Звенигородской десятиною за 1628 г. В 1673 г. Спаса Нового монастыря власти вотчину жеребей села Васильевского с пустошами «променили боярину Артемону Матвееву». В 1677 г. поместья и вотчины боярина А. Матвеева село Васильевское и деревня Агафоновская, купленные им у разных лиц, отписаны в Приказ Большого Дворца, и в 1681 г. по указу государя Федора Алексеевича это село с деревнями и пустошами отдано боярину Семену Ивановичу Заборовскому в поместье. После его смерти оно досталось в 1681 его вдове Федоре Степановне, которая продала его в 1690 г. за 6000 руб. думному дьяку Емельяну Игнатьевичу Украинцову.
В 1693 г. 26 февраля выдана Украинцову жалованная грамота, что «село Васильевское с деревнями и пустошами и со всеми угодьями и с крестьянами отдана думному дьяку Украинцову и его детям, и внучатам, и правнучатам в роды их неподвижно». По переписным книгам 1705 г. Звенигородского уезда Тростенского стана значится: «за думным дьяком Емельяном Игнатьевичем Украинцовым село Васильевское от вотчины Троицы-Сергиева монастыря, а в селе церковь во имя обновления храма Воскресения Господа нашего Иисуса Христа; деревня Агафонова и деревня Мышкина на реке Москве; да в селе двор вотчинников, двор скотный. В них три человека, всего в селе с двумя деревнями 57 дворов, крестьянских людей в них 198 человек».
По смерти Е.И. Украинцова село Васильевское показано Гаврилу Ивановичу Головкину. В 1708 г. 11 ноября государь из Глухова к думному дьяку Автоному Иванову писал: «пожаловали мы господину Головкину после умершего думного дьяка Украинцова в Звенигородском уезде село Васильевское с деревнями и пустошами и со всеми принадлежностями, которое справьте за ним как надлежит». На подлинном написано: «Петр». В том же году село Васильевское было утверждено за гр. Г.И. Головкиным, у которого оно находилось во владении и в 1731 г. В 1795 г. оно принадлежало вдове Марии Петровне Яковлевой.
Холмогоров В.И., Холмогоров Г.И. «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии». Выпуск 2, Звенигородская десятина. Москва. Типография Л.Ф. Снегирева, 1881 г.
Первое летописное упоминание о Васильевском относится к 1498 году. Связано оно с именем преподобного Иосифа Волоцкого и с именем его юного крестника и духовного сына удельного князя Рузского Иоанна Борисовича (1408-1503). Движимый желанием оказать помощь отцу Иосифу в его пустынносозидательных трудах, пятнадцатилетний князь в жалованной своей грамоте 1498 года отписал село Васильевское, село Каринское с деревнями, село Богородицкое, деревню Неверово во владение Московскому Симонову монастырю, где подвизался в то время брат преподобного, отец Вассиан. Итак, в княжеской жалованной грамоте 1498 года Васильевское значится селом, и, следовательно, здесь уже была церковь. Вероятно, при ней возник в дальнейшем монастырский скит, однако летописных упоминаний об этом нет. Год основания этого храма, нам не известен. За долгую свою историю село Васильевское было монастырским, дворцовым, потом принадлежало первым лицам государства, возглавлявшим «посольское», иностранное ведомство, дворянам из рода Романовых.
В 1690 году бояре Заборовские, владевшие тогда селом, продали Васильевское с деревнями думному дьяку Посольского приказа Емельяну Игнатьевичу Украинцеву (1641-1708) за 6000 рублей; он то и строит здесь каменную церковь Обновления Храма Воскресения Христова в Иерусалиме, существующую и поныне. С горы и от реки церковь видна как на ладони на ровном и небольшом (62х50 м) месте; как плывущий корабль-крепость цвета зари, стоит храм. В одну линию, параллельно реке, выстроена была колокольня (ныне утрачена), трапезная и четверик, устремлённый ввысь восьмериком и шлемовидной главой на высокой шее. Сплошная кирпичная ограда толщиной около метра и высотой около 3,5 метра с четырьмя угловыми круглыми башенками и всего одними вратами, объединёнными с колокольней, делает церковь настоящей крепостью. Совсем недавно, у края леса в Васильевском, были обнаружены древние подземные кирпичеобжигательные печи. Рядом с ними найдены залежи красной глины и кирпичи-большемеры. Вероятно, кирпичи для храма изготавливались и обжигались здесь; было налажено местное производство.
Помещичий Яковлевский дом в Васильевском не сохранился. Фундаменты его, а также основания столбов ограды и подходящая к дому въездная липовая аллея вместе с ивовой аллеей у реки, заложенные при владельцах, указывают на его местоположение вблизи церкви с восточной стороны. «Дом каменный. с мезонином, длиною 27, а шириною 16 аршин» (19,1х11,4 м).
Из журнала: «Московские епархиальные ведомости». Выпуск №3/2021 г./Екатерина Абросова. Из истории села Васильевского и Воскресенской церкви
Из журнала: «Московские епархиальные ведомости». Выпуск №3/2021/Екатерина Абросова. Из истории села Васильевского и Воскресенской церкви
- село в богородском районе с мужским монастырем 6 букв сканворд
- село вашка храм святителя николая переславский район