В чем вы видите сущность и противоречивость процесса воспитания

Противоречия воспитательного процесса

Движущими силами любого процесса являются противоречия. Противоречия – это взаимодействие противоположных сторон воспитательного процесса, которые находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении. Знание существенных противоречий позволяет находить пути их разрешения и делать процесс развивающим и для личности и для социума.

Рассмотрим противоречия в сфере отношений основных субъектов воспитательного процесса: педагог, воспитанник, социум.

Наиболее значимыми являются следующие противоречия организации воспитательного процесса:

1) между требованиями к личности со стороны социума и возможностями (физическими, психическими, нравственными) каждой отдельной личности соответствовать этим требования. Отношения «личность и социум» достаточно сложные, они могут быть как созидательными для личности и социума, так и разрушительными. Личность никогда абсолютно не соответствует требованиям социума. Своё отношение с социумом личность переносит на свою социальную роль. Крайне важно, чтобы личность адекватно воспринимала социальную роль и принимала себя в этой роли, в противном случае возникают такие негативные явления, как потеря идентичности (личность утрачивает способность отождествлять себя с тем социальным положением, в котором она находится), социальное отчуждение (личность занимает позицию неприятия социума, настроена по отношению к нему негативно и даже враждебно);

2) между потребностями личности и социальными условиями, в которых происходит развитие личности, возможностью реализовать свои потребности в условиях социальной среды. Социум не может в полной мере удовлетворить все потребности личности. Воспитание личности должно помочь личности найти своё место в социуме. «Найти своё место в социуме» следует понимать не как приспособление к социуму, а как активное взаимодействие, результатом которого является развитие личности и социума;

3) между педагогическими задачами и готовностью воспитанника (психологической, физиологической, интеллектуальной и т.д.), принимать эти задачи, включаться в их реализацию. Изменить, усовершенствовать человека можно только в определенных пределах. Эти пределы: потенциальные физические и духовные возможности человека и его собственные интересы и потребности, его стремление к самосовершенствованию. Даже если воспитателем прилагались большие старания, результат воспитания далеко не всегда соответствует ожиданиям педагога. Многое зависит от того, на кого направлено воспитательное влияние;

4) между интересами, потребностями воспитанника и возможностями, которые ему предоставляет среда образовательного учреждения. Следует учитывать, что воспитанник, будучи личностью, в процессе своего развития формирует свои жизненные цели и смыслы, реализует свои интересы и потребности. Воспитательные ресурсы образовательной среды ограничены, и воспитанник может реализовать свои потребности только в рамках того, что ему предлагает среда образовательного учреждения и окружающая социальная среда. Обогащая среду, мы расширяем развивающие возможности для личности;

5) между социальной ролью воспитателя и его личностными особенностями, его нравственной позицией. Перед педагогом всегда встает вопрос соответствия цели и средств воспитания. Даже благородная цель не может оправдать средства, которые разрушительно действуют на личность воспитанника. Поэтому воспитание должно начинаться с воспитания воспитателя. Именно воспитатель, его отношение к миру, к себе, к людям, его педагогическая позиция во многом определяет воспитательный результат. Не случайно требования к педагогу включают как профессиональные умения, так и личностные качества, среди которых нравственные качества занимают ведущее место;

6) между необходимостью и потребностью педагога совершенствоваться и развиваться и условиями, которые ему предоставлены государством и обществом. Аксиомой уже является утверждение, что личность воспитывает только личность. Поэтому забота о личностном и профессиональном развитии педагога – это одно из необходимых условий воспитания поколения, которое способно продуктивно действовать, совершенствуя себя и общество. Если педагог находится в социально униженном положении, если он не имеет ресурсов для своего развития, то продуктивность воспитательного процесса существенным образом снижается.

Разрешаются противоречия воспитательного процесса через совершенствование цели, содержания, форм и методов воспитания, в процессе творческого освоения педагогической ситуации педагогом и активном участии в этом процессе воспитанника.

Источник

Противоречия и закономерности воспитания

Вы будете перенаправлены на Автор24

Противоречия воспитательного процесса

Формирование всесторонне развитой личности в ходе воспитания представляет собой такой процесс, при котором происходят как количественные, так и качественные изменения, движущей силой которых считается разрешение противоречий между многообразными воздействиями на ученика и целостным становлением его личности.

В системе педагогических противоречий выделяют как правило внешние и внутренние противоречия. Они проявляются на всех этапах развития личности и противопоставляют чаще всего новые образующиеся потребности человека имеющимся у него возможностям для их удовлетворения. Данное расхождение вдохновляет человека энергично пополнять свои знания, расширять опыт, получать определенные навыки, усваивать нормы и правила поведения в обществе.

В группе внешних противоречий можно выделить объективные и субъективные. К объективным относятся противоречия, порожденные масштабными политическими, финансовыми, экологическими, информационными процессами, происходящими во всем мире. Также весьма часто возникают противоречия по некоторым вопросам между представителями разных поколений в силу отличающегося опыта у каждого из них. К субъективным относятся зачастую противоречия между бурным подъемом знаний и ограниченными возможностями воспитателей и образовательных учреждений в их передаче.

Внутренними считаются противоречия между имеющимся у человека уровнем развития и постоянно появляющимися новыми, более высокими, требованиями к нему. Также это могут быть противоречия между целями, которые ставит перед собой человек и теми методами, которые он выбирает для их достижения; между активно-деятельной природой ребёнка и социально-педагогическими условиями его жизни.

В чем вы видите сущность и противоречивость процесса воспитания. Смотреть фото В чем вы видите сущность и противоречивость процесса воспитания. Смотреть картинку В чем вы видите сущность и противоречивость процесса воспитания. Картинка про В чем вы видите сущность и противоречивость процесса воспитания. Фото В чем вы видите сущность и противоречивость процесса воспитания

Каждое противоречие способно стать движущей силой воспитания при следующих условиях:

Для достижения положительных результатов воспитательного процесса необходимо целостное согласие внешних и внутренних противоречий в сознании личности. В связи с этим воспитатель должен заниматься всесторонним изучением личности воспитанника, умело проектировать различные возможности становления и превращать их в конкретные воспитательные задачи.

Понятие закономерностей воспитания

Эффективность педагогического процесса во многом зависит от знания воспитателем его закономерностей и принципов.

Под закономерностями воспитания понимаются устойчивые, повторяющиеся и существенные связи воспитательного процесса, реализация которых позволяет добиваться требуемых результатов в развитии людей, трудовых коллективов и оказывать воспитывающее воздействие на весь уклад трудовой деятельности. Закономерности распространяются на всю систему процесса воспитания.

Так как человек в силу своей природы подчинен системе естественных законов, действующих в конкретных условиях, можно создать условия, при которых воспитание будет протекать в соответствии с действием именно этих законов, а не вопреки им, что позволяет избегать своебразных ошибок в воспитательной деятельности. Результативную модель воспитания можно создать и воспользоваться ею только на основе знания основных закономерностей. Всё это обуславливает значимость закономерностей в педагогике.

Закономерности воспитания обычно понимаются как недостаточно познанные законы, упорядоченность познанных явлений, возникающих в воспитательном процессе связей и зависимостей, а также факторов, влияющих на воспитательный процесс. Таким образом, закономерности воспитания можно определить как зависимости эффективности воспитания от некоторых факторов, условий.

Во многом эффективность воспитания будет зависеть от сложившихся воспитательных отношений между педагогом и воспитанником, от соответствия цели и действий для ее достижения, от соответствия социальной практики и характера воспитательного влияния на воспитанников, от интенсивности воспитания и самовоспитания, от активности самих участников педагогического взаимодействия, от эффективности сопутствующих воспитанию процессов: развития и обучения, от качества воспитательного воздействия, от интенсивности и качества взаимоотношений между самими воспитанниками.

Основные закономерности воспитания

В воспитательном процессе среди многих закономерностей вполне можно выделить несколько основных:

Учет закономерностей воспитательной работы осуществляется на основе некоторых принципов. Важно обеспечить мудрое сочетание традиционных основ воспитания с инновационными методами и технологиями в рамках существующих закономерностей.

Источник

Противоречия воспитательного процесса

Движущими силами любого процесса являются противоречия. Противоречия – это взаимодействие противоположных сторон воспитательного процесса, которые находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении. Знание существенных противоречий позволяет находить пути их разрешения и делать процесс развивающим и для личности и для социума.

Рассмотрим противоречия в сфере отношений основных субъектов воспитательного процесса: педагог, воспитанник, социум.

Наиболее значимыми являются следующие противоречия организации воспитательного процесса:

1) между требованиями к личности со стороны социума и возможностями (физическими, психическими, нравственными) каждой отдельной личности соответствовать этим требования. Отношения «личность и социум» достаточно сложные, они могут быть как созидательными для личности и социума, так и разрушительными. Личность никогда абсолютно не соответствует требованиям социума. Своё отношение с социумом личность переносит на свою социальную роль. Крайне важно, чтобы личность адекватно воспринимала социальную роль и принимала себя в этой роли, в противном случае возникают такие негативные явления, как потеря идентичности (личность утрачивает способность отождествлять себя с тем социальным положением, в котором она находится), социальное отчуждение (личность занимает позицию неприятия социума, настроена по отношению к нему негативно и даже враждебно);

2) между потребностями личности и социальными условиями, в которых происходит развитие личности, возможностью реализовать свои потребности в условиях социальной среды. Социум не может в полной мере удовлетворить все потребности личности. Воспитание личности должно помочь личности найти своё место в социуме. «Найти своё место в социуме» следует понимать не как приспособление к социуму, а как активное взаимодействие, результатом которого является развитие личности и социума;

3) между педагогическими задачами и готовностью воспитанника (психологической, физиологической, интеллектуальной и т.д.), принимать эти задачи, включаться в их реализацию. Изменить, усовершенствовать человека можно только в определенных пределах. Эти пределы: потенциальные физические и духовные возможности человека и его собственные интересы и потребности, его стремление к самосовершенствованию. Даже если воспитателем прилагались большие старания, результат воспитания далеко не всегда соответствует ожиданиям педагога. Многое зависит от того, на кого направлено воспитательное влияние;

4) между интересами, потребностями воспитанника и возможностями, которые ему предоставляет среда образовательного учреждения. Следует учитывать, что воспитанник, будучи личностью, в процессе своего развития формирует свои жизненные цели и смыслы, реализует свои интересы и потребности. Воспитательные ресурсы образовательной среды ограничены, и воспитанник может реализовать свои потребности только в рамках того, что ему предлагает среда образовательного учреждения и окружающая социальная среда. Обогащая среду, мы расширяем развивающие возможности для личности;

5) между социальной ролью воспитателя и его личностными особенностями, его нравственной позицией. Перед педагогом всегда встает вопрос соответствия цели и средств воспитания. Даже благородная цель не может оправдать средства, которые разрушительно действуют на личность воспитанника. Поэтому воспитание должно начинаться с воспитания воспитателя. Именно воспитатель, его отношение к миру, к себе, к людям, его педагогическая позиция во многом определяет воспитательный результат. Не случайно требования к педагогу включают как профессиональные умения, так и личностные качества, среди которых нравственные качества занимают ведущее место;

6) между необходимостью и потребностью педагога совершенствоваться и развиваться и условиями, которые ему предоставлены государством и обществом. Аксиомой уже является утверждение, что личность воспитывает только личность. Поэтому забота о личностном и профессиональном развитии педагога – это одно из необходимых условий воспитания поколения, которое способно продуктивно действовать, совершенствуя себя и общество. Если педагог находится в социально униженном положении, если он не имеет ресурсов для своего развития, то продуктивность воспитательного процесса существенным образом снижается.

Разрешаются противоречия воспитательного процесса через совершенствование цели, содержания, форм и методов воспитания, в процессе творческого освоения педагогической ситуации педагогом и активном участии в этом процессе воспитанника.

Источник

Сущность процесса воспитания

В чем вы видите сущность и противоречивость процесса воспитания. Смотреть фото В чем вы видите сущность и противоречивость процесса воспитания. Смотреть картинку В чем вы видите сущность и противоречивость процесса воспитания. Картинка про В чем вы видите сущность и противоречивость процесса воспитания. Фото В чем вы видите сущность и противоречивость процесса воспитания В чем вы видите сущность и противоречивость процесса воспитания. Смотреть фото В чем вы видите сущность и противоречивость процесса воспитания. Смотреть картинку В чем вы видите сущность и противоречивость процесса воспитания. Картинка про В чем вы видите сущность и противоречивость процесса воспитания. Фото В чем вы видите сущность и противоречивость процесса воспитания В чем вы видите сущность и противоречивость процесса воспитания. Смотреть фото В чем вы видите сущность и противоречивость процесса воспитания. Смотреть картинку В чем вы видите сущность и противоречивость процесса воспитания. Картинка про В чем вы видите сущность и противоречивость процесса воспитания. Фото В чем вы видите сущность и противоречивость процесса воспитания В чем вы видите сущность и противоречивость процесса воспитания. Смотреть фото В чем вы видите сущность и противоречивость процесса воспитания. Смотреть картинку В чем вы видите сущность и противоречивость процесса воспитания. Картинка про В чем вы видите сущность и противоречивость процесса воспитания. Фото В чем вы видите сущность и противоречивость процесса воспитания

В чем вы видите сущность и противоречивость процесса воспитания. Смотреть фото В чем вы видите сущность и противоречивость процесса воспитания. Смотреть картинку В чем вы видите сущность и противоречивость процесса воспитания. Картинка про В чем вы видите сущность и противоречивость процесса воспитания. Фото В чем вы видите сущность и противоречивость процесса воспитания

В чем вы видите сущность и противоречивость процесса воспитания. Смотреть фото В чем вы видите сущность и противоречивость процесса воспитания. Смотреть картинку В чем вы видите сущность и противоречивость процесса воспитания. Картинка про В чем вы видите сущность и противоречивость процесса воспитания. Фото В чем вы видите сущность и противоречивость процесса воспитания

Воспитание в педагогическом процессе. Закономерности и принципы воспитания.

1. Сущность процесса воспитания.

3.Принципы воспитания и их характеристика.

Литература:

2. Бордовская Н.В.,Реан А.А. Педагогика:Учеб.для вузов.:Питер,2000.-304 с.

5. Педагогика:Учеб.пособие для пед.вузов/В.А.Сластенин,И.Ф. Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов.-4-е изд.-М.:Школьная Пресса, 2002.-512

6. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для пед. спец. вузов: В 2 кн. Кн. 2: Процесс воспитания.-М.: Владос, 2003.-256с.

Сущность процесса воспитания.

Воспитание- это педагогическое управление процессом развития личности.

Воспитание- это целенаправленный систематический процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на решение конкретных педагогических задач.

Воспитание –специально-организованная деятельность, направленная на формирование определенных качеств человека, осуществляемая через взаимодействие педагогов и воспитанников.

Особенности воспитательного процесса:

— противоречие между общепринятыми нормами и правилами поведения людей в обществе и реальным уровнем поведения личности;

-между задатками ребенка и уровнем его развития;

-между стремлением личности участвовать в общественной жизни и недостатком опыта..

Воспитание возникает в человеческом обществе и носит конкретно-исторический характер:

— зависит от уровня развития общества;

-от системы общественных отношений;

-от господствующей идеологии.

Воспитание носит социально выраженный характер, различные группы людей по-разному решают проблемы воспитательного процесса.

Немецкий педагог В.Ф. Крон выделяет шесть подходов к воспитанию: (Федорова О.Д. Основы педагогики с позиций западноевропейского теретика. Советская педагогика.1991.№10.)

-воспитание как своеобразное принуждение ( Платон)

-воспитание как помощь ребенку в жизни (Песталоцци)

-воспитание как создание условий для свободного развития ребенка ( Руссо)

-воспитание как управление и надзор (Гербарт)

-воспитание как руководство со стороны взрослых и опытных людей;

— воспитание как выработка заданных норм ( бихевиоризм- поведение)

Т.О. в истории образования прослеживается противопоставление гуманистического воспитания авторитарному.

Основные компоненты воспитательного процесса:

1.Целевой – определение целей воспитания. Цель воспитания определяет весь ход педагогической деятельности, т.к. она содержит идеальное представление о результате воспитательного процесса. Идея о всестороннем и гармоническом развитии личности.

В чем вы видите сущность и противоречивость процесса воспитания. Смотреть фото В чем вы видите сущность и противоречивость процесса воспитания. Смотреть картинку В чем вы видите сущность и противоречивость процесса воспитания. Картинка про В чем вы видите сущность и противоречивость процесса воспитания. Фото В чем вы видите сущность и противоречивость процесса воспитания

В современной России провозглашается концепция личностно-ориентированного гуманистического воспитания в духе любви и свободы. Но цельной концепции воспитании в России в настоящее время не существует. Содержанием воспитания на сегодня является привитие базовой культуры личности: системы норм, убеждений, ценностей, поведения. Содержание воспитания включает следующие направления:

— формирование научного мировоззрения- система взглядов и убеждений, которые определяют направленность деятельности человека.

— нравственное воспитание – формирование нравственного сознания, нравственных чувств, поведения.

-гражданское воспитание –формирование политической, правовой культуры, патриотизма, культуры межнациональных отношений.

-трудовое воспитание – привитие уважения к труду и людям труда.

— эстетическое воспитание- привитие чувства прекрасного, формирование вкуса через эстетическое восприятие, эстетические чувства, эстетические потребности, эстетические вкусы, эстетические идеалы.

— физическое воспитание—организация оздоровительной деятельности, направленных на развитие физических качеств и укрепление здоровья. Валеология.

-половое воспитание – формирование полового поведения, отвечающего нормам общества и подготовки к семейной жизни.

3. Операционно-деятельностный – организация и взаимодействие участников процесса.

4. Оценочно- результативный – проверка, оценка и анализ результатов воспитания.

Источник

Противоречия и закономерности воспитания

Формирование разносторонне развитой личности в воспитании – это процесс количественных и качественных преобразований, движущей силой которых является разрешение противоречий между многообразными факторами воздействия на ученика и целостным становлением его как личности.

Противоречия воспитательного процесса

Система педагогических противоречий выделяет внешние и внутренние противоречия. Они проявляются на каждом этапе развития личности и противопоставляют обычно новые образующиеся потребности человека имеющимся у него способностям для их удовлетворения. Это расхождение вдохновляет человека активно пополнять свои знания, расширять кругозор, получать определенные навыки, изучать нормы и правила поведения в общественном мире.

Внешние противоречия могут быть объективными и субъективными.

Объективные противоречия порождают масштабные политические, финансовые, экологические а также информационные процессы, происходящие во всем мире. Также зачастую появляются противоречия по некоторым вопросам между представителями различных поколений из-за отличающегося опыта у каждого из них.

Субъективные противоречия, как правило, связаны с бурным подъемом знаний и ограниченными возможностями воспитателей и учебных учреждений в их передаче.

Внутренние противоречия возникают между имеющимся у личности уровнем развития и регулярно поступающими новыми, более высокими, требованиями к нему. Также эти противоречия могут возникать между целями, которые ставит перед собой личность и теми средствами, которые она использует для их достижения; между активно-деятельной природой ученика и социально-педагогическими условиями его жизнедеятельности.

В чем вы видите сущность и противоречивость процесса воспитания. Смотреть фото В чем вы видите сущность и противоречивость процесса воспитания. Смотреть картинку В чем вы видите сущность и противоречивость процесса воспитания. Картинка про В чем вы видите сущность и противоречивость процесса воспитания. Фото В чем вы видите сущность и противоречивость процесса воспитания

Любое противоречие может стать движущей силой воспитания при следующих обстоятельствах:

Чтобы достичь положительных результатов в воспитательной работе, человек должен осознать внешние и внутренние противоречия в своем сознании. По этой причине педагог должен заниматься всесторонним исследованием личности воспитанника, мастерски проектировать разнообразные возможности формирования учащегося и переделывать их в конкретные воспитательные задачи.

Понятие закономерностей воспитания

Результативность педагогического процесса зависит от степени владения воспитателем закономерностями и принципами воспитания.

Закономерности воспитания – это устойчивые, повторяющиеся и существенные связи воспитательного процесса, осуществление которых дает возможность добиваться положительных результатов в развитии личностей, трудовых коллективов и оказывать воспитывающее воздействие на всю трудовую деятельность. Закономерности существуют во всей системе процесса воспитания.

Поскольку человек в силу своей природы подчиняется системе естественных законов, выполняющихся в конкретных условиях среды, можно воссоздать такие условия, при которых воспитание будет протекать именно по этим законам, а не вопреки им, что позволяет не допускать своеобразных ошибок в воспитании. Эффективную модель воспитания реально создать и пользоваться ею только лишь на основании знания основных закономерностей. Все это обусловливает высокую значимость закономерностей и движущих сил процесса воспитания в педагогике.

Закономерности воспитания обычно выступают в качестве недостаточно познанных законов, упорядоченности познанных явлений, появляющихся в воспитательном процессе связей, зависимостей и факторов, оказывающих влияние на воспитательный процесс.

Итак, закономерности воспитания – это зависимости результативности воспитания от некоторых факторов и условий.

В большинстве случаев эффективность воспитания зависит от:

Основные закономерности воспитания

В воспитательном процессе среди целого ряда закономерностей выделяют несколько основных:

Закономерности воспитательной работы определяются на основе принципов. Главное для педагога, уметь правильно сочетать традиционные основы воспитания с инновационными методами и технологиями с учетом имеющихся закономерностей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *