село старое синдрово храм
ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА
Село Старое Синдрово
Икона дня
Православный календарь
Апостола Иакова, брата Господня по плоти (ок. 63). Перенесение мощей прав. Иакова Боровичского, Новгородского, чудотворца (1544).
Свт. Игнатия, патриарха Константинопольского (877). Прп. Елисея Лавришевского (ок. 1250).
Сщмчч. Николая Агафоникова, Владимира Амбарцумова, Александра Соловьева, Николая Архангельского, Емилиана Гончарова и Созонта Решетилова пресвитеров (1937); прмц. Евфросинии Тимофеевой (1942).
Флп., 245 зач., III, 8–19.Лк., 50 зач., X, 1–15.Ап.:Гал., 200 зач., I, 11–19.Мф., 56 зач., XIII, 54–58.
Свежие записи
Облако меток
Архивы
Рубрика Новости
РИСУНОК ОТ БАБУШКИ АКУЛИНЫ
В моей жизни было немало разных знаменательных и памятных дат. И, несомненно, день 23 октября мне тоже запомнится. А связано это только и всего с одним листочком в еле заметную и какую-то косую клеточку (видимо, такие листочки использовались в давние времена). Но это листочек совсем не простой, а очень даже особенный! Ведь на нем обычными карандашами уже более века назад нарисован храм Покрова Пресвятой Богородицы в селе Демина Поляна.
Построенный в 80-х годах позапрошлого века, он просуществовал до 40-х годов века двадцатого, затем его постигла участь очень многих таких же церквей и монастырей — храм был разрушен. Несколько лет назад на этом же месте усилиями жителей села и добрых людей была построена часовня, а затем и храм в честь Покрова Божией Матери. Так получилось, что какое-то отношение к этому делу пришлось иметь и мне, и признаюсь, что дело это, безусловно, стало неотъемлемой частью моей судьбы, а возобновившиеся здесь службы и молитвы стали важной частью духовной жизни многих людей, прежде всего — моих земляков.
После разрушения Покровской церкви никаких ее фотографий и изображений не сохранилось (по крайней мере, пока не найдено). Если сказать точнее, то сохранился только один вот этот рисунок.
Много лет назад (приблизительно в начале 1990-х годов), когда я еще проживал в Саранске, в один из моих приездов в родное село моя землячка и родственница, всю жизнь прожившая в вере православной, бабка Акулина, через соседей передала мне листочек с рисунком этой церкви. Я привёз его домой и положил куда-то на книжную полку, где он и лежал многие годы среди книг.
Далее, в 2004 году, мы всей семьей переехали в Москву, и пока у нас не было своего жилья, многие наши вещи находились в квартире родителей моей супруги — в городе Коврове Владимирской области. И этот листочек, в числе большого количества других бумаг и книг, тоже оказался там. Позднее мне часто доводилось бывать в Коврове и каждый раз я самым внимательным образом, тщательно все перебирая, пытался найти рисунок, искал, искал и… не находил, и всякий раз с досадой уезжал оттуда.
Сейчас жильцы этой квартиры переселяются и ее нужно освобождать. С этой целью мы в последний раз ее навестили. Оставался единственный шанс отыскать так глубоко сидевший в моей голове желанный листочек. И желание это было столь велико, что если, к примеру, мне сказали бы, что он находится где-нибудь в Магадане или на Чукотке, то я бы, нисколько не раздумывая, сразу же туда поехал.
И всё же молитвы были услышаны, Пресвятая Богородица помогла найти изображение храма! Все мои старания были вознаграждены: после 17 лет (!) поиска, находясь последние часы в этой квартире, разбирая оставшиеся листочки, я наконец-то нашел драгоценную пропажу! Скажу как на духу: испытал от этого несказанную радость и ощутил большую благодать в душе! Радовался как ребенок! Ведь если бы вдруг этого не произошло, мне всегда пришлось бы жалеть об утрате. Кстати, думаю, неслучайно накануне, предыдущей ночью, мне приснился яркий сон о церкви в Деминой Поляне.
И теперь искренне делюсь с вами своей душевной радостью, публикую найденный рисунок. Так вот как выглядел наш храм! Сравнивая его с храмом нынешним, мы, конечно, замечаем, что недостает колокольни. Ну что же? — Достроим?!
Очевидно, мы уже никогда не узнаем, кто и в какие годы сделал этот рисунок и каким путем он попал к бабке Акулине (полагаю, все-таки автором не могла быть она сама). Однако спасибо за то, что она сохранила это изображение, и вечная ей память! (О бабке Акулине я еще планирую написать.)
Любопытно: а остались ли еще люди, которые помнят тот храм? Надо побеседовать со старожилами. Что-то о храме я уже писал, можно посмотреть тексты здесь же, на моей страничке в сети, и что-то ещё напишу.
Пусть же наш Покровский храм останется в нашей памяти как светлое место на земле! Его посещали мои предки, целые поколения моих земляков, много здесь было проведено богослужений, обрядов, таинств, много молитв было вознесено к Престолу Божию… Пусть же сквозь века до всех нас, сегодня еще живущих, и до следующих поколений доходит их благословение!
Поделиться:
СКАЗ ПРО ТО, КАК МЫ НА УЛИЦЕ ЛЕНИНА ЧАСОВНЮ СТРОИЛИ
В сердце каждого человека теплится искра Божья, и со временем, когда мы становимся постарше, она начинает жечь сердце все сильнее и сильнее, если, конечно, мы не плюнем и не затушим ее.
Вот и теперь, проходя мимо часовни, которая поросла бурьяном, обветшала и наклонилась так, что того и гляди упадет, мы вспомнили: а ведь когда-то эту часовню построили наши прадеды, построили для себя и для своих потомков, для памяти Божьей и молитвы.
Рассказ Николая Филипповича Исайкина о том, как это было.
«Мой прапрадед, Алексей Исайкин, родился в 1830 году. Был он крепким, состоятельным хозяином и решил построить возле дома амбар из кирпича. Сказано – сделано. И вот видит он: и амбар стоит, и кирпич еще остался. Задумался Алексей: к чему бы так? Думал недолго. Понял, что Господь всего дает с избытком, чтобы мы помнили это и благодарили Его».
Вот тогда и было принято решение из оставшегося кирпича построить часовню – в далеком 1850 году. Или чуть позже.
Кто-то скажет: «Посмотрите на размер амбара и на эту маленькую часовенку! Что, не мог он построить наоборот – маленький амбар и большую часовню?!»
Отвечу: великое в малом! И кто знает, что в сердце человека? Сколько там любви? Ответ знает только Бог!
А теперь мой черед спросить: сам-то ты сколько построил и каких?
С тех давних пор стояла эта маленькая придорожная свеча и светила Господу молитвами всех проходящих и молящихся. Но время неумолимо летит вперед. Минуло 170 лет, в которых было всё: и безжалостные силы природы, и безбожный пролетариат, и 1962-й, когда страну настигла новая волна богоборчества и власти предержащие решили сравнять с землей нашу часовенку.
Но не тут-то было! Народ поднялся, бабушки и дедушки, отцы и матери отстояли и сохранили ее! И продолжила она служить верой и правдой людям и Богу.
Плохо, когда злая власть разрушает святыни, но гораздо хуже, когда разрушаем святыни мы сами – своим безразличием и равнодушием. Вот почему наше поколение приняло эстафету и на месте старой рассыпающейся по крупинкам часовни мы построили новую, стараясь сохранить архитектурный облик и размеры предыдущей, дедовской.
Начало строительства ознаменовалось водосвятным молебном и совпало с днем памяти святого пророка Илии, таким образом мы поняли кто покровитель часовни и чье имя она будет носить.
Прошло два с небольшим месяца – часовня готова.
Прими, Господи, нашу молитву к Тебе! Пусть Божья свеча зажжет в сердце каждого прохожего огонь неугасаемой Божественной Любви!
Поделиться:
Новая дверь установлена!
Благодарение Господу и заступничеству Пресвятой Богородицы: дверь в храм удалось установить до распутицы. Осталось решить вопрос с отоплением, и можно молиться в нашем Дёминском храме круглый год!
Поделиться:
Долгожданная икона Пресвятой Богородицы уже в нашем храме!
Для нашего храма выполнена точная копия мозаики XI века из Софийского собора в Киеве. Надеемся, что с наступлением тёплых дней эта икона займет предназначенное для неё место в нише на южной стене часовни-источника, а пока рядом с этим прекрасным образом мы будем молиться в зимнем храме.
Спаси Господь всех добрых людей, принявших участие в этом богоугодном и таком нелёгком деле! Благодетели пожелали остаться неизвестными, но Бог знает их имена.
Изображение Богоматери без Младенца, с воздетыми в молении руками, называется «Оранта» (от лат. orans — молящаяся). По древней традиции такие изображения в полный рост часто помещались в верхней части алтаря, в конхе. Если на ранних этапах формирования церковных установлений Иисус изображался символически, то образ Богоматери всегда был в большей мере реалистичен и соотносился с евангельской историей жизни Девы Марии. Черты внешнего облика Пресвятой Девы в словесных описаниях сохранились только у авторов позднего времени. Церковный историк Никифор Ксанфопул (Каллист) в начале XIV столетия наиболее полно и скрупулезно собрал их воедино: «Она была роста среднего или, как иные говорят, несколько выше среднего; цвет лица Ее был как цвет зерна пшеничного; волосы у Нее были светло-русые и несколько златовидные; глаза ясные, взгляд проницательный, со зрачками как бы цвета маслины; брови немного наклоненные и умеренно черные: нос продолговатый; губы цветущие, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое: руки и пальцы длинные». Этим представлениям об историческом облике Божией Матери полностью соответствует «Оранта» из киевского собора. «Богоматерь Стена Нерушимая» занимает в системе мозаик Софии Киевской исключительное место. «Оранта» высотой 5,45 метра останавливает взор каждого входящего в собор и воспринимается как главное, доминирующее изображение во всем храме. Взывающая Богоматерь подняла руки в молитве к Спасу Вседержителю, изображение которого расположено в зеркале центрального купола. Возвышающаяся над главным алтарем Софийского собора «Оранта» на протяжении почти десяти веков оставалась неповрежденной, несмотря на то что и город, и сам собор неоднократно подвергались разрушениям. Русский народ верил, что Приснодева была чудотворной защитницей и Руси, и стольного Киева, и всего православного люда. По преданию, наше Отечество не погибнет, пока простирает над ним руки Божия Матерь Оранта «Нерушимая Стена». На червленом поясе висит лентион (полотенце), которым, по народному верованию, Сострадательница Божия отирает неисчислимые слезы простого люда. Богородица стоит на украшенном драгоценными камнями пульпите — императорском помосте, кроме того, на ней красные сапожки, ибо Она представлена как Царица Небесная. Голова Милостивой Матери покрыта платом (омофором), перекинутым через левое плечо. Позднее этот плат получит на Руси оригинальное осмысление как «Покров Божией Матери», которым Она духовно сокрыла Русскую Землю от злых напастей, бед и неприятелей. Оттенки Ее синего одеяния с темными складками отчетливо выделяются на общем золотом фоне смальты. Отдельные кусочки мозаики положены под разными углами таким образом, что вокруг фигуры Богородицы всегда видно неяркое сияние.
Поделиться:
Готовь телегу зимой…
Сотрудничество и полное взаимопонимание между церковью и нашей сельской администрацией привело к началу осуществления давнего проекта — к устройству парадного входа в храм. Благодарим всех многочисленных участников этого нелёгкого мероприятия. Надеемся, что Господь благословит это дело, и в будущем прихожанам больше не придется карабкаться по крутой, скользкой горке, но появится торжественный, праздничный вход по ступеням, ведущим на встречу с Богом.
Пока же — запасаем материалы. Конечно, зима — время постов и сугубой молитвы, а не строительных трудов. Дай, Боже, чтобы таким оно и было!
Поделиться:
ХРАМ ДУШИ НАШЕЙ
Долгой дорогой в 70 лет называют в Старом Синдрове это событие — возвращение верующим их храма. Вот уже скоро год, как начались строительные работы по восстановлению собора, воздвигнутого здесь во имя Святителя Николая архиепископа Мирликийского Чудотворца. Мало того, церковь уже действует. По выходным и праздничным дням здесь проходят богослужения, панихиды по умершим, венчания, крестины детей…
Вот и в этот день церковь была полна народу. Люди, в основном пожилые женщины и старушки, собрались сюда с разных концов села, с окрестных деревень, было очень много их и из города. По церковному календарю, был праздник — Воздвижение животворящего креста Господнего.
Во время Божественной литургии
Светло и уютно в храме. Споро вел отец Василий богослужение. А после службы начались требы — молебны за здравие, панихиды, водосвятие. Так что побеседовать со священником церкви нам удалось лишь к обеду.
— Да, здесь сегодня был напряженный день, — сказал он, устало смахнув капельки пота. — Вечерня, утреня, первый час, Божественная литургия — эти и другие службы, а их всего девять, совершаются каждый раз. Работы много, но сколько чисто хозяйственных забот, ведь церковь строится. Но хорошо, что помощники есть. И первые — это, конечно, наши прихожане. Не будем забывать, ведь церковь восстанавливается полностью на мятые бабушкины рубли. Большую помощь в строительстве нам оказывает и директор совхоза «Старосиндровский» Алексей Григорьевич Стенюшкин. Ни в одной просьбе со стороны его не было отказа — будь то выделение транспорта или снабжение кое-каким стройматериалом.
Отец Василий показывает нам свои владения.
— Церковь будет такой, какой была раньше, — продолжает он. — В ней две части. Вот это — передняя, где сейчас была служба. Здесь будут размещены три престола: один — во имя святого Николая, в честь кого и церковь, этот престол сейчас действует, остальные же два мы намерены освятить этой осенью — во имя трех святителей: Василия Великого, Григория Богослава, Великомученика Димитрия Салунского.
После этого строители приступят к восстановлению задней части храма. Она будет пятикупольной, в ней будет колокольня, центральный алтарь и несколько престолов. В честь каких святых? Это решит Владыка — Епископ Саранский и Мордовский Варсонофий. Благословлять и освящать храм будет он.
Да, забот у отца Василия много, и духовных, и чисто хозяйственных. И заниматься приходится всем сразу. Конечно, в идеале такого не должно быть. Вспомните-ка: когда-то апостолы, решив, что недостойно, оставив служение слова, заботиться о столах, выбрали себе помощников, а сами занялись проповедями и молитвами (Деян. 6,2). Теперь же священник беспокоится не только «о столах», приходится ему пещись и о кирпичах, цементе, железе. Но он уверен: деяния все эти окупятся сторицей. Придет тот день, когда стены, колокольня да и сам храм предстанут перед прихожанами в древней красе. А может быть, и лучше, чем были.
…Поблескивает в лучах солнца купол. Тишина и покой. Так, наверное, было и сто и более лет назад в Старом Синдрове. Все возвращается га круги своя. Не далек тот день, когда загудит колокол, по нему будут узнавать о начале службы даже неверующие; и, может быть, привлеченные звоном, как-нибудь зайдут сюда полюбопытствовать и останутся в лоне церкви навсегда.
Н. Маврина, газета «Знамя труда» от 9 октября 1991 г.
ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА
Село Старое Синдрово
Икона дня
Православный календарь
Апостола Иакова, брата Господня по плоти (ок. 63). Перенесение мощей прав. Иакова Боровичского, Новгородского, чудотворца (1544).
Свт. Игнатия, патриарха Константинопольского (877). Прп. Елисея Лавришевского (ок. 1250).
Сщмчч. Николая Агафоникова, Владимира Амбарцумова, Александра Соловьева, Николая Архангельского, Емилиана Гончарова и Созонта Решетилова пресвитеров (1937); прмц. Евфросинии Тимофеевой (1942).
Флп., 245 зач., III, 8–19.Лк., 50 зач., X, 1–15.Ап.:Гал., 200 зач., I, 11–19.Мф., 56 зач., XIII, 54–58.
Свежие записи
Облако меток
Архивы
Наставление желающим причаститься Божественных Таин
Каждый православный, стремящийся приобщиться и воссоединиться с Христом Спасителем, перед причастием Божественных Пречистых и Животворящих Таин Тела и Крови Христовых пусть исполнит эти Его святые слова: «Пребывайте во Мне, как Я – в вас». Должно также хранить в сердце и поучение святого апостола Павла: «Пусть испытает себя человек – и лишь тогда ест от Хлеба сего и пьет из Чаши сей». Да убоится всякий, кто чувствует за собой какой-либо грех! Такому следует тщательней испытывать совесть свою, нет ли на ней пятна греховного, и если припомнит что – пусть омоет ее слезами пред исповедью святой и изгладит в таинстве покаяния. Тот же апостол Павел строго предостерегает недостойно причащающихся, говоря: «Кто ест Хлеб сей или пьет из Чаши Господней недостойно, виновен будет пред Телом и Кровью Господними», и далее поясняет: «Вкушающий недостойно – в осуждение себе вкушает».
По слову Дионисия Ареопагита, Таинство причащения Тела и Крови Христовых велико и предивно и достоинством выше всех остальных церковных таинств, поскольку заключает в себе всех их исполнение. Сам Податель жизни и всякой благодати, истинный Бог, под видом Хлеба и Вина преподает Себя достойно причащающимся в залог жизни вечной и в утверждение сей жизни временной.
Так, во время крещения мы духовно возрождаемся, при миропомазании в вере и любви Божией укрепляемся, возрожденные и укрепленные – питаемся пищей Божественного Пречистого Тела и Крови Господней и обретаем силы.
И поскольку таинство Причащения Тела и Крови Спасителя столь велико по достоинству, что стоит выше всех прочих таинств, тем более тщательной требует подготовки. Но прежде всего нужно иметь истинную веру, а не Иудино лобзание, как в молитве, которую произносим сердцем и устами: «Вечери Твоей Тайной, Сыне Божий, сделай меня ныне участником; я не открою тайны врагам Твоим и не дам Тебе такого поцелуя, как Иуда, но, как разбойник, верую в Тебя и прошу: помяни меня, Господи, во Царствии Твоем! Верю же, что под образом хлеба и вина есть истинное и правдивое Тело и Кровь Спасителя нашего Иисуса Христа, и вере сей подчиняю разум свой и все мысли. Не отрицаю умом лукавым тождества Тела Христова и Крови Божественной на небесах, одесную Бога Отца, и на Престоле – под видом хлеба и вина, неколебимо верю, что и в малейшей частице хлеба и вина капле Тело и Кровь одушевленного и обоженного Христа Господа целиком пребывают.
Слушаю Спасителя, призывающего каждого правоверного к Своей чудесной Божественной Трапезе: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое; пейте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многи изливаемая во оставление грехов». Не вдаюсь в споры и рассуждения еретиков, которые вопрошают: «Как же может Он дать нам вкусить Плоти Своей?», потому что знаю, как Сам Спаситель на то отвечает: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни».
За богодухновенными отцами – святыми Златоустом, Амвросием и Дамаскином с сердечной верой повторяю: если слово Илии пророка было столь могущественно, что могло с неба низвести огонь, то неужели слово Спасителя не способно претворить существо хлеба в Тело Христово и вина – в Кровь Его? Ибо Бог, когда необходимо, побеждает законы естества. Так, всемогущий Творец из ничего, единым Словом, создал весь тварный мир; жезл Моисеев перед Фараоном в змею превратил; движение солнца по просьбе Иисуса Навина остановил; Лазаря четверодневного из мертвых воскресил; пятью хлебами и девятью рыбами пять тысяч человек, не считая женщин и детей, насытил и двенадцать корзин остатков своим апостолам собрать повелел. Так неужели по божественному слову Господню «примите, ядите, сие есть Тело Мое» хлеба существо не превратится в истинное и пречистое Тело Его, а вина существо после слов «пейте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многи изливаемая во оставление грехов» – в истинную и пречистую Кровь Его? Верую словам Спасителя, что это Хлеб, дающий жизнь, а не манна ветхозаветная, которую хотя и ели евреи в пустыне, однако умерли. Верую, что всякий вкушающий Хлеб этот, сошедший с небес, не умрет, но жив будет вовек.
Необходимо тщательно размыслить, готовы ли мы приобщиться к этой Божественной и страшной Трапезе. Посмотрим на себя: носим ли мы образ милосердного Сына Божия, Который ответил просящей у него этой пищи хананеянке, что нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам? Обратим взор духовный и признаемся: облечены ли мы в одежду веселия, подобно божественным ученикам, когда приступаем к сему небесному торжеству? – чтобы не услышать: «Друг, зачем ты вошел сюда, не имея брачной одежды?».
Предстоя пречистой Божественной Трапезе, послушаем и всей душой внемлем словам Спасителя, Который в Евангелии от Матфея говорит: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, – оставь дар твой перед жертвенником и иди прежде помирись с братом твоим». Простим от всего сердца всех, на кого гневались, ради спасения нашего, памятуя безвинно принявшего муки Спасителя Иисуса Христа. И чем больше вреда нам причинили, тем охотней оставим им, чтобы мы нелицемерно могли в молитве к Господу Богу говорить: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим».
Обратим внимание на слова иерея, произносимые пред причастным стихом: «Святая – святым» – об этих словах Златоуст говорит следующее: «Слышишь, когда иерей зовет верных причаститься Божественных Таин, возглашает «Святая – святым», как бы говоря: кто не свят, тот не приступай. Он не говорит, чтобы приступил всякий, кто не чувствует за собой какого-либо греха, но требует от каждого святости. Нужно быть не просто добродетельным и поступать милосердно, но и иметь в себе Духа Свята».
Также святой Златоуст напоминает приступающим к причащению Божественных Таин: «Если, будучи одержимы телесным недугом, воздерживаемся от пищи плотской, чтобы не сделалось нам еще хуже, то тем более следует быть осторожными, когда приступаем к принятию пищи небесной, Хлеба Ангельского, который может распалить душу, отягченную разными грехами, ибо болезнь душевная сильнее телесной».
В-третьих, приступать к Божественным Тайнам надлежит с глубоким смирением, страхом и благоговением, как возглашает диакон: «Со страхом Божиим и верою приступите». И если угодник Божий Моисей, услышав голос из купины горящей, закрыл лицо свое и обувь с ног своих скинул, если царь и пророк Божий Давид ковчег Завета, ставший прообразом Таин Христовых, у себя оставить побоялся, то как же человек грешный, терзаемый многими страстями, такими как гордыня, чревоугодие, корыстолюбие, гнев, нечистота, зависть, ненависть, осуждение, клевета и подобными, может беспечно приступать к принятию этого Божественного и Ангельского Хлеба? А коли настолько страшно приступать к причащению Божественных Таин, не лучше ли тогда совсем не причащаться, разве что лишь перед смертью? – избави Бог не только молвить, но и помыслить такое верующему человеку! Давайте послушаем, что говорит о таких святой Златоуст: «Не для того говорится, чтобы вовсе не приступали, но для того, чтобы не приступали небрежно, потому что причащаться без подготовки так же опасно, как опасно не приобщаться Таинственной Вечери вовсе, ибо это грозит вечной погибелью.
Далее, в другом месте, святой Златоуст пишет следующее: «Апостол говорит: «Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет себе в осуждение, не рассуждая о Теле Господнем». Ты спросишь: как же может причина таких великих благ и животворящая трапеза быть в осуждение? Знай же, что дело не в природе самой Божественной Трапезы, но в произволении приступающего без подготовки. Под нерассуждением Тела Господня следует понимать нерадение о величии предлежащих Даров. Как тот же апостол объясняет: «Именно по этой причине среди вас много больных и немощных; и по этой причине многие из вас умерли»».
Глубокое смирение и страх Божий имейте в сердцах ваших и, вздохнув из глубины души и земно поклонившись, повторяйте слова сотника: «Господи, я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и спасена будет душа моя». Или слова жены-хананеянки: «Господи, и псы едят крохи, которые падают со стола господ их! Призри на нас милостивно! Не возгнушайся войти и та́инственно жить в смрадной и нечистой душе моей, и прославлю и восхвалю Имя Твое со Безначальным Отцом и Пресвятым и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь».
Из Требника Петра (Могилы), митрополита Киевского