село покровское рузский район храм
Покровское. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
Покровская церковь
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Село Покровское стоит на р. Озерне. В центре его возвышается каменный храм Покрова Божией Матери с приделами Трёх святителей и святителя Алексия Митрополита Московского в трапезной, возведённый в 1818 г.
В 1678 г. село было в вотчине стольника, потом боярина Сергея Абрамовича Лопухина (ум. 1711), который в 1677 г. построил деревянную церковь Покрова. В 1705 г. селом управляла его вдова Марья, с 1715 по 1762 гг. владел Владимир Петрович Шереметев (из не графской ветви рода).
Кирпичный храм в стиле классицизма, строился с 1814 по 1818 гг. на средства владельца местной усадьбы, лейб-гвардии капитан-поручика гр.В.П. Шереметева в память Отечественной войны 1812 г. В трапезной приделы Трех Святителей и свт.Алексия Митрополита. В 1894 г. над могилой генерал-лейтенанта гр.В.А.Шереметева по проекту арх. Д.П. Сухова была воздвигнута уникальная, облицованная гранитом кирпичная часовня-сень. Храм функционировал до 1959 г., окончательно закрыт в начале 1960-х. С 1996 г. восстанавливается. В интерьере основного объема интересно выделение основной подкупольной части двумя парами круглых столбов-пилонов. Имелись остатки иконостаса. Под южной частью здания сохранялась сводчатая камера-усыпальница с надгробиями, вход в которую был оформлен ампирным павильоном (утрачен, известен по старым фотографиям).
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в с.Покровское Рузского района является объектом культурного наследия регионального значения (Постановление Правительства МО от 15.03.2002 г. № 84/9).
Кирилл Аминов, 3 апреля 2015 г.
Существовавшая ранее церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Покровском, на речке Озерне.
Вотчина С. А. Лопухина – село Покровское перешло во владение к его вдове. В переписной книге за 1705 г. написано: «за вдовою Марьею Сергеевою, женою Аврамова сына Лопухина, село Покровское на речке Озерне; а в селе церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы… в том селе двор вотчинницы, двор скотный, 22 двора крестьянских, всего в них 110 человек». В 1715 г. при церкви находился поп Прокофий Еремеев. Селом Покровским владел в 1715 – 62 гг. Владимир Петрович Шереметев.
Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии». Выпуск 2, Звенигородская десятина. Москва. Типография Л. Ф. Снегирева, 1881 г.
с. Покровское Покровская церковь
Село Покровское стоит на р. Озерне. В центре его возвышается каменный храм Покрова Божией Матери с приделами Трёх святителей и святителя Алексия Митрополита Московского в трапезной, возведённый в 1818 г.
Село Покровское стоит на р. Озерне. В центре его возвышается каменный храм Покрова Божией Матери с приделами Трёх святителей и святителя Алексия Митрополита Московского в трапезной, возведённый в 1818 г.
В 1678 г. село было в вотчине стольника, потом боярина Сергея Абрамовича Лопухина (ум. 1711), который в 1677 г. построил деревянную церковь Покрова. В 1705 г. селом управляла его вдова Марья, с 1715 по 1762 гг. владел Владимир Петрович Шереметев (из не графской ветви рода).
К моменту возвращения в 1996 г. церкви верующим были утрачены кровли здания, завершение колокольни, входной павильон в усыпальницу-склеп. В настоящее время в храме проходят богослужения, проведен ряд ремонтно-реставрационных работ.
Памятник является характерным образцом культовой постройки, выполненной в формах перехода от классицизма к ампиру. Часовня В. А. Шереметева – интереснейший памятник стиля модерн.
Службы возобновились в 1996 году. Ныне служба проходит в Трехсвятительском приделе, который освящен иерейским чином в мае того же года.
Основой существующей объемно-пространственной композиции здания служит основной объем – односветный четверик, увенчанный купольной ротондой. Четверик усложнен узкими боковыми компартиментами, обработанными пилястровыми портиками. С востока к нему примыкает полуциркульная апсида, с запада – двустолпная трапезная и двухъярусная, квадратная в сечении колокольня с боковыми двухэтажными камерами-палатками первого яруса. К южному фасаду нижнего яруса колокольни пристроена часовня над могилой В. А. Шереметева – облицованное глазурованным кирпичом прямоугольное в плане сооружение под двускатной кровлей. В конце 1990-х гг. к северному фасаду колокольни пристроена кирпичная котельная с квадратной в плане трубой. Под трапезной частью здания расположена сводчатая усыпальница-склеп Шереметевых с помещениями часовни и погребальной камеры.
На территории прихода расположены две больницы: Центральная больница №4 ОАО «Российские Железные дороги» и Московская областная психоневрологическая больница №4. Многие прихожане работают в этих больницах и оказывают помощь больным. В этих больницах проводятся молебны, беседы, совершаются церковные таинства.
На приходе окормляются: взрослые отделения больницы, расположенное в с. Покровское и детские отделения, расположенные в с. Никольское. Приход регулярно передает в психоневрологическую больницу вещи: одежду и обувь.
На приходе имеется церковная библиотека. В Покровской средней школе преподаётся предмет ОПК. Дети принимают участие в конкурсах и паломнических поездках.
Покровская церковь в Рузе на посаде
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Рузе является одной из четырех сохранившихся городских церквей. Каменное здание в стиле классицизма с элементами барокко было возведено в конце XVIII века, а расширено и достроено в 1840-е годы. В храме особо почитают русских святителей Митрофана Воронежского и Димитрия Ростовского, в честь которых освящены два придела. В Покровской церкви есть большая чтимая икона новомучеников и исповедников, в земле Рузской просиявших
Согласно данным, собранным летописцем приходов Московской епархии В.И. Холмогоровым, впервые церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Рузе упоминается в 1620-х годах. Вот как описывается этот храм в дозорных и писцовых книгах того времени: «В Рузе на посаде храм Покров Пресвятыя Богородицы древян клетцки, стоит пуст без пения… церковь не покрыта и обвалилась, а живет у тое церкви вдовой поп Семион… свадьбы венчает и молитвы говорит, а правила у церкви не бывает». Покровский храм представлял плачевное зрелище: деревянный сруб стоял без крыши, стены завалились, службы не совершались, и лишь время от времени некоторые требы исполнял живущий при храме одинокий священник. Виной тому послужило, видимо, разорение, связанное с нашествием польско-литовских банд в Смутное время.
Однако, как мы видим из дальнейших выписок из архивных бумаг В.И. Холмогорова, и после Смутного времени церковная жизнь еще не раз оскудевала в Покровском приходе. К 1644 году деревянный храм был отремонтирован, но сорок лет спустя (в 1686 году) в описании прихода вновь видим знакомую плачевную картину: «Церковь Покрова Пресвятыя Богородицы стоит пуста, попа и дьякона нет, пение бывает временное, а церковь деревянная». При храме в то время жил только один дьячок. В 1699 году церковь обновили и освятили, однако уже в 1720-е годы приходской священник Семион – тезка первого священника, упоминавшегося столетием раньше – докладывал в Патриарший Казенный приказ следующее: «Служба у него, попа Семиона, в той церкви бывает временная, а не повседневная, а приходу нет ни единого двора».
В 1781-1788 годы на средства местного купца Герасима Ивановича Нестерова и волоколамского мещанина Николая Ивановича Арцыбашева был построен сохранившийся каменный двухэтажный храм. Главный его престол был освящен, как и прежние деревянные церкви, в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1840-41 годы на средства помещицы А.В. Агарковой храм был расширен и с тех пор стал иметь четыре престола: Покровский, святителя Димитрия Ростовского, святителя Митрофана Воронежского и преподобного Сергия Радонежского. В 1930-х годах церковь была закрыта: ее помещения использовались сначала для нужд медицинских учреждений, а позже принадлежали краеведческому музею. С 2000 года в Покровской церкви стали вновь совершаться богослужения.
Прихожане Покровского храма в Рузе почитают своими небесными заступниками двух святых середины XVII – начала XVIII столетия: святителей Митрофана Воронежского и Димитрия Ростовского, а также семерых Рузских новомучеников XX столетия. Большая икона пятерых из них «Образ святых новомучеников в земле Рузской просиявших» помещена в иконостасе нижнего храма. Она была написана, как следует из описания сайта Рузского краеведческого музея, местными художниками братьями Юрием и Валерием Ивановыми в 2006 году.
Святитель Митрофан (Михаил) Воронежский и святитель Димитрий Ростовский (Даниил Саввич Туптало) были яркими церковными деятелями не простой исторической эпохи, на которую пришлись старообрядческий раскол, гонения на православие на Украине со стороны польских властей и петровские преобразования, ознаменовавшиеся давлением на Церковь уже со стороны российской власти. Пути двух святителей во многом отличались. Димитрий Ростовский знал множество языков, был книжным монахом, поэтому и вошел в историю, прежде всего, как автор четырехтомного труда Четьи-Минеи («Книга житий святых»). Большую часть жизни святитель Димитрий провел на родной для него Украине, но в конце своего земного пути прибыл в Москву, и после встречи с императором Петром I был назначен на Ростовскую кафедру. В Ростове в Яковлевском монастыре он окончил дни в 1709 году.
Святитель Митрофан родился во Владимирской губернии. В отличие от Димитрия Ростовского он избрал монашеский путь не в юности, а в сорокалетнем возрасте: только после кончины супруги он принял иноческий постриг. Митрофан был больше деятельным человеком, чем книжным. В 1682 году в Русской Церкви образована Воронежская епархия, на землях которой активно действовали раскольники и сектанты. На новую кафедру назначили Митрофана, однако в связи с кончиной царя Федора Алексеевича, владыка задержался на некоторое время в Москве, чтобы участвовать в венчании на царство двух новых царей – Иоанна и Петра. Именно Митрофан поднес на особом блюде венец юному Петру. Святитель вошел в историю как наиболее близкий к царю-реформатору церковный деятель. Когда Петр строил корабли на Воронежских верфях, святитель Митрофан убеждал свою паству в необходимости создания флота и преобразований. Он лично жертвовал деньги из епархиальной казны на смелые проекты Петра. Царь оплакивал кончину любимого архиерея в 1703 году и лично нес гроб святителя. Митрофан Воронежский был канонизирован в 1832 году, а первый храм в его честь был освящен уже через год на подмосковной земле – им стала надвратная церковь Покровского монастыря в Хотьково.
Есть у церкви Покрова Божией Матери и города Рузы небесные покровители, просиявшие и сравнительно недавно, в XX столетии – это местные новомученики и исповедники. С Рузским краем были связаны следующие мученики за веру: мирянин Алексей Семенович Скоробогатов, псаломщик Павел Сергеевич Соколов, схимонахиня Марфа Ивановна Иванова, протоиерей Алексей Веселовский, священник Николай Виноградов, протоиерей Николай Соколов и протоиерей Николай Виноградский. У каждого из них был свой путь на голгофу.
Расскажем об одном священномученике Рузской земли, судьба которого связана и с другими уголками Подмосковья – протоиерее Николае Александровиче Соколове. Он родился в селе Андреевское Можайского уезда в 1877 году, но большую часть жизни провел в селе Крымское бывшего Верейского уезда, где служил священником Преображенской церкви. В советские годы Крымское (Дубки) было в составе Рузского района, а теперь – Одинцовского городского округа. После окончания Московской Духовной семинарии Николай Соколов был назначен сначала учителем церковно-приходской школы в селе Крымское, а в 1899 году был рукоположен в сан священника к приходу этого же села. Его супруга Екатерина Ивановна была дочерью священника церкви села Крымское Иоанна Митропольского. Уже после революции отец Николай стал протоиереем, а в 1930-е годы – благочинным всех церквей Верейского и Можайского районов. 11 октября 1937 года о. Николай Соколов был арестован и заключен в Можайскую, а затем в Таганскую тюрьму в Москве. После недолгого следствия священник, обвинявшийся в антисоветской агитации, был приговорен к расстрелу. Приговор исполнили 31 октября на полигоне в Бутово. В 2002 году прот. Николай Соколов был причислен к лику новомучеников и исповедников российских для общецерковного почитания.
Преображенская церковь села Крымское (пос. Дубки)
Кремично, урочище. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
Покровская церковь
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Существовавшая ранее церковь Покрова Пресвятой Богородицы на погосте Кремичне.
Когда и кем первоначально построена была сия церковь, сведений не имеется. О существовании церкви в первый раз упоминается в писцовых книгах Рузского уезда Кремичевской волости 1625-26 гг.: «Погост патриарший, а на погосте церковь Пречистой Богородицы, а в церкви Божие милосердие, образы и свечи, и книги и ризы, и клепало и всякое церковное строение мирское приходных людей; у церкви во дворе поп Лаврентий Фадеев, пашни пахотные церковные земли лесом поросло 20 четвертей в поле, сена 5 копен, лесу непашенного десятина».
Затем о Покровской церкви находятся сведения в приходной книге Патриаршего Казенного Приказа за 1628 г., здесь под Рузскою десятиною написана Покрова Пресвятой Богородицы церковь в Рузском уезде Кремиченского стана. Так же она писалась в приходных книгах того же Приказа ежегодно до 1740 г. с изменением дани.
На погосте при церкви Покрова Пресвятой Богородицы находились: в 1678 г. – во дворе поп Семен, во дворе пономарь Леонтий Антонов; в 1705 г. – во дворе поп Никифор Семенов, у него сын пономарь Гаврила, двор дьячка Сидора Семенова; в 1715 г. – церковь деревянная, священник и дьячок были те же лица и пономарь Иван Антонов.
В исполнении указа, последовавшего на имя архимандрита Звенигородского Саввина монастыря Сильвестра, из Синодального Казенного Приказа в 1722 г., священник Рузской десятины церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Кремичне Никифор Семенов перед старостою поповским Успенским попом Филиппом Борисовым сказал по священству: «вышеписанная церковь Покрова Пресвятой Богородицы построена и освящена в 1679 г. при святейшем патриархе Иоакиме, по челобитью всех приходских людей; дани платится по окладу по 5 алтын, по 4 деньги на год; на пропитание той церкви попу Никифору с причетниками дано по 20 четвертей в поле, сенных покосов 9 копен, у той же церкви приходских 70 дворов; а служба у него в той церкви бывает временная, а не повседневная».
Холмогоров В.И., Холмогоров Г.И. «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии». Выпуск 1, Рузская десятина. Москва. Типография Л.Ф. Снегирева, 1881 г.
Исследователь русского быта и этнографии П.А. Максимов в своей неопубликованной рукописи писал о храме Покрова Пресвятой Богородицы в Кремичне следующее: «В кремиченской церкви Покрова первым в синодике значился строитель сей церкви князь Даниил, а за ним князья Георгий и Иван. Упоминает Малиновский (имеется в виду известный историк и археограф А.Ф. Малиновский (1762—1840) – С.Ш.) и камень церковный с набитой на нем надписью, что в сей церкви был крещен князь Иван Данилович по прозвищу Калита». Поистине уникальное известие!
Ныне Мосеево поглощено поселком Тучково, на ее землях находятся многочисленные Мосеевские улицы, а Кремично и вовсе не значится на картах. Но во времена Калиты именно Кремично, а не Руза считалось центром этих земель. Общеизвестно, что Руза впервые упоминается в духовной грамоте (завещании) Ивана Калиты. Об этом свидетельствует и знак с датой «1328» перед зданием Администрации Рузского муниципального округа. Дата эта, правда, неверна – духовная была написана в 1336 г. Но содержание документа эта поправка не меняет. В духовной Иван Калита завещал Рузские земли своему среднему сыну, Ивану Красному (отцу Дмитрия Донского): «А се даю сыну Ивану Звенигород, Кремичну, Рузу, Фоминьское, Суходол, Великую слободу, Замошьскую слободу, Угожь, Ростовци, Окатьева слободка, Скирмановьское, Тростна, Негуча. А села: село Рюховское, село Каменичьское, село Рузьское. »
Обратим внимание, что Руза упоминается в документе дважды – как Руза (волость или крепость) и как село, вероятно, находившееся рядом с крепостью. Кремична тоже была центром волости, причем более крупной и значимой, чем Руза. Не случайно же она упоминается на втором месте после Звенигорода, перед Рузой. На этом же месте она стоит и в духовной Ивана Ивановича (1358 г.), и лишь в 1389 г. в духовной Дмитрия Донского уступает первенство Рузе.
При раскопках городища Кремична обнаружены находки, относящиеся к XIV-XVI вв. В 1585 г. упоминается деревянный храм Покрова на погосте Кремична. В 1625-1626 гг. эти земли и храм принадлежали патриарху. В 1768 г. церковь была впервые отстроена в камне. В 1846-1852 гг. тщанием мещанина А.П. Дробышева церковь была перестроена. Сломана в годы хрущевского лихолетья, но чудом до нас дошло известие о том, что в храме сохранялась память о крещении здесь Ивана Калиты.
Обнаружение родины Ивана Калиты – важнейшее событие для всей Московской области. Ведь Иван Калита – один из наиболее значимых исторических деятелей именно для Москвы и Подмосковья. Он заложил основу объединения Русских земель вокруг Москвы. Закономерно, что высшей наградой Московской области является орден Ивана Калиты. Думаю, что жителям Рузского района надо подумать над тем, как увековечить память их прославленного земляка.
Сергей Шокарев, кандидат исторических наук, главный редактор историко-краеведческого альманаха «Подмосковный летописец»
с. Алексино Покровская церковь
Опись церковного имущества церкви Покровской села Алексина за 1813 г.
В оной церкви окон нижних 17, средних 8 с железными решетками, верхних 4 без решеток. Во святом алтаре настоящей церкви Святой Антиминс на белом атласе, хитон тафты коричневой.
На престоле срачицы из белого полотна, одежда саржевая черного цвета, крест малиновой ленты.
На жертвеннике срачица из белого полотна, одежда тафтяная клетчатая.
1-е Полуалександрийское, цеки (?) обиты черной медью и высеребрены, на нем в середине Спаситель и евангелисты на финифти.
2-е Вдсеть обтянуто малиновым плисом, в середине Спаситель и евангелисты медные и высеребрены.
3-е Малое обтянуто малиновым плисом. Спаситель и евангелисты медные и высеребрены.
Серебряный и вызолоченный со вложением древа с распятием и с предстоящими и вверху Господа Саваофа иконного писания.
Сосуды серебряные как то: потир, дискос, звезда, два блюдца серебряных и вызолочены, лжица медная, копье стальное, ковчег оловянный.
Сосуды для святого мира и елея стеклянные.
Покров на престоле малинового штофу, вокруг обложен черным атласом, крест мишурный. Над престолом сень с изображением вверху на полотне образа отечества на четырех колоных столбах которые местами серебром и золотом и выкрашены разными красками.
На жертвеннике покров палевой тафты.
Образ запрестольной Божией Матери Казанской, с другой стороны образ Чудотворца Николая без венцов и оклада.
Запрестольный крест написан на дереве, по которому в клеймах с обеих сторон написаны разные образы.
Но горнем месте образ Преображения Господня без венца и оклада.
Плащаница на полотне в рамках.
В алтаре выносных подсвечников три медных и один большой.
У царских врат завеса тафты белой, на ней крест мишурный.
Иконостас столярной работы с резьбою выкрашен из масла зеленой краской в пять ярусов, а резьба высеребрена, а местами вызолочена.
1-и С правой стороны Спасителя образ, риза медная высеребрена, венец медный и вызолочен.
2-и Покрова Пресвятой Богородицы на нем риза медная высеребрена, венец медный и вызолочен.
3-и На обороте иконостаса образ Воскресения Христова без венца и окладу.
1-и с левой стороны Тихвинския Божия Матери, риза медная и высеребрена, венцы медные вызолочены.
2-и Николая Чудотворца без венцов и окладу.
3-и на обороте иконостаса Трех Святителей без венцов и окладу.
Царские врата резные высеребрены, местами вызолочены, на них в клеймах написаны образа Благовещение и четырех евангелистов. во 2 ярусе.
Вверху над царскими вратами образ Тайной Вечери, а по сторонам образа двунадесятых праздников.
Образ Царя Царей, а по сторонам лик святых апостолов.
Образ Киевопечерския Божия Матери и по сторонам Святых пророков.
Кринование (коронование) Божия Матери, а по сторонам Святых праотец.
Над ним свыше распятие Христово с предстоящими Божия Матери Иоанна Богослова и двух ангелов резных с рапидами.
На северной двери образ Архидьякона Стефана, на южной Архидьякона Евпла.
На клиросах две хоругви на полотне живописной работы. На первом образа Преображения Господня, на обороте Покрова Божия Матери.
На другом образ Вознесения Христова и Николая Чудотворца.
На аналое образ Воскресения Христова без венцов и оклада.
Да в церкви же поставлены три образа по разным местам без венков и окладу.
Пред местными и прочими иконами 4 медных и высеребренных лампад.
Среди церкви паникадило медное и две люстры хрустальные.
Два аналогия живописной работы.
В пределе Алексия Митрополита.
Иконостас столярной работы.
Царские врата с резьбой и сиянием в коем изображение Святого Духа в виде голубине и образа Благовещения и евангелистов, от царских врат с правой стороны образ Спасителя без венца и окладу.
Другой Алексия Митрополита без венца и окладу, с левой стороны образ Боголюбской Божия Матери без венца и окладу.
На северной двери образ Иосифа Царевича, на обороте иконостаса образ Живоначальной троицы без венца и окладу.
И еще два образа первый Архистратига Михаила, великомученика Георгия, Священномученика Власия, на коем риза медная и высеребрена.
Еще образ мученика Иоанна Воина без венцов и окладу.
В оном приделе пред местными иконами 5 лампад медных.
На колокольне колоколов 3, в первом весу 6 пуд, во 2-м четыре пуда, в 3-м 1 пуд.
Священно-церковнослужителей 2 комплекта.
Священник Симеон Герасимов 65 лет, вдов.
Другой священник Алексей Димитриев 58 лет, женат.
Дьякон Василий Иванов 48 лет, женат.
Дьячок Петр Иванов 45 лет, женат.
Дьячек Петр Егоров 19 лет, женат.
Церковный староста Акинфий Астафьев.
Клировые ведомости за 1916 г.
Построена в 1803 г. тщанием доброхотных дателей. Каменная, крыта железом и обнесена каменной оградой с железной решеткой. Престолов три: в честь Покрова Пресвятой Богородицы, во имя Святителя Алексия и во имя Святителя Николая. По штату положено два священника, дьякон, два псаломщика и просфорница. Земли усадебной с погостом церковным 2 дес. 1800 кв. саж., пахотной 27 дес., сенокосной 7 дес. 1200 кв. саж. Для улучшения содержания причта крестьянином села Алексина Георгием Архиповичем Красильщиковым пожертвованы 30 дес. земли под мелким лесом для отопления домов причта. Церкви принадлежит здание каменной крытой железом сторожки, в которой находится церковно-приходская школа. К церкви приписана каменная часовня в Деревне Марьине в пяти верстах. «Часовня построена, как гласит предание, на месте некогда бывшей деревянной церкви».
Священник Георгий Александрович Розанов, сын дьякона, 35 лет. Награжден набедренником 30 апреля 1911 г., скуфьей 2 мая 1915 г. Обучался в Московской Духовной семинарии и окончил полный курс наук по 2 разряду 16 июня 1902 г. Состоял учителем при московской Николо-Дербеновской церковно-приходской школе со 2 декабря 1902 г. по 20 декабря 1904 г. Определен на настоящее место во священника 20 декабря 1904 г. Состоял законоучителем Манеихской и Старской земских школ с 30 ноября 1905 г. по 23 сентября 1909 г. Состоял наблюдателем по Закону Божию в Алексинской школе питомцев Московского воспитательного дома с 19 февраля 1909 г. по 1 сентября 1909 г., законоучителем Шелковской земской школы с 24 февраля 1910 г. по 30 августа 1911 г. Состоит с 1 ноября 1909 г. заведующим и с 1 сентября 1907 г. законоучителем Алексинской церковно-приходской школы. Утвержден настоятелем означенной церкви 25 июля 1909 г. Состоит законоучителем Алексинской земской школы с 29 сентября 1909 г. Жена Александра Ивановна (1 апреля 1876).
Священник Борис Александрович Ансеров, сын дьякона, 33 лет. Награжден набедренником 3 мая 1914 г. За плодотворные труды на поприще религиозно-нравственного просвещения и законоучительства награжден в 1916 г. скуфьею. Обучался в Московской Духовной семинарии, окончил курс наук по 2 разряду 18 июня 1904 г. По окончании курса в семинарии добровольно отбыл воинскую повинность вольноопределяющимся в 10-м гренадерским Малороссийском полку и выдержав офицерский экзамен был уволен в прапорщики и назначен в 9-й гренадерский Сибирский полк, где и находился до увольнения в запас армии 23 декабря 1905 г. Состоял учителем при церковно-приходской школе в селе Одинцове Звенигородского уезда, а также регентом организованного им любительского церковного хора с 9 января 1906 г. по 23 февраля 1909 г. Определен на настоящее место во священника 23 февраля 1909 г. Состоит законоучителем Лыщиковской (бывшей Старской) земской школы с 23 сентября 1909 г., законоучителем Шелковского имени генерал-майора В.Ф. Джунковского двухклассного училища с 1 сентября 1911 г. Прослушал Миссионерские епархиальные курсы в Москве с 15 ноября по 15 декабря 1912 г. Состоит законоучителем Марьинской земской школы Рузского уезда с 8 января 1916 г. Жена Екатерина Николаевна (4 ноября 1890), сын Василий (19 июля 1910).
Жена Елизавета Михайловна (18 апреля 1882), дети: Ангелина (25 октября 1909), Клавдия (30 октября 1912), Игорь (11 февраля 1915).
Псаломщик Семен Иванович Знаменский, сын псаломщика, 28 лет. Окончил курс в Звенигородском духовном училище, определен и.д. псаломщика к церкви Михаило-Архангельской села Михайловского Рузского уезда 24 июля 1908 г. Утвержден в должности псаломщика 17 августа 1909 г. Переведен на такую же должность к церкви Богородицерождественской села Васильевского Рузского уезда 2 ноября 1909 г. Переведен к церкви Покровской села Алексина 17 августа 1911 г. В стихарь посвящен. Состоит регентом местного церковного хора.
Жена Анна Иоакимовна (28 ноября 1888), дети: Николай (октябрь 1913), Виктор (январь 1916).
Псаломщик Петр Сергеевич Костюнин, сын крестьянина, 27 лет. Имеет в память 300-летия дома Романовых светло-бронзовую медаль. Окончил московское Петровско-Серпуховское городское училище 20 мая 1901 г. Выдержал экзамен на псаломщика и имеет свидетельство экзаменационной комиссии 4 ноября 1911 г. Исправлял должность псаломщика по найму в церкви Александро-Невской при приюте имени Александра II в г. Москве с 8 мая 1911 г. по 11 ноября 1913 г. Определен на настоящее место и. д. псаломщика 17 октября 1913 г. Утвержден в должности псаломщика и посвящен в стихарь 30 марта 1914 г.
Жена Елизавета Петровна (4 сентября 1886), дочь Надежда (29 августа 1915).
Просфорница Наталия Алексеевна Волкова, дочь псаломщика, 61 года. Определена на должность 25 августа 1898 г. Вдова.
Староста с 4 апреля 1905 г. крестьянин села Алексина Георгий Архипович Красильщиков 79 лет. Награжден серебряной медалью в память коронации Александра III 15 мая 1883 г., серебряной медалью в память коронации Николая Александровича 14 мая 1896 г., золотой медалью на станиславской ленте от Московской тюремной инспекции пересыльной тюрьмы за пожертвование иконостаса 15 мая 1907 г.
Заштатный священник Михаил Иванович Руднев 75 лет. Обучался в Вифанской духовной семинарии и окончил полный курс наук по 2 разряду. По окончании курса определен во псаломщика к церкви Воскресенской на Остоженке г. Москвы. Определен во дьякона к церкви Троицкой на Воробьевых горах 20 марта 1866 г. Определен во священника к церкви Иверской погоста Бурхина Бронницкого уезда 20 января 1880 г. Переведен к церкви Николаевской села Кувекина Подольского уезда 20 июня 1886 г. Определен к церкви Знаменской села Холма Звенигородского уезда 28 августа 1892 г. Переведен в Спасо-Бородинский монастырь 29 августа 1895 г. Переведен к церкви Покровской села Алексина. Состоял духовником по ведомству Козинского благочиния Звенигородского уезда. Состоял законоучителем в земской школе с 1881 по 1891 г. Состоял заведующим и законоучителем в Алексинской церковно-приходской школе. Состоял благочинным 3 округа Рузского уезда. Был за штатом с 1891 г. и уволен за штат 31 октября 1904 г.
В приходе деревни Голенина, Лыщиково, Эскино, Старая, Манеиха, Березкино, Гранино, Шелковка, Аблянищево, Марьино, Кузовлево, Землино (последняя неразборчиво написана).
433 двора, 1388 муж., 1609 жен.
Клировые ведомости за 1902 г.
Уточнено, что построена в 1803 г. вместо сгоревшей деревянной.
Жена Акилина Гавриловна 71 года. Дети: Аркадий 43 лет, священник села Ошейкина Волоколамского уезда, Дмитрий 40 лет, в должности псаломщика, Петр 47 лет, дьякон в селе Муромцеве Дмитровского уезда, Николай 35 лет, дьякон церкви Троицкой г. Можайска, Владимир 36 лет, околоточный надзиратель в г. Москве, Капитолина 32 лет, за священником села Борзецова Рузского уезда.
Священник Михаил Иоаннович Руднев 52 лет, сын пономаря. По окончании курса в Вифанской семинарии в 1864 г. с аттестатом 2 разряда, определен во дьячка к церкви Воскресенской, что на Остоженке г. Москвы. Определен во дьякона к церкви Троицкой на Воробьевых горах. Произведен во священника к церкви Иверской погоста Бурхина Бронницкого уезда 20 января 1888 г. Переведен к церкви Николаевской села Кувекина Подольского уезда 10 июня 1886 г. В 1891 г. по собственному прошению и по болезни уволен за штат. По излечении в Московской Екатерининской больнице, 22 августа 1892 г. определен к церкви Знаменской села Холма Звенигородского уезда, 29 января 1895 г. переведен в Спасо-Бородинский монастырь. 30 января 1896 г. переведен на настоящее место. 10 августа 1900 г. утвержден благочинным. Состоял законоучителем в земской школе с 1881 по 1891 г.
Награжден 20 мая 1874 г. набедренником. Состоял духовником по ведомству Козинского благочиния Звенигородского уезда с 15 ноября 1893 г. 5 мая 1897 г. за труды по всеобщей переписи награжден темно-бронзовой медалью для ношения на груди на ленте из государственных цветов. 20 мая 1899 г. скуфьей. Состоит законоучителем в земской школе при деревне Аблянищеве, законоучителем и заведующим в церковно-приходской школе в селе Алексине.
Дьякон Алексей Васильевич Прытков, 39 лет, вдов, родился в Московской губернии, сын дьякона. По увольнении из 1 класса Вифанской семинарии и по выдержании экзамена на звание учителя 10 июня 1897 г., состоял учителем в школах в селе Брынькове и Старой Рузе от Рузского земства с 16 сентября 1881 г. по 10 июня 1886 г. Определен на настоящее место во дьякона 10 июня 1886 г. Рукоположен 8 июля 1886 г. Состоит учителем Алексинской церковно-приходской школы с 18 сентября 1900 г.
Дети: Глафира 15 лет, обучается в Филаретовском училище, Николай 12 лет, в Звенигородском духовном училище, Екатерина 8 лет, в Алексинском земском училище.
Псаломщик Иоаким Григорьевич Кудрявцев, сын пономаря, 52 лет. Обучался в Звенигородском духовном училище. По исключении из 3 класса определен на настоящее место во дьячка 18 февраля 1867 г. В стихарь посвящен 24 сентября 1867 г. Зять просфорницы Наталии Волковой.
Жена Александра Алексеевна 52 лет, дети: Алексей 25 лет, псаломщик в селе Холме Звенигородского уезда, Мария 23 лет, за помощником учителя в г. Звенигороде, Варвара 18 лет, за помощником бухгалтера Верейского казначейства, Анна 14 лет, окончила Курс в Алексинской школе.
Псаломщик Петр Иванович Иоакиманский 48 лет, сын дьякона. По увольнении из 4 класса Дмитровского духовного училища, определен на должность псаломщика к церкви Христорождественской села Рождествена Звенигородского уезда29 сентября 1879 г. В стихарь посвящен 20 января 1880 г. В 1885 г. переведен к церкви Воскресенской села Клокова Подольского уезда, в 1885 же году переведен к церкви Спасской села Свинорья Звенигородского уезда. 1 сентября 1899 г. переведен на настоящее место.
Жена Ольга Стефановна 44 лет. Дети: Александр 21 года, псаломщик в селе Рождествене Бронницкого уезда, Агриппина 20 лет, Анна 17 лет, Елизавета 16 лет, Екатерина 13 лет, Евдокия 11лет, Борис 5 лет.
Сиротствующие
Села Алексина умершего священника Стефана Васильевского дочь Прасковья Стефановна 76 лет, проживает у племянника в селе Горетове Можайского уезда.
Того же села умершего псаломщика Михаила Старорузского жена Елизавета Васильевна 63 лет. Дети ее: Пелагея 45 лет, за мещанином г. Саратова, Мария 41 года, за помощником начальника станции Брестской железной дороги, Екатерина 40 лет, Николай 28 лет, Александра 25 лет, за псаломщиком села Свинорья Звенигородского уезда.
Клировые ведомости за 1850 г.
Священник Стефан Васильевич Васильевский 54 лет, с 26 июня 1828 г.
Священник Алексей Васильевич Озеров 46 лет, с 1 августа 1828 г.
Дьякон Николай Ильич Милославский 33 лет, с 20 сентября 1840 г.
Дьячок Алексей Петрович Митропольский 33 лет, с 12 мая 1833 г.
Пономарь Алексей Алексеевич Старорузский 47 лет, с 10 марта 1820 г., был пономарем церкви села Кожина с 17 июля 1826 г.