спас ярое око русский музей
Описание и значение иконы Спас Ярое Око, история появления и почитание
Образа, запечатлевающие лики святых и Бога, помогают людям обратиться к небесным покровителям и ощутить помощь. Описать чувства, которые испытывает человек, молящийся перед иконою «Спас Ярое Око», сложно. В старину считалось, что этот образ Христа, грозного и величественного, защищает страну от захватчиков. Молитва перед иконой укрепляет дух человека, помогает в борьбе с врагами и собственными страстями.
Описание и значение иконы «Спас Ярое Око» в православии
Этот образ Иисуса Христа является важным достижением московской иконописной школы. Христос здесь – это строгий судья, взирающий на людей грозными очами. В отличие от других изображений Иисуса, здесь цветовая палитра насыщенная, темная. Относится к типу Вседержитель.
Русские молились перед иконой накануне сражений. И Бог даровал просящим отвагу, храбрость, силу и победу. По преданиям, этот лик Иисуса был на хоругвях московских войск во время Куликовской битвы, когда Руси удалось одержать верх над полчищами хана Мамая. С тех пор этой иконой благословляют воинов на защиту Родины.
В наше время молитва Спасителю помогает в борьбе не только с внешними врагами, но и с собственными слабостями и страхами. Христос, смотрящий в душу христианина, внушит веру и силу человеку, если тот искренне обращается к Богу.
История появления
Иконы Вседержитель, или по-гречески Пантократор, почитались в Византии. И, хотя «Спас Ярое Око» отличается от византийских образцов, все-таки между ними много общего. Еще в Константинополе подобное изображение помещалось над главным входом в императорский дворец. Наверняка, греки считали, что грозный Вседержитель защищает государя от врагов.
Широкое распространение изображение получило во время правления последней императорской династии, из рода которых происходила знаменитая русская княгиня, жена Ивана III, София Палеолог. Именно из Византии, вместе с православием, и пришел канон изображения Христа.
Информация о создании самой известной русской реликвии противоречивая. В большинстве источников говорится о том, что икону написали русские мастера в Москве. Но другие сведения гласят, что автором является неизвестный греческий художник, которого для работы в столице Руси призвал Митрополит Феогност. Но с датировкой понятно. Обе версии относят создание к 1344 году.
Для Русского государства это время – неспокойный период. Москва пыталась избавиться от татаро-монгольского ига. Страна подвергалась нашествиям захватчиков. Возможно поэтому лик Христа не такой грозный, как на византийских прообразах. С момента победы русских на Куликовом поле образ почитался военной святыней.
До наших дней сохранилось несколько икон. Самая известная, написанная в XIV веке, находится в Успенском соборе Московского Кремля. В Государственном Русском музее в Петербурге также хранится образ, созданный в XV веке. Отличается кротким ликом Христа, спокойным и задумчивым, отсутствием нимба и надписью «Царь Славы». Старинные списки с этих образов сумели сберечь в русских монастырях.
Некоторые из реликвий, утерянные во время Великой Отечественной войны, позднее обнаружились в частных немецких коллекциях. Часть из них попала в европейские музеи, например, в Реклингхаузский Музей икон.
Почитание святого образа
Образ свято чтят в Русской Православной церкви. Нужно сказать, что это не только христианская святыня, но и важный исторический памятник. Это исключительное произведение религиозного искусства, воплощенное благодаря мастерству московских иконописцев. Сила его такова, что русские воины шли на смертный бой, вдохновленные грозным ликом Вседержителя.
Поэтому почитание реликвии так закрепилось в народной памяти. Святыня воплощает русское видение мира и русское чувство божественного. Но, несмотря на это, образ не имеет конкретного дня празднования. Считается, что изображенный Спаситель сам и есть Праздников Праздник и Торжество из Торжеств.
Спас ярое око русский музей
Инна Иванова запись закреплена
Спас Ярое Око
В Успенском соборе
Глядит издалека
На серое море
Экскурсий людских.
С вершины востока
В предведеньи срока
С печалью глубокой
Спас Ярое Око
Взирает на них.
Автор: Александр Солодовников
«Всевидец Господь в одном акте Божественного ви́дения видит все века и всех людей, всю их жизнь со всеми помыслами, чувствами, намерениями, делами, словами. Страшное око, от которого ничто утаиться не может!»
Св. Иоанн Кронштадтский
Икона «Спас Ярое (Сердитое) Око» – оплечный образ Иисуса Христа, относящийся к иконам типа «Вседержитель». Спаситель на ней изображен в роли взыскательного судьи с очень строгим, даже грозным, выражением глаз, а общий фон иконы выдержан в довольно темных цветах. Образ «Спас Ярое Око» зародился, видимо, еще в древности, а первые упоминания о нем относятся к 6-му веку к Константинопольскому образу, который размещался над главным входом во дворец императора. Именно тогда в эпоху правления византийской династии Палеологов он получил особое распространение.
В России наибольшая его популярность пришлась на времена Золотой Орды, когда на земле русской то и дело проливалась кровь. Тем не менее, в исполнении русских православных художников «Спас Ярое Око» получил менее гневное изображение, чем на византийских иконах. Самый известный российский образ «Спаса Ярое Око» был создан в Москве в 40-х годах 14-ого века во времена заката татаро-монгольского ига. Этот образ был написан неизвестным греческим художником для Успенского Собора Московского Кремля, где он и находится по сей день.
Оригинальная икона Иисуса Христа «Спас Ярое Око» находится на Успенском соборе Московского Кремля. В Московском Кремле есть еще один образ «Спас Ярое Око», написанный намного позже оригинала, и находится он в Патриаршем Соборе Успения Пресвятой Богородицы.
В Санкт-Петербурге старинная икона «Спаса Ярое Око», написанная в начале 15-го века, находится в Государственном Русском музее. Особенностью этой иконы является отсутствие над головой Христа нимба и надпись с названием иконы «Царь Славы». Иисус на ней изображен с нетипично удлиненной головой, а выражение Его лица не столько гневное или сердитое, сколько задумчивое.
Один из списков этого образа, написанный в середине 16-го века, находится в Югском мужском монастыре под Рыбинском (Югская Дорофеева пустынь).
Перед иконой Иисуса Христа «Спас Ярое Око» принято молиться перед сражениями, прося Бога даровать мужество, отвагу, веру и победу над врагом. Именно этот суровый образ Спасителя несли впереди наши русские воины перед Куликовским побоищем, с верой в его покровительство. И именно с ним русские одержали свою великую победу над Мамаем.
Этим образом уже много веков благословляют христианских воинов на праведные битвы и подвиги во имя своего народа и защиты Отечества.
Молитва перед иконой «Спас Ярое Око»
Молитва первая
Вседержителю, Слово Отчее, Сам совершен сый, Иисусе Христе, многаго ради милосердия Твоего никогдаже отлучайся мене, раба Твоего, но всегда во мне почивай. Иисусе, добрый Пастырю Твоих овец, не предаждь мене крамоле змиине, и желанию сатанину не остави мене, яко семя тли во мне есть. Ты убо, Господи Боже покланяемый, Царю Святый, Иисусе Христе, спяща мя сохрани немерцающим светом, Духом Твоим Святым, Имже освятил еси Твоя ученики. Даждь, Господи, и мне, недостойному рабу Твоему, спасение Твое на ложи моем: просвети ум мой светом разума святаго Евангелия Твоего, душу любовию Креста Твоего, сердце чистотою словесе Твоего, тело мое Твоею страстию безстрастною, мысль мою Твоим смирением сохрани, и воздвигни мя во время подобно на Твое славословие. Яко препрославлен еси со Безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым Духом во веки. Аминь.
Господи Иисусе Христе! Сыне Божий! Огради нас святыми Твоими ангелами и молитвами Всепречистыя Владычицы нашия Богородицы и приснодевы Марии, силою Честного и Животворящего Креста, святого архистратига Божия Михаила и прочих небесных сил бесплотных, святого пророка и Предтечи крестителя Господня Иоанна Богослова, священномученика Киприана и мученицы Иустины, святителя Николая архиепископа Мир Ликийских Чудотворца, святителя Никиты Новгородского, преподобного Сергия и Никона, игуменов Радонежских, преподобного Серафима Саровского чудотворца, святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны, и всех святых Твоих, помощи нам, недостойным, рабу Божию (имя). Избави его от всех навет вражеских, от всякого зла, колдовства, чародейства и лукавых человек, да не возмогут они причинить ему никоего зла. Господи, светом Твоего сияния, сохрани его на утро, на день, на вечер, на сон грядущий, и силою благодати Твоея отврати и удали всякие злые нечестия, действуемыя по наущению диавола. Кто думал и делал, верни их зло обратно, в преисподнюю, яко Твое есть Царствие и Сила, и Слава Отца, и Сына, и Святого Духа! Аминь.
Название «Спас Ярое Око» этот образ получил только в 17-ом веке, и был призван с его помощью напомнить всем о Втором пришествии Спасителя и предстоящем Его суде.
Спас Ярое Око с хоругви глядит,
За веру и Русь биться насмерть велит.
Вдруг Сергия праведный голос Он слышит,
Что небо пронзает и тучи колышет:
«Спас Ярое Око – хранитель Руси!
Димитрия князя от смерти спаси.
Чтоб Русью он правил, не зная тоски,
Пусть будет он славен и назван Донским.
Пусть будет повержен безжалостный враг
И веры спасен святорусский очаг».
Спас Ярое Око с хоругви глядит,
За веру и Русь биться насмерть велит.
Он взглядом пронзает. Он ликом ликует.
Одних Он хранит, на других негодует.
Разгромлены нехристи были сполна –
Молитвою Сергия Русь спасена…
Спас Ярое Око с хоругви глядит,
За веру и Русь биться насмерть велит.
На фото: «Спас Ярое око» в Успенском соборе Московского Кремля
Спас ярое око русский музей
Вы используете устаревший браузер.
Пожалуйста, обновите его.
Коллекция Государственного Русского музея
Спас «Ярое око»
Конец XIV — начало XV века
Пост. в 1913 из коллекции Н. П. Лихачева
Представленный на иконе иконографический тип «Спаса оглавного», с перекрестьем за головой, по-видимому, повторяет образ Христа, который в VI веке был изображен над главным входом в Большой императорский дворец в Константинополе и являлся одним из палладиумов города. В этом своем значении он близок к «Спасу Нерукотворному», образу которого также придавался охранительный смысл. Эпитет «Ярое око» подобные изображения получили в достаточно позднее время, в среде старообрядцев. Он указывал на грозное Второе пришествие Христа, грядущего судить грешное человечество. Икона относится к числу выдающихся произведений московского искусства. Для образа свойственны мягкий и плавный силуэт головы, изысканные сочетания темно-красного и серо-голубого цветов в одеждах и на перекрестии нимба, тонкая светотеневая моделировка, объемная лепка лика. Эти черты роднят икону с группой произведений, написанных в Москве в конце XIV — начале XV века.
ru_art links
Page Summary
« previous entry | next entry »
Dec. 28th, 2012 | 09:09 am
posted by: bolivar_s in art_links
Виртуальные прогулки по Русскому музею. Санкт-Петербург. Часть 1. Михайловский дворец.
Михайловский дворец является шедевром русской архитектуры первой трети XIX в. Его создателем был знаменитый архитектор К.И. Росси, с чьим именем связано формирование одной из центральных площадей Петербурга, торжественного и масштабного ансамбля периода расцвета ампирного стиля – площади Искусств. Центром ансамбля стал Михайловский дворец, построенный в 1825 г. для великого князя Михаила Павловича – сына императора Павла I.
1 Михайловский дворец
2 Корпус Бенуа
3 Флигель Росси
4 Михайловский сад
5 Михайловский замок
6 Летний сад
7 Летний дворец Петра I
8 Домик Петра I
9 Мраморный дворец
10 Строгановский дворец
Здание Михайловского дворца украшает восьмиколонный коринфский портик, поднятый на аркаду цокольного этажа, который воспринимается как массивное основание для легкого и щедро декорированного верхнего парадного этажа.
Симметрично расположенные низкие боковые флигели связаны между собой великолепной чугунной оградой, центральные ворота которой украшены набором атрибутов бога войны Марса, характерным для стиля высокого классицизма. Ограда и два служебных корпуса образуют парадный двор.
О непревзойденном таланте архитектора и его первоначальном замысле внутреннего убранства помещений могут дать полное представление сохранившиеся интерьеры: Главный вестибюль и Белый зал – одно из лучших творений Росси. В прошлом Белый зал был известен как музыкальный салон Петербурга, где хозяйка дворца, великая княгиня Елена Павловна, устраивала музыкальные и поэтические вечера.
Парадная гостиная в Михайловском дворце. Худ. Э. К. Липгарт. До 1896.
Большая гостиная Михайловского дворца в Санкт-Петербурге Луиджи Премацци.
Премацци Л. О., Кабинет великого князя Михаила Павловича в Михайловском дворце. 1856 год.
В убранстве дворца принимали участие такие видные мастера, как скульпторы В.И. Демут-Малиновский и С.С. Пименов, а также живописцы-декораторы Дж.Б. Скотти, А. Виги, В. Медичи, Ф. Брюлло.
Сабат К. Ф., Михайловский дворец. 1824 год
Михайловский дворец. Акварель К. П. Беггрова. 1832.Так выглядел Михайловский дворец в XIX веке.
Садовников В. С., Михайловский дворец. 1847 год.
Садовников В. С., Садовый фасад Михайловского дворца. После 1848 года.
Шарлемань И. И., Вид на Михайловский дворец со стороны сквера и площади. 1850-е годы.
После смерти Елены Павловны жизнь в Михайловском дворце стала угасать. Здание постепенно разрушалось. Для спасения дворца было принято решение: приобрести дворец на казенные деньги и разместить в нем Русский музей Императора Александра III. Перестройка дворцовых помещений и оформление экспозиционных залов было поручено молодому архитектору В.Ф. Свиньину. 19 марта 1898 г. музей был впервые открыт для посетителей.
Для подробного просмотра нажмите на название зала.
Тема славы России запечатлена в стенном фризе в образе крылатого льва, в рельефах, заполнивших полукружия ниш, в лепных панно на лестничных откосах, на ордерном фризе. Здесь варьируются изображения так называемых «арматур» – мечей, щитов, шлемов, ликторских связок и другой древнеримской военной атрибутики, дополненных двуглавыми российскими орлами и лавровыми венками.
Роспись свода, перекрывающего лестничный павильон, выполнена в сдержанной и благородной сероватой гамме.
Эта гризайлевая, то есть одноцветная, роспись созвучна просторному объему зала и подчеркивает его монументальность.
Центральный плафон вестибюля.
Богатство архитектурной пластики усилено стройной колоннадой, которая образует обходную галерею.
Галерея второго этажа
В Русском музее хранится более пяти тысяч икон. В экспозиции представлены различные иконописные школы – московская, новгородская, псковская и другие, позволяющие проследить эволюцию древнерусской живописи.
«Архангел Гавриил» («Ангел Златые Власы»)
Самая древняя икона в собрании Русского музея — «Архангел Гавриил» («Ангел Златые Власы») — относится к XII веку. Кем написана эта икона, как и когда она попала в одну из русских церквей — неизвестно. Но золотые нити — символ величия и бессмертия богов Олимпа — выдают эллинистические традиции, наследницей которых в средние века была Византия.
«Богоматерь Белозерская» — икона первой половины XIII века — это древнейший и редчайший памятник, иконографический тип которого — Богоматерь Умиление (младенец Христос, обнимая мать, касается лицом ее щеки) — сложился в Византии не позднее XI столетия.
Икона «Борис и Глеб» (середина XIV века, Москва), пожалуй, относится к самым эффектным памятникам средневековья. Красный и глубокий синий цвет плащей и золотой орнамент на ткани сияют, придавая иконе нарядность и торжественность. Борис и Глеб — братья, сыновья князя Владимира, инициатора крещения Руси. После кончины их отца началась междоусобная борьба, в которой погибли оба брата. На Руси их почитали святыми защитниками.
«Иоанн Предтеча» Фрагмент Деисусного чина. Константинополь 1387-1395.
Одной из особенностей коллекции Русского музея является довольно большое собрание икон русского Севера: Новгорода, Пскова, Вологды, Белозерска, Архангельска. В зале экспонируются псковские и новгородские иконы XIII-XV веков. Среди них —»Святой Николай Чудотворец» со святыми на полях (Новгород), «Святой Димитрий Солунский» (Псков), «Архангел Гавриил» (Псков), «Святой Николай Чудотворец с житием» и другие.
«Святой Николай Чудотворец» со святыми на полях (Новгород)
Димитрий Солунский.Вторая четверть XV в.Псков.
«Архангел Гавриил, из деисусного чина»
«Святой Николай Чудотворец с житием»
1.»Апостол Пётр». Вторая половина XV в. Новгородская школа.
2.»Архангел Гавриил». Первая половина XVв. Псков.
Царские врата с изображениями Благовещения и двух святителей Ок. 1475 г.Новгород
«Сошествие во ад». Конец XIV в. Новгород.
Четырёхчастная икона «Воскрешение Лазаря», «Троица», «Сретение», «Иоанн Богослов и Прохор». Начало XV в. Новгород.
«Сошествие во ад». Дионисий и мастерская. Ок. 1502 г.
Особенное значение в собрании Русского музея имеют иконы такого выдающегося мастера, работавшего в Москве, как Андрей Рублев. «Апостол Павел» (около 1408), как и парная к ней «Апостол Петр», происходят из деисусного чина церкви Успения Богородицы во Владимире. Андрей Рублев, писавший иконы, учитывал, что они будут находиться высоко. Этим объясняется отсутствие деталей в изображении, его ясный, четкий силуэт. Колористическое решение композиции — зелено-синие одежды на теперь желтом, а когда-то золотом фоне,— наполняет ее спокойным и торжественным звучанием.
Андрей Рублев. «Апостол Павел» (около 1408) и парная к ней «Апостол Петр», происходят из деисусного чина церкви Успения Богородицы во Владимире.
Грозное название одной из икон — «Спас Ярое Око» (конец XIV — начало XV века) отражает иконографический тип, получивший распространение в среде старообрядцев. Этот образ был популярен в России и в Смутное время, когда в церкви произошел раскол и гонения на тех, кто остался верен старым канонам.
Святой Григорий Богослов, Архангел Гавриил, Святой Иоанн Златоуст 1502 г
Св.Николай и св.Георгий
Государственному Русскому музею принадлежит несколько икон Дионисия и его мастерской. «Богоматерь Одигитрия» (1502–1503) происходит из собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.
«Богоматерь Одигитрия» (1502–1503)
В XVI и особенно в XVII веках на Руси все отчетливее проявлялось стремление к объемности, декоративности, сходству с реальностью. Приобщение к западным оригиналам (Библии Пискатора) отразилось в памятниках разных школ.
Симон Ушаков «Троица ветхозаветная» (1691))
Тяготение к объемному письму, отход от традиционного красно-желтого цвета были характерны для иконописца XVII века Симона Ушакова («Троица ветхозаветная» (1691)). Он работал в московской Оружейной палате — сначала мастером серебряных дел, потом иконописцем. Произведения Симона Ушакова отличаются объемной моделировкой формы, попытками, по примеру западноевропейских мастеров, ввести прямую перспективу в изображение.
«Спас в Силах» из деисусного чина
Икона «Успения Богородицы»
Икона «Рождества Христова»
«Коронование Богоматери». Никифор Георгиев. 1733 г
«Спас на престоле». Семён Спиридонов Холмогорец. Ок. 1682 г. Ярославль
«Архангел Михаил» из деисусного чина
http://www.liveinternet.ru/users/matrios hka/post251466345