село покров подольский район храм
История
История храма Покрова Пресвятой Богородицы и села Покров Подольского района
Впервые в письменных источниках о храме в селе Покров упоминается в жалованной грамоте царя Иоанна IV. Согласно этому документу, датированному 6 декабря 1559 г., Данилову монастырю были пожертвованы обширные территории, среди которых «…погост на реке на Похре в Дрождицах, а в нем церковь Покрова Пресвятой Богородицы….». В 1627 г. о деревянном храме сообщается в писцовых книгах: «Древяна клетцки, а в церкви образы, и свечи, и книги, и на колоколнице колокола, и всякое церковное строение монастырское и приходных людей; у церкви во дворе поп Юрья Петров да с ним церковный дьячок, сын его Феофилка, во дворе пономарь Томилка Кондратьев». 22 января 1730 г. по прошению игумена Данилова монастыря Герасима было разрешено построить в селе Покров-Разницы новый каменный храм вместо прежнего деревянного: «…во имя тот же престол, да в приделе священномученика Власия.» Здесь приведено неполное наименование придела: он был освящен в честь мучеников Власия и Модеста. Видимо, эта церковь, как и колокольня, была белокаменной и простояла в селе до 1845 г.
В декабре 1842 г. местный священник Александр Успенский обратился к митрополиту
Московскому и Коломенскому Филарету (Дроздову) за благословением на возведение нового храма. Прежняя церковь к этому времени уже пришла в ветхость. Вот как описал ее отец Александр: «..вся сложена из белого камня, весьма скудная по древней архитектуре, глухая и сырая, с крайне тесным алтарем в настоящей и особенно делающим утеснение в церкви приделом, устроенным в северной стороне и без того тесной трапезы, имеет на настоящей деревянный купол, и в стенах ее во многих местах сделаны уже от давности трещины».
31 декабря 1842 г. был дан указ о возведении храма. Для него было выбрано новое место — там, где раньше располагались усадьбы священнослужителей. Проект был выполнен помощником архитектора Горским. Но в дело вмешалась палата государственных имуществ, поэтому вопрос о строительстве был решен окончательно лишь 18 июля 1845 г. Священник Александр Успенский не смог из-за болезни сам явиться в Московскую духовную консисторию, чтобы получить указ. К епархиальному начальству поехали староста Симеон Евтихиев и попечитель, крестьянин Василий Симеонов. Именно им и отцу Александру было поручено следить за ходом работ.
Для изготовления кирпича был построен завод, а в 1846 г. епархиальное начальство разрешило использовать белый камень от прежней, разобранной, колокольни. В 1847 г. трапезная часть была почти завершена и покрыта железом, внутри помещение оштукатурили, выстлали пол и сделали печи. Чуть позже возвели первый ярус колокольни.
В трапезной устроили два придела: во имя святого мученика Власия, епископа Севастийского, и святого Модеста, архиепископа Иерусалимского (южный) и святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (северный). Южный придел был освящен 3 июля 1849 г., а северный — 10 ноября 1857 г. Отец Александр Успенский до окончания строительства не дожил (он скончался в 1850 г.), и его дело продолжил священник Иларион Молчанов. Постройка трапезной и колокольни была полностью завершена в 1852 г.
В 1856 г. для трапезной Василием Никаноровичем Сусловым были написаны 34 иконы. На некоторых образах наряду с троеперстным сложением рук святых можно было видеть и двуперстное. Около правого клироса придела святых муче-ников Власия и Модеста находилась икона святого князя Александра Невского и равноапостольной Марии Магдалины с ликами святых, память которых совершается 17 октября. Этот образ был пожертвован в 1888 г. братьями Василием Матвеевичем и Гавриилом Матвеевичем Комаровыми в память о чудесном спасении членов императорской семьи во время крушения поезда.
В 1865 г. из Покровского храма в Левшине (Москва) были привезены паникадило и две дубовые арки для трапезной.
Строительство самой церкви Покрова Пресвятой Богородицы завершилось лишь в 1872 г.; таким образом, трапезная и колокольня являются самыми ранними частями памятника. Выстланный в 1847 г. мелкой гжельской лещадью пол и печи к этому времени пришли в негодность и были переделаны. Освящение храма состоялось 1 октября 1872 г. В 1884 г. церковь расписал Тимофей Иванович Теорин: внутри появились изображения двунадесятых праздников, евангелистов и других святых.
Здание Покровского храма сложено из кирпича, цоколь, фрагменты декора (карнизы, наличники и т. д.) — из белого камня. В убранстве фасадов присутствуют элементы классицизма, а также стилизованные формы древнерусского зодчества. К четверику примыкают алтарная апсида, прямоугольная трапезная с двумя приделами и четырехъярусная колокольня. На двусветном четверике поставлена большая ротонда, украшенная пилястрами и антаблементом. Она перекрыта куполом, увенчанным луковичной главой с крестом. Оконные и дверные проемы первого яруса церкви объ-единены наличниками с колонками и разорванными фронтонами в духе московского барокко.
Трапезная перекрыта системой лотковых сводов с распалубками и вспарушных сводов. В ней поставлены два столба, сдвинутые к востоку относительно ее центра. Третий ярус сильно вытянут по сравнению с остальными. На нем стоит низкий барабан с луковичной главой и крестом. У нижнего яруса колокольни свод вспарушный. На колокольню вела белокаменная лестница (утрачена в XX в.).
В 1878 г. церковь ограбили: сломали оконные решетки и похитили 60 рублей. В 1883 г. храм, колокольню и ограду покрасили. Над воротами поместили икону Покрова Пресвятой Богородицы.
В 1881 г. Анемподист Александрович Михеев построил каменную приходскую школу. Уже через два года в ней обучались 70 человек. В 1901 г. школу открыли на втором этаже богадельни.
В 1889 г. тщанием братьев Комаровых была построена двухэтажная богадельня для 6—12 призреваемых. Ее здание разместилось в шести саженях от церковной ограды. В 1894 г. богадельней управляла крестьянка деревни Холопово Ольга Петровна Комарова. Половину второго этажа занимали две ее свояченицы, одна из которых была просфорницей при храмах в селах Покров и Стрелкове.
С 1914 г. к Покровской церкви был приписан Никольский храм в Стрелкове. Во время ежегодного принесения Иерусалимской иконы Божией Матери из Бронниц в Подольск образ встречали и в селе Покров: «Местные прихожане встречают икону Царицы Небесной с любовию и усердием, собирая трудовые копейки для служения молебнов перед своими домами».
27 апреля 1922 г. в церкви Покрова Пресвятой Богородицы провели изъятие ценностей: было вывезено 5 фунтов серебра.
8 января 1941 г. Мособлисполком вынес решение о закрытии храма: «Учитывая, что церковь в с. Покров бездействует и население ходатайствует о ее закрытии, разрешить исполкому Подольского райсовета церковь в с. Покров закрыть, а здание переоборудовать на производственные цели».
В советские годы Покровский храм был разграблен и со временем пришел в неудовлетворительное состояние: была утрачена кровля четверика, трапезной и апсиды. В 1977 г. Мособлсовет внес церковь в план дополнительных мероприятий на 1977— 1980 гг. по реставрации памятников истории и культуры, расположенных на трассе Олимпиады-80.
В 1978 г. в четверике и притворе еще можно было увидеть фрагменты настенной живописи, но к началу 1990-х гг. от них не осталось и следа. В 1979—1980 гг. были восстановлены кровля и купол, заделаны пробоины в сводах и стенах. В отчете архитекторов подчеркивалось, что проведенные работы имели в основном консервационный характер.
В 1992 г. церковь вернули верующим. После нескольких лет ремонтно-реставрационных работ храм Покрова Пресвятой Богородицы был торжественно освящен Патриархом Московским и всея Руси Алексием II (Ридигером) 9 сентября 2001 г.
По материалам книги «Святыни Подмосковья. Подольское благочиние». Семенов К.А., Подольск.
Покровский храм, (1845)
Настоятель
Священник Дионисий Олегович Коськин, 1982
Приделы
свт. Модеста Иерусалимского и сщмч. Власия Севастийского (24 февраля, 31 декабря)
правв. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (16 февраля, 10 сентября)
Адрес
Подольский район, с. Покров, д.68а
Телефон
+7 (4967) 69-00-07, 69-96-01
Официальный сайт: Покровбогородицы.рф
О храме
Впервые в письменных источниках о храме в селе Покров упоминается в жалованной грамоте царя Иоанна IV. Согласно этому документу, датированному 6 декабря 1559 г., Данилову монастырю были пожертвованы обширные территории, среди которых «…погост на реке на Похре в Дрождицах, а в нем церковь Покров Святой Богородицы…».
В 1627 г. о деревянном храме сообщается в писцовых книгах: «Древяна клетцки, а в церкви образы, и свечи, и книги, и на колоколнице колокола, и всякое церковное строение монастырское и приходных людей; у церкви во дворе поп Юрья Петров да с ним церковный дьячок, сын его Феофилка, во дворе пономарь Томилка Кондратьев».
22 января 1730 г. по прошению игумена Данилова монастыря Герасима было разрешено построить в селе Покров-Разницы новый каменный храм вместо прежнего деревянного: «…во имя тот же престол, да в приделе священномученика Власия.» Здесь приведено неполное наименование придела: он был освящен в честь мучеников Власия и Модеста. Видимо, эта церковь, как и колокольня, была белокаменной и простояла в селе до 1845 г.
В декабре 1842 г. местный священник Александр Успенский обратился к митрополиту Московскому и Коломенскому Филарету (Дроздову) за благословением на возведение нового храма. Прежняя церковь к этому времени уже пришла в ветхость. Вот как описал ее отец Александр: «..вся сложена из белого камня, весьма скудная по древней архитектуре, глухая и сырая, с крайне тесным алтарем в настоящей и особенно делающим утеснение в церкви приделом, устроенным в северной стороне и без того тесной трапезы, имеет на настоящей деревянный купол, и в стенах ее во многих местах сделаны уже от давности трещины».
31 декабря 1842 г. был дан указ о возведении храма. Для него было выбрано новое место — там, где раньше располагались усадьбы священнослужителей. Проект был выполнен помощником архитектора Горским. Но в дело вмешалась палата государственных имуществ, поэтому вопрос о строительстве был решен окончательно лишь 18 июля 1845 г. Священник Александр Успенский не смог из-за болезни сам явиться в Московскую духовную консисторию, чтобы получить указ. К епархиальному начальству поехали староста Симеон Евтихиев и попечитель, крестьянин Василий Симеонов. Именно им и отцу Александру было поручено следить за ходом работ.
Для изготовления кирпича был построен завод, а в 1846 г. епархиальное начальство разрешило использовать белый камень от прежней, разобранной, колокольни. В 1847 г. трапезная часть была почти завершена и покрыта железом, внутри помещение оштукатурили, выстлали пол и сделали печи. Чуть позже возвели первый ярус колокольни.
В трапезной устроили два придела: во имя святого мученика Власия, епископа Севастийского, и святого Модеста, архиепископа Иерусалимского (южный) и святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (северный). Южный придел был освящен 3 июля 1849 г., а северный — 10 ноября 1857 г. Отец Александр Успенский до окончания строительства не дожил (он скончался в 1850 г.), и его дело продолжил священник Иларион Молчанов. Постройка трапезной и колокольни была полностью завершена в 1852 г.
В 1856 г. для трапезной Василием Никаноровичем Сусловым были написаны 34 иконы. На некоторых образах наряду с троеперстным сложением рук святых можно было видеть и двуперстное. Около правого клироса придела святых муче-ников Власия и Модеста находилась икона святого князя Александра Невского и равноапостольной Марии Магдалины с ликами святых, память которых совершается 17 октября. Этот образ был пожертвован в 1888 г. братьями Василием Матвеевичем и Гавриилом Матвеевичем Комаровыми в память о чудесном спасении членов императорской семьи во время крушения поезда.
В 1865 г. из Покровского храма в Левшине (Москва) были привезены паникадило и две дубовые арки для трапезной.
Строительство самой церкви Покрова Пресвятой Богородицы завершилось лишь в 1872 г.; таким образом, трапезная и колокольня являются самыми ранними частями памятника. Выстланный в 1847 г. мелкой гжельской лещадью пол и печи к этому времени пришли в негодность и были переделаны. Освящение храма состоялось 1 октября 1872 г. В 1884 г. церковь расписал Тимофей Иванович Теорин: внутри появились изображения двунадесятых праздников, евангелистов и других святых.
Здание Покровского храма сложено из кирпича, цоколь, фрагменты декора (карнизы, наличники и т. д.) — из белого камня. В убранстве фасадов присутствуют элементы классицизма, а также стилизованные формы древнерусского зодчества. К четверику примыкают алтарная апсида, прямоугольная трапезная с двумя приделами и четырехъярусная колокольня. На двусветном четверике поставлена большая ротонда, украшенная пилястрами и антаблементом. Она перекрыта куполом, увенчанным луковичной главой с крестом. Оконные и дверные проемы первого яруса церкви объ-единены наличниками с колонками и разорванными фронтонами в духе московского барокко.
Трапезная перекрыта системой лотковых сводов с распалубками и вспарушных сводов. В ней поставлены два столба, сдвинутые к востоку относительно ее центра. Третий ярус сильно вытянут по сравнению с остальными. На нем стоит низкий барабан с луковичной главой и крестом. У нижнего яруса колокольни свод вспарушный. На колокольню вела белокаменная лестница (утрачена в XX в.).
В 1878 г. церковь ограбили: сломали оконные решетки и похитили 60 рублей. В 1883 г. храм, колокольню и ограду покрасили. Над воротами поместили икону Покрова Пресвятой Богородицы.
В 1881 г. Анемподист Александрович Михеев построил каменную приходскую школу. Уже через два года в ней обучались 70 человек. В 1901 г. школу открыли на втором этаже богадельни.
В 1889 г. тщанием братьев Комаровых была построена двухэтажная богадельня для 6—12 призреваемых. Ее здание разместилось в шести саженях от церковной ограды. В 1894 г. богадельней управляла крестьянка деревни Холопово Ольга Петровна Комарова. Половину второго этажа занимали две ее свояченицы, одна из которых была просфорницей при храмах в селах Покров и Стрелкове.
С 1814 г. к Покровской церкви был приписан Никольский храм в Стрелкове.
Во время ежегодного принесения Иерусалимской иконы Божией Матери из Бронниц в Подольск образ встречали и в селе Покров: «Местные прихожане встречают икону Царицы Небесной с любовию и усердием, собирая трудовые копейки для служения молебнов перед своими домами».
27 апреля 1922 г. в церкви Покрова Пресвятой Богородицы провели изъятие ценностей: было вывезено 5 фунтов серебра.
8 января 1941 г. Мособлисполком вынес решение о закрытии храма: «Учитывая, что церковь в с. Покров бездействует и население ходатайствует о ее закрытии, разрешить исполкому Подольского райсовета церковь в с. Покров закрыть, а здание переоборудовать на производственные цели».
В советские годы Покровский храм был разграблен и со временем пришел в неудовлетворительное состояние: была утрачена кровля четверика, трапезной и апсиды. В 1977 г. Мособлсовет внес церковь в план дополнительных мероприятий на 1977— 1980 гг. по реставрации памятников истории и культуры, расположенных на трассе Олимпиады-80.
В 1978 г. в четверике и притворе еще можно было увидеть фрагменты настенной живописи, но к началу 1990-х гг. от них не осталось и следа. В 1979—1980 гг. были восстановлены кровля и купол, заделаны пробоины в сводах и стенах. В отчете архитекторов подчеркивалось, что проведенные работы имели в основном консервационный характер.
В 1992 г. церковь вернули верующим. После нескольких лет ремонтно-реставрационных работ храм Покрова Пресвятой Богородицы был торжественно освящен Патриархом Московским и всея Руси Алексием II (Ридигером) 9 сентября 2001 г.
По материалам книги «Святыни Подмосковья. Подольское благочиние». Семенов К.А., Подольск.
Подворье Патриарха Московского и всея Руси храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Покровском
Московская епархия (г.Москва), Никольское благочиние
Новости
Объявления
История Храма Покрова Пресвятой Богородицы в с.Покровском
История храма
Покровский храм в селе Покровском (в настоящее время во многих источниках ошибочно упоминаемый как храм в деревне Юдановка), что в окрестностях поселка Вороново Новой Москвы (до 01.07.2012 Подольского района Московской области) построен в 1722-1726 гг. В то время здесь располагалась усадьба видного деятеля петровского времени Василия Ивановича Стрешнева. Боярин занимал при дворе чин стольника [1]. Род Стрешневых известен тем, что из него происходила царица Евдокия, жена Михаила Феодоровича Романова.
Петр Великий в 1703 г. приступил к возведению своей северной столицы и в силу этого, с целью привлечения всех резервов, по стране было запрещено каменное строительство. Нарушителей царского указа подвергали ссылке и конфискации имущества. Однако Стрешневу, как достаточно влиятельному и приближенному к императору человеку, удалось получить особое разрешение, в виде исключения, на строительство каменного храма в своей усадьбе. Тут следует упомянуть, о документальном свидетельстве, относящемся к истории Покровского храма. В Архиве древних актов хранится подрядная запись о том, что в 1703 г. стольник Иван Родионович Стрешнев заказал иконописные работы для иконостаса села Покровское Московского уезда [2]. Освящение церкви состоялось в 1728 г.
В архитектурном отношении Покровская церковь, представляла характерный образец петровского времени, т.н. «восьмерик на четверике». Стены были покрыты штукатуркой намного позднее, поэтому, первоначально это было строение, где цвет красного кирпича контрастировал с белокаменными архитектурными деталями. Далее храм многократно перестраивался. Наибольший интерес представляет древняя часть, непосредственно относящаяся к началу XVIII в. Здесь мы видим характерный черты, присущие петровскому времени. При сохранении общей композиции, сложившейся в русской архитектуре конца XVII в., происходит дальнейшая детальная разработка архитектурно-декоративных форм, что указывает на зависимость от западноевропейского влияния.
В 1781 г. пристроен северный Никольский придел. В 1792 г. к празднику Покрова граф Федор Андреевич Остерман, приходившийся племянником Василию Ивановичу Стрешневу пожертвовал богослужебные сосуды в Покровский храм.
В Центральном Государственном архиве сохранилось следующее описание Покровского храма, относящее к 1849 г. [3]:
Ведомость
о церкви Покрова Пресвятой Богородицы, что в селе Покровском Подольского уезда за 1849г.
Построена в 1726 году тщанием господина Стрешнева
Здание каменное с таковою же колокольней крепко
Престолов в ней два: в настоящем холодном во имя Покрова Пресвятой Богородицы, в приделе теплом во имя Святителя Чудотворца Николая.
Утвари достаточно
Причта в ней положено по штату: священник один, дьякон, дьячок и понамарь.
Земли всей при сей церкви усадебной, пашенной и сенокосной 33 десятины, на которую землю особенного плана не имеется, оною землею владеют крестьяне, с коими сделано условие, которое хранится в консистории.
Дома у священнослужителей собственные деревянные на церковной земле.
На содержание священно-церковнослужителей получают от крестьян в год за землю шестьсот рублей ассигнациями, а за луга шесть пудов [4] сена, содержание их посредственное.
Зданий никаких при сей церкви не имеется
Расстояние сей церкви от консистории в 50-ти верстах.
Ближайшие к церкви: церковь Федоровской Божией матери, что в селе Ворсине в 2-х верстах, Церковь Святителя Николая Чудотворца, что в селе Никольском в 5-х верстах
Приписных к оной церкви не имеется.
Домовой церкви также не имеется.
Опись церковному имуществу есть, учинена в 1846 г. Скреплена в консистории Знаменским Архимандритом ИОАННИКИЕМ, утверждена печатью Консистории.
Приходно-расходные книги о суммах свечной церковных зашнурованы и печатью Консистории в 1841 г. сданы, ведутся в исправности и хранятся в целости.
Копии метрических книг с 1813 года хранятся в целости.
Исповедальные росписи с 1813 года хранятся в целости.
В обычной книге, выданной за шнуром и печатью Консистории 1846 г, скрепленной присутствующим Консистории Богоявленским Архимандритом МИТРОФАНОМ, в ней исписанных 62, а неисписанных осталось 93 листа.
В 1861-1865 гг. ликвидируется крепостное право в России и владелец усадьбы генерал-майор Павел Матвеевич Голенищев-Кутузов-Толстой строит южный придел, в память об этом событии. Освящен боковой придел в честь святых апостолов Петра и Павла. Тогда же к храму пристроена колокольня. Таким образом, происходит окончательное оформление архитектурного ансамбля. В самой церкви устраиваются хоры, что вызвало переделку сводов Никольского придела и устройство балконов на южном и северном фасадах. Балконы вели на хоры в трапезной части храма (не сохранились). После 1894 г. стена между главным приделом и трапезной была растесана и вместо трех сводчатых проходов, образовался один большой широкий проем. Дверные и оконные проемы южного фасада расширены. По описям конца XIX в. известно, что в храме было три иконостаса, один из которых был из искусственного мрамора. Архивный документ 1894 г. [5], содержит следующие сведения:
Внутреннее убранство церкви не сохранилось, исключая лишь редкие фрагменты живописи конца XIX в.
Официальный документ, составленный при оформлении храма памятником архитектуры и постановке на учет, дает следующее описание:
Расположен храм в очень живописном месте, на высоком берегу пруда, возможно ста-рицы реки Моча. Вблизи располагалась усадьба, от которой остались фрагменты, некогда богатого парка и до 70-х годов XX в. оставались развалины флигеля.
Семья Крыловых
Одним из служивших в Покровском храме священников был Петр Дмитриевич Крылов. Сюда его перевели из села Льялово под Зеленоградом, рядом с Крюково Московской области, а корни его были из кубанских казаков.
У священника была большая семья, сыновья Василий, Николай, Виктор, Петр, Иван и дочери Ольга и София, для которой требовалось подходящее жилье. Купили старый дом в д. Ясенки и перевезли его в Покровское, поставили рядом с храмом, на красивом берегу у пруда.
Умер отец Петр рано, в 54 года из-за болезни желудка. Похоронен пастырь у алтаря Покровского храма, с левой стороны. Надпись на памятнике гласит:
«Местный священник Петр Дмитриевич Крылов
родился 23 июня 1848 г.
Скончался 1 мая 1903 г.
в 9 часов вечера
жития его было
54 года 10 месяцев 8 дней».
В 1926 г. в Покровском торжественно отметили 200-летие храма. К этому событию готовились. Проживавший в деревне Усадище художник Дроженников (Дрожников) был приглашен для работы в храме. Он выполнил несколько росписей, в том числе на сюжеты «Чудесный лов», Тайная вечеря» и «Христос и грешница у колодца». Было много гостей, по случаю юбилейного торжества, протоиерей Василий был награжден правом ношения митры, это высшее отличие для белого духовенства в Русской Православной Церкви.
В доме жила одна убогая женщина, она была фактически членом семьи, звали ее Ксения (Аксюша) Красулина. Необычная судьба этого человека. В детстве она была очень красивым ребенком, но случилось несчастье, девочка упала с печи, стала горбатой, замуж не выходила. Семья Крыловых стала для нее родной. Ксения научилась шить, она изготавливала для батюшки подрясники и другие церковные облачения. Ее заботливые руки со тщанием и усердием вышили бисером ризу на чтимый Смоленский образ Божией Матери. Эта икона почиталась чудотворной, находилась она, ранее в часовне деревни Безобразово. Затем, ради спасения от поругания, святыню перенесли в Покровскую церковь. До сего дня эта риза украшает икону и все поклоняющиеся, могут зреть работу рабы Божией Ксении в Спасской Церкви села Старое Вороново, куда икону перенесли после закрытия Покровского храма.
День ангела девицы Ксении приходился на 6 февраля, отец Василий всегда привозил ей к этому празднику в подарок из Москвы новое платье.
В 1930 г. семья Крыловых подпала под раскулачивание, забрали мебель, так что дом остался совершенно пустым. Зато сельсовет и красная изба читальня украсились и обустроились. В это время вышла статья И. Сталина о перегибах на местах «Головокружение от успехов». В результате кое-что из мебели вернули, что-то было сломано, шкафы и столы поцарапаны.
Батюшку забирали два раза, сначала отпустили, он вернулся домой. Этот арест был оформлен по ложному доносу за использование наемной силы. Чтобы спасти от конфискации имущество корову, лошадь, личные вещи, одеяла т.д. Крыловы отвезли к знакомым и спрятали. Обвинение не соответствовало действительности, поэтому отец Василий вернулся домой. Знакомые предупреждали о возможной опасности, предлагали поменять место жительства. Даже церковное начальство предлагало перевод в другое место, подальше от ареста. Однако, отец Василий отказался, как он мог бросить всех?
Власти проводили широкую компанию против церкви и духовенства, добивались публичного отречения от Бога. На местах брали встречные. Повышенные планы, в угоду богоборцам. Были арестованы священники соседних сел Вороново и Никольское. Священник села Вороново, не выдержав давления и угроз со стороны гонителей, в местном клубе, перед всем народом, отказался от веры. Ему оставили жизнь, потом он уехал. Священник села Никольское был репрессирован.
Утверждаю:
Зам. Нач. Упр. НКВД МО
Майор Госуд. Безопасн.
/ЯКУБОВИЧ/
ПОСТАНОВИЛ
Следственное дело №12658 по обв. КРЫЛОВА Василия Петровича представить на рассмотрение Тройки при Упр.НКВД МО
СОГЛАСЕН: Зам. Нач. 4-го ОТД. УГВ УНКВД МО
КАПИТАН Госуд. Безопасн. /МАПИВИН/
12 декабря 1938 г. были выборы. Детская память сохранила такую подробность. Мама в то время, повредила руку, ей пришлось идти на избирательный участок с перевязанной рукой, там она просила советских чиновников отпустить мужа ради нее. Но разве боль и горе когда-либо были причиной для сострадания в антихристианском обществе? Святая наивность. Как стало известно позднее, по результатам голосования, по избирательному округу, нашлись три человека, которые голосовали против официальных кандидатов.
В постперестроечное время в Прокуратуре Московской области Валентину Васильевну, дочь священника Крылова ознакомили с личным делом отца, из которого стало известно, что умер он в пути от разрыва сердца, где-то под г. Белогорском, не доезжая Благовещенска. Снят с поезда, похоронен на Чернышевском кладбище в деревянном гробу, в нательном белье. Есть такая железнодорожная станция Чернышевск-Забайкальский, очевидно это там. Дата смерти указана по-разному, в одном месте 18 февраля 1938 г., в другом 21 января 1938 г. Очевидно, один из документов, подготовленный Прокуратурой был просто отпиской.
Осудили человека быстро в три дня, реабилитация пришла спустя десятилетия. Официальный документ гласит:
Российская Федерация (Россия)
Прокуратура Московской области
103866, Москва, тверской бульвар, дом 18
12.03.93. №13
СПРАВКА О РЕАБИЛИТАЦИИ
Гражданин Крылов Василий Петрович, 1878 года рождения, уроженец села Льялово московского уезда Московской губернии, священник, на момент ареста 29 ноября 1937 г. проживавший в с. Покровское Краснопахорского района Московской области по постановлению тройки при Управлении НКВД СССР по Московской области от 3 декабря 1937г. за антисоветскую агитацию (ст. 58-10 УК РСФСР) заключен в исправительно трудовой лагерь сроком на десять лет.
В соответствии со ст. 3 п.б. и ст. 5 п.а. Закон РСФСР от 18 октября 1991 г. «О реабилитации жертв политических репрессий» Крылов Василий Петрович реабилитирован.
Прокурор области
Государственный советник
Юстиции 1 класса Б.П. Наметников
Официальных ответов на свои запросы детям отца Василия Крылова, пожилым уже людям, пришлось ждать месяцами. Вот цена советского отношения к жизни. Валентина Васильевна ждала ответ полгода, помимо этого несколько раз звонила и ездила в Москву. Константин Васильевич ждал ответа пять месяцев.
Прокуратура Российской Федерации
Прокуратура Московской области
103031, г. Москва, Малый Кисельный пер., д. 5
12.03.95. №13.645.95
СПРАВКА
О признании пострадавшим от политических репрессий гр. Крылова Константина Васильевича
Год и место рождения: 1934 г., с. Покровское Калининского р-на Московской обл.
Согласно свидетельству о рождении №431592 от 4 июля 1949 г., выданному Покровским с/советом являющийся сыном гражданина Крылова Василия Петровича, 1878 г.р.
репрессированного 3 декабря 1937 г. Тройкой при УНКВД СССР по МО по ст.58-10 УК РСФСР заключенного в ИТТ на 10 лет
реабилитированного 12 марта 1993 г. Прокуратура Московской обл. на основании ч.2 ст.2 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий от 18 октября 1991 г. признается пострадавшим от политических репрессий».
Заместитель прокурора области
Старший советник юстиции В.И. Шульга
С арестом настоятеля закрыли Покровский храм, изуродовали, разграбили, уничтожили.
Был арестован диакон отец Успенский, его сослали в Казахстан. Дом диакона разобрали за недоимки, т.к. церковь облагалась неимоверно высоким налогом, семья жила бедно, что сталось с ними дальше? Известно только, что одна из дочерей диакона вышла замуж за коммуниста и уехала в Подольск.
София Владимировна Крылова учительствовала в с. Богоявление, ее предупреждали, чтобы ничего религиозного она не смела говорить детям. Однако, она продолжая петь в церковном хоре Вороновской церкви. Умерла София Владимировна в 1982 г.
По воспоминаниям Крыловых, после ареста отца жили тяжело, все отвернулись, сторонились, осталась только калека горбатенькая Аксюша, помогала мамина сестра тетя Шура, да еще продолжала общаться Анна Семеновна, старушка из деревни Лукошкино. Эта женщина, как только узнала, что отца Василия арестовали, сразу пришла, поддержать, разделить горе. Как вспоминает Валентина Васильевна: «она зналась с нами, сама пришла. Помню ее, дожила она до 90 лет, идет мимо закрытого, разрушенного храма, остановится у зарослей черемухи, на алтарь перекрестится».
Дети отца Василия и матушки Софии Крыловых выросли. Валентина Васильевна окончила вуз, учительствовала в Серпухове, ныне пенсионер.
Константин Васильевич честно трудился всю жизнь, сейчас на заслуженном отдыхе, живет в дедовском доме.
Старший сын Виталий учился хорошо, но на заседании педсовета решили, что его нельзя делать отличником, т.к. он сын попа и учителя сознательно понижали оценки. Попович вырос добрым человеком, христианская атмосфера, царившая в семье не была изгнана безбожным духом гонителей. Когда он получил первую зарплату, купил всем подарки, до сих пор это памятно в семье. Молодым Виталий остался навсегда, в 1941 г. его забрали работать на шахты под Тулой, где он погиб под обвалом.
В период Великой отечественной войны, зимой 1941 г., немцы рвались к Москве, опасность подошла совсем близко к жителям Покровского. В доме Крыловых разместился лыжный батальон, в одной половине жили офицеры, в другой на соломе, вповалку спали солдаты. В память о военном времени установлена на крутом берегу, в окружении старой липы, березки, разросшейся сирени и туи, пустившей четыре ствола из одного корня, небольшая композиция из двух фигур, изображающая солдата с винтовкой и матроса, склоненного на левое колено со знаменем, внизу прикреплены две таблички:
Здесь похоронены 14 неизвестных
воинов Советской армии, павших
смертью храбрых в боях за Родину
1941-1942
с-нт Костин И.Ф.
ст. с-т Новиков Ф.А.
л-нт Новиков А.П.
кр-ц Шеховцев К.К.
В настоящее время установлена личность одного из них: Шеховцев Константин Константинович, умер от ран 14.11.1941 года.
Ныне, этот памятник, оказался под опекой храма, т.к. территория с возрождением церкви была огорожена и советский монумент, вместе с со старыми надгробиями составили единый мемориал, под символическим Покровом Божией Матери.
Директор школы Брынский Юрий Михайлович 1927-1968
Лидия Андреевна 1922-1984
«Здесь погребено тело крестьянина дер. Безобразова Георгия Филипповича Романова
Род. 1852г. сконч. 19 марта 1906 г.
Жития его было 53 г.».
«Под сим камнем покоится тело… мещанина
поставлен супругой Ольгой Ивановной».
«Под сим камнем
С правой стороны погребено тело рабы Божией Крестьянки дер. Мочи Агрипины Никитичны Шишкиной
Родилась 10 июня 1823 года, скончалась 31 декабря 1896 г.
Жития ея было 73 года…
Дорогой матери скорбящего сына Шишкина
С левой стороны погребено тело рабы Божией крестьянки дер. Мочи Агрипины Васильевны Шишкиной
Родилась 20 июля 1843 года, сконч… 1896 г… жития ея было 53 года.
Многоуважаемой супруге от любящего супруга П.А. Шишкина
Господи приими дух их с миром».
Забвению пытались предать название села. Слово «Покровское», как не хитри, а церковного происхождения, храм освящен в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы, события, имевшего место в Константинополе, когда перед угрозой варварского разорения жители города были спасены покровом, предстательством, защитой Божией Матери.
Коммунисты село переименовали, и до сего дня оно Юдановка. Говорят, что название это от одного из украинских переселенцев, которые, спасаясь от голода, появились в здешних местах в 1932 г. Может и правда, был среди них некий Иуда, имя которого прижилось, только странно, обычно это имя связано с определенным человеком, поцеловавшим Христа в Гефсиманском саду. Православные христиане никогда не называли своих сыновей именем этого предателя. Судите сами, чья память до сего дня чтится в названии села.
Течет время. В июне 1994 г. началось возрождение храма. Назначен настоятель, им стал архимандрит Савва (Волков), ныне архиепископ Тираспольский и Дубоссарский.
В апреле 1999 г. при Покровском храме была образована сестринская община. Старшей сестрой назначена монахиня Алексия (Деменева). Ныне на том месте, где была школьная волейбольная площадка возник сестринский корпус а на месте сельского совета устроен погреб.