село доно забайкальский край храм
Доно. Церковь Николая Чудотворца.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Свято-Никольская церковь, с. Доно, памятник архитектуры и градостроительства.
Построена в сер. XIX в. Находится на юго-восточной окраине села.
Деревянное здание поставлено на ленточном бутовом фундаменте. Объемно-пространственная композиция осевая: парадное входное крыльцо, трапезная, объем храма и алтарная часть. Основные габариты без крыльца – 21х9,5 м. Объем храма имеет 5-главое завершение, а над трапезной – четверик колокольни, с 8-гранным шатром, с главкой наверху. Алтарная часть также завершена главкой на 8-гранном барабане. Кровли из оцинкованного железа. Все наружные стены обшиты тесом. Окна декорированы резными наличниками.
Изначально находилась на краю «верхней» части села на старообрядческом кладбище. Использовалась как летняя церковь, служения проходили с Пасхи до Покрова Пресвятой Богородицы, в зимнее время богослужения проводились в церковной сторожке.
Открыта как единоверческая с целью воссоединения казаков-старообрядцев с РПЦ. После появления религиозных свобод, связанных с отделением церкви от государства после 1917 года, старообрядцы с. Доно присоединились к Древлеправославной Церкви Христовой (ДЦХ).
В 1920-х здесь служил отец Иоанн Емельянов, в 1930-х известный старообрядческий полемист и начетчик священноинок Аввакум (в миру Алексий) Старков. При нем община с. Доно играла значительную роль в жизни Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока епархии Древлеправославной Церкви Христовой, стала своеобразным миссионерским центром по переводу старообрядцев Забайкалья из единоверия в ДЦХ. В этот же период многие прихожане храма эмигрировали в Маньчжурию в район Трехречья, где в основанных ими селениях, таких как Верх-Кули, Усть-Кули и др., образовали общины и построили церкви.
В 1950-х немалая их часть из Китая эмигрировала в Австралию.
В кон. XX в. семейные и конфессиональные связи прихожан Никольской церкви и эмигрантов восстанавливаются и активно развиваются.
Со второй половины 1930-х годов у церкви нет постоянного священника. Церковная жизнь под давлением государства постепенно угасала, в 1960-х практически прекратилась, в 1981 церковь была закрыта. Строение использовалось под исторический музей(?) в качестве склада.
В 1984 году иконы, книги и церковная утварь были перевезены, а часть передана в школьный музей села.
В 1997 году по инициативе отца Вячеслава (В.В. Измайлов) церковь возвращена в собственность РПСЦ, используется по первоначальному назначению. Проведены восстановительные работы.
В 1999 году ряд икон, большая часть книг и утвари возвращены. 12.09.1999г. церковь повторно освящена епископом Силуяном (С.А. Килин) с сохранением прежнего названия.
В 2002 восстановлена церковная сторожка, где в зимнее время проходят богослужения.
С 2001 входит в Восточно-Сибирское благочиние, находится под духовным окормлением отца Елисея Елисеева. Приход малочисленный, на 2004 год постоянного священника нет.
там же ссылка на литературный источник: Константинова Н. Н. На волне духовного возрождения // Заб.: наука, культура, жизнь. — 2004. — № 1(11).
Село доно забайкальский край храм
Официальный сайт Московской митрополии
Храмы РПСЦ
«Храмы» — это новый раздел официального сайта, где мы собираем адреса и контактную информацию общин РПСЦ. Раздел в процессе разработки и наполнения. Информацию о своем приходе и другие пожелания по разделу можно направлять на почту nrpsc@yandex.ru
Храм во имя святителя Николы Чудотворца
Адрес: Россия, 674355, Забайкальский край, Калганский район, с. Доно
Богослужения совершаются по воскресным и праздничным дням.
Начало вечернего богослужения 15:00
Начало утреннего богослужения 7:30
Храм в с. Доно был построен во второй половине XIX в. изначально как единоверческий для воссоединения казаков-старообрядцев с господствующей церковью. После революции община присоединилась к старообрядческой Церкви. В 1918 Никольский храм был переосвящен владыкой Иосифом (Антипиным) с сохранением прежнего наименования. Первым настоятелем был священномученик Козьма Олейников, погибший в 1919 г. В 1920-х годах в храме служил отец Иоанн Емельянов. При священноиноке Аввакуме (Старкове), талантливом полемисте и богослове, община стала играть значимую роль в старообрядчестве Дальнего Востока.
В то же время часть прихожан эмигрировала в Манчжурию, основав там ряд поселений. В 1950-е годы многие из них эмигрировали в Австралию. В советские годы приходская жизнь постепенно угасала, в 1981 г. церковь была использована историческим музеем в качестве склада. В 1984 году оттуда были вывезены иконы, книги и утварь. В 1997 г. ее возвратили старообрядцам. В 1999 г. она повторно была освящена епископом Силуяном (Килиным), часть книг, икон и утвари была возвращена. В 2002 г. восстановлена сторожка.
Сокровища генерала Семёнова
Мы с фотографом Ксенией Зиминой не знали, на что подписались, отправляясь в двухдневную командировку к границе России и Китая. Выдохнув в первый день после двухчасового спуска в Соктуй-Милозанскую пещеру, утром второго дня мы не подозревали, что впереди — десятки километров по просёлочным дорогам, единственная в Забайкалье старообрядческая церковь со стенами из потемневшего тёса и… ещё одна пещера.
«Чита.Ру» совместно с правительством Забайкальского края представляет новый познавательный проект «Мир за Байкалом», в котором будет рассказывать о самых красивых местах региона. Мы объедем весь край, чтобы показать — мир за Байкалом стоит, чтобы увидеть его, и достоин того, чтобы полюбить.
В 8 утра выдвигаемся из города, мелкий дождь идёт уже несколько дней, на улице холодно, и спасти могут только тёплые жилетки, да и то не совсем. Но пока в машине тепло. Заезжаем на заправку — только тут становится понятно, какой маршрут нам придумал руководитель туристического клуба «Чиндачи» Владимир Стрельников.
Конечная точка нашего маршрута — село Доно Калганского района, до которого от равнин с невысокими, в основном пологими сопками близ Краснокаменска ехать и ехать.
Место, где был Чернышевский
История села Доно начинается в первой половине XVIII века. В исторических хрониках говорится, что здесь осели бежавшие от церковной реформы староверы и ссыльные участники восстания Емельяна Пугачёва.
В 1745 году здесь открыли Донинский (или, как его ещё называли, Никольский) прииск, а в нескольких километрах от них, за горой, было поселение тунгусов. Со временем село разрослось до 500 домов, 19 мельниц на речках, двух школ и пяти купеческих лавок. Построили здесь и две церкви — по одной на каждую веру. В сентябре 1866 года из Кадаи в Александровский Завод везли ссыльного писателя, учёного и философа Николая Чернышевского. Короткая остановка этого обоза была в Донинской станице.
Сопки по пути становятся как будто крупнее, шире, с глубокими падями и крутыми оврагами. То и дело на лобовое стекло нахлёстывает дождь, мы иногда дремлем, иногда смотрим по сторонам, но в основном слушаем Владимира Ивановича — кажется, столько, сколько про эти места знает он, не знают в музеях. С улыбкой отмахивается: родные ж места, с детства.
Доно начинается тогда, когда кажется, что дорога будет бесконечной. Чуть в стороне — одно из кладбищ, которых в селе несколько. Это — староверов. Ещё одно кладбище — по левую сторону от дороги, где хоронят членов семей нескольких донинских фамилий. Есть и общее.
Поворачиваем, не доехав, кажется, до середины села. Дорога превратилась в хлябь, пробираться по которой нужно медленно и осторожно. Сливаясь с иссиня-серым, нависшим над степью небом, упираются в брюхо тучам шпили Никольского храма — одной из трёх в России сохранившихся с тех времён старообрядческих церквей.
Церквушка с сердцем
Эти стены, где-то свежевыкрашенные, а где и затёртые резные наличники, окна, запечатанные деревянными ставни и замки видели многое: звенящее лёгкостью человеческое счастье, горечь прощания навечно с любимыми, предательства Гражданской войны и десятки замученных семёновцами в те времена.
Во дворе церкви есть могила первого её настоятеля-старообрядца отца Козьмы и его сына Агафангела, которых семёновцы расстреляли за помощь красным во время Гражданской.
— Крестный ход вокруг православной церкви обычно идёт как: против или по часовой стрелке? А вокруг старообрядческой? — прищуривается Владимир Иванович.
Идём по стрелке. Ледяной ветер забирается под кофту, но всё равно останавливаемся, чтобы рассмотреть шершавые ступени на крыльце, поднять голову к куполам, увидеть жмущихся к крыше голубей, которые, как и мы, продрогли.
Это место, где история слилась с безвременьем и ты чувствуешь это каждой клеточкой себя. Это земля и огромная, необъятная жизнь, в которой ты — её закономерная частица, особенная и в то же время повторяющая поколения до тебя.
Безголовый пьяница
— А тут, — машет Владимир Стрельников, — какой-то дурак заехал и памятник снёс.
Мы уехали от церкви и поднялись к старообрядческому кладбищу, за оградой которого — старинный памятник хорунжему Аргунского полка Владимиру Колчину, родившемуся в 1883-м, кажется, году и скончавшемуся в 1909-м.
И было бы понятно, если бы памятник установили революционеру, а какой-нибудь антикоммунист в 90-х не сдержал копившийся гнев, так просто — саданул техникой в монумент, на котором товарищи погибшего задолго до революции выбивали надпись руками, и был таков.
Донинские галереи
Недалеко от села Доно почти на вершине одной из сопок находится пещера, которую местные зовут Донинскими галереями и про которую сложено немало легенд, среди которых — тайный ход, закрытый еле приметной дверью и сокровища царской России, которые якобы спрятал здесь генерал Семёнов перед тем, как бежать в Китай.
Впервые в 1898 году статью «О донинских подземных галереях» в «Известиях Русского географического общества» написал статью сотник 2-го Забайкальского казачьего батальона А.Мещерский. По свидетельствам конца XIX — начала XX века, пещера уходит глубоко внутрь сопки и состоит примерно из 8–12 помещений. Всего этого мы, прошедшие порядка 7–8 гротов в Соктуй-Милозанской накануне, не знали.
Владимир Иванович ставит машину у подножия сопки: дальше ехать не имеет смысла, по мокрой траве и булыжникам автомобиль вести опасно.
Ксюша надевает высокие, припасённые Стрельниковым сапоги и куртку, мне дают ботинки с протекторами почти как у трактора. Первую половину пути мы идём сносно, хоть и тащимся в хвосте группы, но как только каменистый склон начинает резко подниматься, а ветер спихивать вниз, почти останавливаемся.
Глядя под ноги, думаешь, что нам очень не повезло с погодой, но стоит поднять глаза, открывается вид, при взгляде на который забываешь про ветер и дождь.
Саму пещеру те, кто оказался здесь впервые, вполне могут не заметить, но нам повезло с проводниками.
Сегодня Донинские галереи — это большой грот, в который проходишь, как в комнату, по небольшому тоннелю и грот с более узким тоннелем параллельно ему. И если в первом на стенах можно найти крохотные, размером в миллиметр — два капли воды на стенах, то во втором у стены слева иней, а в углу под ногами — лёд.
— Все годы, сколько мы сюда детьми не бегали и после, этот колодец был подо льдом,— рассказывает Владимир Стрельников, — а сейчас начал отступать.
Уходящий лёд начал открывать круглое отверстие в полу, очень похожее на каменный лаз. И кто знает, что скрывает эта ледяная пробка: по свидетельствам обследовавших больше 100 лет назад эту пещеру казаков, они спускались вниз как раз по такому лазу, и как раз тогда не смогли добраться до самого дна пещеры и всех её гротов, потому что она казалась бездонной. Такой же, как тайны Донинских галерей.
Единственный сохранившийся в Забайкалье старообрядческий храм содержится силами прихожан
Свято-Никольская церковь села Доно Калганского района – единственный сохранившийся в Забайкалье старообрядческий храм. Он имеет статус памятника архитектуры, однако содержится в основном силами местных прихожан. В гостях у староверов села Доно:
Свято-Никольская старообрядческая церковь была построена в 1845 году. За 167 лет этот храм пережил многое: становление и расцвет во времена казачества, забвение в годы революции и гражданской войны, разорение в эпоху перестройки. Новую жизнь церковь обрела после реставрации в 1999 году. Тогда одна из золотодобывающих артелей предложила свою помощь в ремонте здания, а потомки доновских староверцев, ныне живущие в Австралии, помогли восстановить внутреннее убранство храма.
Любовь Лелекова, председатель Свято-Никольской старообрядческой церкви: «В 1999 году в сентябре приезжали к нам из Австралии, Новосибирска, Читы. Было открытие этого храма. Пятьдесят человек покрестились«.
Тогда же в селе была создана староверческая община, в неё записались почти все местные жители. Какое-то время здесь даже жил священник с семьёй. Однако вскоре стало ясно, что содержать церковь – дело хлопотное. Постепенно многие жители Доно перестали помогать ей деньгами и своим трудом. Сейчас приход Свято-Никольского храма – это не более десятка пожилых людей. Тем не менее, церковь продолжает действовать. Регулярно здесь проходят службы.
Клавдия Щербинина, прихожанка: «Я являюсь чтецом. Я читаю молитвы. Немного и на старославянском. По канонам читаю. Но бывает, приезжает к нам священнослужитель из Приморского края. Бывают разные священнослужители. Для этого у нас имеется домик возле храма. Там они у нас проживают«.
Хотя храм села Доно входит в Восточно-Сибирское благочиние Русской православной старообрядческой церкви, а также является памятником архитектуры, деньги на его содержание уже давно ниоткуда не поступают. Церковь живет благодаря стараниям прихожан и скромным пожертвованиям нечастых гостей.
Любовь Лелекова, председатель Свято-Никольской старообрядческой церкви: «Наши старообрядцы, которые раньше жили здесь, иногда помогают, в кружку кладут. Вот на эти деньги мы покупаем дрова«.
Проблем же у церкви намного больше. Требует ремонта крыша, уже давно обветшал забор, необходимо покрасить двери, окна и пол. Главная же наша мечта, говорят сельчане, чтобы храм обрёл свой голос. Для этого нужны колокола. Своими силами прихожанам с этим не справится и им остаётся надеяться только на меценатов и спонсоров.
Село доно забайкальский край храм
Искать в: Вести Радио Маяк Радио России Вести-FM
Отреставрировать и вернуть приходу Свято-Никольскую церковь хотят жители села Доно
Не просто украшение села, но и его духовная защита. Уникальной старообрядческой Свято-Никольской церкви в селе Доно Калганского района исполнилось 162 года, и за это время она почти не видела ремонта. Вновь выявленный объект культурного наследия медленно разрушается, несмотря на все усилия местных жителей его сохранить.
Николай Козлов, помощник старосты Свято-Никольского прихода: «Она сейчас в читинском художественном музее, то есть музей её хозяин. Потому что когда здесь приход распался, её, чтобы как-то сохранить, передали музею. Вывезли отсюда все иконы, всю утварь. Но потом частями начали возвращать, но не всё, видно, что не всё возвращено. А эти иконы хранятся в музее».
То, что осталось, жители села оберегают, как могут, своими силами пытаются подлатать разрушающийся храм. Ухаживают за могилкой расстрелянных в 1919 году священников Козьмы Оленникова и сына его Агафангела, служивших здесь в то время. Три года назад прихожане затеяли масштабную уборку в церкви. Добрались и до чердака.
Клавдия Щербенина, прихожанка: «На крыше осталось небольшое отверстие, и стали залетать туда голуби, селиться там. А они же плодятся очень быстро. И дожди, и помёт привели к тому, что потолок стал опускаться, стали отходить доски. И мы попросили молодёжь, машину в администрации. И когда выкидывали этот помет, выкинули и деревянные иконы».
Находками оказались старинные православные иконы Казанская икона Божией Матери, Троерученица и одна праздничная икона. Образа серьёзно потрепало время, пришлось отправить иконы в Читу на реставрацию. А вот о восстановлении и сохранении самой церкви задумались депутаты краевого парламента, побывавшие в селе Доно в рамках выездных дней Законодательного собрания.
Наталья Жданова, председатель Законодательного собрания Забайкальского края: «Какие необходимы для этого документы, что ещё необходимо сделать для того, чтобы этому уникальному памятнику Забайкалья присвоить высокий статус. Чтобы была возможность в дальнейшем входить в госпрограммы по культуре, по поддержке таких памятников, не дать этой церкви исчезнуть, сохранить её, чтобы она приобрела достойный вид как памятник культуры, архитектуры, православия на Забайкальской земле».
Сами прихожане тоже не сидят сложа руки. Уже сейчас идут переговоры с музеем и оформляются документы на возвращение церкви приходу. И даже если Свято-Никольская церковь начнёт действовать, и здесь вновь зазвучат молитвы, статус объекта культурного наследия Забайкалья поможет её сохранить.
Расчётный счёт Сбербанка Свято-Никольской старообрядческой церкви: 42307810874008736169.
Просмотреть все новости из этой рубрики: Вести-Чита
Просмотреть все новости для этого города: Доно