село быньги храм николая чудотворца
Старинная церковь Николая Чудотворца в селе Быньги
Мы ехали в экскурсионном автобусе через село со странным названием Быньги, разглядывая, слева и справа от дороги, деревянные избы со ставнями. Удивительно, в XXI веке дома со ставнями. Кажется, я такие видела только в старых фильмах, да в сказках. Так хотелось узнать, что же это за село такое, да не у кого, «автобусный тур» наш — без экскурсовода, только водитель. Просто довозит экскурсионную группу до определённой точки маршрута, где, либо на месте нас ждут экскурсоводы, либо мы осматриваем достопримечательности самостоятельно. Интересно, все автобусные экскурсионные туры без экскурсовода в автобусе или это только наши серовские такие? Ну, это так, отступление — размышление.
После интересной экскурсии и мастер-класса в гончарной мастерской в Нижних Таволгах, следующая остановка по пути в Невьянск, в селе Быньги у старинной церкви Николая Чудотворца. На самостоятельный осмотр церкви было дано 20 минут, мало. Церковь старинная и довольно интересная, хотелось бы уделить ей больше времени.
Церковь Николая Чудотворца в селе Быньги.
Расскажу о селе Быньги и храме Николая Чудотворца, то, что вычитала в интернете после поездки. Село названо так по названию двух речек Дальняя Быньга и Ближняя Быньга, на берегах которых оно и расположено в месте впадения этих речек в реку Нейва. Предположительно слово Быньга произошло от мансийского Ялпынг-я, что означает святая река, постепенно преобразуясь у русских в Елбынг-я и в более простое Быньга.
Быньги — старинное уральское старообрядческое село, первое упоминание о нём датировано 1704 годом. Село расположено в 6-7 км на северо-восток от Невьянска. В 1718 г. здесь построен Никитой Демидовым Быньговский железоделательный завод, предназначавшийся для переработки чугуна Невьянского завода в железо. В 1769 году завод в Быньгах, как и другие невьянские заводы, был продан его владельцем Прокофием Демидовым Савве Яковлеву. Один из сыновей, которого — Пётр Яковлев, получивший в наследство невьянские заводы, в том числе и Быньговский, поручил построить в Быньгах храм Святителю Николаю: «Такой, которому бы стали дивится и которому бы не было веку». Таким Свято-Николаевский храм и вышел. Строился он с 1789 по 1797 годы.
Церковь Николая Чудотворца в Быньгах сама по себе красивая, да ещё и с очень интересными особенностями. Не только для Урала, но и для России в целом большая редкость, чтобы на церковной колокольне имелись куранты. Куранты для Свято-Николаевской церкви были сделаны невьянскими мастерами. Часы сейчас не идут, но говорят, что часовой механизм исправен.
Куранты на колокольне.
Колокольня над входом в церковь Николая Чудотворца.
Другое диво дивное – чугунные ступени крыльца и чугунные полы в храме.
Пол из чугунных плит.
Это те особенности, что бросаются в глаза. Из чугуна сделан не только пол; в фундаменте храма под его углами заложены чугунные стулья, весом около 5 тонн. Все стены перевязаны железными связями, их можно увидеть, войдя в церковь. Оконные рамы в куполе и стропила из железа. Внутренняя часть колокольни также вся прошита железом и чугуном.
В 1862 году в куполе храма устроена балюстрада (перила) для певчих.
В Быньговском Свято-Николаевском храме.
«В отличие от широко известных древних иконописных школ — новгородской, псковской, московской — невьянская школа возникла и сформировалась лишь в XVIII-XIX столетиях. Ее творцами были старообрядцы, отвергнувшие церковную реформу середины XVII века и бежавшие из северных и центральных районов страны. Они перенесли на Урал Древнюю Русь с ее многовековым культурным наследием».
https://www.nkj.ru/archive/articles/10974/ (Наука и жизнь, «Невьянская иконопись» А. Грамолин).
Жалко, что во время экскурсии я не знала, об иконах Свято-Николаевской церкви и не рассмотрела их внимательно. Так что, друзья, если судьба вас приведёт когда-нибудь в уральское село Быньги, обязательно побывайте в Свято-Николаевском храме, посмотрите на эти иконы, являющиеся историческим и культурным наследием, произведениями искусства.
В 1852 году вокруг храма устроена ограда в виде звезды с тремя воротами.
Свято-Николаевский храм в селе Быньги не подвергался разрушению и разорению в годы советской власти. Он один из немногих действовавших в советское время. Лишь в конце 30-х – начале 40-х годов прошлого столетия храм не работал, как и Казанская церковь в Карпинске (я писала о ней здесь). Однако старообрядцы приходили в храм и тайно молились.
Свято-Николаевской церкви 220 лет.
«Сегодня храм во имя Святителя Николая Чудотворца входит в число 10 самых древних в Екатеринбургской митрополии. Но самое главное – церковь в селе Быньги, старейшая среди неоскверненных, не закрытых в годы советской власти храмов, выдержала все испытания богоборческой эпохи».
(Православная газета. «Сердце духовной жизни»).
Поэтому и сохранились в Быньговской церкви Николая Чудотворца старинные иконы.
В церковной ограде безымянная могила и ещё несколько камней, видимо надгробных.
Прямо перед входом в храм небольшой сквер с мемориалом, погибшим в боях за Родину 1941 – 1945 г.г.
Мемориал с обелиском в селе Быньги.
Вид на Свято-Николаевскую церковь со стороны сквера.
В селе Быньги есть ещё один храм – единоверческая церковь Казанской иконы Божией Матери. Расположена она не далеко от Свято-Николаевской, на той же дороге, что ведёт из Невьянска в Верхние и Нижние Таволги. Казанскую церковь заложили в 1852 г. местные жители-старообрядцы, которые присоединились к единоверию. Достроена и освящена церковь была в 1871 г.
Село Быньги. На фото видны купола Казанской церкви.
В отличие от белокаменного Свято-Николаевского храма, Казанская церковь в Быньгах красного цвета, из красного кирпича. Она почти отреставрирована и выглядит новоделом.
Ещё немного о селе Быньги. Производство железа на Быньговском заводе прекратили 1873 г., заводской пруд спустили, а на его месте стали добывать золото. Окончательно завод закрылся в 1912 году. Небольшая шахта золотодобытчиков работает и поныне.
«В четырёх верстах от Невьянска стоит Быньговский завод. Ещё подъезжая к нему, вы уже чувствуете присутствие чего-то особенного. Издали пестреют новые крыши, берег реки Нейвы изрыт отчаянным образом, везде свежие громадные насыпи, разрезы, канавы, пробные ямы, и точно в самом воздухе висит какое-то магическое слово, которое заставляет жизнь бить ключом: это слово — золото. Вся невьянская дача усыпана золотом, а Быньговский завод является центром работы «сильною рукой». По всей вероятности, железное производство для Невьянских заводов является дефицитом, и если оно ещё держится, то только потому, чтобы не потерять права на свою заводскую дачу, — пока de jure посессионных золотых промыслов не существует, а только посессионные заводы. По мере того, как падало железное производство, разрасталось золотое дело, и убогие Невьянские заводы дают своим 101 заводовладельцам-наследникам крупные барыши».
Так описывает уральский писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк в очерке «Самоцветы», опубликованном в 1890 г., жизнь Быньговского завода в конце XIX в. – золотую лихорадку. Тогда уральские селения обычно называли «кратко и веско «завод»».
Да, чуть не забыла, в селе Быньги снимали в 1968 г. фильм «Угрюм-река». Как раз благодаря большому количеству старинных изб село напоминает Восточную Сибирь конца XIX века. Действие фильма хоть и происходит в Сибири, но съёмки велись в Свердловской области.
Однако, на пути из Таволог в Невьянск, старинная церковь Николая Чудотворца в селе Быньги, как и само село, не единственные, что вызвали к себе интерес и желание узнать, что же это такое. Выехав за село взору открываются горные цепи на горизонте. Горы хорошо видно, так как на всём протяжении пути, вдоль дороги практически нет леса. Эх, если б своим ходом ехали, обязательно остановились бы и сделали панорамное фото.
Что же это за горы? Как называются? Нигде никакой информации, и вот наткнулась на очерк о старообрядцах, выходца из села Быньги Алексея Корюкова, «Весёлые горы», опубликованном в журнале «Урал» 2012, № 9.
«Впервые я узнал о паломничестве старообрядцев на Веселые горы в раннем детстве от своей матери. Однажды в конце лета ехали с ней на колхозной лошади, запряженной в телегу, со своего покоса и когда спускались с горы к мосту, через реку Нейву, мать, увидев вдали вершины Уральских гор, цепью протянувшиеся с юга на север в золотистом сиянии заходящего солнца, вдруг как-то взволнованно произнесла:
— Вон они, наши святые горы! Там могилы наших праведников.»
Почитала больше про староверов, обосновавшихся на Урале, про Весёлые горы – интереснейшая тема, захотелось пройтись по Уралу старообрядческому. Правда, на одной из вершин Весёлых гор – горе Белой мы побывали 2 года назад, там расположен горнолыжный комплекс, я писала о той поездке здесь. Тогда о старообрядцах — раскольниках на Урале я почти ничего и не знала.
Удивительно насколько богата и многогранна история Урала. Да что Урала, взять только нашу Свердловскую область, каждый раз столько нового узнаю и ещё больше не знаю. Вот так старинная церковь Николая Чудотворца в селе Быньги открыла целый пласт уральской истории. А сколько ещё таких открытий для себя сделаю, путешествуя по родному краю.
Похожие посты:
Понравилась статья? Расскажи об этом своим друзьям.
Перепечатка материалов сайта, в том числе и фотографий, без разрешения автора сайта и без сылки на статьи запрещена.
Для подписки на обновления в блоге, введите Ваш электронный адрес:
*Нажимая на кнопку, я даю согласие на рассылку, хранение персональных данных и соглашаюсь с политикой конфиденциальности
Свято-Николаевский храм с.Быньги, Свердловская о
Богослужения: суббота вечером, воскресение утром
Исповедь проводится во время Богослужения или по договоренности со священником. В субботу о.Виктор приглашает всех на беседы на разные житейские темы.
Божественная Литургия: по воскресным и праздничным дням
в 9.00
Вечернее богослужение: суббота в 17:00, накануне праздников в 17.00
Чтение акафистов по четвергам в 10.30 и в воскресение после Божественной Литургии – святителю Николаю Чудотворцу
Крещение в воскресение в 11:30.
Взрослым, желающим креститься, крестным, родителям крещаемых детей и детям старше 14 лет необходимо предварительно посетить огласительную беседу.
Свято-Николаевский храм с.Быньги, Свердловская о запись закреплена
Святые отцы | Православие ☨
Свято-Николаевский храм с.Быньги, Свердловская о запись закреплена
Протоиерей ДИМИТРИЙ СМИРНОВ
Вот корова – какой она родилась, такой и умрет.
Человек родился от папаши пьяницы, родился от мамаши гулящей, от бабки, которая курит и скверно ругается, – а может стать святым.
Показать полностью.
Было бы желание, а Господь поможет.
Корова бедная из своего коровьего состояния никак не может выйти, она не может ни в лесу жить, не может в Америку уехать, у нее только один удел: телиться, давать молоко и ждать, пока зарежут.
А у человека очень много возможностей:
хочешь – иди в монастырь,
хочешь – женись тридцать раз,
хочешь – детей воспитывай,
хочешь – в детдом отдай,
хочешь – кровь на войне проливай,
хочешь – в тылу прячься.
Что хочешь, то и делай.
Хоть в городе живи, хоть в деревне,
хочешь – в церковь ходи, хочешь – в кабак.
Свободен человек, и эту свободу он может употребить и на добро, и на зло. Кипит в тебе зло – ругайся; а можешь взять и зло преодолеть: выйди в другую комнату, потерпи, не кричи, сделай красивый поступок. Не можешь каждый день так делать – через день: день ругайся, день не ругайся. И то будет хорошо.
Постепенно хоть что-то начни делать, потихонечку греби против течения. Не можешь сразу все – но хоть что-нибудь. Посмотри на свою душу: какой у тебя самый главный грех, что самое гнусное, самое противное, чего ты перед людьми стыдишься, что наибольшее отвращение у тебя вызывает? Самому тебе противно – а подумай, как же Богу на тебя противно смотреть, и исправься. Сразу не можешь – начинай постепенно. Но трудись каждый день, старайся. Не можешь весь день – до обеда трудись, потом отдохни. На следующий день опять начни. И увидишь, как с помощью Божией душа твоя начнет расцветать.
Протоиерей Димитрий Смирнов
Свято-Николаевский храм с.Быньги, Свердловская о запись закреплена
Стефан Игнатьев
Сегодня голод иной, духовный, он пострашнее, если кто понимает. Вот и тут укрепление, не бойтесь, Я рядом, трудно будет, зима духовная вокруг, негде услышать слово Божие, все от себя вещают, но с Царицей Небесной ничего не страшно. Поживем. Есть такие слова в акафисте: «ра́дуйся, ти́хое приста́нище и́щущих спасе́ния…», это про нас. В этом тихом пристанище и зима не страшна, и голод не так пугает, и страх уступает место милости и любви.
Свято-Николаевский храм с.Быньги, Свердловская о запись закреплена
Ирина Вязовая—Быковская
По святым местам Урала
Путешествия по святым местам и другим достопримечательностям Урала
Храм Николая Чудотворца в Быньгах
от admin
Храм Николая Чудотворца в Быньгах
История Свято-Николаевского храма в Быньгах
Храм Николая Чудотворца в Быньгах был построен еще в конце XVIII века в числе первых сорока каменных храмов Среднего Урала. На сегодня, по причине того что многие церкви были закрыты и разрушены в течении XX столетия, храм во имя святителя Николая Чудотворца входит в число десяти самых древних на территории Екатеринбургской епархии. Но самое главное, быньговская церковь старейшая среди неоскверненных, незакрытых в годы советской власти храмов, выдержавших все невзгоды и испытания богоборческой эпохи. История его такова.
В начале XVIII века знаменитый Никита Демидов возводит Быньговский завод. В 1759 году предприятие вместе с Невьянским заводом было продано Прокопием Демидовым Савве Яковлеву, родоначальнику новой промышленной династии. После смерти Саввы в 1784 году между его сыновьями началась многолетняя тяжба по разделу огромной промышленной империи. По преданию, Петр Савич дал клятву, что если получит Невьянский и Быньговский заводы, то поставит в Быньгах храм невиданной красоты. После того, как его мечта осуществилась, он отдал приказ управляющему Невьянского завода Суслову поставить в Быньгах великолепный храм, не жалея при этом средств.
Быньговский пейзаж со Свято-Николаевским храмом
В 1796 году церковь освятили во имя святителя Николая Чудотворца. Один из красивейших на всем Урале, храм действительно вышел на славу. Пятикупольное здание церкви совмещает в себе черты нового для того времени классического стиля и уходившего в прошлое барокко (этот стиль, к примеру, проявился в изогнутых криволинейных очертаниях четырех куполов). Храм отличается удивительной и, возможно, беспримерной прочностью. В его фундаменте по углам установлены 300-пудовые чугунные стулья, стены укреплены металлическими связями, верхние и нижние части окон чугунные. Особой прочностью обладает колокольня, внутри вся прошитая чугуном и железом. На колокольне Никольского храма установлены куранты, явление почти уникальное на Среднем Урале, изготовленные на Невьянском заводе по образцу курантов легендарной Невьянской башни.
Иконостас Свято-Николаевского храма в Быньгах
Внутри храм сохранил древнее благолепие и особую духовную атмосферу. В храме три алтаря, главный во имя святителя Николая имеет изумительный древней работы резной иконостас. Почти все иконы храма выполнены невьянскими мастерами, для которых был характерен особенный художественный почерк. Именно поэтому Свято-Николаевский храм считается своеобразным заповедником Невьянской иконописной школы. Стены церкви покрыты старинными фресками, а пол выложен чугунными плитами, вылитыми на старинном Невьянском заводе.
Икона Божией Матери Знамение, список с чудотворного Верхнетагильского образа
«Угрюм-река» и «Приваловские миллионы»
Кадры из фильма «Угрюм-река со Свято-Николаевским храмом
Еще один известный советский художественный фильм, в кадры которого попал Свято-Николаевский храм в Быньгах — «Приваловские миллионы» Ярополка Лапшина, вышедший на экраны в 1972 году.
Свято-Николаевский храм в Быньгах в фильме 1972 года «Приваловские миллионы»
Преподобномученик Ардалион
Есть у храма Быньгах и свой святой заступник — преподобномученик Ардалион (Александр Пономарев), который после окончания Пермской семинарии в 1899 году был рукоположен в священника. Первым местом его службы стал храм Николая Чудотворца в Быньгах. Именно здесь отец Александр Пономарев начал свой тяжелый пастырьский путь, наполненный многими испытаниями и лишениями, но всегда с верой в Бога и с любовью к людям. До самого своего конца, до мучительной смерти он не отступил от своих идеалов, своей веры.
Отец Александр (Пономарев)
После революции, несмотря на выпавшие испытания, гонения и притеснения отец Александр продолжал оставаться верным служителем Христа: защищал свои храмы от закрытия и от захвата их обновленцами, укреплял дух верующих наставлениями и, самое главное, личным примером. «Это так нужно, здесь люди не от злобы ж своей действуют, а это Бог через них хочет испытать мое терпение и смирение. Буду все терпеть ради Иисуса Христа», — эту запись в эти тяжелые годы он оставил на странице Евангелия, которое подарил младшему сыну Григорию, в будущем известному старцу (Григорий некоторое время служил псаломщиком в Вознесенском храме).
В 1932 году, после закрытия Успенского собора на ВИЗе, где служил отец Александр, батюшка переехал вместе с женой и младшим сыном Григорием в Невьянск, где начал свою службу в Вознесенской церкви. Здесь он пережил большое горе — после долгой болезни умерла жена, поддержка и опора, матушка Надежда. Ее похоронили за алтарем Вознесенского храма, могила сохранилась до наших дней. После этого в 1933 году отец Александр принимает постриг с именем Ардалион и полностью отдает себя служению Богу и Церкви. В 1934 году митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский) наградил иеромонаха Ардалиона саном игумена — «за усердное служение Церкви Божией».
С 1936 по 1937 год он фактически возглавляет Челябинскую епархию, проявив в это время себя, как несгибаемый пастырь, готовый нести свой крест до конца: «Отец Ардалион вливал в нас дух бодрости, бичевал за пассивность служителей культа, где закрывают церкви, требовал усиленно отстаивать религию». Игумен Ардалион был возведен в сан архимандрита. В это же время он постоянно бывает в Невьянске, где служит его сын. Там, в Невьянске отец Ардалион и был арестован в начале января 1937 года.
Преподобномученик Ардалион
Во время следствия шестидесятилетний священник стал единственным из десяти обвиняемых по делу, кто упорно не признавал своей вины. И это в то время, когда по статистике более 90 процентов подследственных, проходивших по церковным делам, давали признательные показания — мало кто выдерживал методы работы НКВД.
После приговора архимандрит Ардалион был отправлен в Архангельскую область в пересыльный лагерь города Котлас, который пользовался дурной славой: в лагере умирало так много людей, что их едва успевали хоронить. В Котласе отец Ардалион провел несколько месяцев, а затем был отправлен в Воркуту, где умер от истощения 29 июля 1938 года. «Исповедничество отца Ардалиона — это плод духовного пути, по которому он следовал в течение всей своей жизни. Любовь к Богу и ближним, молитва, ревность к богоугождению, деятельное исполнение евагельских заповедей всегда были главными для него, мученичество же явилось лишь венцом его святой жизни».
Представляем Вашему вниманию экскурсию по городу Невьянску и его окрестностям:
dkarpunin
Дмитрий Карпунин
В ДВИЖЕНИИ
В нескольких километрах северо-западнее Невьянска есть старинное старообрядческое село Быньги. Село появилось примерно во второй половине XVII века. Но официальным основанием считается 1718 год, когда здесь Демидов запустил железоделательный завод. Завод был расположен в устье реки Быньга при слиянии с Нейвой. Здесь изготавливали полосовое, дощатое и листовое железо. Спустя полвека завод приобрёл Савва Яковлев. Ну а в 1863 году завод закрыли из-за его нерентабельности.
После закрытия завода население занималось работами на приисках, кустарным производством, а также вспомогательными работами на соседних заводах.
Улица Ленина
В 1891 году село потряс сильнейший пожар, уничтоживший более 50 домов.
В наши дни более всего Быньги славятся уникальным храмом Святителя Николая, который был заложен в 1797 году. Это один из самых старых каменных храмов Урала.
О появлении храма существует интересная легенда. После смерти Саввы Яковлева, среди его сыновей начались распри по поводу наследства. И согласно легенде Пётр Саввич Яковлев поклялся, что если к нему перейдут Невьянские заводы, то он построит невиданный храм. Когда желание Петра Яковлева сбылось, он сдержал клятву перед Богом и отдал приказ своему управляющему: «Если можно, отлей в Быньгах церковь чугунную во имя Святителя Христова Николая: если этого нельзя сделать, то построй там храм на славу, ничего не жалей, которому стали бы дивиться и которому не было бы веку».
Храм строился на века. Стены укреплены металлическими связями, а колокольня внутри прошита чугуном и железом. Пол выложили чугунными плитами. В советские времена, в период гонений на церковь, храму повезло и он не закрывался, хотя службы не велись из-за отсутствия священника.
Самое удивительное, что на колокольне храма установлены старинные куранты. Явление для России крайне редкое, если не единственное в своём роде. Примечательно, что куранты местного, невьянского производства.
Внутри храм имеет три алтаря, из которых средний во имя Николая Чудотворца выступает вперёд и имеет полукруглый иконостас. Главный свод среднего купола поддерживается четырьмя колоннами. Карнизы, лепные украшения и удобство внутреннего расположения храма свидетельствуют об усердии его строителей. При своем изяществе Быньговский храм отличается прочностью. В фундаменте его под углами заложены чугунные стулья, весом до 300 пудов (около 5 тонн), все стены перевязаны железными связями. Верхние и нижние подушки окон чугунные, рамы оконные в куполе и стропила из железа.
Внутри храма можно увидеть иконы знаменитой невьянской школы. Они отличаются от традиционных своей яркостью, изяществом и красотой.
На сводах, колоннах и стенах храма изображены библейские сцены. Фрески выполнены очень художественно.
Но мастера учитывали и веяние нового времени, и опыт светской живописи. Постройки, интерьеры, изображённые на иконе, получают объём, «глубину». Иконописцы старались приблизить изображение на иконе к реальности. Это прослеживается в «глубине» икон, в объёмности ликов, в изображении природного пейзажа, видов городов и зданий. Изображения несут в себе местный колорит, отразивший географические приметы: в зданиях угадываются постройки уральских горнозаводских комплексов, купола и силуэты уральских храмов.
Отличает невьянскую икону тонкость письма, нарядность, декоративность, обилие золота: пластинками сусального золота покрывалась вся икона. Золотой фон просвечивал сквозь тонкий слой красок, что придавало иконе особую теплоту. Кроме того, мастера владели различными способами обработки золотого фона: гравировкой, цвечением, черневым узорочьем. Получавшаяся при этом фактурная (неровная) поверхность по-разному преломляла лучи света, создавая впечатление, что икона сама светится своим особым светом, за что и называли её светоносной.
Оттенки ярких синих, зеленых, красных красок в сочетании с золотом притягивают и останавливают на себе взгляд. Золото всегда находилось в гармонии с основным цветовым решением иконы. Оно символизировало Христа, божественный свет, солнце, власть, чистоту помыслов, победное сияние добра.
Для большинства поздних икон характерен золотой фон с прочеканенным по левкасу растительным или геометрическим орнаментом. Святые изображаются на фоне пейзажа с низкой линией горизонта. Упрощается композиция иконы, она становится похожей на картину, в ней важную роль играет линейная перспектива.
К сожалению, сейчас храм пребывает в плачевном состоянии, включая старинные куранты. Кое-как ведётся реставрация, но средств от пожертвований на неё не хватает. Хотя, между прочим, Свято-Николаевский храм носит статус историко-архитектурного памятника федерального значения.