на что направлена социальная работа как практическая деятельность
Общая характеристика социальной работы как особого вида практической деятельности
Вопросы к экзамену «Теория социальной работы»
Общая характеристика социальной работы как особого вида практической деятельности
Особой формой деятельности является социальная работа, которая выступает в трех видах: научная, учебная и практическая деятельность.
Социальная работа как вид практической деятельности отличается от других видов деятельности спецификой объекта. В узком смысле СР – это деятельность, которая помогает людям, организациям осознать трудности (личные, социальные и ситуативные) и преодолеть их благодаря поддержке, защите, коррекции, реабилитации. В широком смысле социальная работа – деятельность, направленная на решение социальных проблем личностей, слоев и групп, на создание условий, благоприятствующих восстановлению или улучшению способностей людей к социальному функционированию. Социальная работа представляет собой интегрированный, универсальный вид деятельности, цель которой – удовлетворить социально гарантированные групповые и личностные интересы и потребности различных (прежде всего, социально уязвимых) слоев населения.
Управление как компонент СР включает анализ и оценку состояния объекта, планирование, выработку и принятие решения, учет и контроль, координацию, организационное и материально-техническое обеспечение, подбор, подготовку и воспитание социальных работников. Указанные компоненты в практике объединяются в целостную систему с помощью функций и целей. В общем плане целью практической социальной работы выступает удовлетворение потребностей и интересов личностей и групп, оказание соответствующей помощи и поддержки.
Общая характеристика принципов и закономерностей соц. работы
Принципы социальной работы.
Социально-политические принципы выражают требования, вытекающие из характера социальной политики государства:
2. Принцип гуманизма и демократизма социальной работы предполагает признание человека высшей ценностью, защиту его достоинства и гражданских прав, создание условий свободного проявления способностей личности. Гуманизм в социальной работе требует выдвижения на первый план таких критериев человеческой деятельности и межличностных отношений, в которых выражались бы единство задач и интересов отдельной личности и человечества в целом, в которых социальной равенство, справедливость, человечность были бы нормой отношений между людьми.
Принцип гуманизма социальной работы тесно связан с демократизмом взаимоотношений социального работника и клиента, их преимущественно неформальным характером.
В отличие от официальных отношений, регулируемых должностными приказами, инструкциями, неформальные связи между социальным работником и клиентом возникают и строятся на основе психологической совместимости личных качеств, интересов, симпатий.
Демократизм взаимоотношений в социальной работе открывает огромные возможности для ее специалистов в проявлении своих творческих и профессиональных способностей добиваться в меняющихся обстоятельствах доверия и убежденности клиента в правильности рекомендаций.
Демократизм социальной работы требует умения устанавливать контакт с клиентом, соблюдения норм и правил общения, уважение и внимание к личности клиента, вовлечение его в активный поиск путей разрешения проблем и ненавязчивого влияния своего опыта, ума, знаний.
3. Важно отметить тесную связь демократизма и гуманизма с конкретными условиями жизнедеятельности людей. Жизнь всегда богаче теории. Постоянно меняются обстоятельства, разнообразны клиенты по полу, возрасту, здоровью, культуре, квалификации. Социальный работник постоянно должен ощущать новизну, анализировать конкретную ситуацию, выявлять специфику социальной ситуации.
4. Принцип законности подразумевает строгое исполнение законов и основанных на них правовых актов. В них облекается политика государства. Организационные принципы. Социальная политика тогда чего-нибудь стоит, если она реализуется на деле. Лозунги должны осуществляться на практике. И эта группа принципов способствует воплощению в конкретные дела провозглашенных идей:
Жизнь убеждает, что большие полномочия при малой ответственности создают благоприятную почву для произвола, непродуманных решений, вседозволенности. Важно строгая соразмерность и полномочий, и ответственности.
Специфические принципы социальной работы определяют основные правила деятельности в сфере оказания социальных услуг. К таковым относятся принципы универсальности, охраны социальных прав, социального реагирования, профилактической направленности, клиентоцентризма, опоры на собственные силы, максимизации социальных ресурсов, конфиденциальности, толерантности.
Эволюция
При конструктивном изменении, которое должно быть длительным и постоянным, клиент должен достигнуть необходимых перемен, и отношения между ним и социальным работником должны быть прекращены В процессе индивидуальной работы социальный работник должен исходить из того, что клиент имеет не только свои нужды, но и права. Основываясь на профессиональной этике социальной работы, в процессе взаимодействия с клиентом профессионалы руководствуются следующими принципами:
§ клиент имеет право на выражение своих чувств;
§ социальный работник должен проявлять контролируемое эмоциональное участие;
§ клиент не должен чувствовать со стороны социального работника отторжения, он должен быть «принят»;
§ он не должен чувствовать со стороны социального работника, что его «оценивают»;
§ клиент имеет право делать самостоятельный выбор и принимать самостоятельные решения;
§ клиент имеет право на конфиденциальность.
Надо сказать, что, помимо перечисленных принципов, в практике индивидуальной работы формируются дополнительные принципы, запрещающие социальному работнику в определенных случаях следовать за клиентом, поскольку это будет ограничивать степень самостоятельности самого социального работника. Среди этих принципов можно выделить следующие:
§ никогда не следует помогать «третьему лицу» — тому, кого вы не видели и с кем не обсуждали его ситуацию;
§ никогда не верьте, что человек совершенно беспомощен (за исключением тех случаев, когда он без сознания);
§ не пытайтесь заставить другого человека во что бы то ни стало чувствовать себя лучше;
§ не принимайте решения за другого человека и не пытайтесь его убедить сделать, с вашей точки зрения, правильный выбор.
Вопросы к экзамену «Теория социальной работы»
Общая характеристика социальной работы как особого вида практической деятельности
Особой формой деятельности является социальная работа, которая выступает в трех видах: научная, учебная и практическая деятельность.
Социальная работа как вид практической деятельности отличается от других видов деятельности спецификой объекта. В узком смысле СР – это деятельность, которая помогает людям, организациям осознать трудности (личные, социальные и ситуативные) и преодолеть их благодаря поддержке, защите, коррекции, реабилитации. В широком смысле социальная работа – деятельность, направленная на решение социальных проблем личностей, слоев и групп, на создание условий, благоприятствующих восстановлению или улучшению способностей людей к социальному функционированию. Социальная работа представляет собой интегрированный, универсальный вид деятельности, цель которой – удовлетворить социально гарантированные групповые и личностные интересы и потребности различных (прежде всего, социально уязвимых) слоев населения.
Управление как компонент СР включает анализ и оценку состояния объекта, планирование, выработку и принятие решения, учет и контроль, координацию, организационное и материально-техническое обеспечение, подбор, подготовку и воспитание социальных работников. Указанные компоненты в практике объединяются в целостную систему с помощью функций и целей. В общем плане целью практической социальной работы выступает удовлетворение потребностей и интересов личностей и групп, оказание соответствующей помощи и поддержки.
13. На что должна быть направлена социальная работа как практическая деятельность?
Социальная работа как практическая деятельность направлена на поддержку, развитие личности, реабилитацию индивидуальной и социальной субъектности человека. Она осуществляется на профессиональном и непрофессиональном уровнях. Непрофессиональный уровень социальной работы – это добровольная (благотворительная) помощь, профессиональная социальная работа реализуется через функционирование целого ряда специализаций, направленных на решение конкретных проблем человека (медицинских, юридических, экономических, воспитательных и т. д.).
Цели социальной работы независимо от модели теоретического обоснования и практики связаны с поддержанием личности клиента, а задачи социальной работы меняются в зависимости от сфер социальной практики, характера проблем клиентов, социально-психологических особенностей клиентов, условий конкретного социума. Поэтому в различных странах задачи социальной работы, а также средства ее осуществления различны и определяются социокультурным контекстом и традицией.
В число основных задач и профессиональных обязанностей социального работника входят прежде всего следующие: оказывать помощь индивидам и группам, осознавать и устранять затруднения личного, социального, экологического и духовного характера, неблагоприятно влияющие на них; помогать людям справляться с этими затруднениями путем поддерживающего, реабилитирующего, защитного или корректирующего воздействия; защищать беспомощных в соответствии с законом, прибегая к использованию власти; способствовать более широкому использованию каждым клиентом собственных возможностей для социальной самозащиты; использовать все средства и источники для социальной защиты нуждающихся в этом людей и др.
Рассматриваемый круг задач со всей определенностью показывает, что они включают в себя широчайший диапазон тех навыков и умений, которые потребуются социальным работникам для их выполнения. Если рассмотреть в контексте с задачами социальной работы круг основных обязанностей, которые должен выполнять социальный работник как профессионал, то в основном это выглядит следующим образом: создавать и поддерживать рабочую обстановку и атмосферу; выявлять и преодолевать негативные чувства, которые влияют на людей и на него самого; опознавать и преодолевать в отношениях с людьми агрессию и враждебность; содействовать предоставлению физической заботы нуждающимся и престарелым; наблюдать, понимать и интерпретировать поведение и отношения между людьми; общаться вербально и письменно; организовывать и вести беседу в различных обстоятельствах; вести переговоры, выступать по радио и т. д.
Поле деятельности социального работника очень широко: в микрорайонах и на предприятиях он выявляет лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психологической, материальной помощи; содействует интеграции деятельности различных государственных организаций и учреждений по оказанию социально-экономической помощи населению; помогает в семейном воспитании; проводит работу с пенсионерами, инвалидами, детьми; участвует в работе по созданию центров социальной помощи, социальной реабилитации; работает с несовершеннолетними правонарушителями и людьми, вернувшимися из заключения и т. д.
Социальная работа как практическая деятельность
1.2 Социальная работа как практическая деятельность
Социальная работа – это профессиональная деятельность, имеющая целью содействие людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.
В отличие от других форм социального содействия социальная работа – двустороннее взаимодействие. Сотрудник социальной службы, социальный терапевт, специалист другого профиля должен обязательно опираться на ресурсы самого клиента, организовывать и побуждать его для разрешения его собственной проблемы.
Термин «социальная работа» тесно связан с функционированием рыночной экономики, поскольку достижение ее эффективности сопровождается социальным расслоением. Если не создана сеть социальной поддержки, то обостряются проблемы в социальной сфере, возникает социальная напряженность. В странах развитой рыночной экономики на протяжении десятилетий создавались и довольно успешно действуют институты социальной поддержки людей. Профессия «социальный работник» относится здесь к числу самых распространенных, а социальные структуры имеют как государственную, так и частную основу. В нашей стране наиболее актуальной проблемой в области социальной работы является признание ее как важнейшей деятельности, подтверждающей степень социальной защищенности личности, соблюдение первейших прав человека, уровень гуманизации общества. Социальная работа относится к одному из многочисленных видов деятельности. Есть экономическая, политическая, правовая, культурная, техническая, научная и другие виды деятельности. И есть социальная работа – особый вид деятельности.
В этой связи следует отметить ее различные аспекты.
1.Социальная работа – деятельность, осуществляемая профессионально подготовленными специалистами и их добровольными помощниками, направленная на оказание индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц, попавших в трудную для них жизненную ситуацию, через информирование, диагностику, консультирование, прямую натуральную и финансовую помощь, уход и обслуживание больных и одиноких, педагогическую и психологическую поддержку, ориентирующую нуждающихся в помощи на собственную активность по преодолению сложных ситуаций и способствующих им в этом.
2.Социальная работа – профессиональная деятельность, направленная на активизацию потенциала собственных возможностей личности при решении сложных жизненных проблем.
3.Социальная работа – профессиональная деятельность, носящая по преимуществу превентивный характер.
4.Социальная работа – профессиональная деятельность, направленная в итоге на гармонизацию социальных отношений в обществе [3, с. 324 – 325].
Ш. Рамон и Т. Шанин, английские ученые, определяют социальную работу как организацию личностной службы помощи человеку. Она основана на альтруизме и направлена на то, чтобы облегчить людям в условиях личного и семейного кризиса повседневную жизнь, а также, по возможности, кардинально решить их проблемы. Социальная работа является важным связующим звеном между людьми, которым надо помочь, и государственным аппаратом, а также законодательством.
К основным целям социальной работы можно отнести следующие:
– увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;
– создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону;
– адаптация или реадаптация людей в обществе;
– создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих;
– и как конечная цель – достижение такого результата, когда необходимость в помощи социального работника у клиента «отпадает».
Любая социальная деятельность обладает такими компонентами, как цель, средства, условия.
Целью социальной работы, как деятельности, является оптимизация механизмов социального функционирования индивида или социальной группы. Однако следует иметь в виду, что существуют различные основания для возникновения разных видов и форм социальной работы. Одним из таких оснований могут выступать сферы социальной практики и в этом случае можно говорить о социальной работе в образовании, здравоохранении, сфере досуга и т.д.; другим основанием могут служить социально-психологические особенности клиентов – молодежь, группы социального риска, лица, склонные к суициду и т.д.; третьим – характер проблем, встающих перед социальными работниками. Можно найти и другие основания. Во всех этих случаях будет происходить конкретизация целей социальной работы (например, от профилактики до коррекции). Условия для каждого вида социальной работы также будут конкретизироваться, включая различные уровни и сферы (от федерального до местного): политические, экономические, социально-психологические и этнонациональные.
Средства в данном случае могут рассматриваться как социальные институты, методы осуществления социальной работы.
В этой связи особое значение имеет типологизации социальных служб в целях организации практической социальной работы. В основе классификации различных видов и форм работы могут лежать различные принципы (это в какой-то степени связано с наличием разных подходов к пониманию сущности и характера социальной работы как деятельности), но все они, в конечном счете, сводятся к следующему: работа с проблемой клиента; работа с другими службами, учреждениями, организациями.
Во втором случае, с одной стороны, речь идет о сфере деятельности, в процессе которой возникают проблемы взаимодействия с другими службами, учреждениями, ассоциациями (например, сфера образования, здравоохранения, быта и т.д.); с другой – о статусе этих организаций (государственные, коллективные, общественные, благотворительные, частные и т.д.). Социальная работа это механизм, который должен переводить потенциально провозглашенные права в актуально реализуемые. Смысл социальной работы состоит в компенсации тех или иных социальных ущербов, выравнивании возможностей различных индивидов, семей, групп в пользовании своими социальными правами. Целью социальной работы как деятельности, является оптимизация механизмов социального функционирования индивида или социальной группы.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что смысл социальной работы – это деятельность по оказанию помощи индивидам, семьям, группам в реализации их социальных прав и в компенсации физических, психических, интеллектуальных, социальных и иных недостатков, препятствующих полноценному социальному функционированию. Как любая профессиональная деятельность она осуществляется специалистами по социальной работе.
Социальная работа как вид практической деятельности
отличается от других видов деятельности спецификой своего объекта. В узком смысле социальная работа — это деятельность, которая помогает людям, организациям осознать трудности (личные, социальные и ситуативные) и преодолеть их благодаря поддержке, защите, коррекции, реабилитации. В более широком
смысле социальная работа может быть определена как вид деятельности, направленный на решение социальных проблем отдельных личностей, слоев и групп, на создание условий, которые благоприятствуют восстановлению или улучшению способностей людей к социальному функционированию.
В целом социальная работа представляет собой интегрированный, универсальный вид деятельности, цель которой — удовлетворить социально гарантированные групповые и личностные интересы и
потребности различных (и прежде всего социально уязвимых) слоев населения.
Как особый вид практической деятельности социальная работа включает целый ряд компонентов: объект, субъект, содержание, средства, управление, функции и цели.
образования, культуры, науки, бытового обслуживания и др.).
Субъектами социальной работы выступают государство со своими структурами, общественные, благотворительные, милосердные и другие организации и учреждения, социальные работники как
люди, занимающиеся социальной деятельностью, работая в соответствующих службах или на общественных началах; преподаватели, ученые.
Важнейшим компонентом социальной работы является ее содержание определяемое функциями: информационной, диагностической, прогностической, организационной, психолого-педагогической, оказания практической помощи, управленческой. Социальная работа осуществляется с помощью средств как предметов, орудий, действий, с помощью которых достигаются цели этой деятельности. Многообразие средств предопределяется указанным многообразием функций социальной работы: это и деловые связи, и личные контакты, и слова, и приемы психотерапии, личное обаяние, и такие средства как телефон, специальные учетные бланки и т. д.
Управление как компонент практической социальной работы включает в себя анализ и оценку состояния объекта, планирование, выработку и принятие решения, учет и контроль, координацию, организационное и материально-техническое обеспечение, подбор, подготовку и воспитание социальных работников.
Указанные компоненты в практической социальной работе объединяются в целостную систему с помощью ее функций и целей. В общем плане целью практической социальной работы выступает удовлетворение потребностей и интересов клиентов — отдельных личностей и групп, оказание соответствующей помощи
Социальная работа как практическая деятельность имела место всегда, с самого начала возникновения человеческого общества, принимая различные формы на различных этапах его развития. Социальная работа может выступать и выступала в форме как профессиональной, так и непрофессиональной деятельности, с преобладанием в XX в. профессиональной формы. На более ранних стадиях развития человечества она носила характер благотворительности, милосердия и т. д.
Дата добавления: 2014-11-13 ; просмотров: 13 ; Нарушение авторских прав
110 вопросов и ответов по теории и практике социальной работы. Учебное пособие
Представлена вся экспозиция теории и практики социальной работы: ее история в России и за рубежом, основы теории, место в структуре гуманитарных и общественно-политических наук, методология, общие и частные технологии. Пособие построено в виде вопросов по основным темам учебного курса «Социальная работа» и развернутых ответов на них. Для студентов вузов и средних специальных учебных заведений гуманитарного профиля, профессионально ориентированных на подготовку социальных работников различного уровня. Также будет полезно практикующим социальным работникам.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги 110 вопросов и ответов по теории и практике социальной работы. Учебное пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
18. Что такое социальная работа как действительная, практическая реализация философии прав человека?
Наряду с концепцией профессионализма стержнем понятийной структуры социальной работы стала идея прав человека. Говоря шире, эта идея или философия стала двигателем и обоснованием политических реформ. Понятие «права человека» в наше время чаще всего представляется чем-то естественным и вечным. Впервые возникнув в Западной Европе и в США примерно два века назад, понятие это затем прочно укоренилось в коллективном сознании. Делались попытки подвести под эту идею некий абсолютный и (или) научный фундамент, в чем, в частности, преуспели представители школы утилитаризма. Тем не менее идея прав человека остается именно философией, т. е. системой логически связанных абстрактных принципов, категорий и ценностей. Нередко ее использовали для прикрытия интересов отдельных групп или как пропагандистский прием, но по сути даже в этом всегда содержалось нечто большее, чем демагогия. Ядро данной философии составляет набор утверждений о том, что каждый человек обладает абсолютным и очевидным правом на определенные блага, которые в не столь отдаленном прошлом были доступны как самопонятные привилегии и «свободы» лишь узким слоям европейского общества.
Можно также сказать, что философия прав человека — это комплекс представлений о реальном и об идеальном устройствах общества и о месте индивида в социуме. Идеалы философии прав человека претворялись в жизнь мирным или революционным путем реформаторами, стремившимися преобразовать общество в соответствии со своими моделями его улучшения. Эти модели неоднократно корректировались, поскольку сама реализация их вскрывала серьезные просчеты в первоначальных планах, после чего рождалась новая реформистская программа, а сами представления о правах человека подвергались коренному пересмотру. Вслед за этим начинался новый цикл реформ. Из истории мы знаем два таких цикла, и сейчас можно говорить о начале третьего. В соответствии с основной направленностью реформ эти циклы можно поэтапно обозначить как: гражданские права и политическое равенство, государство всеобщего благоденствия и социальная справедливость, индивидуальность и право выбора.
Зачатки идей, позднее оформившихся в философию прав человека, можно найти еще в Древней Греции и Риме. Действительно, именно в греческих городах-полисах зародилось представление о гражданстве, связанное с принципом прямой демократии, хотя это была, конечно, демократия для избранных. Мысли о принципиальном равенстве всех людей были высказаны первоначально римскими философами-стоиками. Однако в своем окончательном виде философия всеобщих гражданских прав — продукт XVII–XVIII вв., оказавшийся в центре всеобщего внимания после американской и французской революций, а также в результате развития английской парламентской либеральной традиции, наиболее ярким представителем которой был Дж. Локк.
Ядром этой философии стало новое представление о природе человека и его месте в мире и, как следствие этого, о более разумном и совершенном устройстве общества и месте человека в нем. Такое общество должно было состоять из свободных граждан, а не рабов или верноподданных. На философском языке этики Канта это означало, что каждый человек должен рассматриваться как цель, а не как средство. Естественные права людей предполагали их равенство перед законом, что в дальнейшем было выражено конституционным принципом «один гражданин — один голос», основным критерием легитимности государственной власти.