седмиезерный монастырь в казани официальный сайт
СЕДМИЕЗЕРНАЯ БОГОРОДИЦКАЯ ПУСТЫНЬ
Евфимиевский храм Седмиезерной пустыни. Фото нач. XXI в. |
Седмиезерная Богородицкая пустынь, мужской монастырь Казанской епархии
Монастырь расположен в 17 километрах от Казани.
История Седмиозерной пустыни начиналась так же, как и история большинства монастырей России. В 1615 году в пустынном месте, куда захаживали только язычники-черемисы, поселился схимонах Евфимий, выходец из Великого Устюга. Вскоре, узнав о подвижнической жизни блаженного старца Евфимия, рядом с ним стали селиться монахи и послушники, а в 1627 году был официально открыт монастырь. Первоначально он назывался Вознесенским. Сам схимонах Евфимий вскоре был вызван Казанским архиепископом в Казанский Спасо-Преображенский монастырь Казанского кремля, где и скончался. Долгое время монастырь был невелик и небогат. Так в 1646 году здесь жили 27 человек братии, которые кормились огородничеством.
Общежительным монастырем пустынь стала в 1816 году, а в 1884 году была предоставлена в личное управление казанским правящим архиереям, которые отныне становились настоятелями Седмиозерной пустыни.
Ее главной святыней являлась Седмиезерная икона Божией Матери, которую основатель монастыря схимонах Евфимий принес из Великого Устюга, эта икона издавна хранилась в его семье.
В 1900 году наместником пустыни был назначен преподобный Гавриил (Зырянов), один из авторитетнейших русских старцев. Его усердием был отстроен в 1898-1899 годах новый двухэтажный храм во имя преподобного Евфимия Великого и святителя Тихона Задонского для неусыпного чтения Псалтири по усопшим.
Но после закрытия в 1926 году Седмиозерная пустынь была, в основном, разрушена.
В монастыре идут восстановительные работы, уже отреставрирована церковь и братский корпус, налаживается монастырское хозяйство, идет подготовка к восстановлению других монастырских построек, строительству монастырской ограды.
Храмы
Евфимия Великого и Тихона Задонского
Кирпичный двухэтажный храм с богатым декором в псевдорусском стиле. Построен в 1898-1900 годах к северу от собора по инициативе схиархим. Гавриила (Зырянова) для неусыпного чтения Псалтыри. Крестообразная в плане эклектичная постройка завершена четвериком с главкой. В конце 1990-х отремонтирована, сооружен новый притвор со звонницей.
Собор Смоленской иконы Божией Матери
Кирпичный двустолпный однокупольный трехапсидный храм на белокаменном подклете, с трапезной, окруженный открытой папертью, построенный около 1668 года и перестроенный в 1710 года. Стены церкви были прорезаны двумя рядами оконных проемов, обрамленных «рогатыми» наличниками и завершались крупными полукруглыми закомарами, купол в барочном духе был переделан в середине XVIII века. Ярусная колокольня в духе казанского барокко, примыкавшая с запада к паперти, была разобрана в 1898 году. Собор разрушен в начале 1930-х. Уцелели стены подклета, планируется воссоздание храма.
Вознесенский собор
Теплая церковь, построенная из белого камня в 1646 году и перестраивавшаяся в 1706 году и позже. Стояла юго-западнее собора, с папертью которого соприкасалась. Одноглавый трехапсидный четверик с западным притвором, после реконструкции покрытый простой четырехскатной кровлей. Храм уничтожен в 1930-х годах.
Святыни
Святые источники
Ближний источник
Дальний источник
Мужской монастырь Седмиезерная Богородичная пустынь Епархиальные монастыри РПЦ
История
История Седмиозерной пустыни начиналась так же, как и история большинства монастырей России. В 1615 году в пустынном месте, куда захаживали только язычники-черемисы, поселился схимонах Евфимий, выходец из Великого Устюга. Вскоре, узнав о подвижнической жизни блаженного старца Евфимия, рядом с ним стали селиться монахи и послушники, а в 1627 году был официально открыт монастырь. Первоначально он назывался Вознесенским. Сам схимонах Евфимий вскоре был вызван Казанским архиепископом в Казанский Спасо-Преображенский монастырь Казанского кремля, где и скончался. Долгое время монастырь был невелик и небогат. Так в 1646 здесь жили 27 человек братии, которые кормились огородничеством.
Общежительным монастырем пустынь стала в 1816 году, а в 1884 году была предоставлена в личное управление казанским правящим архиереям, которые отныне становились настоятелями Седмиозерной пустыни.
Ее главной святыней являлась Смоленско-Седмиозерная икона Божией Матери. Основатель монастыря схимонах Евфимий принес эту икону, издавна хранившуюся в семье его родителей, из Великого Устюга. Этот чудотворный образ, по благословению правящего архиерея, схимонах Евфимий пожертвовал монастырю. В 1654 году, когда в Казани свирепствовала чума, от которой погибло до трети жителей, благочестивой монахине Марфе во сне явилась Богородица и повелела, чтобы ее чудотворный Седмиозерный образ был принесен из монастыря в Казань, а воеводы и духовенство торжественно встретили его крестным ходом. Все это было исполнено и чума в городе прекратилась.
С этого времени по указанию митрополита Казанского Лаврентия, ежегодно 26 июня из монастыря совершался крестный ход с чудотворной иконой, причем Седмиозерный образ торжественно встречали на том самом месте, где позже был построен Кизический монастырь. В течение месяца икона переносилась из одного казанского храма в другой. Кроме того, еще один крестный ход в Казань с иконой ежегодно проходил с 9 сентября по 1 октября. Чудотворения от Сможко-Седмиозерной иконы Божьей Матери прославило монастырь, куда ежегодно приходили тысячи мников. В настоящее время эта чудотворная икона находится в Петропавловском соборе Казани. Еще одна славная страница в истории монастыря связана с пребыванием в нем преподобного старца Гавриила (Зырянова) (1844-1915).
Преподобный Гавриил происходил из крестьян Пермской губернии. В течение 10 лет он являлся послушником в знаменитой Оптиной пустыни, являлся духовным чадом преп.Амвросия Оптинского. В Москве он принял постриг с именем Тихон, затем по указанию оптинских старцев, покинул Москву и направился в Раифу, а затем — в Седмиозерную пустынь, в которой жил в 1883 по 1908 гг. В 1894 году принял схиму, в 1900 году по настоянию правящего архиерея был назначен наместником пустыни. Усердием старца Гавриила был отстроен в 1898-1899 гг. новый двухэтажный храм во имя преподобного Евфимия Великого и святителя Тихона Задонского для неусыпного чтения Псалтири по усопшим.
В конце XIX — начале XX вв. преподобный Гавриил был одним из авторитетнейших русских старцев. В 1908-1915 гг. он проживал на покое в Спасо-Елеазаровом монастыре под Псковом, в 1915 году вернулся в Казань, но до Седмиозерной пустыни не доехал, скончавшись на квартире своего духовного сына в Казанской духовной академии. Тогда же старец был погребен в Седмиозерной пустыни в отстроенном им храме Препоподобного Евфимия Великого. В 1997 году схиархимандрит Гавриил был канонизирован. К началу XX века Седмиозерная пустынь была большим и красивым монастырем.
Здесь находились Вознесенский собор и церковь Смоленской Божьей Матери — оба храма второй половины XVII века, монастырь окружали стены того же времени. Внутри располагалились пять каменных корпусов построенных в основном в XIX веке. В 1881 году была построена высокая колокольня. Историей основания и внешним обликом Седмиозерная пустынь была похожа на Раифский монастырь. Но, в отличии от Раифы Седмиозерная пустынь после закрытия в 1926 году была, в основном, разрушена. Ко времени передачи монастыря в ведение Русской Православной Церкви (в 1997 году) сохранились только: братский корпус, построенный в 1893 году, часть стен со странноприимным домом и двухэтажный храм во имя преподобного Евфимия Великого и святителя Тихона Задонского.
Именно в этом храме был похоронен старец Гавриил (его мощи были частично спасены от осквернения в советское время и сейчас часть их почивает в Седмиозерной пустыни, а остальная часть в церкви праведного Иоанна Кронштадтского г. Казани). Кроме этого в монастыре имеется чудотворный список Седмиозерной иконы Божьей Матери, который пользуется особым почитанием. Недалеко от монастыря находятся два святых источника.
В настоящее время в монастыре идут восстановительные работы, уже отреставрирована церковь и братский корпус, налаживается монастырское хозяйство, идет подготовка к восстановлению других монастырских построек, строительству монастырской ограды.
Седмиозерная мужская пустынь
Содержание
История [ править ]
Основан в 1613 году иноком Евфимием, переселившимся из Великого Устюга и принесшим сюда икону Божьей Матери, которая впоследствии получила название Смоленской Седмиезерной (прославилась в 1654 году спасением от моровой язвы). В память событий 1654 г. был установлен ежегодный крестный ход 25 июня (по ст. стилю) из Седмиозерной пустыни в Казань.
Благодаря почитанию иконы в обитель стали поступать щедрые пожертвования. На них удалось в 1668 г. возвести каменный Смоленский собор, главный храм монастыря, в котором и помещалась икона (сейчас от него остались лишь руины цокольного этажа). Ещё раньше, в 1640 г., появился первый каменный храм — Вознесенский.
В XIX веке к ним добавились ещё 3 храма, а также многоярусная надвратная колокольня. Ещё одна церковь, шестая по счёту, во имя иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость», была возведена над святым источником в 1 км от пустыни.
Монастырь входил в число нескольких богатейших в Казанской епархии. В XVIII веке в его владениях числилось более 500 крестьянских душ. После реформы 1764 г., когда монастыри были лишены земель с крестьянами, Седмиозёрная пустынь была причислена к III классу.
Братия монастыря, как в XVIII, так и в XIX веке насчитывала несколько десятков человек; в некоторые годы число монашествующих с послушниками доходило до 100.
С 1883 до мая 1908 года в монастыре жил старец Гавриил (Зырянов) (прославлен как местночтимый святой в 1996 году).
Последний, до закрытия, настоятель монастыря (1922—1928) архимандрит Александр (Уродов) († 14 августа 1961 по ст. ст.[3]) также прославлен в лике святых как преподобный Александр Седмиезерный (Санаксарский).
В 1928 г. монастырь был закрыт и разорён, почти весь его ансамбль, включая главный собор и колокольню, разрушен. Отдельные уцелевшие постройки использовались для хозяйственных нужд местного совхоза.
В 1996 году территория монастыря возвращена Русской Православной Церкви. Братия пустыни сейчас немногочисленна.
Из всех храмов монастыря уцелела и восстановлена лишь одна небольшая церковь свв. Евфимия Великого и Тихона Задонского (1899 г.). В ней находятся мощи св. Гавриила Седмиозёрного, а также почитаемый список Смоленской Седмиозёрной иконы Божьей Матери (сама икона ныне — в Петропавловском соборе Казани).
Современное состояние [ править ]
В настоящее время монастырь действующий. В монастырском храме богослужения совершаются каждый день.
Возрастает число насельников обители.
Совершенствуются формы социального служения.
В монастыре идут восстановительные работы, уже отреставрирована церковь и братский корпус, налаживается монастырское хозяйство, идет подготовка к восстановлению других монастырских построек, строительству монастырской ограды.
Храмы [ править ]
Святыни [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Фото [ править ]
Церковь Евфимия Великого и Тихона Задонского
Часовня Всех Святых
Часовня иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (на ближнем источнике)
СЕДМИЕЗЕРНАЯ БОГОРОДИЦКАЯ ПУСТЫНЬ
Евфимиевский храм Седмиезерной пустыни. Фото нач. XXI в. |
Седмиезерная Богородицкая пустынь, мужской монастырь Казанской епархии
Монастырь расположен в 17 километрах от Казани.
История Седмиозерной пустыни начиналась так же, как и история большинства монастырей России. В 1615 году в пустынном месте, куда захаживали только язычники-черемисы, поселился схимонах Евфимий, выходец из Великого Устюга. Вскоре, узнав о подвижнической жизни блаженного старца Евфимия, рядом с ним стали селиться монахи и послушники, а в 1627 году был официально открыт монастырь. Первоначально он назывался Вознесенским. Сам схимонах Евфимий вскоре был вызван Казанским архиепископом в Казанский Спасо-Преображенский монастырь Казанского кремля, где и скончался. Долгое время монастырь был невелик и небогат. Так в 1646 году здесь жили 27 человек братии, которые кормились огородничеством.
Общежительным монастырем пустынь стала в 1816 году, а в 1884 году была предоставлена в личное управление казанским правящим архиереям, которые отныне становились настоятелями Седмиозерной пустыни.
Ее главной святыней являлась Седмиезерная икона Божией Матери, которую основатель монастыря схимонах Евфимий принес из Великого Устюга, эта икона издавна хранилась в его семье.
В 1900 году наместником пустыни был назначен преподобный Гавриил (Зырянов), один из авторитетнейших русских старцев. Его усердием был отстроен в 1898-1899 годах новый двухэтажный храм во имя преподобного Евфимия Великого и святителя Тихона Задонского для неусыпного чтения Псалтири по усопшим.
Но после закрытия в 1926 году Седмиозерная пустынь была, в основном, разрушена.
В монастыре идут восстановительные работы, уже отреставрирована церковь и братский корпус, налаживается монастырское хозяйство, идет подготовка к восстановлению других монастырских построек, строительству монастырской ограды.
Храмы
Евфимия Великого и Тихона Задонского
Кирпичный двухэтажный храм с богатым декором в псевдорусском стиле. Построен в 1898-1900 годах к северу от собора по инициативе схиархим. Гавриила (Зырянова) для неусыпного чтения Псалтыри. Крестообразная в плане эклектичная постройка завершена четвериком с главкой. В конце 1990-х отремонтирована, сооружен новый притвор со звонницей.
Собор Смоленской иконы Божией Матери
Кирпичный двустолпный однокупольный трехапсидный храм на белокаменном подклете, с трапезной, окруженный открытой папертью, построенный около 1668 года и перестроенный в 1710 года. Стены церкви были прорезаны двумя рядами оконных проемов, обрамленных «рогатыми» наличниками и завершались крупными полукруглыми закомарами, купол в барочном духе был переделан в середине XVIII века. Ярусная колокольня в духе казанского барокко, примыкавшая с запада к паперти, была разобрана в 1898 году. Собор разрушен в начале 1930-х. Уцелели стены подклета, планируется воссоздание храма.
Вознесенский собор
Теплая церковь, построенная из белого камня в 1646 году и перестраивавшаяся в 1706 году и позже. Стояла юго-западнее собора, с папертью которого соприкасалась. Одноглавый трехапсидный четверик с западным притвором, после реконструкции покрытый простой четырехскатной кровлей. Храм уничтожен в 1930-х годах.
Святыни
Святые источники
Ближний источник
Дальний источник
Команда Кочующие
Командный раздел
Марий Эл
Татарстан
Регионы
Окно в природу
Блог от Лоцмана
Последние комментарии
Популярное содержимое
За сегодня:
За всё время:
Седмиезерная пустынь, Семиозерка
Богородичная Седмиезерная пустынь — православный мужской монастырь Казанской епархии Русской Православной Церкви к северу от Казани, в пригородном посёлке Семиозёрка. До 1918 года был общежительным монастырём 3-го класса.
Основан в 1615 году иноком Евфимием, переселившимся из Великого Устюга и принесшим сюда икону Божьей Матери, которая впоследствии получила название Смоленской Седмиезерной (прославилась в 1654 году спасением от моровой язвы). В память событий 1654 г. был установлен ежегодный крестный ход 25 июня (по ст. стилю) из Седмиозерной пустыни в Казань.
ПАЛОМНИКИ ОБЕДАЮТ В МОНАСТЫРЕ
Благодаря почитанию иконы в обитель стали поступать щедрые пожертвования. На них удалось в 1668 г. возвести каменный Смоленский собор, главный храм монастыря, в котором и помещалась икона (сейчас от него остались лишь руины цокольного этажа). Ещё раньше, в 1640 г., появился первый каменный храм – Вознесенский.
В XIX веке к ним добавились ещё 3 храма, а также многоярусная надвратная колокольня. Ещё одна церковь, шестая по счёту, во имя иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость», была возведена над святым источником в 1 км от пустыни.
БРАТСКИЙ КОРПУС Семиозерного МОНАСТЫРЯ
Монастырь входил в число нескольких богатейших в Казанской епархии. В XVIII веке в его владениях числилось более 500 крестьянских душ. После реформы 1764 г., когда монастыри были лишены земель с крестьянами, Седмиозёрная пустынь была причислена к III классу.
Братия монастыря, как в XVIII, так и в XIX веке насчитывала несколько десятков человек; в некоторые годы число монашествующих с послушниками доходило до 100.
С 1883 до мая 1908 года в монастыре жил старец Гавриил (Зырянов) (прославлен как местночтимый святой в 1996 году).
Последний, до закрытия, настоятель монастыря (1922—1928) архимандрит Александр (Уродов) († 14 августа 1961 по ст. ст.) также прославлен в лике святых как преподобный Александр Седмиезерный (Санаксарский).
В 1928 г. монастырь был закрыт и разорён, почти весь его ансамбль, включая главный собор и колокольню, разрушен. Отдельные уцелевшие постройки использовались для хозяйственных нужд местного совхоза.
Седмиезерная пустынь, Семиозерка
В 1996 году территория монастыря возвращена Русской Православной Церкви. Братия пустыни сейчас немногочисленна.
Из всех храмов монастыря уцелела и восстановлена лишь одна небольшая церковь свв. Евфимия Великого и Тихона Задонского (1899 г.). В ней находятся мощи св. Гавриила Седмиозёрного, а также почитаемый список Смоленской Седмиозёрной иконы Божьей Матери (сама икона ныне – в Петропавловском соборе Казани).
ОКОЛО МОЩЕЙ ПРЕПОДОБНОГО ГАВРИИЛА СЕДМИЕЗЕРНОГО
История Седмиозерной пустыни начиналась так же, как и история большинства монастырей России. В 1615 году в пустынном месте, куда захаживали только язычники-черемисы, поселился схимонах Евфимий, выходец из Великого Устюга. Вскоре, узнав о подвижнической жизни блаженного старца Евфимия, рядом с ним стали селиться монахи и послушники, а в 1627 году был официально открыт монастырь.
Семиозерный монастырь, пустынь
Седмиезерная Богородичная пустынь
Первоначально он назывался Вознесенским. Сам схимонах Евфимий вскоре был вызван Казанским архиепископом в Казанский Спасо-Преображенский монастырь Казанского кремля, где и скончался. Долгое время монастырь был невелик и небогат. Так в 1646 здесь жили 27 человек братии, которые кормились огородничеством.
Общежительным монастырем пустынь стала в 1816 году, а в 1884 году была предоставлена в личное управление казанским правящим архиереям, которые отныне становились настоятелями Седмиозерной пустыни.
Семиозерная пустынь
Ее главной святыней являлась Смоленско-Седмиозерная икона Божией Матери. Основатель монастыря схимонах Евфимий принес эту икону, издавна хранившуюся в семье его родителей, из Великого Устюга. Этот чудотворный образ, по благословению правящего архиерея, схимонах Евфимий пожертвовал монастырю. В 1654 году, когда в Казани свирепствовала чума, от которой погибло до трети жителей, благочестивой монахине Марфе во сне явилась Богородица и повелела, чтобы ее чудотворный Седмиозерный образ был принесен из монастыря в Казань, а воеводы и духовенство торжественно встретили его крестным ходом. Все это было исполнено и чума в городе прекратилась.
Богородичный монастырь Издалека, еще за километр до Семиозерки, виден его небесно-голубой купол на фоне стены леса. Как искорка, мерцает на солнце святой крест. Сам храм, пасхально-красный, издалека чуть розовеет в дымке: единственная живая свечка, празднично озарившая широкую долину.
СТАРИНОЕ ПАНО СЕДМИЕЗЕРНОЙ ПУСТЫНИ В ОКРУЖЕНИИ РЕК И ОЗЕР
Здесь, видя все это, легко веришь в сказание о древнем, совершенно необъятном дубе, у которого язычники-марийцы приносили в жертву коней и волов, и все ветви его были увешаны сырыми шкурами забитых здесь животных. Это было до основания монастыря.
Инок Евфимий тогда стал свидетелем чуда, за которое возблагодарил Бога: «Однажды, когда они пришли совершать свой скверный праздник, внезапно небо омрачилось, сделалась буря, раздался гром, страшная молния ударила в дерево и, сокрушив его, сожгла до самого корня. » Жертвоприношения с тех пор прекратились.
святой источник около монастыря
информация с сайтов:
С.В. Булгаков. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Киев, 1913, стр. 1453.
Архимандрит Александр (Уродов) // Александр Журавский. Во имя правды и достоинства Церкви.
Рощектаев А. В. Путеводитель по святыням Казанской епархии. Часть 4. Монастыри вне Казани. Книга находится в свободном доступе.