сайт старочеркасского мужского монастыря
Старочеркасский монастырь
Старочеркасский монастырь запись закреплена
Исполняющий обязанности наместника Донского Старочеркасского Ефремовского мужского монастыря сослужил митрополиту Меркурию за Божественной литургией в Ростовском кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы в день тезоименитства Его Высокопреосвященства.
Показать полностью.
7 декабря 2020 года, в день памяти великомученика Меркурия Кесарийского, Глава Донской митрополии митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий совершил Божественную литургию в Ростовском кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы. Его Высокопреосвященству сослужили епископ Шахтинский и Миллеровский Симон, викарий Ростовской-на-Дону епархии епископ Таганрогский Артемий, секретарь митрополита Ростовского и Новочеркасского по г. Ростову-на-Дону, благочинный Юго-Западного округа протоиерей Иоанн Осяк, настоятель Ростовского кафедрального собора иеромонах Филипп (Куликов), благочинный Новочеркасского округа протоиерей Олег Добринский, руководитель епархиального отдела по работе с казачеством протоиерей Георгий Сморкалов, руководитель отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Валерий Волощук, проректор Донской духовной семинарии протоиерей Тимофей Фетисов, и.о. наместника Донского Старочеркасского Ефремовского мужского монастыря иеромонах Сергий (Коломиц), ключарь собора иерей Леонтий Дмитриев и клирики епархии. Песнопения богослужения исполнил хор собора под управлением протодиакона Владимира Зубрицкого. За Литургией молились настоятельница Иверского женского монастыря игумения Рахиль (Ковалева) с сестрами обители, братия Донского Старочеркасского Ефремовского мужского монастыря, прихожане храма и паломники. Проповедь перед Святым Причастием произнес протоиерей Сергей Зрянин.
По окончании Литургии епископ Таганрогский Артемий обратился к митрополиту Ростовскому и Новочеркасскому Меркурию со словами поздравления с днем тезоименитства, он поблагодарил правящего архиерея за многочисленные труды во благо Донской митрополии и молитвы о пастве.
Его Высокопреосвященство выразил сердечную благодарность духовенству и мирянам за совместную молитву в день своего тезоименитства и слова поздравлений. В архипастырском слове Глава Донской митрополии обратился к жизни и духовному подвигу святого великомученика Меркурия Кесарийского и, в частности, сказал: «Помнить Господа Бога — значит иметь любовь к Матери Церкви, ничем не порочить ее. Это значит иметь любовь и терпение к своим собратьям, понимая, что наша сила – в единстве… Потому богословы и говорят: пусть будет среди нас разномыслие (каждый может мыслить по-разному), но пусть никогда не будет среди нас разногласия. Особенно сейчас мы должны быть единой Церковью, едиными в святой чистой вере, такой, которую мы когда-то обрели, когда впервые встретились с Богом. Вспомним это мгновение. Какой тогда была наша вера! Чистой, светлой, не засоренной никакими внешними человеческими факторами. Именно эта вера, эта надежда и такое исповедание помогали святому великомученику Меркурию пройти многие испытания его жизни. И я верю в то, что если мы найдем в себе эту чистоту веры, если сметем со своих души и сердца этот пепел внешнего, чуждых Богу свидетельств, то и наше сердце просветится, и наше духовное око будет светлым, и, самое главное, наша жизнь будет радостной. Потому что Бог будет присутствовать в ней неотступно».
В этот день во внимание к трудам во благо святой Церкви патриарших наград были удостоены клирики Ростовской-на-Дону епархии. В том, числе, в связи с 60-летием со дня рождения насельник Донского Старочеркасского Ефремовского мужского монастыря иеродиакон Иларион (Демидов) награжден медалью святого праведного Павла Таганрогского.
Свято-Донской Старочеркасский мужской монастырь
РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ
Мученика Уара и с ним
семи учителей христианских
Свщмч. Александра Никольского (1937)
19 октября по церковному стилю
07:00 – Утренние молитвы, полунощница, часы, Литургия свт. Иоанна Златоустого
16:00 – Вечернее богослужение, шестеричная
Святого великомученика Артемия
Свщмч. Николая Любомудрого (1918)
20 октября по церковному стилю
07:00 – Утренние молитвы, полунощница, часы, Литургия свт. Иоанна Златоустого
16:00 – Вечернее богослужение, славословие
Святого преподобного Иларио́на, схимника Печерского
21 октября по церковному стилю
07:00 – Утренние молитвы, полунощница, часы, Литургия свт. Иоанна Златоустого
16:00 – ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ
Казанской иконы
Божией Матери
22 октября по церковному стилю
07:00 – МОЛЕБЕН во время распространения вредоносного поветрия
08:00 – Часы, Литургия свт. Иоанна Златоустого
16:00 – Вечернее богослужение, славословие
Святого апостола Иакова,
брата Господня по плоти
23 октября по церковному стилю
07:00 – Водосвятный МОЛЕБЕН с акафистом Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Неупиваемая Чаша»
08:00 – Часы, Литургия свт. Иоанна Златоустого
16:00 – Вечернее богослужение, шестеричная
Димитриевская родительская
поминальная суббота
24 октября по церковному стилю
07:00 – Утренние молитвы, полунощница, часы, Литургия свт. Иоанна Златоустого
10:00 – Панихида о усопших
Свято-Донской Старочеркасский мужской монастырь
Заказ поминовений в монастыре
Требы со смартфона
Общецерковные новости
Свято-Донской Старочеркасский мужской монастырь
В двадцати пяти километрах от г. Ростова-на-Дону находится Свято-Донской Старочеркасский мужской монастырь. Чуть больше 20 лет назад началось восстановление обители, имеющей древние исторические корни и духовные традиции. Теперь, в начале ХХI века, Старочеркасский мужской монастырь стал преемником духовных традиций бывшего на этом месте Ефремовского женского монастыря.
Монастыри во все времена были оплотом Православия. А во времена татарского ига разнохарактерное вольное население, охранявшее российское государство от басурман, объединялось, вступая на борьбу с врагами креста Христова. Первоначально образовывались пустыни, отдельные скиты, позже – монастыри. Именно они способствовали распространению и утверждению Православной веры. В 17 веке бассейн Дона был усеян монастырями. Самый древний — Монастырский городок, расположенный на правом берегу Дону, ниже по течению Черкасска. В то время он был станом «Главного Войска Донского». По преданию, здесь была устроена казаками часовня, в которой ежедневно совершалось богослужение иеромонахами Киевского Межигорского монастыря. Отсюда, после молебна у часовни, получив благословение, уходили казаки на осаду турецкого Азова в 1637 году. Монастырский городок был сожжен турками в 1643-1644 годах, но донских казаков не оставляло желание построить новую обитель. В 1652 году жители Медведицкого городка «по обещанию своему дали место в своем юрту на строение монастыря».
В 1644 году после окончания «Азовского осадного сидения» казаки основали в Старочеркасске свою столицу. Черкасск в период своего расцвета славился богатым рынком и оживленной торговлей. Строились здесь и храмы. Среди славных казачьих родов в Старочеркасске славился своим благочестием и героизмом род атамана Ефремова. Именно атаман Даниил Ефремов основал в Черкасске храм во имя Донской иконы Божьей Матери (как свою домовую церковь). Потомки знаменитого казачьего рода Ефремовых в декабре 1831 года обратились к правящему архиерею с прошением образовать при церкви во имя Донской иконы Божией Матери женскую обитель, пожертвовав Донской епархии почти все свои средства и угодья. «Имея полное право наследия, мы, во славу Божию и в память родственников нашей фамилии, коих прах покоится при сей церкви, дом с храмом сим и со всеми при доме службами жертвуем вечно на обращение в девичий монастырь». В 1836 году был подписан Указ Его Императорского Величества об учреждении в станице Старочеркасской Ефремовского женского монастыря с присвоением ему степени III класса. На торжество открытия обители прибыл сонм священнослужителей не только из Черкасска, но и соседних станиц. Так, бывшая Ефремовская домовая церковь Донской иконы Божией матери стала монастырским храмом.
Первыми насельницами обители стали монахини из единственного близлежащего Усть-Медведицкого женского монастыря. По его образцу начала устраиваться внутренняя жизнь новообразованной Ефремовской обители. Строгие требования предъявлялись к поступающим в монастырь, еще более строгий спрос был с насельниц: инокини должны были отличаться всеми христианским добродетелями, в особенности же смирением, терпением, незлобием и полным послушанием начальству. Далеко за пределами станицы были известны рукоделия монахинь и послушниц, особенно — золотошвей. В основном, производились предметы церковной утвари, вышивка, бисерные и жемчужные оклады. Монастырские изделия охотно приобретали жители донских станиц и городов.
Год от года расширялось монастырское хозяйство, обеспечивавшее впоследствии всем необходимым не только насельниц монастыря, но и многих нуждающихся в помощи мирян. Были возведены ризничный корпус, здание больницы, трапезная, гостиница. К прежним владениям добавились земли, которые использовались под сельскохозяйственные нужды. Духовный авторитет обители был очень высок в Донском крае, о большой благотворительной деятельности монастыря было известно в столичном Петербурге. Старочеркасский монастырь — один из первых женских монастырей России, активно включившихся в дело начального образования. Монастырская школа для девочек пользовалась большой популярностью. Сюда стремились отдать дочерей не только казаки разных станиц, но также духовенство и иногородние, включая мещан и купцов Ростова, Таганрога и Ейска. Традиционно в русском обществе полагали, что именно монастырское воспитание и обучение необходимо будущей матери, хозяйке. Поэтому число желающих превосходило возможности обители. Особого расцвета в духовном устроении, развитии хозяйства и благоукрашении Ефремовский женский монастырь достиг в конце XIX- начале XX веков под руководством игумении Иннокентии. Она обладала большим авторитетом в Области войска Донского и за его пределами; состояла в личной переписке с митрополитом Сербским Михаилом и Сербским царствующим домом. Беседы с игуменией Иннокентией вызвали у высокопоставленных особ желание создать в Сербии женский монастырь «по образцу Старочеркасского». В годы Советской власти монастырь постигла общая доля православных обителей.
В июне 1924 года волостной исполком решил разместить в атаманском дворце детский дом. Монастырь был закрыт, монахини и послушницы выселены. Так началась новая жизнь подворья. Она принесла разрушение большинству строений. Жемчужина монастыря — храм Донской Божией Матери – лишился всех ценностей, затем — всего внутреннего убранства. Была взорвана верхняя часть церкви и колокольни. Большинство монахинь разъехались, однако несколько из них остались жить в станице Старочеркасской у знакомых и родственников, неся свой молитвенный подвиг.
До 1970 года в зданиях монастырских келий размещались интернат для умственно отсталых детей, сельская больница. После Великой Отечественной войны часть корпусов была занята под интернат для инвалидов. В 1970 году был основан Государственный Старочеркасский историко-архитектурный музей-заповедник, в который вошел комплекс памятников на монастырском подворье XVIII-XIX веков, получивший федеральный статус.
ВОЗРОЖДЕНИЕ
Спустя почти семь десятилетий после закрытия Ефремовского женского монастыря в станице Старочеркасской Промыслом Божиим вновь возрождается монашеская жизнь. В марте 1994 года в Главном Управлении Юстиции Ростовской области был зарегистрирован Свято-Донской Старочеркасский мужской монастырь. Ему были переданы Старочеркасским историко-архитектурным музеем-заповедником три разрушенных объекта бывшей монастырской собственности: Церковь во имя Донской иконы Божией Матери, сохранившийся фундамент бывшей ризницы и до основания разрушенный больничный корпус, где ранее располагались богадельня и трапезная. В остальных зданиях бывшего Ефремовского монастыря и по настоящее время размещаются выставки музея-заповедника, рассказывающие об истории Донского казачества и станицы Старочеркасской. За прошедшие годы Церковь во имя Донской иконы Божией Матери пришла в состояние ужасающего запустения: дверей, окон, штукатурки, иконостаса, настенной росписи, икон не было; в алтаре храма «туристы», посетили музея, устроили отхожее место. Были разрушены два боковых придела: во имя святителя Николая Чудотворца и преподобного Даниила Столпника, уменьшены размеры трапезной части храма почти в два раза. Братия Свято-Донского монастыря в первую очередь принялась за работы по восстановлению храма, расчистке и благоустройству прилегающей территории. Привели в порядок могилы усопших из рода Ефремовых и игуменьи Иннокентии возле храма. В Донском храме был установлен шестиярусный иконостас, иконы для которого написаны в древнерусском стиле; на колокольне появились колокола.
Первоначально в 1994 году братия Свято-Донского монастыря состояла из десяти насельников. Все они поселились в станице Старочеркасской в небольшом частном доме, взятом в аренду. Потом пришлось один год перезимовать, ночуя в спальных мешках, в доме Жученковых (одном из музейных объектов, взятых в аренду). Но, несмотря ни на какие трудности, не ослабевала монашеская молитва. Пока шло восстановление храма Донской иконы Божией Матери, богослужения совершались в неотапливаемом Войсковом Воскресенском соборе, а с 1997 года начались ежедневные богослужения в монастырском храме. Ежедневное совершение Божественной литургии и полного круга богослужения сразу благотворно сказалось на внешней и внутренней жизни Старочеркасской обители. Братия монастыря укреплялась в духе и совершенствовалась в добродетелях благодаря мудрому духовному руководству благодатного старца архимандрита Модеста. В обители совершались постриги в рясофор и мантию, рукоположения в диаконский и священнический сан. Восстанавливались и благоукрашались храм Донской Божией Матери и другие разрушенные здания, переданные монастырю.
В настоящее время братия монастыря состоит из 25-ти человек: 12 иеромонахов, 2 иеродиакона, 4 монаха, 2 инока, 5 послушников.
Жизнь в монастырях всегда зиждилась на молитве и труде, — этих краеугольных камнях многовекового православного монашества. День начинается с утреннего правила в храме: утренние молитвы, полунощница, Акафист Божией Матери. Затем братия расходится на свои послушания: совершают в храме Божественную Литургию, другие — на работу в пекарню, на огород, на пасеку, на стройку. В монастырском храме ежедневно братией монастыря совершаются богослужения: Божественная Литургия утром — в 8.00 ч и вечером — в 17.00 ч. На клиросе поет братский хор: по будним дням традиционным русским знаменным распевом, в воскресные и праздничные дни — на три-четыре голоса по напеву Свято-Троицкой Лавры. Уставное монастырское богослужение приходится по душе богомольцам, и многие, побывав однажды на службе в монастыре, стремятся вернуться сюда вновь и вновь.
В монастыре все работы распределены между братией, каждый знает свое послушание. Со временем обитель обзавелась своим хозяйством: пасекой, огородом, животноводческой фермой. Совсем недавно появилось рыбное хозяйство, наличие которого всегда было обязательно для российских монастырских владений. На трапезном столе всегда есть хлеб собственной выпечки, овощи и фрукты, мед и варенье. Дел в монастыре много, хватает и на братию, и на многочисленных паломников, желающих внести свою лепту в восстановление обители.
СВЯТЫНИ
(Более подробно читайте в разделе Наши Святыни ).
Свято-Донской Старочеркасский мужской монастырь, сохраняя традиционное Православие, продолжает иноческий подвиг на Донской земле. С самого начала возрождения Свято-Донского монастыря Господь послал для укрепления нашей веры святыни, к которым и поныне в обитель стекается множество людей, ищущих спасения своей души.
В 1995 году казаки станицы Гниловской подарили монастырю большую Донскую икону Божией Матери. Некоторое время она находилась в Войсковом Воскресенском Соборе, пока восстанавливался монастырский храм. Впоследствии эта икона была торжественно перенесена в посвященный ей монастырский храм. Донская икона Божией Матери – главная святыня Старочеркасской обители. С ней по двунадесятым праздникам проходят крестные ходы вокруг монастыря.
В 1998 году один из молитвенников о возрождающейся обители схиархимандрит Свято-Успенского монастыря Донецкой епархии Зосима (Сокур,+29.08.02) подарил монастырю малый мощевик с 34 частицами мощей святых. В нем находятся частицы мощей святого апостола Андрея Первозванного, равноапостольной Марии Магдалины, мученицы Татианы, великомученика Пантелеимона и многих других. Незадолго до своей кончины в 2002 году батюшка Зосима благословил монастырю еще одну великую святыню: большой мощевик, в котором более 90 частиц мощей преподобных отцов Киево-Печерской Лавры. В мощевике есть частица Голгофского камня. Обитель хранит иконы с частичками мощей покровителя Донской земли святителя Димитрия Ростовского, свт. блгв. князя Александра Невского, мч. Трифона, святителя Николая Чудотворца.
Сравнительно недавно в Старочеркасском мужском монастыре появилась икона почитаемого в России свт. Луки Крымского с частичками мощей, а в 2014 году в Свято-Донской Старочеркасский мужской монастырь была привезена икона святой Людмилы, княгини Чешской, с частицей её честных мощей. Написание и оформление образа святой Людмилы, княгини Чешской, стало возможным благодаря совместным усилиям и стараниям братии монастыря и посильным пожертвованиям православных верующих. Икону написал мастер-иконописец из г. Ростова-на-Дону А.Д. Лысак. Для подтверждения подлинности частицы мощей святой угодницы, которые находятся в иконе, на её обратной стороне с помощью современных лазерных технологий была нанесена грамота архиепископа Георгия (Православная Церковь Чешских земель и Словакии), подтверждающая передачу частицы честных мощей и их происхождение из Праги.
В России иконы святой мученицы Людмилы, княгини Чешской, есть в Москве и Подмосковье. И вот теперь икона Людмилы Чешской выставлена для молитвенного почитания всех желающих в Войсковом Воскресенском соборе Старочеркасского мужского монастыря.
В 2015 году, в праздник Святой Троицы, в Свято-Донскую обитель была торжественно принесена еще одна икона Святителя Николая Мир Ликийских чудотворца XVIII века, восстановленная трудами братии монастыря. Оклад XVIII века отреставрирован чеканкой по меди с посеребрением. К этой иконе благотворителем обители был подарен мощевик в форме архиерейской панагии, изготовленный донским ювелирным мастером. Частица мощей была привезена из Венеции благодаря усилиям меценатов Донской митрополии и вмонтирована в панагию. Икона святителя Николая чудотворца сейчас также выставлена в Воскресенском соборе.
Летом 2014 года под сводами Войскового Воскресенского собора появились мощи свт. пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Они были привезены усилиями братии монастыря и семьи Бугровых и вмонтированы в серебряный мощевик.
В Войсковом соборе также находятся и другие почитаемые святыни. Среди них можно отметить Казанскую икону Божией Матери. Она является одной из икон дореволюционного убранства собора, сохранившихся до наших дней. А также икону преподобного Серафима Саровского, написанную в 2015 году.
Также в 2015- 2016 годах в Войсковом Воскресенском соборе появились новые святыни: специально написанная для монастыря большая икона — Собор святых целителей и восстановленная икона великомученицы Параскевы, нареченной Пятница, с частицей мощей.
Одними из последних икон, появившихся в монастырском храме Донской иконы Божией Матери можно назвать иконы с частицами мощей Ярославских святых, Софрония Иверского, Илариона Троицкого, Патриарха Тихона, Марии Гатчинской.
Местом постоянного паломничества и утешения для верующих является место упокоения архимандрита Модеста (Потапова, +14.03.02), похороненного за алтарем Донского храма. Архимандрит Модест был первым наместником Свято-Донского Старочеркасского мужского монастыря. За духовным советом, наставлением к нему обращалось множество людей из различных уголков России. Отец Модест с детства хранил веру в Бога, пронес ее через трудные годы богоборчества, имел большой опыт в богослужении, а его жизненный опыт обогащался общением со старцами Глинской пустыни, в окормлении одного из которых он находился. Архимандрит Модест стал живой нитью, соединяющей монастырскую братию, состоящую в основном из молодых людей 25-35 лет, с древними подвижниками Святой Руси. Монашеская братия зажигалась от своего наставника любовью к молитве, к истинному православному богослужению; монастырь, несмотря на первоначальные трудности духовно возрастал. Сегодня к могилке праведника как к живому приходят люди, «скорбящие и обремененные», просят молитвенной помощи и получают по милости Божией молитвами дорогого батюшки облегчение в своих скорбях и недугах, о чем свидетельствуют записи в монастырской книге об исцелениях по молитвам отца Модеста. Вера и упование на Божью помощь по молитвам Божией Матери и святых угодников позволяет верующим получать от святынь помощь и утешение в самых различных тяжелых обстоятельствах: разрешение жизненных проблем, исцеление болезней, а главное — покаяние и исправление своей жизни.
***
Сегодня множество людей приезжают в Старочеркасский монастырь. Одни, чтобы получить духовную поддержку, укрепиться в вере, другие – побывать на богослужениях, научиться молитве, а иные – потрудиться и оказать во славу Божию посильную помощь монастырскому хозяйству. Братия монастыря с благодарностью молятся за благотворителей, паломников и всех, участвующих в возрождении Свято-Донского Старочеркасского мужского монастыря.
Подъезжая к Старочеркасску, можно полюбоваться новыми куполами из патинированной меди, которые украсили теперь Войсковой собор. Была восстановлена с помощью благотворителей отопительная система Войскового Воскресенского собора, что благотворно сказалось на сохранности старинных икон. После долгих десятилетий стало возможным совершать богослужения в Войсковом соборе в зимний период (ранее богослужения совершались только в теплое время года, начиная с Пасхи). Ведутся непрерывные работы по реставрации. В Преображенском (Ратненском) храме отреставрирован фасад, ведутся работы по внутренней отделке. За последние годы были построены и восстановлены несколько монастырских корпусов.
Свято-Донской Старочеркасский мужской монастырь
Заказ поминовений в монастыре
Требы со смартфона
Общецерковные новости
История монастыря
Свято-Донской Старочеркасский мужской монастырь
В двадцати пяти километрах от г. Ростова-на-Дону находится Свято-Донской Старочеркасский мужской монастырь. Чуть больше 20 лет назад началось восстановление обители, имеющей древние исторические корни и духовные традиции. Теперь, в начале ХХI века, Старочеркасский мужской монастырь стал преемником духовных традиций бывшего на этом месте Ефремовского женского монастыря.
Монастыри во все времена были оплотом Православия. А во времена татарского ига разнохарактерное вольное население, охранявшее российское государство от басурман, объединялось, вступая на борьбу с врагами креста Христова. Первоначально образовывались пустыни, отдельные скиты, позже – монастыри. Именно они способствовали распространению и утверждению Православной веры. В 17 веке бассейн Дона был усеян монастырями. Самый древний — Монастырский городок, расположенный на правом берегу Дону, ниже по течению Черкасска. В то время он был станом «Главного Войска Донского». По преданию, здесь была устроена казаками часовня, в которой ежедневно совершалось богослужение иеромонахами Киевского Межигорского монастыря. Отсюда, после молебна у часовни, получив благословение, уходили казаки на осаду турецкого Азова в 1637 году. Монастырский городок был сожжен турками в 1643-1644 годах, но донских казаков не оставляло желание построить новую обитель. В 1652 году жители Медведицкого городка «по обещанию своему дали место в своем юрту на строение монастыря».
В 1644 году после окончания «Азовского осадного сидения» казаки основали в Старочеркасске свою столицу. Черкасск в период своего расцвета славился богатым рынком и оживленной торговлей. Строились здесь и храмы. Среди славных казачьих родов в Старочеркасске славился своим благочестием и героизмом род атамана Ефремова. Именно атаман Даниил Ефремов основал в Черкасске храм во имя Донской иконы Божьей Матери (как свою домовую церковь). Потомки знаменитого казачьего рода Ефремовых в декабре 1831 года обратились к правящему архиерею с прошением образовать при церкви во имя Донской иконы Божией Матери женскую обитель, пожертвовав Донской епархии почти все свои средства и угодья. «Имея полное право наследия, мы, во славу Божию и в память родственников нашей фамилии, коих прах покоится при сей церкви, дом с храмом сим и со всеми при доме службами жертвуем вечно на обращение в девичий монастырь». В 1836 году был подписан Указ Его Императорского Величества об учреждении в станице Старочеркасской Ефремовского женского монастыря с присвоением ему степени III класса. На торжество открытия обители прибыл сонм священнослужителей не только из Черкасска, но и соседних станиц. Так, бывшая Ефремовская домовая церковь Донской иконы Божией матери стала монастырским храмом.
Первыми насельницами обители стали монахини из единственного близлежащего Усть-Медведицкого женского монастыря. По его образцу начала устраиваться внутренняя жизнь новообразованной Ефремовской обители. Строгие требования предъявлялись к поступающим в монастырь, еще более строгий спрос был с насельниц: инокини должны были отличаться всеми христианским добродетелями, в особенности же смирением, терпением, незлобием и полным послушанием начальству. Далеко за пределами станицы были известны рукоделия монахинь и послушниц, особенно — золотошвей. В основном, производились предметы церковной утвари, вышивка, бисерные и жемчужные оклады. Монастырские изделия охотно приобретали жители донских станиц и городов.
Год от года расширялось монастырское хозяйство, обеспечивавшее впоследствии всем необходимым не только насельниц монастыря, но и многих нуждающихся в помощи мирян. Были возведены ризничный корпус, здание больницы, трапезная, гостиница. К прежним владениям добавились земли, которые использовались под сельскохозяйственные нужды. Духовный авторитет обители был очень высок в Донском крае, о большой благотворительной деятельности монастыря было известно в столичном Петербурге. Старочеркасский монастырь — один из первых женских монастырей России, активно включившихся в дело начального образования. Монастырская школа для девочек пользовалась большой популярностью. Сюда стремились отдать дочерей не только казаки разных станиц, но также духовенство и иногородние, включая мещан и купцов Ростова, Таганрога и Ейска. Традиционно в русском обществе полагали, что именно монастырское воспитание и обучение необходимо будущей матери, хозяйке. Поэтому число желающих превосходило возможности обители. Особого расцвета в духовном устроении, развитии хозяйства и благоукрашении Ефремовский женский монастырь достиг в конце XIX- начале XX веков под руководством игумении Иннокентии. Она обладала большим авторитетом в Области войска Донского и за его пределами; состояла в личной переписке с митрополитом Сербским Михаилом и Сербским царствующим домом. Беседы с игуменией Иннокентией вызвали у высокопоставленных особ желание создать в Сербии женский монастырь «по образцу Старочеркасского». В годы Советской власти монастырь постигла общая доля православных обителей.
В июне 1924 года волостной исполком решил разместить в атаманском дворце детский дом. Монастырь был закрыт, монахини и послушницы выселены. Так началась новая жизнь подворья. Она принесла разрушение большинству строений. Жемчужина монастыря — храм Донской Божией Матери – лишился всех ценностей, затем — всего внутреннего убранства. Была взорвана верхняя часть церкви и колокольни. Большинство монахинь разъехались, однако несколько из них остались жить в станице Старочеркасской у знакомых и родственников, неся свой молитвенный подвиг.
До 1970 года в зданиях монастырских келий размещались интернат для умственно отсталых детей, сельская больница. После Великой Отечественной войны часть корпусов была занята под интернат для инвалидов. В 1970 году был основан Государственный Старочеркасский историко-архитектурный музей-заповедник, в который вошел комплекс памятников на монастырском подворье XVIII-XIX веков, получивший федеральный статус.
ВОЗРОЖДЕНИЕ
Спустя почти семь десятилетий после закрытия Ефремовского женского монастыря в станице Старочеркасской Промыслом Божиим вновь возрождается монашеская жизнь. В марте 1994 года в Главном Управлении Юстиции Ростовской области был зарегистрирован Свято-Донской Старочеркасский мужской монастырь. Ему были переданы Старочеркасским историко-архитектурным музеем-заповедником три разрушенных объекта бывшей монастырской собственности: Церковь во имя Донской иконы Божией Матери, сохранившийся фундамент бывшей ризницы и до основания разрушенный больничный корпус, где ранее располагались богадельня и трапезная. В остальных зданиях бывшего Ефремовского монастыря и по настоящее время размещаются выставки музея-заповедника, рассказывающие об истории Донского казачества и станицы Старочеркасской. За прошедшие годы Церковь во имя Донской иконы Божией Матери пришла в состояние ужасающего запустения: дверей, окон, штукатурки, иконостаса, настенной росписи, икон не было; в алтаре храма «туристы», посетили музея, устроили отхожее место. Были разрушены два боковых придела: во имя святителя Николая Чудотворца и преподобного Даниила Столпника, уменьшены размеры трапезной части храма почти в два раза. Братия Свято-Донского монастыря в первую очередь принялась за работы по восстановлению храма, расчистке и благоустройству прилегающей территории. Привели в порядок могилы усопших из рода Ефремовых и игуменьи Иннокентии возле храма. В Донском храме был установлен шестиярусный иконостас, иконы для которого написаны в древнерусском стиле; на колокольне появились колокола.
Первоначально в 1994 году братия Свято-Донского монастыря состояла из десяти насельников. Все они поселились в станице Старочеркасской в небольшом частном доме, взятом в аренду. Потом пришлось один год перезимовать, ночуя в спальных мешках, в доме Жученковых (одном из музейных объектов, взятых в аренду). Но, несмотря ни на какие трудности, не ослабевала монашеская молитва. Пока шло восстановление храма Донской иконы Божией Матери, богослужения совершались в неотапливаемом Войсковом Воскресенском соборе, а с 1997 года начались ежедневные богослужения в монастырском храме. Ежедневное совершение Божественной литургии и полного круга богослужения сразу благотворно сказалось на внешней и внутренней жизни Старочеркасской обители. Братия монастыря укреплялась в духе и совершенствовалась в добродетелях благодаря мудрому духовному руководству благодатного старца архимандрита Модеста. В обители совершались постриги в рясофор и мантию, рукоположения в диаконский и священнический сан. Восстанавливались и благоукрашались храм Донской Божией Матери и другие разрушенные здания, переданные монастырю.
В настоящее время братия монастыря состоит из 25-ти человек: 12 иеромонахов, 2 иеродиакона, 4 монаха, 2 инока, 5 послушников.
Жизнь в монастырях всегда зиждилась на молитве и труде, — этих краеугольных камнях многовекового православного монашества. День начинается с утреннего правила в храме: утренние молитвы, полунощница, Акафист Божией Матери. Затем братия расходится на свои послушания: совершают в храме Божественную Литургию, другие — на работу в пекарню, на огород, на пасеку, на стройку. В монастырском храме ежедневно братией монастыря совершаются богослужения: Божественная Литургия утром — в 8.00 ч и вечером — в 17.00 ч. На клиросе поет братский хор: по будним дням традиционным русским знаменным распевом, в воскресные и праздничные дни — на три-четыре голоса по напеву Свято-Троицкой Лавры. Уставное монастырское богослужение приходится по душе богомольцам, и многие, побывав однажды на службе в монастыре, стремятся вернуться сюда вновь и вновь.
В монастыре все работы распределены между братией, каждый знает свое послушание. Со временем обитель обзавелась своим хозяйством: пасекой, огородом, животноводческой фермой. Совсем недавно появилось рыбное хозяйство, наличие которого всегда было обязательно для российских монастырских владений. На трапезном столе всегда есть хлеб собственной выпечки, овощи и фрукты, мед и варенье. Дел в монастыре много, хватает и на братию, и на многочисленных паломников, желающих внести свою лепту в восстановление обители.
СВЯТЫНИ
(Более подробно читайте в разделе Наши Святыни ).
Свято-Донской Старочеркасский мужской монастырь, сохраняя традиционное Православие, продолжает иноческий подвиг на Донской земле. С самого начала возрождения Свято-Донского монастыря Господь послал для укрепления нашей веры святыни, к которым и поныне в обитель стекается множество людей, ищущих спасения своей души.
В 1995 году казаки станицы Гниловской подарили монастырю большую Донскую икону Божией Матери. Некоторое время она находилась в Войсковом Воскресенском Соборе, пока восстанавливался монастырский храм. Впоследствии эта икона была торжественно перенесена в посвященный ей монастырский храм. Донская икона Божией Матери – главная святыня Старочеркасской обители. С ней по двунадесятым праздникам проходят крестные ходы вокруг монастыря.
В 1998 году один из молитвенников о возрождающейся обители схиархимандрит Свято-Успенского монастыря Донецкой епархии Зосима (Сокур,+29.08.02) подарил монастырю малый мощевик с 34 частицами мощей святых. В нем находятся частицы мощей святого апостола Андрея Первозванного, равноапостольной Марии Магдалины, мученицы Татианы, великомученика Пантелеимона и многих других. Незадолго до своей кончины в 2002 году батюшка Зосима благословил монастырю еще одну великую святыню: большой мощевик, в котором более 90 частиц мощей преподобных отцов Киево-Печерской Лавры. В мощевике есть частица Голгофского камня. Обитель хранит иконы с частичками мощей покровителя Донской земли святителя Димитрия Ростовского, свт. блгв. князя Александра Невского, мч. Трифона, святителя Николая Чудотворца.
Сравнительно недавно в Старочеркасском мужском монастыре появилась икона почитаемого в России свт. Луки Крымского с частичками мощей, а в 2014 году в Свято-Донской Старочеркасский мужской монастырь была привезена икона святой Людмилы, княгини Чешской, с частицей её честных мощей. Написание и оформление образа святой Людмилы, княгини Чешской, стало возможным благодаря совместным усилиям и стараниям братии монастыря и посильным пожертвованиям православных верующих. Икону написал мастер-иконописец из г. Ростова-на-Дону А.Д. Лысак. Для подтверждения подлинности частицы мощей святой угодницы, которые находятся в иконе, на её обратной стороне с помощью современных лазерных технологий была нанесена грамота архиепископа Георгия (Православная Церковь Чешских земель и Словакии), подтверждающая передачу частицы честных мощей и их происхождение из Праги.
В России иконы святой мученицы Людмилы, княгини Чешской, есть в Москве и Подмосковье. И вот теперь икона Людмилы Чешской выставлена для молитвенного почитания всех желающих в Войсковом Воскресенском соборе Старочеркасского мужского монастыря.
В 2015 году, в праздник Святой Троицы, в Свято-Донскую обитель была торжественно принесена еще одна икона Святителя Николая Мир Ликийских чудотворца XVIII века, восстановленная трудами братии монастыря. Оклад XVIII века отреставрирован чеканкой по меди с посеребрением. К этой иконе благотворителем обители был подарен мощевик в форме архиерейской панагии, изготовленный донским ювелирным мастером. Частица мощей была привезена из Венеции благодаря усилиям меценатов Донской митрополии и вмонтирована в панагию. Икона святителя Николая чудотворца сейчас также выставлена в Воскресенском соборе.
Летом 2014 года под сводами Войскового Воскресенского собора появились мощи свт. пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Они были привезены усилиями братии монастыря и семьи Бугровых и вмонтированы в серебряный мощевик.
В Войсковом соборе также находятся и другие почитаемые святыни. Среди них можно отметить Казанскую икону Божией Матери. Она является одной из икон дореволюционного убранства собора, сохранившихся до наших дней. А также икону преподобного Серафима Саровского, написанную в 2015 году.
Также в 2015- 2016 годах в Войсковом Воскресенском соборе появились новые святыни: специально написанная для монастыря большая икона — Собор святых целителей и восстановленная икона великомученицы Параскевы, нареченной Пятница, с частицей мощей.
Одними из последних икон, появившихся в монастырском храме Донской иконы Божией Матери можно назвать иконы с частицами мощей Ярославских святых, Софрония Иверского, Илариона Троицкого, Патриарха Тихона, Марии Гатчинской.
Местом постоянного паломничества и утешения для верующих является место упокоения архимандрита Модеста (Потапова, +14.03.02), похороненного за алтарем Донского храма. Архимандрит Модест был первым наместником Свято-Донского Старочеркасского мужского монастыря. За духовным советом, наставлением к нему обращалось множество людей из различных уголков России. Отец Модест с детства хранил веру в Бога, пронес ее через трудные годы богоборчества, имел большой опыт в богослужении, а его жизненный опыт обогащался общением со старцами Глинской пустыни, в окормлении одного из которых он находился. Архимандрит Модест стал живой нитью, соединяющей монастырскую братию, состоящую в основном из молодых людей 25-35 лет, с древними подвижниками Святой Руси. Монашеская братия зажигалась от своего наставника любовью к молитве, к истинному православному богослужению; монастырь, несмотря на первоначальные трудности духовно возрастал. Сегодня к могилке праведника как к живому приходят люди, «скорбящие и обремененные», просят молитвенной помощи и получают по милости Божией молитвами дорогого батюшки облегчение в своих скорбях и недугах, о чем свидетельствуют записи в монастырской книге об исцелениях по молитвам отца Модеста. Вера и упование на Божью помощь по молитвам Божией Матери и святых угодников позволяет верующим получать от святынь помощь и утешение в самых различных тяжелых обстоятельствах: разрешение жизненных проблем, исцеление болезней, а главное — покаяние и исправление своей жизни.
***
Сегодня множество людей приезжают в Старочеркасский монастырь. Одни, чтобы получить духовную поддержку, укрепиться в вере, другие – побывать на богослужениях, научиться молитве, а иные – потрудиться и оказать во славу Божию посильную помощь монастырскому хозяйству. Братия монастыря с благодарностью молятся за благотворителей, паломников и всех, участвующих в возрождении Свято-Донского Старочеркасского мужского монастыря.
Подъезжая к Старочеркасску, можно полюбоваться новыми куполами из патинированной меди, которые украсили теперь Войсковой собор. Была восстановлена с помощью благотворителей отопительная система Войскового Воскресенского собора, что благотворно сказалось на сохранности старинных икон. После долгих десятилетий стало возможным совершать богослужения в Войсковом соборе в зимний период (ранее богослужения совершались только в теплое время года, начиная с Пасхи). Ведутся непрерывные работы по реставрации. В Преображенском (Ратненском) храме отреставрирован фасад, ведутся работы по внутренней отделке. За последние годы были построены и восстановлены несколько монастырских корпусов.
- сайт староладожского никольского монастыря
- сайт стефановского храма г в устюг