сайт преображенского храма в белоомуте
ВЕРХНЕ-БЕЛООМУТСКИЙ ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ ХРАМ
Храм Преображения Господня (Верхний Белоомут). XXI век |
Храм в честь Преображения Господня в посёлке Белоомут (Луховицкое благочиние Московской епархии)
Впервые деревянный храм в честь Преображения Господня в центре села упоминается в писцовых книгах под 1616 годом.
Храм Преображения Господня (Верхний Белоомут). До 1917 г. |
Каменная церковь с приделами Покрова Божией Матери и архангела Михаила в трапезной строилась в селе Верхний Белоомут с 1797 по 1802 годы. Некоторые исследователи считают сочетание разнофигурных оконных проемов, а также рельефные геометрические фигуры в декоре порталов, чертой «местного стиля», восходящей к постройкам XVIII века в Николо-Радовицком монастыре.
Около 1823 года изменено завершение храма, у дверей появились портики крылец.
Архитектура памятника, отразившая его сложную строительную историю, своеобразна сочетанием мотивов различных стилевых направлений от барокко до позднего классицизма. Бесстолпный двусветный четверик храма с развитым алтарем завершен купольной ротондой, венчавшейся световым барабаном. К храму примыкает намного превосходящая его по площади четырехстолпная двухпридельная трапезная, перекрытая крестовыми сводами. Основным элементом наружной декорации служат наличники окон с «ушами» и сложным замковым камнем в лучковой перемычке. Поле стен над проемами украшают филенки, под окнами — бриллиантовый руст. Привлекает внимание обработка порталов храма рельефными ромбами и овалами, помещенными на пилястрах по сторонам дверей. Это местный мотив, встречающийся в памятниках XVIII века расположенного неподалеку Николо-Радовицкого монастыря.
Приходская жизнь Преображенского храма до революции процветала. Сохранившиеся старинные фотографии говорят о былом великолепии храма, о богатстве внутреннего убранства.
В 1933 году люди, работавшие на поле, услышали страшный неожиданный гул. Это был гул упавшего колокола. Все ринулись на защиту церкви, но было уже поздно. Страшная картина предстала перед ними: колокольня рухнула, женщины плакали, мужчины, стараясь защитить оставшуюся часть храма, дрались с представителями советской власти, которые пытались разрушить церковь. Долгие годы ссылок, тюрьмы и лагеря ждали заступников за веру, а многих священников смертная казнь.
Храм Преображения Господня (Верхний Белоомут). XX век |
В годы советской власти храм был передан в собственность кожгалантерейной фабрики и перестроен под клуб. Храм полностью утратил внутреннее убранство. Вся утварь пропала бесследно. Внешне храм тоже был сильно искалечен: снесены колокольня и пять глав центрального придела, утрачены все порталы.
В 2003 году храм был передан Русской Православной Церкви. До 2006 года храм был приписным к храму Трех Святителей.
С апреля 2006 года в Преображенском храме возобновились регулярные богослужения. Организована воскресная школа.
Святыни
Настоятели
Использованные материалы
[1] Скончался в 20-е годы XX века, похоронен перед центральным приделом храма.
Храм Преображения Господня
Поселок Белоомут находится в одном из самых живописных мест в Московской области, на левом берегу реки Оки, окруженный лесами. На самом видном месте поселка расположен православный Храм Преображения Господня, по своей красоте и великолепию бывший когда-то первым в Зарайском уезде и одним из богатейших и красивейших храмов России. Храм построен в 1802 году на месте старой деревянной церкви (упоминавшейся в писцовых книгах под 1616г.) и до сих пор является лицом поселка. Каменная церковь с приделами Покрова Божией Матери и Архангела Михаила в трапезной строилась с 1797 по 1802гг. Некоторые исследователи считают сочетание разнофигурных оконных проемов, а так же рельефные геометрические фигуры в декоре порталов, чертой «местного стиля», восходящей к постройкам XVIII века в Николо-Радовицком монастыре.
Старожилы вспоминают великолепие росписей на стенах храма и одухотворенные философские проповеди православных священников. Они и сейчас с прежним восхищением описывают поразительную красоту икон, роскошь киотов и величественные лики святых на сводах храма.
Так же народ помнит разрушение православных святынь во времена антирилигиозных гонений! В 1933 году люди, работавшие на поле, услышали страшный неожиданный гул. Это был гул упавшего колокола. Все ринулись на защиту церкви, но было уже поздно. Страшная картина предстала перед ними: колокольня рухнула, женщины плакали, мужчины, стараясь защитить оставшуюся часть храма, дрались с представителями советской власти, которые пытались разрушить церковь… Долгие годы ссылок, тюрьмы и лагеря ждали заступников за веру, а многих священников смертная казнь.
Но православная религия начала возрождаться и с апреля 2006 года в Преображенском храме возобновились регулярные богослужения.
Все жители поселка Белоомут стремятся всеми силами помочь в восстановлении храма. Но на те крохи которые собраны общиной, невозможно даже провести отопление. Мы стучимся в каждую дверь и обращаемся к каждому сознательному и радеющему за свое Отечество и Веру человеку. Помощь, так необходимая в восстановлении прежнего величия и целостности нашей православной веры и наших святынь, оставит не только память в сердцах и умах наших людей, но и возродит Православную Русь.
Преображенский храм (Белоомут)
Преображенский храм построен в 1802 году вместо деревянной старой церкви. В дальнейшем неоднократно достраивался, окончательный вид приобрел в 1823 году. В советское время был закрыт и разорен, сейчас восстанавливается и действует.
Содержание
История [ править ]
Кирпичная с белокаменными дета¬лями, выстроена в селе Белоомут в 1802 г. Впоследствии неоднократно переделывалась. Видимо, около 1823 г. изменено завершение храма, у дверей появились портики крылец, которые вместе с колокольней разобраны в 1930-1940-х гг.
Архивные данные говорят нам: «Вместо деревянной, существующая ныне в Белоомуте каменная Преображенская церковь, с приделами Покровским и Архангельским, построена в 1802 году. При ней значится церковной земли: усадебной 3 десятины, луговой 33 десятины, кроме того в церкви имеется капиталу в пользу причта 7087 рублей. Приходских дворов числится 619, в коих мужского пола 2135, женского 2190. Находящаяся в том же селе Кладбищенская каменная церковь во имя Трех святителей построена 1827 году, по указу преосвященнейшего Филарета, причта не имела, богослужения совершались только во дни поминовения усопших.»
Исходя из этих данных, мы можем видеть, что приходская жизнь Преображенского храма до революции процветала. Глядя на сохранившиеся старинные фотографии, мы узнаем о былом великолепии храма, о богатстве внутреннего убранства.
О священнослужителях храма, до закрытия прихода, известно мало. Один из последних настоятелей — протоиерей Сергий Эвергетов умер в 20-е годы XX века, похоронен перед центральным пределом храма. Еще один священник — отец Михаил Урусов после закрытия прихода уехал из поселка, и дальнейшая судьба его не известна.
В 1933 году люди, работавшие на поле, услышали страшный, неожиданный гул. Это был гул упавшего колокола. Все ринулись на защиту церкви, но было уже поздно. Страшная картина предстала перед ними: колокольня рухнула, женщины плакали, мужики, стараясь защитить храм, дрались с представителями советской власти, которые рушили колокольню… Долгие годы ссылок, тюрьмы и лагерей ждали заступников за веру. Старожилы вспоминают, что огромное облако пыли окутало поселок в радиусе километра. Некоторые защитники церкви были арестованы и получили срок 10 лет лагерей.
В годы советской власти Преображенский храм был передан в собственность кожгалантерейной фабрики и перестроен под клуб. Храм полностью утратил внутреннее убранство. Вся утварь пропала бесследно. Внешне храм тоже был сильно искалечен: снесены колокольня и пять глав центрального предела, утрачены все порталы.
В 2003 годы храм был передан Русской Православной Церкви. Стараниями общины Трехсвятительской церкви п. Белоомут были собраны и оформлены все документы и зарегистрирована община. Протоиерей Сергий Тимохин отслужил первую литургию. Но храм еще три года был приписным к Трехсвятительскому. В 2006 году 16 апреля Митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием был назначен новый настоятель Преображенского храма, священник Владимир Келин.
Храм стал возрождаться, как когда-то строился на средства жителей Белоомута, так теперь на собранные средства закупалась церковная утварь, строительные материалы.
В 2009 – 2010 на средства спонсоров был поведен косметический ремонт фасада храма. На пожертвования прихожан закуплены пять колоколов и помещены на передвижную звонницу.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Московская область, Луховицкий район, п. Белоомут, ул. Большая Площадь д. 75. Преображенский храм.
Храм Преображения Господня пос. Белоомут
Официальный приходской сайт
Храм Преображения Господня пос. Белоомут
Престольный праздник — Преображения Господня (19 августа)
Настоятель — священник Владимир Сергеевич Келин, 1985
Приделы
Архангела Михаила (19 сентября, 21 ноября)
Покрова Божией Матери (14 октября)
Приписные храмы
храм блж. Матроны Московской
При храме организована воскресная школа. Занятия проводятся в здании храма. Мальчики несут пономарское послушание.
Из истории.
Кирпичная с белокаменными деталями, выстроена в селе Белоомут в 1802 г. Впоследствии неоднократно переделывалась. Видимо, около 1823 г. изменено завершение храма, у дверей появились портики крылец, которые вместе с колокольней разобраны в 1930-1940-х гг.
Архивные данные говорят нам: « Вместо деревянной, существующая ныне в Белоомуте каменная Преображенская церковь, с приделами Покровским и Архангельским, построена в 1802 году. При ней значитя церковной земли: усадебной 3 десятины, луговой 33 десятины, кроме того в церкви имеется капиталу в пользу причта 7087 рублей. Приходских дворов числится 619, в коих мужского пола 2135, женского 2190. Находящаяся в том же селе Кладбищенская каменная церковь во имя Трех святителей построена 1827 году, по указу преосвященнейшего Филарета, причта не имела, богослужения совершались только во дни поминовения усобших.»
Исходя из этих данных, мы можем видеть, что приходская жизнь Преображенского храма до революции процветала. Глядя на сохранившиеся старинные фотографии, мы узнаем о былом великолепии храма, о богатстве внутреннего убранства.
О священнослужителях храма, служивших до закрытия прихода, известно мало. Один из последних настоятелей — протоиерей Сергий Эвергетов умер в 20-е годы XX века, похоронен перед центральным пределом храма. Еще один священник — отец Михаил Урусов после закрытия прихода уехал из поселка, и дальнейшая судьба его не известна. Одна старая жительница поселка, еще девочкой ходившая в Преображенский храм на богослужения, принесла фотографию диакона отца Игоря Брежнева, который был забран НКВД и после заключения в Белоомут не вернулся, после войны его видели в Коломне.
В 1933 году люди, работавшие на поле, услышали страшный, неожиданный гул. Это был гул упавшего колокола. Все ринулись на защиту церкви, но было уже поздно. Страшная картина предстала перед ними: колокольня рухнула, женщины плакали, мужики, стараясь защитить храм, дрались с представителями советской власти, которые рушили колокольню… Долгие годы ссылок, тюрьмы и лагерей ждали заступников за веру. Старожилы вспоминают, что огромное облако пыли окутало поселок в радиусе километра. Некоторые защитники церкви были арестованы и получили срок 10 лет лагерей.
В годы советской власти Преображенский храм был передан в собственность кожгалантерейной фабрики и перестроен под клуб. Храм полностью утратил внутреннее убранство. Вся утварь пропала бесследно. Внешне храм тоже был сильно искалечен: снесены колокольня и пять глав центрального предела, утрачены все порталы.
В 2003 годы храм был передан Русской Православной Церкви. Стараниями общины Трехсвятительской церкви п. Белоомут были собраны и оформлены все документы и зарегистрирована община. Протоиерей Сергий Тимохин отслужил первую литургию. Но храм еще три года был приписным к Трехсвятительскому. В 2006 году 16 апреля Митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием был назначен новый настоятель Преображенского храма, священник Владимир Келин.
Началась новая история храма.
Храм стал возрождаться, как когда-то строился на средства жителей Белоомута, так теперь на собранные белоомутцами средства закупалась церковная утварь, строительные материалы. Отдельно можно отметить Келина Сергея Александровича — отца батюшки. С самого открытия храма все, что сделано из дерева, сделано его руками, а сделано не мало: иконостас, временная солея, клирос, аналои, свечной ящик и другое. Ни одна работа по храму не обходится без его помощи. В первый год до наступления холодов успели провести отопление.
В 2009 – 2010 на средства спонсоров был поведен косметический ремонт фасада храма. На пожертвования прихожан закуплены пять колоколов и помещены на передвижную звонницу.
Храм Трех Святителей Великих пос.Белоомут
Официальный приходской сайт
Храм Трех Святителей Великих пос. Белоомут
Престольный праздник — Трех святителей (12 февраля)
Настоятель — протоиерей Сергий Анатольевич Тимохин, 1963
Из истории.
Впервые кладбищенская церковь села Белоомут упоминается в писцовых книгах в 1674 г.: «церковь древяна, клецки, о трех главах, святых Трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого».
Ныне существующая кирпичная церковь построена на месте деревянной в 1827 г. на средства крестьян Набатова и Каширина. Позднее (не ранее середины XIX в.) к храму пристроены колокольня и трапезная с приделами: Никольским и в честь Казанской иконы Божией Матери. Приделы освящены в 1879 г. Никольский придел устроен крестьянами в память помещика Николая Огарева, освободившего крестьян с землей за ничтожный выкуп задолго до отмены крепостного права.
В конце ХIХ века отдельный причт при церкви был упразднён и церковь обращена в кладбищенскую. Священники из близлежащего Преображенского храма по чину череды ходили на богослужение в Трёхсвятительский храм на родительские субботы и заупокойные службы.
Храм в советское время был закрыт (1937 г.). Использовался под склад. Богослужения возобновлены в 1991 году. Храм освящён в 2004 году Его Высокопреосвященством Высокопреосвященнейшим Ювеналием митрополитом Крутицким и Коломенским.
О строителе церкви Трёх Святителей в селе Белоомуте крестьянине Набатове Н.П.Огарёв писал: «Этому человеку 80 лет. Он живёт, как и прежде, со своими внучками и любуется на них. Читает церковные книги, наделяет нищих из доходов, что получает от маленького торга скотом — и все его благословляют. Знаешь ли, что эти люди достойны быть выставлены в романе. Гоголя старосветские помещики не большего заслуживают внимания. Да они и похожи на них. Набатов прожил со своею женою 60 лет душа в душу. Эти картины простого скромного быта, право, лучше всех картин Бальзака. Его 30-летние женщины ничего не значат против простой старухи, которая безмятежно прожила 80 лет с полной любовью к ближнему».
В 1935 г. в храме Трех Святителей служил сщмч. Никон (Беляев) (1886-1937), архимандрит, преподобномученик. В миру Беляев Георгий Николаевич.