сайт казанского собора на красной площади
История создания храма
Казанский собор на Красной площади — э тот великолепный храм — был построен в 1620-х годах на средства возглавившего ополчение русского воинства против польско-литовских интервентов князя Дмитрия Михайловича Пожарского и бывших ополченцев в память о победе над поляками в Московской битве в 1612 году. Храм нарекли Казанским в честь чудотворной Казанской иконы Божией Матери — главной войсковой святыни Второго народного ополчения, которая была принесена в собор лично князем Пожарским из Введенской церкви на Лубянке.
Первоначально храм был деревянным с двумя приделами. Верх собора перекрывала пятиярусная пирамида кокошников, что создавало необыкновенно нарядный и торжественный вид. В октябре 1625 года собор был освящен патриархом Филаретом.
Однако в 1630 году сильнейший пожар сильно повредил храм, и он был перестроен по образцу Малого собора Донского монастыря мастерами Семеном Глебовым и Наумом Петровым (по другой версии – царским мастером Абросимом Максимовым). Строительство осуществлялось на средства государя Михаила Федоровича. Каменный храм был освящен патриархом Иоасафом 15 октября 1636 года и с этого времени стал важнейшим среди Московских церквей, поскольку его настоятель занимал одно из первых мест в Московском духовенстве.
Новое сооружение поражало своей архитектурой, иногда называемой «огненной» за счет большого количества кокошников, напоминавших языки пламени, и невероятной гаммой цветов. Каждый цвет и материал символизировал что-то свое, уникальное. Традиция эта пришла из Византии. Золото символизировало Божественное сияние, красные и охристые цвета — огонь и кровь. Всё это напоминало не только о тяжелых и кровавых битвах Второго народного ополчения, но и о каре Божией и очищении человеческой души, а также о том, что когда-то Иисус Христос Своей святой кровью искупил грехи всего человечества.
В 1650 году перед собором были построены новая паперть и колокольня, а в конце 17 века устроено парадное крыльцо. После окончания строительства собора была сделана гладкая деревянная мостовая от него до Лобного места, получившая сначала название Красный мост, а возле храма – Красная площадь.
Многие известные деятели церкви и государства бывали и служили в Казанском соборе. В 1636 году здесь на освящении присутствовал вместе с патриархом Иоасафом первый царь из династии Романовых — Михаил Федорович. Здесь служили не принявшие реформу патриарха Никона протопоп Аввакум (Петров) и его сподвижник протопоп Иоанн (Неронов). Кстати, здесь же в храме они были арестованы и отправлены в ссылку.
За ветхостью в 1801 году собор был перестроен в стиле классицизма. Была сломана прежняя шатровая колокольня и к 1805 году выстроена новая двухъярусная. В 1812 году здесь, перед Казанской иконой Божией Матери, присутствовал на молебне о спасении Российской империи полководец М.И. Кутузов. Французское нашествие не пощадило храм. Он был осквернен и ограблен.
Послевоенная реконструкция окончательно изменила первоначальный вид храма. В 1849 году внутри собора был установлен новый иконостас, в 1865 году надстроен третий ярус колокольни, а в 1873 году сделана новая роспись стен. Однако, современники в один голос утверждали, что перестройка сильно повредила храму, лишив его своей оригинальности. Он из уникального архитектурного сооружения превратился в типичный провинциальный храм. В таком виде он и просуществовал вплоть до грозных революционных событий.
Именно с амвона Казанского собора 8 (21) июля 1918 года, во время службы, патриарх Тихон произнёс проповедь о расстреле императора Николая II и его семьи. В сентябре того же года произошло самое драматичное событие в истории храма — была похищена его главная святыня — список с иконы Казанской Божией Матери, почитавшийся верующими как чудотворный.
В 1925 году под руководством архитектора Петра Барановского на средства прихода была проведена серьезная реконструкция и реставрация храма, в ходе которой ему был возвращен первоначальный облик, открыты его знаменитые кокошники.
Но смутное время ХХ века не пощадило Казанский собор. В 1929 году новая власть приняла решение снести храм, как мешающий проведению массовых мероприятий на Красной площади. Благодаря самоотверженности Петра Барановского, который вместе со своими учениками произвел необходимые замеры и фотофиксацию собора, сохранились подробные сведения об его архитектурном облике. Вскоре Казанский собор закрыли. Сначала там находилась столовая, потом склад, а летом 1936 года здание собора снесли.
Через год на его месте появился временный павильон III Интернационала, затем открыто летнее кафе, а на месте алтаря устроен общественный туалет(. ).
Но Бог поругаем не бывает! В 1990-1993 году по инициативе Московского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры храм был восстановлен в своих первоначальных формах. Автором проекта стал архитектор Олег Журин, один из учеников Петра Барановского. Основные средства для строительства (помимо народных пожертвований) были предоставлены правительством Москвы. 4 ноября 1990 года Святейший Патриарх Алексий II заложил камень в основание собора, а ровно через три года освятил заново возведенный храм. Главный престол собора освящен в честь иконы Божией Матери «Казанская».
Сайт казанского собора на красной площади
4 ноября 1990 года на осенний праздник Казанской иконы Божьей Матери в 3 часа пополудни при небывало огромном стечении народа на Красной площади Москвы состоялась церемония закладки Казанского собора, воссоздаваемого спустя более полувека после его варварского разрушения в 1936 году. Святейший Патриарх Московской и всея Руси Алексий II совершил молебен на отрытых древних фундаментах Соборного храма. Самое место престола отметили деревянным Крестом и памятной плитой, а в построенную у слияния Никольской улицы и Красной площади небольшую Часовню торжественно внесли Образ Богородицы, написанный современным мастером архимандритом Зеноном специально для возрождаемого храма. Разнесшиеся далеко окрест звуки величественных песнопений «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго. » и звон колоколов на импровизированной звоннице знаменовали открытие новой страницы истории Казанского, начало его второго рождения.
Описание истрии и жизнеи собора, его создания и разрушегния не насчитывает богатую библиографию.
Наиболее полная книга этого одного из самых известных храмов Руси написана по балгословению первого после возрождения собора настоятеля, протоиерея Аркадия Станько архитеркотором Сергеем Смирновым, а также знатительно дополнена и издана в количестве 6 экземпляров Председателем МГО ВООПИиК Сергеем Владимировичем Королёвым.
Имея в виду разнообразие информации, на протяжении значительных отрезков времени можно последовательно проследить как менялся состав и содержание причта, характер ктиторства, арендных отношений, хозяйственной деятельности и т. д. Разумеется, подробности публикуемых документов являются бесценными свидетельствами своей эпохи.
Вместе с тем, сборник, конечно, не претендует на всеохватность или исчерпывающую полноту. В период, когда работа над книгой была в общем завершена, составителю стало известно выходе в свет небольшого издания, а также планируемых в ближайшем будущем других работах археолога Л. А. Беляева, участника раскопок территории собора в 1989-1991 годах.
Особо надо сказать об извлечениях из таких изданий, как I-й вып. «Материалов для истории, археологии и статистики города Москвы» (М., 1984) и труде протоиерея Н. А. Скворцова «Архив Московской Св.Синода Конторы. Материалы по Москве и Московской епархии за XVIII век» (в 2 вып. М., 1911, 1914). Так как эти тексты носят характер сложных сводов разновременных источников, то представлялось целесообразным поделить их на более или менее обособленные части (разумеется, не дробя документов).
Наименования документов и изданий во всем сборнике выделены курсивом, например: «Опись храма 1858-59 гг.«, «Метрика 1887 г.«. Если документ дан в извлечении, то на это указывает составительский заголовок с предлогом «из«, например: «Из«Рушной книги 7189 [1680/81] года»«. Опущенное отмечается отточием в квадратных скобках и в необходимых случаях оговаривается в подстрочных примечаниях.
Сборник подготовлен историком-архивистом С. А. Смирновым, сотрудником Специализированной мастерской по историко-архитектурному обследованию Москвы управления «Моспроект-2» Главмосархитектуры.
На ряд текстовых материалов послереволюционного периода составителю любезно указали историки В. Ф. Козлов и И. В. Белозерова. Иллюстративный ряд пополнили материалы, предоставленные археологом Л. А. Беляевым, искусствоведом В. М. Рудченко, сотрудниками Московского городского отделения ВООПИиК С. В. Королевым и А. Ю. Кондрашовым, В. К. Фатеевым, а также некоторыми сотрудниками Управления «Моспроект-2».
Особое содействие в решении вопросов организационной стороны работы ему было оказано председателем совета МГО ВООПИиК С. В. Королевым.
Завершение работы над изданием осуществляется с благословения протоиерея Аркадия Станько, первого настоятеля воссозданного Казанского собора.
Составитель считает своим долгом выразить глубокую признательность людям, чьи поддержка, советы и неизменно доброжелательное участие сделали возможным выход в свет данного сборника.
Казанский собор в Москве
Казанский собор, освященный в честь Казанской иконы Божией Матери, был построен на Красной площади во второй четверти XVII века в благодарность за избавление России от польско-литовских захватчиков в 1612 году и в память о погибших в этой войне русских воинах. Это – первый храм, восстановленный в Москве из разрушенных большевиками святынь.
Казанская икона Божией Матери – одна из самых чтимых в Москве. Она была обретена в Казани 8 июля 1579 года: по легенде, девятилетняя девочка Матрона трижды видела во сне Пресвятую Богородицу, которая указывала ей место под развалинами дома, где находился Ее чудотворный образ. Девочка рассказала об этом видении местному священнику Ермолаю, и икона действительно была найдена в указанном месте.
Прошло 30 лет, и казанский священник Ермолай стал знаменитым патриархом Гермогеном. В страшное для России Смутное время он возглавил борьбу за сохранение русской государственности и был идейным вдохновителем русского ополчения. Уморенный голодом поляками в кремлевском Чудове монастыре, он до последнего вздоха отказывался благословить интервентов.
Именно по его приказу на помощь защитникам России из Казани была доставлена недавно обретенная икона Божией Матери. В марте 1612 года ее встретило в Ярославле II русское ополчение под руководством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского и отправилось с ней в освободительный поход на Москву, занятую польскими войсками. В октябре после длительной осады Китай-города было решено брать его штурмом, и перед Казанской иконой отслужили молебен. По легенде, в ту же ночь греческому архиепископу Арсению, заключенному в Кремле, явился во сне преподобный Сергий Радонежский и сообщил, что «предстательством Богоматери Суд Божий об Отечестве преложен на милость, и Россия будет спасена». 22 октября 1612 года ополчение вошло в Китай-город, а через пять дней поляки, замученные голодом в Кремле, сдались.
В благодарность за помощь и заступничество князь Дмитрий Пожарский на свои средства построил в 20-х годах XVII века деревянный собор во имя Казанской иконы Божией Матери. Храм был освящен патриархом в присутствии царя и самого Пожарского, который принес икону на руках из своего дома на Лубянке, где она хранилась в Введенской церкви до возведения Казанского собора.
Сохранилось старинное предание, что Казанская икона находится не в самом храме, а над колокольней посреди креста и будто бы святую икону несколько раз вносили в собор, но всякий раз она снова являлась на кресте колокольни. Нельзя не увидеть аналогию с легендарной Иверской иконой, находящейся по соседству.
Раньше на месте Казанского собора в каменном здании находился один из Торговых рядов. И по возведении храма подле его ограды продолжали торговать – восковыми свечками, печеным хлебом, калачами и яблоками. Ссоры между торговцами и покупателями разбирались в старину на Потешном дворе в Кремле, и долгое время в Казанском соборе приводили к присяге купцов.
Если Покровский храм символизировал Небесный Иерусалим, то Казанский собор можно считать символом Церкви Воинствующей. Исследователи отмечали уподобление русских воинов ангельской коннице, выраженное цветами военной парадной формы XVII века – «золоченые латы, красные плащи и белые с золотыми концами крылья». Эти цвета соответствуют описанию в Апокалипсисе Христова Воинства Небесного, сражающегося со Зверем и его лжепророком. «Царь царей и Господь господствующих» восседает на белом коне и облачен в «одежду, обагренную кровию». Воинства Его в белых одеяниях (виссонах) следуют за ним также на белых конях. Основная цветовая гамма Казанского собора – сочетание красного, белого и золотого цветов – совпадает с цветами одежды русской конницы и апокалиптического Войска Небесного и в данном случае символизирует Воинство Христово.
В византийской православной эстетике цвета имели определенный символический смысл. Золото было символом Божественного сияния, самого Бога. Красный цвет выражал пламень, огонь, карающий и очищающий. Он также являлся символом крови Христовой, искупляющей грехи человечества. Белый цвет – цвет святости и чистоты, отрешенности от мирского, устремленности к духовной простоте и возвышенности. Глубина символики соответствует идейному замыслу Казанского собора как воинского храма православной Москвы – «щита и меча» всей России и всего христианского мира.
В Апокалипсисе сражение Войска Небесного с антихристом и победа над диаволом предшествуют описанию Небесного Иерусалима. Композиция Красной площади, от входа через Воскресенские ворота с Иверской Вратарницей, открывалась Казанским собором и разворачивалась в направлении к Лобному месту – московскому образу Голгофы, символу победы Христа и завершалась образом Града Божия – храмом Покрова на Рву. Русское православное воинство сражалось с врагами России под защитой Божией Матери и готовилось с Ее помощью сражаться с антихристом, а Самозванец Лжедмитрий воспринимался в русском религиозном сознании как один из его предтеч. Отречение от своего настоящего имени, данного при крещении, означало отречение от своей личности и замену ее на «личину». Антихрист, лживо выдающий себя за мессию, будет последним Самозванцем на земле, и с Казанской иконой, спасшей Россию от Лжедмитрия, связывали надежду на спасение православной России и всех христиан от лжецаря мира в последние времена.
Дважды в год, 8 июля и 22 октября – к Казанскому собору из Кремля устраивался торжественный крестный ход с участием царя. По благословению патриарха часть духовенства, отделившись у Лобного места от основного шествия, шла «по градам» – по крепостным стенам Китай-города, Белого и Земляного, окропляя их святой водой.
В середине XVII века в Казанском соборе служили протопоп Иван Неронов и затем Аввакум, – «ревнители благочестия», не принявшие церковную реформу патриарха Никона, которая положила начало раскола русской православной Церкви на никониан и старообрядцев. Сюда Никон прислал свою первую грамоту с требованием заменить двуперстное крестное знамение на троеперстное и коленопреклонение на поясной поклон. Отсюда же Иван Неронов и Аввакум были отправлены в заточение.
В петровское время по указу царя Казанскую икону доставили в новую столицу Санкт-Петербург, где позднее для нее построили Казанский собор на Невском проспекте.
В здании Земского приказа, некогда стоявшего прямо напротив Казанского собора, на месте нынешнего Исторического музея, 26 апреля 1755 года состоялось торжественное открытие Московского университета и двух гимназий при нем. Поскольку собственной домовой церкви университет еще не имел, то праздничный молебен был совершен в Казанском соборе, и первое время студенты и преподаватели ходили на службу в этот храм. И хотя поиски собственной церкви университет начал незамедлительно, самые первые страницы его истории оказались связанными именно с Казанским собором. По мистическому совпадению первый настоятель вновь открытой в 1995 году Татианинской церкви МГУ прот. Максим Козлов был священником восстановленного незадолго до этого Казанского собора, и первые молебны о возвращении Московскому университету его домовой церкви на Моховой также совершались снова в Казанском соборе.
Здесь же до 1812 года продавались лубочные картины, а перед самым вступлением Наполеона – карикатуры на французов и их императора, рисованные художниками Теребеневым и Яковлевым. Вся Москва собиралась здесь отводить душу, разглядывая их. Тут же распространялись и знаменитые антинаполеоновские, или как их еще называли «ростопчинские» афишки, написанные московским градоначальником Ф.Ф.Ростопчиным – жившем в доме на Лубянке, перестроенном из …палат князя Пожарского.
В грозные дни осени 1812 года перед Казанской иконой отслужили молебен о спасении Отечества, на котором присутствовал М.И.Кутузов.
Справиться с иноземными варварами России оказалось легче, чем со своими собственными. После революции собор разделил печальную участь большинства московских святынь, мешавших осуществлению мировой революции. Правда, в 20-е годы мученик и подвижник русской культуры архитектор П.Д.Барановский успел отреставрировать его первоначальный облик XVII века и снять бесценные чертежи и замеры. Потом он попал в заключение за отказ участвовать в сносе храма Покрова на Рву, Казанский собор закрыли и сперва превратили в столовую и склад, а летом 1936 года сломали, так отметив его трехсотлетие.
Через год на его месте появился временный павильон III Интернационала, построенный по проекту Бориса Иофана (архитектора несостоявшегося Дворца Советов). Позднее здесь было открыто летнее кафе, а на месте алтаря устроена общественная уборная, дожи.
По решению московского правительства, Казанский собор на Красной площади был восстановлен по проекту ученика Барановского Олега Журина.
4 ноября 1990 года Святейший Патриарх Алексий II заложил камень в основание собора, а через три года освятил заново возведенный храм.
В 1610 году в селе Коломенском расположился станом Лжедмитрий II с воеводою Сапегой. В память избавления Москвы от поляков и от Тушинского Вора царь Михаил Федорович приказал заложить здесь пятиглавый храм в честь Казанской иконы Богоматери, оказавшей помощь русскому воинству. Храм был освящен только при Алексее Михайловиче. И под крестом церкви появилась надпись, что она построена в честь столетия взятия Казанского ханства в 1552 году.
В Дмитровском приделе Казанского храма находится список с чудотворной Державной иконы Божией Матери, явленной в Коломенском в 1917 году.
Русская Православная Церковь
Официальный сайт Московского Патриархата
Главные новости
Преставился ко Господу архиепископ Краснолиманский Алипий
Состоялась онлайн-встреча Святейшего Патриарха Кирилла со священниками, посещающими «красные зоны» больниц
В день памяти апостола Луки Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту
Святейший Патриарх Кирилл вручил Н.С. Михалкову орден преподобного Серафима Саровского
Состоялась рабочая встреча Святейшего Патриарха Кирилла с архиепископом Ереванским и Армянским Леонидом
Храм Казанской иконы Божией Матери на Красной площади (Москва)
Иверское благочиние Московской городской епархии
История
Собор Казанской иконы Божией Матери был воздвигнут в память об освобождении Русского государства от польско-литовских интервентов, которое совершилось при помощи и заступлении Божией Матери, явившей Свою милость через чудотворную Казанскую икону. Храм был построен на средства первого царя династии Романовых Михаила Феодоровича и освящен в 1636 г. Со времени постройки храм стал одной из важнейших московских церквей, его настоятель занимал одно из первых мест в московском духовенстве.
На протяжении своей истории собор неоднократно перестраивался — в 1760-х, 1802-05, 1865 гг.
В 1920-е гг. в соборе некоторое время служили обновленцы. В 1925-1933 гг. проводилась реставрация собора под руководством архитектора П.Д. Барановского. В 1928 г. была снесена колокольня собора. В 1930 г. Казанский собор был закрыт, а в 1936 г. — снесен.
Собор был восстановлен в 1990-1993 гг. на средства мэрии Москвы и пожертвования граждан. Казанский собор — первый из полностью утраченных в советское время храмов Москвы, который был воссоздан в первоначальных формах. Воссоздать исторический облик храма стало возможным благодаря обмерам, сделанным архитектором П.Д. Барановским перед разрушением храма, и исследованиям историка С.А. Смирнова. 4 ноября 1993 г. храм был освящен Святейшим Патриархом Алексием II.
Престолы
Главный престол освящен в честь Казанской иконы Божией Матери, северный придел — свт. Гурия, архиепископа Казанского, и свт. Варсонофия, епископа Тверского. Южный придел в честь сщмчч. Ермогена и Тихона, Патриархов Московских и всея Руси (не освящен).
Святыни
Чтимая Казанская икона Божией Матери, икона Божией Матери «Воспитание».
Богослужение
Ежедневно — часы и Литургия в 9.00, начало вечернего богослужения в 17.00, по воскресным и праздничным дням — Литургия в 7.00 и 10.00, накануне — всенощное бдение в 17.00, по пятницам после окончания вечерни — молебен с акафистом Казанской иконе Божией Матери с водосвятием.
Храм открыт ежедневно с 9.00 до окончания вечернего богослужения.
ВОЗРОЖДЕНИЕ КАЗАНСКОГО СОБОРА НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ
4 ноября 1990 года на осенний праздник Казанской иконы Божьей Матери в 3 часа пополудни при небывало огромном стечении народа на Красной площади Москвы состоялась церемония закладки Казанского собора, воссоздаваемого спустя более полувека после его варварского разрушения в 1936 году. Святейший Патриарх Московской и всея Руси Алексий II совершил молебен на отрытых древних фундаментах Соборного храма. Самое место престола отметили деревянным Крестом и памятной плитой, а в построенную у слияния Никольской улицы и Красной площади небольшую Часовню торжественно внесли Образ Богородицы, написанный современным мастером архимандритом Зеноном специально для возрождаемого храма. Разнесшиеся далеко окрест звуки величественных песнопений «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго…» и звон колоколов на импровизированной звоннице знаменовали открытие новой страницы истории Казанского, начало его второго рождения…
Казанский собор неизменно служил вместилищем особо чтимой народной святыни — Казанской иконы Пресвятой Богородицы, этого победного знамени ополчения Минина и Пожарского, защитницы Земли русской. Выстроенный в честь чудотворного образа Божией Матери Собор-памятник свидетельствовал о глубокой вере наших предков в спасительный державный Покров «Матери Господа Вышняго» над Россией, о всенародной благодарной молитвенной памяти и о почитании Заступницы Усердной, явившей Божию милость в годину испытаний. Собор-памятник был, несомненно, школой верности заветам Православия.
Инициатор воссоздавая Собора во имя образа Пресвятой Богородицы «Казанския«, Московское городское отделение ВООПиК (МГО ВООПИиК), безусловно, стремилось не только вернуть былую его красоту, но и отдать этим дань памяти подвигу предков, твердо стоявших «За Святую Русь, за Дом Пресвятыя Богородицы«, взывая — во имя нового очищения и возрождения родного Отечества — к помощи Небесной Заступницы… Эта инициатива была поддержана Правительсвтом Москвы и получила благословение Святейшего Патриарха Алексия II.
Описание истрии и жизнеи собора, его создания и разрушегния не насчитывает богатую библиографию.
Наиболее полная книга этого одного из самых известных храмов Руси написана по балгословению первого после возрождения собора настоятеля, протоиерея Аркадия Станько архитеркотором Сергеем Смирновым, а также знатительно дополнена и издана в количестве 6 экземпляров Председателем МГО ВООПИиК Сергеем Владимировичем Королёвым.
«КАЗАНСКИЙ СОБОР НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ» — книга, которая является первым опытом многоаспектной публикации исторических сведений о Московском Казанском соборе. По форме это — сборник документов и материалов, в котором составители, занимавшиеся поиском в течение ряда лет, сосредоточили наиболее ценное из обнаруженного. С одной стороны, представлялось важным вернуть в активный научный оборот самое содержательное из старых публикаций о храме, включая извлечения из работ, посвященных церквам и соборам Москвы Главным же, к чему стремились составители, было представить множество вновь выявленных оригинальных архивных (и иных источников) документов — текстовых, графических, фотографических, — охватывающих в совокупности весь период существования Казанского, от его строительства в XVII ст. до сноса в 1936 году, включая и первые документы, связанные с воссозданием собора на Красной площади, решение о котором принято 5 июня 1990 года. Собранные под одной обложкой, т. е. сведенные в единый систематизированный корпус, материалы книги призваны показать многоплановость картины развития Собора, сложный спектр его, так сказать, исторического содержания.
С самого своего возникновения Казанский собор играет исключительную роль в жизни России: все сколько-нибудь значимые события истории страны оказались тесно переплетены с собственной историей Соборного храма. Знакомство с материалами подводит к реальному впечатлению — как относительно небольшой храм оказывается буквально средоточием разнообразных веяний русской жизни. Вместе с тем, это заметно даже в смене архитектурных форм Собора: от древнерусской основы облик его последовательно принимает формы барокко, классицизма, эклектики.
Другой существенный момент, нашедший отражение в материалах сборника, это — интереснейшая событийная линия храма. В летописи Казанского отразились многие коллизии русской истории и осталось значительное число крупных имен — государственных, церковных, общественных деятелей. Конкретика публикуемых документов позволяет сосредоточиться, например, на некоторых событиях Церковного раскола, Петровской эпохи, еще раз соприкоснуться с неузаурядной личностью Московского митрополита Филарета (Дроздова), с деталями чудовищной послереволюционной антирелигиозной политики.
Имея в виду разнообразие информации, на протяжении значительных отрезков времени можно последовательно проследить как менялся состав и содержание причта, характер ктиторства, арендных отношений, хозяйственной деятельности и т. д. Разумеется, подробности публикуемых документов являются бесценными свидетельствами своей эпохи.
Вместе с тем, сборник, конечно, не претендует на всеохватность или исчерпывающую полноту. В период, когда работа над книгой была в общем завершена, составителю стало известно выходе в свет небольшого издания, а также планируемых в ближайшем будущем других работах археолога Л. А. Беляева, участника раскопок территории собора в 1989-1991 годах.
В основу книги положен смешанный тематико-хронологический принцип, обусловленный, в значительной мере, формой использованных материалов и изданий XIX — нач. XX вв. (документальных публикаций, исследований). В сборнике со строго хронологическим принципом материалы располагались бы совершенно независимо от содержания освещаемого периода — по годам выхода. У нас же они приводятся среди архивных документов того времени, вопросам которого по-преимуществу посвящены.
Особо надо сказать об извлечениях из таких изданий, как I-й вып. «Материалов для истории, археологии и статистики города Москвы» (М., 1984) и труде протоиерея Н. А. Скворцова «Архив Московской Св.Синода Конторы. Материалы по Москве и Московской епархии за XVIII век» (в 2 вып. М., 1911, 1914). Так как эти тексты носят характер сложных сводов разновременных источников, то представлялось целесообразным поделить их на более или менее обособленные части (разумеется, не дробя документов).
Что касается оригинальных архивных документов (их абсолютное большинство), то они следуют соответственно своей датировке. Исключение составляет посвященная Казанскому собору выдержка из рукописного «Обозрения Москвы…» А. Ф. Малиновского, которая в силу ряда причин помещена в начале книги (документ № 2). Основная масса документов, вошедших в сборник публикуется впервые. Вступительные материалы сборника (работы исследователей XIX — нач. XX вв) призваны создать определенную общую канву. Они носят собирательный характер и содержат основные исторические сведения о Московском Казанском соборе, причинах и обстоятельствах его сооружения; о хранившейся в храме чудотворной святыне и связанных с нею празднествах. Прочие материалы отражают, по-преимуществу, более локальные вопросы (исторического и историко-архитектурного плана). Порядок их в книге, как правило, отвечает последовательности событий. Многоаспектные материалы располагаются в соответствии с датой их составления, так как представляют важность как источники своего времени.
Наименования документов и изданий во всем сборнике выделены курсивом, например: «Опись храма 1858-59 гг.«, «Метрика 1887 г.«. Если документ дан в извлечении, то на это указывает составительский заголовок с предлогом «из«, например: «Из«Рушной книги 7189 [1680/81] года»«. Опущенное отмечается отточием в квадратных скобках и в необходимых случаях оговаривается в подстрочных примечаниях.
Сборник подготовлен историком-архивистом С. А. Смирновым, сотрудником Специализированной мастерской по историко-архитектурному обследованию Москвы управления «Моспроект-2″ Главмосархитектуры.
На ряд текстовых материалов послереволюционного периода составителю любезно указали историки В. Ф. Козлов и И. В. Белозерова. Иллюстративный ряд пополнили материалы, предоставленные археологом Л. А. Беляевым, искусствоведом В. М. Рудченко, сотрудниками Московского городского отделения ВООПИиК С. В. Королевым и А. Ю. Кондрашовым, В. К. Фатеевым, а также некоторыми сотрудниками Управления «Моспроект-2″.
Особое содействие в решении вопросов организационной стороны работы ему было оказано председателем совета МГО ВООПИиК С. В. Королевым.
Завершение работы над изданием осуществляется с благословения протоиерея Аркадия Станько, первого настоятеля воссозданного Казанского собора.
Составитель считает своим долгом выразить глубокую признательность людям, чьи поддержка, советы и неизменно доброжелательное участие сделали возможным выход в свет данного сборника.
Сборник «КАЗАНСКИЙ СОБОР НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ» — От составителя