сайт казанского храма в воронеже
Храм в честь Казанской иконы Божией Матери
Богослужения совершаются ежедневно: литургия в 7.30, вечернее богослужение в 17.00. В воскресенье и двунадесятые праздники совершаются две литургии: первая в 6.30, вторая в 9.00. В храме прп. Серафима Саровского в учебные месяцы Воскресной школы литургии служатся по воскресеньям в 8.30.
Настоятель храма: протоиерей Григорий Самойлов.
Храм в честь Казанской иконы Божией Матери запись закреплена
Понедельник
1 ноября. Седмица 20-я по Пятидесятнице. Прор. Иоиля. Мч. Уара и с ним семи учителей христианских. Перенесение мощей прп. Иоанна Рыльского.
07:30 Божественная Литургия.
Вторник
2 ноября. Вмч. Артемия.
07:30 Божественная Литургия.
17:00 Вечерня. Утреня.
Среда
3 ноября. Прп. Илариона Великого.
07:30 Божественная Литургия.
16:00 Акафист пред иконой Божией Матери, именуемой «Казанская».
17:00 Всенощное бдение.
Четверг
4 ноября. Празднование Казанской иконе Божией Матери.
06:00 Ранняя Божественная Литургия.
09:00 Поздняя Божественная Литургия.
17:00 Вечерня. Утреня.
Пятница
5 ноября. Апостола Иакова, брата Господня по плоти.
07:30 Божественная Литургия.
17:00 Вечерня. Утреня. Поминовение усопших.
Суббота
6 ноября. Димитриевская родительская суббота. Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Поминовение усопших.
06:30 Ранняя Божественная Литургия. Панихида.
09:00 Поздняя Божественная Литургия. Панихида.
17:00 Всенощное бдение.
Воскресенье
7 ноября. Неделя 20-я по Пятидесятнице. Мчч. Маркиана и Мартирия.
06:30 Ранняя Божественная Литургия.
09:00 Поздняя Божественная Литургия.
17:00 Вечерня. Утреня. Полиелей.
Храм в честь Казанской иконы Божией Матери запись закреплена
4 ноября — празднование Казанской иконе Божией Матери (в память избавления Москвы и России от иноземных захватчиков в 1612 г.)
В 1552 году Казанское ханство было присоединено к Руси царем Иоанном Грозным. 60 000 русских людей было освобождено из плена; началось обращение мусульман и язычников в христианство. В 1579 г. страшный пожар опустошил Казань.
Показать полностью. Он начался в доме купца Онучина. После пожара Матроне, девятилетней дочери купца, явилась во сне Богородица и открыла ей, что под развалинами их дома находится Ее чудотворный образ, зарытый в земле тайными исповедниками христианства еще при татарском владычестве. Божия Матерь точно указала место, где можно было найти икону. Родители поначалу не обратили внимания на рассказ девочки, но чудесное явление Небесной Царицы повторилось трижды, причем в третий раз оно было грозным.
Мать отвела Матрону к митрополиту Казанскому Иову, та рассказала ему о чудесном явлении. Все духовенство города, в сопровождении огромной толпы народа, направилось к дому Онучиных. Сейчас же начались раскопки, но найти икону не удалось. Тогда копать стала сама Матрона и тут же обрела святой образ. Он был необыкновенной красоты и сиял совершенно свежими красками, как будто только что был написан. Митрополит передал икону о. Ермолаю, наиболее почитаемому в городе священнику, и тот, высоко подняв ее над головой, сопровождаемый крестным ходом, отнес чудесный образ на городскую площадь, где и осенил им на четыре стороны весь собравшийся народ. Отец Ермолай написал тропарь новоявленной иконе «Заступнице Усердная», который знала вся Святая Русь.
Чудотворения от новоявленного образа начались немедленно по его обретении. С того времени и поныне от образа Своего, явленного в городе Казани, Царица Небесная щедро раздает Свою благодатную помощь всем православным, с верою и надеждой к Ее защите прибегающим.
Через 10 лет на месте обретения чудотворной иконы митрополит Ермоген (отец Ермолай принял постриг с именем Ермоген в Московском Чудовом монастыре и вскоре был назначен на Казанскую кафедру) основал женский монастырь в честь иконы Божией Матери Казанской, причем юная Матрона Онучина приняла в нем постриг и стала потом игуменией. Совершивший первый молебен перед святым образом, митрополит Ермоген составил сказание о чудесах Казанской иконы Божией Матери.
У князя Дмитрия Михайловича Пожарского был список с Казанской чудотворной иконы. С этой иконой войска князя подошли к стенам захваченной поляками Москвы. Готовясь к штурму, русское воинство три дня постилось и молилось пред иконой Богоматери о победе. Архиепископу Элассонскому (из Греции) Арсению, находившемуся в плену у поляков в осажденном Кремле, было видение преподобного Сергия Радонежского, который сказал: «Арсений, наши молитвы услышаны, предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость, завтра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена». И как бы в подтверждение истинности пророчества архиепископ исцелился от болезни.
Св. Арсений оповестил русских воинов о видении и пророчестве великого святого Русской земли, и на следующий день ополчение выбило поляков из Китай-города, а через два дня был освобожден Кремль. В воскресенье (25 октября) русские воины с крестным ходом пошли в Кремль с чудотворным образом в руках. На лобном месте встретились они с архиепископом Арсением, несшим чудотворную Владимирскую икону Божией Матери, которую он сохранил, несмотря на все тяготы плена и болезни. Народ был потрясен встречей двух чудотворных икон и слезно молился Небесной Заступнице Русской земли.
В память освобождения Москвы от поляков установлено празднование Казанской Божией Матери 22 октября/4 ноября, а в память чудесного обретения иконы — 8/21 июля. Празднование 22 октября распространялось на Москву, а после 1649 года, по повелению царя Алексея Михайловича, — на всю Русь. Князь Пожарский в честь Пресвятой Богородицы за помощь в победе воздвиг на Красной площади в 1630-е годы своим иждивением храм Казанской иконы, где она хранилась почти 300 лет. В 20-е годы XX столетия храм был варварски уничтожен. 4 ноября (22 октября) 1990 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил место и положил на него первый камень воссоздаваемого храма.
Перед Полтавской битвой в 1709 г. русский царь Петр I с войском молился перед Казанской иконой Божией Матери, а в 1721 г. перенес один из списков иконы из Москвы в построенный им Петербург. В 1811 г. образ был поставлен в только что построенном и освященном Казанском соборе, где вскоре полководец Кутузов молился перед чудотворной иконой о победе над французами. Святой образ осенял русских солдат, идущих на освобождение России от иноземных захватчиков в 1812 г., и первая крупная победа была одержана в день праздника иконы 22 октября, когда выпал снег и ударили сильные морозы, сама Заступница пришла на помощь воинам.
По вере Русской Православной Церкви иконы Пречистой Богородицы благодатным осенением расположились по лицу нашей Отчизны, образуя ее защиту и Небесный покров. Образ Владимирской Божией Матери хранит и благословляет наши северные пределы. Смоленская и Почаевская иконы ограждают запад, а на восток, до края земли, простирает влияние чудотворный Казанский образ Пречистой Богородицы.
В многочисленных чудотворных списках с Казанской иконы прославляется на Руси Пречистая Богородица, Покровительница православного русского народа. Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком количестве списков, как Казанская. К ней чаще всего обращают взоры в бедах, болезнях и тяготах: «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего. всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо ecи Божественный покров рабом Твоим». (Тропарь, глас 4-й).
Чудотворный список Казанской иконы ныне установлен в кафедральном Богоявленском соборе в Елохове.
История храма
Век стоит в Отрожке храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Век разбивались о его каменные стены бури XX столетия, но он выстоял. Много повидал на своем веку старый храм. И ныне, как и сто лет назад, каждый день призывно звучат с его звонницы колокола, собирая на молитву верующих.
Согласно историческим сведениям Отрожка ( Рожки, Атрошки, Отрожки, Трегубово) возникла в XVII веке у выступов, или « отрогов» ( отсюда и название), левого берега реки Воронеж. Поселение было приписано к владениям Алексиевского Акатова монастыря и в 1629 году насчитывало всего шесть крестьянских дворов. Наиболее интенсивно застройка Отрожки велась в XIX веке, когда к нескольким деревенским кварталам, расположенным вдоль единственной улицы, стали прибавляться новые в восточном и южном направлениях вдоль дороги, ведущей на Придачу. В середине XIX века Воронежское земство ходатайствовало перед правительством о строительстве железной дороги между Воронежем и Рязано-Козловской линией. Ходатайство было удовлетворено. Дорогу построили за 1867 год, а в следующем году началось регулярное движение поездов. Вблизи Отрожки появилась узловая станция Раздельная. В конце 1870 года был построен однопутный участок дороги от Раздельной до Лисок. Вплоть до начала XX века Отрожка, несмотря на резко возраставшее число жителей, оставалась деревней, то есть крупным населенным пунктом, не имевшим собственного храма. Ближайшая церковь Рождества Христова располагалась на Придаче.
В начале XX столетия отроженпы решились на строительство собственного храма. Согласно преданию среди жителей Отрожки разгорелись жаркие споры о том, в каком месте должен стоять храм и в честь какого события его освящать. И вот однажды местный житель И.Д. Колбешкин, выйдя вечером из дома, увидел сходящий с неба столп света, в центре которого находилась Казанская икона Божией Матери. Он указывал на пустырь среди домов. О своем видении он рассказал односельчанам, споры прекратились, и на этом пустыре в 1903 году был заложен храм в честь Казанской иконы Божией Матери.
Долгое время считалось, что строительство Казанской церкви завершилось к 1908 году. Эта дата вошла в краеведческие издания, посвященные памятникам архитектуры Воронежа. В материалах Свода памятников истории и культуры РФ « Историко-культурное наследие Воронежа» говорится, что Казанская церковь была освящена в 1912 году. Однако в ведомостях по страхованию церковных строений, составленных в канун революции, окончание строительства Казанского храма датируется 1911 годом. А небольшая заметка об этом событии в газете « Воронежский телеграф» содержит информацию о том, что Казанская церковь в Отрожке была освящена 5 ноября 1911 года.
Еще до окончания строительства церкви местные жители обустроили примыкающее к ней кладбище, одно из немногих сохранившихся в Воронеже с тех времен. Там и сейчас цел закладной камень с датой освящения погоста — 2 июня 1908 года.
Казанская церковь стала первым храмом Воронежа, построенным в начале XX века, накануне революции 1917 года. Вторым стал величественный собор во имя равноапостольного князя Владимира, строившийся по проекту А.А. Кюи в 1896-1918 годах и взорванный безбожными властями в 1930 году.
Казанскому храму повезло больше. После его возведения разросшаяся Отрожка получила статус села. Вокруг церкви сложился сельский центр. Облик центральной части поселения отличался единством художественного решения. Краснокирпичную с зелеными шатрами и небесного цвета куполами церковь, которая стала доминантой застройки, дополняли здания земской школы и дома священнослужителей с характерным для начала века убранством фасадов. На церковной усадьбе находился целый ряд построек: каменная сторожка, дом священника, два жилых дома причта, деревянная богадельня, несколько сараев с навесами и даже хлев.
О внутренней жизни Казанского прихода сведений сохранилось мало. В связи с поздним строительством церковь не попала ни в издания по истории епархии, ни в клировые ведомости 1911 года. В этой сводной ведомости ее приход, насчитывавший 292 дома с населением в 1722 человека, приписан к Рождественской церкви Придачи. Приходская жизнь шла своим чередом два десятилетия, пока не наступили роковые тридцатые годы…
Один из историков края в своей хронике зафиксировал события 1936 года в Воронеже. В тот год здесь в административной ссылке пребывал поэт О. Мандельштам, область была удостоена правительственной награды, в городе побывали парком просвещения и председатель ВЦИК, перевыполнялись производственные планы. И только об одном событии историк стыдливо умолчал. В 1936 году компания по борьбе с религией докатилась до Казанского храма. В том же году органы местного управления НКВД арестовали всех ее священнослужителей, богослужения прекратились и церковь закрылась. К большому сожалению, имена арестованных священников установить не удалось.
В августе 1939 года Отрожка была включена в городскую черту Воронежа. А годом раньше старинное село Отрожки Новоусманского района вошло в состав рабочего поселка Отрожка. Увеличивалось число жителей, интенсивнее становилась жизнь. И лишь немым укором, напоминавшим о времени « безбожных пятилеток», стоял оскверненный и разграбленный храм, зиял пустыми глазницами оконных проемов. Из него были украдены не только все святыни, иконостас, но и стекла окон и даже деревянные полы.
Летом 1942 года фронт вплотную приблизился к Воронежу. В июле развернулись жаркие бои советских воинов с фашистами в пределах городской черты Воронежа. В течение нескольких дней врагам удалось захватить правобережную часть Воронежа, его исторический центр. Одна из ожесточенных схваток проходила в районе отроженского моста. Оказавшаяся в центре боев Казанская церковь хотя и сильно пострадала, но не была разрушена. Божпя Матерь покрыла ее своим омофором.
В январе 1943 года фронт от Воронежа откатился на запад. Город еще лежал в руинах, когда отроженцы решили добиваться возрождения храма. В августе того же года была создана так называемая церковная « двадцатка», прихожане обратились в районный совет с просьбой зарегистрировать общину и открыть храм и, несмотря на определенные послабления в отношении религиозных объединений и некоторое смягчение прежнего репрессивного курса на удушение церкви, верующим понадобилось в общей сложности около трех лет борьбы с властью за право возродить храм и начать полноценную приходскую жизнь. 5 октября 1946 года облисполком принял решение об открытии церкви в поселке Отрожка Железнодорожного района города Воронежа.
Новейшая история Казанского храма ведет отсчет с 10 декабря 1946 года, с того момента, когда была зарегистрирована община. Инициативные прихожане стали прикладывать все возможные усилия для восстановления Церкви, пострадавшей за время войны. Были заделаны пробоины от снарядов, положен новый деревянный пол, произведено остекление окон. Чтобы скрыть на стенах следы от пуль и снарядов, храм снаружи был побелен. 1954 год ознаменовался установкой иконостаса, который был изготовлен резчиком из Новой Усмани.
Духовенство храма в те нелегкие года испытывало постоянное давление со стороны комитета по Делам религий. Священнослужителей и сотрудников храма регулярно вызывали в облисполком на « воспитательные беседы». Нередко от прихожан требовали доносить на священников.
Восьмидесятые годы прошлого века стали благодатными для священнослужителей и прихожан Казанского храма. В это время начались обширные реставрационные работы. Обрели первозданный облик наружные стены: с них были счищены многочисленные слои побелки, в ряде мест обновлена кирпичная кладка, восстановлен четвертый купол храма, водружены новые кресты, заменена кровля. В 90-е годы стены храма были расписаны заново. В 2009 году сменили надкупольные кресты. После реставрации храм буквально преобразился. В 2010 году в довершение масштабных реставрационных работ прежний, обветшавший за полвека иконостас был заменен новым. Была восстановлена в первоначальном виде входная группа, представляющая собой кованые ажурные металлические двустворчатые ворота и две калитки, установленные в кирпичной арке.
В настоящее время па земельном участке площадью 1,5 га располагается комплекс построек, центром которых является трехпрестольпый Казанский храм с боковыми приделами во имя святителей Николая Чудотворца и Митрофапа Воронежского. В 90-е годы XX века было построено здание воскресной церковно-приходской школы с крестильным храмом во имя преподобного Серафима Саровского, а также водосвятная часовня во имя святого апостола Андрея Первозванного.
За советом к батюшке
Отвечает протоиерей Григорий Самойлов:
В Казанском храме исповедь совершается ежедневно во время литургии, которая в будние начинается в 7.30 утра, в воскресные дни в 6.30 и 8.30.
Отвечает протоиерей Григорий Самойлов:
Употребление алкогольных напитков церковь считает грехом и не приветствует их производство и продажу.
Отвечает протоиерей Григорий Самойлов:
С данными вопросами Вам нужно обратиться в приходскую церковную лавку.
Отвечает протоиерей Григорий Самойлов:
По данному вопросу обратитесь в воронежский областной архив.
Отвечает протоиерей Григорий Самойлов:
Домашняя молитва исповедания грехов таинством исповеди не является.
Отвечает протоиерей Григорий Самойлов:
Официальной позиции православной церкви по вопросу усыпления животных не существует.
Отвечает протоиерей Григорий Самойлов:
Данный вопрос решите с хозяевами квартиры.
Отвечает протоиерей Григорий Самойлов:
Вам нужно выбрать святую, день памяти которой ближе к дню рождения Вашего ребенка. В Казанском храме таинство крещения проводится во все дни кроме понедельника.
Отвечает протоиерей Григорий Самойлов:
Допускается прослушивание огласительных бесед в одном храме, а крещение в другом.
Отвечает протоиерей Григорий Самойлов:
После оформления всех документов обязательно крестите детей.
Настоятели храма
Священник Иоанн Алферов ( упоминается в 1912 году).
7 классов средней школы. В конце 1943 года был призван в ряды Советской армии, участвовал в боевых действиях, получил тяжелое ранение, в 1947 году уволен из рядов вооруженных сил, затем работал на шахтах Ворошиловградской области. В 1957 году поступил в Одесскую Духовную семинарию. По совместительству служил псаломщиком в Свято-Никольском храме Одессы. В 1959 году женился на Татьяне Кириллове Чистовой, 1941 года рождения. Митрополитом Одесским Борисом 1959 году Митрофан Чаркин был рукоположен во священника. Служил па приходах Одесской и Ворошиловградской епархии. По окончании семинарии в 1961 году отец Митрофан был направлен Учебным комитетом в Воронежскую епархию. До 1963 года являлся штатным клинком Покровского кафедрального собора города Воронежа. В 1963 году назначен настоятелем Казанского храма города Воронежа, в 1964 году освобожден от обязанностей настоятеля и являлся штатным клинком до 1968 года. В 1968 году снова назначен настоятелем Казанского храма. В 1964 году отец Митрофан поступил в Московскую Духовную академию на сектор заочного обучения, которую окончил в 1968 году со степенью кандидата богословия. В 1984 году был освобожден от должности настоятеля Казанского храма и продолжил свое служение в должности штатного клирика. В 2009 году по состоянию здоровья почислен за штат. Имеет пятерых детей.
Протоиерей Иоанн Луканов (2003 ).
Иеромонах Даниил Черой (2003 ).
Протоиерей Григорий Самойлов ( с 2004 года по настоящее время). Родился и 1967 году, в 1995 году окончил Московскую Духовную академию, женат, воспитывает троих детей.
Воскресная школа Казанского храма г. Воронежа
Воскресная школа Казанского храма г. Воронежа во имя св. праведного Иоанна Русского
«Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Матф. 19, 14)
Показать полностью.
Детство — время, когда закладывается фундамент всей последующей жизни человека. Те ценности, которые ребенок приобретает в начале своего пути, он пронесет через всю жизнь. Поэтому так важно религиозное воспитание и просвещение детей, ради которого и создаются при храмах Воскресные школы.
Наша Воскресная школа была основана в 1993 году. Многие ее выпускники стали усердными прихожанами нашего храма, некоторые стали студентами духовных школ и трудятся на благо нашей Церкви.
К главным целям организации Воскресной школы относится воспитание детей в христианских традициях. Учеба в Воскресной школе дает необходимые знания по основам Православия и христианской жизни. Без этих знаний человек не может понять не только основы Христианства, но и основы обыкновенной человеческой морали и нравственности.
Проводятся также факультативные занятия по английскому языку, рукоделию. В целях выработки у учащихся навыков осмысленного чтения богослужебных текстов в школе проводится практикум по церковно-славянскому языку.
В целях развития у учеников милосердия воспитанники Воскресной школы выступают с театрально-музыкальными постановками перед детьми из Воронежского социального приюта, а также участвуют в благотворительных ярмарках, проводимых в Воскресной школе.
Проверка знаний производится с помощью викторин, которые устраиваются каждое полугодие. Лучшие ученики поощряются подарками. Такая форма проверки, заменяющая обычные зачеты и экзамены, очень нравится детям, она стимулирует их к дальнейшему активному изучению религиозных дисциплин.
Родители, пока их дети находятся на занятиях, тоже не остаются без духовной пищи: для них преподаватели Воскресной школы читают лекции на самые актуальные темы, организуется просмотр видеофильмов, проводятся беседы со служащими священниками храма, в ходе которых все желающие могут задать любые интересующие их вопросы.
Молодежная группа, которую посещают юноши и девушки в возрасте от 15 до 25 лет, собирается по воскресеньям в 16-00. За круглым столом проводятся беседы, обсуждения, встречи с духовенством, вечера творчеств.
Кроме детей и молодёжи в Воскресной школе обучаются также и взрослые.