сайт ильинского храма краснодара
Свято-Ильинский храм г.Краснодара
В 1892 году на Кубани разразилась эпидемия азиатской холеры, которая свирепствовала здесь около 150 дней и унесла 15045 жизней. Религиозное сознание кубанцев увидело в этой страшной болезни наказание за людские грехи, поэтому действенным средством к излечению определило всенародную молитву, которая и была совершена 20 июля этого же года в столичном граде Екатеринодаре на пересечении улиц Пашковской и Посполитакинской. Во время водосвятного молебна, обращаясь к Пророку Божьему Илие, святому, «ответственному» за природные катаклизмы, екатеринодарцы пообещали построить в его честь храм, если болезнь пойдет на убыль. К концу осени эпидемия действительно потеряла свою силу. Во исполнение своего обещания 21 декабря 1901 года горожане официально обратились к настоятелю Войскового Св. Александра Невского собора прот. Михаилу Воскресенскому с просьбой о содействии в строительстве часовни в память об избавлении Кубани от холеры. Хотя и с задержкой, дело получило успешное развитие. В воскресенье 25 февраля 1907 г. при громадном стечении народа состоялось освящение сооруженного храма, после чего в нем была совершена первая Божественная Литургия. В 1918 году церковь получила статус общеприходской. В истории остались имена ее первых штатных священников: протоиерея Петра Рудкевича и иерея Василия Карпинского.
Свято-Ильинский храм стал одной из первых церквей, переданных властью г.Краснодара верующим в самом конце 80-х годов. 27 марта 1990 года начались реставрационные работы в храме, который уже 2 августа 1990 года был освящен архиепископом Екатеринодарским и Кубанским Исидором (Кириченко). Руководить восстановительными работами было поручено протоиерею Николаю Щербакову, назначенному в храм настоятелем.
Современный этап в жизни Свято-Ильинского храма связан с назначением в 1999 году сюда настоятелем протоиерея Сергия Овчинникова. Являясь по благословению правящего архиерея в течение 19 лет протопресвитером Кубанского казачьего Войска, последний все свои усилия направил на выявление исторического феномена Свято-Ильинской церкви, как самобытного памятника казачьей культуры конца 19 – начала 20 века. К столетнему юбилею Ильинки была задумана широкомасштабная программа художественных росписей храма. 15 ноября 2002 г. благословением митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора (Кириченко) положено начало настенным росписям Свято-Ильинского храма. Идейный замысел принадлежал протоиерею Сергию Овчинникову. Финансирование проекта было осуществлено Александром Новиченко. Живописные работы выполнены художниками Вячеславом Толмачевым, Романом Мартыненко, Михаилом Миховичем и др. 15 марта 2007 г. Божией милостью росписи были завершены, на что ушло 4 года и 4 месяца. При разработке концепции настенных росписей за основу была взята идея не аскетического, а героического православия. И это закономерно, ведь именно казачество стремилось последовательно претворять в жизнь идеал героического прочтения Евангелия: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоанн 15:13). Вот почему одно из центральных мест в храме – свод над хорами – посвящается иконописному изображению «Церковь воинствующая», иконе, на которой все святые, от века просиявшие в христианском мире, предстают в образе воинов, противоборствующими греху и людям, ему подверженным. Успешное завершение почти пятилетних трудов по росписи церкви, безусловно, сделало ее одной из самых своеобразных достопримечательностей православной Кубани.
С октября 2014 года по благословению Митрополита Екатеринодарсокго и Кубанского Исидора настоятелем Свято-Ильинского Храма назначен протоиерей Димитрий Болтонов. С этого времени началось активное развитие церковной жизни прихода. Ведется ремонт, реконструкция хозяйственных построек и благоустройство прихрамовой территории. Х рам живет полнокровной богослужебной жизнью, славословя Бога и творя новую земную историю. Здесь открывается чистая страничка вечной жизни через крестины кубанцев, сюда приходят со своими бедами и радостями десятки людей, получая духовную поддержку и окормление, здесь соединяются со Христом в таинстве Евхаристии и здесь же ставится точка в земной жизни человека – его отпевание, – и начинается бытие вне времени в ожидании славного и страшного Пришествия Господа нашего Иисуса Христа.
Свято-Ильинский храм (Краснодар)
Содержание
История [ править ]
В 1892 году на Кубани разразилась эпидемия азиатской холеры, которая свирепствовала здесь около 150 дней и унесла 15045 жизней. Религиозное сознание кубанцев увидело в этой страшной болезни наказание за людские грехи, поэтому действенным средством к излечению определило всенародную молитву, которая и была совершена 20 июля этого же года в столичном граде Екатеринодаре на пересечении улиц Пашковской и Посполитакинской. Во время водосвятного молебна, обращаясь к Пророку Божьему Илие, святому, «ответственному» за природные катаклизмы, екатеринодарцы пообещали построить в его честь храм, если болезнь пойдет на убыль. К концу осени эпидемия действительно потеряла свою силу. Во исполнение своего обещания 21 декабря 1901 года горожане официально обратились к настоятелю Войскового Св. Александра Невского собора прот. Михаилу Воскресенскому с просьбой о содействии в строительстве часовни в память об избавлении Кубани от холеры (ГАСК ф. 135, оп. 63, д. 542, л. 3-4). Хотя и с задержкой, дело получило успешное развитие.
Благодаря разысканиям замечательного кубанского историка В.П. Бардадыма сегодня мы имеем возможность познакомиться с любопытными подробностями строительства Св.Ильинского храма в г. Екатеринодаре. «Сестры Ирина Андреевна Рощина и Настасья Андреевна Минаева, жившие вблизи этого перекрестка, пожертвовали городу свой земельный участок (стоимостью 4 тысячи рублей), с тем, чтобы на нем была сооружена не часовня, а молитвенный дом в честь пророка Илии, и безвозмездно передали это место Екатеринодарскому Александро-Невскому религиозному Братству. 26 октября 1903 года был учрежден Комитет по постройке молитвенного дома. И через неделю, 2 ноября, совершена закладка молитвенного дома войсковым протоиереем Михаилом Воскресенским совместно со священниками Созонтом Мищенко и Владимиром Садовским.
Сразу же после закладки приступили к сооружению молитвенного дома по проекту, безвозмездно составленному гражданским инженером Николаем Георгиевичем Петиным (1875-1913).
Полное оборудование молитвенного дома в честь пророка Илии завершилось только в начале 1907 года. В воскресенье 25 февраля, при громадном стечении народа, состоялось освящение вновь сооруженного храма, после чего в нем была совершена первая Божественная Литургия.
Прошло 5 лет и краснодарские доброхоты решили к храму пристроить колокольню. Начался сбор пожертвований. Душу радовала эта постройка, возводившаяся более 10 лет на кружечные копеечные сборы и пожертвования горожан.
В 1931 году Братский храм был закрыт (ГФКК, ф. Р-1519, оп. 2, д. 320, л. 10), чтобы через 10 лет к вящему позору советской власти, быть открыту немецкими захватчиками. Настоятельство храмом принял протоиерей Николай Бессонов. То, что Свято-Ильинский храм был открыт немцами, для представителей советской номенклатуры, безусловно, являлось фактором скрытого раздражения. Мало кому известно, что 25 февраля 1954 года Краснодарский крайисполком направил ходатайство в Совет по делам Русской православной церкви с просьбой о разрешении на снос этого замечательного исторического памятника. Однако, чудесным образом, это ходатайство затерялось в какой-то из «входящих» папок соответствующих московских кабинетов.
В годы, предшествовавшие хрущевской «оттепели», небольшой Свято-Ильинский храм занимал в г. Краснодаре видное место. В двухэтажном причтовом доме при Ильинской церкви с 1949 по 1963 год размещалось управление Краснодарской и Кубанской епархии, сюда приезжали за назначением священнослужители со всего края, а в самой церкви нередко совершались дьяконские и священнические хиротонии. Все это время настоятельствовал в храме протоиерей Дмитрий Прокопович. 5 июля 1963 года Свято-Ильинский храм вновь был закрыт.
Более 25 лет храмовая постройка, лишенная своего главного элемента – купола, служила помещением склада спортивного инвентаря, все более и более приходя в упадок.
Свято-Ильинский храм, наряду со Свято-Троицким, стали первыми церквями, переданными властью г.Краснодара верующим в самом конце 80-х годов. 27 марта 1990 года центральная газета «Советская Кубань» сообщила о начале реставрационных работ в Свято-Ильинском храме, который уже 2 августа 1990 года был освящен архиепископом Екатеринодарским и Кубанским Исидором (Кириченко). Руководить восстановительными работами было поручено протоиерею Николаю Щербакову.
В августе 1993 года в день храмового праздника архиепископом Екатеринодарским и Кубанским Исидором была освящена литая латунная икона Св. Илии Пророка, установленная снаружи храма в нише алтарной апсиды. Над иконой около полутора лет трудились местные умельцы, во главе с художником Н. Бугаевым. Рельефное изображение Св. Илии весом около пятисот килограммов, запечатленного в момент принятия им пищи от ворона в пустыне, как о том повествует житие грозного пророка, значительно украсило внешний вид храмового здания, придав ему неповторимые, присущие только ему черты.
В 1999 году настоятелем Храма стал прот. Сергий Овчинников. Являясь по благословению правящего архиерея в течение 17 лет протопресвитером Кубанского казачьего Войска, последний все свои усилия направил на выявление исторического феномена Свято-Ильинской церкви, как самобытного памятника казачьей культуры конца 19 – начала 20 века.
Осенью 2014 года настоятелем Свято-Ильинского храма назначен протоиерей Димитрий Болтонов.
Современное состояние [ править ]
При храме действуют:
Храм Святого Пророка Ильи в городе Краснодар
В столице Кубани есть места, хранящие память о событиях, произошедших много лет назад. Они стали достопримечательностями, их включают в экскурсионные программы для гостей. Свято-Ильинский храм – одно из них. Сегодня поговорим именно о нем.
СОДЕРЖАНИЕ
Где находится Храм Ильи Пророка на карте
Церковь располагается в Центральном микрорайоне, у пересечения улиц Октябрьская и Пашковская. Вблизи обнаруживаются Крытый рынок, несколько магазинов, Кинологический центр, Кубанская народная академия и др. интересные объекты.
История, архитектура и интерьер
В начале XIX века Россию впервые захлестнула волна азиатской холеры. В 1892 г. она добралась до Краснодара (Екатеринодара). За 5 месяцев от страшной болезни умерло более 15 тысяч горожан. Не увидев никакой возможности предотвратить бедствие, люди, в уповании на Божью милость, собрались на молебен. В молитве краснодарцы обращались к пророку Илье. Зная о его чудотворениях, они просили помощи святого и дали обет построить в честь него часовню, если хворь покинет полис. И действительно смертность в Краснодаре пошла на убыль.
Нужно было исполнять обещание, данное покровителю – построить часовню. Но никто и подумать не мог, что промыслом Божьим это будет не часовенка, а церковь с куполами и колокольней.
Началось с того, что две сестры, жившие недалеко от перекрестка, где совершился молебен, пожертвовали земельный участок на строительство молитвенного дома. В отличие от часовни в нем будет возможность собрать массу верующих и совершать литургии и церковные таинства. Инициатива возведения прихода была поддержана и в 1903 г., 2 ноября, совершился чин закладки первого камня в его основание. Через 4 года, в 1907 г., верующие собрались на торжественное открытие Ильинской церкви и первое служение. В 1912 г. прихожане начали собирать средства на постройку колокольни. И хотя вносились незначительные суммы, строительство растянулось на 10 лет, в 1922 г. возле церквушки возвысилась к небу двухъярусная звонница с пятью колоколами.
Было у храма и «тяжелое» время запустения. С приходом безбожной власти его закрыли, церковное имущество вывезли, священника отправили в ссылку. Из 100 лет своего существования 27 он простоял без молитвы. Второе открытие (временное) произошло в период Великой Отечественной войны, а потом начались хрущевские гонения и снова запрет на богослужения. Спустя годы, в 1990 г., храм Пророка Ильи в Краснодаре вновь вернулся в лоно Русской Православной Церкви.
Убранство и облик храма
Облик Ильинской церкви и ее размеры остались неизменными со времен постройки. Красивая узорная кладка из керамического кирпича до сегодня хорошо сохранилась. Единственное, что изменилось – купол, так как «родной» разрушен в богоборческий временной отрезок, его заменили новым, покрытым лемехом. В тон ему покрыли и шатер с луковичкой на колокольне. В Ильинском храме обновили кровлю, окна, крыльцо и входную дверь.
В 1993 г., в день памяти пророка Ильи (престольный праздник, 2 августа), на фасаде алтаря установили вылитую из латуни икону, рассказывающую о событии из жития святого – принесение ему вороном пищи в пустыне.
Внутренний интерьер великолепен благодаря художественному оформлению стен, которое совершилось в 2002-2007 гг. Речь о работе мастеров – Вячеслава Толмачева (члена союза художников России) и Романа Мартыненко.
Роспись Ильинского храма – это энциклопедия жизни казаков Кубани. Взору посетителей предстает образ Богородицы «Азовская» (небесная покровительница казацкого воинства), почитаемые казаками – св. Георгий Победоносец (защитник воинов), мчч. Флор и Лавр (покровители лошадей), преподобные Зосима и Савватий (кубанские казаки совершали паломничества на Соловки, чтобы помолиться у чудотворных мощей). Под куполом – Спаситель и высшие ангельские чины, «небесное воинство» – Ангелы, Архангелы, Херувимы и Серафимы.
Святыни и современность
Паломники, чтобы приложиться и помолиться у святынь, иногда преодолевают большие расстояния – едут за границу, выстаивают очереди.
Но многие не знают о том, что в Краснодаре церковь Ильи Пророка – сокровищница, где собраны частицы мощей таких великих святых – Николая Чудотворца, Саввы Сторожевского, Максима Грека, вмцц. Варвары, Тихона Задонского, Серафима Саровского. А еще тут есть ковчег с частицами останков святителей Киево-Печерской лавры Ближних и Дальних пещер.
Еще здесь хранится пояс от облачения св. Иоанна Шанхайского и почитаемый образ «Умягчение злых сердец» (другое название – «Симеоново проречение»). В молитве к Богородице у этой иконы верующие просят смягчения сердца – расположения к добру, любви, терпению, прощению.
«Жизнь» храма сегодня
Свято-Ильинский храм в Краснодаре – достопримечательность города, место, к которому не зарастает тропа паломников и туристов. В 1995 г. его посетил и патриарх Алексий ІІ.
В штате тут шесть священников, настоятель – о. Дмитрий (Болтонов). На церковной территории открыта воскресная школа, где дети, кроме изучения Закона Божьего, занимаются рисованием и хореографией. Для взрослых по воскресеньям проходят воскресные образовательные встречи, есть класс по обучению знаменного распева, открыт киноклуб. Здесь молодежь собирается за чашкой чая и обговаривает с настоятелем насущные вопросы.
В 2016 г. при церкви открылся миссионерский центр для глухих и слабослышащих людей. Для них организовывают паломнические поездки, встречи со священником и самое главное то, что в Ильинском храме они полноценно стали участниками богослужений, ведь в определенные дни литургии проходят с сурдопереводом.
В 2017 г. благотворители сделали приходу подарок – оборудование для просфорни. Теперь здесь на радость прихожанам всегда есть вкусные и мягкие просфоры.
Как добраться (доехать)?
Добираться сюда нетрудно. Если ехать на трамвае, то вам потребуется остановка «ул. Пашковская», если же ехать маршруткой, троллейбусом или автобусом, выходите на «ул. Горького».
Пешим ходом самостоятельно добираться сюда следует таким образом:
Адрес, расписание богослужений, официальный сайт
Отзывы паломников и туристов о Свято-Ильинском храме самые теплые. После его посещения у всех остается душевная радость, чувство умиротворенности. Те, кто побывали на службе, отмечают благоприятную обстановку для обращения к Богу, великолепное пение хора. Посетив Краснодар, непременно загляните сюда. В заключение – познавательный видео-ролик, приятного просмотра!
История одного храма. 110 лет краснодарской Свято-Ильинской церкви
Ровно 110 лет назад, 25 февраля 1907 года, была освящена Свято-Ильинская церковь Екатеринодара. Портал Юга.ру рассказывает о судьбе храма, ставшего полноценным участником противоречивой истории XX века.
В 1892 году в результате эпидемии азиатской холеры умерло более 15 тыс. жителей Екатеринодара. Люди связывали болезнь с наказанием за грехи и лучшим средством к исцелению посчитали всеобщую молитву, которая была совершена на пересечении улиц Пашковской и Посполитакинской (Октябрьской). Обращаясь к пророку Илье, «ответственному» за природные катаклизмы, екатеринодарцы пообещали построить в его честь храм, если болезнь пойдет на убыль. И спустя некоторое время эпидемия отступила.
Зимой 1901 года дело, хоть и с задержкой, но получило свое развитие. После того как сестры Ирина Рощина и Настасья Минаева безвозмездно передали участок земли (стоимостью 4 тыс. рублей) под строительство, решили возводить не часовню, а молитвенный дом. Здание — тоже безвозмездно — спроектировал инженер Николай Петин. На строительство было собрано 2 тыс. 445 рублей 41 копейка народных пожертвований.
25 февраля 1907 года при большом стечении народа здание, рассчитанное на 500 молящихся, было освящено как храм во имя святого пророка Ильи. Прибывшими в город мастерами из Москвы был установлен иконостас стоимостью 2 тыс. рублей, «чудную отделку» которого отметила тогда местная пресса. В 1912 году с западной стороны храма была пристроена колокольня. Четыре восьмипудовых колокола были приобретены на пожертвования, десятипудовый колокол стоимостью 200 рублей золотом был подарен двумя состоятельными горожанами.
Ильинский храм построен в традициях русского зодчества и воплощает крестовокупольный тип русского храма. Основной объем — четверик, увенчанный луковичной главой, установленной на небольшого диаметра восьмигранном световом барабане. Колокольня — двухъярусная, покрытая увенчанным луковичной главкой восьмискатным шатром с полуциркулярными и треугольными кокошниками у основания. Снаружи храм декорирован фигурной кирпичной кладкой, использованной для оформления пилястр и опоясывающего здание по всему периметру фриза.
После установления в городе советской власти решением наркомата внутренних дел от 15 марта 1922 года храм был муниципализирован. В том же году в ходе общероссийской богоборческой кампании из храма были изъяты серебряные лампады и церковная утварь. В 1927 году настоятель церкви о. Александр Маков в числе других священнослужителей подвергся аресту и репрессиям.
В 1931 году Ильинский храм был закрыт — и открылся только в ноябре 1942 года, во время оккупации Краснодара немцами. После освобождения города между общиной церкви и районным исполкомом был заключен договор о передаче здания в бессрочное пользование «для удовлетворения религиозных потребностей верующих».
25 февраля 1954 года Краснодарский крайисполком просил перед всесоюзными властями: «Ильинскую церковь, расположенную в квартале № 191, закрыть и здание снести». Совет по делам РПЦ эту инициативу не поддержал. Закрыть храм городским чиновникам удалось только в 1963 году.
Еще до закрытия церкви рассматривались разные варианты использования помещений: под станцию скорой медицинской помощи, детское учреждение и даже архив. В итоге после закрытия храм на протяжении четверти века использовали как склад спортивного инвентаря.
В конце 80-х появилось предложение открыть в помещении Свято-Ильинского храма музей религии и атеизма. Уже были обмерены площади, утвержден штат сотрудников и составлено научное обоснование будущей экспозиции, но инициативе не дала ход набиравшая обороты перестройка.
В 1988 году, когда архиепископ Краснодарский и Кубанский Исидор обратился в крайком КПСС с просьбой о передаче Ильинской церкви православной общине, постройка находилось в плачевном состоянии. По свидетельству очевидцев: «. крыша колокольни раскрыта, купол совсем снят. », в глаза изображенного на стене святого пророка Ильи были забиты деревянные пробки для шурупов, в изображение Христа на стене прямо в сердце был вколочен железный штырь. Впоследствии из храма было вывезено несколько грузовых машин с мусором.
В феврале 1990 года здание храма было официально передано Русской православной церкви. Восстанавливали храм всем городом — финансовую помощь оказывали руководители крупных краснодарских предприятий, на субботниках трудились простые горожане. В ходе работ были заменены перекрытия, кровлю покрыли медными листами, был изготовлен деревянный, а затем и мраморный иконостас. В 1992 году на главный купол установили трехметровый крест весом около 300 кг, изготовленый из нержавеющей стали и покрытый особым составом «под золото».
2 августа 1993 года была освящена литая латунная икона пророка Ильи, установленная снаружи храма в алтарной нише. Эскиз латунного образа разрабатывался три месяца, а еще полтора года ушло на изготовление 500-килограммового произведения искусства, на котором святой запечатлен в момент принятия им пищи от ворона в пустыне, как о том повествует житие пророка.
В 2000 году Свято-Ильинскому храму были переданы частицы мощей трех казачьих святых: преподобного Никона, Илии Муромца (именуемого в былинах «старым казаком») и Нестора Летописца. С 2002-го по 2007 год стены церкви были расписаны изображениями, красочно описывающими историю становления православия на юге России.
Сегодня двери Свято-Ильинского храма открыты ежедневно с 7:00 до 20:00.
Использованная литература:
В.П. Бардадым, Архитектура Екатеринодара;
А.В. Селиверстов, Все храмы города;
Г.С. Шахова, Улицы Краснодара рассказывают;
Екатеринодар-Краснодар. Два века города в датах, событиях, воспоминаниях.
Краткая летопись Свято-Ильинского храма от основания до наших дней
К столетнему юбилею
Свято-Ильинского храма
1907-2007 гг.
Краткая летопись Свято-Ильинского храма
г. Краснодара (Екатеринодара) от основания до наших дней
Библиотека Свято-Ильинского храма
г. Краснодар, 2007 г.
По благословению Митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора
В 1892 году на Кубани разразилась эпидемия азиатской холеры, которая свирепствовала здесь около 150 дней и унесла 15 045 жизней. Религиозное сознание кубанцев увидело в этой страшной болезни наказание за людские грехи, поэтому действенным средством к излечению определило всенародную молитву, которая и была совершена 20 июля этого же года в столичном граде Екатеринодаре на пересечении улиц Пашковской и Посполитакинской. Во время водосвятного молебна, обращаясь к Пророку Божьему Илие, святому, «ответственному» за природные катаклизмы, екатеринодарцы пообещали построить в его честь храм, если болезнь пойдет на убыль. К концу осени эпидемия действительно потеряла свою силу. Во исполнение своего обещания 21 декабря 1901 года горожане официально обратились к настоятелю Войскового Св. Александра Невского собора прот. Михаилу Воскресенскому с просьбой о содействии в строительстве часовни в память об избавлении Кубани от холеры (ГАСК ф. 135, оп. 63, д. 542, л. 3-4). Хотя и с задержкой, дело получило успешное развитие.
Благодаря трудам замечательного кубанского историка В.П. Бардадыма сегодня мы имеем возможность познакомиться с любопытными подробностями строительства Св. Ильинского храма в г. Екатеринодаре. «Сестры Ирина Андреевна Рощина и Настасья Андреевна Минаева, жившие вблизи этого перекрестка, пожертвовали городу свой земельный участок (стоимостью 4 тысячи рублей) с тем, чтобы на нем была сооружена не часовня, а молитвенный дом в честь пророка Илии, и безвозмездно передали это место Екатеринодарскому Александро-Невскому религиозному Братству. 26 октября 1903 года был учрежден Комитет по постройке молитвенного дома. Председателем Комитета избрали А.И. Мерцалова, который на протяжении многих лет был членом Братства, а также входил в Попечительный Совет Екатеринодарского коммерческого училища, Общество борьбы с нищенством, был депутатом Совета общества взаимного кредита приказчиков. Являясь богатым человеком, владельцем крупного продуктового магазина, он щедро жертвовал на благотворительные цели, помогал бедным, чем заслужил глубокое уважение екатеринодарцев. Назовем и других членов Комитета: М.А. Купцов — казначей, Ф.И. Фабриченко, Ф.Г. Никулин, М.М. Широкий, А.А. Корниенко, И.А. Лебедев, И.А. Рощина. Через неделю, 2 ноября, совершена закладка молитвенного дома войсковым протоиереем Михаилом Воскресенским совместно со священниками Созонтом Мищенко и Владимиром Садовским.
Сразу же после закладки приступили к сооружению молитвенного дома по проекту, безвозмездно составленному гражданским инженером Николаем Георгиевичем Петиным (1875-1913; о нем см. в книге «Зодчие Екатеринодара», Краснодар, 1995. с.43-47). Размер постройки был невелик: 25 аршин в длину, 20 аршин в ширину.
Вот почему председатель строительного комитета А..И. Мерцалов обращался к екатеринодарцам через «Кубанские областные ведомости»: «Постройка начата исключительно на доброхотные пожертвования, а потому берем смелость покорнейше просить не отказать и впредь в посильной помощи, чем будет представлена возможность ускорить и с Божией помощь закончить постройку» (1903. №270).
И люди жертвовали. Порой отдавали сбережения, припасенные «на смертный час», только бы помочь строителям и радетелям Веры Православной завершить большое начатое дело. Но потребовалось несколько лет, прежде чем Божий храм был готов и освящен.
Полное оборудование молитвенного дома в честь пророка Илии завершилось только в начале 1907 года. Из Москвы прибыли мастера и установили иконостас «чудной отделки», как писали те же «Кубанские областные ведомости» (1907. №28). Стоил иконостас 2000 рублей золотом. Все работы производились под наблюдением строительной комиссии.
И вот настал долгожданный час. В воскресенье 25 февраля, при громадном стечении народа состоялось освящение вновь сооруженного храма, после чего в нем была совершена первая Божественная Литургия.
Эта небольшая церковка, рассчитанная на 500 молящихся, преобразила 2-ю часть города. Один ее крест венчал купол, другой — высокий треугольный карниз фасада, обращенного на улицу Пашковскую. «Внутри церковь,— писал восхищенный репортер,— является великолепнейшим зданием, и особенно хорош в ней иконостас. Глядя на воздвигнутый храм, невольно вспоминается стихотворение гениального поэта, в котором он говорит о вырастании храмов Божиих по лику земли родной. Лицам, потрудившимся над постройкой этой церкви, общество, несомненно, должно выразить свою благодарность за то, что среди них есть люди, позаботившиеся не только о своих душах, но и о тысячах других» («Кубанские ведомости». 1907. №49).
Церковь Св. Пророка Илии, принадлежащая Александро-Невскому Братству, являлась бесприходной и временно была приписана к Войсковому Александро-Невскому Собору, причтом которого и совершались в ней богослужения.
Прошло 5 лет и краснодарские доброхоты решили к храму пристроить колокольню. Начался сбор пожертвований. Строительный комитет обратился к горожанам с воззванием: «Православные-христиане! Просим вас не забыть пожаловать в воскресенье, 23 сентября, в 7 часов утра на закладку колокольни. » Строительство началось на самые скудные средства: всего в наличии имелось 2500 рублей, а по смете требовалось 7000 рублей. Поэтому и просил Комитет не отказать в «посильной помощи на святое дело. За вашу же жертву вам Сам Господь пошлет благодать с небеси, а Церковь Божия никогда не умолкнет молиться за создателей и благотворителей Святого храма сего» (Кубанский курьер. 1912. №1178. 23 сент. С.З).
Пожертвования — и денежной лептой, и строительными материалами — принимались председателем строительного комитета А. Андриевским, а также его помощниками: Ф.Г. Никулиным, С.С. Мухаринцом, А.А. Корниенко, СП. Ереминым, Н.И. Ивановым, О.И. Живило, М.Е. Рымаревич-Альтманской. Кстати, последняя благотворительница, Мария Евтихиевна, была матерью инженера И.В. Рымаревича-Альтманского, который вместе с архитектором Н.Г. Петиным, автором проекта, по всей вероятности участвовал и в составлении сметы. К сожалению, вскоре она скончалась, 67 лет от роду (См.: ГАКК, ф. 801. оп. 1,д. 195, л. 120 об. 121).
В связи с нехваткой денежных средств строительство затянулось. Но когда колокольня, гармонично сочетаясь с храмом, поднялась над землей и засияла в голубом небе золоченым крестом, весь верующий Екатеринодар пришел полюбоваться братской церковью. Для колокольни приобрели четыре звона (весом 8 пудов 20 фунтов), а один колокол — десятипудовый, стоимостью в 200 рублей золотом — был пожертвован доброхотами Широковым (Широким) и Строгановым. Не поскупились эти екатеринодарцы, памятуя библейскую мудрость: «Любящий золото не будет прав, и кто гоняется за тлением, наполнится им» (Сир. 31:5).
Небольшая изящная церковь, в миниатюре повторявшая лучшие образцы русского зодчества, верно служила православным екатеринодарцам. Помимо образов, находившихся в иконостас церковь украшали 12 икон, пожертвованных и приобретении Бог Саваоф, Преображения Господня, Св. Иоанна Воина (пожертвована Оксановым), Св. Александра Невского (пожертвована Ермаковым), Моление о чаше, Несение Креста, Распятие Кресте (пожертвована Ермаковым), Снятие со Креста, Скорбящая Божия Матерь, Успения, Воскресение Христово (пожертвована Д. Мерцаловой), Св. Илии Пророка. Храм освещала замечательной работы люстра, 11 лампад (у Распятия — серебряных подсвечников, трехсвечник и семисвечник. В полном наборе имелось необходимое церковное имущество: ризы, стихари, хоругвии, дискосы, ковры (один большой, персидский), ящик с миром для крещения, старопечатные богослужебные книги и другие важные для богослужения предметы» (Газета Православный голос Кубани №№7-8 за 2002 г.).
Будучи друзьями, оба Александра были непримиримыми противниками безбожной власти, но под давлением обстоятельств каждый из них избрал свой особый путь борьбы. Священник Александр Пурлевский, не таясь, совершал в городе общественные богослужения, а когда возникла необходимость пополнить поредевшие ряды репрессированных иерархов, смело принял на себя «расстрельный» сан, войдя в вечность с именем епископ Фотий. Иерей Александр Маков стал «катакомбным» священником, прожил долгую подвижническую жизнь и оставил после себя большую семью духовных чад — истинных почитателей неискаженного Греко-российского православия.
Интересен эпизод, описанный в книге «Очерки по истории русской церковной смуты» (А. Левитин-Краснов, В. Шавров. Крутицкое Патриаршее Подворье, М., 1992. С. 180). «Здесь (в Краснодаре) к «Живой Церкви» присоединился местный архиепископ Иоанн, опубликовавший совместно с 49 представителями кубанского духовенства соответствующее воззвание (См.: Красное знамя, Краснодар, 1922,16 июля, №159). Единственным человеком, поднявшим знамя протеста против «Живой Церкви» и заявившим о своей преданности православию, являлся священник о. Александр Маков. Ильинская церковь, настоятелем которой он являлся, стала «Анастасией» (Так назывался храм, в котором совершал богослужения Григорий Богослов. Перед II Вселенским Собором это была единственная церковь в Константинополе, оставшаяся верной православию) — единственной православной церковью в городе. Архиепископ наложил на непокорного иерея запрещение в священнослужении и назначил в Ильинскую церковь новых священнослужителей. Однако водвориться в Ильинской церкви обновленческим священнослужителям не удалось: разъяренная толпа выбросила их из храма; милиционеры, пришедшие к ним на защиту, сами были избиты — в результате двери церкви были запечатаны. Однако это не помешало огромным толпам народа заполнить церковный двор; о. Александр Маков совершал богослужение в сторожке, которая служила ему жильем. После того, как эти «сборища» были пресечены, литургия в сторожке совершалась по ночам; приверженцы традиционного православия причащались тайно, запасными дарами». (Красное знамя, 1922, 5 октября, №255).
В 1931 году Братский храм был закрыт (ГФКК, ф. Р-1519, оп. 2, д. 320, л. 10), чтобы через 10 лет к вящему позору советской власти, быть открыту немецкими захватчиками. Об этом времени сохранилось мало документов. Укажем на следующее объявление в оккупационной газете «Кубань» от 18 ноября 1942 года: «Православная община Ильинской церкви приглашает всех верующих разделить молитву в день освящения храма, которое состоится 22 ноября. Чин освящения и Божественную литургию совершает архиепископ Владимир Краснодарский и Кубанский». Настоятельство храмом принял протоиерей Николай Бессонов. То, что Свято-Ильинский храм был открыт немцами, для представителей советской номенклатуры, безусловно, являлось фактором скрытого раздражения. Мало кому известно, что 25 февраля 1954 года Краснодарский крайисполком направил ходатайство в Совет по делам Русской православной церкви с просьбой о разрешении на снос этого замечательного исторического памятника. Однако, чудесным образом, это ходатайство затерялось в какой-то из «входящих» папок соответствующих московских кабинетов.
В годы, предшествовавшие хрущевской «оттепели», небольшой Свято-Ильинский храм занимал в г. Краснодаре видное место. В двухэтажном причтовом доме при Ильинской церкви с 1949 по 1963 год размещалось управление Краснодарской и Кубанской епархии, сюда приезжали за назначением священнослужители со всего края, а в самой церкви нередко совершались дьяконские и священнические хиротонии. Все это время настоятельствовал в храме протоиерей Дмитрий Прокопович. 5 июля 1963 года Свято-Ильинский храм вновь был закрыт.
Более 25 лет храмовая постройка, лишенная своего главного элемента — купола, служила помещением склада спортивного инвентаря, все более и более приходя в упадок. Чтобы избежать обвинений в варварстве, колокольня Свято-Ильинской церкви в 70-е годы была окружена ее новыми хозяевами металлическими лесами, но какие-либо работы не производились здесь по несколько лет. Во всем этом было много горькой иронии, тем более, что причтовый дом по соседству занимали производственно-реставрационные мастерские.
Последнее унижение, которое пришлось пережить Ильинке перед ее восстановлением, было, если можно так сказать, морального свойства. Желая заручиться «достойным» ответом приближавшейся дате тысячелетия крещения Руси, директор Краснодарского историко-археологического музея-заповедника И.И. Борзило выступил в конце 80-х годов перед научной общественностью края с предложением открыть в помещении Свято-Ильинского храма музей религии и атеизма. Уже были обмерены площади храма-музея, утверждены штаты сотрудников, составлено «научное» обоснование будущей экспозиции, но тут заявила о себе новая политическая реальность, так называемой «перестройки» и об этой, в одночасье устаревшей, инициативе все забыли.
Свято-Ильинский храм, наряду со Свято-Троицким, стали первыми церквями, переданными властью г. Краснодара верующим в самом конце 80-х годов. Едва ли бы это произошло так скоро, если бы не поддержка законных требований церкви интеллигенцией города, которая организовала тогда сбор подписей. Среди двух тысяч подписей были имена руководителя Кубанского казачьего хора В. Захарченко, профессора краснодарского института культуры Н. Качалова, писателя В. Лихоносова и многих других известных на Кубани людей. Сейчас эта подробность кажется несущественной, но тогда это был, в полном смысле, героический поступок. 27 марта 1990 года центральная газета «Советская Кубань» сообщила о начале реставрационных работ в Свято-Ильинском храме, который уже 2 августа 1990 года был освящен архиепископом Екатеринодарским и Кубанским Исидором (Кириченко). Руководить восстановительными работами было поручено протоиерею Николаю Щербакову, назначенному в храм настоятелем. Это было удивительное время, когда люди, видя, что в церкви начались восстановительные работы, приходили прямо с улицы и предлагали свою помощь, в большинстве своем отказываясь от платы за труд. Большой резонанс вызвала в городе установка на храм нового купола. Благодаря своей предприимчивости настоятелю удалось договориться в Краснодарском авиаотряде, и необходимые работы были выполнены с использованием вертолета. Об этом писали все краевые средства массовой информации: одни отмечали, что церкви наконец таки дали свободу, другие удивлялись, что в ремонте была задействована государственная техника такого масштаба.
В августе 1993 года в день храмового праздника архиепископом Екатеринодарским и Кубанским Исидором была освящена литая латунная икона Св. Илии Пророка, установленная снаружи храма в нише алтарной апсиды. Над иконой около полутора лет трудились местные умельцы, во главе с художником Н. Бугаевым. Рельефное изображение Св. Илии весом около пятисот килограммов, запечатленного в момент принятия им пищи от ворона в пустыне, как о том повествует житие грозного пророка, значительно украсило внешний вид храмового здания, придав ему неповторимые, присущие только ему черты.
Серьезными вехами на пути восстановления храма стали работы по изготовлению нового мраморного иконостаса, строительство помещений первой очереди двухэтажного причтового дома. Незадолго до своего закрытия «Фонд мира» пожертвовал Ильинке звонницу из 6 колоколов. Когда в августе 1995 года Кубань с официальным визитом посетил недавно избранный Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, то среди немногих чем-либо примечательных храмов, которые лично посетил Святейший, оказалась и Свято-Ильинская церковь.
Новый этап в жизни Свято-Ильинского храма связан с назначением в 1999 году сюда настоятелем прот. Сергия Овчинникова. Являясь по благословению правящего архиерея в течение 17 лет протопресвитером Кубанского казачьего Войска, последний все свои усилия направил на выявление исторического феномена Свято-Ильинской церкви, как самобытного памятника казачьей культуры конца 19 — начала 20 века.
Символично, что в числе первоочередных работ значилось возведение добротной ограды вокруг храма. Кирпич, необходимый для строительства, был закуплен при разборке старинных зданий города. На воплощение проекта, разработанного художником Ю. Заводчиковым, ушло около года. Ограда получилась натуральной, как будто ее воздвигли сто лет назад. Столбы из точеного кирпича, покрытые медью, кованые решетки между ними и массивные ворота с ажурным металлическим плетением теперь составляли единое целое с храмовой постройкой, представляя из себя как бы православную цитадель в окружении недружественного мира.
Другой эпизод, на котором необходимо остановиться в новейшей истории Свято-Ильинского храма, стал одновременно и важнейшим событием в истории возрождения казачества на Кубани. Мысль о перенесении на Кубанскую землю частицы мощей святого, которого казаки воспринимали бы как «своего», давно уже осознавалась в руководстве войска как необходимость. Таким святым мог бы стать прей. Никон, игумен Киево-Печерский, построивший в 11 веке на Таманском полуострове монастырь, послуживший основанием к распространению христианства в крае. Весной 1999 г. было подготовлено официальное письмо от архиепископа Екатеринодарского и Новороссийского Исидора блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины Владимиру, в котором он просил блаженнейшего со вниманием рассмотреть просьбу кубанских казаков и, если это возможно, передать им частицу св. мощей преп. Никона. Во время визита на Украину весной этого же года зам. Главы администрации Краснодарского края, атамана Кубанского казачьего войска В. Громова это письмо было передано первоиерарху Русской Православной Церкви на Украине, который тут же решил вопрос положительно. К осени была сформирована паломническая группа. В нее вошли: руководитель группы есаул А. Горбань, войсковой священник прот. Сергий Овчинников, от совета стариков войска — полковник В. Пономаренко, полковник Ю. Зюзин, учащийся школы при Кубанском казачьем хоре И. Перепелятников, сотник А. Кондратенко. Армавирский «Казак-банк» представил для поездки комфортабельную машину марки «Линкольн». Краснодарский предприниматель А. Афанасенко пожертвовал необходимую сумму на дорожные расходы. 10 октября 1999 года отправляющиеся в поездку казаки собрались в Свято-Ильинском храме г. Краснодара, чтобы поисповедаться перед выполнением важного задания. В Киев прибыли 11 октября, когда Православная церковь отмечает память преподобных отцов Киево-Печерских, что в Ближних пещерах. По этому случаю в Лавре было большое торжество. Из трех литургий, совершаемых в этот день в монастыре, кубанцы приняли участие в той, которая правилась в полночь в катакомбном храме Благовещения Пресвятой Богородицы. По завершении богослужения Кубанской делегации был торжественно передан пакет с частицами мощей святых согласно выбора просителей: прп. Никона (угодника Тмутараканского), прп. Илии Муромца (именуемого в былинах «старым казаком»), прп. Нестора Летописца (в трудах которого освещается история Юга Руси, т.е. «казачья история»). Результат паломнической миссии превысил все ожидания!
За 10 лет своего существования возрождаемое Кубанское казачье Войско накопило в своем архиве наряду с регалиями казачьей истории несколько священных предметов, которые приказом атамана по Войску были возведены в ранг Святынь кубанского казачества. По древней традиции эти предметы, призванные поднимать религиозный дух в народных массах, всегда износятся на места проведения особо крупных войсковых мероприятий: праздников или походов. До недавнего времени в числе этих святынь значились:
Теперь этот список пополнился только что привезенными новыми святынями. Для частиц св. мощей трех «казачьих» святых известным кубанским художником-ювелиром М. Смаглюком был изготовлен специальный ковчежец тонкой работы по серебру и эмали. Атаманским распоряжением и по согласованию с владыкой Исидором было определено и место вечного хранения новой святыни — храм святого Пророка Божия Илии в г. Краснодаре (Екатеринодаре).
В 2007 году Свято-Ильинскому храму должно было исполниться сто лет. Задолго до этого знаменательного юбилея церковный актив поставил перед собой цель сформировать крепкую общину, способную решать любые задачи церковного благоустроения. Внимание было сконцентрировано на внебогослужебной жизни причтового дома, фасад которого специально украсил тремя иконами, выполненными из камня в технике мозаики, художник К. Шахбазян. Характерным оказался выбор икон: лик Спасителя, запечатленный чудесным образом на плате, как прообраз ратного знамени и парные изображения святых Кирилла и Мефодия — покровителей христианского просвещения. Здесь, в общении единомышленников, будь то православный кинолекторий или кружок кулинарного искусства постной трапезы, зарождались и получали развитие различные духовные инициативы, исподволь подготавливавшие главный труд последующего пятилетия — будущие настенные росписи Свято-Ильинского храма.
15 ноября 2002 г. благословением митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора (Кириченко) положено начало настенным росписям Свято-Ильинского храма. Идейный замысел принадлежал протоиерею Сергию Овчинникову. Финансирование проекта было осуществлено Александром Новиченко. Живописные работы выполнены художниками Вячеславом Толмачевым, Романом Мартыненко, Михаилом Миховичем и др. 15 марта 2007 г. Божией милостью росписи были завершены, на что ушло 4 года и 4 месяца.
Тема не аскетического, а героического православия стала основной в системе живописных образов, украшающих стены Свято-Ильинской церкви. И это закономерно: ведь казачество стремится последовательно претворять в жизнь идеал героического прочтения Евангелия: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоанн 15:13). Вот почему одно из центральных мест в храме — свод над хорами посвящается иконописному изображению «Церковь воинствующая», иконе, на которой все святые, от века просиявшие в христианском мире, предстают в образе воинов, противоборствующих греху и людям, ему подверженным.
Росписи Свято-Ильинской церкви сделали ее одним из самых замечательных православных памятников Кубани, который имеет свое лицо, воплощая идею деятельного героического православия.
Сегодня храм живет полнокровной богослужебной жизнью, славословя Бога и творя новую земную историю. Здесь открывается чистая страничка вечной жизни через крестины кубанцев, сюда приходят со своими бедами и радостями десятки людей, получая духовную поддержку и окормление, здесь соединяются со Христом в таинстве Евхаристии и здесь же ставится точка в земной жизни человека — его отпевание,— и начинается бытие вне времени в ожидании славного и страшного Пришествия Господа нашего Иисуса Христа.
Храм расположен:
г. Краснодар 350 000
Ул. Октябрьская 149 (пересечение улиц Октябрьской и Пашковской)
Телефон: (861) 259-03-15
Банковские реквизиты для пожертвований:
Местная православная религиозная организация
Приход Свято-Ильинского храма
В ОАО АКБ «УралСиб-Юг банк»
Ленинский филиал г.Краснодара
р/сч 40703 810500110001060
БИК 040349713
ИНН 2308023999
КПП 230801001
к/сч 30101810400000000713
Богослужения совершаются
Три раза в неделю в храме читаются акафисты:
в воскресенье вечером — празднику,
в четверг вечером — Св. Николаю Чудотворцу,
в пятницу — иконе Божией Матери «Неупиваемая чаша».