саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство

Торговый отдел

Часы работы: Вт-Пт с 08.00-19.00, Сб-Вс с 08.00-20.00. Выходной день — Понедельник.

Часы работы: ежедневно с 07:30 до 19:30 часов.

Часы работы: Вт-Пт с 08.00-19.00, Сб-Вс с 08.00-20.00. Выходной день — Понедельник.

Часы работы: ежедневно с 07:30 до 19:30 часов.

саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Смотреть фото саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Смотреть картинку саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Картинка про саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Фото саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство

Часы работы: ежедневно с 08:30 до 18:00 часов. Выходной день — Понедельник.

Контакты торгового отдела: +7 906 799 37 29

Поделиться:

Православный календарь

Празднование Казанской иконе Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 г.). Равноап. Аверкия, еп. Иерапольского, чудотворца (ок. 167). Семи отроко́в, иже во Ефесе: Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Дионисия, Антонина, Константина (Ексакустодиана) и Иоанна (ок. 250; 408–450).

Мчч. Александра еп., Ираклия воина и жен Анны, Елисаветы, Феодотии и Гликерии (II–III).

Сщмчч. Серафима, архиеп. Угличского, и с ним Владимира Соболева, Александра Андреева, Василия Богоявленского, Александра Лебедева пресвитеров и прмчч. Германа Полянского и Мины Шелаева (1937); сщмчч. Николая Богословского, Николая Ушакова пресвитеров и прмч. Григория Воробьева (1937). Обре́тение мощей сщмч. Никодима, еп. Белгородского (2012).

Андрониковской и Якобштадтской (XVII) икон Божией Матери.

Свежие записи

Облако меток

Мобильное приложение

саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Смотреть фото саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Смотреть картинку саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Картинка про саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Фото саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство

саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Смотреть фото саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Смотреть картинку саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Картинка про саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Фото саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство

Архивы

Саввино-сторожевский ставропигиальный мужской монастырь

Адрес : 143180, Московская область, гор. Звенигород, Ратехинское шоссе, 8.

Монастырь открыт ежедневно с 6:00 до окончания вечернего богослужения.

Купальня на Скиту открыта ежедневно. В летнее время с 7.00 до 22.00. Весной и осенью с 7:00 до 21:00. В зимнее время с 7:00 до 20:00. В понедельник купальня закрывается на час раньше.

+7 903 274 01 21 (с 10:00 до 17:00, кроме понедельника);

Источник

Святыни Подмосковья. Звенигород

В самом назва­нии это­го горо­да слы­шит­ся радост­ный пере­звон коло­ко­лов, празд­нич­ный гул вос­крес­ной ярмар­ки и блеск на солн­це золо­тых купо­лов. И небо, обра­ти­те вни­ма­ние! Голубое-голубое.

саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Смотреть фото саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Смотреть картинку саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Картинка про саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Фото саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство

Элек­трич­ка от Бело­рус­ско­го вок­за­ла идёт час два­дцать. Мель­ка­ют за окном ели, сос­ны. «Хлю­пи­но», «Малые Вязё­мы», «Жаво­рон­ки», – про­бе­га­ют мимо стан­ции с милы­ми рус­ски­ми назва­ни­я­ми. По ваго­нам ходит бая­нист со сво­и­ми неза­мыс­ло­ва­ты­ми наигрышами.

Авто­бус № 23 – имен­но на него нуж­но сесть, если Вы хоти­те дое­хать до мона­сты­ря – отправ­ля­ет­ся от желез­но­до­рож­ной стан­ции и про­хо­дит через весь Зве­ни­го­род, пет­ляя по его узким улоч­кам. Город на хол­мах, низ­ко­этаж­ный, уют­ный. По сути, то, что сей­час явля­ет­ся горо­дом – это посад, посе­ле­ние, неко­гда раз­рос­ше­е­ся у стен зве­ни­го­род­ско­го крем­ля, осно­ван­но­го еще в XII веке Юри­ем Дол­го­ру­ким – в одно вре­мя с Москвой.

Собор Успения Пресвятой Богородицы на Городке

Что­бы попасть в место, с кото­ро­го начи­нал­ся Зве­ни­го­род, нуж­но попро­сить кон­дук­то­ра или води­те­ля «оста­но­вить на Город­ке». Собор Успе­ния Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы на Город­ке – это неболь­шой бело­ка­мен­ный храм с одним купо­лом. Стро­и­ли его мос­ков­ские масте­ра где-то на рубе­же XIV и XV веков. Древ­ний. Таких древ­них хра­мов сохра­ни­лось мало – вот, напри­мер, Тро­иц­кий собор в Тро­и­це-Сер­ги­е­вой лав­ре, или собор Неру­ко­твор­но­го Спа­са в Спа­со-Анд­ро­ни­ко­вом мона­сты­ре (в Москве). Все они свя­за­ны с име­на­ми пре­по­доб­но­го Сер­гия и его уче­ни­ков – пре­по­доб­ных Сав­вы Сто­ро­жев­ско­го и Анд­ро­ни­ка Московского.
саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Смотреть фото саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Смотреть картинку саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Картинка про саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Фото саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство

К Успен­ско­му собо­ру на Город­ке нуж­но под­ни­мать­ся: сна­ча­ла по желез­ной кова­ной лест­ни­це, потом — в гор­ку. По обе сто­ро­ны доро­ги – ого­ро­ды, дере­вян­ные избы. Так все, навер­ное, и было 7 веков назад – изго­ро­ди, под­сол­ну­хи, куры-гуси во дворах.

саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Смотреть фото саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Смотреть картинку саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Картинка про саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Фото саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство

Рестав­ра­ци­он­ные леса, нако­нец, сня­ли, и теперь бес­пре­пят­ствен­но мож­но полю­бо­вать­ся тво­ре­ни­ем древ­них зод­чих, кото­рые в камне сла­ви­ли Господа.

саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Смотреть фото саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Смотреть картинку саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Картинка про саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Фото саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство

Навер­ху, по пери­мет­ру апси­ды – полу­круг­ло­го высту­па – вьет­ся камен­ный орна­мент, опо­я­сы­ва­ю­щий фасад собора.

Когда захо­дишь внутрь, гла­за долж­ны попри­вык­нуть к сумра­ку собо­ра, что­бы раз­гля­деть сохра­нив­ши­е­ся фрес­ки XIV века. Вот ангел вру­ча­ет сви­ток с мона­ше­ским обще­жи­тель­ным уста­вом пре­по­доб­но­му Пахо­мию. Повы­ше – свя­тые вра­чи Флор и Лавр. А вот пре­по­доб­ный Вар­ла­ам бесе­ду­ет с индий­ским царе­ви­чем Иоаса­фом. А если запро­ки­нуть голо­ву, то там, в бара­бане купо­ла – про­рок Даниил.

саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Смотреть фото саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Смотреть картинку саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Картинка про саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Фото саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство

Лик Спа­са Все­дер­жи­те­ля (“Рус­ский Спас”), хоро­шо извест­ный нам, ока­зы­ва­ет­ся, был обна­ру­жен в 1918 году здесь же, в Успен­ском собо­ре. Вме­сте с ико­на­ми архан­ге­ла Миха­и­ла и апо­сто­ла Пав­ла, образ хра­нит­ся сей­час в Тре­тья­ков­ской гале­рее. Не было у ико­но­пис­цев обы­чая под­пи­сы­вать свои тво­ре­ния – кто я такой, все­го лишь кисточ­ка в Божи­их руках – пото­му-то чаще все­го и не зна­ем мы, кто писал ту или иную ико­ну. Но Спас Все­дер­жи­тель с боль­шой веро­ят­но­стью напи­сан рукой Андрея Рублева.

саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Смотреть фото саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Смотреть картинку саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Картинка про саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Фото саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство

Саввино-Сторожевский монастырь

… Пово­рот в мона­стырь — здесь нуж­но вый­ти из авто­бу­са. Идти неда­ле­ко, но в гору. Пеший подъ­ем мож­но рас­тя­нуть минут на 10.

саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Смотреть фото саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Смотреть картинку саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Картинка про саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Фото саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство

Сквозь дере­вья беле­ют камен­ные сте­ны оби­те­ли, с круг­лы­ми баш­ня­ми, бой­ни­ца­ми – как у кре­по­сти. Ведь мона­сты­ри-то рань­ше и были кре­по­стя­ми, часто выпол­ня­ли обо­ро­ни­тель­ную функцию.

саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Смотреть фото саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Смотреть картинку саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Картинка про саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Фото саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство

Любил это место царь Алек­сей Михай­ло­вич Тишай­ший. Как-то во вре­мя охо­ты в окрест­но­стях мона­сты­ря встре­тил­ся он с мед­ве­дем, и не ока­за­лось рядом нико­го из госу­да­ре­вых людей. По пре­да­нию, из чащи вдруг вышел ста­рец и усми­рил дико­го зве­ря. «Кто ты?», – спро­сил Алек­сей Михай­ло­вич. «Сав­ва», – отве­тил монах и так же неожи­дан­но скрыл­ся, как и появился.
С тех пор царь регу­ляр­но при­ез­жал сюда, даже постро­ил себе здесь рези­ден­цию – цар­ский дво­рец и цари­цы­ны пала­ты, где сей­час рас­по­ла­га­ют­ся соот­вет­ствен­но палом­ни­че­ская служ­ба и музей. Уче­ные гово­рят, что эти бело­ка­мен­ные цар­ские пала­ты – один из самых зна­чи­тель­ных памят­ни­ков граж­дан­ско­го зод­че­ства сере­ди­ны-кон­ца XVII века.

саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Смотреть фото саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Смотреть картинку саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Картинка про саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Фото саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство

Окна цар­ской свет­ли­цы, навер­ное, выхо­ди­ли на луга…

саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Смотреть фото саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Смотреть картинку саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Картинка про саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Фото саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство

А в поко­ях, где когда-то оста­нав­ли­ва­лась Мария Ильи­нич­на Мило­слав­ская, супру­га Алек­сея Михай­ло­ви­ча, теперь рас­по­ла­га­ют­ся экс­по­зи­ции и выстав­ки Зве­ни­го­род­ско­го исто­ри­ко-архи­тек­тур­но­го и худо­же­ствен­но­го музея. Израз­цо­вые «мурав­ле­ные» печи, мебель бояр­ская, кокош­ни­ки и серь­ги – чего-чего там толь­ко нет! В музее мож­но про­быть и час, и два.

саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Смотреть фото саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Смотреть картинку саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Картинка про саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Фото саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство

саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Смотреть фото саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Смотреть картинку саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Картинка про саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Фото саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство

Рождественский собор монастыря

Пер­во­на­чаль­но на месте это­го хра­ма в 1398–99 году была воз­двиг­ну­та дере­вян­ная цер­ковь. Вокруг – мож­но себе пред­ста­вить – воз­вы­ша­лись такие же дере­вян­ные кельи, мона­стыр­ские построй­ки. Но уже через несколь­ко лет, в 1404–1405 гг., по ука­зу кня­зя Юрия и на его сред­ства начи­на­ет­ся стро­и­тель­ство бело­ка­мен­но­го собо­ра в честь Рож­де­ства Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы. Белый камень добы­вал­ся неда­ле­ко от этих мест – в вер­хо­вьях Москва-реки.

При­мер­но в это же вре­мя, по при­гла­ше­нию кня­зя Юрия Зве­ни­го­род­ско­го, Сав­ва остав­ля­ет Тро­иц­кую оби­тель в Сер­ги­е­вом мона­сты­ре, где он был на тот момент игу­ме­ном, и при­хо­дит в Зве­ни­го­род, что­бы окорм­лять мест­ную братию…

саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Смотреть фото саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Смотреть картинку саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Картинка про саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Фото саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство

Захо­жу в полу­мрак собо­ра. Вечер­нее бого­слу­же­ние, чита­ют кафиз­мы. Спо­кой­но, мирно.

Наста­ви мя, Гос­по­ди, на путь Твой, и пой­ду во истине Тво­ей; да воз­ве­се­лит­ся серд­це мое боя­ти­ся имене Твоего…

В хра­ме тем­но, лишь огонь­ки све­чей. Под купо­лом через окон­ца льет­ся вечер­ний свет, загля­ды­ва­ет послед­ний закат­ный луч. С бал­ко­на поёт муж­ской хор: «Свя­тей­ший вла­ды­ка, бла­го­сло­ви», – Сав­ви­но-Сто­ро­жев­ская оби­тель – став­ро­пи­ги­аль­ный мона­стырь.

саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Смотреть фото саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Смотреть картинку саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Картинка про саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Фото саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство

Рас­по­ло­же­ние глав­ной свя­ты­ни оби­те­ли, мощей пре­по­доб­но­го Сав­вы – спра­ва от ико­но­ста­са, под рез­ной золо­той сенью. Когда-то сень была дубо­вой, потом – сереб­ря­ной; рядом были осо­бо почи­та­е­мые Сав­вой обра­за, теп­ли­лись неуга­си­мые лам­па­ды. После рево­лю­ции мощи пре­по­доб­но­го были кон­фис­ко­ва­ны, а 22 авгу­ста 1998 года тор­же­ствен­но воз­вра­ще­ны в обитель.

саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Смотреть фото саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Смотреть картинку саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Картинка про саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Фото саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство

саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Смотреть фото саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Смотреть картинку саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Картинка про саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Фото саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство

саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Смотреть фото саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Смотреть картинку саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Картинка про саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Фото саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство

Остать­ся пере­но­че­вать в гости­ни­це при мона­сты­ре – это зна­чит мно­гое. Напри­мер, мож­но спо­кой­но вый­ти после вечер­ней служ­бы, не спе­ша прой­тись по тер­ри­то­рии мона­сты­ря. Дой­ти до смот­ро­вой пло­щад­ки, кото­рая за сте­на­ми оби­те­ли, с юго-запад­ной сто­ро­ны. Мона­стырь нахо­дит­ся на хол­ме, под кото­рым течёт реч­ка Сто­рож­ка. Это от сло­ва «сто­ро­жить», ведь и мона­стырь назы­ва­ет­ся Сто­ро­жев­ским. Рас­по­ло­жил­ся он запад­ным фор­по­стом мос­ков­ско­го кня­же­ства, слов­но сто­рож Москвы.

саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Смотреть фото саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Смотреть картинку саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Картинка про саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Фото саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство

В пол­де­вя­то­го спус­ка­ют­ся сумер­ки, и в это вре­мя бра­тия идёт с крест­ным ходом вокруг стен оби­те­ли, с ико­на­ми, кроп­ле­ни­ем свя­той водой и пени­ем «Свя­тый Боже».

саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Смотреть фото саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Смотреть картинку саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Картинка про саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Фото саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство

В этот час нет наро­да и у колод­ца Сав­вы. Мож­но спу­стить­ся по дере­вян­ной лест­ни­це (спуск про­дол­жи­тель­ный, собьешь­ся со сче­та сту­пе­нек), умыть­ся водою из источника.

Рядом с колод­цем рас­по­ло­же­но рыб­ное мона­стыр­ское хозяйство.

саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Смотреть фото саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Смотреть картинку саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Картинка про саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Фото саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство

Толь­ко зано­че­вав в мона­сты­ре, есть воз­мож­ность попасть на ран­ний брат­ский моле­бен, кото­рый в Сав­в­ви­но-Сто­ро­жев­ской оби­те­ли начи­на­ет­ся в 6 утра. После него откры­ва­ет­ся стек­ло над моща­ми и мож­но при­ло­жить­ся к гла­ве преподобного.

…Пре­по­доб­ный Сав­ва при­нял постриг от пре­по­доб­но­го Сер­гия, «игу­ме­на рус­ской зем­ли», и так же, как его учи­тель, явил собой обра­зец крот­кой и сми­рен­ной жиз­ни. Как гово­рит­ся в житии, «всем казал­ся про­стым и ниче­го не знав­шим, хотя муд­ро­стью пре­вос­хо­дил мно­гих мня­щих быть мудрыми».

Скит преподобного Саввы Сторожевского

саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Смотреть фото саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Смотреть картинку саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Картинка про саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Фото саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство

Над пещер­кой Сав­вы – местом его уеди­не­ния и непре­стан­ной слез­ной молит­вы – сей­час нахо­дит­ся мона­стыр­ский скит с хра­мом в его память. Скит обра­зо­вал­ся в 60–70 гг. XIX века сила­ми свт. Фила­ре­та (Дроз­до­ва), насто­я­те­ля Сав­ви­на мона­сты­ря епи­ско­па Дмит­ров­ско­го Лео­ни­да (Крас­но­пев­ко­ва), зве­ни­го­род­ско­го куп­ца и фаб­ри­кан­та Пав­ла Гри­го­рье­ви­ча Цури­ко­ва и намест­ни­ка Сав­вин­ской оби­те­ли о. Галак­ти­о­на. Назы­вал­ся он изна­чаль­но «обще­жи­тель­ное отде­ле­ние». Жизнь в Сав­вин­ском ски­ту осно­вы­ва­лась на пра­ви­лах стро­го­го обще­жи­тель­но­го уста­ва. Мит­ро­по­лит Фила­рет усерд­но насаж­дал в оби­те­лях подоб­ный тип ино­че­ской жиз­ни, вос­хо­див­ший к тра­ди­ци­ям пре­по­доб­но­го Сер­гия Радо­неж­ско­го и его уче­ни­ков. Сей­час там храм в честь пре­по­доб­но­го Сав­вы, брат­ский кор­пус, мона­стыр­ский ого­род, скот­ный двор.

Рас­сто­я­ние до ски­та – вер­ста, чуть боль­ше кило­мет­ра, то есть. Ран­ним утром народ поне­мно­гу сте­ка­ет­ся в скит к Боже­ствен­ной Литур­гии, кото­рая быва­ет там еже­днев­но. За литур­ги­ей – общее пение. Реген­ту­ет все­ми монах, и толь­ко Херу­вим­скую песнь и Милость мира поют в одно­го­лос­ную мело­дию мона­хи. Без нестрой­ных выкри­ков, сла­жен­но поют люди, дружно.

Как-то побы­вав здесь с груп­пой ико­но­пис­цев, мне захо­те­лось вер­нуть­ся сюда сно­ва. Тогда, слу­шая экс­кур­си­он­ные искус­ство­вед­че­ские речи про ран­не­мос­ков­ское зод­че­ство и ико­но­пис­ные тех­ни­ки арте­ли Андрея Руб­ле­ва, мне вдруг поду­ма­лось, что Русь – свя­тая, и мы, совре­мен­ные несчаст­ные люди, долж­ны чаще воз­вра­щать­ся в эти свя­тые места, что­бы быть счастливыми.

В мате­ри­а­ле исполь­зо­ва­ны фото с офи­ци­аль­но­го сай­та оби­те­ли и фото­гра­фа Артё­ма Мочалова.

Источник

Обитель на Стороже

саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Смотреть фото саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Смотреть картинку саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Картинка про саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство. Фото саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство

В 2018 году Саввино-Сторожевский мужской ставропигиальный монастырь отмечает две значимые круглые даты: 620-летие со дня основания и 20-летний юбилей второго обретения честных мощей преподобного Саввы Сторожевского. Наместник монастыря архимандрит Савва (Фатеев) в интервью корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» (№ 8, 2018) вспоминает историю изъятия мощей большевиками и их возвращения в Звенигород, а также рассказывает о современной жизни обители.

Святыня на блюде с Лубянки

— Ваше Высокопреподобие, вы возглавляете обитель уже 12 лет, а живете здесь в постриге и того дольше. Чем, на ваш взгляд, обусловлена популярность Саввино-Сторожевского монастыря среди туристов, его востребованность у паломников?

— Прежде всего, говоря о значении Саввино-Сторожевской обители для России, Церкви и всего православного мира, следует напомнить, что монастырь этот ставропигиальный, то есть управляет им сам Святейший Патриарх Кирилл. Мне кажется, известность этого места на современном этапе развития монастыря обусловлена именно этим обстоятельством и, как следствие, неусыпным вниманием, которое Предстоятель уделяет нашей обители. Затем я бы вспомнил о масштабных торжествах в ознаменование шестивекового юбилея преставления небесного патрона монастыря, которые мы провели 11 лет назад. Тогда, в 2007 году, стало очевидно, как много православных людей знает об ученике преподобного Сергия — святом Савве Сторожевском. А началась эта длительная просветительская кампания, в свою очередь, непосредственно во время второго обретения мощей и их возвращения в родной для преподобного Саввы монастырь на горе Стороже. Тогда, в 1998 году, у нас побывало множество паломников и туристов. На рубеже веков Россия вспоминала преподобного Савву, заново узнавая и открывая его для себя. Не случайно — и очень правильно — день принесения (второго обретения) его честных мощей в наш монастырь 23 (10 ст. ст.) августа по благословению Патриарха Алексия II внесен в церковный календарь.

— Да, Господу содействующу, собственный приход, и очень хороший, у монастыря сложился. Примерно в равных пропорциях он состоит из москвичей, звенигородцев и жителей сопредельной сельской местности. Обычно на праздничных богослужениях Рождественский собор забит до отказа. Большинство прихожан бывают на богослужениях постоянно — каждый воскресный и праздничный день.

— Как вы думаете, что именно их здесь привлекает?

— Преподобный Савва, его помощь и молитвенное заступничество. Далее я бы назвал сравнительно большое число исповедующих священников: не менее четырех. Всегда есть возможность не торопясь, без опасения куда-то опоздать, исповедаться либо за вечерним, либо за утренним богослужением. Ну и, конечно, Божественная благодать, едва ли не явственно ощущаемая в здешнем воздухе.

— Мы беседуем в преддверии двух важных для монастыря дат: 620-летия его основания и 20-летия возвращения мощей преподобного Саввы в родной монастырь. Какая из них лично для вас наиболее значима?

— Вторая, ведь события 1998 года еще на нашей памяти. Тем более в тот момент я, один из первых двух пострижеников возрожденного Саввино-Сторожевского монастыря, уже трудился здесь. Мы принимали непосредственное участие во втором обретении мощей, организовывали крестный ход и их торжественную встречу в Звенигороде. Думаю, уместно будет вспомнить историю этой святыни последнего столетия.

После попытки публичного вскрытия мощей и последовавшего за этим столкновения, вошедшего в историю Гражданской войны как Звенигородский мятеж (см. историческую справку. — примеч. ред.), 5 апреля 1919 года в монастырь в сопровождении стражи явились члены Звенигородского исполкома, вынули мощи из раки и увезли их, как сказали, «в музей». В 1920-е годы сотрудника Государственного исторического музея, православного верующего Михаила Успенского, вызвали на Лубянку, где хозяин кабинета протянул ему покоившиеся на блюде мощи звенигородского чудотворца со словами: «Вот все, что осталось от Саввы Сторожевского, делайте с этим, что хотите». Михаил Михайлович, проживший более 90 лет, затем его потомки, потом одна благочестивая монахиня и один московский священник хранили у себя святыню все долгие советские десятилетия. В 1985 году мощи оказались в открывшемся двумя годами ранее Даниловом монастыре. И уже оттуда Патриарх Алексий II благословил перенести их в возобновленный Саввино-Сторожевский монастырь.

Заветный камень

— Рака с мощами преподобного Саввы постоянно пребывает в монастырском Рождественском соборе. В каком режиме паломники могут им поклоняться, прикладываться к ним?

— Ежедневно в шесть часов утра у нас совершается братский молебен, после которого прикладываться к мощам можно свободно в течение всего дня до окончания вечернего богослужения. Более-менее ощутимая очередь бывает только по большим праздникам; в будние дни, как правило, ее нет вовсе, но это зависит от графика прибывающих паломнических групп.

— В выходные дни туристов действительно очень много. В церковные праздники много, наоборот, паломников. Братии и те, и другие посетители определенное беспокойство, конечно, доставляют. Но это не тот вопрос, ради которого лишний раз стоит ломать копья. Гостям мы всегда рады, а если какого-то насельника слишком уж сильно смущают большие массы посторонних людей, ему благословляется в такие моменты не покидать свою келью. Другое дело, из-за постоянного наплыва паломнических и туристических групп насельникам бывает сложно уединиться, помолиться в тишине, остаться один на один с Богом. Специально для разрешения этой проблемы на монастырской земле (хотя и вне крепостных стен обители) мы создали так называемое рыбное хозяйство. Это, по сути, большой пруд, выкопанный к западу от угловой Житной башни на южном прясле монастырской ограды. Промыслового значения этот водоем не имеет. Мы его однажды зарыбили, после чего биологическое сообщество там поддерживается автономно в естественной среде обитания. Братия даже в самый напряженный праздничный день может там уединиться, немного отдохнуть от людского потока и связанного с ним шума; кто хочет — поудить рыбу.

— Насколько многочисленна ныне братия монастыря? Откуда приходит пополнение, довольны ли вы им?

— Монашествующих в постриге у нас 31 человек: 12 священников, семь диаконов, семь монахов, пять иноков. Кроме этого, постоянно в монастыре пребывают пять послушников и четыре трудника, так что всего насельников ровно четыре десятка. Живут еще трудники, которые длительное время занимаются теми или иными работами на благо обители (например, ухаживают за цветниками). Но по смыслу служения и фактическому статусу это скорее волонтеры, свое будущее с принятием монашества однозначно они не связывают. Приток новичков у нас происходит по большей части из Центральной России. В основном это люди среднего возраста. Некоторых к нам направляют духовники, но так или иначе приводит в наш монастырь преподобный Савва. В принципе вся нынешняя братия прошла ступени трудничества и послушничества в Саввино-Звенигородской обители, так что все они — воспитанники нашего небесного покровителя.

— В последние годы вы благоустроили еще два значимых для обители места: источник преподобного Саввы и его лесной скит, где он любил молиться.

— Колодец между монастырем и рекой Сторожкой, по преданию, ископал сам святой первоначальник нашей обители, и он сам поначалу носил оттуда в монастырь воду. Это место как родник с вкусной ключевой водой было популярно в народе всегда, даже в самые глухие советские годы. В 1997 году мы частично его отреставрировали. А к 600-летию преставления преподобного Саввы воссоздали часовню над святым колодцем. Туда протоптана поистине народная тропа, все в округе почитают и ценят это место.

Скит удалось полностью восстановить также благодаря празднованию шестивекового юбилея преставления преподобного Саввы. Тогда это место находилось в плачевном состоянии. Еще бы чуть-чуть — и уцелевшие постройки признали бы аварийными. Мы кинули клич, и нашлись благотворители, согласившиеся профинансировать непростые работы по укреплению и реконструкции сооружений. Удалось забетонировать свайное основание фундамента, отреставрировать все фасады и внутренние стены братского корпуса, убранство храма. Сейчас скит в прекрасном состоянии. К сожалению, братии там немного — скитоначальник, его помощник и два брата.

— Паломники могут посещать это место?

— Конечно! Это же одно из самых чтимых мест нашей обители с пещерой, где, по преданию, молился преподобный Савва. Ее, кстати, удалось восстановить еще к 2007 году, там открылся камень, на котором преподобный Савва нес свои молитвенные подвиги. Теперь воссоздана старинная мозаичная икона преподобного, все желающие могут прийти и помолиться перед ней.

История с реставрацией

— У вас разработаны и проводятся прекрасные экскурсии. При этом исторически сложилось ваше соседство как с выставочными залами Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея, так и с двумя учреждениями лечебно-восстановительного профиля (санаторием Министерства обороны и домом отдыха «Таежные дали»). Предлагаете ли вы паломникам и светским туристам разные экскурсионные программы или направляете их по одному и тому же маршруту?

— Каких-то особых различий мы не делаем. Стараемся рассказывать так, чтобы интересно было всем. При разработке тематического наполнения экскурсий наши гиды ориентируются на запросы православных паломников, имея в виду кругозор контингента санатория и дома отдыха (чьи отдыхающие часто бывают у нас на богослужениях). А кроме того, мы учитываем, что те, кто купил билет на музейные выставки, как правило, обязательно побывают и в монастыре и зайдут в наш паломнический центр. Часто, впрочем, бывает наоборот: группы или индивидуальные посетители сначала приходят в монастырь, а затем, обнаружив рядом музей, посещают и его.

— Скажите, пожалуйста, в каком состоянии находятся недвижимые памятники обители, то есть ее архитектурный ансамбль? По всем ли зданиям завершен реставрационный цикл или на каком-то из объектов еще предстоят масштабные работы?

— Прежде всего замечу, что монастырский ансамбль государство передало Церкви за исключением Казначейского корпуса, Привратницкой, Сторожки (в пределах монастырской стены) и 14-го гостиничного корпуса (снаружи от нее). Если говорить о находящихся в нашем распоряжении объектах, полный реставрационный цикл завершен практически по всем зданиям, за исключением Сергиевского придела в монастырском соборе, а также Преображенской церкви, где предстоит завершить роспись, установить иконостас и воссоздать полы. Весь этот комплекс работ, думаю, займет несколько лет.

Из небогослужебных зданий-памятников некоторое беспокойство вызывает состояние Казначейского корпуса, расположенного возле угловой Провиантской башни в северной части территории. Губернатор Подмосковья Андрей Воробьев пообещал Святейшему Патриарху Кириллу, что музей освободит его помещения. Но до сих пор там расположено фондохранилище, мало того, музей еще и отключил его от отопительной сети. Не знаю, как это повлияет на музейные фонды, но зданию это на пользу точно не пойдет. В следующем году в Звенигороде обещают закончить реконструкцию исторического Манежа на Московской улице, в свое время переданного властями музею. Надеемся, после этого музейщики перевезут свои фонды туда и окончательно освободят Казначейский корпус. Упомяну еще о важных работах по приведению в порядок инженерных коммуникаций. Электропроводку в братских корпусах уже заменили. В ближайшее время приступаем к ремонту и замене обветшавших труб водопровода и отопления в подвале Царского дворца Алексея Михайловича.

— Вам выпало жить в очень интересном здании, где сама история растворена буквально в каждом коридоре, в каждой комнате и в каждой старинной палате. Мысли о том, что когда-то здесь сам царь размещался, вас не посещают?

— Не без этого! Да и не только в царе Алексее Михайловиче дело, хотя этот государь, конечно, оставил колоссальный след в возвеличивании и благоукрашении нашей обители. Чего стоит хотя бы явление в ночь с 31 августа на 1 сентября 1812 года преподобного Саввы наполеоновскому пасынку королю Италии Евгению Богарне! Ведь это событие, благодаря которому французы не разграбили монастырь, имело место тоже здесь, в одной из анфилад царского дворца. Архитектурное наследие монастыря — достояние и Церкви, и российского государства, и всего нашего народа, поэтому на нас лежит обязанность заботиться о нем и передать его будущим поколениям в должном состоянии.

Адрес: Звенигород, Ратехинское шоссе, 8. Тел. гостиницы: +7 (963) 640-37-00.

Проезд: электричкой — от Белорусского вокзала до станции «Звенигород», далее автобусом № 23 или № 51 до остановки «Монастырь»; автобусом — от станции метро «Кунцевская» до города Звенигорода, далее автобусом № 23 или № 51 до остановки «Монастырь»; автомобильным транспортом — по Новорижскому шоссе, далее по ММК до Звенигорода, где повернуть направо на Московскую улицу, по ней доехать до конца, повернуть направо и далее вдоль реки Москвы до первого светофора и указателя «Саввино-Сторожевский монастырь»; для пользователей навигаторов лучше всего указывать пунктом назначения населенный пункт «Саввинская слобода».

Саввино-Сторожевский монастырь основан в 1398 г. монахом Саввой, учеником преподобного Сергия Радонежского, по просьбе и при поддержке звенигородского князя Юрия Дмитриевича, сына святых Димитрия Донского и Евфросинии Московской. Вначале была выстроена деревянная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Ее расположили на высокой горе Стороже, в виду Москвы-реки — основного транспортного пути на запад из Москвы в то время, у устья речки Розвадни, позже названной Сторожкой. Для уединения Савва ископал пещерку, где проводил время в молитве.

В XV-XVII вв. Саввино-Сторожевский монастырь выполнял роль западного форпоста Московского княжества. Обитель была любимым местом молитвы многих русских царей. Сюда, в частности, приезжали Иван IV Грозный с супругой Анастасией Романовной, а также их сын Федор Иоаннович. При царе Алексее Михайловиче монастырь стал загородной царской резиденцией и получил лаврский статус, а по уставу был приравнен к Троице-Сергиеву монастырю. Монастырское предание объясняет особое усердие второго царя из династии Романовых к этой обители чудесным заступничеством звенигородского чудотворца — спасением самодержца на охоте от лап лютого медведя. В царствование этого же государя случилось и обретение честных мощей преподобного Саввы Сторожевского — 19 января (1 февраля н. ст.) 1652 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *