саввино сторожевский монастырь рыбное хозяйство
Торговый отдел
Часы работы: Вт-Пт с 08.00-19.00, Сб-Вс с 08.00-20.00. Выходной день — Понедельник.
Часы работы: ежедневно с 07:30 до 19:30 часов.
Часы работы: Вт-Пт с 08.00-19.00, Сб-Вс с 08.00-20.00. Выходной день — Понедельник.
Часы работы: ежедневно с 07:30 до 19:30 часов.
Часы работы: ежедневно с 08:30 до 18:00 часов. Выходной день — Понедельник.
Контакты торгового отдела: +7 906 799 37 29
Поделиться:
Православный календарь
Празднование Казанской иконе Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 г.). Равноап. Аверкия, еп. Иерапольского, чудотворца (ок. 167). Семи отроко́в, иже во Ефесе: Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Дионисия, Антонина, Константина (Ексакустодиана) и Иоанна (ок. 250; 408–450).
Мчч. Александра еп., Ираклия воина и жен Анны, Елисаветы, Феодотии и Гликерии (II–III).
Сщмчч. Серафима, архиеп. Угличского, и с ним Владимира Соболева, Александра Андреева, Василия Богоявленского, Александра Лебедева пресвитеров и прмчч. Германа Полянского и Мины Шелаева (1937); сщмчч. Николая Богословского, Николая Ушакова пресвитеров и прмч. Григория Воробьева (1937). Обре́тение мощей сщмч. Никодима, еп. Белгородского (2012).
Андрониковской и Якобштадтской (XVII) икон Божией Матери.
Свежие записи
Облако меток
Мобильное приложение
Архивы
Саввино-сторожевский ставропигиальный мужской монастырь
Адрес : 143180, Московская область, гор. Звенигород, Ратехинское шоссе, 8.
Монастырь открыт ежедневно с 6:00 до окончания вечернего богослужения.
Купальня на Скиту открыта ежедневно. В летнее время с 7.00 до 22.00. Весной и осенью с 7:00 до 21:00. В зимнее время с 7:00 до 20:00. В понедельник купальня закрывается на час раньше.
+7 903 274 01 21 (с 10:00 до 17:00, кроме понедельника);
Святыни Подмосковья. Звенигород
В самом названии этого города слышится радостный перезвон колоколов, праздничный гул воскресной ярмарки и блеск на солнце золотых куполов. И небо, обратите внимание! Голубое-голубое.
Электричка от Белорусского вокзала идёт час двадцать. Мелькают за окном ели, сосны. «Хлюпино», «Малые Вязёмы», «Жаворонки», – пробегают мимо станции с милыми русскими названиями. По вагонам ходит баянист со своими незамысловатыми наигрышами.
Автобус № 23 – именно на него нужно сесть, если Вы хотите доехать до монастыря – отправляется от железнодорожной станции и проходит через весь Звенигород, петляя по его узким улочкам. Город на холмах, низкоэтажный, уютный. По сути, то, что сейчас является городом – это посад, поселение, некогда разросшееся у стен звенигородского кремля, основанного еще в XII веке Юрием Долгоруким – в одно время с Москвой.
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Городке
Чтобы попасть в место, с которого начинался Звенигород, нужно попросить кондуктора или водителя «остановить на Городке». Собор Успения Пресвятой Богородицы на Городке – это небольшой белокаменный храм с одним куполом. Строили его московские мастера где-то на рубеже XIV и XV веков. Древний. Таких древних храмов сохранилось мало – вот, например, Троицкий собор в Троице-Сергиевой лавре, или собор Нерукотворного Спаса в Спасо-Андрониковом монастыре (в Москве). Все они связаны с именами преподобного Сергия и его учеников – преподобных Саввы Сторожевского и Андроника Московского.
К Успенскому собору на Городке нужно подниматься: сначала по железной кованой лестнице, потом — в горку. По обе стороны дороги – огороды, деревянные избы. Так все, наверное, и было 7 веков назад – изгороди, подсолнухи, куры-гуси во дворах.
Реставрационные леса, наконец, сняли, и теперь беспрепятственно можно полюбоваться творением древних зодчих, которые в камне славили Господа.
Наверху, по периметру апсиды – полукруглого выступа – вьется каменный орнамент, опоясывающий фасад собора.
Когда заходишь внутрь, глаза должны попривыкнуть к сумраку собора, чтобы разглядеть сохранившиеся фрески XIV века. Вот ангел вручает свиток с монашеским общежительным уставом преподобному Пахомию. Повыше – святые врачи Флор и Лавр. А вот преподобный Варлаам беседует с индийским царевичем Иоасафом. А если запрокинуть голову, то там, в барабане купола – пророк Даниил.
Лик Спаса Вседержителя (“Русский Спас”), хорошо известный нам, оказывается, был обнаружен в 1918 году здесь же, в Успенском соборе. Вместе с иконами архангела Михаила и апостола Павла, образ хранится сейчас в Третьяковской галерее. Не было у иконописцев обычая подписывать свои творения – кто я такой, всего лишь кисточка в Божиих руках – потому-то чаще всего и не знаем мы, кто писал ту или иную икону. Но Спас Вседержитель с большой вероятностью написан рукой Андрея Рублева.
Саввино-Сторожевский монастырь
… Поворот в монастырь — здесь нужно выйти из автобуса. Идти недалеко, но в гору. Пеший подъем можно растянуть минут на 10.
Сквозь деревья белеют каменные стены обители, с круглыми башнями, бойницами – как у крепости. Ведь монастыри-то раньше и были крепостями, часто выполняли оборонительную функцию.
Любил это место царь Алексей Михайлович Тишайший. Как-то во время охоты в окрестностях монастыря встретился он с медведем, и не оказалось рядом никого из государевых людей. По преданию, из чащи вдруг вышел старец и усмирил дикого зверя. «Кто ты?», – спросил Алексей Михайлович. «Савва», – ответил монах и так же неожиданно скрылся, как и появился.
С тех пор царь регулярно приезжал сюда, даже построил себе здесь резиденцию – царский дворец и царицыны палаты, где сейчас располагаются соответственно паломническая служба и музей. Ученые говорят, что эти белокаменные царские палаты – один из самых значительных памятников гражданского зодчества середины-конца XVII века.
Окна царской светлицы, наверное, выходили на луга…
А в покоях, где когда-то останавливалась Мария Ильинична Милославская, супруга Алексея Михайловича, теперь располагаются экспозиции и выставки Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея. Изразцовые «муравленые» печи, мебель боярская, кокошники и серьги – чего-чего там только нет! В музее можно пробыть и час, и два.
Рождественский собор монастыря
Первоначально на месте этого храма в 1398–99 году была воздвигнута деревянная церковь. Вокруг – можно себе представить – возвышались такие же деревянные кельи, монастырские постройки. Но уже через несколько лет, в 1404–1405 гг., по указу князя Юрия и на его средства начинается строительство белокаменного собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Белый камень добывался недалеко от этих мест – в верховьях Москва-реки.
Примерно в это же время, по приглашению князя Юрия Звенигородского, Савва оставляет Троицкую обитель в Сергиевом монастыре, где он был на тот момент игуменом, и приходит в Звенигород, чтобы окормлять местную братию…
Захожу в полумрак собора. Вечернее богослужение, читают кафизмы. Спокойно, мирно.
Настави мя, Господи, на путь Твой, и пойду во истине Твоей; да возвеселится сердце мое боятися имене Твоего…
В храме темно, лишь огоньки свечей. Под куполом через оконца льется вечерний свет, заглядывает последний закатный луч. С балкона поёт мужской хор: «Святейший владыка, благослови», – Саввино-Сторожевская обитель – ставропигиальный монастырь.
Расположение главной святыни обители, мощей преподобного Саввы – справа от иконостаса, под резной золотой сенью. Когда-то сень была дубовой, потом – серебряной; рядом были особо почитаемые Саввой образа, теплились неугасимые лампады. После революции мощи преподобного были конфискованы, а 22 августа 1998 года торжественно возвращены в обитель.
Остаться переночевать в гостинице при монастыре – это значит многое. Например, можно спокойно выйти после вечерней службы, не спеша пройтись по территории монастыря. Дойти до смотровой площадки, которая за стенами обители, с юго-западной стороны. Монастырь находится на холме, под которым течёт речка Сторожка. Это от слова «сторожить», ведь и монастырь называется Сторожевским. Расположился он западным форпостом московского княжества, словно сторож Москвы.
В полдевятого спускаются сумерки, и в это время братия идёт с крестным ходом вокруг стен обители, с иконами, кроплением святой водой и пением «Святый Боже».
В этот час нет народа и у колодца Саввы. Можно спуститься по деревянной лестнице (спуск продолжительный, собьешься со счета ступенек), умыться водою из источника.
Рядом с колодцем расположено рыбное монастырское хозяйство.
Только заночевав в монастыре, есть возможность попасть на ранний братский молебен, который в Савввино-Сторожевской обители начинается в 6 утра. После него открывается стекло над мощами и можно приложиться к главе преподобного.
…Преподобный Савва принял постриг от преподобного Сергия, «игумена русской земли», и так же, как его учитель, явил собой образец кроткой и смиренной жизни. Как говорится в житии, «всем казался простым и ничего не знавшим, хотя мудростью превосходил многих мнящих быть мудрыми».
Скит преподобного Саввы Сторожевского
Над пещеркой Саввы – местом его уединения и непрестанной слезной молитвы – сейчас находится монастырский скит с храмом в его память. Скит образовался в 60–70 гг. XIX века силами свт. Филарета (Дроздова), настоятеля Саввина монастыря епископа Дмитровского Леонида (Краснопевкова), звенигородского купца и фабриканта Павла Григорьевича Цурикова и наместника Саввинской обители о. Галактиона. Назывался он изначально «общежительное отделение». Жизнь в Саввинском скиту основывалась на правилах строгого общежительного устава. Митрополит Филарет усердно насаждал в обителях подобный тип иноческой жизни, восходивший к традициям преподобного Сергия Радонежского и его учеников. Сейчас там храм в честь преподобного Саввы, братский корпус, монастырский огород, скотный двор.
Расстояние до скита – верста, чуть больше километра, то есть. Ранним утром народ понемногу стекается в скит к Божественной Литургии, которая бывает там ежедневно. За литургией – общее пение. Регентует всеми монах, и только Херувимскую песнь и Милость мира поют в одноголосную мелодию монахи. Без нестройных выкриков, слаженно поют люди, дружно.
Как-то побывав здесь с группой иконописцев, мне захотелось вернуться сюда снова. Тогда, слушая экскурсионные искусствоведческие речи про раннемосковское зодчество и иконописные техники артели Андрея Рублева, мне вдруг подумалось, что Русь – святая, и мы, современные несчастные люди, должны чаще возвращаться в эти святые места, чтобы быть счастливыми.
В материале использованы фото с официального сайта обители и фотографа Артёма Мочалова.
Обитель на Стороже
В 2018 году Саввино-Сторожевский мужской ставропигиальный монастырь отмечает две значимые круглые даты: 620-летие со дня основания и 20-летний юбилей второго обретения честных мощей преподобного Саввы Сторожевского. Наместник монастыря архимандрит Савва (Фатеев) в интервью корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» (№ 8, 2018) вспоминает историю изъятия мощей большевиками и их возвращения в Звенигород, а также рассказывает о современной жизни обители.
Святыня на блюде с Лубянки
— Ваше Высокопреподобие, вы возглавляете обитель уже 12 лет, а живете здесь в постриге и того дольше. Чем, на ваш взгляд, обусловлена популярность Саввино-Сторожевского монастыря среди туристов, его востребованность у паломников?
— Прежде всего, говоря о значении Саввино-Сторожевской обители для России, Церкви и всего православного мира, следует напомнить, что монастырь этот ставропигиальный, то есть управляет им сам Святейший Патриарх Кирилл. Мне кажется, известность этого места на современном этапе развития монастыря обусловлена именно этим обстоятельством и, как следствие, неусыпным вниманием, которое Предстоятель уделяет нашей обители. Затем я бы вспомнил о масштабных торжествах в ознаменование шестивекового юбилея преставления небесного патрона монастыря, которые мы провели 11 лет назад. Тогда, в 2007 году, стало очевидно, как много православных людей знает об ученике преподобного Сергия — святом Савве Сторожевском. А началась эта длительная просветительская кампания, в свою очередь, непосредственно во время второго обретения мощей и их возвращения в родной для преподобного Саввы монастырь на горе Стороже. Тогда, в 1998 году, у нас побывало множество паломников и туристов. На рубеже веков Россия вспоминала преподобного Савву, заново узнавая и открывая его для себя. Не случайно — и очень правильно — день принесения (второго обретения) его честных мощей в наш монастырь 23 (10 ст. ст.) августа по благословению Патриарха Алексия II внесен в церковный календарь.
— Да, Господу содействующу, собственный приход, и очень хороший, у монастыря сложился. Примерно в равных пропорциях он состоит из москвичей, звенигородцев и жителей сопредельной сельской местности. Обычно на праздничных богослужениях Рождественский собор забит до отказа. Большинство прихожан бывают на богослужениях постоянно — каждый воскресный и праздничный день.
— Как вы думаете, что именно их здесь привлекает?
— Преподобный Савва, его помощь и молитвенное заступничество. Далее я бы назвал сравнительно большое число исповедующих священников: не менее четырех. Всегда есть возможность не торопясь, без опасения куда-то опоздать, исповедаться либо за вечерним, либо за утренним богослужением. Ну и, конечно, Божественная благодать, едва ли не явственно ощущаемая в здешнем воздухе.
— Мы беседуем в преддверии двух важных для монастыря дат: 620-летия его основания и 20-летия возвращения мощей преподобного Саввы в родной монастырь. Какая из них лично для вас наиболее значима?
— Вторая, ведь события 1998 года еще на нашей памяти. Тем более в тот момент я, один из первых двух пострижеников возрожденного Саввино-Сторожевского монастыря, уже трудился здесь. Мы принимали непосредственное участие во втором обретении мощей, организовывали крестный ход и их торжественную встречу в Звенигороде. Думаю, уместно будет вспомнить историю этой святыни последнего столетия.
После попытки публичного вскрытия мощей и последовавшего за этим столкновения, вошедшего в историю Гражданской войны как Звенигородский мятеж (см. историческую справку. — примеч. ред.), 5 апреля 1919 года в монастырь в сопровождении стражи явились члены Звенигородского исполкома, вынули мощи из раки и увезли их, как сказали, «в музей». В 1920-е годы сотрудника Государственного исторического музея, православного верующего Михаила Успенского, вызвали на Лубянку, где хозяин кабинета протянул ему покоившиеся на блюде мощи звенигородского чудотворца со словами: «Вот все, что осталось от Саввы Сторожевского, делайте с этим, что хотите». Михаил Михайлович, проживший более 90 лет, затем его потомки, потом одна благочестивая монахиня и один московский священник хранили у себя святыню все долгие советские десятилетия. В 1985 году мощи оказались в открывшемся двумя годами ранее Даниловом монастыре. И уже оттуда Патриарх Алексий II благословил перенести их в возобновленный Саввино-Сторожевский монастырь.
Заветный камень
— Рака с мощами преподобного Саввы постоянно пребывает в монастырском Рождественском соборе. В каком режиме паломники могут им поклоняться, прикладываться к ним?
— Ежедневно в шесть часов утра у нас совершается братский молебен, после которого прикладываться к мощам можно свободно в течение всего дня до окончания вечернего богослужения. Более-менее ощутимая очередь бывает только по большим праздникам; в будние дни, как правило, ее нет вовсе, но это зависит от графика прибывающих паломнических групп.
— В выходные дни туристов действительно очень много. В церковные праздники много, наоборот, паломников. Братии и те, и другие посетители определенное беспокойство, конечно, доставляют. Но это не тот вопрос, ради которого лишний раз стоит ломать копья. Гостям мы всегда рады, а если какого-то насельника слишком уж сильно смущают большие массы посторонних людей, ему благословляется в такие моменты не покидать свою келью. Другое дело, из-за постоянного наплыва паломнических и туристических групп насельникам бывает сложно уединиться, помолиться в тишине, остаться один на один с Богом. Специально для разрешения этой проблемы на монастырской земле (хотя и вне крепостных стен обители) мы создали так называемое рыбное хозяйство. Это, по сути, большой пруд, выкопанный к западу от угловой Житной башни на южном прясле монастырской ограды. Промыслового значения этот водоем не имеет. Мы его однажды зарыбили, после чего биологическое сообщество там поддерживается автономно в естественной среде обитания. Братия даже в самый напряженный праздничный день может там уединиться, немного отдохнуть от людского потока и связанного с ним шума; кто хочет — поудить рыбу.
— Насколько многочисленна ныне братия монастыря? Откуда приходит пополнение, довольны ли вы им?
— Монашествующих в постриге у нас 31 человек: 12 священников, семь диаконов, семь монахов, пять иноков. Кроме этого, постоянно в монастыре пребывают пять послушников и четыре трудника, так что всего насельников ровно четыре десятка. Живут еще трудники, которые длительное время занимаются теми или иными работами на благо обители (например, ухаживают за цветниками). Но по смыслу служения и фактическому статусу это скорее волонтеры, свое будущее с принятием монашества однозначно они не связывают. Приток новичков у нас происходит по большей части из Центральной России. В основном это люди среднего возраста. Некоторых к нам направляют духовники, но так или иначе приводит в наш монастырь преподобный Савва. В принципе вся нынешняя братия прошла ступени трудничества и послушничества в Саввино-Звенигородской обители, так что все они — воспитанники нашего небесного покровителя.
— В последние годы вы благоустроили еще два значимых для обители места: источник преподобного Саввы и его лесной скит, где он любил молиться.
— Колодец между монастырем и рекой Сторожкой, по преданию, ископал сам святой первоначальник нашей обители, и он сам поначалу носил оттуда в монастырь воду. Это место как родник с вкусной ключевой водой было популярно в народе всегда, даже в самые глухие советские годы. В 1997 году мы частично его отреставрировали. А к 600-летию преставления преподобного Саввы воссоздали часовню над святым колодцем. Туда протоптана поистине народная тропа, все в округе почитают и ценят это место.
Скит удалось полностью восстановить также благодаря празднованию шестивекового юбилея преставления преподобного Саввы. Тогда это место находилось в плачевном состоянии. Еще бы чуть-чуть — и уцелевшие постройки признали бы аварийными. Мы кинули клич, и нашлись благотворители, согласившиеся профинансировать непростые работы по укреплению и реконструкции сооружений. Удалось забетонировать свайное основание фундамента, отреставрировать все фасады и внутренние стены братского корпуса, убранство храма. Сейчас скит в прекрасном состоянии. К сожалению, братии там немного — скитоначальник, его помощник и два брата.
— Паломники могут посещать это место?
— Конечно! Это же одно из самых чтимых мест нашей обители с пещерой, где, по преданию, молился преподобный Савва. Ее, кстати, удалось восстановить еще к 2007 году, там открылся камень, на котором преподобный Савва нес свои молитвенные подвиги. Теперь воссоздана старинная мозаичная икона преподобного, все желающие могут прийти и помолиться перед ней.
История с реставрацией
— У вас разработаны и проводятся прекрасные экскурсии. При этом исторически сложилось ваше соседство как с выставочными залами Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея, так и с двумя учреждениями лечебно-восстановительного профиля (санаторием Министерства обороны и домом отдыха «Таежные дали»). Предлагаете ли вы паломникам и светским туристам разные экскурсионные программы или направляете их по одному и тому же маршруту?
— Каких-то особых различий мы не делаем. Стараемся рассказывать так, чтобы интересно было всем. При разработке тематического наполнения экскурсий наши гиды ориентируются на запросы православных паломников, имея в виду кругозор контингента санатория и дома отдыха (чьи отдыхающие часто бывают у нас на богослужениях). А кроме того, мы учитываем, что те, кто купил билет на музейные выставки, как правило, обязательно побывают и в монастыре и зайдут в наш паломнический центр. Часто, впрочем, бывает наоборот: группы или индивидуальные посетители сначала приходят в монастырь, а затем, обнаружив рядом музей, посещают и его.
— Скажите, пожалуйста, в каком состоянии находятся недвижимые памятники обители, то есть ее архитектурный ансамбль? По всем ли зданиям завершен реставрационный цикл или на каком-то из объектов еще предстоят масштабные работы?
— Прежде всего замечу, что монастырский ансамбль государство передало Церкви за исключением Казначейского корпуса, Привратницкой, Сторожки (в пределах монастырской стены) и 14-го гостиничного корпуса (снаружи от нее). Если говорить о находящихся в нашем распоряжении объектах, полный реставрационный цикл завершен практически по всем зданиям, за исключением Сергиевского придела в монастырском соборе, а также Преображенской церкви, где предстоит завершить роспись, установить иконостас и воссоздать полы. Весь этот комплекс работ, думаю, займет несколько лет.
Из небогослужебных зданий-памятников некоторое беспокойство вызывает состояние Казначейского корпуса, расположенного возле угловой Провиантской башни в северной части территории. Губернатор Подмосковья Андрей Воробьев пообещал Святейшему Патриарху Кириллу, что музей освободит его помещения. Но до сих пор там расположено фондохранилище, мало того, музей еще и отключил его от отопительной сети. Не знаю, как это повлияет на музейные фонды, но зданию это на пользу точно не пойдет. В следующем году в Звенигороде обещают закончить реконструкцию исторического Манежа на Московской улице, в свое время переданного властями музею. Надеемся, после этого музейщики перевезут свои фонды туда и окончательно освободят Казначейский корпус. Упомяну еще о важных работах по приведению в порядок инженерных коммуникаций. Электропроводку в братских корпусах уже заменили. В ближайшее время приступаем к ремонту и замене обветшавших труб водопровода и отопления в подвале Царского дворца Алексея Михайловича.
— Вам выпало жить в очень интересном здании, где сама история растворена буквально в каждом коридоре, в каждой комнате и в каждой старинной палате. Мысли о том, что когда-то здесь сам царь размещался, вас не посещают?
— Не без этого! Да и не только в царе Алексее Михайловиче дело, хотя этот государь, конечно, оставил колоссальный след в возвеличивании и благоукрашении нашей обители. Чего стоит хотя бы явление в ночь с 31 августа на 1 сентября 1812 года преподобного Саввы наполеоновскому пасынку королю Италии Евгению Богарне! Ведь это событие, благодаря которому французы не разграбили монастырь, имело место тоже здесь, в одной из анфилад царского дворца. Архитектурное наследие монастыря — достояние и Церкви, и российского государства, и всего нашего народа, поэтому на нас лежит обязанность заботиться о нем и передать его будущим поколениям в должном состоянии.
Адрес: Звенигород, Ратехинское шоссе, 8. Тел. гостиницы: +7 (963) 640-37-00.
Проезд: электричкой — от Белорусского вокзала до станции «Звенигород», далее автобусом № 23 или № 51 до остановки «Монастырь»; автобусом — от станции метро «Кунцевская» до города Звенигорода, далее автобусом № 23 или № 51 до остановки «Монастырь»; автомобильным транспортом — по Новорижскому шоссе, далее по ММК до Звенигорода, где повернуть направо на Московскую улицу, по ней доехать до конца, повернуть направо и далее вдоль реки Москвы до первого светофора и указателя «Саввино-Сторожевский монастырь»; для пользователей навигаторов лучше всего указывать пунктом назначения населенный пункт «Саввинская слобода».
Саввино-Сторожевский монастырь основан в 1398 г. монахом Саввой, учеником преподобного Сергия Радонежского, по просьбе и при поддержке звенигородского князя Юрия Дмитриевича, сына святых Димитрия Донского и Евфросинии Московской. Вначале была выстроена деревянная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Ее расположили на высокой горе Стороже, в виду Москвы-реки — основного транспортного пути на запад из Москвы в то время, у устья речки Розвадни, позже названной Сторожкой. Для уединения Савва ископал пещерку, где проводил время в молитве.
В XV-XVII вв. Саввино-Сторожевский монастырь выполнял роль западного форпоста Московского княжества. Обитель была любимым местом молитвы многих русских царей. Сюда, в частности, приезжали Иван IV Грозный с супругой Анастасией Романовной, а также их сын Федор Иоаннович. При царе Алексее Михайловиче монастырь стал загородной царской резиденцией и получил лаврский статус, а по уставу был приравнен к Троице-Сергиеву монастырю. Монастырское предание объясняет особое усердие второго царя из династии Романовых к этой обители чудесным заступничеством звенигородского чудотворца — спасением самодержца на охоте от лап лютого медведя. В царствование этого же государя случилось и обретение честных мощей преподобного Саввы Сторожевского — 19 января (1 февраля н. ст.) 1652 г.