руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683

ICAO Doc 9683 Руководство по обучению в области человеческого фактора

Аннотация к книге «ICAO Doc 9683 Руководство по обучению в области человеческого фактора»:

Этот факт был признан Ассамблеей ИКАО, которая в 1986 году приняла резолюцию А26-9 по безопасности полетов и человеческому фактору. В развитие резолюцииАссамблеи Аэронавигационная комиссия сформулировала следующую цель задачи: «Способствовать повышению безопасности авиации и с этой целью более широко информировать государства о роли человеческого фактора с целью осознания ими важности его учета при производстве полетов воздушных судов гражданской авиации, разработав для них практический материал и мероприятия, связанные с человеческим фактором, с учетом опыта государств, а также путем разработки предложений и рекомендаций о внесении нужных поправок в действующие Приложения и другие документы в связи с изменением роли человеческого фактора в существующих и будущих условиях эксплуатации техники. Особое внимание должно уделяться тем аспектам человеческого фактора, которые могут влиять на проектирование, процесс перехода к использованию и дальнейшую эксплуатацию [будущих] систем ИКАО CMS/ATM.»

Одним из путей выполнения резолюции Ассамблеи А26-9 был выпуск серии сборников по различным аспектам человеческого фактора и их влияния на безопасность полетов. Эти сборники предназначались, прежде всего, для использования государствами в целях более широкого информирования своего персонала о роли человеческой деятельности в обеспечении безопасности.Сборники предназначались для руководящих работников администраций гражданской авиации и авиакомпаний, включая руководителей эксплуатационных подразделений авиакомпаний и отделов подготовки авиационного персонала. Кроме того, эти сборники предназначались для использования нормативными органами, подразделениями по обеспечению безопасности полетов и проведению расследований, учебными центрами, а также старшим и средним управленческим персоналом авиакомпаний.

Настоящее Руководство в основном является отредактированной компиляцией материалов всех существующих циркуляров ИКАО по человеческому фактору. Онопредназначено для использования старшими руководителями учебных центров, а также сотрудниками авиапредприятий и нормативных органов, которые занимаютсявопросами обеспечения безопасности полетов. Данное Руководство состоит их двух частей:Часть 1. Общие положения. В этой части раскрывается концепция человеческого фактора в авиации и приводятся материалы о системном и современном подходе к обеспечению безопасности полетов авиации, а также раскрываются основные принципы проектирования рабочих мест и рассматриваются фундаментальные аспекты человеческого фактора в различных областях авиации, включая управление воздушным движением и техническое обслуживание воздушных судов.Часть 2. Программы обучения эксплуатационного персонала. В этой части идет речь о подготовке персонала в области человеческого фактора и приводятся образцы учебных программ для пилотов, диспетчеров УВД и специалистов по расследованию авиационных происшествий.

Настоящее Руководство планируется постоянно обновлять. Это означает, что в него периодически будут вноситься изменения в связи с новыми научными исследованиями, чтобы оно отражало самые современныеподходы к обучению эксплуатационного персонала в области человеческого фактора.

Источник

Стандарт ИКАО Doc 9683 AN/950

Этот факт был признан Ассамблеей ИКАО, которая в 1986 году приняла резолюцию А26-9 по безопасности полетов и человеческому о>актору, В развитие резолюции

Ассамблеи Аэронавигационная комиссия сформулировала следующую цель задачи:

«Способствовать повышению безопасности авиации и с этой целью более широко информировать государства о роли человеческого фактора с целью осознания ими важности его учета при производстве полетов воздушных судов гражданской авиации, разработав АЛЯ них практический материал и мероприятия, связанные с человеческим фактором, с учетом опыта государств, а также путем разработки предложений и рекомендаций о внесении нужных поправок в действующие Приложения и другие документы в связи с изменением роли человеческого фактора в существующих и будущих условиях эксплуатации техники. Особое внимание должно уделяться там аспектам человеческого фактора. которые могут влиять на проектирование, процесс перехода к использованию и дальнейшую эксплуатацию [будущих] систем ИКАО CMS/ATM.»

Одним из путей выполнения резолюции Ассамблеи А26-9 был выпуск серии сборников по различным аспектам человеческого фактора и их влияния на безопасность полетов. Эти сборники предназначались, прежде всего, для использования государствами в целях более широкого информирования своего персонала о роли человеческой деятельности в обеспечении безопасности.

Сборники предназначались для руководящих работников администраций гражданской авиации и авиакомпаний, включая руководителей эксплуатационных подразделений авиакомпаний и отделов подготовки авиационного персонала. Кроме того, эти сборники предназначались для использования нормативными органами, подразделениями по обеспечению безопасности полетов и проведению расследований, учебными центрами, а также старшим и средним управленческим персоналом авиакомпаний.

Настоящее Руководство в основном является отредактированной компиляцией материалов всех существующих циркуляров ИКАО по человеческому фактору. Оно предназначено для использования старшими руководителями учебных центров, а также сотрудниками авиапредприятий и нормативных органов, которые занимаются вопросами обеспечения безопасности полетов. Данное Руководство состоит их двух частей:

Часть 1. Общие положения. В этой части раскрывается концепция человеческого фактора в авиации и приводятся материалы о системном и современном подходе к обеспечению безопасности полетов авиации, а также раскрываются основные принципы проектирования рабочих мест и рассматриваются фундаментальные аспекты человеческого фактора в различных областях авиации, включая управление воздушным движением и техническое обслуживание воздушных судов.

Часть 2. Программы обучения эксплуатационного персонала. В этой части идет речь о подготовке персонала в области человеческого фактора и приводятся образцы учебных программ для пилотов, диспетчеров УВД и специалистов по расследованию авиационных происшествий.

руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Смотреть фото руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Смотреть картинку руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Картинка про руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Фото руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683

руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Смотреть фото руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Смотреть картинку руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Картинка про руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Фото руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683

руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Смотреть фото руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Смотреть картинку руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Картинка про руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Фото руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683

руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Смотреть фото руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Смотреть картинку руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Картинка про руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Фото руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683

На неограниченный срок Вы получаете возможность скачать любой уже имеющийся в библиотеке портала документ либо дождаться поступления еще отсутствующего документа. Благодаря системе обмена документами наша библиотека ежедневно пополняется множеством нормативных документов.

Пакетный доступ к 10 документам позволяет сэкономить на стоимости отдельного документа, которая в некоторых случаях может даже превосходить стоимость доступа к 10 документам.

Это предложение для организаций, которые заинтересованы не только в получении сотрудниками доступа к нормативной документации, но и в представлении своей продукции и услуг, а так же в продвижении своего сайта в поисковых системах. Тариф «Стандарт» предоставляет комплексный доступ к ресурсам портала, при грамотном и полном использовании которого Вы сможете получить значительный отклик в виде новых клиентов и улучшившейся посещаемости сайта организации.

В качестве бонуса в тариф «Стандарт» включен доступ к марочнику металлов и сплавов сроком на один год.

Источник

Фундаментальные концепции человеческого фактора

ИКАО.

ИЗДАНИЕ ПЕРВОЕ 1998 Г.

DOC 9683—AN/ 950.

Фундаментальные концепции человеческого фактора.

Сравнительный анализ применения документа

Вопросы человеческого фактора.

ИКАО « РУКОВОДСТВО ПО ОБУЧЕНИЮ В ОБЛАСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА».

Глава – 1

Каждые три из четырёх авиационных происшествия (75%) являются результатом сбоя в работоспособности человека. Любые улучшения в этой области (области сбоев) могут в значительной мере способствовать повышению уровня безопасности полётов.

Этот факт был признан Ассамблеей ИКАО, которая в 1986г. приняла резолюцию. А 26-9 по безопасности полётов и человеческому фактору.

Озабоченность состоянием безопасности полётов, на которую влияет, как один из факторов « человеческий фактор», существует в системе Международной гражданской авиации несколько десятков лет. Ассамблеей ИКАО была сформулирована цель. Которая заключается в следующем:

1- необходимо более широко информировать государства о роли человеческого фактора в его влиянии на состояние безопасности полётов, причинно-следственной связи между возникновением ошибки и её последствиях. В этой связи, необходимо чёткое разграничение факторов, повлиявших на возникновение события –будь то ошибка, преднамеренный умысел или неотвратимые обстоятельства.

2- Необходимы организация и планирование полётов воздушных судов гражданской авиации с учётом роли «человеческого фактора».

3- Целесообразно разработать практический материал и мероприятия с учётом опыта конкретного государства в области «человеческого фактора». Такой материал и мероприятия должны разрабатываться на основании анализа состояния безопасности полётов и способствовать улучшению уровня безопасности.

Необходимо разработать предложения и рекомендации о внесении нужных поправок в действующие Приложения ИКАО и другие документы в связи с изменением влияния «человеческого фактора» в существующих и будущих условиях эксплуатации техники.

Особое внимание должно уделяться тем аспектам «человеческого фактора», которые могут влиять на проектирование, процесс перехода к использованию и дальнейшую эксплуатацию будущих систем (CNS/ATM). Как одним из направлений выполнения резолюции Ассамблеи ИКАО А26-9 был выпуск серии сборников по различным аспектам «человеческого фактора» и влиянии этих аспектов на безопасность полётов. Сборники предназначены для руководящих работников администраций гражданской авиации и авиакомпаний, включая руководителей эксплуатационных подразделений, подразделений подготовки авиационного персонала, а также руководителей органов, издающих и формирующих нормативную базу.

(Проблемы, связанные с «человеческим фактором», находятся в широком спектре деятельности гражданской авиации. Человек в лице руководителя или оператора способен дать сбой, который может выразиться в любой форме. Поэтому, изучая влияние «человеческого фактора» на деятельность гражданской авиации, целесообразно начинать от анализа принципов формирования всей системы организации и управления, работы её звеньев, взаимодействие с другими системами и т. д.)

1.1.1. Причинами многих авиационных происшествий являются действия человека. Это обстоятельство побуждает глубже понять роль «человеческого фактора» в авиации и разработать соответствующие профилактические меры.

Под профилактическими мерами понимаются знания о человеческом факторе, которые должны находить применение в организации выполнения полётов воздушных судов и интегрироваться в процессе проектирования и сертификации систем, а также при выдаче свидетельств персоналу.

Профилактические меры (правила) должны быть разработаны до того, как системы начнут эксплуатироваться, а персонал приступит к выполнению своих обязанностей.

Распространение информации о человеческом факторе даёт авиационному сообществу единственную, наиболее действенную возможность сделать авиацию более эффективной и безопасной.

1.1.2. Развитие эргономики и человеческий фактор взаимосвязаны. Эргономика получила своё развитие с того момента, когда человек начал изготавливать орудия производства, что впоследствии позволило значительно повысить производительность труда. Но, лишь в последнем столетии, произошёл скачок в эволюции эргономики и понимании значения человеческого фактора (Мотивом послужило улучшение эффективности применения орудий труда.). Дополнительными стимулами развития концепции человеческого фактора послужили возникшая необходимость оптимизировать промышленное производство, а также тот факт, что возможности человека в отношении эффективного управления технически сложным оборудованием, оказались ограниченными. В дальнейшем применение знаний о человеческом факторе привело к тому, что учитываться стали максимальные возможности человека, однако, при этом часто упускались из вида его ограничения.

1.1.5. Осознание необходимости обучения персонала отрасли основам человеческого фактора привело к организации в разных странах обязательных курсов подготовки в этой области. Результаты расследований ряда авиационных происшествий, возникших в результате игнорирования аспектов, связанных с человеческим фактором, побудило ИКАО включить требования к подготовке авиационного персонала во время выдачи ему свидетельств, а также, проводить анализ эффективности требований к подготовке авиационного персонала в области человеческого фактора в процессе расследования авиационных происшествий. (Внедряя в практическую деятельность рекомендации настоящего положения, следует исходить из того, что каждое государство должно разработать собственные отраслевые требования к подготовке персонала в области человеческого фактора.).

руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Смотреть фото руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Смотреть картинку руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Картинка про руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Фото руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683

В целях улучшения системы обмена информацией об авиационных происшествиях и своевременного принятия мер профилактики, в США, в 1976г., было заключено соглашение между Федеральным Авиационным Управлением (ФАУ) и Национальным Управлением по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) о создании Добровольной, не основанной на наказании и конфиденциальной системы представления данных по авиационной безопасности (ASRS).

Ценность данного соглашения состоит в том, что оно учитывает деликатность поставленного вопроса. Два крупнейших, ведущих управления в области авиации и космонавтики сумели обозначить методику и правила проведения анализа поведения человека и проявления ошибок в его действиях только в условиях УСТРАНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ лица, представившего такую информацию.

В дальнейшем, аналогичные системы представления информации были созданы в Соединённом Королевстве (SHIRP), Канаде (CASRP) и Австралии (CAIR).

(Разработанная и внедрённая приказом Министерства гражданской авиации от 30 декабря 1988г. №213 «система добровольных сообщений по безопасности полётов» в гражданской авиации России не нашла применения в практике выполнения полётов. Причина в том, что руководящий состав не отказался от практики применения наказаний. Лица, совершившие или допустившие ошибку, не вступают в диалог с руководителем. Таким образом, ошибка превращается в проблему, которая проявляется только при наступлении определённых условий.).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Влияние человеческого фактора в гражданской авиации на безопасность полетов

руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Смотреть фото руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Смотреть картинку руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Картинка про руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Фото руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683

В.В. Геращенко
Магистрант, СибГУ им. М. Ф. Решетнева,
г. Красноярск, РФ
E-mail: vladisav.gerashchenko@mail.ru

Р.М. Мусин
Магистрант, СибГУ им. М. Ф. Решетнева,
г. Красноярск, РФ
E-mail: justwhitehunter@yandex.ru

В условиях все возрастающих объемов авиаперевозок в мире, повышения интенсивности использования ВС неизбежно возрастают требования по обеспечению безопасности полетов. Необходимость решения проблемы обеспечения безопасности полетов обусловило поиск и разработку новых методов оценки ее уровня, формирования теоретических основ сохранения летной годности и обеспечения безопасности полетов. При этом следует иметь в виду, что во всех случаях, связанных с исследованиями в данной области, присутствует и явном или неявном виде «человеческий фактор» (ЧФ) как один из важнейших аспектов безопасности полетов. [3, с. 211]

В любой человеческой деятельности ошибка человека имеет определенные последствия. В гражданской авиации попытки учитывать человеческий фактор традиционно относились к работе летного экипажа, а также в ряде случаев — к работе диспетчеров управления воздушным движением. Реже рассматриваются те аспекты ЧФ, которые могли бы влиять на персонал, осуществляющий техническое обслуживание ВС и подготовку к полетам.

Введение понятия «человеческий фактор» и раскрытие его содержания, прежде всего, связано с успехами, достигнутыми в инженерной и социальной психологии. Все это происходит благодаря исследованиям характера взаимодействия оператора с окружающей средой, техническими устройствами, и с другими специалистами по совместной деятельности.

Под человеческим фактором следует понимать совокупность индивидуальных и присущих профессиональному (летному) контингенту в целом, качеств и свойств человека, которые, проявляются в конкретных условиях функционирования авиационной системы, оказывая влияние на её эффективность и надежность. [2, с. 35]

Человек в процессе работы устает и нуждается в периодическом отдыхе. Он не способен длительное время сосредоточивать внимание на определенном объекте и может отвлекаться, чувствителен к различным стрессовым ситуациям, подвержен воздействию разнообразных субъективных факторов, иногда отрицательно сказывающихся на результатах его деятельности. Ошибки специалистов возникают также исходя из общих особенностей их личности, общего состояния здоровья, системы их подготовки, общей организации труда, условий жизни, взаимоотношений в коллективе и др.

От эффективности работы специалистов по обслуживанию авиационной техники зависят не только безопасность и регулярность полетов, но и экономические показатели эксплуатационных предприятий из-за непроизводительных простоев воздушных судов при их техническом обслуживании, контроле, замене, ремонте изделий и систем авиатехники. [1, с. 2]

Однако при анализе ошибок человека возникает ряд дополнительных трудностей, которые порождаются несвоевременностью обнаружения человеком своей ошибки и ее устранения, допустимые погрешности для рассматриваемых условий работы системы, сложность установить их первопричину и пр.

Проведя анализ конкретных ошибок обслуживающего персонала в процессе подготовки самолетов с ГТД к полету, можно выделить группу наиболее характерных, часто встречающихся нарушений инженерно-технического состава:

● нарушения инструкции по подготовке двигателей к запуску, выполнению запуска и опробования двигателей, приводящих к их повреждению в результате превышения допустимых температур, несоблюдению режимов работы, а также повреждению рядом стоящих ВС в результате движения испытываемого ВС;

● не удаление снега, льда с элементов систем управления и механизации ВС, воздушно-масляных радиаторов, приводящее к заклиниванию или разрушению отдельных узлов и систем ВС;

● нарушения инструкций подъезда наземного транспорта к ВС, буксировки ВС, выпуска средств механизации, приводящие к повреждению отдельных частей или ВС в целом;

● неправильное выполнение регулировочных работ (концевых выключателей, элементов управления передней опорой, зазоров в элементах шасси, закрылков и т. д.), приводящих к возникновению неисправностей в агрегатах и системах воздушного судна;

● неполное или некачественное устранение отказов и неисправностей, выявленных в полете и при техническом обслуживании, приводящее к появлению повторяющихся отказов изделий ВС;

● нарушение технологии демонтажа и монтажа агрегатов, узлов, промывки фильтров различных систем ВС, использование немаркированного инструмента и др.;

Проведенные исследования еще раз подтверждают, что наибольшая эффективность в работе сложных систем может быть достигнута только при активном участии человека в функционировании системы в качестве одного из ее важных звеньев.

Библиографический список

Источник

Руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683

руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Смотреть фото руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Смотреть картинку руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Картинка про руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Фото руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683

руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Смотреть фото руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Смотреть картинку руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Картинка про руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Фото руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Смотреть фото руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Смотреть картинку руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Картинка про руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Фото руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Смотреть фото руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Смотреть картинку руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Картинка про руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Фото руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Смотреть фото руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Смотреть картинку руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Картинка про руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Фото руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Смотреть фото руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Смотреть картинку руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Картинка про руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Фото руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Смотреть фото руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Смотреть картинку руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Картинка про руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Фото руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Смотреть фото руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Смотреть картинку руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Картинка про руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Фото руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Смотреть фото руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Смотреть картинку руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Картинка про руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Фото руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Смотреть фото руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Смотреть картинку руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Картинка про руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Фото руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Смотреть фото руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Смотреть картинку руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Картинка про руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Фото руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Смотреть фото руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Смотреть картинку руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Картинка про руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Фото руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Смотреть фото руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Смотреть картинку руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Картинка про руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Фото руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Смотреть фото руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Смотреть картинку руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Картинка про руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Фото руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Смотреть фото руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Смотреть картинку руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Картинка про руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Фото руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Смотреть фото руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Смотреть картинку руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Картинка про руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Фото руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Смотреть фото руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Смотреть картинку руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Картинка про руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Фото руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Смотреть фото руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Смотреть картинку руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Картинка про руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Фото руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Смотреть фото руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Смотреть картинку руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Картинка про руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Фото руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683

руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Смотреть фото руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Смотреть картинку руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Картинка про руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Фото руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683

руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Смотреть фото руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Смотреть картинку руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Картинка про руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Фото руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Смотреть фото руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Смотреть картинку руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Картинка про руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Фото руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Смотреть фото руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Смотреть картинку руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Картинка про руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Фото руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683

руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Смотреть фото руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Смотреть картинку руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Картинка про руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Фото руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683Леонид Кайдалов
Эксперт Фонда «Партнер гражданской авиации»

Эксперт A viation EX plorer

руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Смотреть фото руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Смотреть картинку руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Картинка про руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683. Фото руководство по обучению в области человеческого фактора doc 9683

Этиология «человеческого» и «личностного» факторов

В авиации «человеческий фактор» рассматривается как важнейшее условие, влияющее на уровень и определяющее состояние безопасности полетов любого рода летательных аппаратов. Человек представляет собой наиболее гибкий, способный к адаптации и важный элемент авиационной системы, однако и наиболее уязвимый с точки зрения возможности отрицательного влияния на его деятельность.

Согласно данным Международной организации гражданской авиации (ИКАО), в течение многих лет каждые три из четырех авиационных происшествий происходили в результате сбоев в работоспособности человека [1].

Принятые и принимаемые ИКАО меры способствовали сокращению общего числа авиационных происшествий, но их причинность остается прежней – не менее 80% всех авиационных инцидентов, аварий и катастроф происходит из-за ошибочных и неправильных действий авиационного персонала, как в воздухе, так и на земле [2].

Начиная с 1984г., когда ИКАО выпустило первое издание «Руководства по предотвращению авиационных происшествий», «человеческий фактор» (ЧФ) рассматривается как приоритетный в сфере обеспечения безопасности полетов. При этом особое внимание уделяется правильному восприятию ошибки, как неизбежному условию в деятельности человека. За прошедшие тридцать лет «учение о человеческом факторе» дополнилось многочисленными деталями, методиками. Неизменным осталось одно – отсутствие четкого и единого толкования феномена «человеческого фактора» в авиации, доступного к восприятию и принимаемого в авиационной среде, особенно среди пилотов. Специалисты ИКАО считают, что ЧФ — это «наука о людях в той обстановке, в которой они живут и трудятся, об их взаимодействии с машинами, процедурами и окружающей обстановкой, а также о взаимодействии людей между собой» [1]. Еще более усложняет представление о ЧФ определение профессора Эдвардса, приводимое в «Руководстве по обучению в области человеческого фактора»: «Работа в области человеческого фактора (ЧФ) направлена на оптимизацию взаимоотношений между людьми и их деятельности путем системного применения знаний о человеке в рамках конструирования систем» [1].

Оба приведенных определения вряд ли можно считать формулировкой ответа на вопрос: что же такое человеческий фактор? Не получив такого ответа, сложно выработать универсальный механизм, способный уменьшить негативное влияние «ЧФ» на состояние безопасности полетов. Для получения искомого и его объективного понимания, необходимо обратиться к истокам проблемы.

Методология анализа и профилактики ошибочных действий работника (оператора) сложных технических систем (систем «человек—маши­на») берет свое начало в XIX в., когда началась эксплуатация железно­дорожного транспорта и возникли первые антропогенные аварии и катастрофы.

Расследуя их, специалисты пытались понять причины случившегося и разработать рекомендации, направленные на повышение безопасности труда. В первых научных исследова­ниях проблемы, сделанных М.М.фон Вебером в Германии в 1854 г. и И.И. Рихтером в России (1895 – 1900 гг.) обращалось внимание на психологический аспект происшествий, т.е. взаимосвязь индивидуальных ка­честв работников и допущенных ими аварий и катастроф. И.И. Рихтер первым обратил внимание на взаимоотношения человека и техники в причинности происшествий. Он указал на существующую тенденцию в этих отношениях: техника развивается опережающими темпами, становится менее аварийной, а человек, его ошибки, остаются на прежнем уровне, что требует построения новых правил, научно устанавливающих нормальную «соразмерность средств и операций», учитываю­щих возможности персонала железной дороги.

Помимо этого, Г. Мюнстерберг одним из первых установил зависимость надежности человека, управляющего технической системой, от его психологических качеств и предложил методику для оценки способности к водительскому труду, которая была применена им для профессионального отбора вагоновожатых. Полученные результаты и их анализ позволили Г. Мюнстербергу ранее других (в 1910 г.) сформулировать и использовать в научной литературе понятие «личный фактор», который сводился к ошибкам человека при управлении летательным аппаратом. А первый опыт применения авиации в военных целях (итало-турецкая война 1911-1912 гг.) подтвердил наличие устойчивой взаимосвязи между авиационными происшествиями и особенностями личности летчика.

В России дальнейшее развитие идей И.И. Рихтера о необходимости научного подхода в подборе кадров для обслуживания техники, в становлении, развитии методики и техники профессионального отбора как научного направления, также было связано с летной деятельностью. В 1898 г. выпускник Военно-медицинской академии коллежский асессор С. П. Мунт поднимает вопрос о медицинской и психологической пригодности офицеров к службе в Воздушном флоте [4].

С 1912 г. начинает изучаться эмоциональное состояние летчика во время полета, его ощущения, восприятия. Этому посвящена статья Г.Шумкова «Психофизиологическое состояние воздухоплавателей во время полета» в «Военном сборнике» № 3 за 1912 г. [5].

В первые десятилетия Советской власти продолжилось развитие отечественного профессионально-психологического отбора. Активными сторонниками и продолжателями идей психотехники были А. К. Гастев, И.Н.Шпильрейн, Н.А. Бернштейн, С.Г.Геллерштейн, К.К.Платонов.

В 1917 г. в Петрограде создается специальная комиссия для изучения деятельности пилотов и методического обеспечения психологического отбора в авиацию. На основании трехлетних исследований военврач С. Е. Минц приходит к выводу о необходимости обязательного отбора кандидатов «путем психотехнических испытаний» [6]. Тем самым он явился инициатором внедрения психофизиологических исследований для отбора пилотов. Именно С. Е. Минцу принадлежит приоритет среди отечественных исследователей и в научном определении причин авиакатастроф. Проанализировав 364 катастрофы, С.Е. Минц сделал вывод, что в 90% случаев катастрофы зависят от индивидуальных качеств летчика. Несколько раньше авиационные медики Англии опубликовали статистику летных аварий в Британском Воздушном Флоте во время первой мировой войны: 90% всех аварий были обязаны ошибкам, допущенным пилотами [5].

Деятельность первых советских психотехников по созданию новых передовых методик обучения специалистов была высокоэффективной и шла в ногу со временем, опережая, по некоторым направлениям, своих коллег на Западе. Однако уже в конце 20-х годов, на волне общих дискуссий в секциях естествознания, прикладная психология стала подвергаться критике как «буржуазное учение», подверженное «идеалистическому мировоззрению Штерна», различным «уклонам» в исследовательской и практической работе. К 1936 г. психотехническое движение в СССР было ликвидировано, многие специалисты подверглись гонениям, а его лидер И.Н. Шпильрейн, которому было предъявлено стандартное обвинение в «контрреволюционной пропаганде» и «троцкизме», был расстрелян по приговору суда.

Произошедшие политические события не могли не сказаться на уровне и темпах научно-изыскательских работ, связанных с психологическим обеспечением безопасности трудовой деятельности. Тем не менее, в 1930–х годах отечественными (Н.А. Бернштейн, Н.М. Добротворский) и зарубежными (М. Ньюболд, О.Липман, У.Бингем) исследователями был сделан вывод, что предрасположенность к несчастным случаям в производственной деятельности обусловлена не только индивидуально-психологическими качествами личности, но и является результатом соединения этих качеств с определенными производственными условиями, среди которых главенствующим является эргономическое несовершенство самой техники. Таким образом, в 1930-е гг. XX в. возникло направление, отстаивающее необходимость совместного, комплексного исследования человеческих и технических составляющих каждого происшествия, что явилось предтечей понимания проявления «человеческого фактора».

Не умаляя заслуг Н.М. Добротворского, следует отметить, что на необходимость разработки комплексной науки о труде (эргономики, эргологии, или эргонологии) указывали в первые годы Советской власти ученые В. М. Бехтерев и В. Н. Мясищев. О необходимости эргономического подхода к решению проблемы безопасности труда первым указал в своей работе «Современная биомеханика и вопросы охраны труда» Н. А. Бернштейн в 1930 г. Отмечая ограниченность профессионального отбора как подхода к согласованию человека с техникой, он подчеркивает важность эргономического подхода к согласованию техники и психофизиологических возможностей человека: «Если нельзя приспособить работника к орудию и обстановке, то следует приспособить орудия и обстановку к работнику (выделено мной – Л.К.). Если нельзя построить по техническому расчету всю систему «орудие + работник», то следует, по крайней мере, 1) произвести расчет работника, «беря» его так, как он дан природой, и 2) рассчитать и построить орудие так, чтобы согласовать во всех деталях расчет этой второй части системы с уже произведенным расчетом первой части, рассчитать орудие так, чтобы вся система была цельной и могла безупречно работать» (выделено мной – Л.К.) [9].

Н.М. Добротворский развил комплексный подход к изучению трудовой деятельности лётчика. Исследования велись в двух направлениях – приспособление человека к технике (профессионально-психологический отбор) и приспособление техники к человеку. В монографии «Летный труд» (1930г.) Н.М. Добротворский конкретизирует условие будущей безопасной эксплуатации воздушного судна и предельно четко расставляет приоритеты: «Требования к человеку могут быть поставлены лишь после того, как самолет будет приноровлен к среднему человеку» [10]. Ему же принадлежит первенство в утверждении, что самое главное в создаваемой технике – комфорт человека, пользующегося ею. В работе «Комфорт в самолёте как средство повышения боеспособности» (1937г.) Н.М. Добротворский определяет основополагающий принцип будущей эргономики: «Нам необходимо теперь добиться, чтобы все устройство и оборудование самолета было так сделано, чтобы средний летчик смог полностью использовать даваемые самолетом возможности» [11]. По мнению Н. М. Добротворского, никакие «мелочи», вроде удобства рабочего места летчика, климата в кабине не должны быть упущены, поскольку все это, в конечном итоге, будет препятствовать выполнению поставленной задачи: «Нам надо добиться устранения еще многих мелких «шпилек», препятствующих полноценному использованию возможностей, даваемых техникой, в силу забвения подчас мелких, но существенных интересов человека, управляющего этой техникой» [11].

И, самое важное: «Обращение сугубого внимания на все эти «мелочи», создающие приспособление самолёта к требованиям среднего человека (выделено мной – Л.К.), должно быть задачей очередной совместной работы конструкторов, производственников и специалистов авиационной медицины и при этом задачей, не терпящей отлагательства» [11].

После опубликования 4.7.1936 г. Постановления ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе наркомпроссов», в котором, в частности, осуждалась практика применения тестов, их использование было запрещено. На длительный срок психологическое обследование пилотов было прекращено. И только через 20 лет (в СССР- Л.К.) был поставлен вопрос о возрождении психологических методов исследования, изучении психологических особенностей личности, в том числе, в авиации [5].

Подведем предварительные итоги. В результате проведенных научных изысканий в конце XIX и первой четверти XX столетия, отечественными и зарубежными исследователями делается вывод о существовании прямой взаимосвязи между особенностями личности летчика и авиационными происшествиями. При этом отмечается, что предрасположенность к несчастным случаям в летной деятельности обусловлена не только индивидуально-психологическими качествами личности, но и является результатом соединения этих качеств с эргономическим несовершенством авиатехники. Н.А. Бернштейном и Н.М. Добротворским делается научно обоснованное предложение: во избежание негативных последствий, необходимо «приноравливать», «приспосабливать», вплоть до мелочей, разрабатываемую и создаваемую технику к психофизиологическим возможностям среднего работника, обеспечивая ему комфортные условия труда.

Помимо этого, начиная с рубежа XIX-XX веков, отечественными и зарубежными специалистами проводятся исследования и успешно внедряются в жизнь методики профессионально-психологического отбора будущего персонала для обеспечения его профессиональной пригодности в тех или иных областях деятельности, связанным с эксплуатацией техники. Наиболее активно и результативно это происходит в авиации.

Современный этап изучения и развития «человеческого фактора»

Современная парадигма существования эргатической системы «человек-машина» требует, чтобы человек в этой системе занимал доминирующее положение, обеспеченное технологическими решениями и условиями труда, наиболее полно приспособленным к психофизиологическим характеристикам человека. Только при соблюдении этого базового условия обеспечивается максимальная эффективность, безопасность и комфорт трудовой деятельности человека. Нарушение этого условия влечет за собой сбой в работе рассматриваемой системы, с возможными неблагоприятными последствиями для человека.

Ровно то же самое утверждал Николай Митрофанович Добротворский:

1. Требование к человеку (пилоту) можно предъявлять тогда, когда техника будет соответствовать (психофизиологическим) возможностям человека.

2. Необходимо, чтобы все конструктивные особенности («устройство и оборудование») самолета обеспечивали реализацию летчиком максимальных возможностей самолета.

3. Всякий создаваемый самолет и условия труда в нем («комфорт») всегда должны быть приспособлены к психофизиологическим характеристикам пилота (экипажа).

Нарушение этих фундаментальных инженерно-психологических и эргономических условий при создании новой и/или модифицировании действующей авиатехники приводит к неправильным (ошибочным) действиям пилота (экипажа) и угрозе безопасности полетов. Это и есть проявление человеческого фактора.

Рассмотрим, как истолковывают (объясняют) и реализуют понятие «человеческий фактор», применительно к авиации, другие исследователи.

В 1979 г. на Специализированном совещании по предотвращению и расследованию авиационных происшествий представители авиационных органов многих государств отмечали необходимость совершенствования мер по предотвращению авиационных происшествий. В результате Совещание рекомендовало ИКАО подготовить «Руководство по предотвращению авиационных происшествий». В 1984г. ИКАО выпустило первое издание «Руководства», в котором впервые рассматривается взаимодействие трех групп аварийных факторов: человека, машины и окружающей среды. При этом под аварийным фактором трактуется «любое условие, явление или обстоятельство, которое может привести к происшествию» [12], а под «человеком» понимается не только пилот воздушного судна, но и любой специалист, задействованный в системе подготовки и выполнения полетов.

В документе применяется словосочетание «человеческие факторы» как эквивалент слову «человек»:

Ст.3.1.4 «К сожалению, изучению «человека» (или человеческих факторов) обычно не уделяется достаточного внимания. Так, в процессе обучения пилот узнает о механических особенностях машины, которой ему предстоит управлять, об аварийных факторах погоды, окружающих условиях среды, в которых выполняется полет и т.д. Однако, как правило, он получает крайне незначительную информацию по вопросам собственного поведения, ограничений, уязвимости и мотивации» [12].

Практически в одно время с выходом Руководства, в 1986 г., по рекомендации ГосНИИ ГА СССР, была издана книга «Безопасность полетов летательных аппаратов. Теория и анализ». Авторы книги В.И. Жулев и В.С. Иванов, рассматривая авиационно-транспортную систему как сложную полиэргатическую систему и анализируя ее функционирование, указывают на «многочисленную совокупность факторов, влияющих на безопасность полетов» и которые можно представить тремя группами: технические, личностные и факторы внешней среды.

«Важнейшим техническим фактором, существенно влияющим на безопасность полетов, является эргономическое совершенство летательного аппарата (ЛА), устанавливающего соответствие характеристик ЛА возможностям экипажа» [13].

«В процессе управляющей деятельности экипаж может допускать ошибки…, приводящие к нарушению заданного режима полета или эксплуатационных ограничений самолета. Часть этих ошибок обусловливается эргономическим несовершенством ЛА, другая часть – индивидуальными недостатками членов экипажа (пилота). Для обозначения группы причин ошибочных действий, связанных с взаимодействием человека и техники, в инженерной психологии введено понятие человеческий фактор» [13].

И далее, в этой же книге, авторы дают пояснение: « …в понятие человеческий фактор должны быть включены ограничения деятельности членов экипажа и других категорий личного состава…, обусловленные особенностями техники, с которой они взаимодействуют» [13].

Такое толкование «человеческого фактора» полностью соответствует позиции зарубежных и российских психологов-психотехников (в том числе и советских), о которых говорилось выше.

А.И. Стариков, В.Я. Зачеса, Н.Н. Зинковский (1988 г.) под «человеческим фактором» понимают «совокупность психических, физиологических, биомеханических, антропометрических и прочих свойств человека, которые определяются критериями функционального соответствия человека и техники, с учетом их изменения у всего (или только определенной части) летного состава» [14]. Они же считают, что «главные причины ошибочных действий летного состава являются следствием несоответствия характеристик техники психофизиологическим возможностям экипажа летательного аппарата» [14].

Д.В. Гандер, выдающийся российский ученый в области авиационно-космической медицины и военной эргономики, в работе «Профессиональная психопедагогика» (2007г.) пишет: «В понятие «человеческий фактор» входят психологические ха­рактеристики человека, его возможности и ограничения в услови­ях взаимодействия с летательным аппаратом.

Как показано Ю.П. Доброленским, Н.Д. Заваловой, В.А. По­номаренко и В.А.Туваевым, в понятие «человечес­кий фактор» включается зависимость характеристик деятельности всех летчиков от особенностей эксплуатируемой техники» [15].

Н.И. Плотников, исследуя концепцию «человеческого фактора» ИКАО [16], обращает внимание на то, что с зарождения авиации появилось понимание роли личных качеств летчика в исходе полета. Смысл понятия «личный фактор», введенного Г. Мюнстербергом в 1910 г., как уже упоминалось, сводился к ошибкам человека при управлении воздушным судном. Такого же мнения придерживаются и наши современники: Ш.А. Фигарова и А. А Фигаров, сотрудники Авиационной поликлиники Медико-санитарной службы Азербайджанской Республики. В одинаковых экстремальных ситуациях далеко не каждый пилот допускает ошибки. Именно это послужило основанием для введения понятия «личный фактор», подразумевая при этом, что причина авиационного происшествия связана не с отказом техники, а с индивидуальными качествами пилота [17].

По мнению Ю.П. Доброленского, Н.Д. Заваловой, В.А. По­номаренко и В.А.Туваева, в понятие «личный фактор» за­ложены индивидуальные характеристики конкретного летчика, которые привели к аварийной ситуации [18].

Один из основоположников авиационной медицинской авариологии А. Г. Шишов, комментируя определение «личного фактора», данное С.Г. Геллерштейном, раскрывает это понятие: «Личный фактор охватывает сферу эмоцио­нальных и волевых качеств, черты характера и темперамента, задатки и способности, склонности и интересы, вкусы и привычки, моральный облик, физическое развитие, общую и специальную подготовку. В широком понимании личный фактор включает и состояние здоровья, и физические недостатки, и нервно-психические отклонения в поведении летчика, и способности его к овладению своей профессией» [20]. Тем самым подчеркивается необходимость изучения и понимания исследователем индивидуально-личностных особенностей каждого летчика. По мнению А. Г. Шишова, «личный фактор имеет положительное значение, главным образом, как обобщающий термин, фиксирующий внимание на значении личности летчика в летном происшествии» [20].

В.И. Жулев и В.С.Иванов обращают внимание на проявление личного фактора не только в деятельности летного состава, но также и того персонала, который организовывает и обеспечивает полеты, и определяют личностные факторы как «нарушения, ошибочные действия или бездействия лиц, связанных с организацией, подготовкой, выполнением и обеспечением полетов (выделено мной – Л.К.), вследствие вполне конкретных причин, заложенных в их индивидуальных особенностях: профессиональном уровне, психофизиологическом состоянии, дисциплинированности, других личных особенностях» [13]. Таким образом, происходит четкое разграничение между личностным фактором пилота и личностными факторами других лиц, организовывающих и обеспечивающих выполнение полетов.

Фигарова Ш.А. и Фигаров А.А. для исключения неоправданного (по их мнениюЛ.К.) противопоставления личного и человеческого факторов, которое применительно к расследованию авиационного происшествия не носит продуктивного характера (опять же, по их мнению – Л.К), предложили объединить их в рамках человеческого фактора, куда личный фактор включается как компонент [17]. Ими же предлагается следующее определение: «Под человеческим фактором следует понимать совокупность индивидуальных и присущих профессиональному (летному) контингенту в целом качеств и свойств человека, которые проявляются в конкретных условиях функционирования авиационной системы, оказывая влияние на её эффективность и надежность» [17].

В.А. Пономаренко, выдающийся советский и российский учёный в области авиационно-космической медицины и психологии, разделяет оценку личного фактора, данную С.Г. Геллерштейном. В своей работе «Авиационная медицина – надежный защитник летного труда» (2016 г.) он подчеркивает: «Для того чтобы при анализе причин летных происшествий устанавливать взаимосвязь явлений, необходимо строго разграничивать два понятия: «личный фактор» и «человеческий фактор». В содержание понятия «личный фактор», когда оно используется при анализе причин аварийности, не вкладывается аспект взаимодействия летчика с самолетом. В нем подчеркивается только связь ошибки с индивидуальными качествами человека. Для более точного выявления взаимосвязи явлений при анализе причин ошибок, предпосылок к летным происшествиям должно быть введено понятие «человеческий фактор», который мы определяем как те переменные, которые влияют на надежность и эффективность взаимодействия летчика с используемой техникой» [21].

Позволю себе краткий комментарий: необходимость строгого разграничения понятий «личный фактор» и «человеческий фактор» необходима не только при анализе причин авиационных происшествий, но и в повседневной жизни, для недопущения возникновения условий наступления этих неблагоприятных событий и их последующего анализа.

Далее, в этой же работе, Владимир Александрович более подробно раскрывает обсуждаемый конструкт:

«В содержание понятия «человеческий фактор» входят психофизиологические характеристики человека, присущие всем людям; возможности и ограничения, проявляющиеся в конкретных условиях взаимодействия человека с объектом управления. В это понятие включены ограничения, характерные для всех летчиков при наличии объективных затруднений» [21].

И вывод, подчеркивающий разницу обсуждаемых понятий и их «несмешиваемость»:

«Таким образом, если в понятии «личный фактор» подчеркиваются индивидуальные, преимущественно отрицательные характеристики конкретной личности человека, мешающие ей успешно управлять самолетом, то в инженерно-психологическое понятие «человеческий фактор» вкладывается идея зависимости характеристик деятельности от особенностей используемого оборудования» [21].

О «научности» «человеческого фактора» ИКАО

Определение «ЧФ как наука», приведенное в вышеупомянутом Руководстве [1], не соответствует данному определению.

Продолжая исследование ЧФ, Н.И. Плотников также обращает внимание на науковедческий аспект этого словосочетания: «Человек является объектом изучения многих наук, образующих в науковедении класс наук о человеке. Для их взаимодействия возникает множество связующих дисциплин, таких как эргономика, инженерная психология, объединяющая психологию и техническое проектирование, биология и субдисциплина хронобиология, изучающая влияние биоритмов на работоспособность человека, анатомия и антропометрия, телодинамика, кинезиология. Структуризация классов наук и специализации новых дисциплин дают возможность глубже проводить исследования в создаваемых предметах. Вопреки этому, проявление многоаспектного участия человека, являющееся областью исследования специальных дисциплин, одновременно относят в единую концепцию с квазинаучным наименованием ЧФ, что представляется совершенно неоправданным. Аналогично, можно было бы использовать понятия «естественнонаучного фактора» (ЕФ), «технонаучного фактора» (ТФ) и «общественнонаучного фактора» (ОФ)» [16].

Н.И. Плотников: «Новые направления знаний и практики, не вполне понятые, сторонники концепции ЧФ признают как приложение своей дисциплины и помещают в сундук с надписью «ЧФ». Это произошло с технологией управления ресурсами экипажа CRM, которую, «на всякий случай», отождествили с ЧФ. В официальном изложении технология практически эквивалентна концепции ЧФ. Когда возникает подобная нечеткость и нестрогость различения разных предметов изучения, трудно ожидать приемлемых результатов. Не случайно, поэтому CRM имеет декларативный характер, встречает непонимание и сопротивление у значительной части летного состава. CRM же имеет вполне самостоятельное и удовлетворительное описание как технология эффективного использования доступных ресурсов от людей, процедур и оборудования для достижения безопасных и эффективных летных операций. Руководство по управлению безопасностью полетов (РУБП), предлагаемое ИКАО мировому авиационному сообществу для исполнения, является, в значительной степени руководством по ЧФ» [16]. И вывод Н.И. Плотникова о трактовании ЧФ в документах ИКАО: «По нашему мнению, предмет ЧФ вообще не является наукой, а малопродуктивной концепцией, произвольно составленной из множества областей знаний и практики. При подобном смешении областей знания происходит отождествление и иррациональная связь дисциплин» [16].

По мнению автора данной статьи, существующее и, во-многом, общепринятое использование понятия «ЧФ» как «науки», «учения», универсального термина, «устройства» для объяснения возникновения всех ошибок человека – это подмена и смешение разных понятий и, на самом деле, не соответствует действительности.

Под человеческим фактором (ЧФ) в авиации следует понимать условия, причины возникновения ошибочных действий пилота (летных экипажей, лиц связанных с обеспечением и обслуживанием полетов) в его (их) взаимодействии с авиационной техникой, вызванные эргономическим несовершенством техники и несоответствием психофизиологическим возможностям пилота (указанных лиц).

Личностный фактор определяет поступки только одного человека, человеческий фактор может характеризовать деятельность многих людей.

Кстати, об упоминавшейся программе CRM (Cockpit Resource Management) – «Управление ресурсами пилотской кабины». Пожалуй, это квинтэссенция всего учения ИКАО о «человеческом факторе» и первые реальные шаги по переходу к системе управления безопасностью полетов. Само название программы вселяет определенный оптимизм, поскольку главными носителями ресурсов пилотской кабины являются пилоты. Насколько эта программа приблизила решение проблемы безопасности полетов?

В 1979 г. Национальным управлением по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) США был организован семинар «Resource Management on the Flight Deck» («Управление ресурсами в кабине экипажа»). Исследования, представленные на этом семинаре, показали, что различные субъективные ошибки операторов в большинстве авиационных катастроф определяются несовершенством взаимодействия между членами экипажа, неудачным принятием решений и неудачным руководством. На этом семинаре сам процесс обучения экипажа преодолевать «пилотские ошибки» путем более эффективного использования ресурсов пилотской кабины получил название «Cockpit Resource Management» (CRM). «Руководство по обучению в области человеческого фактора», выпущенное ИКАО в 1998 г., декларирует CRM как «одно из практических приложений подготовки в области человеческого фактора, цель которого – оказать поддержку экипажу в его действиях в ответ на опасности и ошибки, которые проявляются в окружающей обстановке. Традиционно под CRM подразумевалось использование всех ресурсов, доступных экипажу, с целью устранения субъективных ошибок» [1].

Справедливости ради отметим, что подобная работа по сплочению летных экипажей («слетанность экипажей») проводилась в авиации СССР задолго до рассматриваемых семинаров по CRM и показала свою эффективность. При этом акцент делался на достижение психологической совместимости экипажа. Впоследствии многие элементы проделанной работы были учтены в программе подготовки космонавтов в СССР [23].

В 60-х годах, когда эта проблема впервые начала серьезно привлекать внимание, «вклад» ошибок человека в совокупность причин, вызывающих авиационные происшествия, оценивался приблизительно в 20%. В 90-х годах этот показатель возрос в четыре раза, составив 80%[7].

В чем же причина такого неуспеха? Создание программы CRM, введение института СУБП в жизнь гражданской авиации, его внедрение в каждую авиакомпанию, несомненно, есть явление прогрессивное и направленное на сведение к минимуму, как возможности возникновения, так и последствий человеческих ошибок. Помимо этого, система управления безопасностью полетов, основанная на проактивном подходе профилактики авиационных происшествий и предназначенная для выявления фактических и потенциальных угроз безопасности полетов, должна гарантировать своевременное принятие мер, необходимых для выявления опасных факторов и управления факторами риска, а также обеспечить непрерывный мониторинг текущего уровня безопасности полетов. Так должно быть.

Второй причиной, не позволяющей решить проблему «внезапно возникающей» ненадежности авиационного персонала (в том числе и экипажей воздушных судов), приводящей к развитию аварийной ситуации в довольно простой ситуации, стало отсутствие научного методологического инструментария, способного создать эффективный механизм противодействия и профилактики подобных событий [24].

Поэтому показатели причинности авиационных происшествий вековой давности, мало чем отличаются от существующих, современных. И там и здесь в лидерах фигурирует личностный, а не «человеческий» фактор.

Стремление «спрятать» личностный фактор внутри «человеческого», каким-то образом пытаться объяснить и оправдать это «деяние» красивыми и «научными» фразами, есть либо искреннее недопонимание проблемы, либо стремление скрыть некую существующую заинтересованность именно в таком подходе рассмотрения вопроса.

Выход из тупика

Еще раз вернемся к выводам ученых, изучавших причинность авиационных происшествий и ныне занимающихся этой проблемой. Огромный, многолетний статистический материал, проведенные исследования показывают: возможность совершения или несовершения ошибочных действий тем или иным членом летного экипажа находится в прямой зависимости от его текущих индивидуальных качеств, получивших название «личностного (личного) фактора». В свою очередь, эти текущие индивидуальные качества пилота есть совокупность всех его врожденных и приобретенных психических и физиологических и иных свойств (способностей), которые могут быть поставлены в связь с причинами возникновения, характером течения и исходом рассматриваемого события, в конкретных условиях функционирования авиационной (авиационно-транспортной) системы.

Технология предупреждения авиационных происшествий и есть тот самый методологический инструментарий, способный гарантированно обеспечить решение проблемы предупреждения авиационных происшествий по причине проявления личностного фактора авиационного персонала.

Реализация возможностей Технологии и есть реальное управление безопасностью полетов, декларируемое СУБП. Вместе с тем, было бы целесообразным не противопоставлять Технологию программе CRM, ГосПБП и СУБП, а использовать ее совместно с ними для достижения обозначенных целей [24].

В настоящее время авторская Технология предупреждения авиационных происшествий проходит апробацию в одном из профильных научных учреждениях России. Наряду с этим, коллективом исследователей под руководством доктора технических наук, академика Ю.А. Долгова ведутся работы по созданию, на основе Технологии, вероятностных математических моделей, направленных на поддержание заданного уровня безопасности полетов воздушных судов.

Заключение

«Руководство по обучению в области человеческого фактора» ИКАО гласит: «если подвести итог развитию CRM нескольких поколений, то можно выделить три принципа, на которых следует строить дальнейшую стратегию обеспечения постоянной релевантности и успеха CRM:

— Эксплуатационными ошибками пронизаны абсолютно все социотехнические действующие предприятия (т. е. предприятия, в которых взаимодействуют люди и техника);

— Неприменение карательных мер за совершенные ошибки создает наилучшую основу для выявления локальных условий, которые порождают ошибки внутри организации;

— Авиакомпании, которые терпимо относятся к существованию эксплуатационных ошибок и проводят политику неприменения карательных мер за совершенные ошибки, способны лучше вооружить летные экипажи соответствующими контрмерами для борьбы с ошибками, возникающими при производстве полетов» [1].

Эти принципы нашли свое отражение и в программе СУБП. Если к ним добавить обязательный анализ ПФП экипажей, то можно с уверенностью заявить: знание информации о ПФП экипажей перед предстоящими полетами позволит во многом исключить возникновение эксплуатационных ошибок, связанных с проявлением именно личностного фактора. Тем самым процесс управления безопасностью полетов становится не декларацией, а наполняется реальным содержанием.

«Учение о «человеческом факторе», ставшее краеугольным камнем всей идеологии безопасности полетов ИКАО, тогда станет по-настоящему верным и успешным, когда в авиационном сообществе придут к пониманию, что летный экипаж воздушного судна представляет собой объединение в одной пилотской кабине личностей, как «высшей реализации врожденной неповторимости живого существа» [26], а не профессионально подготовленных «обезличенных» специалистов.

С «вживлением» авторской Технологии предупреждения авиационных происшествий в существующую модель предлагаемой ИКАО концепции СУБП, можно максимально эффективно решать задачи по управлению безопасностью полетов, как в масштабах отрасли, так и отдельно взятой авиакомпании, упреждая ошибки летного состава и всего авиационного персонала. Это будет условием максимальной реализацией тех возможностей, которыми располагает Технология и позволит решить проблему проявления как личностного, так и человеческого фактора, при подлинно научном трактовании этих понятий.

Л.А. Кайдалов
Эксперт Фонда «Партнер гражданской авиации»
7 декабря 2018 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *