саввино сторожевский монастырь колодец
Бабье лето в Саввино-Сторожевском монастыре
В глубинных закоулках моей памяти с каких-то давних времен пряталось, изредка мерцая слабым лучиком, местечко, даже название которого стерлось. Я только знал что это: а) монастырь, б) красивый, в) находится где-то в районе Звенигорода. Впрочем, насчет последнего пункта большой уверенности не было. В конце 90-х я побывал там случайно. И вот в череде унылых и хмурых осенних дней тот лучик напоминания был мною уловлен — я решил покопаться одновременно в своей памяти и интернете, выяснить, что это за монастырь и затем съездить туда, дождавшись хорошей погоды. Вычислить оказалось делом несложным, буквально через 10 минут я уже знал название, и даже прикинул на карте маршрут. И как мы раньше жили без интернета.
Итак, это Саввино-Сторожевский мужской монастырь.
Сверился с прогнозом погоды — через пару дней обещают несколько солнечных дней без дождя и ветра. Надо ехать. Жена обычно меня поддерживает в подобных начинаниях, поддержала и на этот раз. Еще позвали нашу подругу, она согласилась присоединиться. И вот примерно в полдень хорошего дня начала октября, когда воцарилась золотая осень (или то, что называют бабьим летом), мы отправились в путь. Можно ехать по Рублевке, потом в районе Николиной горы пересечь Москва-реку, и далее через поселок Грязь до Звенигорода; можно по Можайскому шоссе до него же. Мы ехали туда через Грязь, мимо торчащей башни родового замка династии Пугачевых-Галкиных. А возвращались по Можайке (толкаясь в пробках в районе Малых Вязем).
Монастырь расположен чуть дальше Звенигорода, на холме у Москва-реки, от дороги к нему есть ответвление с указателем. Холм называется «гора Сторожи», а речечка, впадающая неподалеку в Москва-реку, именуется Сторожка. Как легко догадаться, вместе они дают название комплексу. По усыпанному крупными желтыми листьями асфальту проезжаем чуть дальше монастыря, оставляем машину на в меру просторной парковке и идем пешком к воротам северного входа.
На небольшой внешней площадке недалеко от входа стоит памятник, это Преподобный Савва Сторожевский, основатель и первый игумен монастыря. Его имя в церковно-исторических анналах соседствует с именами Сергия Радонежского (Савва был его учеником) и Андрея Рублева (по некоторым сведениям именно Савва благословил Рублева на создание знаменитой иконы «Троица»).
Савва был истовым верующим, постоянно молился и, дабы ничто не отвлекало, искал уединенное место для молитв. В качестве такого места он решил соорудить что-то вроде пещеры — скит, где в тиши мог бы общаться с богом. Постепенно туда стали стекаться другие монахи, ученики и последователи. Религиозный центр рос и привлек внимание местных властей, которые выделили обширные земли для постройки настоящего храма-монастыря. Местными властями в те времена был сын Дмитрия Донского князь Юрий Дмитриевич, впоследствие ставший Великим князем Московским. В настоящее время около скита обустроен источник святой воды и возведена купальня, до этого места от монастыря около 1 км на север.
С Саввой церковь связывает множество чудес, среди которых пророчества и исцеления неизлечимо больных, совершенные им при жизни, но наиболее значимые чудеса сей старец сотворил уже после смерти, в частности, его призрак спас царя Алексея Михайловича от медведя во время охоты в этих местах. Еще призрак Саввы являлся пасынку Наполеона, стоявшему в Звенигороде во время войны 1812 года, и, используя угрожающие полунамеки, внушил принцу мысль о неприкасаемости монастыря, сохранив таким образом здание, утварь и святыни в целости и невредимости. Кстати, сын того принца-пасынка, Евгения Богарне, впоследствии породнился с русским имераторским домом, женившись на дочери Николая I.
Дата рождения Саввы Сторожевского неизвестна, монастырь он основал в 1398 году, умер же в декабре 1407 года. Спустя примерно полтора столетия он был канонизирован, мощи святого ныне хранятся в этом монастыре, имеющем статус Лавры.
А мы входим в ворота и движемся к центральным строениям комплекса.
Слева стоит большое и, на мой вкус, не очень выразительное здание, это Трапезная. Видимо, мой архитектурный вкус далек от изысканности, потому что здание Трапезной описывается как «выдающееся достижение русской архитектуры ХVII века». Время было обеденное и в воздухе носились ароматы советских столовых. Напротив входа в трапезную видим небольшую часовенку (ротонду), она установлена на месте старинной деревянной церкви.
Проходим чуть дальше, там начинаются самые интересные места. Сразу за углом трапезной возвышается красное здание с куполами, это Звонница:
В верхней части выделяются странноватые часы, перекрывающие одно из окон:
Мы обходим монастырь внутри против часовой стрелки. Вдоль дорожки стоят довольно затейливые скамейки, в спинках которых отлито название монастыря:
А на торцах перил в завитках металла видим стеклянные инсталляции:
Напротив Звонницы, посреди открытого пространства южной части монастыря возвышается классическое здание русского православного храма, это Собор Рождества Пресвятой Богородицы, главный собор монастыря:
Несмотря на середину дня осеннее солнце висит не очень высоко, пряча чуть ли не половину комплекса в плотную тень. Правее собора расположено большое удлиненное здание, вывеска гласит, что это бывший дворец царя Алексея Михайловича:
Южная часть монастырской стены самая короткая, вдоль нее располагается т.н. Малый Келейный Корпус, или, на более привычном нам языке — малое общежитие. А следующее здание вопреки ожиданиям называется не Большой Келейный, а Большой Братский корпус.
Саввино сторожевский монастырь колодец
Святой колодец преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского чудотворца находится в 90 м от западных стен Саввино-Сторожевского монастыря. Родник имеет слабый дебет. Источник обустроен, ныне над ним построена надкладезная деревянная часовня. Колодец был ископан преподобным Саввой в 1400 году, позднее здесь открылся источник. Вода из колодца издревле считается чудотворной. Существует предание, о чудесном выздоровлении крестьянина в 1842 году из Саввинской Слободы от тяжелой болезни, во сне которому явился преподобный Савва и повелел пить воду из колодца «который в роще за оврагом», после чего произошло исцеление болящего.
на общественном транспорте Саввино-Сторожевский монастырь расположен на западе Звенигорода, в 7 км от станции Звенигород, на Белорусском ж/д направлении, откуда до монастыря можно добраться автобусами № 23, № 51 до остановки «Дом отдыха Минобороны».
Монастырь расположен на холме Сторожа у впадения реки Сторожка в реку Москва. Обитель основана в 1398 г. От остановки идем 100-150 м вверх по асфальтированной дороге и сворачиваем влево к монастырю, вход закрыт воротами, идем вдоль высоких монастырских стен, по дороге поворачиваем влево, обходим Житную башню. В 30 м от нее спускаемся по деревянным ступенькам в редком сосновом бору. От лестницы до источника 70 м.
на личном транспорте из Москвы выезжаем по Новорижскому шоссе, расстояние от МКАД 48 км или по Минскому шоссе, расстояние от МКАД 51 км.
Авторы фото (до ремонта, сейчас над колодцем построена красивая деревянная часовня) VLADNES и Nikitin_Sergey
Источник: И.В. Балабанов, С.А. Смирнов. 500 Родников Подмосковья. ГУП «ИПК Чувашия», 2006 г.
Саввино сторожевский монастырь колодец
Святой источник преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского чудотворца расположен в городе Звенигород, в скиту Саввино-Сторожевского монастыря. Монастырь стоит на холме Сторожа у впадения реки Сторожка в реку Москва. Обитель основана в 1398 г. На территории монастыря работает историко-краеведческий музей. Проводятся экскурсии. В монастыре можно приобрести вкусный монастырский хлеб и квас собственного изготовления. В 100 м от стен монастыря есть святой колодец преподобного Саввы.
На территории монастыря находятся: самый древний в монастыре Белокаменный Рождественский собор (1405 г.), кирпичные постройки XVII в. — стены и башни, трапезная с Преображенской церковью, дворцы царя и царицы. Главная святыня монастыря — мощи прп. Саввы Сторожевского.
Святой источник в скиту выбивает на левом берегу реки Сторожка, в 1 км от монастыря. Родник в скиту имеет несколько выходов средней силы, первый выход в 50 м от здания братского корпуса, в 30 м, ниже по течению реки, построена большая красивая деревянная купальня. Рядом декоративно оформлен выход родниковой воды с тремя струями. В 8 м еще один выход воды.
Две больших купальни с купелями: мужская и женская с просторными раздевалками. Купаются в них, и летом, и зимой. Зимой ступеньки в купели немного покрываются льдом, поэтому лучше взять с собой резиновые тапочки. Также не забудьте набрать целебной воды из источника с обратной стороны купели.
Как добраться: на общественном транспорте скит находится западнее города, на правом берегу реки Разварня, в 8 км от станции Звенигород на Белорусском ж/д направлении, откуда до монастыря можно добраться автобусами № 23, № 51 до остановки «Дом отдыха Минобороны», затем пешком. От остановки идем или едем вверх по асфальтированной дороге оставляя монастырь слева. Далее по узкой асфальтированной дороге вдоль ограждения военного санатория «Звенигородский», далее левее петляющей дорогой в смешанном лесу к Саввино-Сторожевскому скиту, внизу слева глубокий овраг, по которому течет река. Через 200 м развилка, влево указатель «Скит» (на дороге шлагбаум). Через 100 м дорога уходит вниз и вправо, огибает небольшой холм и спускается к расширяющейся долине реки, где слева уже видны первые строения скита. До старого братского корпуса от развилки 600 м. Здание выстроено рядом с храмом преподобного Саввы. Когда-то на месте церкви старцем была ископана пещерка, где он и совершил уединенный подвиг. К родникам спускаемся от братского корпуса по кирпичным ступенькам с поручнем.
на личном транспорте из Москвы выезжаем по Новорижскому шоссе, расстояние от МКАД 48 км или по Минскому шоссе, расстояние от МКАД 51 км.
Координаты: 55°44′8.2″N 36°48′41.7″E
Источник: И.В. Балабанов, С.А. Смирнов. 500 Родников Подмосковья. ГУП «ИПК Чувашия», 2006 г.
Обитель на Стороже
В 2018 году Саввино-Сторожевский мужской ставропигиальный монастырь отмечает две значимые круглые даты: 620-летие со дня основания и 20-летний юбилей второго обретения честных мощей преподобного Саввы Сторожевского. Наместник монастыря архимандрит Савва (Фатеев) в интервью корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» (№ 8, 2018) вспоминает историю изъятия мощей большевиками и их возвращения в Звенигород, а также рассказывает о современной жизни обители.
Святыня на блюде с Лубянки
— Ваше Высокопреподобие, вы возглавляете обитель уже 12 лет, а живете здесь в постриге и того дольше. Чем, на ваш взгляд, обусловлена популярность Саввино-Сторожевского монастыря среди туристов, его востребованность у паломников?
— Прежде всего, говоря о значении Саввино-Сторожевской обители для России, Церкви и всего православного мира, следует напомнить, что монастырь этот ставропигиальный, то есть управляет им сам Святейший Патриарх Кирилл. Мне кажется, известность этого места на современном этапе развития монастыря обусловлена именно этим обстоятельством и, как следствие, неусыпным вниманием, которое Предстоятель уделяет нашей обители. Затем я бы вспомнил о масштабных торжествах в ознаменование шестивекового юбилея преставления небесного патрона монастыря, которые мы провели 11 лет назад. Тогда, в 2007 году, стало очевидно, как много православных людей знает об ученике преподобного Сергия — святом Савве Сторожевском. А началась эта длительная просветительская кампания, в свою очередь, непосредственно во время второго обретения мощей и их возвращения в родной для преподобного Саввы монастырь на горе Стороже. Тогда, в 1998 году, у нас побывало множество паломников и туристов. На рубеже веков Россия вспоминала преподобного Савву, заново узнавая и открывая его для себя. Не случайно — и очень правильно — день принесения (второго обретения) его честных мощей в наш монастырь 23 (10 ст. ст.) августа по благословению Патриарха Алексия II внесен в церковный календарь.
— Да, Господу содействующу, собственный приход, и очень хороший, у монастыря сложился. Примерно в равных пропорциях он состоит из москвичей, звенигородцев и жителей сопредельной сельской местности. Обычно на праздничных богослужениях Рождественский собор забит до отказа. Большинство прихожан бывают на богослужениях постоянно — каждый воскресный и праздничный день.
— Как вы думаете, что именно их здесь привлекает?
— Преподобный Савва, его помощь и молитвенное заступничество. Далее я бы назвал сравнительно большое число исповедующих священников: не менее четырех. Всегда есть возможность не торопясь, без опасения куда-то опоздать, исповедаться либо за вечерним, либо за утренним богослужением. Ну и, конечно, Божественная благодать, едва ли не явственно ощущаемая в здешнем воздухе.
— Мы беседуем в преддверии двух важных для монастыря дат: 620-летия его основания и 20-летия возвращения мощей преподобного Саввы в родной монастырь. Какая из них лично для вас наиболее значима?
— Вторая, ведь события 1998 года еще на нашей памяти. Тем более в тот момент я, один из первых двух пострижеников возрожденного Саввино-Сторожевского монастыря, уже трудился здесь. Мы принимали непосредственное участие во втором обретении мощей, организовывали крестный ход и их торжественную встречу в Звенигороде. Думаю, уместно будет вспомнить историю этой святыни последнего столетия.
После попытки публичного вскрытия мощей и последовавшего за этим столкновения, вошедшего в историю Гражданской войны как Звенигородский мятеж (см. историческую справку. — примеч. ред.), 5 апреля 1919 года в монастырь в сопровождении стражи явились члены Звенигородского исполкома, вынули мощи из раки и увезли их, как сказали, «в музей». В 1920-е годы сотрудника Государственного исторического музея, православного верующего Михаила Успенского, вызвали на Лубянку, где хозяин кабинета протянул ему покоившиеся на блюде мощи звенигородского чудотворца со словами: «Вот все, что осталось от Саввы Сторожевского, делайте с этим, что хотите». Михаил Михайлович, проживший более 90 лет, затем его потомки, потом одна благочестивая монахиня и один московский священник хранили у себя святыню все долгие советские десятилетия. В 1985 году мощи оказались в открывшемся двумя годами ранее Даниловом монастыре. И уже оттуда Патриарх Алексий II благословил перенести их в возобновленный Саввино-Сторожевский монастырь.
Заветный камень
— Рака с мощами преподобного Саввы постоянно пребывает в монастырском Рождественском соборе. В каком режиме паломники могут им поклоняться, прикладываться к ним?
— Ежедневно в шесть часов утра у нас совершается братский молебен, после которого прикладываться к мощам можно свободно в течение всего дня до окончания вечернего богослужения. Более-менее ощутимая очередь бывает только по большим праздникам; в будние дни, как правило, ее нет вовсе, но это зависит от графика прибывающих паломнических групп.
— В выходные дни туристов действительно очень много. В церковные праздники много, наоборот, паломников. Братии и те, и другие посетители определенное беспокойство, конечно, доставляют. Но это не тот вопрос, ради которого лишний раз стоит ломать копья. Гостям мы всегда рады, а если какого-то насельника слишком уж сильно смущают большие массы посторонних людей, ему благословляется в такие моменты не покидать свою келью. Другое дело, из-за постоянного наплыва паломнических и туристических групп насельникам бывает сложно уединиться, помолиться в тишине, остаться один на один с Богом. Специально для разрешения этой проблемы на монастырской земле (хотя и вне крепостных стен обители) мы создали так называемое рыбное хозяйство. Это, по сути, большой пруд, выкопанный к западу от угловой Житной башни на южном прясле монастырской ограды. Промыслового значения этот водоем не имеет. Мы его однажды зарыбили, после чего биологическое сообщество там поддерживается автономно в естественной среде обитания. Братия даже в самый напряженный праздничный день может там уединиться, немного отдохнуть от людского потока и связанного с ним шума; кто хочет — поудить рыбу.
— Насколько многочисленна ныне братия монастыря? Откуда приходит пополнение, довольны ли вы им?
— Монашествующих в постриге у нас 31 человек: 12 священников, семь диаконов, семь монахов, пять иноков. Кроме этого, постоянно в монастыре пребывают пять послушников и четыре трудника, так что всего насельников ровно четыре десятка. Живут еще трудники, которые длительное время занимаются теми или иными работами на благо обители (например, ухаживают за цветниками). Но по смыслу служения и фактическому статусу это скорее волонтеры, свое будущее с принятием монашества однозначно они не связывают. Приток новичков у нас происходит по большей части из Центральной России. В основном это люди среднего возраста. Некоторых к нам направляют духовники, но так или иначе приводит в наш монастырь преподобный Савва. В принципе вся нынешняя братия прошла ступени трудничества и послушничества в Саввино-Звенигородской обители, так что все они — воспитанники нашего небесного покровителя.
— В последние годы вы благоустроили еще два значимых для обители места: источник преподобного Саввы и его лесной скит, где он любил молиться.
— Колодец между монастырем и рекой Сторожкой, по преданию, ископал сам святой первоначальник нашей обители, и он сам поначалу носил оттуда в монастырь воду. Это место как родник с вкусной ключевой водой было популярно в народе всегда, даже в самые глухие советские годы. В 1997 году мы частично его отреставрировали. А к 600-летию преставления преподобного Саввы воссоздали часовню над святым колодцем. Туда протоптана поистине народная тропа, все в округе почитают и ценят это место.
Скит удалось полностью восстановить также благодаря празднованию шестивекового юбилея преставления преподобного Саввы. Тогда это место находилось в плачевном состоянии. Еще бы чуть-чуть — и уцелевшие постройки признали бы аварийными. Мы кинули клич, и нашлись благотворители, согласившиеся профинансировать непростые работы по укреплению и реконструкции сооружений. Удалось забетонировать свайное основание фундамента, отреставрировать все фасады и внутренние стены братского корпуса, убранство храма. Сейчас скит в прекрасном состоянии. К сожалению, братии там немного — скитоначальник, его помощник и два брата.
— Паломники могут посещать это место?
— Конечно! Это же одно из самых чтимых мест нашей обители с пещерой, где, по преданию, молился преподобный Савва. Ее, кстати, удалось восстановить еще к 2007 году, там открылся камень, на котором преподобный Савва нес свои молитвенные подвиги. Теперь воссоздана старинная мозаичная икона преподобного, все желающие могут прийти и помолиться перед ней.
История с реставрацией
— У вас разработаны и проводятся прекрасные экскурсии. При этом исторически сложилось ваше соседство как с выставочными залами Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея, так и с двумя учреждениями лечебно-восстановительного профиля (санаторием Министерства обороны и домом отдыха «Таежные дали»). Предлагаете ли вы паломникам и светским туристам разные экскурсионные программы или направляете их по одному и тому же маршруту?
— Каких-то особых различий мы не делаем. Стараемся рассказывать так, чтобы интересно было всем. При разработке тематического наполнения экскурсий наши гиды ориентируются на запросы православных паломников, имея в виду кругозор контингента санатория и дома отдыха (чьи отдыхающие часто бывают у нас на богослужениях). А кроме того, мы учитываем, что те, кто купил билет на музейные выставки, как правило, обязательно побывают и в монастыре и зайдут в наш паломнический центр. Часто, впрочем, бывает наоборот: группы или индивидуальные посетители сначала приходят в монастырь, а затем, обнаружив рядом музей, посещают и его.
— Скажите, пожалуйста, в каком состоянии находятся недвижимые памятники обители, то есть ее архитектурный ансамбль? По всем ли зданиям завершен реставрационный цикл или на каком-то из объектов еще предстоят масштабные работы?
— Прежде всего замечу, что монастырский ансамбль государство передало Церкви за исключением Казначейского корпуса, Привратницкой, Сторожки (в пределах монастырской стены) и 14-го гостиничного корпуса (снаружи от нее). Если говорить о находящихся в нашем распоряжении объектах, полный реставрационный цикл завершен практически по всем зданиям, за исключением Сергиевского придела в монастырском соборе, а также Преображенской церкви, где предстоит завершить роспись, установить иконостас и воссоздать полы. Весь этот комплекс работ, думаю, займет несколько лет.
Из небогослужебных зданий-памятников некоторое беспокойство вызывает состояние Казначейского корпуса, расположенного возле угловой Провиантской башни в северной части территории. Губернатор Подмосковья Андрей Воробьев пообещал Святейшему Патриарху Кириллу, что музей освободит его помещения. Но до сих пор там расположено фондохранилище, мало того, музей еще и отключил его от отопительной сети. Не знаю, как это повлияет на музейные фонды, но зданию это на пользу точно не пойдет. В следующем году в Звенигороде обещают закончить реконструкцию исторического Манежа на Московской улице, в свое время переданного властями музею. Надеемся, после этого музейщики перевезут свои фонды туда и окончательно освободят Казначейский корпус. Упомяну еще о важных работах по приведению в порядок инженерных коммуникаций. Электропроводку в братских корпусах уже заменили. В ближайшее время приступаем к ремонту и замене обветшавших труб водопровода и отопления в подвале Царского дворца Алексея Михайловича.
— Вам выпало жить в очень интересном здании, где сама история растворена буквально в каждом коридоре, в каждой комнате и в каждой старинной палате. Мысли о том, что когда-то здесь сам царь размещался, вас не посещают?
— Не без этого! Да и не только в царе Алексее Михайловиче дело, хотя этот государь, конечно, оставил колоссальный след в возвеличивании и благоукрашении нашей обители. Чего стоит хотя бы явление в ночь с 31 августа на 1 сентября 1812 года преподобного Саввы наполеоновскому пасынку королю Италии Евгению Богарне! Ведь это событие, благодаря которому французы не разграбили монастырь, имело место тоже здесь, в одной из анфилад царского дворца. Архитектурное наследие монастыря — достояние и Церкви, и российского государства, и всего нашего народа, поэтому на нас лежит обязанность заботиться о нем и передать его будущим поколениям в должном состоянии.
Адрес: Звенигород, Ратехинское шоссе, 8. Тел. гостиницы: +7 (963) 640-37-00.
Проезд: электричкой — от Белорусского вокзала до станции «Звенигород», далее автобусом № 23 или № 51 до остановки «Монастырь»; автобусом — от станции метро «Кунцевская» до города Звенигорода, далее автобусом № 23 или № 51 до остановки «Монастырь»; автомобильным транспортом — по Новорижскому шоссе, далее по ММК до Звенигорода, где повернуть направо на Московскую улицу, по ней доехать до конца, повернуть направо и далее вдоль реки Москвы до первого светофора и указателя «Саввино-Сторожевский монастырь»; для пользователей навигаторов лучше всего указывать пунктом назначения населенный пункт «Саввинская слобода».
Саввино-Сторожевский монастырь основан в 1398 г. монахом Саввой, учеником преподобного Сергия Радонежского, по просьбе и при поддержке звенигородского князя Юрия Дмитриевича, сына святых Димитрия Донского и Евфросинии Московской. Вначале была выстроена деревянная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Ее расположили на высокой горе Стороже, в виду Москвы-реки — основного транспортного пути на запад из Москвы в то время, у устья речки Розвадни, позже названной Сторожкой. Для уединения Савва ископал пещерку, где проводил время в молитве.
В XV-XVII вв. Саввино-Сторожевский монастырь выполнял роль западного форпоста Московского княжества. Обитель была любимым местом молитвы многих русских царей. Сюда, в частности, приезжали Иван IV Грозный с супругой Анастасией Романовной, а также их сын Федор Иоаннович. При царе Алексее Михайловиче монастырь стал загородной царской резиденцией и получил лаврский статус, а по уставу был приравнен к Троице-Сергиеву монастырю. Монастырское предание объясняет особое усердие второго царя из династии Романовых к этой обители чудесным заступничеством звенигородского чудотворца — спасением самодержца на охоте от лап лютого медведя. В царствование этого же государя случилось и обретение честных мощей преподобного Саввы Сторожевского — 19 января (1 февраля н. ст.) 1652 г.