саров монастырь саровская пустынь
САРОВСКАЯ ПУСТЫНЬ
Саровский мужской монастырь. Общий вид на Успенский собор. 1904 г. |
Мужская Саровская пустынь в честь Успения Пресвятой Богородицы Нижегородской епархии
Летописи свидетельствуют, что первым монахом-отшельником, избравшим Саровскую гору для подвижнической жизни, был пензенский монах Феодосий, пришедший на Старое городище в 1664 году. Продолжателем его подвигов через два десятилетия стал молодой инок Арзамасского Введенского монастыря Исаакий, впоследствии в схиме Иоанн. К 1700 году иеромонах Иоанн сумел организовать совместное житие монахов, пожелавших остаться на Саровской горе. Первые монахи селились самостоятельно, и их поселение не имело какого-либо статуса. К 1706 году Иоанн добился разрешения царя Петра Алексеевича и благословения местоблюстителя патриаршего престола митрополита Стефана (Яворского) на устройство монастыря и на строительство церкви во имя Пресвятой Богородицы и Ее Живоносного Источника. В мае 1706 года началось строительство церкви, а уже 16 июня того же года первый храм Саровской пустыни был освящен. Эта дата считается днем основания Саровского монастыря.
За несколько лет территория монастыря была обнесена оградой. После постройки первой церкви в обители были поставлены еще два храма, трапезная, кельи для гостей, а к 1711 году был готов пещерный город с подземной церковью.
18 декабря 1731 года, после долгих споров и неприятностей были закреплены за Саровской пустынью все земли, приобретенные настоятелем в 1705-1729 годах. 17 марта 1753 года к Саровской была приписана Санаксарская пустынь.
В середине 50-х годов XIX века монастырь достиг своего экономического расцвета. Росло число братии, умножались доходы, укреплялись связи с внешним миром. Это была экономически сильная и самостоятельная обитель.
Последний храм обители был заложен в 1897 году, в первый раз освящен в 1903 году в честь преподобного Серафима Саровского.
В 1903 году в монастыре находилось 70 монахов и 240 послушников. Саровская Пустынь являлась общительным нештатным монастырем и находилась под управлением игумена.
Разорение Саровской обители и похищение мощей преподобного Серафима Саровского. 14-е клеймо иконы Собора новомучеников и исповедников Российских из Храма Христа Спасителя. |
Закрытие монастыря
Разорение монастыря началось в 1918 году, когда в Саров из уездного города Темникова впервые прибыл инструктор с правом учредить здесь коммуну. Монахи в свою очередь обратились с просьбой организовать в обители трудовую артель с уставом, напоминающим устав монастыря. Однако темниковский земельный отдел посчитал, что монахи по своей гражданской незрелости неспособны к самоуправлению и проявлению инициативы в ведении большого хозяйства на новых социалистических началах.
В сентябре 1918 года в обитель приехала первая опергруппа ОГПУ с требованием внести взнос в размере 300 тысяч рублей, а в ноябре на Саровскую Пустынь был наложен единовременный чрезвычайный налог в размере одного миллиона рублей. Вслед за этим началась кампания по вскрытию и ликвидации мощей православных святых. 17 ноября 1920 года по решению IX съезда Советов города Темникова комиссия вскрыла раку с мощами преподобного Серафима.
Хозяйство Саровского монастыря было разорено, святыни осквернены, мощи преподобного старца увезены в неизвестном направлении. В марте 1927 года было принято правительственное решение о ликвидации Саровского монастыря, оставшиеся имущество и строения были переданы в ведение Нижегородского управления НКВД.
Современный период
После закрытия на территории монастыря создается Трудовая Коммуна фабрики N4 НКТ (народный комиссариат труда), основной задачей которой было «перевоспитать беспризорников через вовлечение воспитанников в трудовые процессы». До 1931 года в коммуне проживало около 3,5 тысячи детей. После 1931 года коммуна была закрыта, а на ее месте организовали исправительно-трудовую колонию для подростков и взрослых системы НКВД.
С ноября 1938 года, после ликвидации колонии НКВД, ее производственная база передается в ведение наркомата машиностроения. По его решению, в Сарове организуется производство прессового оборудования и осколочно-фугасных снарядов калибра 152 мм. Завод реконструировался, постоянно расширялся, а в 1941 году он был передан в ведение наркомата боеприпасов и получил N550.
Возрождение церковной жизни
26 сентября 1989 года в Сарове впервые за 62 года запустения на Дальней Пустыньке был отслужен молебен преподобному Серафиму Саровскому. Православный приход в Сарове был образован в 1990 г., хотя зарегистрировать его удалось только в 1991 г., уже после обретения мощей преподобного Серафима. 2 августа 1991 года в дни перенесения мощей преподобного в Дивеево город посетил Святейший Патриарх Алексий II. Святейший Патриарх освятил крест на месте Пустыньки, где подвизался преподобный, и памятник работы скульптора Клыкова.
В 1999 году епархии был передан обезглавленный и перестроенный в советское время храм Иоанна Предтечи.
К августу 2000 года на Дальней Пустыньке была воздвигнута и освящена часовня-алтарь с навесом для молящихся. В том же году первостепенная роль Саровской обители в новой истории Русской Церкви нашла отражение на иконе Собора новомучеников и исповедников Российских, написанной по случаю их прославления в 2000 году. На четырнадцатом клейме было изображено разорение обители и похищение из неё мощей преподобного Серафима (см. иллюстрацию выше).
В ноябре 2002 года епархии был возвращен храм преподобного Серафима, который, после полного восстановления, был освящен Святейшим Патриархом Алексием в дни празднования 100-летия прославления преподобного Серафима Саровского в лике святых (1 августа 2003 года).
17 июля 2006 года Священный Синод Русской Православной Церкви благословил возобновление Свято-Успенской Саровской пустыни.
Настоятели и наместники
См. также
Использованные материалы
[1] По сведениям Строева. См. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви / Сост. П. Строев, С.-Петербург, 1877, с. 900
[2] Фомин С.В., «Жизнеописание и труды епископа Серпуховского Арсения (Жадановского)», Том 3, Москва: Изд-во «Паломник», 2002, с. 739
Успенский мужской монастырь – Саровская пустынь
История Успенского мужского монастыря начинается в XVII веке, когда в глухих Саровских лесах в месте слияния двух рек – Сатиса и Саровки поселился инок Феодосий, а затем инок Герасим. Неоднократно эти пустынники наблюдали чудесные явления: свет, сходящий с неба на то место, где впоследствии были построены соборные храмы, колокольные звоны, раздававшиеся из-под земли. Оба подвижника предрекали этому месту великое будущее.
Позднее сюда пришел инок Введенского монастыря, расположенного в Арзамасе, Исаакий (в миру и в схиме Иоанн), который и стал первостроителем Саровской пустыни. Поселившись в лесу, на месте молитвенных подвигов Феодосия и Герасима, Исаакий выстоял в борьбе с искушениями, одиночеством и прочими тяготами отшельнической жизни. В 1692 году он начал копать в склоне горы пещеру, которая послужила основанием Саровских пещер, сохранившихся и доныне. Постепенно к Исаакию присоединялись желающие жить строгой пустыннической жизнью и образовалось монашеское поселение.
16 июня 1706 года была освящена первая церковь в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Храм был построен чудесным образом за пятьдесят дней в глухом лесу при отсутствии денежных средств. Жители окрестных селений пришли на помощь и безвозмездно трудились на строительстве храма, жертвовали церковную утварь, иконы, ризы, богослужебные книги, колокола.
День освящения церкви Живоносного Источника по монастырской традиции считался днем официального основания Саровской пустыни и всегда торжественно отмечался в Сарове.
Подвижник Исаакий на основе древних христианских традиций составил Устав обители. Устав был строгий и предусматривал общность всего имущества, общую трапезу, беспрекословное подчинение братии настоятелю, выбор настоятеля из пострижеников монастыря, обязательное страннолюбие. Также было установлено церковное пение древнего образца – столповое, знаменного распева. Музыка, звучавшая в Саровских храмах, записывалась не нотами, а крюками и исполнялась в унисон. Посещавшие Саровскую пустынь богомольцы писали, что напевы были древние, совершенно особые, протяжные, напоминавшие ветер, который гулял и шумел по обширному Саровскому лесу. Позднее Устав Саровской пустыни был принят такими монастырями России, как Санаксарский и Валаамский, Флорищева и Высокогорная пустыни и др.
Прославилась Саровская обитель и своими насельниками и подвижниками. Наиболее известные из них – строитель Дорофей, строитель Ефрем, игумен Назарий, Марк-молчальник, и, конечно, святой преподобный Серафим Саровский.
Светильник земли русской святой преподобный Серафим Саровский пришел в обитель в 19 лет и всю жизнь подвизался в Саровской пустыни. Особое попечение по наказу Пресвятой Богородицы преподобный оказывал Дивеевской обители. Его наставлениями и молитвами Дивеевская община росла и укреплялась, насельницы ее бережно сохранили наставления и предсказания великого старца. Ныне его святые мощи как великая святыни пребывают в Свято-Троицком соборе Дивеевского монастыря.
Более сорока монахов из числа саровской братии за период с 1714 по 1873 год были поставлены настоятелями в других обителях.
При игумене Нифонте, управлявшем обителью 33 года и скончавшемся в 1842 году, Саровская пустынь получила свое окончательное внешнее устройство. Всего в монастыре было воздвигнуто девять храмов, колокольня, келейные корпуса, многочисленные хозяйственные постройки.
Главной святыней и украшением Саровского монастыря являлся пятиглавый Успенский собор, у алтаря которого был погребен преподобный Серафим Саровский. Собор был освящен в 1744 в честь Успения Божий Матери с приделом в честь Архангела Михаила и преподобных Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев. Особенностью Успенского собора являлся алтарь, устроенный на месте старой одноглавой так называемой Демидовской Успенской церкви. Средняя часть старого храма служила алтарем, а прежний алтарь – монастырской ризницей, в которой хранилось большое количество драгоценных священных сосудов, святых крестов, Евангелий, около 500 священнических облачений. Здесь же хранилось Евангелие – дар императора Александра II Николаевича и императрицы Марии Александровны. В соборе был резной позолоченный пятиярусный иконостас, множество икон, украшенных серебряными ризами. С 1903 года после прославления в лике святых здесь пребывали мощи преподобного Серафима Саровского.
Храм Серафима Саровского строился в 1897-1903 годах на месте разобранного братского корпуса, включавшего келлию преподобного Серафима. Сама келлия была сохранена в объеме нового храма. Саровские торжества 1903 года, посвященные прославлению батюшки Серафима в лике святых, закончились освящением нового храма во имя святого преподобного Серафима, Саровского чудотворца.
После революции 1917 года хозяйство Саровского монастыря было разорено, святыни — осквернены. К концу 1925 года было принято решение о закрытии монастыря, а в марте 1927 года о его ликвидации. Имущество монастыря вместе со строениями было передано в ведение Нижегородского управления НКВД. На базе Саровского монастыря в 1927 году была создана детская трудовая коммунна фабрики № 4 НКТ. В ноябре 1931 года трудовая коммуна была закрыта. После нее в посёлке была организована исправительная трудовая колония для подростков и взрослых заключенных. 11 февраяля 1943 года было принято постановление ГКО о начале работ по созданию атомной бомбы. Общее руководство было возложено на заместителя председателя ГКО Лаврентия Берию. В феврале 1947 года постановлением Совета Министров СССР КБ-11 было отнесено к особо режимным предприятиям с превращением его территории в закрытую режимную зону.
Возрождение обители началось в 1990 году, когда был зарегистрирован первый православный приход города Сарова. В 2002 году Нижегородской епархии было возвращено здание храма во имя святого преподобного Серафима, Саровского чудотворца, в котором в годы советской власти размещался театр. В ходе восстановительных работ было обнаружено основание келлии батюшки Серафима. По сохранившимся фотографиям и описаниям сегодня келлия восстановлена. К столетию со дня прославления преподобного Серафима в лике святых в 2003 году храм был освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.
В 2006 году, в год 300-летия основания обители, Указом Священного Синода объявлено о возобновлении Успенского мужского монастыря — Саровской пустыни.
Храм во имя святого преподобного Серафима Саровского
Храм в честь Сошествия Святого Духа
Пещерный храм в честь преподобных Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев.
Храм в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких
Часовня в Дальней пустыньке
Келья преподобного Серафима Саровского (восстановленная)
Усыпальница («Сень») преподобного Серафима Саровского
Чтимая икона Божией Матери, именуемая «Скоропослушница»
Чтимая икона Божией Матери, именуемая «Умиление»
Камень, на котором тысячу дней и ночей молился преподобный Серафим Саровский
Домик-келлия преподобного Серафима Саровского на Дальней пустыньке (восстановлен)
Памятник преподобному Серафиму Саровскому (скульптор Вячеслав Клыков)
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.
Саровская Пустынь
Саровская Пустынь запись закреплена
Празднование 30-летия обретения мощей преподобного Серафима Саровского
С 31 июля по 1 августа в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре состоятся торжества, приуроченные ко дню памяти преподобного Серафима Саровского и 30-летию второго обретения его святых мощей.
Саровская Пустынь запись закреплена
20.03.2021 // Митрополит Георгий вручил награды саровским медикам, боровшимся с коронавирусной инфекцией
19 марта митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий посетил город Саров Нижегородской области, где вручил награды сотрудникам клинической больницы №50 Федерального медико-биологического агентства, работающим с пациентами с коронавирусной инфекцией.
Саровская Пустынь запись закреплена
07.07.2020 // Митрополит Георгий провел совещание по вопросам возрождения храмов в Нижегородском кремле
6 июля в рамках подготовки к 800-летию Нижнего Новгорода митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий провел осмотр возрождаемых объектов Нижегородского кремля.
Саровская Пустынь запись закреплена
В Саровской пустыни освящены купола и кресты храма в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник»
7 ноября в Свято-Успенском мужском монастыре — Саровской пустыни освящены купола и кресты для восстанавливаемого храма в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Чин освящения возглавил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий.
Саровская Пустынь запись закреплена
31 июля в Свято-Успенском мужском монастыре — Саровской пустыни был освящен Успенский собор — главный храм обители.
Чин Великого освящения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В новоосвященном храме Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию.
Православный Саров
Архив
Календарь
Свято-Успенский мужской монастырь – Саровская пустынь
Юридический адрес Свято-Успенского мужского монастыря – Саровская пустынь:
607188, г. Саров Нижегородской области, пр. Мира, 38.
Контактные телефоны: 8(831-30)3-09-28 – канцелярия, 8(831-30)7-71-44 – вахта.
Наместник монастыря: Игумен Никон (Ивашков).
Храм прп. Серафима Саровского находится по адресу пр. Мира, 40.
Храм во имя Сошествия Святого Духа (на Ближней пустынке) расположен на ул. Бессарабенко, на берегу пруда Боровое. Построен на месте часовни, которая находилась рядом с источником прп. Серафима и купальней.
Храм прпп. Антония и Феодосия и прочих отцев Киево-Печерских. Подземный. Расположен на территории монастыря. Восстановлен. С 2006 года, когда прошло малое освящение, действует. 6 сентября 2011 года состоялось великое освящение храма архиепископом Нижегородским и Арзамасским Георгием.
Надвратная церковь во имя святителя Николая, Мир Ликийских Чудотворца. Расположена на втором ярусе колокольни Свято-Успенского мужского монастыря. Восстановлена за 1 год (2012-2013). Освящена 14.12.2013 г.
Дальняя пустынка. Место, где жил и подвизался батюшка Серафим. Расположена в лесном массиве. Келья преподобного восстановлена к 2003 году по фотографиям начала 20 века. Там же расположена часовня современной постройки.
САРОВСКАЯ ПУСТЫНЬ
Саровский мужской монастырь. Общий вид на Успенский собор. 1904 г. |
Мужская Саровская пустынь в честь Успения Пресвятой Богородицы Нижегородской епархии
Летописи свидетельствуют, что первым монахом-отшельником, избравшим Саровскую гору для подвижнической жизни, был пензенский монах Феодосий, пришедший на Старое городище в 1664 году. Продолжателем его подвигов через два десятилетия стал молодой инок Арзамасского Введенского монастыря Исаакий, впоследствии в схиме Иоанн. К 1700 году иеромонах Иоанн сумел организовать совместное житие монахов, пожелавших остаться на Саровской горе. Первые монахи селились самостоятельно, и их поселение не имело какого-либо статуса. К 1706 году Иоанн добился разрешения царя Петра Алексеевича и благословения местоблюстителя патриаршего престола митрополита Стефана (Яворского) на устройство монастыря и на строительство церкви во имя Пресвятой Богородицы и Ее Живоносного Источника. В мае 1706 года началось строительство церкви, а уже 16 июня того же года первый храм Саровской пустыни был освящен. Эта дата считается днем основания Саровского монастыря.
За несколько лет территория монастыря была обнесена оградой. После постройки первой церкви в обители были поставлены еще два храма, трапезная, кельи для гостей, а к 1711 году был готов пещерный город с подземной церковью.
18 декабря 1731 года, после долгих споров и неприятностей были закреплены за Саровской пустынью все земли, приобретенные настоятелем в 1705-1729 годах. 17 марта 1753 года к Саровской была приписана Санаксарская пустынь.
В середине 50-х годов XIX века монастырь достиг своего экономического расцвета. Росло число братии, умножались доходы, укреплялись связи с внешним миром. Это была экономически сильная и самостоятельная обитель.
Последний храм обители был заложен в 1897 году, в первый раз освящен в 1903 году в честь преподобного Серафима Саровского.
В 1903 году в монастыре находилось 70 монахов и 240 послушников. Саровская Пустынь являлась общительным нештатным монастырем и находилась под управлением игумена.
Разорение Саровской обители и похищение мощей преподобного Серафима Саровского. 14-е клеймо иконы Собора новомучеников и исповедников Российских из Храма Христа Спасителя. |
Закрытие монастыря
Разорение монастыря началось в 1918 году, когда в Саров из уездного города Темникова впервые прибыл инструктор с правом учредить здесь коммуну. Монахи в свою очередь обратились с просьбой организовать в обители трудовую артель с уставом, напоминающим устав монастыря. Однако темниковский земельный отдел посчитал, что монахи по своей гражданской незрелости неспособны к самоуправлению и проявлению инициативы в ведении большого хозяйства на новых социалистических началах.
В сентябре 1918 года в обитель приехала первая опергруппа ОГПУ с требованием внести взнос в размере 300 тысяч рублей, а в ноябре на Саровскую Пустынь был наложен единовременный чрезвычайный налог в размере одного миллиона рублей. Вслед за этим началась кампания по вскрытию и ликвидации мощей православных святых. 17 ноября 1920 года по решению IX съезда Советов города Темникова комиссия вскрыла раку с мощами преподобного Серафима.
Хозяйство Саровского монастыря было разорено, святыни осквернены, мощи преподобного старца увезены в неизвестном направлении. В марте 1927 года было принято правительственное решение о ликвидации Саровского монастыря, оставшиеся имущество и строения были переданы в ведение Нижегородского управления НКВД.
Современный период
После закрытия на территории монастыря создается Трудовая Коммуна фабрики N4 НКТ (народный комиссариат труда), основной задачей которой было «перевоспитать беспризорников через вовлечение воспитанников в трудовые процессы». До 1931 года в коммуне проживало около 3,5 тысячи детей. После 1931 года коммуна была закрыта, а на ее месте организовали исправительно-трудовую колонию для подростков и взрослых системы НКВД.
С ноября 1938 года, после ликвидации колонии НКВД, ее производственная база передается в ведение наркомата машиностроения. По его решению, в Сарове организуется производство прессового оборудования и осколочно-фугасных снарядов калибра 152 мм. Завод реконструировался, постоянно расширялся, а в 1941 году он был передан в ведение наркомата боеприпасов и получил N550.
Возрождение церковной жизни
26 сентября 1989 года в Сарове впервые за 62 года запустения на Дальней Пустыньке был отслужен молебен преподобному Серафиму Саровскому. Православный приход в Сарове был образован в 1990 г., хотя зарегистрировать его удалось только в 1991 г., уже после обретения мощей преподобного Серафима. 2 августа 1991 года в дни перенесения мощей преподобного в Дивеево город посетил Святейший Патриарх Алексий II. Святейший Патриарх освятил крест на месте Пустыньки, где подвизался преподобный, и памятник работы скульптора Клыкова.
В 1999 году епархии был передан обезглавленный и перестроенный в советское время храм Иоанна Предтечи.
К августу 2000 года на Дальней Пустыньке была воздвигнута и освящена часовня-алтарь с навесом для молящихся. В том же году первостепенная роль Саровской обители в новой истории Русской Церкви нашла отражение на иконе Собора новомучеников и исповедников Российских, написанной по случаю их прославления в 2000 году. На четырнадцатом клейме было изображено разорение обители и похищение из неё мощей преподобного Серафима (см. иллюстрацию выше).
В ноябре 2002 года епархии был возвращен храм преподобного Серафима, который, после полного восстановления, был освящен Святейшим Патриархом Алексием в дни празднования 100-летия прославления преподобного Серафима Саровского в лике святых (1 августа 2003 года).
17 июля 2006 года Священный Синод Русской Православной Церкви благословил возобновление Свято-Успенской Саровской пустыни.
Настоятели и наместники
См. также
Использованные материалы
[1] По сведениям Строева. См. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви / Сост. П. Строев, С.-Петербург, 1877, с. 900
[2] Фомин С.В., «Жизнеописание и труды епископа Серпуховского Арсения (Жадановского)», Том 3, Москва: Изд-во «Паломник», 2002, с. 739