санпин для учебных заведений среднего профессионального обучения
Санпин для учебных заведений среднего профессионального обучения
2.4.3. Профессиональные образовательные организации, а также организации высшего образования
Документ или орган, утвердивший санитарные требования
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
Внимание! Срок действия документа ограничен 01.01.2027
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28
СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»
Внимание! Срок действия СанПиН 2.3/2.4.3590-20 ограничен 01.01.2027
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 N 32
СП 3.1/2.4.3598-20 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)
Внимание! Срок действия документа ограничен 01.01.2022.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 N 16
Методические рекомендации МР 3.1/2.4.0206-20 «Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в профессиональных образовательных организациях»
Главный государственный санитарный врач РФ 17.08.2020
Методические рекомендации МР 3.1/2.1.0205-20 «Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в образовательных организациях высшего образования»
Главный государственный санитарный врач РФ 29.07.2020
Методические рекомендации МР 3.1/2.4.0188-20 «Рекомендации по проведению экзаменов в театральных училищах и высших учебных заведениях театрального искусства в условиях сохранения рисков распространения COVID-19»
Главный государственный санитарный врач РФ 27.05.2020
Рекомендации по организации образовательной деятельности в помещениях мастерских, лабораторий, учебно-производственных участков и на полигонах образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, при проведении учебных занятий
Минпросвещения России (письмо от 07.05.2020 N ГД-365/05)
Методическое письмо «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и содержанию медицинских пунктов (кабинетов) в детских образовательных учреждениях»
Санпин для учебных заведений среднего профессионального обучения
* Допускается увеличение, но не более чем на 50%.
Размещаемых в районах реконструкции**
** Допускается сокращать, но не более чем на 50%.
*** Допускается сокращать, но не более чем на 30%.
Примечание: В указанные размеры участков не входят участки общежитий, опытных полей и учебных полигонов.
2.1.8. Общежитие целесообразно размещать на едином участке с учебным корпусом.
2.1.9. Хозяйственная зона должна быть изолирована от других зон участка, размещаться со стороны входа в производственные помещения и иметь самостоятельный выезд на улицу.
2.1.10. В учреждениях НПО сельскохозяйственного и других профилей, связанных с освоением транспортных средств, следует предусматривать зону учебного хозяйства вне основного участка для размещения зданий и сооружений для ремонта, испытания и обслуживания транспортных средств.
2.1.11. В учреждениях НПО строительного профиля, автомобильного, железнодорожного, водного транспорта, добывающей промышленности, сельского хозяйства следует организовывать учебные полигоны на участках или вблизи от них (не более 30 минут пешеходной доступности). Площадь учебных полигонов в нормируемый размер участка не входит и определяется технологическими требованиями.
2.1.14. Все подъезды и подходы к зданию в пределах участка, территории хозяйственного двора асфальтируют или обеспечивают другое твердое покрытие.
2.1.15. Участок имеет ограждение высотой не менее 1,2 м. В вечернее время на территории участка обеспечивается искусственное освещение 10 люкс на земле.
2.2. Требования к объемно-планировочным
и конструктивным решениям зданий,
сооружений и отдельных помещений
Количество обучающихся в учреждениях начального профессионального образования не должно превышать вместимости, предусмотренной проектом, по которому построено или приспособлено здание. Максимальная вместимость допускается не более 1000 обучающихся. В соответствии с гигиеническими требованиями к условиям обучения наполняемость учебной группы не должна превышать 25 человек.
Учебные здания предусматривают высоту не более 4 этажей и имеют следующие группы помещений: общеобразовательного цикла (учебные кабинеты, лаборатории химии, физики, биологии и др.), профессиональной подготовки, спортивные и актовые залы, библиотеку, административно-служебные, складские и вспомогательные, общежитие и столовую.
При размещении учебного заведения в приспособленном здании набор помещений, их площадь определяют исходя из числа учащихся, необходимости организации учебного процесса по общеобразовательным и профильным предметам, практической подготовки по специальности.
Взаимное расположение отдельных групп помещений обеспечивает удобную функциональную связь между собой и зонами участка, создает оптимальные условия для организации учебного процесса и отдыха. Учебные помещения изолируют от учебно-производственных мастерских и спортивного зала.
Учебно-производственные помещения, спортзал и столовую следует выделять в отдельные блоки, связанные переходом с основным корпусом.
Учебные помещения, лаборатории, мастерские, столовые, буфеты и медицинские кабинеты не следует размещать в подвальных и цокольных этажах зданий.
2.2.1. Учебные помещения общеобразовательного цикла
2.2.1.1. Состав учебных помещений включает следующие основные группы: кабинеты и лаборатории общеобразовательного цикла, групповые и лекционно-поточные аудитории, кабинет информатики и ЭВТ.
2.2.1.2. Площади учебных помещений должны соответствовать требованиям, предъявляемым к общественным зданиям и сооружениям (табл. 2).
Площади
основных учебных помещений
Площадь, м на 1 обучающегося (не менее)
Учебные кабинеты общеобразовательного цикла
Лаборатории по естественным дисциплинам
Лаборатории и кабинеты профессионально-технических и специальных дисциплин
* В общую площадь кабинетов необходимо дополнительно включать площадь для размещения технологического оборудования по профилю обучения.
Кабинет информатики и вычислительной техники
6 (на 1 рабочее место у дисплея)
Кабинеты черчения, курсового и дипломного проектирования
РОСПОТРЕБНАДЗОР ПО АК
РОСПОТРЕБНАДЗОР ПО АК
Роспотребнадзор утвердил новые санитарные правила работы образовательных учреждений
Роспотребнадзор утвердил новые санитарные правила работы образовательных учреждений
С 1 января 2021 года вступают в действие новые единые санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», которые утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28. Правила будут действовать до 1 января 2027 года.
Правила не распространяются на проведение экскурсионных мероприятий и организованных походов.
Правила содержат как общие для всех организаций требования, так и требования в отношении отдельных видов осуществляемой хозяйствующими субъектами деятельности:
— для организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, осуществляющих присмотр и уход за детьми, в том числе размещенных в жилых и нежилых помещениях жилищного фонда и нежилых зданиях;
— детских центров, центров развития детей, реализующих образовательные программы дошкольного образования и (или) осуществляющих присмотр и уход за детьми, размещенных в нежилых помещениях;
— детских игровых комнат, размещаемых в торгово-развлекательных и культурно-досуговых центрах, павильонах, аэропортах, железнодорожных вокзалах и иных объектах нежилого назначения;
— организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования;
— отдельные требования для организаций, реализующих образовательные программы с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения;
— организаций дополнительного образования и физкультурно-спортивных организаций;
— организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
— учреждений социального обслуживания семьи и детей;
— профессиональных образовательных организаций;
— образовательных организаций высшего образования;
— загородных стационарных детских оздоровительных лагерях с круглосуточным пребыванием;
— организаций отдыха детей и их оздоровления с дневным пребыванием;
— организаций труда и отдыха (полевой практики);
— при проведении массовых мероприятий с участием детей и молодежи;
— при перевозке организованных групп детей железнодорожным транспортом.
Отдельные требования утверждены для организаций, реализующих образовательные программы с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения (п. 3.5. Правил), согласно которым:
— не допускается использование мониторов на основе электронно-лучевых трубок в образовательных организациях.
— не допускается одновременное использование детьми на занятиях более двух различных ЭСО (интерактивная доска и персональный компьютер, интерактивная доска и планшет);
— для образовательных целей не разрешается использовать мобильные средства связи;
— не допускается размещение базовых станций подвижной сотовой связи на собственной территории образовательных организаций;
— использование ноутбуков обучающимися начальных классов возможно при наличии дополнительной клавиатуры;
— при реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения обучение должно заканчиваться не позднее 18.00 часов и другие требования.
Санпин для учебных заведений среднего профессионального обучения
ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 30 июня 2020 года N 16
(с изменениями на 24 марта 2021 года)
Документ с изменениями, внесенными:
1. Утвердить санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (приложение).
3. Настоящее постановление действует до 1 января 2022 года.
в Министерстве юстиции
регистрационный N 58824
Приложение
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Главного
государственного санитарного
врача Российской Федерации
от 30 июня 2020 года N 16
Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»
(с изменениями на 24 марта 2021 года)
I. Общие положения
1.3. В условиях распространения COVID-19 санитарные правила применяются в дополнение к обязательным требованиям, установленным для Организаций государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
1.4. Организации не позднее чем за 1 рабочий день до их открытия должны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о планируемых сроках открытия Организации в условиях распространения COVID-19, информировать родителей (законных представителей детей) о режиме функционирования Организации в условиях распространения COVID-19.
II. Общие санитарно-эпидемиологические требования, направленные на предупреждение распространения COVID-19 в Организациях
2.2. Лица, находящиеся в Организации при круглосуточном режиме ее работы, а также лица, посещающие Организацию (на входе), подлежат термометрии с занесением ее результатов в журнал в отношении лиц с температурой тела 37,1°С и выше в целях учета при проведении противоэпидемических мероприятий.
При круглосуточном режиме работы Организации термометрия проводится не менее двух раз в сутки (утром и вечером).
Лица с признаками инфекционных заболеваний (респираторными, кишечными, повышенной температурой тела) должны быть незамедлительно изолированы с момента выявления указанных признаков до приезда бригады скорой (неотложной) медицинской помощи либо прибытия родителей (законных представителей) или самостоятельной самоизоляции в домашних условиях. При этом дети должны размещаться отдельно от взрослых.
С момента выявления указанных лиц Организация в течение 2 часов должна любым доступным способом уведомить территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
2.3. В Организации должны проводиться противоэпидемические мероприятия, включающие:
обеспечение условий для гигиенической обработки рук с применением кожных антисептиков при входе в Организацию, помещения для приема пищи, санитарные узлы и туалетные комнаты;
ежедневную влажную уборку помещений с применением дезинфицирующих средств с обработкой всех контактных поверхностей;
генеральную уборку не реже одного раза в неделю;
обеспечение постоянного наличия в санитарных узлах для детей и сотрудников мыла, а также кожных антисептиков для обработки рук;
регулярное обеззараживание воздуха с использованием оборудования по обеззараживанию воздуха и проветривание помещений в соответствии с графиком учебного, тренировочного, иных организационных процессов и режима работы Организаций;
мытье посуды и столовых приборов в посудомоечных машинах при максимальных температурных режимах. При отсутствии посудомоечной машины мытье посуды должно осуществляться ручным способом с обработкой столовой посуды и приборов дезинфицирующими средствами в соответствии с инструкциями по их применению либо питание детей и питьевой режим должны быть организованы с использованием одноразовой посуды.
2.4. Посещение бассейнов в Организациях допускается по расписанию отдельными группами лиц (групповая ячейка, класс, отряд и иные). При этом Организацией должно быть обеспечено проведение обработки помещений и контактных поверхностей с применением дезинфицирующих средств и обеззараживания воздуха в раздевалках после каждого посещения бассейна отдельной группой лиц.
2.5. Для проведения дезинфекции должны использоваться дезинфицирующие средства, применяемые для обеззараживания объектов при вирусных инфекциях, в соответствии с инструкцией по их применению.
2.6. Посещение Организации детьми, перенесшими заболевание, и (или) в случае, если ребенок был в контакте с больным COVID-19, допускается при наличии медицинского заключения врача об отсутствии медицинских противопоказаний для пребывания в Организации.
III. Дополнительные санитарно-эпидемиологические требования, направленные на предупреждение распространения COVID-19 в отдельных Организациях
3.1. В дошкольной образовательной организации должна быть обеспечена групповая изоляция с проведением всех занятий в помещениях групповой ячейки и (или) на открытом воздухе отдельно от других групповых ячеек.
При использовании музыкального или спортивного зала после каждого посещения должна проводиться влажная уборка с применением дезинфицирующих средств.
Обработка игрушек и игрового и иного оборудования должна проводиться ежедневно с применением дезинфицирующих средств.
3.2. В общеобразовательных организациях за каждым классом должен быть закреплен отдельный учебный кабинет, в котором дети обучаются по всем предметам, за исключением занятий, требующих специального оборудования (в том числе физическая культура, изобразительное искусство, трудовое обучение, технология, физика, химия).
Общеобразовательной организацией должна осуществляться работа по специально разработанному расписанию (графику) уроков, перемен, составленному с целью минимизации контактов обучающихся (в том числе сокращения их количества во время проведения термометрии, приема пищи в столовой).
При проведении итоговой и промежуточной аттестации общеобразовательной организацией должны быть обеспечены:
составление графика явки обучающихся на аттестацию обучающихся в целях минимизации контактов обучающихся, в том числе при проведении термометрии;
условия для гигиенической обработки рук с применением кожных антисептиков или дезинфицирующих салфеток при входе в помещение для проведения аттестации;
соблюдение в местах проведения аттестации социальной дистанции между обучающимися не менее 1,5 метров посредством зигзагообразной рассадки по 1 человеку за партой;
3.3. Отдых детей и их оздоровление за пределами субъекта Российской Федерации, в котором они проживают, должны быть организованы с учетом эпидемиологической ситуации в субъекте Российской Федерации по месту отправления и прибытия детей, а также предложений главных государственных санитарных врачей в соответствующих субъектах Российской Федерации или их заместителей.
Количество детей в отрядах (наполняемость) должно быть не более 75% от проектной вместимости организации отдыха детей и их оздоровления.
Принятие решения о работе палаточных лагерей осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом эпидемиологической ситуации в субъекте Российской Федерации.
Перед открытием каждой смены должна проводиться генеральная уборка.
В организациях отдыха детей и их оздоровления должна быть определена схема организации медицинской помощи и маршрутизации больных с указанием медицинских организаций инфекционного профиля или перепрофилированных организаций для оказания медицинской помощи, функционирующих в режиме инфекционного стационара, для госпитализации детей (с учетом планируемой наполняемости) и сотрудников в случае осложнения эпидемической ситуации, а также резервного коечного фонда для организации обсервации.
Перед началом каждой смены персонал должен пройти обследования на COVID-19 любым из методов, определяющих генетический материал или антиген возбудителя COVID-19, с использованием диагностических препаратов и тест-систем, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации, с получением результатов обследования не ранее, чем за 3 календарных дня до дня выхода на работу.
Перед началом каждой смены работники пищеблоков должны пройти обследования на наличие норо-, рота- и других вирусных возбудителей кишечных инфекций не ранее, чем за 3 календарных дня до дня выхода на работу.
О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.3.1186-03
Министерство здравоохранения Российской Федерации
ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 28 января 2003 года N 2
О введении в действие санитарно-эпидемиологических
правил и нормативов СанПиН 2.4.3.1186-03
(с изменениями на 4 марта 2011 года)
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 апреля 2007 года N 24 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 25, 18.06.2007) (введено в действие с 1 июля 2007 года);
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23 июля 2008 года N 45 (Российская газета, N 174, 19.08.2008);
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
11 февраля 2003 года,
регистрационный N 4204
УТВЕРЖДЕНЫ
Главным государственным
санитарным врачом
Российской Федерации
26 января 2003 года
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.3.1186-03 Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования
Дата введения: 20 июня 2003 года
2.4.3. Учреждения начального профессионального образования
Санитарно-эпидемиологические требования к организации
учебно-производственного процесса в образовательных
учреждениях начального профессионального образования
Санитарно-эпидемиологические правила
и нормативы СанПиН 2.4.3.1186-03
(с изменениями на 4 марта 2011 года)
В документе учтено:
постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23 июля 2008 года N 45;
I. Общие положения и область применения
I. Общие положения и область применения
1.2. Санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.
1.3. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией учреждений начального профессионального образования, обучением и воспитанием подростков, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
1.4. Настоящие санитарные правила распространяются на все виды учреждений начального профессионального образования независимо от профиля и уровня подготовки кадров.
II. Требования к устройству, содержанию, организации образовательного процесса в учреждениях начального профессионального образования
II. Требования к устройству, содержанию, организации
образовательного процесса в учреждениях начального
профессионального образования
Проектирование и строительство новых, реконструкция существующих (действующих) образовательных учреждений системы начального профессионального образования осуществляются с учетом требований настоящих правил.
Временное использование зданий и сооружений под образовательные учреждения начального профессионального образования, а также ввод в эксплуатацию построенных и реконструируемых зданий допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
2.1. Требования к земельному участку
2.1.2. Размещение учреждений НПО, в том числе включая зоны отдыха, спортивные площадки и спортивные сооружения для подростков, на территориях санитарно-защитных зон не допускается.
2.1.3. Земельный участок следует отводить с учетом розы ветров, с наветренной стороны от источников шума, загрязнений атмосферного воздуха и соблюдения необходимых санитарно-защитных зон.
2.1.4. Санитарные разрывы учреждений НПО от промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных объектов, транспортных дорог и магистралей принимают в соответствии с требованиями, предъявляемыми к планировке и застройке городов, поселков и сельских населенных пунктов.
2.1.5. Через территории учреждений НПО не должны проходить магистральные инженерные коммуникации городского (сельского) назначения (водоснабжения, канализации, теплоснабжения, электроснабжения).
2.1.6. Размеры земельных участков следует принимать в соответствии с требованиями к планировке и застройке городских и сельских поселений (табл.1).
Размеры
земельных участков в разных видах учреждений НПО
Размеры земельных участков (га) в зависимости от количества обучающихся
Образовательные учреждения НПО
Для всех образовательных учреждений
Сельскохозяйственного профиля*
* Допускается увеличение, но не более чем на 50%.
Размещаемых в районах реконструкции**
** Допускается сокращать, но не более чем на 50%.
Гуманитарного профиля***
*** Допускается сокращать, но не более чем на 30%.
Примечание: В указанные размеры участков не входят участки общежитий, опытных полей и учебных полигонов.
2.1.8. Общежитие целесообразно размещать на едином участке с учебным корпусом.
2.1.9. Хозяйственная зона должна быть изолирована от других зон участка, размещаться со стороны входа в производственные помещения и иметь самостоятельный выезд на улицу.
2.1.10. В учреждениях НПО сельскохозяйственного и других профилей, связанных с освоением транспортных средств, следует предусматривать зону учебного хозяйства вне основного участка для размещения зданий и сооружений для ремонта, испытания и обслуживания транспортных средств.
2.1.11. В учреждениях НПО строительного профиля, автомобильного, железнодорожного, водного транспорта, добывающей промышленности, сельского хозяйства следует организовывать учебные полигоны на участках или вблизи от них (не более 30 минут пешеходной доступности). Площадь учебных полигонов в нормируемый размер участка не входит и определяется технологическими требованиями.
2.1.14. Все подъезды и подходы к зданию в пределах участка, территории хозяйственного двора асфальтируют или обеспечивают другое твердое покрытие.
2.1.15. Участок имеет ограждение высотой не менее 1,2 м. В вечернее время на территории участка обеспечивается искусственное освещение 10 люкс на земле.
2.2. Требования к объемно-планировочным
и конструктивным решениям зданий,
сооружений и отдельных помещений
Количество обучающихся в учреждениях начального профессионального образования не должно превышать вместимости, предусмотренной проектом, по которому построено или приспособлено здание. Максимальная вместимость допускается не более 1000 обучающихся. В соответствии с гигиеническими требованиями к условиям обучения наполняемость учебной группы не должна превышать 25 человек.
Учебные здания предусматривают высоту не более 4 этажей и имеют следующие группы помещений: общеобразовательного цикла (учебные кабинеты, лаборатории химии, физики, биологии и др.), профессиональной подготовки, спортивные и актовые залы, библиотеку, административно-служебные, складские и вспомогательные, общежитие и столовую.
Состав и площади помещений должны соответствовать требованиям настоящих санитарных правил и обеспечивать условия для подготовки обучающихся по предметам общеобразовательных и профессиональных программ подготовки, практического освоения ими профессиональных навыков, в том числе и при дополнительном введении новых профилей профессионального образования (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года Изменением N 2 от 30 сентября 2009 года).
При размещении учебного заведения в приспособленном здании набор помещений, их площадь определяют исходя из числа учащихся, необходимости организации учебного процесса по общеобразовательным и профильным предметам, практической подготовки по специальности.
Взаимное расположение отдельных групп помещений обеспечивает удобную функциональную связь между собой и зонами участка, создает оптимальные условия для организации учебного процесса и отдыха. Учебные помещения изолируют от учебно-производственных мастерских и спортивного зала.
Учебно-производственные помещения, спортзал и столовую следует выделять в отдельные блоки, связанные переходом с основным корпусом.
Учебные помещения, лаборатории, мастерские, столовые, буфеты и медицинские кабинеты не следует размещать в подвальных и цокольных этажах зданий.
2.2.1. Учебные помещения общеобразовательного цикла
2.2.1.1. Состав учебных помещений включает следующие основные группы: кабинеты и лаборатории общеобразовательного цикла, групповые и лекционно-поточные аудитории, кабинет информатики и ЭВТ.
2.2.1.2. Площади учебных помещений должны соответствовать требованиям, предъявляемым к общественным зданиям и сооружениям (табл. 2).
Площади
основных учебных помещений
Площадь, м на 1 обучающегося (не менее)
Учебные кабинеты общеобразовательного цикла
Лаборатории по естественным дисциплинам
Лаборатории и кабинеты профессионально-технических и специальных дисциплин
* В общую площадь кабинетов необходимо дополнительно включать площадь для размещения технологического оборудования по профилю обучения.
Кабинет информатики и вычислительной техники
6 (на 1 рабочее место у дисплея)
Лингафонные кабинеты
Кабинеты черчения, курсового и дипломного проектирования
2.2.1.3. Учебные помещения включают: рабочую зону (размещение учебных столов для учащихся), рабочую зону учителя, дополнительное пространство для размещения учебно-наглядных пособий, технических средств обучения (ТСО).
В зоне обучающихся устанавливают двухместные ученические лабораторные столы (с надстройкой и без нее); с подводкой электроэнергии (лаборатория физики); подводкой воды, сжатого воздуха и газа (лаборатория химии) с учетом требований организации учебного процесса. Лабораторию химии оборудуют вытяжными шкафами, которые располагают у торцевой стены возле стола преподавателя.
2.2.2. Помещения профессионального цикла
2.2.2.1. Помещения профессионального цикла включают помещения, предназначенные для изучения специальных предметов по выбранному профилю подготовки, учебные лаборатории, кабинеты-лаборатории (табл.2), учебно-производственные мастерские.
2.2.2.2. В зависимости от вместимости училища предусматривают лекционные поточные аудитории на 2-4 группы, площадь которых принимается из расчета 1,2 м на 1 место. Поточные аудитории не должны иметь длину более 10 м.
2.2.2.4. Кабинеты профессионального цикла имеют дополнительную площадь для экспозиции громоздкого оборудования (узлы, макеты, модели, тренажеры, миниатюр-полигоны, образцы и пр.).
2.2.2.9. Монтажные учебные мастерские имеют монтажные кабины размером 1,5х1,5 м; мастерские, где проводится электро- и газосварка, кабины площадью 4 м каждая с передвижными боковыми перегородками высотой 2 м.
2.2.2.10. Мастерские для сварочных работ, монтажные мастерские, в которых проводится рубка и резка металла, а также мастерские и лаборатории с крупногабаритным и тяжелым оборудованием, с крупногабаритными материалоемкими объектами работ изолируют от других мастерских, располагают на 1-м этаже. При сварочной мастерской организуют лабораторию для контроля и механических испытаний сварочных швов.
2.2.2.11. Состав и площади учебно-производственных помещений, помимо указанных выше, следует принимать по нормам технологического проектирования организаций соответствующих отраслей промышленности и других отраслей экономики с учетом дополнительного выделения площади для установки оборудования, применяемого для учебных целей.
2.2.2.12. В зависимости от профиля учреждений НПО учебно-производственные мастерские имеют склады или помещения для хранения инструментов, инвентаря, заготовок, сырья и готовой продукции.
2.2.2.14. Отдел технического контроля имеет площадь 0,04 м на 1 обучающегося.
2.2.2.15. Складские помещения следует принимать длиной не менее 6 м и площадью из расчета 0,2-0,3 м на 1 станочное место.
2.2.2.16. Следует предусмотреть ремонтную мастерскую, санитарно-бытовой блок с гардеробами, душевыми и умывальниками.
2.2.2.17. Лаборатории и мастерские не следует размещать в подвалах и цокольных этажах, а также над учебными помещениями.
2.2.3. Требования к оборудованию
2.2.3.1. Рабочее место обучающегося в классах, кабинетах и лабораториях оборудуют столами и стульями с учетом длины тела (в обуви) в зависимости от назначения учебного помещения. Не следует в учебных кабинетах и лабораториях использовать скамейки, табуретки, стулья без спинок. Размеры мебели приведены в табл.3.
Размеры
мебели и ее маркировка по ГОСТу
«Столы ученические» и «Стулья ученические»
Номера мебели
по ГОСТам
11015-93
11016-93
Высота над полом
крышки края стола,
обращенного к
ученику по ГОСТу
11015-93 (в мм)
Высота над полом
переднего края
сиденья по ГОСТу
11016-93 (в мм)
2.2.3.2. Расстановку учебной мебели следует проводить с соблюдением угла видимости не менее 35° (угол, образованный поверхностью доски и крайними рабочими местами на первых столах).
* В «оборотных» классах (вход в класс у последних парт) расстояние между стеной и рабочим местом должно быть 1,2 м.
2.2.3.4. В кабинетах квадратной или поперечной конфигурации учебные столы ставят в 3-4 ряда, при этом расстояние от первых столов до классной доски составляет не менее 3,0 м.
2.2.3.8. Рабочее место преподавателя оборудуют столом и стулом. В зависимости от назначения учебного помещения зона преподавателя оборудуется столами в соответствии с требованиями к столам для учителя, столам демонстрационным с пультом управления и без него.
2.2.3.9. В лабораториях, кабинетах спецтехнологии столы преподавателя устанавливаются на подиуме высотой 15-30 см.
2.2.3.10. В учебном процессе следует использовать стационарные и мобильные технические средства обучения (ТСО). Мобильные ТСО следует устанавливать на переносные и складные или передвижные подставки согласно требованиям к подставкам для технических средств обучения.
2.2.3.11. Тренажерные устройства, используемые для освоения сложных профессий (горнорудной, химической, металлургической промышленности, транспорта, строительства, сельского хозяйства и др.), размещают в отдельных помещениях или комплексах тренажерных кабинетов.
2.2.3.12. Кабинеты иностранного языка оборудуют лингафонными рецептивными (прослушивание учащимися с помощью головных телефонов) и рецептивно-репродуктивными (прослушивание с последующим воспроизведением) установками.
2.2.3.13. Лингафонные кабинеты оборудуют полукабинами. Стол преподавателя имеет пульт управления. Лингафонный кабинет оборудуют современными аудио-средствами.
2.2.3.14. Лаборатории химии оборудуют вытяжными шкафами в соответствии с требованиями к шкафам демонстрационным и лабораторным вытяжным.
2.2.3.15. При отсутствии встроенных шкафов учебные пособия хранят в пристенных шкафах, оборудованных согласно ГОСТу о шкафах для учебных пособий. Пристенные шкафы следует располагать в лаборантской или в учебном помещении.
2.2.3.16. Учебным мастерским следует иметь площадь, объем и оборудование, соответствующие технологическим процессам и обеспечивающие создание оптимальных условий учебно-производственной деятельности подростков.
2.2.3.17. Все оборудование, в том числе и механической обработки, являющееся источником пылегазовыделений, обязательно оснащают местной вытяжной вентиляцией.
2.2.3.18. Каждую мастерскую оборудуют шкафами для хранения спецодежды и умывальниками с подачей горячей и холодной воды (не менее 2 умывальников на мастерскую). Размеры шкафов и их количество следует принимать в соответствии с требованиями, предъявляемыми к административным и бытовым зданиям.
2.2.3.20. Многопостовые сварочные агрегаты устанавливают только в отдельном помещении, изолированном от других учебных помещений.
2.2.3.21. Рабочие места для газовой сварки располагают в изолированных кабинах, оборудованных сварочным столом, стулом и емкостью с водой для охлаждения горелки.
2.2.3.22. Электромонтажные мастерские, в которых проводится пайка, оборудуют столами, имеющими металлическое покрытие размером не менее 300 300 мм, приспособлениями для размещения и закрепления элементов и узлов пайки.
2.2.4. Помещения общего и специального назначения
2.2.4.1. Актовый зал в учреждениях НПО рассчитывают на одновременное пребывание не менее 60% общего количества обучающихся.
2.2.4.2. Площадь актового зала следует принимать из расчета не менее 0,65 м на 1 место.
2.2.4.3. Учебно-спортивные залы следует размещать на первом этаже. Количество и типы спортивных залов предусматривают в зависимости от вида учреждения, его вместимости. Площади спортивных залов приняты 9 18 м, 12 24 м, 18 30 м при высоте не менее 6 м.
2.2.4.5. Устройство и планировочное решение бассейна должны отвечать гигиеническим требованиям к устройству, эксплуатации и качеству воды плавательных бассейнов.
2.2.4.6. Помещения библиотеки состоят из читального зала и книгохранилища. Общую площадь библиотеки следует принимать из расчета 0,6 м на 1 обучающегося.
2.2.4.7. Площадь хранения библиотечных фондов открытого хранения составляет не менее 4,5 м на 1 тыс. единиц хранения.
2.2.4.8. Медицинский пункт учреждения включает:
— процедурный кабинет площадью не менее 12 м ;
При медицинском пункте должен быть туалет на 1 унитаз с умывальником в шлюзе.
2.2.4.9. В служебно-бытовые помещения входят гардеробные, бельевая, санитарно-гигиенические помещения и комната отдыха персонала столовой.
2.2.4.10. В здании учебного корпуса предусматривают уборные и умывальные для обучающихся на каждом этаже и по отдельным блокам здания.
2.2.4.12. Для персонала на каждом этаже устанавливают санитарный узел, оборудованный 1 унитазом и 1 умывальником (с чередованием по этажам для мужчин и женщин). Для обработки и хранения уборочного инвентаря, приготовления моющих и дезинфицирующих средств на каждом этаже учебного корпуса предусматриваются помещения, оборудованные поддоном, подводкой холодной и горячей воды, естественной вытяжной вентиляцией, стены облицовываются глазурованной плиткой на высоту 1,5 метра.
2.2.4.13. Общежития учреждений НПО должны соответствовать требованиям, предъявляемым к устройству, оборудованию и содержанию общежитий для рабочих, студентов, учащихся средних специальных заведений и профессионально-технических училищ.
2.2.5. Помещения столовой
2.3. Требования к водоснабжению и канализации
2.3.1. Здание учебного заведения должно быть оборудовано водопроводом, горячим водоснабжением и канализацией.
2.3.2. Водоснабжение и канализация должны быть централизованными.
2.3.3. Учреждения должны быть обеспечены доброкачественной водой, отвечающей санитарным требованиям.
2.3.4. Использование фильтров для очистки питьевой воды должно быть согласовано с местными центрами госсанэпиднадзора.
2.3.5. Горячим водоснабжением должны быть обеспечены производственные помещения пищеблока, душевые, умывальные, гигиенические кабины для девушек, помещения медицинского кабинета.
2.3.6. В неканализованных районах учреждения должны оборудоваться внутренней канализацией при условии устройства местных очистных сооружений.
2.4. Требования к условиям внутренней среды помещений
2.4.1. Естественное освещение
2.4.1.1. Учебные, учебно-производственные, рекреационные, жилые и др. помещения с постоянным пребыванием обучающихся имеют естественное освещение.
Без естественного освещения допускается проектировать: снарядные, умывальные, душевые, уборные при гимнастическом зале; душевые и уборные персонала; кладовые и складские помещения (кроме помещений для хранения легковоспламеняющихся жидкостей); радиоузлы; кинофотолаборатории; книгохранилища; бойлерные, насосные водопровода и канализации; камеры вентиляционные и кондиционирования воздуха; узлы управления и другие помещения для установки и управления инженерным и технологическим оборудованием зданий; помещения для хранения дезсредств.
2.4.1.2. Основной системой естественного освещения учебных помещений является боковое левостороннее. Направление основного светового потока не должно быть спереди и сзади от обучающихся. При глубине учебных помещений более 6 метров обязательно устройство правостороннего подсвета.
В учебно-производственных мастерских, актовых и спортивных залах применяют системы освещения (боковое одно-, двух- и трехстороннее) и комбинированное (верхнее и боковое). Выбор системы освещения определяют характером зрительной работы, габаритами помещения и оборудования, особенностями светового климата и др. Для мастерских с большой глубиной наилучшими системами следует считать двухстороннее боковое и комбинированное (в одно- и двухэтажных зданиях).
Направленность света от боковых окон на рабочую поверхность, как правило, левостороннее. В слесарных и токарных мастерских направление света от боковых окон справа (при этом обеспечивается наименьшее затенение от корпуса тела работающего и громоздкой левой части токарных станков).
2.4.1.4. В учебно-производственных мастерских и рабочих местах обучающихся на предприятиях КЕО обеспечивается в соответствии с характеристикой зрительной работы согласно требованиям, предъявляемым к естественному и искусственному освещению. В помещениях, специально предназначенных для работы или производственного обучения подростков, нормированное значение КЕО повышается на один разряд и должно быть не менее 1,0%.
2.4.1.8. В учебных и учебно-производственных помещениях комнатные цветы следует размещать в подвесных кашпо в простенках между окнами или на подставках высотой 65-70 см от пола.
2.4.1.9. Очистку оконных стекол необходимо производить не реже двух раз в год.
2.4.1.10. Искусственное освещение следует включать при снижении уровня естественной освещенности на удаленных от оконных проемов столах ниже 300 лк.
2.4.1.11. Светопроемы учебных помещений оборудуют регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми однотонными шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен. В нерабочем состоянии шторы необходимо сдвигать в простенки между окнами. Шторы из поливинилхлоридной пленки не используют.
2.4.2. Искусственное освещение
2.4.2.1. Искусственное освещение учебных, учебно-производственных и вспомогательных помещений должно соответствовать требованиям, предъявляемым к естественному и искусственному освещению. Для учебно-производственных помещений дополнительно используются отраслевые нормы искусственного освещения.
Проектируемые установки внутреннего освещения обеспечивают нормируемые уровни освещенности и показатели качества освещения (показатель дискомфорта и коэффициент пульсации).
В кабинетах технических средств обучения при использовании телевидения и графопроекции при необходимости сочетания восприятия информации с экрана с ведением записи освещенность на рабочем столе должна быть не ниже 300 лк.
Освещенность на рабочем столе при диа- и кинопроекции должна быть 500 лк и может быть создана системой «функционального» искусственного освещения с «темным коридором» перед экраном или при использовании одного местного освещения.
Для общего освещения учебных помещений (кабинетов, аудиторий, лабораторий) следует использовать люминесцентные светильники: ЛСО02-2х40, ЛПО28-2х40, ЛПО02-2х40, ЛПО46-4х18-005, могут использоваться и другие светильники по типу приведенных с аналогичными светотехническими характеристиками и конструктивным исполнением.
2.4.2.5. Необходимое количество светильников и их размещение в помещении определяют по светотехническим расчетам с учетом коэффициента запаса в соответствии с требованиями, предъявляемыми к естественному и искусственному освещению.
Предусматривают раздельное включение светильников или отдельных их групп (с учетом расстановки учебного и технологического оборудования).
2.4.2.6. Рабочее искусственное освещение в учебно-производственных мастерских и на предприятиях проектируют двух систем: общее (равномерное и локализованное) и комбинированное (к общему добавляется местное).
2.4.2.7. При выполнении в помещении работ I-IV разрядов следует применять систему комбинированного освещения. Освещенность рабочей поверхности, создаваемая светильниками общего освещения в системе комбинированного, должна составлять не менее 10% в соответствии с требованиями, предъявляемыми к естественному и искусственному освещению.
Для общего освещения в системе комбинированного следует использовать преимущественно люминесцентные лампы независимо от типа источника света местного освещения. Для местного освещения следует применять люминесцентные лампы или лампы накаливания.
2.4.2.9. Выбор источника света следует производить с учетом характеристики зрительной работы, уровня освещенности, требований к цветоразличению в соответствии с требованиями, предъявляемыми к естественному и искусственному освещению.
2.4.2.10. Для общего и местного освещения производственных помещений со специфическими условиями среды (пыльные, влажные, взрывоопасные, пожароопасные и др.) применяют светильники в соответствии с их назначением и светотехническими характеристиками.
2.4.2.12. Очистку от пыли светильников общего освещения следует производить не реже 2 раз в год; замену перегоревших ламп по мере выхода из строя. К этой работе обучающиеся не привлекаются. Неисправные и перегоревшие люминесцентные лампы собирают и хранят до сдачи в местах, недоступных для обучающихся.
2.4.3. Требования к воздушно-тепловому режиму
2.4.3.1. Отопление, вентиляцию, кондиционирование воздуха в учреждениях НПО следует предусматривать в соответствии с требованиями, предъявляемыми к общественным зданиям и сооружениям.
2.4.3.2. Удаление воздуха из классов и кабинетов проводится через систему вытяжной вентиляции с естественным побуждением. Через открытые форточки (фрамуги, створки окон) осуществляется проветривание учебного помещения перед занятиями, в каждую перемену, после уроков, а также по окончании учебных занятий. Наибольшая эффективность достигается сквозным проветриванием. Длительность сквозного проветривания определяют погодными условиями. Во время учебных занятий проветриваются рекреационные помещения.
2.4.3.3. Площадь фрамуг и форточек в учебных помещениях составляет не менее 1/50 площади пола. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года.
2.4.3.4. Подачу приточного воздуха в производственные помещения пищеблока следует предусматривать через обеденный зал. Объем подаваемого воздуха должен составлять не менее 20 м /час на одно место в обеденном зале.
2.4.3.5. Механическая вытяжная вентиляция предусматривается для следующих групп помещений: учебных кабинетов, лабораторий, актовых залов, бассейнов, столовой, медпункта, гардеробной, киноаппаратной, санитарных узлов, помещений для обработки и хранения уборочного инвентаря.
2.4.3.6. В лабораториях, учебно-производственных мастерских, рабочих местах на предприятиях, где проводится обучение, у станков и механизмов, работа на которых связана с выделением вредных веществ, пыли, повышенного тепла, оборудуется общая и местная механическая вентиляция, обеспечивающая параметры факторов и уровень содержания веществ в пределах, не превышающих установленные гигиенические нормативы.
2.4.3.7. В сварочных мастерских рабочие столы оборудуют местными отсосами со всасыванием воздуха в габаритном сечении со скоростью 5-6 м/с. Удаление воздуха должно компенсироваться притоком воздуха в полном объеме. Приток воздуха должен осуществляться рассредоточенно.
2.4.3.8. При электросварке на нефиксированных рабочих местах помещение оборудуют общеобменной приточно-вытяжной вентиляцией из расчета воздухообмена по наиболее токсичному компоненту в зависимости от применяемых электродов.
2.4.3.9. Электромонтажные столы оборудуют местными отсосами на поворотном шарнирном соединении со скоростью в габаритном сечении 5-6 м/с.
2.4.3.10. Резку металла осуществляют на раскроечном столе, имеющем вытяжку снизу из-под решетки из расчета 0,7 м/с с открытой поверхности стола.
2.4.3.11. Помещения монтажных мастерских оборудуют общеобменной приточно-вытяжной вентиляцией с кратностью воздухообмена, рассчитанной на количество поступающих вредностей (пыль, газ и тепло).
2.4.3.12. Температура воздуха в учебных кабинетах, лабораториях должна составлять 18-20 °С при обычном остеклении, 19-21 °С при ленточном остеклении;
— в дисплейных классах должна соблюдаться оптимальная температура воздуха в пределах 19-21 °С, допустимая 18-22 °С, при относительной влажности соответственно 62-55% и 39-31%;
2.4.3.13. Величины показателей микроклимата в производственных помещениях, где проходят практику обучающиеся, не должны превышать допустимых параметров в соответствии с гигиеническими требованиями к воздуху рабочей зоны. При наличии теплового облучения температура воздуха на рабочих местах обучающихся не должна превышать параметры оптимальных значений для теплого периода года.
2.4.3.14. Производственная практика в условиях открытых площадок в холодное время года не должна проводиться при параметрах микроклимата, указанных в табл. 5.
МИКРОКЛИМАТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ,
при которых не проводится производственная практика
Температура, град. С
Скорость движения воздуха, м/с
2.4.4. Шум и вибрация
2.4.4.1. В целях уменьшения влияния шума на обучающихся необходимо применять комплекс мероприятий по защите от шума.
2.4.4.2. При согласовании проектов учреждений НПО проектные организации должны представить акустические расчеты по снижению шума в учебных помещениях, включая время реверберации (затухания звука).
2.4.4.3. Время реверберации в помещениях для теоретических занятий, мастерских, спортивном зале, столовой не должно превышать 1 секунды. Частотная характеристика времени реверберации в диапазоне 250-400 Гц должна быть ровной, а на частоте 125 Гц спад времени реверберации должен быть не более 15%.
2.4.4.4. Спортивный зал, мастерские следует выделять в отдельный блок или пристройки к учебно-теоретическому корпусу.
2.4.4.5. Учебные кабинеты не проектируют над и под спортивным залом, над и под мастерскими, если процесс производственного обучения сопровождается шумом и вибрацией.
2.4.4.6. Одну мастерскую от другой отделяют сплошной перегородкой с повышенной звукоизолирующей способностью или вспомогательными помещениями (инструментальной, помещением для заготовок и т.п.).
2.4.4.7. В рекреационных помещениях, в спортивном зале, учебных кабинетах, мастерских и других помещениях с повышенными уровнями шума потолок следует облицовывать звукопоглощающими материалами (типа акмигран, перфорированной плиткой или перфорированными панелями и др.) с максимальным поглощением звука в диапазоне частот 63-8000 Гц.
В помещениях, где выполняются работы, сопровождающиеся шумом, стены не облицовывают звукоотражающими материалами (керамические плитки и др.) и не окрашивают масляными красками.
2.4.4.8. При расположении учебных кабинетов и кабинетов педагогического персонала смежно или в непосредственной близости от помещений мастерских, учебных цехов предъявляют повышенные требования к конструктивным решениям в отношении звукоизоляции. Вход в кабинет оборудуют тамбуром с установкой двойных дверей с прокладками (резиновыми или другими), способствующими их плотному притвору.
Двери всех учебных кабинетов, мастерских и производственных помещений плотно закрывают.
2.4.4.9. В спортивном зале физкультурные мостики, предназначенные для отталкивания при прыжках, должны иметь амортизирующие прокладки (резиновые, войлочные или из другого материала). Занятия двух групп в одном спортивном зале одновременно не проводят.
2.4.4.10. Комплектовать мастерские следует оборудованием, шумовые характеристики которого отвечают гигиеническим требованиям. В документах на оборудование должны содержаться сведения по частотной характеристике уровней звукового давления в октавных полосах со среднегеометрическим значением от 62,5 до 8000 Гц и уровней звука холостого хода станка.
2.4.4.11. Тяжелое оборудование (агрегаты, станки и пр.) устанавливают на первых этажах на специальном фундаменте, не связанном с фундаментом здания. При невозможности использования фундаментов под станки их устанавливают на амортизирующие прокладки или специальные пружинные приспособления. Настольные станки устанавливают на амортизирующие прокладки.
2.4.4.12. С целью предупреждения повышенного шумообразования следует контролировать своевременный ремонт станков и их замену.
2.4.4.13. При организации производственного обучения подростков следует руководствоваться гигиеническими критериями допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков и указаниями по профилактике неблагоприятного воздействия производственного шума на организм подростков.
2.4.4.14. Пребывание подростков в условиях шума, превышающего нормируемый уровень, ограничивается: (табл.6)
- санпин дистанционное обучение нормы
- санпин обучение в 1 смену какие классы