сан марко собор святыни
Кафедральный собор Св. Марка
Мiръ Италия Венеция Кафедральный собор Св. Марка
Собор святого Марка — католический кафедральный собор Венеции, представляющий собой редкий пример византийской архитектуры в Западной Европе; здесь покоятся мощи апостола Марка. Располагается на площади Святого Марка, рядом с Дворцом дожей. (итал. Basilica di San Marco — «базилика Сан-Марко»)
Собор, украшенный многочисленными мозаиками, выполненными в византийском стиле, является местом нахождения мощей апостола Марка и множества ценных предметов искусства, вывезенных из Константинополя в ходе крестовых походов. В 1987 году собор в числе прочих венецианских памятников вошёл в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Содержание
История [ править ]
Первая базилика [ править ]
Базилика была построена для размещения мощей апостола Марка, которые 31 января 829 года были привезены из Александрии в Венецию. Мощи были привезены венецианскими купцами Буоно и Рустико, которые в 828 году, прибыв в Александрию, узнали, что мусульмане начали разрушение христианских храмов для возведения мечетей. Поскольку предание связывает проповедь христианства в городах Венецианской лагуны с апостолом Марком, то купцы решили спасти мощи святого от осквернения и привезти их в свой город. Чтобы перенести реликвию на корабль, торговцы прибегли к хитрости: тело евангелиста было положено в большую корзину и сверху покрыто свиными тушами, к которым не могли прикоснуться сарацины даже при таможенном досмотре. Для большей надёжности корзину спрятали в складках паруса одного из судов (событиям, связанным с перенесением мощей, посвящены мозаики пресбитерия и одной из люнет центрального фасада). После перенесения мощей в город, апостол Марк заменил святого Феодора в роли небесного покровителя Венеции, а символом города стал знак этого евангелиста — крылатый лев.
Строительство было начато дожем Джустиниано Партечипацио в 829 году, а завершено в 832 году его братом дожем Джованни Партечипацио. Поскольку здание первой базилики не сохранилось, то о её облике можно судить лишь по археологическим раскопкам, выполненным в ходе реставрации крипты собора, когда была обнаружена древняя кладка стен. Считается что церковь была построена в форме латинской базилики типа равеннских (Сан-Витале) и занимала место нынешней крипты. Купол, установленный над её центральной частью, находился над местом захоронения мощей апостола Марка.
Базилика была повреждена пожаром, возникшем в 976 году в ходе дворцового переворота, когда дож Пьетро Кандиано был смещён дожем Пьетро Орсеоло. Пожар, начавшийся во Дворце дожей, перекинулся на северо-западную часть собора и нанёс ему серьёзные повреждения. К концу X века базилика была восстановлена, но исследователи считают, что эта была реставрация здания, а не новое строительство.
Современная базилика [ править ]
Строительство современной базилики было начато в 1063 году при доже Доменико Контарини. В 1071 году в ещё недостроенном соборе был возведён в должность дожа Доменико Сельво, при котором в 1071—1084 годах был начат первый цикл создания мозаичного убранства базилики. Освящение храма состоялось в 1094 году при доже Витале Фальере, который был захоронен в галерее на месте современного нартекса собора.
Крестовокупольная пятиглавая церковь была возведена по образцу константинопольского храма Апостолов. На протяжении последующих столетий церковь непрерывно расширялась и украшалась: в 1159 году начались работы по облицовке собора мрамором, в XII веке были выполнены мозаики центральных куполов и сводов, в 1343—1354 годы были пристроены баптистерий и капелла святого Исидора, в XV веке — капелла Масколи и сакристия (1486—1493 годы), в 1504—1521 годах капелла Дзен. Внешнее убранство собора было завершено к концу XV века, о чём свидетельствует его изображение на картине Джентиле Беллини «Процессия реликвии Святого Креста на площади Сан Марко» (1493 год). Титул главного строителя собора в разное время носили такие архитекторы, как Якопо Сансовино и Бальдассар Лонгена.
Множество древних реликвий попали в собор после разграбления крестоносцами Константинополя в 1204 году. К ним относятся квадрига на западном фасаде, «золотой алтарь» византийской работы, образ «Мадонна Никопея».
Базилика играла значимую роль в истории Венецианской республики. По сложившейся традиции глава республики должен был предстать перед горожанами и публично провозглашается дожем из преголы, правой кафедры, специально устроенной для этой цели в соборе. Несмотря на то, что базилика до 1807 года была лишь дворцовой капеллой, в ней проходили крупные официальные церемонии (благословение войска перед войной в том числе перед четвёртым крестовым походом, демонстрация захваченных у врагов знамён). В базилике состоялась покаянная встреча Фридриха Барбароссы с папой Александром III. Собор полностью находился в юрисдикции дожей и имел собственный причт, независимый от местного епископа. В 1807 году по приказу Наполеона в собор Сан Марко из церкви Сан-Пьетро ди Кастело была перенесена кафедра патриарха Венеции (титул принадлежит епископу Венеции с 1451 года) и храм стал кафедральным собором Венеции.
В настоящее время собор является действующим храмом. Будничные богослужения проводятся в капелле святого Исидора. Кроме мощей апостола Марка среди реликвий базилики выделяется глава апостола Иакова Младшего, мощи мученика Исидора и образ Богородицы «Никопея», что делает её центром христианского паломничества.
Святые [ править ]
Святыни [ править ]
День Святого Марка [ править ]
8 мая, когда по юлианскому календарю празднуется день памяти святого евангелиста Марка, коптская и русская православная община Венеции совершает богослужение в древней базилике святого Марка, где с 833 года почивают его мощи. С разрешения католической курии Венеции православные богослужения совершаются в крипте базилики Сан-Марко.
Собор Святого Марка
Собор Святого Марка (Сан-Марко)
Собор Святого Марка (Basilica di San Marco) относится к самым известным храмам Венеции – уникального города в Италии, расположенного на 118 островах. Если вы хотите увидеть частичку древней Византии в современной Европе, то лучшего объекта не найти. Базилика Сан-Марко представляет собой классический образец византийской архитектуры не только на Старом континенте, но и во всём мире. Культовое сооружение, впечатляющее своим блеском и роскошью, находится на одноименной площади и примыкает к готическому Дворцу дожей (Palazzo Ducale) – резиденции правителей Венецианской республики в эпоху Средневековья. Изначально базилика являлась ее часовней, обретя «самостоятельность» только с получением статуса резиденции Патриарха Венецианского. Здесь хранятся предметы искусства старины, которым нет цены. В 1987 году ЮНЕСКО включила собор Сан-Марко в перечень охраняемых объектов.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Собор Святого Марка
Новая базилика – специально для хранения мощей
В этом храме уже много веков бережно сохраняются останки евангелиста Марка. Для их размещения он, собственно, и был возведен. Датой основания считается 829 год, когда мощи апостола были доставлены в Венецию. Прежде тело ученика Христа пребывало в одном из соборов Александрии, но в 828 году его выкрали венецианские торговцы Буоно и Рустико. Они были движимы благими намерениями: спасти останки Марка от вандализма мусульман, разрушавших в то время христианские храмы с целью возведения мечетей. Провоз реликвии был сопряжен с определенным риском, и, чтобы не быть пойманными, они пошли на хитрость. Останки Марка поместили в большую корзину, а сверху накидали свиных туш. Они были уверены, что сарацины (население Арабского халифата в V-XIII веках) при досмотре путников к такой «нечистоте» и не прикоснутся вовсе. Но для пущей надежности запрятали корзину в парусных складках.
Предшественником базилики был скромный по своим масштабам храм Святого Теодора, носивший имя изначального покровителя города. Когда в 829 году доставили тело апостола, дож (глава республики) Партечипацио и распорядился построить другой храм – величественный и роскошный. Он должен был соответствовать высокому предназначению хранилища мощей покойного евангелиста, ставшего новым покровителем Венеции.
Процессия реликвии Святого Креста на площади Сан Марко, Джентиле Беллини, 1496 год
Весть о появлении святыни быстро разнеслась по Европе, и собор Сан-Марко стал в ряд особо почитаемых христианами святых мест. Однако в 976 году случилось несчастье – пожар. После этого храм неоднократно перестраивали. Завершающую реконструкцию освятили в 1094 году. В том виде, практически без изменений, здание собора Святого Марка дошло до наших дней, возвышаясь поблизости от Большого канала (Canal Grande), главной «улицы» современной Венеции, протянувшегося на 3800 метров.
Вид на собор через площадь Сан-Марко Внутри базилики Квадрига святого Марка
Архитектура собора Сан-Марко
Прообразами собора Сан-Марко стали два православных храма: церковь Святых Апостолов, существовавшая в Константинополе с 330 по 1461 год, и ныне функционирующий стамбульский Софийский собор. Венецианская базилика имеет вид греческого креста и на пересечении увенчана большим куполом. Всего куполов пять: остальные высятся над «ветвями» креста. Порталы центрального фасада, их пять, украшают мозаичные тимпаны XVIII века, установленные вместо устаревших аналогов XVI столетия. В результате многих реконструкций в облике собора Сан-Марко соединились различные стили. Его удивительно гармоничная архитектоника совмещает восточный мрамор и барельефы в романском и греческом стиле, колонны самых разных ордеров и капители в стиле готики, не говоря уже о византийских и итальянских скульптурах. Вместе с тем он остается классической византийской крестовокупольной базиликой.
Купола собора Сан-Марко с видом на Венецию
Что посмотреть в базилике Святого Марка
Здание собора потрясает воображение своими масштабами. В высоту оно простирается на 43 метра, в длину – на 76,5 м, в ширину – на 62,5 метра. Общая площадь – 4000 кв. метров. Главный фасад (он же западный) являет собой произведение искусства: здесь представлены шедевры разных эпох начиная от античных и заканчивая Средними веками. В южной стороне – той, что ближе к резиденции бывших глав республики – находятся две колонны, доставленные из Сирии. Их украшает византийская резьба V века. Привезенные из Турции изваяния четырех тетрархов (IV в.) стоят на внешнем углу казначейства. Верхнюю часть главного фасада украшают тонкие башенки, их добавили шесть веков назад.
Алтарная часть и центральный неф отделены друг от друга. Между ними находится иконостас конца XIV века. Большим крестом увенчана изготовленная из цветного мрамора алтарная преграда. По сторонам от него, помимо изваяний евангелиста Марка и Девы Марии, находятся статуи всех двенадцати учеников Христа. Главный соборный алтарь, где, собственно, и покоятся мощи апостола, находится под киворием. Они были перенесены туда из крипты в 1835 году. Наборный пол храма (XII век) тоже мраморный, отлично сочетается с его внешним и внутренним убранством. Главный алтарь, более известный как Пала д’Оро («Золотой алтарь»), бесценен. Он создавался на протяжении почти пятисот лет византийскими ювелирами. В высоту простирается на 2,51 метра, в длину – на 3,34 м. Его, состоящего из 80 икон-миниатюр, называют в числе главных сокровищ города. Иконы изготовлены в технике перегородчатой эмали, инкрустированы драгоценными камнями и украшены золотом. Некоторые сокровища в 1797 году были украдены Наполеоном. Большинство же сохранилось, их можно видеть и сегодня. Вообще, сокровищница собора богата: бесценные реликвии привезены еще крестоносцами, разграбившими Константинополь.
Встреча Авраама и Мелхиседека Искушение Христа Тайная вечеря Центральный фасад собора Святого Марка
Старейшие мозаики, датированные XIII веком, сберегаются в атрии, это сразу за входом. На них воспроизведены сюжеты Торы (ветхозаветного Пятикнижия), в то время как мозаики внутри храма Сан-Марко показывают нам библейские сюжеты из Евангелия. Купол, который ближе всех к основному входу, одновременно и самый старый. Украшающая его мозаика иллюстрирует, как в Пятидесятницу сошел Святой дух в виде голубя. Могила правителя Венеции Орделафа Фольера и еще двух правителей республики тоже находится неподалеку от главного входа. А сразу за ним видим памятный знак в честь исторического примирения в 1177 году римского понтифика Александра III и императора Священной Римской империи Фридриха I Барбароссы.
В музее при храме Святого Марка хранится квадрига из позолоченной бронзы. Это единственный дошедший до нас образец античной конской скульптуры, изготовленный греческим мастером Лисиппом. Когда-то, примерно в IV веке до н. э., она венчала арки Траяна. Бронзовые копии коней можно видеть на лоджии главного фасада. В музее также хранятся образцы ранних мозаик. Над центральным входом имеется балкончик, с которого можно полюбоваться панорамой площади Сан-Марко. Но планируя посетить храм, не забывайте, что он является действующим, поэтому есть определенные требования к одежде. Нельзя входить с большими сумками, громко разговаривать, фотографировать и снимать на видео.
Старейшая из мозаик фасада (XIII век) «Процессия переноса мощей святого Марка в собор» Мозайка «Прибытие мощей апостола Марка в Венецию» 1660 год
Время работы
В будние дни базилика открыта с 9:45 до 17:00. По воскресеньям и в праздники работает с 14:00 до 17:00, в зимнее время до 16:00. Вход бесплатный. Музей собора Святого Марка принимает посетителей с 9:45 до 16:45. На колокольню можно попасть летом с 9:00 до 21:00, зимой – до 15:45.
Как добраться
До Венеции есть рейс «Аэрофлота» из Москвы. В Санкт-Петербурге можно сесть на борт итальянского авиаперевозчика AirOne.
Другой вариант: добираться поездом Москва – Ницца. Он идет через Верону, от которой до Венеции, если пересесть на поезд-экспресс, всего час пути.
От местного железнодорожного вокзала Santa Lucia до собора Сан-Марко ходит водный автобус (маршруты №№ 1, 2 и 51). Время в пути примерно 25 минут. Можно пройтись пешком, но это дольше – 30-45 мин.
Собор Святого Марка в Венеции
Собор Святого Марка (Basilica San Marco) находится на одноименной площади рядом с Дворцом дожей и представляет собой великолепный архитектурный образец византийского стиля. Собор известен на весь мир и является обязательным для посещения при осмотре достопримечательностей Венеции.
Помимо того, что данный собор является прекрасным творением архитектуры с интересной историей, в нем хранятся мощи евангелиста Святого Марка, для поклонения которым сюда приходят многие верующие.
Здесь также хранится большое количество произведений искусств, привезенных из Константинополя, а внутреннее убранство собора и многочисленные мозаики не оставят равнодушными даже искушенных туристов.
Собор Святого Марка также является памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО.
История возникновения Собора Святого Марка
История возникновения Собора Сан Марка берет свое начало с 828 года, когда, согласно легенде, двумя венецианскими купцами Рустико и Буоно из Константинополя были вывезены мощи апостола Марка.
Мощи святого были перевезены специально для того, чтобы уберечь их при грядущем разрушении христианских соборов мусульманами. Апостол Марк и по сей день является хранителем Венеции.
Кстати говоря, о данной легенде повествует мозаика на одной из стен базилики.
Строительство базилики
Сразу же после того, как мощи апостола Марка оказались во владении Венеции, началось строительство базилики Сан Марко, которое завершилось в 832 году при доже Джованни Партечипацио. К сожалению, в скором времени базилика полностью сгорела из-за пожара, но уже к 1063 году на ее месте построили новую.
Для строительства собора Святого Марка использовалось лиственное дерево, которое на тот момент применялось повсеместно в Венеции в силу своих свойств. Дело в том, что лиственница способна сохранять длительное время свои первоначальные качества даже при контакте с водой.
Архитектура Собора Святого Марка
Красивейшие мраморные декоративные элементы, колонны и статуи – собор Святого Марка просто создан для восхищения.
Фото: Vladislav Gajic / Shutterstock.com
Фасад
Форма и архитектура собора Святого Марка отличается своеобразием: собор построен в виде греческого креста и имеет 5 куполов. Общая площадь базилики составляет 4000 квадратных метров, а высота — 43 метра.
Интерьер
Внутреннее убранство собора выполнено в полном соответствии с принятым в то время венецианским стилем.
Основная часть базилики украшена изысканной романской резьбой, выполненной в начале 13 века, а внутреннее убранство изобилует живописными мозаиками того же времени. Действительно, данный собор является хранителем не только мощей святого, но и шедевров искусства.
Фото: And_Ant / Shutterstock.com
К сожалению, мозаики сохранились до наших дней не полностью и многие из них были заменены картинами Тинторетто и Тициана.
Иконы в этом соборе также выполнены в виде мозаики и воспроизводят сцены из жизни Святого Марка. Многочисленные мозаичные картины на потолке базилики повествуют о сценах из Ветхового Завета.
Фото: mary416 / Shutterstock.com
При входе в реликварий, где хранятся мощи святого, привлекают внимание огромные бронзовые двери, украшенные львиными головами.
Золотой алтарь
Можно бесконечно восхищаться убранством собора и великолепными мозаичными работами, буквально пронизывающими стены базилики, но самой ценной его частью является алтарная часть. Здесь хранится самая настоящая венецианская сокровищница и святыня святынь – знаменитый Золотой алтарь (Pala d’Oro).
Ювелирное богатство алтаря превосходит все мыслимые границы. Алтарь состоит из 80 миниатюрных икон, обрамленных золотом и украшенных различными драгоценными породами камней.
Как добраться до Собора Святого Марка
Если вы запланировали посещение собора Святого Марка в Венеции, то вам не придется его долго искать. Базилика располагается на одноименной площади, недалеко от знаменитого Дворца дожей.
Добраться до базилики можно:
Часы работы
Базилика Сан Марко открыта:
Золотой алтарь и Сокровищницу можно посмотреть:
Уточняйте информацию на официальном сайте: расписание может меняться.
Стоимость посещения
Вход в собор Святого Марка бесплатный по состоянию на 2020 год.
Посещение музея, Золотого алтаря и сокровищницы платное:
Посмотреть точную стоимость билетов можно на официальном сайте Собора Святого Марка www.basilicasanmarco.it.
Посетите также
Конечно, знакомство с Венецией следует начать с посещения именно площади Сан Марко, на которой вы можете осмотреть не только собор, но и знаменитый Дворец дожей, расположенный поблизости.
Дворец дожей известен как резиденция венецианских дожей и является центральным зданием Венеции. Помимо интересного архитектурного исполнения, дворец славится огромным количеством произведений искусства, хранящихся в его стенах, и исторической значимостью его залов.
Фото: Don Mammoser / Shutterstock.com
Во дворце Дожей проходили не только трибуналы и заседания первых представителей власти, но и вершилось правосудие.
Из Дворца дожей вы сможете выйти на печально известный Мост Вздохов, соединяющий великолепный дворец с тюрьмой, куда отправляли осужденных после вынесения приговора. Кстати сказать, в этой тюрьме также был заключен Казанова – единственный узник, которому удалось сбежать из этого страшного места.
Экскурсии по Венеции
Если вам хочется чего-то более интересного, чем традиционный обход города по карте, то попробуйте новый формат осмотра достопримечательностей. В современное время всё большей популярностью пользуются необычные экскурсии от местных жителей! Ведь кто лучше местного жителя знает историю и самые интересные места Венеции?
Посмотреть все экскурсии и выбрать самую интригующую можно на сайте Tripster.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать /наука, история, политика, творчество/
Собор Святого Марка в Венеции является не только выдающимся памятником итальянского средневекового искусства, но занимает почетное место в сокровищнице мировых архитектурных шедевров. Со времени создания, поразительной красоты здание собора никого не могло оставить равнодушным. Знаменитый австрийский писатель Франц Грильпарцер, описывает свои впечатления от созерцания собора следующим образом: «Тот, кто, стоя на площади св. Марка, не чувствует, что сердце его бьется сильнее, тот может позволить себя похоронить, ибо он мертв, безнадежно мертв. Тот, у кого на площади св. Марка не бьется сердце, не имеет его вообще».
«Вид собора Святого Марка, Дворца дожей и Пьяццетты», Карло Грубач, 1845 г.
Всю красоту и уникальность кафедрального собора можно описать фразой знаменитого английского искусствоведа Джона Рёскина (John Ruskin), который в 1851 году сказал примерно следующее: “Вы можете простоять у собора Святого Марка целый день, внимательно наблюдая за реакцией проходящих мимо людей, и за всё это время вы не увидите ни одного кто бы не поднял на него свои глаза. Солдат и горожанин, палач и поэт, богатый и бедный – никто из них не сможет пройти мимо и остаться равнодушным!”. Сегодня спустя столько лет ничего не изменилось. Люди из всех концов света не перестают любоваться красотой строения, с восхищением осматривая собор.
Кликабельно 2200 рх
Кликабельно 2200 рх
Строительство первого варианта здания было начато дожем Джустиниано Партечипацио в 829 году и завершено в 832 году уже его братом Джованни. В 976 году в результате пожара собору был причинен серьезный ущерб, однако позже он был восстановлен. При этом, по мнению многих исследователей, речь идет именно о реставрации, а не о новой постройке. Строительство современного здания началось в 1063 году при правлении дожа Доменико Контарини, а в следующем году собор уже был освящен.
За это время произошла смена художественных вкусов, что не могло не отразиться на соборе, где присутствуют элементы всех стилей. Хотя Сан-Марко и соткан из европейских стилей, однако в целом ему присущ дух дивной роскоши Востока. Особенно хорош он ночью, когда от него веет красотой волшебных сказок.
Церковь Сан-Марко вошла в историю как собор Святого Марка, хотя официально в течение всего Средневековья кафедральным собором он не был (эта роль до 1807 года принадлежала церкви Сан-Пьетро ди Кастелло).
Постепенно Сан-Марко превратился в великолепный памятник архитектуры и искусства. Собор был не только хранилищем священных реликвий, но и центром общественной жизни Венеции. Здесь происходили посвящения дожа, получали знаки своих полномочий флотоводцы и кондотьеры. Святой Марк был религиозным и гражданским символом Венеции.
Кликабельно 3000 рх
Многие мастера вложили свой труд, умения и талант в строительство и украшение «золотой базилики» (названной так из-за обилия здесь золота). Грандиозное здание построено по образцу несохранившейся церкви Двенадцати апостолов в Константинополе.
Свое праздничное убранство собор получил в XII-XIV веках. В начале XIV века здание увенчалось пышным прихотливым карнизом в готическом стиле. Детали декора Сан-Марко относятся к разному времени, и происхождение их различно. По своим художественным достоинствам они заслуживают того, чтобы рассказать о них подробно.
Кликабельно 1600 рх
Часть рельефов была привезена из Византии. Некоторые из них представляют различные ремесла, сцены охоты или рыбной ловли. Очень интересны бронзовые двери входов: две двери по краям представляют собой прекрасные работы Бертуччи, выполненные в 1300 году, о чем свидетельствует подпись мастера и дата прямо на дверях. Средняя дверь переделана из византийской. Богат декор мозаичными украшениями. Первые сделаны в XIII веке. Мозаичные композиции главного портала воспроизводят сцену Страшного суда, другие посвящены истории похищения и прибытия в Венецию тела святого Марка.
В 1204 году дож Энрико Дандоло во главе крестоносцев взял Константинополь. В качестве трофея он вывез оттуда коней, снятых с арки византийского императора. Кони сначала стояли на постаменте около Дворца дожей, но в 1797 году по приказу Наполеона, войска которого заняли Венецию, коней отправили в Париж и установили на площади Карусели напротив Лувра, где знаменитая квадрига пробыла восемнадцать лет.
Через главный вход собора вы попадете в атриум, предназначавшийся сначала для нефритов (непосвященных). Стены облицованы мрамором и мозаикой, на них изображены события из Ветхого Завета. Особенно впечатляет мозаика «Сотворение мира и человека». Отдельные сцены расположены концентрическими кругами. Очень подробно изложена вся история Адама и Евы, а каждый день творения обозначен белым ангелом.
Русский художник Суриков, увидев эту мозаику, был так восхищен ею, что написал: «Я в старой живописи, да и в новейшей не встречал, чтобы с такой психологической истиной была передана легенда».
Многочисленные мозаики покрывают купола и арки собора. Огромные композиции созданы неизвестными мастерами по крупицам, из кусочков стекла и камня.
С искусством мозаики венецианцев познакомили византийские мастера, которые приезжали в Венецию. Мастера из Византии передали секреты мозаичной техники: степень светопроницаемости и светоотражаемости стекла, камня и металла, сочетания золота с красками. В IX-XIV веках складывается венецианская школа мозаичной живописи.
Постепенно мозаики расположились на стенах собора в строгом порядке, начиная с образа Христа и сцен из жизни 12 апостолов и заканчивая образами всех святых и покровителей Венеции.
Кликабельно 3600 рх
Летом 1177 года в Венеции противники заключили мир, а около собора Святого Марка Фридрих I преклонил колени перед папой-победителем. Император сказал при этом, что падает ниц не перед папой, а перед святым Петром, на что папа рассудительно ответил: «И предо мною, и пред Петром».
Нельзя покинуть атриум, не остановившись перед гробницей Фелиситы Микиель, украшенной великолепным мраморным кружевом. Весь интерьер собора производит неизгладимое впечатление грандиозности и величия: огромные купола, уходящие ввысь своды, мозаики, сверкающие позолотой, богатый рисунок каменного пола.
Кликабельно 3000 рх
Эмали сами по себе являются величайшей ценностью, а украшенные золотом, алмазами, рубинами и жемчугом представляют собой не только произведение искусства, но и ценнейшее сокровище.
Но самое прославленное из изображений, хранящихся здесь, это фигура Саломеи в красных одеждах, с головой Иоанна Крестителя на блюде. Это произведение вдохновило А. Блока на такие строки:
Вид собора Святого Марка, Дворца дожей и Пьяццетты», Карло Грубач, 1845 г.
Рядом с алтарем расположена капелла Исидора. В ней помещен саркофаг, в котором находятся реликвии этого святого.
Есть в Сан-Марко музей из трех помещений. В нем хранятся мозаики, фламандские и персидские ковры, собрания мраморных фрагментов IX-XIV веков.
Наборный мраморный пол собора прекрасно сочетается с внутренним и наружным мраморным убранством, он составлен из плит полихромного мрамора со вставками мозаичных изображений, которые также выполнены из мраморных кусочков различного размера и формы.
Вообще, надо отметить, что мрамор в отделке собора появился не сразу, так мраморная облицовка фасада появилась только в XIII веке и связана с трофеями четвертого крестового похода (колонны и капители из константинопольских храмов и дворцов), которые стали источником идеи о придании храму большей пышности. Напомним, что изначальный архитектурный облик определялся канонами романского стиля и был весьма аскетичен.
Собора знаменит своими мозаиками, среди которых «Снятие с креста», «Сошествие Иисуса Христа во ад», «Воскресение Христово» и множество других. Общая площадь мозаичных полотен порядка 4000 кв. метров.
Кликабельно 5000 рх «Моление о чаше»
Одним из наиболее ярких свидетельств того, как архитектура собора впитала в себя различные влияния является квадрига святого Марка. Это многофигурная античная конная статуя IV века до н.э., которая некогда украшала константинопольский ипподром и в 1204 году была вывезена в Венецию. В 1970-е годы в целях сохранности квадрига была заменена копией, в 1982 году оригинал украсил собой музей базилики.
В крипте (место, служащее для погребения мощей святых) собора сохранилась часть элементов, которые исторически относятся еще к первой базилике. В ее центре располагается часовня, украшенная мраморной ажурной плитой византийской работы, именно под ней до 1835 году хранились мощи святого Марка, которые затем были перенесены в главный алтарь.
В южной части собора находится баптистерий (помещение, предназначенное для крещения), его стены облицованы мрамором, а своды и люнеты украшает мозаика. Центром баптистерия является каменная купель, которая закрыта бронзовой рельефной крышкой.
Кликабельно 3000 рх
В помещениях, которые соединяют храм с расположенным неподалеку дворцом дожей, расположена сокровищница, ее собрание состоит из трофеев крестовых походов и подарков римских пап.
Из особенностей собора, напрямую связанных с архитектурой, можно отметить потрясающую акустику, благодаря чему в разные году он привлекал знаменитейших музыкантов и композиторов.
Собор Святого Марка тесно примыкает к Дворцу дожей, с которым соединен внутренним переходом.